Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерін, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарын қаруландыруға қару-жарақ пен әскери техниканы қабылдау қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрінің 2015 жылғы 21 қаңтардағы № 30 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2015 жылы 3 наурызда № 10368 тіркелді.

      "Қазақстан Республикасының қорғанысы және Қарулы Күштері туралы" 2005 жылғы 7 қаңтардағы Қазақстан Республикасы Заңының 22-бабы 2-тармағының 18) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерін, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарын қаруландыруға қару-жарақ пен әскери техниканы қабылдау қағидалары бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігі Әскери-техникалық саясат департаментінің бастығы:

      1) заңнамада белгіленген тәртіппен осы бұйрықты мемлекеттік тіркеу үшін Қазақстан Республикасының Әділет министрлігіне жолдасын;

      2) мемлекеттік тіркеуден кейін күнтізбелік он күн ішінде осы бұйрықтың көшірмесін ресми жариялау үшін бұқаралық ақпарат құралдарына және "Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнының "Әділет" ақпараттық-құқықтық жүйесіне жолдасын;

      3) ресми жарияланғаннан кейін бұйрықты Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігінің веб-сайтына орналастырсын.

      3. Бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрінің орынбасары генерал-лейтенант О.Б. Сапаровқа жүктелсін.

      4. Бұйрық лауазымды адамдарға, оларға қатысты бөлігінде жеткізілсін.

      5. Бұйрық алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң күшіне енгізіледі.

      Қорғаныс министрі И. Тасмағамбетов

      "Келісілді"

      Қазақстан Республикасының

      Бас прокуроры

      ___________ А.Дауылбаев

      2015 жылғы 30 қаңтар


      Қазақстан Республикасы

      Мемлекеттік күзет қызметінің

      бастығы

      _______________ А.Күреңбеков

      2015 жылғы 29 қаңтар


      "Келісілді"

      Қазақстан Республикасының

      Ішкі істер министрі

      ____________Қ. Қасымов

      2015 жылғы 26 қаңтар


      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық қауіпсіздік

      комитетінің төрағасы

      __________ Н. Әбіқаев

      2015 жылғы 28 қаңтар

  Қазақстан Республикасы
Қорғаныс министрінің
2015 жылғы 21 қаңтардағы
№ 30 бұйрығымен
бекітілген

Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерін, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарын қаруландыруға қару-жарақ пен әскери техниканы қабылдау қағидалары

      Ескерту. Қағидалар жаңа редакцияда - ҚР Қорғаныс министрінің 26.07.2023 № 729 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерін, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарын қаруландыруға қару-жарақ пен әскери техниканы қабылдау қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерін, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарын (бұдан әрі – Қарулы Күштер) қаруландыруға бұрын қаруландыруда тұрмаған қару-жарақ пен әскери техниканы (бұдан әрі – ҚӘТ), сондай-ақ олардың жаңғыртылған үлгілерін қабылдау тәртібін айқындайды.

      Бұл ретте Қарулы Күштер орындайтын ерекше міндеттердің әртүрлі болуына байланысты бір мемлекеттік органның ҚӘТ-ның жаңа үлгісін қаруландыруға қабылдауы осы Қағидалардың талаптарын қолданбай, осы үлгіні екінші мемлекеттік органның қаруландыруға қабылдауы үшін негіз болып табылмайды.

      2. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар пайдаланылады:

      1) ведомствоішілік кеңесші орган – Қарулы Күштерді қаруландыруға ҚӘТ-ны қабылдау жөніндегі тұрақты жұмыс істейтін жұмыс органы;

      2) корабль, катер мен кеме үшін негізгі үлгі – жасау және монтаждау циклі ұзақ, техникалық сипаттамасын жетілдіру, өндіріс құнын төмендету және осы сериядағы келесі бұйымды (кешенді) пайдалану мақсатында тәжірибелік әскери пайдалану барысында конструкциясын пысықтауды және техникалық құжаттамаға өзгерістер енгізуді болжайтын жаңадан әзірленген немесе түзетілген құжаттама бойынша жасалған шағын сериялы өндірістің алғашқы күрделі бұйымы (кешені);

      3) көрсетіп сынау – ҚӘТ-ны жеткізушілер мәлімделген сипаттамасын нақтылау үшін техникалық және жауынгерлік мүмкіндігін көрсету мақсатында жүргізетін ҚӘТ-ны іс жүзінде көрсету;

      4) ҚӘТ-ны жеткізуші – қорғаныс өнеркәсібі саласындағы уәкілетті орган ұйымы, ҚӘТ-ны шығарушы немесе жасаушы (оның ішінде Қарулы Күштер құрамынан), ҚӘТ-ны шығаратын (жеткізетін) немесе Қарулы Күштердің негізгі пайдаланушысына ҚӘТ-ны жаңғырту жұмысын орындайтын (қызмет көрсететін) делдал (дистрибьютор, өкіл, импорттаушы, дилер);

      5) ҚӘТ-ның құрамдас бөлігі – жалпы конструкторлық шешіммен (схемалық шешіммен) біріктірілген, адам күшін, техника мен инфрақұрылым объектілерін зақымдау үшін арналған ҚӘТ-ның салынбалы жиынтықтаушы бұйымы;

      6) ҚӘТ үлгісі – жаңадан әзірленген немесе пысықталған (жаңғырту мақсатында) тәжірибелік-конструкторлық және технологиялық жұмыс құжаттамасы бойынша жасалған жаңа немесе жаңғыртылған үлгі (корабль, катер мен кеме үшін негізгі үлгі) және қаруландыруда тұрған ҚӘТ-ның құрамдас бөлігі;

      7) сарапшы – осы салада тиісті құзыреті жоқ басқа адамдар қарайтын немесе шешетін мәселелер бойынша білікті қорытынды жасауға немесе пайымдауға мүмкіндік беретін белгілі бір салада арнайы білімі мен жұмыс тәжірибесі бар Қарулы Күштер өкілі;

      8) тәжірибелік әскери пайдалану – ҚӘТ-ны шектеулі мерзім ішінде (кемінде 10 жұмыс күні, бірақ 1 жылдан астам емес) нақты әскери жағдайда пайдалану (арналуы бойынша қолдану, жеткізу, сақтау, техникалық қызмет көрсету және жөндеу) ерекшелігін айқындау мақсатында әртүрлі климаттық жағдайда арнайы ұйымдастырып пайдалану.

