"Концессия объектісінің, концессиялық жобаның құнын және концессионер қызметін мемлекеттік қолдаудың жиынтық құнын айқындау әдістемесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 2009 жылғы 23 ақпандағы № 24 бұйрығына өзгерістер енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 2014 жылғы 4 ақпандағы № 36 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2014 жылы 05 наурызда № 9190 тіркелді

      «Концессиялар туралы» 2006 жылғы 7 шілдедегі Қазақстан Республикасы Заңы 9-бабының 5) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:
      1. «Концессия объектісінің, концессиялық жобаның құнын және концессионер қызметін мемлекеттік қолдаудың жиынтық құнын айқындау әдістемесін бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 2009 жылғы 23 ақпандағы № 24 бұйрығына мынадай өзгерістер енгізілсін (Қазақстан Республикасының Орталық атқарушы және өзге де орталық мемлекеттiк органдарының актiлер жинағында жарияланған, 2009 жыл, № 7, нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 5604 болып тіркелген).
      тақырыбы мынадай редакцияда жазылсын:
      «Концессия объектісінің құнын, концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын айқындау әдістемесін бекіту туралы.»;
      1-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «1. Қоса беріліп отырған Концессия объектісінің құнын, концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын айқындау әдістемесі бекітілсін»
      Концессия объектісінің құнын, концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын айқындау әдістемесі осы бұйрыққа қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.
      2. Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрлігінің Инвестициялық саясат департаменті (Қ.М. Тұмабаев):
      1) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін және оның «Әділет» ақпараттық-құқықтық жүйесінде және ресми бұқаралық ақпарат құралдарында ресми жариялануын қамтамасыз етсін;
      2) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрлігінің ресми интернет-ресурсында жариялануын қамтамасыз етсін.
      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Экономика және бюджеттік жоспарлау вице-министрі М.Ә. Құсайыновқа жүктелсін.
      4. Осы бұйрық оның мемлекеттік тіркелген күнінен бастап қолданысқа енгізіледі және ресми жариялануға жатады.

      Министр                                          Е. Досаев

Қазақстан Республикасы        
Экономика және бюджеттік жоспарлау
министрінің              
2014 жылғы 04 ақпандағы        
№ 36 бұйрығына қосымша          

Қазақстан Республикасы       
Экономика және бюджеттік жоспарлау
министрінің           
2014 жылғы 23 ақпандағы        
№ 24 бұйрығымен бекітілген     

Концессия объектісінің құнын және концессионерлер қызметін
мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын
айқындау әдістемесі

1. Жалпы ережелер

      1. Концессия объектісінің құнын және концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын айқындау әдістемесі (бұдан әрі - Әдістеме) «Концессиялар туралы» 2006 жылғы 7 шілдедегі Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі - Заң) 9-бабы 5) тармақшасына сәйкес әзірленген.
      2. Бұл әдістеме:
      1) концессия объектісінің құнын және концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын есептеуге қойылатын бірыңғай талаптардың сақталуын қамтамасыз етеді;
      2) концессия объектісінің құнын және концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын есептеу іске асырылатын барлық концессиялық жобаларға таралады.
      3. Әдістеме концессия объектісінің құнын және концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын айқындауға қатысатын лауазымды, заңды және жеке тұлғалар үшін жарамды.
      4. Әдістемеде мынадай ұғымдар пайдаланылады:
      концессионер қызметін мемлекеттік қолдау - Заңның 14-бабы 1-тармағының 1)2)3)4) және 5) тармақшаларында көзделген концессионер қызметін мемлекеттік қолдаудың түрлері;
      шығындарды өтеу көздері - Заңның 7-бабы 1-тармағының 3) тармақшасында көзделген концессионердің инвестициялық шығындарын өтеу.
      5. Концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құны - бұл концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдаудың барлық түрлері мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құны.

