В соответствии с подпунктом 7) статьи 5-2 Закона Республики Казахстан "Об образовании", подпунктом 10) пункта 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан":
1. Утвердить Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в Академии правосудия при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Отделу судебного образования и организации квалификационного экзамена Аппарата Высшего Судебного Совета Республики Казахстан обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном интернет-ресурсе Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Председатель Высшего Судебного Совета Республики Казахстан |
Д. Малахов |
Приложение к распоряжению Председателя Высшего Судебного Совета Республики Казахстан от 18 декабря 2024 г. № 1-8/66 |
Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в Академии правосудия при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно- методических комплексов в Академии правосудия при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 5-2 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
2. Правила определяют порядок организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в Академии правосудия при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан (далее – Академия).
3. В Правилах применяются следующие термины и определения:
1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого подготовлено учебное издание, учебно-методический комплекс;
2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающих в качестве соавторов;
3) мониторинг учебных изданий, учебно-методических комплексов – сбор, хранение, обработка и распространение информации по результатам внедрения учебных изданий, учебно-методических комплексов в образовательный процесс;
4) апробация учебных изданий, учебно-методических комплексов – внедрение и комплексное изучение практики использования учебных изданий, учебно-методических комплексов в учебном процессе Академии;
5) экспертиза учебных изданий – оценка соответствия содержания требованиям государственного общеобязательного стандарта образования (далее – ГОСО), типовым учебным планам и типовым учебным программам, целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным научным представлениям и требованиям психолого-педагогической науки;
6) эксперт – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию и опыт работы не менее пяти лет в сфере образования, науки, техники и других отраслях, привлекаемое для проведения экспертизы;
7) учебное издание на электронных носителях – издание, представленное как совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио-, видео- и другой информации, которое предназначено для автоматизации обучения, соответствует учебной дисциплине и обеспечивает различные виды учебных работ, а также может быть размещено на интернет-ресурсе Академии;
8) Учебно-методический совет (далее – УМС) – коллегиальный орган управления по учебной и методической деятельностью Академии.
4. С целью повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса и стимулирования работы профессорско-преподавательского состава Академии проводится конкурс на лучшее учебное издание, учебно-методический комплекс.
Порядок проведения конкурса определяется Академией самостоятельно.
2. Порядок подготовки учебных изданий, учебно-методических комплексов
5. Подготовка учебных изданий, учебно-методических комплексов осуществляется автором (авторским коллективом) с учетом требований ГОСО, типовых учебных планов и типовых учебных программ по учебной дисциплине согласно следующим требованиям:
1) включение наиболее актуальных знаний по учебной дисциплине;
2) достоверность представленного учебного и методического материала;
3) учет целевой аудитории (обучающиеся соответствующих уровней образования, слушатели, преподаватели, научные сотрудники, судьи, работники судебной системы и иные лица), для которой адресовалось учебное издание и учебно-методический комплекс;
4) профессиональная, практическая направленность содержания учебного материала.
6. В состав авторского коллектива учебных изданий, учебно-методических комплексов могут входить ученые, преподаватели, научные сотрудники, судьи, члены Высшего Судебного Совета Республики Казахстан (далее – Совет), работники аппарата Совета и судебной системы, а также иные лица по профилю учебного издания.
3. Порядок экспертизы учебных изданий и рассмотрения на соответствие ГОСО учебно-методических комплексов
7. УМС в процессе рассмотрения учебных изданий, за исключением учебно-методических комплексов, проверяет на использование автором или авторским коллективом материалов на предмет заимствования без ссылки на автора с использованием систем выявления и предотвращения плагиата.
Допустимый уровень уникальности текста устанавливается решением Ученого совета.
8. По результатам рассмотрения учебных изданий и учебно-методических комплексов УМС принимает одно из следующих решений:
1) по учебному изданию – о проведении экспертизы;
2) учебно-методических комплексов – о рассмотрении на соответствие ГОСО;
3) о доработке учебного издания;
4) о доработке учебно-методического комплекса.
Решение о доработке учебного издания принимается в случаях, если проверка использования автором или авторским коллективом материалов на предмет заимствования без ссылки на автора показывает результат выше допустимого уровня.
9. Для оценки соответствия содержания предлагаемых к использованию в образовательной деятельности учебных изданий требованиям ГОСО, типовым учебным планам и программам, научным исследованиям, целям обучения, развития обучающихся, современным требованиям психолого-педагогической науки проводится их экспертиза.
10. Экспертизу организует УМС.
11. Автор (авторский коллектив) для проведения экспертизы учебного издания представляет в УМС следующие материалы:
1) заявление в произвольной форме о проведении экспертизы учебного издания, где указываются автор (авторский коллектив) в соответствии с его титульным листом, название, язык издания;
2) учебное издание в электронном виде либо по желанию автора (авторского коллектива) на бумажном носителе;
3) две внешние рецензии для учебного издания;
4) справка о результатах проверки учебного издания на предмет наличия в них заимствований без ссылки на автора.
12. Для проведения экспертизы учебных изданий УМС привлекает экспертов (не более 3 человек) из числа лиц, имеющих ученую степень (кандидата наук, доктора наук) или степень доктора философии (PhD) или по профилю, практических работников, являющихся специалистами в той сфере, в которой подготовлено учебное издание.
13. Экспертам передается весь пакет документов, представленный автором (авторским коллективом).
14. Экспертиза одного учебного издания организуется и проводится в срок не более пятнадцати рабочих дней после принятия соответствующего решения на заседании УМС.
15. В экспертном заключении указывается одно из следующих решений:
1) рекомендуется к изданию и (или) использованию в учебном процессе;
2) не рекомендуется к изданию и (или) использованию в учебном процессе.
16. УМС немедленно извещает автора (авторский коллектив) о результатах экспертизы после вынесения экспертного заключения.
17. На основании положительного заключения экспертов Ученый совет рекомендует учебное издание к изданию и (или) использованию в учебном процессе.
18. В случае несогласия автора (авторского коллектива) с результатами экспертизы, по решению УМС проводится дополнительная экспертиза учебных изданий, производство которой поручается иным экспертам в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Срок проведения дополнительной экспертизы составляет 15 рабочих дней.
Дополнительную экспертизу организует УМС.
19. Учебно-методические комплексы подлежат рассмотрению на УМС без проведения экспертизы.
4. Порядок апробации, проведения мониторинга и издания учебных изданий и учебно-методических комплексов
20. Апробация вновь разработанных учебных изданий и учебно-методических комплексов (или отдельных его элементов) проводится в течение одного учебного года с целью последующего их внедрения в учебный процесс.
21. Результаты апробации подлежат рассмотрению на заседании УМС с участием автора (авторского коллектива) для принятия решения о возможности использования в образовательной деятельности учебного издания, учебно- методического комплекса.
В случае наличия предложений по совершенствованию учебного издания, учебно-методического комплекса, выработанных по итогам апробации, они подлежат передаче в УМС для учета при мониторинге учебных изданий, учебно-методических комплексов.
22. УМС систематически проводит мониторинг учебных изданий, учебно-методических комплексов с целью:
1) проведения анализа по вопросам обеспечения образовательного процесса, учебных программ в Академии современными учебными изданиями;
2) улучшения качества учебных изданий, учебно-методических комплексов, используемых в учебном процессе и необходимости их актуализации.
По результатам мониторинга УМС вырабатывает предложения и вносит их на рассмотрение Ученого совета.
23. Учебные издания, учебно-методические комплексы издаются за счет средств Академии и/или автора (авторского коллектива).
Выпуск учебного издания, учебно-методических комплексов осуществляется на основании решения Ученого совета.