РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТНЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ХАРАКТЕРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОДНО-ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ДЛЯ РАЗНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

Новый

Приказ Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 декабря 2018 года № 124

Предисловие

1

РАЗРАБОТАНЫ
И ВНЕСЕНЫ

Акционерным обществом "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" (АО "КаздорНИИ")

2

УТВЕРЖДЕНЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ

Приказом Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 124 от 21 декабря 2018 года

3

СОГЛАСОВАНЫ

Акционерным обществом "НК "ҚазАвтоЖол" № 03/14-2-2623-И от 14 ноября 2018 года
 




4

СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ

2023 год


ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ

5 лет




5

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ



      Содержание


Введение

      Автомобильная дорога должна обеспечить круглосуточное бесперебойное движение транспортных средств в течение всего срока службы. Главными конструктивными элементами автомобильной дороги являются дорожная одежда и земляное полотно, которые подвержены многократным механическим воздействиям транспортных средств и изменчивых климатических и гидрологических факторов. Из числа последних температура играет ключевую роль в обеспечении проектного срока службы автомобильной дороги. Так, в зависимости от температуры в очень широких пределах изменяются механические и реологические свойства асфальтобетонов и других дорожно-строительных материалов, содержащих битумы. При отрицательных температурах часть влаги в порах грунта переходит из жидкого состояния (вода) в твердое состояние (лед) с выделением теплоты. Необходимо уделять большое внимание изучению температурного режима автомобильной дороги и его влиянию на деформацию и прочность дорожной одежды.

      Следует отметить, что сбор данных и их обработка с установлением закономерностей изменений температуры и влажности в дорожных одеждах и земляном полотне участков автомобильных дорог должны проводится достаточно длительный период времени, так как имеет место изменчивость распределения температуры и влажности из года в год вследствие изменения температуры воздуха, грунтово-гидрологических и других климатических условий в регионах республики.

      В документе представлены основные показатели водно-теплового режима дорожных конструкций для различных климатических регионов Казахстана, а также методика получения экспериментальных данных о температуре и влажности в земляном полотне и дорожной одежды.

1 Область применения

      1.1 Настоящие рекомендации распространяются на сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Казахстан и предназначены для решения вопросов, связанных с текущим и перспективным планированием дорожных работ и распределением объемов финансирования, выделяемых на ремонтные работы.

      1.2 Рекомендации устанавливают нормы проектирования нежестких дорожных одежд и покрытий применительно к дорожно-климатическим условиям Казахстана.

      1.3 Рекомендациями следует руководствоваться при проектировании конструкций дорожных одежд для автомобильных дорог общего пользования, для расчета дорожных одежд на стадиях проектирования и эксплуатации, а также при решении инженерно-экономических задач применительно к автомобильным дорогам [1-7].

2 Нормативные ссылки

      Для применения настоящих рекомендаций необходимы следующие ссылочные нормативные документы:

      СП РК 2.04-01-2017 Строительная климатология.

      СТ РК 2068-2010 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

      СТ РК 2607-2015 Технические средства организации движения в местах производства дорожных работ. Основные параметры. Правила применения.

      ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

      ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.

      ГОСТ 21718-84 Материалы строительные. Диэлькометрический метод измерения влажности.

      Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных документов по ежегодно издаваемому информационному указателю "Нормативные документы по стандартизации", составленному по состоянию на текущий год и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

      В настоящих рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями:

      3.1 Максимальная температура воздуха: Величина температуры воздуха, характеризующая ее экстремально высокое значение в течение рассматриваемого периода времени в районе эксплуатации автомобильной дороги.

      3.2 Минимальная температура воздуха: Величина температуры воздуха, характеризующая ее экстремально меньшее значение в течение рассматриваемого периода времени в районе эксплуатации автомобильной дороги.

      3.3 Влажность: Показатель содержания воды в конструктивных материалах дорожной одежды и грунтовом основании. Влажность характеризуется количеством воды в веществе, выраженным в процентах (%) от первоначальной массы влажного вещества или ее объема.

      3.4 Дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.

      3.5 Земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.

      3.6 Конструктивный слой: Каждый слой дорожной одежды, состоящий из однородных материалов и отличающийся от соседних слоев видом материалов, его прочностью и составом. Учитывается при расчете прочности дорожной одежды.

      3.7 Покрытие дорожное: Одно- или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.

