Ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне мемлекеттік бақылауды және қадағалауды жүргізу қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрінің 2017 жылғы 7 тамыздағы № 424 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2017 жылғы 23 қазанда № 15928 болып тіркелді.

      "Қазақстан Республикасының әуе кеңістігін пайдалану және авиация қызметі туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 10-бабының 3-тармағына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      Ескерту. Кіріспе жаңа редакцияда - ҚР Қорғаныс министрінің 02.08.2024 № 817 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      1. Қоса беріліп отырған Ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне мемлекеттік бақылауды және қадағалауды жүргізу қағидалары бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы мемлекеттік авиациясы ұшуларының қауіпсіздігін қадағалау бас басқармасы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықтың көшірмесін мемлекеттік тіркелген күннен бастап күнтізбелік он күн ішінде қағаз және электрондық түрде қазақ және орыс тілдерінде Қазақстан Республикасы нормативтік құқықтық актілерінің эталондық бақылау банкінде ресми жариялау және оған енгізу үшін Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнына жолдауды;

      3) осы бұйрықты алғашқы ресми жарияланғанынан кейін Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды;

      4) мемлекеттік тіркелген күннен бастап күнтізбелік он күн ішінде осы тармақтың 1), 2) және 3) тармақшаларында көзделген іс-шаралардың орындалуы туралы мәліметтерді Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігінің Заң департаментіне жолдауды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы мемлекеттік авиациясы басқару органдарының басшыларына жүктелсін.

      4. Осы бұйрық лауазымды адамдарға, оларға қатысты бөлігінде жеткізілсін.

      5. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Қорғаныс министрі
генерал-полковник
С. Жасұзақов

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық қауіпсіздік

      комитетінің Төрағасы

      ___________К. Мәсімов

      2017 жылғы " __ " _______

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Ішкі істер министрі

      полиция генерал-полковнигі

      _______________Қ. Қасымов

      2017 жылғы " ___ " ________

  Қазақстан Республикасы
Қорғаныс министрінің
2017 жылғы 7 тамыздағы
№ 424 бұйрығымен
бекітілген

Ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне мемлекеттік бақылауды және қадағалауды жүргізу қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне мемлекеттік бақылауды және қадағалауды жүргізу қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне мемлекеттік бақылауды және қадағалауды жүргізу тәртібін айқындайды және:

      1) мемлекеттік авиацияның басқару органдарына;

      2) пайдалануында мемлекеттік әуе кемелері бар мемлекеттік мекемелерге;

      3) қызметі мемлекеттік әуе кемелерінің ұшуын қамтамасыз етумен және орындаумен сабақтас бөлімшелерге қолданылады.

      2. Осы Қағидаларда пайдаланылатын негізгі ұғымдар:

      1) ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметін бақылау және қадағалау органы (бұдан әрі – ұшу қауіпсіздігі органы) – ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне бақылауды және қадағалауды жүзеге асыратын Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігінің құрылымдық бөлімшесі;

      2) тексерілетін субъектілер – осы Қағидалардың 1-тармағында көрсетілген заңды тұлғалар, сондай-ақ қызметі ұшу қауіпсіздігі органының тексеруіне жататын авиация персоналы.

      3. Мемлекеттік авиацияның басқару органдарына:

      1) Қазақстан Республикасы Қарулы Күштері Әуе қорғанысы күштері бас қолбасшысының басқармасы;

      2) Қазақстан Республикасы Ұлттық ұланының бас қолбасшылығы;

      3) Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Авиация қызметі жатады.

      Ескерту. 3-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Қорғаныс министрінің 22.04.2021 № 249 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      4. Пайдалануында мемлекеттік әуе кемелері бар мекемелердің және қызметі мемлекеттік әуе кемелерінің ұшуын қамтамасыз етумен және орындаумен сабақтасатын, бірақ бұл ретте мемлекеттік авиация басқару органдарының бағынысында болмайтын бөлімшелердің қызметін бақылау және қадағалау тікелей және осы мекемелер мен бөлімшелер бағынысында болатын басқару органдары арқылы жүзеге асырылады.

      5. Ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметін мемлекеттік бақылауды және қадағалауды ұшу қауіпсіздігі органы тексеру нысанында және/немесе байқау нысанында жүзеге асырады.