      3. Қарулы Күштер осы Қағидаларға сәйкес қаруландыруға қабылданған ҚӘТ-мен жарақтандырылады.

      4. Осы Қағидалар 39-тармағының 1) тармақшасында көзделген ҚӘТ-ны қоспағанда, ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдаланудың оң нәтижесіне қол жеткізілген жағдайда ведомствоішілік кеңесші органның шешімі негізінде ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдау жүзеге асырылады, бұл туралы мемлекеттік орган бірінші басшыларының тиісті бұйрығы шығарылады.

      Ведомствоішілік кеңесші органның құрамы мен ережесі мемлекеттік орган бірінші басшыларының бұйрығымен бекітіледі.

      5. Тәжірибелік әскери пайдалану Қарулы Күштер полигонында немесе мекемесінде жүргізіледі.

      Тәжірибелік әскери пайдалануға ҚӘТ-ны жеткізушілердің қатысуына жол беріледі, құралдармен қамтамасыз ету тараптардың келісілген шешімі бойынша жүзеге асырылады.

      6. ҚӘТ қаруландыруға мынадай тәртіппен қабылданады:

      1) ҚӘТ-ға қажеттілікті және оған қойылатын техникалық талаптарды айқындау;

      2) нарықты мониторингтеу;

      3) ұсыныстарды салыстырмалы талдау;

      4) ұсыныстарды ведомствоішілік кеңесші орган отырысында қарау;

      5) ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану;

      6) ведомствоішілік кеңесші орган отырысында ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану нәтижесін және оны қаруландыруға қабылдау жөніндегі ұсыныстарды қарау;

      7) ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдау.

      Қарулы Күштерді қаруландыруға құралды, жүйені, кешенді, жедел қамтамасыз ету түрінің құрылғылары мен байланыс құралдарын қабылдау тәртібі осы Қағидаларға сәйкес жүзеге асырылады.

2-тарау. ҚӘТ-ға қажеттілікті және оған қойылатын техникалық талаптарды айқындау

      7. Қажеттілікті мүддесінде ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдау жоспарланатын әскер түрі, тегі, әскери құралым, құрылымдық бөлімше (бұдан әрі – тапсырыс беруші бөлімше) Қазақстан Республикасы Президентінің 2017 жылғы 29 қыркүйектегі № 554 Жарлығымен бекітілген Қазақстан Республикасының Әскери доктринасына және мемлекеттік жоспарлау жүйесінің құжаттарына, әлемдегі ҚӘТ-ны дамыту үрдісіне, қолда бар ҚӘТ мүмкіндігіне және қойылған міндеттерге сәйкес қалыптастырылған Қарулы Күштер құрылымының перспективалық бағыттарын талдауды (бұдан әрі – қажеттілікті талдау) негізге алып айқындайды.

      Қажеттілікті тапсырыс беруші бөлімше талдайды және ол жоғарыда көрсетілген басшылық құжаттарға сәйкес дәлелді негіздемемен және ҚӘТ-ға қажеттілікпен ҚӘТ-ны пайдаланудың (қарулы жанжалда, дағдарысты және төтенше жағдайда, жаппай тәртіпсіздікте, мемлекеттік шекараны күзетуде) оң тәжірибесі туралы ақпаратты қамтиды.

      8. Қажеттілікті талдау негізінде тапсырыс беруші бөлімше ҚӘТ-ның негізгі техникалық талаптарын және әскерді жарақтандыру бойынша ұсыныс әзірлейді (қалыптастырады), ол жетекшілік ететін бастықтармен және тиісті жабдықталым органдарымен келісілгеннен кейін Қарулы Күштер басшылығына баяндалады.

      Қажеттілікті талдау баяндауға қоса беріледі.

3-тарау. Нарықты мониторингтеу

      9. ҚӘТ-ны жеткізушілерден техникалық және коммерциялық ұсыныстар (бұдан әрі – ұсыныстар) алу мақсатында тапсырыс беруші бөлімше техникалық талаптары бар тиісті сұрау салуды қорғаныс өнеркәсібі саласындағы уәкілетті органға және тиісті бағыттағы ҚӘТ-ны жеткізушілерге жолдайды. ҚӘТ-ны жеткізушілермен көрсетіп сынау және ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану үшін өтеусіз негізде ұсыну мүмкіндігі немесе мүмкін еместігі туралы мәселе пысықталады.

      10. Ғылыми-зерттеу (бұдан әрі – ҒЗЖ) немесе тәжірибелік-конструкторлық жұмыс (бұдан әрі – ТКЖ) нәтижесі бойынша жасалған ҚӘТ үшін ҚӘТ-ны жеткізушілерден ұсыныс алғаннан кейін зауыттық сынау актілері мен қаралатын ҚӘТ сапасын растайтын құжаттар сұратылады және зерделенеді, содан кейін көрсетіп сынау өткізіледі.

      11. Нарықты мониторингтеу нәтижесі бойынша салыстырмалы талдау үшін ҚӘТ тізбесі жасалады.

4-тарау. Ұсыныстарды салыстырмалы талдау

      12. Салыстырмалы талдау үшін тиісті тапсырыс беруші бөлімшелер басшысының бұйрығымен сараптау комиссиясының құрамы бекітіледі.

      13. Сараптау комиссиясының құрамына комиссия төрағасы, төраға орынбасары, комиссия мүшелері (кемінде үш адам) кіреді. Сараптау комиссиясына тек зерттелетін саладағы білікті мамандар енгізіледі.

      14. Сараптау комиссиясының негізгі міндеттері:

      1) ҚӘТ-ны жеткізушілерден келіп түскен ұсыныстың техникалық талаптарға сәйкес келуі немесе сәйкес келмеуі мәніне салыстырмалы талдау;

      2) техникалық талаптарға сәйкес келетін тиімді ҚӘТ-ны айқындау;

      3) осы Қағидалар 39-тармағының 1) тармақшасында көзделген ҚӘТ-ны қоспағанда, тәжірибелік әскери пайдалану үшін оңтайлы мерзімді, ҚӘТ саны мен құрамын айқындау;

      4) жоғарыда көрсетілген жұмыс нәтижесі бойынша сараптау комиссиясының қорытындысын жасау болып табылады.