      3.8 Основание дорожное: Нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузки от транспортных средств совместно с покрытием и предназначенный для ее распределения на дополнительные слои или непосредственно на грунт земляного полотна.

      3.9 Земляного полотна водно-тепловой режим: Закономерность изменения в течение года влажности и температуры грунта верхних слоев земляного полотна, свойственная данной дорожно-климатической зоне и местным гидрогеологическим условиям.

      3.10 Земляного полотна регулирование водно-теплового режима: Система мероприятий, направленных на снижение увлажнения и уменьшение величины морозного пучения рабочего слоя земляного полотна.

4 Общие положения

      4.1 Дорожная одежда и земляное полотно являются основными конструктивными элементами, от которых зависят прочность и долговечность автомобильной дороги. На автомобильную дорогу оказывают воздействие механические нагрузки от движущихся автомобилей, климатические и гидрологические факторы. Из числа климатических факторов наиболее значимыми можно считать температуру и влажность. Так, в зависимости от температуры в широких пределах изменяются механические и физические характеристики асфальтобетонных слоев дорожной одежды. При отрицательных значениях температуры в слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна имеющаяся влага переходит из одного (жидкого) в другое (твердое) агрегатное состояние, что сопровождается выделением скрытой теплоты льдообразования и изменением объема.

      4.2 Глубина промерзания грунтов является одним из основных факторов водно-теплового режима. Известно, что все грунты земляного полотна промерзают при температуре ниже 0°С. Существенное влияние на этот процесс оказывают вид грунта, его влажность и продолжительность действия отрицательной температуры. Чем выше температуропроводность грунта, тем больше глубина его промерзания. Начальная влажность грунта также способствует промерзанию, так как увеличивает его теплопроводность [8]. Это связано с тем, что при замерзании воды выделяется теплота льдообразования, поэтому скорость и глубина промерзания более влажного грунта будут меньше, чем грунта с меньшей влажностью. Следует отметить, что на глубину промерзания влияет сумма отрицательных температур воздуха, продолжительность и интенсивность действия отрицательной температуры, высота снежного покрова, залегание уровня грунтовых вод, влажность грунта и др. Таким образом, глубина промерзания грунтов в основном зависит от климатических, гидрологических, грунтовых и других природных условий, которые варьируются в широких пределах. Поэтому и глубина промерзания не остается постоянной, а изменяется из года в год [9, 10].

      4.3 В нормативном документе [11] представлена карта глубины промерзания грунта земляного полотна, разработанная с использованием расчетных данных, полученных по формуле профессора В.М. Сиденко [9]. При этом, использованы климатические характеристики ограниченного числа метеостанций республики. В связи с этим, данные о глубинах промерзания грунта земляного полотна нуждаются в уточнении. Позже, эта карта была также представлена и в документе [4].

5 Методика получения экспериментальных данных

5.1 Сущность метода

      Сущность метода заключается в определении температуры и влажности в слоях дорожной одежды и земляного полотна.

5.2 Общие требования

      Наличие участков автомобильных дорог, с установленными на них измерительными комплексами (рисунки 1, 2).

     


      Рисунок 1 – Система датчиков для измерения температуры и влажности

     


      Рисунок 2 – Вид наземной части измерительных комплексов (системы датчиков)

5.3 Требования к условиям, при которых проводят измерения

      5.3.1 Датчики каждого комплекта устанавливаются на различных глубинах вертикальной скважины, пробуренной в многослойной дорожной одежде и земляном полотне автомобильной дороги, в зависимости от конструкции дорожной одежды и климатических условий региона.

      5.3.2 Каждый датчик, изготовленный в виде металлической капсулы, включает в себя элемент для измерения температуры, основанный на эффекте термосопротивления и элемент для измерения влажности через диамагнитную проницаемость (модификация датчиков соответствует техническим условиям [12]). Такое конструктивное решение позволяет осуществить одновременное измерение температуры и влажности в точках дорожной одежды и земляного полотна.

      5.3.3 Температурные части датчиков должны быть откалиброваны изготовителем, а влажностные части - откалиброваны в соответствии с ГОСТ 21718-84.

      5.3.4 Калибровка датчиков должна быть выполнена с использованием грунта, отобранного с места их закладки. Измерительные концы датчиков выводятся на поверхность дороги и собираются в измерительной камере надземного блока комплекта.

      5.3.5 По способу защиты от поражения электрическим током датчики должны соответствовать ГОСТ 12.2.007.0-75.