2-тарау. Ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша мемлекеттік авиацияның қызметіне мемлекеттік бақылауды және қадағалауды жүргізу

1-параграф. Тексеру жүргізу

      6. Тексерілетін субъектіні тексеру – бұл бақылау және қадағалау нысаны, оны мынадай іс-қимылдардың бірін жасау арқылы бақылау және қадағалау органдары жүргізеді:

      1) ұшу қауіпсіздігі органы лауазымды адамының тексерілетін субъектіге баруы;

      2) байқау жүргізу кезінде ақпаратты талап етуді қоспағанда, тексеру мәніне қатысты қажетті ақпаратқа сұрау салу;

      3) тексерілетін субъектінің "Қазақстан Республикасының әуе кеңістігін пайдалану және авиация қызметі туралы" Қазақстан Республикасының Заңында белгіленген талаптарды сақтағаны туралы ақпаратты алу мақсатында оларды шақырту болып табылады.

      Ескерту. 6-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Қорғаныс министрінің 02.08.2024 № 817 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      7. Субъектіні тексеру ұшу қауіпсіздігі органының басшысы қол қойған нұсқама (бұдан әрі – Нұсқама) негізінде жүргізіледі.

      8. Тексерілетін субъектілерді тексеру жоспарлы және жоспардан тыс болып бөлінеді.

      Жоспарлы тексеру жыл сайынғы тексерулер жүргізу жоспары негізінде тексерілетін субъектіге қатысты тағайындалатын тексеру болып табылады.

      Жоспардан тыс тексеру – адамның өмірі мен денсаулығына, қоршаған ортаға, жеке тұлғалардың, заңды тұлғалардың, мемлекеттің заңды мүддесіне тікелей төнген қатерді жою мақсатында тексерілетін субъектіге қатысты ұшу қауіпсіздігі органы тағайындайтын тексеру.

      9. Жыл сайынғы тексерулер жүргізу жоспарын ұшу қауіпсіздігі органы адамның өмірі мен денсаулығына, қоршаған ортаға, жеке тұлғалардың, заңды тұлғалардың, мемлекеттің заңды мүддесіне төнген қатерден сақтандыру мақсатында әзірлейді.

      10. Жыл сайынғы тексерулер жүргізу жоспарын жоспарлы тексерулер жүргізу жылының алдындағы жылдың 1 қарашасына дейінгі мерзімде ұшу қауіпсіздігі органының басшысы бекітеді және осы Қағидаларда көрсетілген мекемелер мен бөлімшелерге таратылады.

      11. Жыл сайынғы тексерулер жүргізу жоспарларына ұшу қауіпсіздігі органы басшысының шешімі бойынша тек тексеру мерзімдерін өзгерту жөнінде ғана өзгерістер енгізуге рұқсат етіледі. Бұл ретте басқару органының басшысы тексеру жүргізу мерзімдерін өзгерту қажеттігі туралы ұшу қауіпсіздігі органының басшысына тексеру жоспарланған күнге дейін күнтізбелік отыз күннен кешіктірмей хабарлайды.

      12. Тексерілетін субъектілерді жоспарлы тексерулер ұшу қауіпсіздігі органы айқындайтын кезеңділікпен, бірақ жылына бір реттен жиілетпей жүргізіледі.

      13. Жоспарлы тексеру жүргізу туралы ұшу қауіпсіздігі органы тексеру басталғанға дейін кемінде күнтізбелік отыз күн бұрын тексерілетін субъектіге тексеру жүргізу мерзімдері мен мәнін көрсете отырып, жазбаша түрде хабарлайды.

      14. Жоспардан тыс тексеру жүргізу үшін негіздемелер:

      1) жеке және заңды тұлғалардан адам өміріне, денсаулығына, қоршаған ортаға және жеке тұлғалардың, заңды тұлғалардың, мемлекеттің заңды мүддесіне елеулі зиян келтірілгені туралы не қатер төнгені туралы ақпарат және өтініштер алу;

      2) авиациялық инциденттер туралы ақпарат алу.

      15. Ұшу қауіпсіздігі органы жоспарлы тексеру жүргізу туралы тексерудің өзі басталғанға дейін кемінде бір тәулік бұрын тексеру жүргізу мәнін көрсете отырып, тексерілетін субъектіге хабарлайды.

      16. Тексерулер бір уақытта бір тексерілетін субъектіге қатысты да, бірнеше тексерілетін субъектіге қатысты да жүргізіледі.

      17. Жоспарлы тексерулер кешенді және тақырыптық болып бөлінеді.

      Кешенді тексеру мемлекеттік авиация саласындағы Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарын сақтауға қатысты мәселелер кешені бойынша тексерілетін субъектінің қызметін тексеру болып табылады.

      Тақырыптық тексеру мемлекеттік авиация саласындағы Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарын сақтауға қатысты жекелеген мәселелер бойынша тексерілетін субъектінің қызметін тексеру болып табылады.

      18. Осы Қағидаларда белгіленбеген ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша өзге де тексеру түрлерін жүргізуге жол берілмейді.