      15. Салыстырмалы талдау кезінде:

      1) сериялық өндірістің болуы (корабль, кеме мен катер үшін негізгі үлгіден басқа);

      2) бір немесе одан көп елде (отандық шығарылған корабль, кеме мен катер және ҚӘТ үшін негізгі үлгіден басқа) қаруландыруға қабылдау;

      3) техникалық сипаттама;

      4) құны;

      5) Қазақстан Республикасындағы жағдайға ұқсас климаттық жағдайда пайдалану;

      6) Қазақстан Республикасы қабылдаған ұлттық стандарттарға немесе мемлекетаралық стандарттарға сәйкес келуі;

      7) қаруландыруда бар ҚӘТ-ны біріздендіру және оның үйлесімділігі;

      8) Қазақстан Республикасында шығарылуы;

      9) Қазақстан Республикасында ҚӘТ-ға регламенттелген техникалық қызмет көрсету және жөндеу мүмкіндігі;

      10) Қазақстан Республикасында Қарулы Күштер мамандарын ҚӘТ-ға қызмет көрсету және оны пайдалану бойынша оқытып-үйрету мүмкіндігі;

      11) ҚӘТ үшін оқ-дәрілерді (зақымдау құралдарын) шығаруды немесе жеткізуді ұйымдастыру қосымша ескеріледі.

      Қарулы Күштерде ҚӘТ-ны пайдалануды жан-жақты бағалау мақсатында жоғарыда көрсетілген тізбеге ҚӘТ-ның оқ ату, жүріс, пайдалану мүмкіндігі бойынша қосымша өлшемшарт енгізуге жол беріледі.

      16. Қорғаныс өнеркәсібі саласындағы уәкілетті орган баламалы ұсыныстың болмауы туралы растаған жағдайда келіп түскен бір ұсыныс бойынша салыстырмалы талдауға жол беріледі.

      Салыстырмалы талдау қорытындысы бойынша ҚӘТ техникалық талаптарға сәйкес келсе немесе техникалық параметрі бойынша одан асып кетсе, тиімді деп саналады.

      Техникалық талаптардың негізгі техникалық параметрі және барлық ұсынылған ҚӘТ көрсеткіші бойынша ҚӘТ-ны жеткізушілердің ұсынысы сәйкес келмеген жағдайда сараптау комиссиясы мынадай шешімнің бірін ұсынады:

      1) ҚӘТ-ны жеткізушілердің мүмкіндігін ескеріп, ҚӘТ-ға қойылатын техникалық талаптарға өзгерістер енгізу және сұрау салуды қайта жолдау;

      2) Қазақстан Республикасының ғылым, қорғаныс өнеркәсібі және мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс саласындағы заңнамасына сәйкес ҒЗЖ немесе ТКЖ нәтижесі бойынша ҚӘТ-ны алу үшін тактикалық-техникалық тапсырма (бұдан әрі – ТТТ) әзірлеу.

      17. Сараптау комиссиясының қорытындысында ҚӘТ-ны жеткізушілерден келіп түскен ұсыныстың техникалық талаптарға сәйкес келуі немесе сәйкес келмеуі нәтижесі көрсетіледі, ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану саны, құрамы мен жоспарланатын мерзімі көрсетіледі және негізделеді (осы Қағидалар 39-тармағының 1) тармақшасында көзделген ҚӘТ-ны қоспағанда).

      ҚӘТ санын, құрамы мен тәжірибелік әскери пайдалану мерзімін жауынгерлік, пайдалану, сапалық параметрі, сондай-ақ экономикалық тұрғыдан мақсатқа сәйкестігін жан-жақты бағалау мүмкіндігін қамтамасыз етуді ескеріп белгіленеді:

      1) Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2020 жылғы 31 желтоқсандағы № 706 бұйрығымен бекітілген Қазақстан Республикасының әуе кеңістігінде пилотсыз ұшу аппараттарын пайдалану қағидаларына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 22031 болып тіркелген) сәйкес жіктелген қару-жарақ (құрал, жүйе, кешен, жедел қамтамасыз ету түрі құрылғылары мен байланыс құралдары), пилотсыз жеңіл және өте жеңіл ұшу аппараты үшін – 10 күннен 1 жылға дейін;

      2) әскери техника үшін – 6 айдан 1 жылға дейін.

      Сараптау комиссиясының қорытындысына сараптау комиссиясының құрамы қол қояды.

5-тарау. Ведомствоішілік кеңесші органның отырысында ұсыныстарды қарау

      18. Сараптау комиссиясының қорытындысы негізінде тапсырыс беруші бөлімшенің басшысы ведомствоішілік кеңесші органның төрағасына ҚӘТ-ны (ҒЗЖ-ға немесе ТКЖ-ға ТТТ) таңдау және алу тәртібі жөніндегі ұсыныстарды ведомствоішілік кеңесші органның отырысында қарау туралы сұрау салу жолдайды.

      19. Сұрау салу оң қаралған кезде тапсырыс беруші бөлімшенің басшысы ведомствоішілік кеңесші органның отырысын дайындауға және өткізуге жауапты құрылымдық бөлімшеге ведомствоішілік кеңесші орган мүшелерінің олармен алдын ала танысуы үшін қажетті материалды (баяндама, слайд, қажеттілікті талдау, техникалық талаптар (ҒЗЖ-ға немесе ТКЖ-ға ТТТ), хат алмасу, сараптау комиссиясының қорытындысы, анықтамалық және таныстыру материалы) жолдайды.

      20. Ведомствоішілік кеңесші органның отырысы барысында тапсырыс беруші бөлімшенің басшысы ҚӘТ-ға қажеттілік пен техникалық талаптарды (ҒЗЖ-ға немесе ТКЖ-ға ТТТ-ны), нарықты мониторингтеу нәтижесін, ҚӘТ-ны алу шартын, сараптау комиссиясының қорытындысын, ҚӘТ-ны алу тәртібі, саны, құрамы және жоспарланған тәжірибелік әскери пайдалану мерзімі бойынша ұсыныстарды (осы Қағидалардың 39-тармағының 1) тармақшасында көзделген ҚӘТ-ны қоспағанда) баяндайды.

      21. Баяндауды тыңдағаннан кейін ведомствоішілік кеңесші органның мүшелері оны талқылауға көшеді, оның барысында өз ұсыныстарын береді. Даулы мәселелер болған кезде шақырылған басқа мамандардың да пікірі тыңдалады. Талқылау аяқталғаннан кейін ведомствоішілік кеңесші органның мүшелері түскен ұсыныстар бойынша дауыс беруге көшеді.

      22. Түскен ұсыныстарға байланысты ведомствоішілік кеңесші орган тиісті негіздемелермен мынадай шешім қабылдайды:

      1) тапсырыс беруші бөлімшенің ұсыныстарын мақұлдау;

      2) тапсырыс беруші бөлімшенің ұсыныстарын қабылдамау.