2. Концессия объектісінің құнын айқындау

      6. Объект құны 16 Қаржылық есептіліктің халықаралық стандарттарында (бұдан әрі - ҚЕХС) қолданылатын активтердің/негізгі құралдардың бастапқы құны ұғымына сәйкес болып табылады. ҚЕХС сәйкес негізгі құралдардың бастапқы құны активті міндетіне сәйкес қолдану үшін жұмыс қалпына келтіруге қажетті барлық шығындардан құралады. Нақты алғанда өзі дайындайтын негізгі құралдар үшін ол қарыздық қаражатты тарту бойынша шығыстарды қоса алғандағы компания жұмсаған шығындар ретінде айқындалады (ҚЕХС 23).
      7. Концессия объектісінің құны мемлекеттік қолдау көлемін және шығындарды өтеу көздерін анықтау мақсатында айқындалады. Объект құнын есептеу концессия объектісін құруды (салуды) немесе қайта жаңғыртуды болжайтын жобалар үшін іске асырылады.
      8. Объектіні концессияға беру мүмкіндігі туралы ұсынысты қалыптастыру кезеңінде объектінің құны Қазақстан Республикасының бағалау қызметі туралы заңнамасына сәйкес бағалау әдісімен айқындалады.
      9. Концессиялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін (бұдан әрі - ТЭН) әзірлеу және концессия шартын жасасу кезеңінде концессия объектісінің құны концессия объектісін құру (салу) мақсатында концессионер жұмсаған барлық шығыстардың жиыны ретінде айқындалады:

      мұнда:
      СО - объект құны;
      № - жылдармен сипатталған кезеңнің ұзақтығы;
      Р t - концессия объектісін құру (салу) t мерзімдегі концессионердің концессия объектісін құруға жұмсаған барлық шығындарының сомалық көлемі;
      P t ncд- мыналарға жұмсалған t мерзім бойынша шығыстар:
      тиісті саланың сметалық нормалары мен бағамдарының жинағына, тиісті саладағы жобалау жұмыстарының бағаларының жинақтарына, Жобалау және салу бойынша ережелер жинағына сәйкес айқындалатын жобалау-сметалық құжаттама әзірлеу;
      тиісті салада қолданылатын нормаларға сәйкес қажетті сараптауларды жүргізу (мемлекеттік сараптау, техникалық қадағалау, авторлық қадағалау және басқалар);
      концессия объектісін пайдалануға бергенге дейін лицензияларды, патенттерді, рұқсатнамаларды және де қолданыстағы заңнамаға сәйкес көзделген басқа да құжаттарды алу;
      P t тру - t мерзімдегі тиісті стандарттар, нормалар және ережелерге сәйкес концессия объектісін құруда (салуда) қолданылатын шикізат пен материалдар, жұмыстар мен қызметтер бойынша шығындар;

      P t ауn- t мерзімдегі жұмыстар мен қызметкерлердің кәсіптерінің бірыңғай тарифтік-біліктілік анықтамасына (БТБА) және Қазақстан Республикасының Еңбек кодексіне сәйкес концессия объектісін құру кезеңінде нормативтік мәндер шегіндегі техникалық және әкімшілік шығыстарды қоса алғандағы концессия объектісін құру (салу) кезеңіндегі компанияны басқару шығындары;

      P t фn- t мерзімдегі мыналар:

      қарыз капиталының нарығында белгіленген нарықтық сыйақы мөлшерлемесі бойынша есептелетін қысқа және ұзақ мерзімге тартылатын қарыздар бойынша сыйақылар төлеу. Инвестицияларды Қазақстан Республикасының қарыз капиталы нарығында тартқан жағдайда қарыздар бойынша сыйақыларды төлеу бойынша шығындар Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкінің «Берілген несиелер бойынша (орта өлшенген) сыйақы мөлшерлемелері» статистикасының негізінде айқындалады (http://www.nationalbank.kz), шетел капиталы тартылған жағдайда - сыйақыларды төлеу бойынша шығыстар LIBOR мөлшерлемесін және 3% пайда мөлшерінде айқындалатын болады;
      концессия объектісін құру (салу) кезіндегі инфрақұрылымдық облигациялар бойынша есептелетін сыйақыларды төлеу, олар Қазақстан Республикасының Экономика және бюджеттік жоспарлау министрлігінің ресми интернет ресурсында (www.minplan.gov.kz) орналастырылған, тиісті мақұлданған Әлеуметтік-экономикалық дамуының және бюджеттік параметрлері болжамына сәйкес есептеулер кезіндегі қаржы-экономикалық үлгіде (бұдан әрі - ҚЭҮ) болжанатын инфляция (тұтынушылық бағалар) деңгейі ретінде айқындалады + облигациялар айналымы мерзімі бойында әрекет ететін белгіленген пайда;
      Қазақстан Республикасының Экономика және бюджеттік жоспарлау министрлігінің сайтында (www.minplan.gov.kz) орналастырылған, тиісті мақұлданған Әлеуметтік-экономикалық дамуының және бюджеттік параметрлері болжамына сәйкес шетел валютасындағы несиелер бойынша бағамдық айырмашылықтар бойынша шығындар;
      P t страх - t мерзімдегі сақтандыру қызметтерінің нарығын тексеру нәтижелері бойынша сақтандыру қызметінің нарықтық бағаларына сәйкес инфрақұрылымдық облигациялар бойынша мемлекет кепілгерлігі бойынша сақтандыруды қоса алғандағы концессия объектісін құрумен (салумен) байланысты сақтандырудың барлық түрлері бойынша шығыстар;
      P t аморт . - салық заңнамасында көзделген нормалар шегінде жаңа объектіні құруда (салуда) тікелей қолданылатын негізгі құралдар мен материалдық емес активтерге есептелетін амортизация;
      P t өзгелер - келесі шығындарды қамтитын t кезеңіндегі басқа да шығындар:
      KazPrime индикаторын қалыптастыру туралы KASE Келісіміне қатысушы банктер қызметтерінің орташа тарифтері ретінде айқындалатын қарыздарды тарту. Тарифтер ашық ақпарат болып табылады және тиісті қаржылық ұйымдардың сайттарында орналастырылған;
      нарықты тексеру нәтижелері бойынша тиісті қызметтердің нарықтық бағаларына сәйкес инфрақұрылымдық облигацияларды шығаруды ұйымдастыру;
      банктік кепілдік беру қызметтерінің нарығын тексеру нәтижелері бойынша банктік кепілдік беру қызметтерінің нарықтық бағаларына сәйкес банктік кепілдік беру бойынша ақылы банк қызметтері мен комиссиялары;
      уәкілетті мемлекеттік органдар алатын міндетті алымдар мен төлемдер;
      аудиторлық компаниялардың бағалық ұсыныстарына сәйкес аудиторлық тексерулер;
      көлемі концессия объектісін құру (салу) бойынша жоғарыда көрсетілген барлық шығыстар сомасының 1 % аспайтын көлемдегі концессия объектісін құрумен (салумен) байланысты өзге де шығыстар бойынша.
      10. Концессия объектісін мемлекет меншігіне беру кезеңінде концессия объектісінің құны «Қазақстан Республикасындағы бағалау қызметі туралы» Қазақстан Республикасының 2000 жылғы 30 қарашадағы Заңына (бұдан әрі - Бағалау қызметі туралы заң ) сәйкес айқындалады.
      11. Қолданыстағы концессия объектісін қайта жаңғырту кезінде концессия объектісінің құны Қазақстан Республикасы Салық кодексінің 116,117,118,119,120,121 және 122-баптарына сәйкес айқындалған құнға тең болып табылады.

3. Концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды
өтеу көздерінің жиынтық құнын есептеу