      19. Жоспарлы (кешенді де, тақырыптық та) тексерулердің көлемі ұшу қауіпсіздігі органының басшысы бекіткен тексеру жоспарымен айқындалады.

      20. Тексерушілер орналасуы мүмкін көп орынды әуе кемесінің экипаж мүшелерін тексеруді ұшуда әуе кемесінің бортында ұшу қауіпсіздігі органының ұшқыш және инженерлік-техникалық құрамы орындайды. Тексерушілерді әуе кемесінің бортына орналастыру мүмкін болмаған жағдайда тексеру объективті бақылау құралдарының материалдары негізінде жаттықтыру ұшуының нәтижелері бойынша жүргізіледі.

      21. Тексеру жүргізу мерзімін ұшу қауіпсіздігі органының басшысы алдағы жұмыс көлемін, сондай-ақ қойылған міндеттерді ескере отырып белгілейді және ол отыз жұмыс күнінен аспауға тиіс.

      22. Тексерудің елеулі ауқымына байланысты оны жүргізу мерзімін ұшу қауіпсіздігі органының басшысы (не оның орнындағы адам) бір рет отыз жұмыс күнінен аспайтын мерзімге ұзартуы мүмкін.

      23. Тексеру мерзімдерін ұзартқан жағдайда ұшу қауіпсіздігі органы тексеруді ұзарту туралы актіні ресімдейді, онда тексеруге нұсқаманың нөмірі мен ресімдеу күні және ұзарту себебі көрсетіледі.

      Тексеруді ұзарту туралы акті екі данада ресімделеді және оған тексеруді жүзеге асыратын ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамы және тексерілетін субъектінің уәкілетті адамы қол қояды.

      Актінің бір данасы ұшу қауіпсіздігі органында сақталады, екінші данасы тексерілетін субъектінің уәкілетті адамына беріледі.

      24. Тексеру:

      1) осы тексерілетін субъекті қарамағында болатын мемлекеттік органның жоспарына сәйкес жүргізілетін іс-шараларға тексерілетін субъекті тартылған;

      2) ұшу қауіпсіздігі органы олардың нәтижелерін алғанға дейін арнайы зерттеулер, сынақтар жүргізген;

      3) бақылау және қадағалау органы мәліметтер мен құжаттарды алғанға дейін отыз жұмыс күнінен артық мерзімге жүргізілетін тексеру шеңберінде шет мемлекеттерден елеулі мәні бар мәліметтер мен құжаттарды алу қажет болған жағдайларда тоқтатыла тұрады.

      Тексерілетін субъектіні тексеруді тоқтата тұру не жандандыру туралы хабардар ету тексеруді тоқтата тұруға не жандандыруға дейін үш күн бұрын жүргізіледі.

      25. Тексеруді тоқтата тұру немесе жандандыру кезінде тексеруді тоқтата тұру не жандандыру туралы акті жасалады, онда тексеруге нұсқаманың нөмірі мен ресімдеу күні және тоқтата тұру себебі көрсетіледі.

      26. Тексеруді тоқтата тұру (жандандыру) туралы акті екі данада ресімделеді және оған тексеруді жүзеге асыратын ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамы және тексерілетін субъектінің уәкілетті адамы қол қояды.

      Актінің бір данасы тексерілетін субъектінің органында сақталады.

      27. Тоқтата тұрылған тексеруді жүргізу мерзімін есептеу оны жандандырған күннен бастап жалғастырылады.

      28. Тексеру тоқтатыла тұрған және осы Қағидалардың 24-тармағының 1) тармақшасында көрсетілген іс-шаралар аяқталған күннен және осы Қағидалардың 24-тармағының 2) мен 3) тармақшаларында көрсетілген нәтижелерді, мәліметтер мен құжаттарды алған күннен бастап күнтізбелік отыз күн ішінде жандандырылмаған тексерілетін субъектіге қайта тексеру жүргізуге жол берілмейді.

      29. Объектіге тексеру жүргізу үшін келген ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамдары:

      1) тексеруді тағайындау туралы нұсқаманы;

      2) жеке куәлікті көрсетеді.

      Ескерту. 29-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Қорғаныс министрінің 16.07.2020 № 327 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      30. Тексеру жүргізу кезінде ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамдарына:

      1) егер осындай талаптар бақылау және қадағалау органының құзыретіне жатпаса, Қазақстан Республикасының заңнамасымен белгіленген талаптардың орындалуын тексеруге;

      2) егер олар тексеру объектілері болып табылмаса немесе тексеру мәніне жатпаса, құжаттарды, ақпаратты және материалдарды ұсынуды талап етуге;

      3) Қазақстан Республикасының заңнамасымен көзделген жағдайларды қоспағанда, тексеру жүргізу нәтижесінде алынған және заңмен қорғалатын құпияны құрайтын ақпаратты жария етуге және/немесе таратуға;

      4) осы Қағидалардың 14-тармағының 1), 2) тармақшаларында көзделген жағдайларды қоспағанда, оған қатысты сол бір мәселе бойынша сол бір кезең ішінде бұрын тексеру жүргізілген тексерілетін субъектіге тексеру жүргізуге жол берілмейді.