      23. Ұсыныстар мақұлданған кезде тапсырыс беруші бөлімше белгіленген тәртіппен ҚӘТ-ны алу үшін (өтеусіз негізде беру немесе сатып алу арқылы) әрекет етеді, ал ТКЖ жүргізілген жағдайда қорғаныс өнеркәсібі саласындағы уәкілетті органға бекітілген ҒЗЖ-ға немесе ТКЖ-ға ТТТ-ны жолдайды.

      24. Ұсыныстар қабылданбаған кезде тапсырыс беруші бөлімше ведомствоішілік кеңесші органның шешімін орындау жөніндегі іс-шараларды жүзеге асырады, техникалық талаптарға (ҒЗЖ-ға немесе ТКЖ-ға ТТТ) өзгерістер енгізеді және ведомствоішілік кеңесші органның отырысын өткізуге сұрау салуды қайта жолдайды.

6-тарау. ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану

      25. Тәжірибелік әскери пайдалану мемлекеттік орган бірінші басшысының (Қазақстан Республикасының Ішкі істер министрлігі, Төтенше жағдайлар министрлігі, Ұлттық қауіпсіздік комитеті және Мемлекеттік күзет қызметі үшін – мемлекеттік орган бірінші басшысының немесе бұйрық шығаруға өкілеттік берілген оның орынбасарының) бұйрығы негізінде жүргізіледі, онда өткізу мақсаты, мерзімі, оны өткізуге жауапты әскери бөлім немесе мекеме, қажетті нұсқаулар айқындалады.

      26. Әскери бөлімде немесе мекемеде ҚӘТ-ны пайдалану кезінде ерекшеліктерін бағалау үшін командирдің (бастықтың) бұйрығымен комиссия құрылады, ҚӘТ пайдалануға беріледі және жауапты лауазымды адамдарға бекітіліп беріледі.

      Комиссияның құрамына комиссия төрағасы, төрағаның орынбасары, комиссия мүшелері (кемінде үш адам) кіреді. Комиссияға тек зерттелетін саладағы білікті мамандар енгізіледі.

      27. Жауынгерлік даярлық құжаттары, Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2019 жылғы 20 қарашадағы № 862 бұйрығымен бекітілген Тәжірибелік-конструкторлық және технологиялық жұмыстардың нәтижелеріне сынақтар жүргізу қағидалары (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 19645 болып тіркелген), ұлттық стандарттар (Қазақстан Республикасы қабылдаған мемлекетаралық стандарттар) негізінде тәжірибелік әскери пайдалану үшін тапсырыс беруші бөлімше ҚӘТ-ның жауынгерлік және пайдалану сипаттамасын тексеруді қамтитын сынақ бағдарламасын әзірлейді.

      28. ҚӘТ-ның әртүрлі типіне арналған сынақ бағдарламасын әзірлеу барысында міндеттер мен арналуын негізге алып, мынадай негізгі пайдалану және жауынгерлік сипаттамасы ескеріледі:

      1) қару-жарақ үшін – зақымдау қашықтығы, оқ ату жылдамдығы, дәлдігі, қолдануға дайындау уақыты, ұтқырлығы (тасымалдануы), температура режиміне және климаттық факторларға төзімділігі және басқа.

      2) әскери техника үшін:

      жауынгерлік машина – жүріп өту мүмкіндігі, маневрлігі, күштік қондырғы мүмкіндігі, экипаждың сыйымдылығы, жүріс қоры, габариттік өлшемі, тасымалдануы, материалдық құрал шығысы нормалары, негізгі элементтер мен жүйенің сенімділігі, қалпына келтіру уақыты, температура режиміне және климаттық факторларға төзімділігі, белгіленген қару-жарақтың пайдалану және жауынгерлік сипаттамасы (осы Қағидалардың 28-тармағының 1) тармақшасына сәйкес) және басқа;

      әскери корабльдер (катерлер мен кемелер) – судың ығыстырылуы, маневрлігі, инерциясы және кері бағыттау сипаттамасы, күштік қондырғы мүмкіндігі, экипаждың сыйымдылығы, жүріс қоры, габариттік өлшемі, тасымалдануы, материалдық құрал шығысы нормалары, негізгі элементтер мен жүйенің сенімділігі, қалпына келтіру уақыты, температура режиміне және климаттық факторларға төзімділігі, белгіленген қару-жарақтың пайдалану және жауынгерлік сипаттамасы (осы Қағидалардың 28-тармағының 1) тармақшасына сәйкес) және басқа;

      әскери әуе кемесі және басқа да ұшу аппараты – жүк көтергіштігі, ұшу қашықтығы, ұшу жылдамдығы, шекті ұшу биіктігі, ұшып көтерілу және қону шарты, күштік қондырғы мүмкіндігі, экипаж бен жүктің сыйымдылығы, габариттік өлшемі, тасымалдануы, материалдық құрал шығысы нормалары, негізгі элементтер мен жүйенің сенімділігі, қалпына келтіру уақыты, температура режиміне және климаттық факторларға төзімділігі, белгіленген қару-жарақтың пайдалану және жауынгерлік сипаттамасы (осы Қағидалардың 28-тармағының 1) тармақшасына сәйкес) және басқа;

      құрал, жүйе, кешен, жедел қамтамасыз ету түрінің құрылғылары мен байланыс құралдары – дәлдігі, қолдануға дайындау уақыты, ұтқырлығы (тасымалдануы), габариттік өлшемі, қолданылу қашықтығы, материалдық құрал шығысы нормалары, негізгі элементтер мен жүйенің сенімділігі, қалпына келтіру уақыты, температура режиміне және климаттық факторларға төзімділігі және басқа.

      29. Тәжірибелік әскери пайдалану барысында туындайтын ақау (істен шығу) ҚӘТ-ны жеткізуге шарттың немесе тараптар келісімінің талаптарына сәйкес жойылады. Бұл ретте тәжірибелік әскери пайдалану мерзімін ұзартуға жол беріледі.

      30. Комиссия тәжірибелік әскери пайдалану нәтижесін актімен ресімдейді, онда пайдалану барысында ҚӘТ-ны бағалау, ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдаудың мақсатқа сәйкестігі туралы тұжырым және ҚӘТ-ның келесі үлгілеріне қойылатын техникалық талаптарға (ТКЖ-ға ТТТ) өзгерістер енгізу бойынша ұсыныстар (бар болса) қамтылған.