      12. Концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құны = (тең) инфрақұрылымдық облигациялар бойынша мемлекет кепілгерлігінің құны +(қосу):
      концессиялық жобаны қаржыландыру үшін тартылатын қарыздар бойынша мемлекет кепілдіктерінің құны +(қосу);
      мемлекетке тиесілі зияткерлік меншік объектiлерiне ерекше құқықтардың құны +(қосу);
      Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес ұсынылатын заттай гранттардың құны +(қосу);
      концессиялық жобаларды қоса қаржыландыру сомалары +(қосу);
      концессия шартының қолданылу кезеңінде концессия шартында белгіленген мерзімдерде және ол айқындаған көлемде концессионердің инвестициялық шығындары өтемақысының сомасы.
      13. Концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің жиынтық құнын есептеу қаржылық-экономикалық үлгіні (бұдан әрі - ҚЭҮ) қолдана отырып жүргізіледі. Мемлекеттік қолдаудың оңтайлы деңгейін айқындау мақсатында ҚЭҮ екі нұсқасы: атап айтқанда, базалық ҚЭҮ және кеңейтілген ҚЭҮ әзірленеді.
      14. Базалық ҚЭҮ әзірлеген кезде жоба концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздері болмаған кезде жүзеге асырылады деген болжам қолданылады. Базалық ҚЭҮ шеңберінде қаржылық қолдау шараларын ескерусіз жобаның таза келтірілген құны есептеледі (бұдан әрі - базалық NPV).
      15. Базалық NPV есептеген кезде мынадай талаптар мен болжамдар сақталуы тиіс:
      1) жоба қарыз алудың нарықтық құны (пайыздық мөлшерлемесі) бойынша тек қана коммерциялық көздерден қаржыландырылады;
      2) қаржылық қолдау шаралары ұсынылмайды;
      3) теріс базалық NPV болуына жол беріледі;
      4) кассалық айырмашылықтардың болуына (ақша қаражатының теріс шамасы) жол берілмейді.
      16. Кеңейтілген ҚЭҮ концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздері ұсынылған жағдайда базалық ҚЭҮ негізінде әзірленеді. Кеңейтілген ҚЭҮ базалық ҚЭҮ-ге концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерін қосу арқылы әзірленеді.
      17. Концессиялық жобаны іске асырудың оңтайлы схемасын айқындау мақсатында кеңейтілген ҚЭҮ әзірлеген кезде әзірлеуші Заңның талаптарын сақтай отырып, мемлекеттік концессиялық міндеттемелердің белгіленген лимиттерін, пайдалар мен шығындардың ара-қатынасын, институционалдық схеманы және концессиялық жобаның басқа ерекшеліктерін ескере отырып, концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау мен шығындарды өтеу көздерінің әр түрлерін қолдану мүмкіндігін қарастырады.
      18. «Инвестициялар туралы» Қазақстан Республикасының 2003 жылғы  8 қаңтардағы № 373 Заңына сәйкес ұсынылатын заттай гранттардың құны Бағалау қызметі туралы заңға сәйкес айқындалған құн болып табылады.
      19. Заттай гранттар концессионердің концессиялық жобаны іске асыру мүмкіндігін қамтамасыз ету үшін, лимитті ескере отырып ұсынылады.
      20. Мемлекетке тиесілі зияткерлік меншік объектiлерiне ерекше құқықтардың құны Қазақстан Республикасының зияткерлік меншік мәселелері бойынша заңнамасына және «Қазақстан Республикасындағы бағалау қызметі туралы» Қазақстан Республикасының 2000 жылғы 30 қарашадағы № 109 Заңына сәйкес айқындалған құн болып табылады.
      21. Концессионерге мемлекетке тиесілі зияткерлік меншік объектiлерiне ерекше құқықтарды беру концессионердің концессиялық жобаны іске асыру мүмкіндігін қамтамасыз ету үшін, лимитті ескере отырып, жүзеге асырылады.
      22. Концессия шарттарының шеңберінде инфрақұрылымдық облигациялар бойынша мемлекет кепілгерлігінің құны кепілгерлікті орындау құны болып табылады және кепілгерлікпен қамтамасыз етілген облигациялық қарыз бойынша негізгі борыштың және ол бойынша есептеудің 1 кезеңі мен 6 айға есептелген концессия кезеңіне болжанатын неғұрлым жоғары пайыздық мөлшерлеме бойынша сыйақы сомасы ретінде есептеледі:

      мұнда G - инфрақұрылымдық облигациялар бойынша мемлекет кепілгерлігі шеңберінде мемлекеттік қолдау құны,
      D - негізгі борыш сомасы,
      r - ҚЭҮ болжанатын инфляцияның ең жоғары деңгейі + облигациялар айналымының бүкіл мерзімі ішінде қолданылатын тіркелген маржа ретінде айқындалатын пайыздық мөлшерлеме,
      p - күнтізбелік жылдағы купондық сыйақыны есептеу кезеңдерінің саны.
      23. Мемлекеттік емес қарыздар бойынша мемлекет кепілдігінің құны мемлекеттік кепілдікпен қамтамасыз етілген қарыз бойынша негізгі борыш сомасы және ол бойынша есептеудің 1 кезеңіне және 1 айға немесе шарт талаптарына сәйкес кезеңге есептелген концессия кезеңіне болжанатын неғұрлым жоғары пайыздық мөлшерлеме бойынша сыйақы ретінде есептеледі:

       мұнда Г - мемлекеттік кепілдіктер құны;
      D - мемлекет кепілдік беретін қарыз бойынша негізгі борыш сомасы;
      r - қарыз алу туралы шарт талаптарына немесе конкурстық өтінімге сәйкес мемлекет кепілдік беретін қарыз бойынша концессия кезеңіне болжанатын неғұрлым жоғары сыйақының жылдық мөлшерлемесі. Концессиялық ұсынысты және конкурстық құжаттаманы әзірлеу кезеңінде LIBOR+(қосу) 1 % мөлшерлемесі ретінде айқындалады;
      p - күнтізбелік жылдағы мемлекет кепілдік беретін қарыз бойынша сыйақыны есептеу кезеңдерінің саны.
      24. Концессионердің инвестициялық шығындары өтемақысының сомасы концессия объектісін пайдалану кезеңі ішінде төлемдердің жиынтық шамасына тең.
      25. Концессиялық жобаны қоса қаржыландыру сомасы концессия объектісін салу (реконструкциялау) кезеңі ішінде мемлекеттік бюджеттен жұмсалатын шығыстардың жиынтық шамасына тең.

О внесении изменений в приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 23 февраля 2009 года № 24 "Об утверждении Методики определения стоимости объекта концессии, концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера"

Приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 4 февраля 2014 года № 36. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 марта 2014 года № 9190

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 9 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Внести в приказ Министра экономики бюджетного планирования Республики Казахстан от 23 февраля 2009 года № 24 «Об утверждении Методики определения стоимости объекта концессии, концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5604, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 7, 2009 года) следующие изменения:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      «Об утверждении Методики определения стоимости объекта концессии, суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат»;
      пункт 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Утвердить прилагаемую Методику определения стоимости объекта концессии, суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат.»;
      Методику определения стоимости объекта концессии, суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера и источников возмещения затрат изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Департаменту инвестиционной политики Министерства экономики бюджетного планирования Республики Казахстан (Тумабаев К.М.):
      1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в информационно-правовой системе «Әділет» и в официальных средствах массовой информации;
      2) обеспечить опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации и подлежит официальному опубликованию.

      Министр                                    Е. Досаев

Приложение           
к приказу Министра экономики и
бюджетного планирования  
Республики Казахстан    
от 4 февраля 2014 года № 36 

Утверждена           
приказом Министра экономики и
бюджетного планирования  
Республики Казахстан   
от 23 февраля 2009 года № 24

Методика
определения стоимости объекта концессии, суммарной стоимости
государственной поддержки деятельности концессионеров и
источников возмещения затрат 1. Общие положения

      1. Методика определения стоимости объекта концессии, суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат (далее - Методика) разработана в соответствии с подпунктом 5) статьи 9 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» (далее - Закон).
      2. Методика:
      1) обеспечивает соблюдение единых требований к расчету стоимости объекта концессии и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат;
      2) распространяется на все концессионные проекты, по которым осуществляется расчет стоимости объекта концессии, и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат.
      3. Методика разработана для руководства физическими, юридическими и должностными лицами, участвующими в определении стоимости объекта концессии и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат.
      4. В Методике используются следующие понятия:
      государственная поддержка деятельности концессионера - виды государственной поддержки деятельности концессионера, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 14 Закона;
      источники возмещения затрат – компенсация инвестиционных затрат концессионера, предусмотренная подпунктом 3) пункта 1 статьи 7 Закона.
      5. Суммарная стоимость государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат - это совокупная стоимость всех видов государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат.

2. Определение стоимости объекта концессии

      6. Стоимость объекта соответствует понятию первоначальная стоимость актива/основных средств, используемому в Международных стандартах финансовой отчетности 16 (далее - МСФО). Первоначальная стоимость основных средств согласно МСФО складывается из всех затрат, необходимых для приведения актива в рабочее состояние для его использования по назначению. Фактически для основных средств собственного изготовления она определяется как сумма произведенных компанией затрат, включая расходы на привлечение заемных средств (МСФО 23).
      7. Стоимость объекта концессии определяется в целях определения объема государственной поддержки и источников возмещения затрат. Расчет стоимости объекта осуществляется для проектов, предполагающих создание (строительство) или реконструкцию объекта концессии.
      8. На этапе формирования предложения о возможности передачи объекта в концессию стоимость объекта определяется методом оценки в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
      9. На этапе разработки технико-экономического обоснования концессионного проекта (далее - ТЭО) и заключения договора концессии стоимость объекта концессии определяется как сумма всех расходов концессионера, произведенных с целью создания (строительства) объекта концессии:

,

      Pt = Pt nсд +Pt mру + Pt ayn + Pt фn + Pt смрах + Pt аморm +Pt прочие (1)
      где:
      СО - стоимость объекта;
      № - длительность этапа строительства в годах;

      Рt - суммарный размер всех затрат концессионера на создание объекта концессии в период t создания (строительства) объекта концессии;
      Pt nсд - расходы в период t на:

      разработку проектно-сметной документации, определяемые в соответствии со сборником сметных норм и расценок соответствующей отрасли, сборником цен на проектные работы соответствующей отрасли, Сводом правил по проектированию и строительству;
      проведение необходимых экспертиз (государственная экспертиза, технический надзор, авторский надзор и другие), согласно нормативам соответствующей отрасли;
      получение лицензий, патентов, разрешений и иных документов, предусмотренных в соответствии с действующим законодательством до момента введения объекта концессии в эксплуатацию;

      Pt mру - расходы в период t на сырье и материалы, работы и услуги, используемые в создании (строительстве) объекта концессии согласно соответствующим стандартам, нормам и правилам;

      Pt ayn - расходы в период t на управление компанией в период создания (строительства) объекта концессии, включая технические и административные расходы в пределах нормативных значений в период создания объекта концессии, согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Трудовому кодексу Республики Казахстан;

      Pt фn - расходы в период t на:

      выплату начисляемых вознаграждений по привлекаемым краткосрочным и долгосрочным займам, рассчитываемые по рыночной ставке вознаграждения, установившейся на рынке заемного капитала. В случае привлечения инвестиций на рынке заемного капитала Республики Казахстан расходы на выплату вознаграждений по займам определяются на основе данных статистики Национального Банка Республики Казахстан «Ставки вознаграждения (средневзвешенные) по выданным кредитам» (http://www.nationalbank.kz), при привлечении иностранного капитала - расходы по выплате вознаграждений рассчитываются с учетом ставки LIBOR и маржи в размере 3 %;
      выплату начисляемых вознаграждений по инфраструктурным облигациям в период создания (строительства) объекта концессии, которые определяются как уровень инфляции (потребительских цен), прогнозируемый в финансово-экономической модели (далее - ФЭМ) на момент расчетов согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на официальном интернет - ресурсе Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (www.minplan.gov.kz) + фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций;
      курсовые разницы по кредитам в иностранной валюте согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на сайте Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (www.minplan.gov.kz);

      Pt смрах - расходы в период t на все виды страхования, связанные с созданием (строительством) объекта концессии, включая страхование по поручительству государства по инфраструктурным облигациям, согласно рыночным ценам на услуги страхования по результатам обследования рынка страховых услуг;

      Pt аморm - амортизация, начисляемая в период t на основные средства и нематериальные активы, используемые непосредственно в создании (строительстве) нового объекта в пределах норм, предусмотренных налоговым законодательством;

      Pt прочие - прочие расходы в период t, включающие в себя расходы по:

      привлечению займов, которые определяются как средние тарифы на услуги банков-участников Соглашения KASE о формировании индикатора KazPrime. Тарифы являются публичной информацией и размещены на сайтах соответствующих финансовых организаций;
      организации выпуска инфраструктурных облигаций, согласно рыночным ценам на соответствующие услуги по результатам обследования рынка;
      платным банковским услугам и комиссиям по банковским гарантиям, согласно рыночным ценам на услуги банковского гарантирования по результатам обследования рынка услуг банковского гарантирования;
      обязательным сборам и платежам, взимаемым уполномоченными государственными органами;
      аудиторским проверкам, согласно ценовым предложениям аудиторских компаний;
      иным расходам, связанным с созданием (строительством) объекта концессии, в объеме не превышающем 1 % от суммы всех вышеперечисленных расходов на создание (строительство) объекта концессии.
      10. На этапе передачи объекта концессии в собственность государства стоимость объекта концессии определяется согласно Закону Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности в Республики Казахстан» (далее – Закон об оценочной деятельности).
      11. При реконструкции существующего объекта концессии стоимость объекта концессии равна стоимости, определенной в соответствии со статьями 116117118119120121 и 122 Налогового кодекса Республики Казахстан.