      31. Тексерілетін субъектінің лауазымды адамдары тексеру жүргізу кезінде:

      1) тексеру міндеттері мен мәніне сәйкес ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамдары осы Қағидалардың 29-тармағында көрсетілген құжаттарды көрсеткен кезде тексерілетін субъектінің аумағына және үй-жайларына кедергісіз кіруін;

      2) ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамдарына мемлекеттік құпияларды қорғау жөніндегі талаптарды сақтай отырып, тексеру нәтижелері туралы актіге қоса тігу үшін қағаз және электрондық жеткізгіштердегі құжаттарды (мәліметтерді) не олардың көшірмелерін ұсынуды;

      3) тексеру міндеттеріне және мәніне сәйкес автоматтандырылған дерекқорға (ақпараттық жүйелерге) қол жетімділікті;

      4) егер Қазақстан Республикасының заңнамасымен өзгеше көзделмесе, тексеруді жүзеге асыру кезеңінде тексерілетін құжаттарға өзгерістер мен толықтырулар енгізуге жол бермеуді;

      5) осы объекті үшін белгіленген нормативтерге сәйкес объектіге зиянды және қауіпті өндірістік ықпал ету факторларына тексеру жүргізу үшін келген адамдардың қауіпсіздігін қамтамасыз етеді.

      32. Тексеруді жүргізудің басталуы тексерілетін субъектіге тексеру нұсқамасын тапсырған күн болып саналады.

      33. Ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамында тексеруге нұсқама болған кезде тексерілетін субъектінің уәкілетті адамы тексеру мәніне жататын барлық қажетті объектілерді, материалдар мен мәліметтерді тексеруге ұсынады.

      34. Қажетті объектілерді, материалдар мен мәліметтерді тексеруге ұсыну (толық көлемде немесе ішінара) мүмкін болмаған жағдайда ұсынбау себептерін көрсете отырып, еркін нысанда акт жасалады.

      Акт екі данада ресімделеді және оған тексеруді жүзеге асыратын ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамы және тексерілетін субъектінің уәкілетті адамы қол қояды.

      Актінің бірінші данасы ұшу қауіпсіздігі органында сақталады, екінші данасы тексерілетін субъектінің уәкілетті адамына беріледі.

      35. Тексеруді тексеруге нұсқамада көрсетілген лауазымды адамдар жүргізеді.

      36. Тексеру жүргізетін лауазымды адамдардың құрамына өзгерістер ұшу қауіпсіздігі органы басшысының шешімімен енгізіледі.

      37. Тексеру қорытындылары бойынша ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамдары осы Қағидаларға 2-қосымшаға сәйкес нысан бойынша тексеру нәтижелері туралы акті жасайды.

      38. Тексеру нәтижелері туралы акті үш данада жасалады және оған тексеруді жүзеге асыратын ұшу қауіпсіздігі органының лауазымды адамдары қол қояды.

      Барлық қосымшалары бар тексеру нәтижелері туралы актінің бірінші данасы тексеруді жүргізген ұшу қауіпсіздігі органында сақталады.

      Тексеру нәтижелері туралы актінің екінші данасы анықталған бұзушылықтарды жою жөнінде шаралар қабылдау және басқа да іс-қимылдар үшін тексерілетін субъектіге немесе оның өкіліне жолданады.

      Тексеру нәтижелері туралы актінің үшінші данасы бағынысында тексерілетін субъекті бар басқару органының басшысына жолданады.

      Қажет болған кезде бағынысында тексерілетін субъекті бар басқа да мүдделі органдарға жолдау үшін тексеру нәтижелері туралы актінің қосымша даналары жасалады.

      39. Тексеру нәтижелері туралы актіге олар бар болған кезде жекелеген мәселелер бойынша тексеру нәтижелері туралы актілер (анықтама-баяндамалар), жүргізілген зерттеулер (сынақтар) және сараптамалар хаттамалары (қорытындылары) және басқа да құжаттар немесе тексеру нәтижелеріне байланысты олардың көшірмелері қоса беріледі.

      40. Тексеру нәтижелері мемлекеттік авиация саласындағы уәкілетті органның басшысына баяндалады.