      31. Әскери бөлімнің (мекеменің) командирі (бастығы) бекіткен акт тапсырыс беруші бөлімшеге жолданады.

      32. Өтеусіз негізде ҚӘТ-ны жеткізушілерден алынған ҚӘТ кері қайтарылады.

7-тарау. ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдау

      33. ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану (осы Қағидалардың 39-тармағының 1) тармақшасында көзделген ҚӘТ-ны қоспағанда), сынау және алынған материалды талдау нәтижесін алғаннан кейін тапсырыс беруші бөлімшенің басшысы ведомствоішілік кеңесші органның төрағасына ведомствоішілік кеңесші органның отырысында ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдалану нәтижесін және оны қаруландыруға қабылдау жөніндегі ұсыныстарды қарау туралы сұрау салуды жолдайды.

      Тәжірибелік әскери пайдалану (көрсетіп сынау) нәтижесіне байланысты тапсырыс беруші бөлімшенің басшысы мынадай ұсыныстарды қалыптастырады:

      1) ҚӘТ-ны Қарулы Күштерді қаруландыруға қабылдау;

      2) ҚӘТ-ны Қарулы Күштерді қаруландыруға қабылдамау;

      3) ҚӘТ-ны қосымша тәжірибелік әскери пайдалану;

      4) ҚӘТ-ның қолданылу циклі (жұмыс істеу мерзімі) аяқталғанға дейін оны қаруландыруға қабылдамай пайдалану;

      5) ҚӘТ-ны Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 29 қарашадағы № 896 қаулысымен бекітілген Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы қағидаларына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 136562 болып тіркелген) және Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 6 қарашадағы № 832 қаулысымен бекітілген Пайдаланылмайтын мүлікті беру, өткізу, құртып жіберу, кәдеге жарату, көму арқылы жою және қайта өңдеу, сондай-ақ пайдаланылмайтын қорғаныс объектілерін мүліктік жалдауға (жалға) беру қағидаларына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 135866 болып тіркелген) сәйкес пайдалану.

      34. Сұрау салу оң қаралған кезде ведомствоішілік кеңесші органның отырысын дайындауға және өткізуге жауапты құрылымдық бөлімшеге ведомствоішілік кеңесші орган мүшелерінің олармен алдын ала танысуы үшін қажетті материал (баяндама, слайд, сынау немесе тәжірибелік әскери пайдалану нәтижесі, анықтамалық және таныстыру материалы) жолданады.

      35. Ведомствоішілік кеңесші органның отырысы барысында тапсырыс беруші бөлімшенің басшысы сынау және тәжірибелік әскери пайдалану нәтижесін, техникалық талаптарға (ТКЖ-ға ТТТ) енгізуді талап ететін өзгерістер тізбесін (бар болса) және ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдаудың мақсатқа сәйкестігі туралы ұсыныстарды баяндайды.

      36. Баяндауды тыңдағаннан кейін ведомствоішілік кеңесші органның мүшелері оны талқылауға көшеді, оның барысында өз ұсыныстарын береді. Даулы мәселелер болған кезде шақырылған басқа мамандардың да пікірі тыңдалады. Талқылау аяқталғаннан кейін ведомствоішілік кеңесші органның мүшелері түскен ұсыныстар бойынша дауыс беруге көшеді.

      37. Түскен ұсыныстарға байланысты ведомствоішілік кеңесші орган мынадай шешім қабылдайды:

      1) тапсырыс беруші бөлімшенің ұсынысын қолдау немесе қабылдамау;

      2) ведомствоішілік кеңесші органның басқа мүшелерінің ұсынысын қолдау немесе қабылдамау.

      38. Ведомствоішілік кеңесші орган отырысының қорытындысы бойынша хаттама жасалады.

      39. Ведомствоішілік кеңесші органның қарауына шығарылады:

      1) ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдаланбай:

      Ұжымдық қауіпсіздік туралы шарт ұйымына мүше мемлекеттер қаруландыруға қабылдаған;

      арнайы мақсаттағы бөлімдер мен бөлімшелер, Қазақстан Республикасы Мемлекеттік күзет қызметінің Айрықша мақсаттағы күштері үшін арналған (бұл норма Қарулы Күштердің қалған құрамының тәжірибелік әскери пайдаланусыз осы ҚӘТ-ны қаруландыруға қабылдауы үшін негіз болып табылмайды);

      2) ҚӘТ-ны тәжірибелік әскери пайдаланумен (осы Қағидалардың 6-тармағының 1), 2), 3) тармақшаларында көзделген іс-шараларды жүргізбей):

      Қазақстан Республикасының мемлекеттік мүлік саласындағы заңнамасына сәйкес шет мемлекеттер мен әріптестер, халықаралық ұйымдар, Қазақстан Республикасының мемлекеттік органдары мен квазимемлекеттік сектор субъектілері Қарулы Күштерге өтеусіз негізде берген (тәжірибелік әскери пайдалану нәтижесі теріс болған жағдайда осы Қағидалардың 33-тармағына сәйкес шешімдер қабылданады);

      Қарулы Күштер құрамынан мекемелер мен ұйымдар шығарған;

      отандық, шетелдік ҚӘТ-ны жеткізушілер шығарған және Қарулы Күштерге тәжірибелік әскери пайдалану үшін өтеусіз негізде берілген.

      40. Қазақстан Республикасы Мемлекеттік күзет қызметінің Айрықша мақсаттағы күштерінен басқа, Қарулы Күштерді қаруландыруға қабылданған ҚӘТ (корабль, катер мен кеме үшін басты үлгі), құрал, жүйе, кешен, жедел қамтамасыз ету түрінің құрылғылары мен байланыс құралдары туралы деректер Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігінің уәкілетті құрылымдық бөлімшесі арқылы "Қару-жарақ пен әскери техника кадастры" электрондық деректер банкіне енгізіледі.

Об утверждении Правил принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 30. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 марта 2015 года № 10368.

      В соответствии с подпунктом 18) пункта 2 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 7 января 2005 года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники.

      2. Начальнику Департамента военно-технической политики Министерства обороны Республики Казахстан:

      1) в установленном законодательством порядке направить настоящий приказ в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации копию настоящего приказа направить в средства массовой информации и в информационно-правовую систему "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования;

      3) после официального опубликования приказ разместить на веб-сайте Министерства обороны Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан генерал-лейтенанта Сапарова О.Б.