3. Расчет суммарной стоимости государственной поддержки
деятельности концессионеров и источников возмещения затрат

      12. Суммарная стоимость государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат = (равно) стоимость поручительства государства по инфраструктурным облигациям + (плюс):
      стоимость государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования концессионного проекта + (плюс);
      стоимость исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству + (плюс);
      стоимость предоставляемых натурных грантов в соответствии с Законом + (плюс);
      суммы софинансирования концессионных проектов + (плюс);
      сумма компенсации инвестиционных затрат концессионера в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах в период действия договора концессии.
      13. Расчет суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат производится с использованием финансово-экономической модели (далее – ФЭМ). В целях определения оптимального уровня государственной поддержки разрабатывается два варианта ФЭМ, а именно базовая ФЭМ и расширенная ФЭМ.
      14. При разработке базовой ФЭМ используется предположение, что проект осуществляется при отсутствии государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат. В рамках базовой ФЭМ вычисляется чистая приведенная стоимость проекта без учета мер финансовой поддержки (далее - базовая NPV).
      15. При расчете базовой NPV должны соблюдаться следующие требования и предположения:
      1) проект финансируется только из коммерческих источников по рыночной стоимости заимствования (процентной ставке);
      2) меры финансовой поддержки не предоставляются;
      3) допускается наличие отрицательной базовой NPV;
      4) не допускается наличие кассовых разрывов (отрицательной величины денежных средств).
      16. Расширенная ФЭМ разрабатывается на основе базовой ФЭМ в случае предоставления государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат. Расширенная ФЭМ разрабатывается путем включения в базовую ФЭМ государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат.
      17. При разработке расширенной ФЭМ в целях определения оптимальной схемы реализации концессионного проекта разработчиком рассматривается возможность применения различных видов государственной поддержки деятельности концессионеров и источников возмещения затрат с соблюдением требований Закона, с учетом установленных лимитов государственных концессионных обязательств, соотношения выгод и затрат, институциональной схемы и других особенностей концессионного проекта.
      18. Стоимость предоставляемых натурных грантов, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях» является стоимостью, определенной согласно Закону об оценочной деятельности.
      19. Натурные гранты предоставляются с учетом лимита в целях обеспечения возможности концессионера по реализации концессионного проекта.
      20. Стоимость исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству является стоимостью, определенной согласно законодательству Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности и Закону об оценочной деятельности.
      21. Передача концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству, осуществляется с учетом лимита для обеспечения возможности концессионера по реализации концессионного проекта.
      22. Стоимость поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии является стоимостью исполнения поручительства и рассчитывается как сумма основного долга по облигационному займу, обеспеченного поручительством, и вознаграждения по нему по наиболее высокой процентной ставке, прогнозируемой на период концессии, начисленного за 1 период начисления и 6 месяцев:
      G = D*(1 + r/p + 0,5*r), (3)
      где G - стоимость государственной поддержки в рамках поручительства государства по инфраструктурным облигациям;
      D - сумма основного долга;
      r - процентная ставка, определяемая как максимальный уровень инфляции, прогнозируемый в ФЭМ, + (плюс) фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций;
      p - количество периодов начисления купонного вознаграждения в календарном году.
      23. Стоимость государственной гарантии по негосударственным займам рассчитывается как сумма основного долга по займу, обеспеченного государственной гарантией, и вознаграждения по нему по наиболее высокой процентной ставке, прогнозируемой на период концессии, начисленного за 1 период начисления и 1 месяц, либо за период в соответствии с условиями договора:
      Г = D*(1 + r/p + r/12) (4)
      где Г - стоимость государственных гарантий;
      D - сумма основного долга по займу, гарантируемому государством;
      r - наиболее высокая прогнозируемая на период концессии годовая ставка вознаграждения по займу, гарантируемому государством, в соответствии с условиями договора о займе или конкурсной заявки. На этапе разработки концессионного предложения и конкурсной документации определяется как ставка LIBOR + (плюс) 1 %;
      p - количество периодов начисления вознаграждения по займу, гарантируемому государством, в календарном году.
      24. Сумма компенсации инвестиционных затрат концессионера равна совокупной величине платежей в течение периода эксплуатации объекта концессии.
      25. Сумма софинансирования концессионного проекта равна совокупной величине расходов, производимых из государственного бюджета в течение периода строительства (реконструкции) объекта концессии.