      41. Тексеру нәтижелері бойынша ескертулер және/немесе қарсылықтар бар болған жағдайда тексерілетін субъектінің басшысы не өкілдері оларды жазбаша түрде жазады.

      42. Ескертулер және/немесе қарсылықтар тексеру нәтижелері туралы актіге қоса беріледі, ол туралы актіде тиісті жазба жасалады.

      43. Тексеру қорытындылары бойынша бұзушылықтар анықталған жағдайда ұшу қауіпсіздігі органы тексерілетін субъектіге анықталған бұзушылықтарды жоюға нұсқама береді.

      44. Анықталған бұзушылықтарды жоюға нұсқамада ұшу қауіпсіздігі органының анықталған кемшіліктерді, бұзушылықтарды және олқылықтарды жою жөніндегі ұсынымдары көрсетіледі.

      45. Тексеру нәтижесінде анықталған бұзушылықтар (кемшіліктер, олқылықтар) және нұсқамада көрсетілген ұсынымдар бойынша тексерілетін субъект он жұмыс күні ішінде ұшу қауіпсіздігі органына мерзімін көрсетіп, тексеру жүргізген ұшу қауіпсіздігі органының басшысымен келісілетін анықталған бұзушылықтарды жою жөнінде қабылданатын шаралар туралы ақпаратты ұсынады.

      Ескерту. 45-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Қорғаныс министрінің 02.08.2024 № 817 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      46. Тексеру жүргізу кезінде Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарын бұзулар болмаған жағдайда тексеру нәтижелері туралы актіде тиісті жазба жасалады.

      47. Тексерудің аяқталуы тексерілетін субъектіге осы Қағидаларға 2-қосымша бойынша тексеру нәтижелері туралы актіні тексеруге нұсқамада көрсетілген тексеруді аяқтау мерзімінен кешіктірмей тапсырған күн болып саналады.

      48. Егер ұшу қауіпсіздігі органы жүргізген тексеру осы Қағидаларда белгіленген тексерулерді ұйымдастыруға және жүргізуге қойылатын талаптар бұзыла отырып жүзеге асырылған болса, мемлекеттік авиация саласындағы тексеру уәкілетті органмен жарамсыз болып танылады.

      49. Осы Қағидалардың талаптарын бұзуларға:

      1) тексеру жүргізуге негіздемелердің болмауы;

      2) тексеруге нұсқаманың болмауы;

      3) осы Қағидалардың 31-тармағының талаптарын бұзу;

      4) бақылау және қадағалау органының олардың құзыретіне жатпайтын мәселелер бойынша тексерулерді тағайындауы жатады.

      50. Мемлекеттік авиация саласындағы уәкілетті мемлекеттік органның тексерудің жарамсыз болуына байланысты тексерілетін субъектінің тексеру нәтижелері туралы актіні жою туралы баянатын қарауы баянат берілген сәттен бастап он жұмыс күні ішінде жүзеге асырылады.

      51. Тексеруді жарамсыз деп тану мемлекеттік авиация саласындағы уәкілетті мемлекеттік органның немесе соттың осы тексеру нәтижелері туралы актіні жоюы үшін негіздеме болып табылады.

2-параграф. Байқауды жүргізу тәртібі

      52. Тексерілетін субъектілердің ұшу қауіпсіздігі мәселелері бойынша қызметін байқау (бұдан әрі – байқау) ұшу қауіпсіздігі органының тексерілетін субъектілерге бармай, оларды жүргізуді көздейтін бақылау және қадағалау нысаны болып табылады.

      Байқау:

      1) авиациялық оқиғалар мен инциденттерді тексеру нәтижелері бойынша;

      2) мемлекеттік авиацияны пайдалану саласындағы тексерілетін субъектілердің қызметіне байланысты және бақылау және қадағалау органына тексерілетін субъектінің өкілдері ұсынған ақпарат, құжаттар мен материалдар негізінде пысықталған ұсынымдардың орындалуымен жүзеге асырылады.

      53. Осы Қағидалардың 52-тармағында көрсетілген ақпарат, құжаттар мен материалдар тізбесі мен көлемін, сондай-ақ оларды ұсыну кезеңділігін ұшу қауіпсіздігі органы айқындайды.

      54. Байқау оларды жүргізу жиілігіне байланысты жүйелі, эпизодтық және дара болып бөлінеді.

      Жүйелі байқау – байқауға жатқызылатын үдерістер қарқынын анықтау үшін регламенттелген кестені пайдалана отырып байқау.

      Эпизодтық байқау – оны орындаудың регламенттелген кестесінсіз байқау. Бұл ретте қайта зерттеу байқаудың нақтыланған рәсімін пайдаланады.