      4. Приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

      5. Приказ вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр обороны

И. Тасмагамбетов


"СОГЛАСОВАНО"
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
__________ А. Даулбаев

"СОГЛАСОВАНО"
Начальник
Службы государственной охраны
Республики Казахстан
___________ А. Куренбеков

30 января 2015 года
"СОГЛАСОВАНО"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
____________ К. Касымов

29 января 2015 года
"СОГЛАСОВАНО"
Председатель Комитета
национальной безопасности
Республики Казахстан
___________ Н. Абыкаев

  Утверждены
приказом Министра обороны
Республики Казахстан
от 21 января 2015 года № 30

Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники

      Сноска. Правила - в редакции приказа Министра обороны РК от 26.06.2023 № 729 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники (далее – Правила) определяют порядок принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (далее – Вооруженные Силы) ранее не состоявших на вооружении, а также модернизированных образцов вооружения и военной техники (далее – ВВТ).

      При этом, в виду различия специфических задач, выполняемых Вооруженными Силами, принятие на вооружение нового образца ВВТ одним государственном органом не является основанием для принятия на вооружение этого образца другим государственным органом без применения требований настоящих Правил.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) внутриведомственный совещательный орган – постоянно действующий рабочий орган по принятию на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;

      2) головной образец для кораблей, катеров и судов – первое сложное изделие (комплекс) мелкосерийного производства с длительным циклом изготовления и монтажа, изготовленное по вновь разработанной или откорректированной документации, предполагающее доработку конструкции и внесение изменений в техническую документацию в ходе опытной войсковой эксплуатации с целью повышения технических характеристик, снижения стоимости производства и эксплуатации последующих изделий (комплексов) данной серии;

      3) демонстрационное испытание – практический показ ВВТ, проводимый поставщиками ВВТ с целью демонстрации технических и боевых возможностей для уточнения заявленных ими характеристик;

      4) поставщик ВВТ – организация уполномоченного органа в области оборонной промышленности, производитель или изготовитель ВВТ (в том числе из состава Вооруженных Сил), посредник (дистрибьютор, представитель, импортер, дилер), который производит (поставляет) ВВТ или выполняет работы (оказывает услуги) по модернизации ВВТ конечному пользователю Вооруженных Сил;

      5) составная часть ВВТ – съемное комплектующее изделие ВВТ, объединенное общим конструкторским решением (схемным решением), предназначенное для поражения живой силы, техники и объектов инфраструктуры;

      6) образец ВВТ – новый или модернизированный образец (головной образец для кораблей, катеров и судов) и составная часть состоящего на вооружении ВВТ, изготовленные по вновь разработанной или доработанной (в целях модернизации) опытно-конструкторской и технологической рабочей документации;

      7) эксперт – представитель Вооруженных Сил, обладающий специальными знаниями и опытом работы в определенной области, позволяющими ему проводить квалифицированные заключения или суждения по вопросам, рассматриваемым или решаемым другими лицами, не имеющих соответствующей компетенции в данной области;

      8) опытная войсковая эксплуатация – специально организованное использование ВВТ в различных климатических условиях с целью определения особенностей его эксплуатации (применения по назначению, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта) в реальных войсковых условиях в течение ограниченного срока (не менее 10 рабочих дней, но не более 1 года).

      3. Вооруженные Силы оснащаются ВВТ, принятыми на вооружение в соответствии с данными Правилами.

      4. Принятие ВВТ на вооружение осуществляется на основе решения внутриведомственного совещательного органа при условии достижения ВВТ положительных результатов опытной войсковой эксплуатации, за исключением ВВТ, предусмотренных подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил, о чем издаются соответствующие приказы первых руководителей государственных органов.

      Состав и положение о внутриведомственном совещательном органе утверждаются приказами первых руководителей государственных органов.

      5. Опытная войсковая эксплуатация проводится на полигонах или в учреждениях Вооруженных Сил.

      В проведении опытной войсковой эксплуатации допускается участие поставщиков ВВТ, обеспечение средствами осуществляется по согласованному решению сторон.

      6. ВВТ принимается на вооружение в следующем порядке:

      1) определение потребности и технических требований к ВВТ;

      2) мониторинг рынка;

      3) сравнительный анализ предложений;

      4) рассмотрение предложений на заседании внутриведомственного совещательного органа;

      5) проведение опытной войсковой эксплуатации ВВТ;

      6) рассмотрение результатов опытной войсковой эксплуатации и предложений по принятию на вооружение ВВТ на заседании внутриведомственного совещательного органа;

      7) принятие ВВТ на вооружение.

      Порядок принятия на вооружение Вооруженных Сил средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Глава 2. Определение потребности и технических требований к ВВТ

      7. Потребность определяется видом, родом войск, воинским формированием, структурным подразделением, в интересах которого планируется принятие на вооружение ВВТ (далее – подразделение-заказчик) исходя из анализа перспективных направлений строительства Вооруженных Сил (далее – анализ потребности), сформированных в соответствии с Военной доктриной Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 554, и документами системы государственного планирования, мировых тенденций развития ВВТ, возможностей, имеющихся ВВТ и поставленных задач.

      Анализ потребности проводится подразделением-заказчиком и включает в себя информацию о положительном опыте использования ВВТ (в вооруженных конфликтах, кризисных и чрезвычайных ситуациях, массовых беспорядках, охране государственной границы) с мотивированными обоснованиями и потребностью в ВВТ в соответствии с вышеуказанными руководящими документами.

      8. На основе анализа потребности, подразделением-заказчиком разрабатываются (формируются) основные технические требования и предложения по оснащению войск ВВТ, которые после согласования с курирующими начальниками и довольствующими органами докладываются руководству Вооруженных Сил.

      К докладу прилагается анализ потребности.

Глава 3. Мониторинг рынка

      9. В целях получения технических и коммерческих предложений (далее – предложения) от поставщиков ВВТ, подразделение-заказчик направляет соответствующий запрос с техническими требованиями в уполномоченный орган в области оборонной промышленности и поставщикам ВВТ соответствующего направления. Прорабатывается вопрос с поставщиками ВВТ о возможности или невозможности проведения демонстрационного испытания и представления ВВТ на безвозмездной основе для опытной войсковой эксплуатации.

      10. Для ВВТ, изготовленных по результатам научно-исследовательских (далее – НИР) или опытно-конструкторских работ (далее – ОКР) после получения предложений от поставщиков ВВТ, запрашиваются и изучаются акты заводских испытаний и документы, подтверждающие качество рассматриваемого ВВТ, затем проводится демонстрационное испытание.