      5.3.6 Датчики работают в автоматическом режиме, осуществляют измерение температуры и влажности каждый час с записью полученной информации в запоминающее устройство.

      5.3.7 Результаты измерений передаются по кабелю связи в интерфейс [13-16].

      5.3.8 Технические характеристики датчиков приведены в таблице 1. Информация о конструкции датчиков температуры и влажности изложена в [17-20].

Таблица 1 – Технические характеристики датчиков температуры

и влажности

Технические данные датчиков
 

Единицы измерения

Количество

1 Диапазон измерения температуры

°С

-55...+80

2 Точность измерения температуры

°С

±0,2

3 Диапазон измерения влажности

%

0...40

4 Абсолютная погрешность измерения влажности

%

±1,5
 

5 Объем памяти

значения

не менее 200 000

6 Периодичность записи в память результатов измерений температуры и влажности

час

каждый час

7 Температурные условия эксплуатации

°С

-20…+70

8 Срок службы комплекта оборудования

лет

не менее 5

      5.3.9 Снятие показаний с датчиков осуществляется посредством подключения портативного компьютерного устройства к центральному устройству, расположенному во внешнем металлическом блоке.

      5.3.10 В местах проведения работ необходимо устанавливаются дорожные знаки в соответствии со СТ РК 2607-2015.

      5.3.11 Полученные данные, имеют вид числовых значений, собранных в одном электронном файле Terem-4 (единицы измерения температуры - ºС, а влажности - %, в соответствии с ГОСТ 8.417-2002). Формат файла Terem-4 не соответствует обычному представлению данных в табличной форме, как это делается в Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel (рисунок 3).

     


      Рисунок 3 – Извлечение информации с электронного приложения датчиков Terem4

      5.3.12 Затем, первичная информация переводится в формат Microsoft Office Excel. После чего, полученные данные о температуре и влажности оформляются в виде таблиц и анализируются.

      5.3.13 Количество измерений зависит от продолжительности периода наблюдений.

6 Показатели водно-теплового режима дорожных конструкций для различных климатических регионов Казахстана

      6.1 В рекомендациях представлены числовые данные за 20-летний период, полученные с 40 метеорологических станций, расположенных в различных климатических зонах Казахстана.

      6.2 Метеорологические данные представлены непрерывно с интервалом в три часа.

      6.3 Установлена корреляционная связь между суммой отрицательных температур и глубиной максимального промерзания автомобильной дороги за зимний период, описываемая следующей степенной функцией:

      hпр = 2,647 · ? 0,6                              (1)

      где hпр – максимальная глубина промерзания автомобильной дороги, см;

      ? – сумма отрицательных температур воздуха за весь зимний период, град·сут.

      6.4 Информация с метеорологических станций позволила получить показатели холодного периода: значения экстремальных температур (Tmin и Tmax), сумму отрицательных температур и количество суток с отрицательной температурой в 40 населенных пунктах Казахстана за многолетний период (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели холодного периода и глубина промерзания

Метеостанция

Количество суток с отрица-тельной темпера-турой
t?, сут

Сумма отрицатель- ных темпе-ратур ϴ, град·сут

Глубина промер-зания
hпр, см

Многолетняя средняя температура, ºС

мини-мальная Тmin

макси-мальная Tmax

1 Акколь

147

1803,3

237,9

-41,5

37,4

2 Актау

41

219,1

67,2

-24,6

41,9

3 Актобе

131

1357,4

200,6

-39,0

40,9

4 Алматы

79

434,2

101,2

-22,1

37,8

5 Аральское море

109

1089,4

175,8

-33,9

42,2

6 Аркалык

138

1651,0

225,6

-39,4

39,2

7 Астана

138

1608,3

222,1

-39,4

38,6

8 Атырау

87

673,2

131,7

-35,9

41,0

9 Аягоз

137

1699,2

229,6

-38,0

37,8

10 Бейнеу

84

702,8

135,2

-33,1

44,0

11 Екибастуз

132

1689,0

228,7

-41,3

40,2

12 Есиль

142

1720,7

231,3

-39,4

38,7

13 Женибек

96

854,8

152,0

-33,2

42,0

14 Жаркент

83

542,7

115,7

-30,1

38,8

15 Жезказган

127

1365,0

201,3

-37,4

41,6

16 Зайсан

137

1735,2

232,5

-39,8

39,8

17 Индерборский

99

871,0

153,7

-34,9

43,1

18 Кайнар

145

1639,5

224,7

-38,9

37,2

19 Капшагай

88

627,8

126,3

-29,3

40,8

20 Карабутак

136

1606,8

222,0

-37,4

39,4

21 Караганда

135

1499,7

213,0

-35,6

38,3

22 Каркаралы

129

1379,9

202,6

-34,8

36,0

23 Кишкенеколь

146

1968,2

250,7

-45,0

38,8

24 Костанай

136

1658,6

226,3

-41,4

37,4

25 Кульсары

89

787,7

144,7

-31,7

42,8

26 Кызылорда

81

634,0

127,1

-31,4

43,5

27 Павлодар

138

1883,8

244,2

-44,2

39,9

28 Петропавловск

144

1843,6

241,1

-42,5

35,7

29 Рузаевка

142

1751,7

233,8

-40,6

36,8

30 Семипалатинск

137

1684,0

228,3

-41,6

40,4

31 Талдыкорган

98

769,2

142,7

-31,6

40,1

32 Тараз

65

410,6

97,9

-27,9

40,2

33 Туркестан

54

365,5

91,3

-26,4

44,2

34 Уральск

116

1151,7

181,8

-35,8

40,8

35 Оскемен

136

1727,0

231,8

-44,6

38,0

36 Учарал

113

1038,0

170,8

-39,4

42,0

37 Чапаево

107

1014,2

168,4

-37,3

40,1

38 Чиганак

105

977,0

164,7

-33,0

43,0

39 Шалкар

124

1352,7

200,2

-38,7

40,6

40 Шымкент

44

231,0

69,3

-21,7

41,7

      6.5 Максимальные глубины промерзания в различных регионах Казахстана определяются по формуле 1.

      6.6 Сравнение полученных показателей холодного периода (таблица 2) и аналогичных данных, приведенных в СП РК 2.04-01-2017, показывает, что специальные термины СП РК 2.04-01-2017 относятся к гражданскому строительству.

      6.7 В дорожной области представляет интерес глубина промерзания, как фактор, способствующий морозному пучению.

      Глубина промерзания по СП РК 2.04-01-2017 таблица 3.6 дана для открытой местности (в поле) под естественным снежным покровом. Снежный покров в данном случае выступает в роли естественного "одеяла" и глубина промерзания определенная в этом случае по своим значениям ниже, чем глубина промерзания грунта, расположенного под дорожной одеждой на автомобильной дороге. В таблице 2 глубина промерзания грунта определена под автомобильной дорогой из условий, когда снежный покров на автомобильной дороге отсутствует, в связи с проводимыми эксплуатационными мероприятиями. В работах [21, 22] отмечено, что на основе численных экспериментов было определено, что только за счет изменчивости теплофизических параметров снежного покрова расчетная глубина промерзания грунтов может отличаться в несколько раз. К основным параметрам снежного покрова, влияющим на теплообмен, относится толщина снежного покрова hs и его плотность rs.

      Приведенные данные о глубине промерзания грунтов в СП РК 2.04-01-2017 таблица 3.6 относятся к ограниченному количеству населенных пунктов, а данные таблицы 2 относятся к большему количеству населенных пунктов (всего 40) и охватывают практически всю территорию республики.

      Сравнение имеющиеся одинаковых населенных пунктов (городов) по обеим таблицам (таблица 3.6 СП РК 2.04-01-2017 и таблица 2) приведено в таблице 3. Во всех рассмотренных географических точках имеет место занижение сведений о промерзании грунта по таблице 3.6 СП РК 2.04-01-2017.

Таблица 3 – Сравнение глубин промерзания грунта в разных географических точках

№ п/п

Географическая точка

Глубина промерзания

Разница, см

Таблица 3.6
СП РК 2.04-01-2017

Рассчитанная по формуле (1), таблица 2

1

Костанай

203

226

23

2

Джаныбек

126

152

26

3

Жаркент

99

116

17

      6.8 Сравнение приводимых в СП РК 2.04-01-2017 данных об абсолютных значениях минимальных и максимальных температур (таблицы 3.1 и 3.2), показывает то, что они относятся к большому периоду времени (приведены за период наблюдений в 35 лет), когда вероятность наступления таких температур является небольшой. В таком случае закладывая такие высокие расчетные характеристики в дорожный проект, есть риск неоправданного удорожания строительства автомобильной дороги.

      Приводимые в таблице 2 значения экстремальных значений температуры относятся к меньшему периоду времени и соответственно, вероятность их возникновения будет высокой. Таким образом, предлагаемые в таблице 2 значения экстремальных температур будут максимально приближенными к их реальным значениям.

      Сравнение экстремальных минимальных температур воздуха (таблица 3.1 СП РК 2.04-01-2017 и таблица 2) приведено в таблице 4. Установлено, что во всех географических точках имеет место явное превышение абсолютных значений минимальных температур, приведенных в СП РК 2.04-01-2017 над значениями, представленными в таблице 2. Эта разница максимальна для городов Алматы, Тараз, Туркестан и Жаркент и составляет 15,6 ºС, 13,1 ºС, 12,2 ºС и 12,2 ºС, соответственно.

Таблица 4 – Сравнение минимальных температур воздуха в разных географических точках

Географическая
точка

Минимальная температура воздуха, ˚С

Разница, ˚С

Таблица 3.6
СП РК 2.04-01-2017

Таблица 2
 

1 Петропавловск

-45

-41,5

-3,5

2 Костанай

-43,1

-41,4

-1,7

3 Аркалык

-43,2

-39,4

-3,8

4 Астана

-51,6

-39,4

-12,2

5 Павлодар

-45,5

-44,2

-1,3

6 Экибастуз

-43,1

-41,3

-1,8

7 Уральск

-43,0

-35,8

-7,2

8 Атырау

-37,9

-35,9

-2

9 Актау

-27,7

-24,6

-3,1

10 Бейнеу

-34,7

-33,1

-1,6

11 Актобе

-48,5

-39,0

-9,5

12 Жезказган

-42,7

-37,4

-5,3

13 Караганда

-42,9

-35,6

-7,3

14 Аягоз

-44,9

-38,0

-6,9

15 Зайсан

-40,9

-39,8

-1,1

16 Семей

-46,8

-41,6

-5,2

17 Оскемен

-48,9

-44,6

-4,3

18 Кызылорда

-37,2

-31,4

-5,8

19 Аральск

-37,9

-33,9

-4

20 Туркестан

-38,6

-26,4

-12,2

21 Шымкент

-30,3

-21,7

-8,6

22 Тараз

-41,0

-27,9

-13,1

23 Алматы

-37,7

-22,1

-15,6

24 Жаркент

-42,3

-30,1

-12,2

25 Талдыкорган

-42,0

-31,6

-10,4

      6.9 Сравнение данных по глубине промерзания, рассчитанных по формуле 1 (таблица 2) и значений глубин промерзаний приведенных в нормативном документе [4] (рисунок 10) приведено в таблице 5. Установлено, что карта, показанная в CП РК 3.03-104-2014 (рисунок 10), в северной части республики занижает сведения о промерзании дорожных конструкций. В южной части территории Казахстана, напротив – завышает. Эта разница максимальна для городов Петропавловск и Кокшетау и составляет 33 см и 36,2 см, соответственно. В южной и западной частях разница анализируемых значений в результатах достигает 11 см.

Таблица 5 – Глубина промерзания в разных географических точках Казахстана

Географическая точка

Глубина промерзания, см

Разница, см

по карте, рисунок 10 [4]

Рассчитанные по формуле (1)

1 Актау

67,5

67,2

-0,3

2 Актобе

187,2

200,6

13,4

3 Алматы

111,7

101,2

-10,5

4 Астана

206,9

222,1

15,2

5 Атырау

134,7

131,7

-3,0

6 Жезказган

189,2

201,3

12,1

7 Караганда

202,0

213,0

11,0

8 Кокшетау

206,6

242,8

36,2

9 Костанай

204,9

226,3

21,4

10 Кызылорда

131,7

127,1

-4,6

11 Павлодар

211,7

244,2

32,5

12 Петропавловск

208,1

241,1

33,0

13 Семипалатинск

201,4

228,3

26,9

14 Талдыкорган

149,1

142,7

-6,4

15 Уральск

187,5

181,8

-5,7

16 Өскемен

201,2

231,8

30,6

      6.10 В расчетах конструкций дорожных одежд на морозоустойчивость рекомендуется применять значения глубины промерзания, указанные в таблице 2, либо по карте [4] (рисунок 10)

      6.11 Минимальные и максимальные значения температуры воздуха 40 метеорологических станций РК для удобства использования представлены в виде климатических карт Республики по экстремальным значениям температуры воздуха за многолетний период времени, построенные на программном комплексе SURFER (рисунки 4, 5). Кроме значений максимальной и минимальной температуры воздуха, для построения карт необходимы такие дополнительные данные как: географические координаты (широта и долгота) и высота над уровнем моря тех же 40 населенных пунктов, в которых расположены метеорологические станций РК (таблица 6).

Таблица 6 – Распределение характерных параметров климата Казахстана по 40 метеорологическим станциям за многолетний период

Метеостанция

Широта (y)
 

Долгота (x)
 

H, высота над уровнем моря, м

Tmin, ˚С

Tmax, ˚С

Hпр, м

1

2

3

4

5

6

7

1 Акколь

51,9956496

70,9359277

261

-41,5

37,4

238

2 Аркалык

50,249639

66,914047

349

-39,4

39,2

226

3 Астана

51,1605227

71,4703558

358

-39,4

38,6

222

4 Екибастуз

51,725198

75,3150685

203

-41,3

40,2

229

5 Есиль

51,9534228

66,4121857

222

-39,4

38,7

231

6 Кайнар

49,2000804

77,3918196

837

-38,9

37,2

225

7 Карабутак

49,9608194

60,1093445

230

-37,4

39,4

222

8 Караганда

49,8046835

73,1093826

543

-35,6

38,3

213

9 Каркаралы

49,4129509

75,4772753

843

-34,8

36,0

203

10 Кишкенеколь

53,6362335

72,3382061

134

-45,0

38,8

251

11 Костанай

53,2198089

63,6354232

170

-41,4

37,4

226

12 Павлодар

52,2873032

76,9674023

133

-44,2

39,9

244

13 Петропавловск

54,8732209

69,1505479

137

-42,5

35,7

241

14 Рузаевка

52,8186791

66,9548103

227

-40,6

36,8

234

15 Семипалатинск

50,4233463

80,250811

206

-41,6

40,4

228

16 Уральск

51,227821

51,3865431

32

-35,8

40,8

182

17 Оскемен

49,9749295

82,6017244

288

-44,6

38,0

232

18 Актобе

50,2839339

57,166978

216

-39,0

40,9

201

19 Аральск

46

61

29

-33,9

42,2

176

20 Аягоз

47,9755808

80,432736

669

-38,0

37,8

230

21 Женибек

49,417314

46,846277

25

-33,2

42,0

152

22 Жезказган

47,7963655

67,7020019

371

-37,4

41,6

201

23 Зайсан

47,4701444

84,8752996

624

-39,8

39,8

233

24 Индерборский

48,5573405

51,751162

5

-34,9

43,1

154

25 Кульсары

46,9691061

54,0068191

-13

-31,7

42,8

145

26 Учарал

46,1720372

80,9474113

394

-39,4

42,0

171

27 Чапаево

43,4702807

76,8057776

634

-37,3

40,1

168

28 Шалкар

47,8313394

59,6188673

169

-38,7

40,6

200

29 Атырау

47,0944959

51,9238373

-24

-35,9

41,0

132

30 Бейнеу

45,3222362

55,181848

3

-33,1

44,0

135

31 Жаркент

44,166512

79,999974

631

-30,1

38,8

116

32 Капшагай

43,8666546

77,0513838

505

-29,3

40,8

126

33 Кызылорда

44,8488314

65,4822686

127

-31,4

43,5

127

34 Талдыкорган

45,0177112

78,3804417

596

-31,6

40,1

143

35 Чиганак

45,1062734

73,9739944

351

-33,0

43,0

165

36 Алматы

43,2220146

76,8512485

852

-22,1

37,8

101

37 Актау

43,6410973

51,1985113

-15

-24,6

41,9

67

38 Тараз

42,8983715

71,3979891

623

-27,9

40,2

98

39 Туркестан

43,3050854

68,2346884

215

-26,4

44,2

91

40 Шымкент

42,3416845

69,590101

545

-21,7

41,7

69

Примечание - в значениях географических координат, долготы и широты целая часть задана в градусах, а дробная – в десятичных цифрах. Географические координаты метеорологических станций получены посредством интернет ресурса по ссылке: http://mapszoom.com


     


      Рисунок 4 – Карта минимальных температур воздуха

     


      Рисунок 5 – Карта максимальных температур воздуха

      6.12 В расчетах значений максимальных и минимальных температур асфальтобетонных покрытий [23] рекомендуется использовать данные о минимальных и максимальных температурах воздуха из таблицы 2.

7 Закономерности распределения температуры и влажности по глубине дорожной конструкции

      7.1 Распределение температуры по глубине конструкции дорожной одежды автомобильной дороги в разные сезоны года представлено на рисунке 6 (в качестве примера приведен участок, расположенный в северной части республики, автомобильной дороги "Астана-Бурабай" (с асфальтобетонным покрытием). Графики построены по данным, полученным с помощью датчиков температуры и влажности (рисунки 1 и 2). Как видно, на графиках, в разные сезоны года распределение температуры сильно отличается друг от друга: наибольшие значения температуры имеют место летом и с понижением температуры воздуха осенью происходит понижение температуры и в земляном полотне (на данном участке автомобильной дороги земляное полотно начинается на уровне 80 см). Зимой земляное полотно находится в мерзлом состоянии. С наступлением весны дорожная одежда и земляное полотно начинают оттаивать сверху вниз.

      7.2 Графики распределения влажности по глубине земляного полотна в разные сезоны года на том же участке автомобильной дороги ("Астана-Бурабай") показаны на рисунках 7-9. Следует отметить, что в летний и осенний периоды года значения влажности в точках земляного полотна практически одинаковы.

     


      Рисунок 6 – Распределение температуры по глубине автомобильной дороги в разные сезоны года

     


      Рисунок 7 – Распределение влажности по глубине земляного полотна в летний и осенний периоды года

     


      Рисунок 8 – Распределение влажности по глубине земляного полотна в зимний период года

     


      Рисунок 9 – Распределение влажности по глубине земляного полотна в весенний период года

      7.3 Зимой с наступлением отрицательных температур в точках земляного полотна часть содержащейся воды переходит в лед. На рисунках 8 и 9 сплошная линия показывает содержание влажности в жидком состоянии (незамерзшая вода), а пунктирная линия соответствует начальной (перед зимой) влажности. Видно, что в зимний период содержание замерзшей воды (льда) в земляном полотне уменьшается с увеличением глубины (рисунок 8). Весной происходит оттаивание земляного полотна сверху вниз. На рисунке 9 хорошо видно, что весной верхняя часть земляного полотна до 130 см оттаяла, а остальная часть земляного полотна находится в мерзлом состоянии.

      Из графиков изменения температуры и влажности (рисунки 6 и 9) на поверхности земляного полотна и в верхних его слоях зимой в момент перехода температуры в отрицательную область имеет место резкое уменьшение влажности, с дальнейшим понижением температуры влажность также уменьшается. А весной при переходе температуры из отрицательной области в положительную, происходит скачкообразное увеличение влажности. Эти явления показывают фазовые переходы, имеющие место при температуре, приблизительно равной 0 ºС.

      7.4 Особенности водно-теплового режима дорожных одежд и земляного полотна по регионам, отражены в [13-16, 24-30].

Библиография

      [1] СН РК 3.03-01-2013 Автомобильные дороги.

      [2] СП РК 3.03-101-2013 Автомобильные дороги.

      [3] СН РК 3.03-04-2014 Проектирование дорожных одежд нежесткого типа.

      [4] CП РК 3.03-104-2014 Проектирование дорожных одежд нежесткого типа.

      [5] СН РК 3.03-03-2014 Проектирование жестких дорожных одежд.

      [6] СП РК 3.03-103-2014 Проектирование жестких дорожных одежд.

      [7]Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011)от 18.10.2011 года № 827.

      [8] И. Леонович, Н. Вырко. Глубина промерзания грунтов – важнейший фактор водно-теплового режима земляного полотна, Строительная наука и техника, № 5(38), 2011 (https://www.bsc.by/ru/story/glubina-promerzaniya-gruntov-vazhneyshiy-faktor-vodno-teplovogo-rezhima-zemlyanogo-polotna).

      [9] Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд / Под ред. И. А. Золотаря, Н. А. Пузакова, В. М. Сиденко. – М.: Транспорт, 1971. – 416 с.

      [10] Пузаков, Н. А. Водно-тепловой режим земляного полотна автомобильных дорог / Н. А. Пузаков. – М.: Автотрансиздат, 1960. – 128 c.

      [11] Р РК 218-38-04 Рекомендации по учету районирования территории Казахстана по расчетной глубине промерзания грунтов земляного полотна автомобильных дорог

      [12] ТУ 4215-005-7453096769-04 "Измерители влажности ВИМС-2. Технические условия". 

      [13] Bagdat Teltayev, Elena Suppes. Impact of freezing of subgrade on pavement deformation // Proceedings of the 19th International Conference on Soil Mechanics and Geotechnical Engineering, Seoul, Korea, 2017. – pp. 1-4

      [14] Teltayev B, Baibatyrov A, Suppes E. Characteristics of highway subgrade frost penetration in regions of the Kazakhstan // The 15th Asian Regional Conference on Soil Mechanics and Geotechnical Engineering, Fukuoka, Japan, 2015. – pp. 1664-1668.

      [15] Teltayev B., Suppes E. Freezing characteristics of a highway subgrade // Sciences in Cold and Arid Regions, 9(3), China, 2017. – pp. 325-330.

      [16] Teltayev B.B. and Suppes E.A. Regularities for temperature variation in subgrade of highway // Geomechanics and Engineering, Vol. 13, No. 5, 2017. – pр. 793-807.

      [17] Инновационный патент РК № 30157 от 18.06.2015 г. Датчик температуры и влажности.

      [18] Инновационный патент РК № 30272 от 20.07.2015. Способ определения температуры и влажности дорожной конструкции и ее грунтового основания.

      [19] Евразийский патент "Способ определения температуры и влажности дорожной конструкции и ее грунтового основания", № 028207 от 31.10.2017 года.

      [20] Евразийский патент "Датчик температуры и влажности дорожной конструкции", № 030700 от 28.09.2018 г.

      [21] Н.И. Осокин, А.В. Сосновский, П.Р. Накалов, С.В. Ненашев. Термическое сопротивление снежного покрова и его влияние на промерзание грунта, журнал Лед и снег, №1(121), 2013, с. 93-103.

      [22] Н.И. Осокин, Р.С. Самойлов, А.В. Сосновский, В.А. Жидков, Р.А. чернов. Роль снежного покрова в промерзании грунтов, Известия РАН. Серия география, №4, 2001, с. 52-57.

      [23] Р РК 218-96-2013 Рекомендации "Районирование территории Казахстана по расчетным температурам асфальтобетонных покрытий".

      [24] Б.Б. Телтаев, К.А. Айтбаев, Е.А. Суппес. Водно-тепловой режим земляного полотна автомобильной дороги "Астана-Бурабай", Вестник КазАТК, №2(105), 2018, С. 266-274.

      [25] Б.Б. Телтаев, К.А. Айтбаев, Е.А. Суппес. Особенности водно-теплового режима земляного полотна автомобильной дороги "Кызылорда-Шымкент", Вестник КазАТК, №2(105), 2018, С. 274-282.

      [26] Б.Б. Телтаев, К.А. Айтбаев, Е.А. Суппес, Қ.Б. Тілеу. К усовершенствованию дорожно-климатического районирования Казахстана, Вестник КазАТК, №2(105), 2018, С. 141-148.

      [27] Пшембаев М.К., Телтаев Б.Б., Суппес Е.А. Особенности температурного режима автомобильной дороги с цементобетонным покрытием в условиях северного региона Казахстана, Автомобильные дороги мосты, № 2 (18), 2016. с. 41-47.

      [28] Nugmanova & B. Teltayev. Measured temperature and moisture distribution in the subgrade of the “Almaty-Bishkek” highway, Proceedings of the 8th Asian Young Geotechnical Engineers Conference, Astana, Kazakhstan, 2016, pp. 57-60.

      [29] Телтаев Б.Б., Суппес Е.А. Температурный режим автомобильной дороги на юге Казахстана, Узбекский журнал Проблемы механики № 3, 2016, с. 89-92.

      [30] Телтаев Б.Б., Айтбаев К.А., Суппес Е.А. Сравнительный анализ температуры в дорожных конструкциях в разных регионах Казахстана, Вестник 1(51) Кыргызского Государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, 2016, Бишкек, Киргизская республика, с. 124-130.

      Ключевые слова: температура, влажность, дорожная одежда, земляное полотно

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Руководитель работы
д.т.н., профессор


Б.Б. Телтаев

Ответственные исполнители:





К.А. Айтбаев


Е.А. Суппес




Исполнители:


К. Тілеу


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.