      Дара байқау – қойылған мақсаттарға сәйкес бір рет жүргізілетін байқау.

      55. Байқау жүргізу кезінде тексерілетін субъектіні алдын ала хабардар ету талап етілмейді.

      56. Байқау нәтижелері бойынша тексерілетін субъектілердің қызметіне талдау жүргізіледі және қорытынды құжаттар (анықтама, қорытынды және басқалары) жасалады.

      57. Байқау барысында қандай да бір бұзушылықтар анықталған жағдайда ұшу қауіпсіздігі органы тексерілетін субъектіге анықталған бұзушылықтарды жоюға нұсқама жолдайды.

Об утверждении Правил проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 7 августа 2017 года № 424. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 октября 2017 года № 15928.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра обороны РК от 02.08.2024 № 817 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1 Утвердить прилагаемые Правила проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов.

      2 Главному управлению по надзору за безопасностью полетов государственной авиации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в бумажном и электронном видах на казахском и русском языках в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;

      4) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителей органов управления государственной авиации Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


      Министр обороны
Республики Казахстан
генерал-полковник
С. Жасузаков

      "СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета
национальной безопасности
Республики Казахстан
_______________К. Масимов
" ___ " ___________ 2017 года


      "СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
генерал-полковник полиции
______________К. Касымов
" ___ " ___________ 2017 года


  Утверждены
приказом Министра обороны
Республики Казахстан
от 7 августа 2017 года № 424

Правила
проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов (далее – Правила), определяют порядок проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов и распространяются на:

      1) органы управления государственной авиации;

      2) государственные учреждения, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда;

      3) подразделения, деятельность которых сопряжена с обеспечением и производством полетов государственных воздушных судов.

      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) орган контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов (далее – орган безопасности полетов) – структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов;

      2) проверяемые субъекты – юридические, лица указанные в пункте 1 настоящих Правил, а также авиационный персонал, деятельность которых подлежит проверке органом безопасности полетов.

      3. К органам управления государственной авиации относятся:

      1) Управление главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан;

      2) Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан;

      3) Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра обороны РК от 22.04.2021 № 249 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1) Управление главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан;

      2) Национальная гвардия Министерства внутренних дел Республики Казахстан;

      3) Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

      4. Контроль и надзор за деятельностью учреждений, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда, и подразделений, деятельность которых сопряжена с обеспечением и производством полетов государственных воздушных судов, но при этом не находящихся в подчинении органов управления государственной авиации, осуществляется непосредственно и через органы управления, которым подчинены эти учреждения и подразделения.

      5. Государственный контроль и надзор за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов осуществляется органом безопасности полетов в форме проверки и/или в форме наблюдения.

Глава 2. Проведение государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов

Параграф 1.      Проведение проверки

      6. Проверка проверяемого субъекта – это форма контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора путем совершения одного из следующих действий:

      1) посещения проверяемого субъекта должностным лицом органа безопасности полетов;

      2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования информации при проведении наблюдения;

      3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных Законом Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".

      Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Министра обороны РК от 02.08.2024 № 817 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. Проверка субъекта проводится на основании предписания, подписанного руководителем органа безопасности полетов (далее Предписание).

      8. Проверки проверяемых субъектов делятся на плановые и внеплановые.

      Плановая проверка является проверка, назначаемая в отношении проверяемого субъекта на основании ежегодного плана проведения проверок.

      Внеплановая проверка – проверка, назначаемая органом безопасности полетов в отношении проверяемого субъекта с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических лиц, юридических лиц, государства.

      9. Ежегодный план проведения проверок разрабатывается органом безопасности полетов с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических лиц, юридических лиц, государства.

      10. Ежегодный план проведения проверок в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утверждается руководителем органа безопасности полетов и рассылается в учреждения и подразделения, указанные в настоящих Правилах.

      11. Внесение изменений в ежегодные планы проведения проверок допускается по решению руководителя органа безопасности полетов только по изменению сроков проверок. При этом, о необходимости изменений сроков проведения проверки руководитель органа управления сообщает руководителю органа безопасности полетов не позднее чем за тридцать календарных дней до запланированной даты проверки.

      12. Плановые проверки проверяемых субъектов проводятся с периодичностью, определяемой органом безопасности полетов, но не чаще одного раза в год.

      13. О проведении плановой проверки орган безопасности полетов извещает не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки проверяемый субъект в письменном виде с указанием сроков и предмета проведения проверки.

      14. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

      1) получение информации и обращений от физических и юридических лиц о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и законным интересам физических лиц, юридических лиц, государства;

      2) получение информации об авиационных инцидентах.