      11. По результатам мониторинга рынка формируется перечень ВВТ для проведения сравнительного анализа.

Глава 4. Сравнительный анализ предложений

      12. Для проведения сравнительного анализа приказами соответствующих руководителей подразделений-заказчиков утверждается состав экспертной комиссии.

      13. В состав экспертной комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя, члены комиссии (не менее трех человек). В экспертную комиссию включаются только квалифицированные специалисты в исследуемой области.

      14. Основными задачами экспертной комиссии являются:

      1) проведение сравнительного анализа на предмет соответствия или несоответствия поступивших предложений поставщиков ВВТ техническим требованиям;

      2) определение оптимального ВВТ, соответствующего техническим требованиям;

      3) определение оптимального срока, количества ВВТ и его состава для проведения опытной войсковой эксплуатации за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил;

      4) формирование заключения экспертной комиссии по итогам вышеуказанных работ.

      15. При проведении сравнительного анализа дополнительно учитывается:

      1) наличие серийного производства (кроме головного образца для кораблей, судов и катеров);

      2) принятие на вооружение в одной или более странах (кроме головного образца для кораблей, судов и катеров и ВВТ отечественного производства);

      3) технические характеристики;

      4) стоимость;

      5) эксплуатация в климатических условиях, аналогичных условиям в Республике Казахстан;

      6) соответствие национальным стандартам или межгосударственным стандартам, принятых Республикой Казахстан;

      7) унификация и совместимость с имеющимся на вооружении ВВТ;

      8) производство в Республике Казахстан;

      9) возможность проведения регламентированного технического обслуживания и ремонта ВВТ в Республике Казахстан;

      10) возможность обучения специалистов Вооруженных Сил в Республике Казахстан по обслуживанию и эксплуатации ВВТ;

      11) организация производства или поставки боеприпасов (средств поражения) для ВВТ.

      В целях проведения всесторонней оценки использования ВВТ в Вооруженных Силах, допускается включать в вышеуказанный перечень дополнительные критерии по огневым, ходовым, эксплуатационным возможностям ВВТ.

      16. Допускается проведение сравнительного анализа по одному поступившему предложению в случае подтверждения уполномоченным органом в области оборонной промышленности об отсутствии альтернативных предложений.

      По итогам проведения сравнительного анализа, ВВТ считается оптимальным, если соответствует техническим требованиям или их превосходит по техническим параметрам.

      В случае несоответствия предложений поставщиков ВВТ по основным техническим параметрам технических требований и показателям всех представленных ВВТ, экспертной комиссией предлагается одно из следующих решений:

      1) внести изменения в технические требования к ВВТ с учетом возможностей поставщиков ВВТ и повторно направить им запрос;

      2) разработать тактико-техническое задание (далее – ТТЗ) для получения ВВТ по результатам НИР или ОКР в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области науки, оборонной промышленности и государственного оборонного заказа.

      17. В заключении экспертной комиссии отражаются результаты соответствия или несоответствия поступивших предложений поставщиков ВВТ техническим требованиям, указывается и обосновывается количество, состав и планируемый срок проведения опытной войсковой эксплуатации ВВТ (за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил).

      Количество ВВТ, его состав и сроки проведения опытной войсковой эксплуатации устанавливать с учетом обеспечения возможности всесторонней оценки боевых, эксплуатационных, качественных параметров, а также экономической целесообразности:

      1) для вооружения (средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи), легких и сверхлегких беспилотных летательных аппаратов, классифицированных в соответствии с Правилами эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 706 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22031) – от 10 дней до 1 года;

      2) для военной техники – от 6 месяцев до 1 года.

      Заключение экспертной комиссии подписывается составом экспертной комиссии.

Глава 5. Рассмотрение предложений на заседании внутриведомственного совещательного органа

      18. На основании заключения экспертной комиссии руководителем подразделения-заказчика направляется запрос председателю внутриведомственного совещательного органа о рассмотрении предложений по выбору и порядку получения ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР) на заседании внутриведомственного совещательного органа.

      19. При положительном рассмотрении запроса структурному подразделению, ответственному за подготовку и проведение заседаний внутриведомственного совещательного органа, руководитель подразделения-заказчика направляет необходимые материалы (доклады, слайды, анализ потребности, технические требования (ТТЗ на НИР или ОКР), переписка, заключение экспертной комиссии, справочные и презентационные материалы) для предварительного ознакомления с ними членами внутриведомственного совещательного органа.

      20. В ходе заседания внутриведомственного совещательного органа руководитель подразделения-заказчика докладывает потребность и технические требования к ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР), результаты мониторинга рынка, условия получения ВВТ, заключение экспертной комиссии, предложения по порядку получения ВВТ, количеству, составу и планируемых сроках проведения опытной войсковой эксплуатации (за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил).

      21. После заслушивания доклада члены внутриведомственного совещательного органа переходят к его обсуждению, в ходе которого подают собственные предложения. При спорных вопросах заслушиваются мнения других приглашенных специалистов. После завершения обсуждения члены внутриведомственного совещательного органа переходят к голосованию по поступившим предложениям.

      22. В зависимости от поступивших предложений внутриведомственным совещательным органом принимаются следующие решения с соответствующими обоснованиями:

      1) одобрение предложений подразделения-заказчика;

      2) отклонение предложений подразделения-заказчика.

      23. При одобрении предложений подразделение-заказчик установленным порядком осуществляет действия для получения ВВТ (путем передачи на безвозмездной основе или приобретения), а в случае проведения ОКР направляет утвержденное ТТЗ на НИР или ОКР в уполномоченный орган в области оборонной промышленности.

      24. При отклонении предложений подразделение-заказчик осуществляет мероприятия по выполнению решения внутриведомственного совещательного органа, вносит изменения в технические требования (ТТЗ на НИР или ОКР) и повторно отправляет запрос на проведение заседания внутриведомственного совещательного органа.

Глава 6. Проведение опытной войсковой эксплуатации ВВТ

      25. Опытная войсковая эксплуатация проводится на основании приказа первого руководителя государственного органа (для Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Комитета национальной безопасности, и Службы государственной охраны Республики Казахстан – первого руководителя государственного органа или его заместителя, уполномоченного издавать приказы), в котором определяются цель, сроки проведения, воинская часть или учреждение, ответственные за ее проведение, необходимые указания.

      26. В воинской части или учреждении для оценки особенностей при эксплуатации ВВТ приказом командира (начальника) создается комиссия, ВВТ вводится в эксплуатацию и закрепляется за ответственными должностными лицами.