      15. О проведении внеплановой проверки орган безопасности полетов не менее чем за сутки до начала самой проверки извещает проверяемый субъект с указанием предмета проведения проверки.

      16. Проверки проводятся как в отношении одного проверяемого субъекта, так и в отношении нескольких проверяемых субъектов одновременно.

      17. Плановые проверки подразделяются на комплексные и тематические.

      Комплексной проверкой является проверка деятельности проверяемого субъекта по комплексу вопросов, касающихся соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственной авиации.

      Тематическая проверка является проверка деятельности проверяемого субъекта по отдельным вопросам, касающимся соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственной авиации.

      18. Проведение иных видов проверок по вопросам безопасности полетов, не установленных настоящими Правилами, не допускается.

      19. Объем плановых (как комплексных, так и тематических) проверок определяется планом проверки, утвержденным руководителем органа безопасности полетов.

      20. Проверка членов экипажа многоместного воздушного судна, на котором возможно размещение проверяющих, выполняется на борту воздушного судна в полете летным и инженерно-техническим составами органа безопасности полетов. В случае отсутствия возможности размещения проверяющих на борту воздушного судна, проверка проводится по результатам тренировочного полета на основании материалов средств объективного контроля.

      21. Срок проведения проверки устанавливается руководителем органа безопасности полетов с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать тридцати рабочих дней.

      22. В связи со значительным объемом проверки срок ее проведения может быть продлен один раз руководителем органа безопасности полетов (либо лицом, его замещающим) на срок не более тридцати рабочих дней.

      23. В случае продления сроков проверки органом безопасности полетов оформляется акт о продлении проверки, в котором указываются номер и дата оформления предписания на проверку, и причина продления.

      Акт о продлении проверки оформляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом органа безопасности полетов, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Один экземпляр акта хранится в органе безопасности полетов, второй экземпляр передается уполномоченному лицу проверяемого субъекта.

      24. Проверка приостанавливается в случаях:

      1) привлечения проверяемого субъекта к мероприятиям, проводимым согласно плану государственного органа, в ведении которого находится данный проверяемый субъект;

      2) проведения специальных исследований, испытаний, до получения органом безопасности полетов их результатов;

      3) необходимости получения сведений и документов от иностранных государств, имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, на срок свыше тридцати рабочих дней до получения органом контроля и надзора сведений и документов.

      25. Уведомление проверяемого субъекта о приостановлении либо возобновлении проверки производится за три рабочих дня до приостановления либо возобновления проверки.

      26. При приостановлении или возобновлении проверки составляется акт о приостановлении либо возобновлении проверки, в котором указываются номер и дата оформления предписания на проверку и причина приостановления.

      Акт о приостановлении (возобновлении) проверки оформляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом органа безопасности полетов, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Один экземпляр акта хранится в органе проверяемого субъекта.

      27. Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

      28. Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в течение тридцати календарных дней со дня окончания мероприятий, указанных в подпункте 1) пункта 24 настоящих Правил, и со дня получения результатов, сведений и документов, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 24 настоящих Правил, не допускается.

      29. Должностные лица органа безопасности полетов, прибывшие для проведения проверки на объект, предъявляют:

      1) предписание о назначении проверки;

      2) удостоверение личности.

      Сноска. Пункт 29 с изменением, внесенным приказом Министра обороны РК от 16.07.2020 № 327 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30. При проведении проверки должностными лицами органа безопасности полетов не допускаются:

      1) проверка выполнение требований, установленных законодательством Республики Казахстан, если такие требования не относятся к компетенции органа контроля и надзора;

      2) требование предоставления документов, информации и материалов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

      3) разглашение и/или распространение информации, полученной в результате проведения проверки и составляющей охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      4) проведение проверки проверяемого субъекта, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.

      31. Должностные лица проверяемого субъекта при проведении проверки обеспечивают:

      1) беспрепятственный доступ должностных лиц органа безопасности полетов на территорию и в помещения проверяемого субъекта в соответствии с задачами и предметом проверки при предъявлении документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил;

      2) предоставление должностным лицам органа безопасности полетов документов (сведений) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки с соблюдением требований по защите государственных секретов;

      3) доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

      4) недопущение внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

      5) безопасность лиц, прибывших для проведения проверки на объект от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами.

      32. Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту предписания на проверку.

      33. При наличии у должностного лица органа безопасности полетов предписания на проверку, уполномоченное лицо проверяемого субъекта предоставляет к проверке все необходимые объекты, материалы и сведения, относящееся к предмету проверки.

      34. В случае невозможности предоставления (в полном объеме или частично) необходимых объектов, материалов и сведений к проверке, составляется акт с указанием причин непредставления в произвольной форме.

      Акт оформляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом органа безопасности полетов, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Один экземпляр акта хранится в органе безопасности полетов, второй экземпляр передается уполномоченному лицу проверяемого субъекта.

      35. Проверка проводится должностными лицами, которые указаны в предписании на проверку.

      36. Изменения в состав должностных лиц, проводящих проверку, вносятся решением руководителя органа безопасности полетов.

      37. По итогам проверки должностными лицами органа безопасности полетов составляется акт о результатах проверки.

      38. Акт о результатах проверки составляется в трех экземплярах и подписывается должностными лицами органа безопасности полетов, осуществляющими проверку.

      Первый экземпляр акта о результатах проверки со всеми приложениями хранится в органе безопасности полетов, проводившем проверку.

      Второй экземпляр акта о результатах проверки направляется проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

      Третий экземпляр акта о результатах проверки направляется руководителю органа управления, в подчинении которого находится проверяемый субъект.

      При необходимости составляются дополнительные экземпляры акта о результатах проверки для направления в другие заинтересованные органы, в подчинение которых находится проверяемый субъект.

      39. К акту о результатах проверки прилагаются при их наличии акты (справки-доклады) о результатах проверки по отдельным вопросам, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

      40. Результаты проверки докладываются руководителю уполномоченного органа в сфере государственной авиации.

      41. В случае наличия замечаний и/или возражений по результатам проверки руководитель либо представители проверяемого субъекта излагают их в письменном виде.

      42. Замечания и/или возражения прилагаются к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая запись в акте.

      43. В случае выявления нарушений по итогам проверки органом безопасности полетов проверяемому субъекту вручается предписание на устранение выявленных нарушений.

      44. В предписании на устранение выявленных нарушений указываются рекомендации органа безопасности полетов по устранению выявленных недостатков, нарушений и упущений.

      45. по выявленным в результате проверки нарушениям (недостаткам, упущениям) и указанным в предписании рекомендациям проверяемый субъект в течение десяти рабочих дней предоставляет органу безопасности полетов информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков.

      Сноска. Пункт 45 - в редакции приказа Министра обороны РК от 02.08.2024 № 817 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      46. В случае отсутствия при проведении проверки нарушений требований законодательства Республики Казахстан, в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

      47. Завершением проверки считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах проверки по не позднее срока окончания проверки, указанного в предписании на проверку.

      48. Проверка признается уполномоченным государственным органом в сфере государственной авиации недействительной, если проведенная органом безопасности полетов проверка была осуществлена с нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных настоящими Правилами.

      49. К нарушениям требований настоящих Правил относятся:

      1) отсутствие оснований проведения проверки;

      2) отсутствие предписания на проверку;

      3) нарушение требований пункта 31 настоящих Правил;

      4) назначение органами безопасности полетов проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию.

      50. Рассмотрение уполномоченным государственным органом в сфере государственной авиации рапорта проверяемого субъекта об отмене акта о результатах проверки в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента подачи рапорта.

      51. Признание проверки недействительной является основанием для отмены уполномоченным органом в сфере государственной авиации или судом акта о результатах данной проверки.

Параграф 2.      Порядок проведения наблюдения

      52. Наблюдение за деятельностью проверяемых субъектов по вопросам безопасности полетов (далее – наблюдение) является форма контроля и надзора, предусматривающая их проведение органом безопасности полетов без посещения проверяемых субъектов.

      Наблюдение осуществляется за выполнением рекомендаций, выработанных:

      1) по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов;

      2) на основании информации, документов и материалов, связанных с деятельностью проверяемых субъектов в сфере использования государственной авиации и предоставленных представителями проверяемых субъектов органу контроля и надзора.

      53. Перечень и объем информации, документов и материалов, указанных в пункте 52 настоящих Правил, а также периодичность их предоставления определяется органом безопасности полетов.

      54. Наблюдения в зависимости от регулярности их проведения подразделяются на систематические, эпизодические и единичные.

      Систематическое наблюдение – наблюдение с использованием регламентированного графика для выявления динамики процессов, подвергаемых наблюдению.

      Эпизодическое наблюдение – наблюдение без регламентированного графика его выполнения. Повторное исследование при этом использует уточненную процедуру наблюдения.

      Единичное наблюдение – наблюдение, которое проводится один раз в соответствии с поставленными целями.

      55. При проведении наблюдения не требуется предварительное уведомление проверяемого субъекта.

      56. По результатам наблюдения проводится анализ деятельности проверяемых субъектов и составляются итоговые документы (справка, заключение и другие).

      57. В случае выявления в ходе наблюдения каких-либо нарушений орган безопасности полетов направляет проверяемому субъекту предписание на устранение выявленных нарушений.