      В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, члены комиссии (не менее трех человек). В комиссию включаются только квалифицированные специалисты в исследуемой области.

      27. Для проведения опытной войсковой эксплуатации на основе документов боевой подготовки, Правил проведения испытаний результатов опытно-конструкторских и технологических работ, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 20 ноября 2019 года № 862(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19645), национальных стандартов (межгосударственных стандартов, принятых Республикой Казахстан), подразделением-заказчиком разрабатывается программа испытаний, охватывающая проверку боевых и эксплуатационных характеристик ВВТ.

      28. В ходе разработки программы испытаний для различных типов ВВТ учитываются основные эксплуатационные и боевые характеристики, исходя из задач и назначения:

      1) для вооружения – дальность поражения, скорострельность, точность, время подготовки к применению, мобильность (транспортабельность), устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам и другое.

      2) для военной техники:

      боевых машин – проходимость, маневренность, возможности силовой установки, вместимость экипажа, запас хода, габаритные размеры, транспортабельность, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам, эксплуатационные и боевые характеристики установленного вооружения (в соответствии с подпунктом 1) пункта 28 настоящих Правил) и другое;

      военных кораблей (катеров и судов) – водоизмещение, маневренность, инерция и реверсивные характеристики, возможности силовой установки, вместимость экипажа, запас хода, габаритные размеры, транспортабельность, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам, эксплуатационные и боевые характеристики установленного вооружения (в соответствии с подпунктом 1) пункта 28 настоящих Правил) и другое;

      военных воздушных судов и других летательных аппаратов – грузоподъемность, дальность полета, скорость полета, предельная высота полета, условия взлета и посадки, возможности силовой установки, вместимость экипажа и грузов, габаритные размеры, транспортабельность, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам, эксплуатационные и боевые характеристики установленного вооружения (в соответствии с подпунктом 1) пункта 28 настоящих Правил) и другое;

      средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи – точность, время подготовки к применению, мобильность (транспортабельность), габаритные размеры, дальность действия, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам и другое.

      29. Возникающие в ходе опытной войсковой эксплуатации неисправности (отказы) устраняются в соответствии с условиями договора на поставку ВВТ или соглашения сторон. При этом сроки проведения опытной войсковой эксплуатации допускается продлевать.

      30. Результаты опытной войсковой эксплуатации комиссией оформляются актом, содержащим оценку ВВТ в ходе эксплуатации, выводы о целесообразности принятия ВВТ на вооружение и предложения (при наличии) по внесению изменений в технические требования (ТТЗ на ОКР) на последующие образцы ВВТ.

      31. Утвержденный командиром (начальником) воинской части (учреждения) акт направляется подразделению-заказчику.

      32. ВВТ, полученные от поставщиков ВВТ на безвозмездной основе, возвращаются обратно.

Глава 7. Принятие ВВТ на вооружение

      33. После получения результатов опытной войсковой эксплуатации ВВТ (за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил), испытаний и анализа полученных материалов руководитель подразделения-заказчика направляет запрос председателю внутриведомственного совещательного органа о рассмотрении результатов опытной войсковой эксплуатации и предложений по принятию на вооружение ВВТ на заседании внутриведомственного совещательного органа.

      В зависимости от результатов опытной войсковой эксплуатации (демонстрационных испытаний) руководителем подразделения-заказчика формируются следующие предложения:

      1) принять на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;

      2) не принимать на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;

      3) провести дополнительную опытную войсковую эксплуатацию ВВТ;

      4) эксплуатировать ВВТ до окончания его жизненного цикла (срока службы) без принятия на вооружение;

      5) использовать ВВТ в соответствии с Правилами оборота вооружения и военной техники, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 136562) и Правилами передачи, реализации, ликвидации посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработки неиспользуемого имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) неиспользуемых оборонных объектов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2019 года № 832 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 135866).

      34. При положительном рассмотрении запроса структурному подразделению, ответственному за подготовку и проведение заседаний внутриведомственного совещательного органа, направляются необходимые материалы (доклады, слайды, результаты испытаний или опытной войсковой эксплуатации, справочные и презентационные материалы) для предварительного ознакомления с ними членами внутриведомственного совещательного органа.

      35. В ходе заседания внутриведомственного совещательного органа руководитель подразделения-заказчика докладывает результаты испытаний и опытной войсковой эксплуатации, перечень изменений (при наличии), требующих внесения в технические требования (ТТЗ на ОКР), и предложения о целесообразности принятия на вооружение ВВТ.

      36. После заслушивания доклада члены внутриведомственного совещательного органа переходят к его обсуждению, в ходе которого подаются собственные предложения. При спорных вопросах заслушиваются мнения других приглашенных специалистов. После завершения обсуждения члены внутриведомственного совещательного органа переходят к голосованию по поступившим предложениям.

      37. В зависимости от поступивших предложений внутриведомственным совещательным органом принимаются следующие решения:

      1) поддержать или отклонить предложения подразделения-заказчика;

      2) поддержать или отклонить предложения других членов внутриведомственного совещательного органа.

      38. По итогам заседания внутриведомственного совещательного органа составляется протокол.

      39. Выносится на рассмотрение внутриведомственного совещательного органа:

      1) без проведения опытной войсковой эксплуатации ВВТ:

      принятое на вооружение государствами-членами организации Договора о коллективной безопасности;

      предназначенное для частей и подразделений специального назначения, Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан (данная норма не является основанием для принятия на вооружение этого ВВТ остальным составом Вооруженных Сил без проведения опытной войсковой эксплуатации);

      2) с проведением опытной войсковой эксплуатации ВВТ (без проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 6 настоящих Правил):

      переданное Вооруженным Силам на безвозмездной основе иностранными государствами и партнерами, международными организациями, государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственного имущества (в случае отрицательных результатов опытной войсковой эксплуатации принимаются решения в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил);

      произведенное учреждениями и организациями из состава Вооруженных Сил;

      произведенное отечественными, иностранными поставщиками ВВТ и переданное Вооруженным Силам на безвозмездной основе для проведения опытной войсковой эксплуатации.

      40. Данные о ВВТ (головном образце для кораблей, катеров и судов), средствах, системах, комплексах, устройствах видов оперативного обеспечения и средствах связи, принятых на вооружение Вооруженных Сил, кроме Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан, заносятся в электронный банк данных "Кадастр вооружения и военной техники" через уполномоченное структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан.