В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, Зерендинский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами Зерендинского района на 2023-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель районного маслихата | Р.Габдуллина |
Приложение к решению Зерендинского районого маслихата от 26 декабря 2023 года № 13-93 |
ПРОГРАММА по управлению коммунальными отходами Зерендинского района на 2023-2028 годы
Зеренда - 2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ.
1.1. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами.
1.2. Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года.
1.3. Анализ мероприятий по управлению коммунальными отходами.
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ.
2.1. Цели и задачи Программы.
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач.
2.3. Целевые показатели Программы.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ.
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Зерендинский район - административная единица Акмолинской области Казахстана. Административный центр - село Зеренда. Анклавом, окружҰнным территорией района, является территория городской администрации Кокшетау, административно не входящий в район.
Расположен на севере Акмолинской области. Территория района окружает городскую администрацию Кокшетау (включая областной центр - город Кокшетау). На западе, севере и северо-востоке район граничит с Северо-Казахстанской областью.
Рельеф - низкогорная мелкосопочная равнина. Горные поднятия - Зерендинские горы (587 м), сопка Жыланды (609 м) и другие. На территории района присутствуют полезные ископаемые: золото, красный гранит, доломит, каолин и другое.
По территории района с юга на север протекают река Шагалалы и еҰ правый приток Кылшыкты. На юге района берут начало Жабай, Аршалы, Кошкарбай - реки бассейна Есиль. По территории разбросано множество небольших озҰр.
Климат континентальный, с продолжительной малоснежной зимой и сухим теплым летом. Снег держится 140-160 дней, однако высота снежного покрова составляет всего 20 см. Средние температуры января −18°С, июля 19°С. Среднегодовое количество осадков составляет 350-400 мм.
Распространены чернозҰмные и тҰмно-каштановые почвы, местами встречаются солонцы. В период освоения целинных и залежных земель была распахана большая часть земель района. В северной части сохранились мелколиственные берҰзово-осиновые леса. В горных районах растут сосна, берҰза, тополь, осина; подлесок образуют смородина, малина, шиповник, боярышник и другие кустарники. На равнинных местах встречаются карагана, таволга и другие кустарники, злаки (ковыль, овсяница), полынь, дикий лук. На каменистых участках произрастает мох. Фауна района - волк, лось, косуля, заяц, лисица, корсак, белка; в степи встречаются грызуны. На территории района можно встретить более 200 видов степных и водоплавающих птиц, из которых 150 гнездятся.
Район был образован 31 января 1935 года в Карагандинской области, 29 июля 1936 года перешҰл в Северо-Казахстанскую область, с 14 октября 1939 года - в Акмолинской области (как Сталинский район). С 16 марта 1944 года по 3 мая 1997 года район входил в состав Кокчетавской области (со 2 января 1963 по 2 января 1967 район был упразднҰн), затем до 10 апреля 1999 года - в состав Северо-Казахстанской области.
На территории Зерендинского района расположены 20 сельских округов, поселок Алексеевка и село Айдобол, количество населенных пунктов на территории района 79, с численностью населения 36 266 человек.
Описание мероприятий по управлению коммунальными отходами: Система управления с коммунальными отходами включают в себя потребителей (физических и юридических лиц), организаций, представляющих услуги сбора, вывоза, переработки, утилизации и удаления коммунальных отходов, местных исполнительных органов и других уполномоченных органов. Согласно принципа "загрязнитель платит" все расходы, связанные с управлением коммунальными отходами обязаны возместить потребители-источники образования коммунальных отходов. Из этого следует, что единственным источником модернизации и развития системы управления с коммунальными отходами являются средства оплачиваемые потребителями за предоставленные услуги.
Отсутствие приборов учета, позволяющие измерить потребленные услуги сбора, вывоза, переработки и удаления коммунальных отходов с территории населенного пункта, требует наличия норм накопления коммунальных отходов от всех объектов образования коммунальных отходов (население, объекты социального назначения и т.д.)
Норма накопления коммунальных отходов – это количество коммунальных отходов, образуемых от населения и хозяйствующих субъектов определенного населенного пункта на расчетную единицу (человек) в единицу времени (день, год).
Функционал нормы накопления:
1. Защита интересов потребителей через:
а) расчет затрат только на определенную норму, а не на количество абонентов.
б) повышение качества услуг путем усиления конкуренции на данном рынке услуг.
2. Защита интересов услугодателей через:
а) определение норм на объекты, по которым вообще не существовали нормы, что является основой договорных отношений;
б) заинтересованность бизнеса, инвестиционная привлекательность в предоставлении данных видов услуг, работ;
в) сокращение числа несанкционированных свалок ТБО.
Нормы накопления коммунальных отходов являются основным фактором, влияющим на систему управления коммунальными отходами населенного пункта. Достоверная информация о количестве накапливающихся коммунальных отходов на одну расчетную единицу позволяет планировать объем образования коммунальных отходов в будущем, с учетом которого организовывать всю цепочку обращения с коммунальными отходами в населенном пункте.
Важность достоверных норм накопления коммунальных отходов высока: завышение приводит к излишним производственным мощностям, а занижение не обеспечивает необходимых санитарных условий в районе (образование несанкционированных свалок), устойчивого финансового состояния предприятий сферы обращения с коммунальными отходами.
Утверждение фактических норм накопления коммунальных отходов обеспечит прямой экономический эффект предприятиям, занимающимся санитарной отчисткой района. Введение в систему управления обращения с коммунальными отходами новых норм приведет к росту доходов вышеназванных предприятий. Таким образом, новые нормы позволяют приблизить тарифы к экономически обоснованному уровню и будут способствовать развитию инфраструктуры в сфере обращения с коммунальными отходами и повысит инвестиционную привлекательность данной сферы.
Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.
Разработка Программы по управлению коммунальными отходами на 2023-2028 годы связана в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа по управлению коммунальными отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.
Программа по управлению коммунальными отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.
Настоящая Программа по управлению коммунальными отходами разрабатывается на 2023-2028 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
1.1. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами
Управление коммунальными отходами является важной частью инфраструктуры городов и населенных пунктов, и оно напрямую влияет на качество окружающей среды и здоровье жителей. Этот раздел предназначен для проведения оценки текущего состояния управления отходами в районе. Анализ состояния позволит выявить проблемы и недостатки в системе управления отходами и определить области для улучшения.
Существующая инфраструктура.
В сельских округах отсутствуют существующие объекты и системы сбора, транспортировки и обработки отходов.
Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 45 из 79 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета.
При изучении места складирования определены следующий морфологический состав отходов:
пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)
электронные отходы
бой стекла
отходы тканных материалов
шкуры
строительные отходы
навоз
птичий помет
зола.
В ходе опроса населения установлено, что часть отходов используются местными жителями в быту. Таким отходам относятся:
пластик типа PET(E)
стеклотара
бумага
дерево
шкуры
зола
птичий помет
отходы подстилки из соломы
навоз.
Несмотря на отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека, некоторыми жильцами отходы пластика, шкуры, текстиля сжигаются в бытовых печках.
Местные жители не осведомлены об опасных свойствах таких отходов при сжигании в бытовых печках.
Ниже представлена информация о способах утилизации, которые осуществляются анкетируемыми, их доля указана в процентах.
Аккольский сельский округ:
Количество анкетируемых: 25 чел, составляет 5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 50 | 50 | ||||
Текстильные отходы | 10 | 80 | 10 | |||
Отходы дерева | 20 | 80 | ||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 30 | 60 | 10 | |||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 10 | 90 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Поселок Алексеевка:
Количество анкетируемых: 14 чел, составляет 3% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 42 | 58 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 14 | 86 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 86 | 14 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 58 | 42 |
Булакский сельский округ:
Количество анкетируемых: 13 чел, составляет 2 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 30 | 60 | |||
Текстильные отходы | 55 | 45 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 70 | 30 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 85 | 15 | ||||
Пищевые отходы | 10 | 20 | 70 | |||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 70 | 30 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 20 | 80 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 70 | 30 | ||||
Птичий помет | 50 | 15 | 35 | |||
Отходы подстилки из соломы | 10 | 90 | ||||
Навоз | 60 | 40 | ||||
Зола | 30 | 10 | 60 |
Сельский округ имени Сакена Сейфуллина:
Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 4% от количества домов
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 20 | 10 | 50 | 20 | ||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 20 | 80 | ||||
Бутылки из стекла | 20 | 80 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 30 | 60 | 10 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 80 | 20 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | ||||||
Отходы подстилки из соломы | 10 | 90 | ||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 10 | 60 | 30 |
Викторовский сельский округ:
Количество анкетируемых: 11 чел, составляет 3% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 10 | 90 | ||||
Отходы дерева | 10 | 90 | ||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 80 | 20 | ||||
Пищевые отходы | 10 | 90 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 40 | 10 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 40 | 20 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 60 | 40 | ||||
Птичий помет | 50 | 30 | 20 | |||
Отходы подстилки из соломы | ||||||
Навоз | 60 | 10 | 30 | |||
Зола | 70 | 30 |
Исаковский сельский округ:
Количество анкетируемых: 47 чел, составляет 8% от количества домов
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Зерендинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 33 чел, составляет 2% от количества домов
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Ортакский сельский округ:
Количество анкетируемых: 25 чел, составляет 12% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 30 | 70 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 40 | 30 | 30 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 30 | 30 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 50 | 50 | ||||
Птичий помет | 50 | 50 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 40 | 60 | ||||
Навоз | 60 | 40 | 10 | |||
Зола | 40 | 60 |
Садовый сельский округ:
Количество анкетируемых: 8 чел, составляет 3% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 60 | 40 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 60 | 40 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Сарыозекский сельский округ:
Количество анкетируемых: 21 чел, составляет 15% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 10 | 90 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 40 | 30 | 30 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 60 | 10 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 40 | 40 | 20 | |||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Симферопольский сельский округ:
Количество анкетируемых: 14 чел, составляет 6% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 30 | 70 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 40 | 30 | 30 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 30 | 30 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 50 | 50 | ||||
Птичий помет | 50 | 50 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 60 | 40 | ||||
Навоз | 60 | 40 | ||||
Зола | 40 | 60 |
Кусепский сельский округ:
Количество анкетируемых: 24 чел, составляет 4% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 30 | 70 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 40 | 30 | 30 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 30 | 30 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 50 | 50 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 60 | 40 | ||||
Навоз | 30 | 70 | ||||
Зола | 100 |
Конысбайский сельский округ:
Количество анкетируемых: 13 чел, составляет 4% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Кызылсаянский сельский округ:
Количество анкетируемых: 17 чел, составляет 13% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 50 | 50 | ||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 50 | 50 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 50 | 50 | ||||
Навоз | 30 | 20 | 50 | |||
Зола | 70 | 30 |
Кызылегисский сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 13% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 10 | 90 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 30 | 70 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 20 | 80 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 80 | 20 | ||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 20 | 50 | 30 | |||
Зола | 100 |
Сельский округ имени Канай би:
Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 11% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 30 | 70 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 30 | 70 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 30 | 30 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 50 | 50 | ||||
Птичий помет | 50 | 50 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 50 | 40 | ||||
Навоз | 60 | 40 | ||||
Зола | 40 | 60 |
Приреченский сельский округ сельский округ:
Количество анкетируемых: 12 чел, составляет 4% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Сельский округ Малика Габдуллина:
Количество анкетируемых 17 чел, составляет 6% от количества домов
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 20 | 80 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 20 | 10 | 70 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 20 | 10 | 70 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 50 | 50 | ||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Байтерекский сельский округ сельский округ:
Количество анкетируемых: 20 чел, составляет 6% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 50 | 50 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 30 | 70 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 40 | 30 | 30 | |||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 40 | 30 | 30 | |||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 50 | 50 | ||||
Птичий помет | 50 | 50 | ||||
Отходы подстилки из соломы | 40 | 60 | ||||
Навоз | 60 | 40 | ||||
Зола | 40 | 60 |
Троицкий сельский округ сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 7% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Чаглинский сельский округ сельский округ:
Количество анкетируемых: 87 чел, составляет 8% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 10 | 90 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 10 | 90 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 90 | 10 | ||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 90 | 10 | ||||
Зола | 20 | 80 |
Село Айдабол:
Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 3% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 40 | 60 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 20 | 80 | ||||
Текстильные отходы | 30 | 70 | ||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 50 | 50 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 30 | 70 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 20 | 80 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Мест для складирования коммунальных отходов в Зерендинском районе 45, это:
1. Село Еленовка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
2. Село Ортак место расположение для складирования отходов от села 1 км.
3. Село Кызылтан место расположение для складирования отходов от села 1 км.
4. Село Акколь место расположение для складирования отходов от села 1 км.
5. Село Молодежное место расположение для складирования отходов от села 1 км.
6. Село Кызылегис место расположение для складирования отходов от села 1 км.
7. Село Ортаагаш место расположение для складирования отходов от села 1 км.
8. Село Карашилик место расположение для складирования отходов от села 1 км.
9. Поселок Бирлестик место расположение для складирования отходов от села 1 км.
10. Село Сейфуллино место расположение для складирования отходов от села 1 км.
11. Село Караозек место расположение для складирования отходов от села 1 км.
12. Село Костомаровка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
13. Село Ивановка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
14. Село Айдабол место расположение для складирования отходов от села 1 км.
15. Село Викторовка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
16. Село Красиловка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
17. Село Озен место расположение для складирования отходов от села 1 км.
18. Село Оркен место расположение для складирования отходов от села 1 км
19. Село Акан место расположение для складирования отходов от села 1 км.
20. Село Баратай место расположение для складирования отходов от села 1 км.
21. Село Уголки место расположение для складирования отходов от села 1 км
22. Село Конысбай место расположение для складирования отходов от села 1 км.
23. Село Байтерек место расположение для складирования отходов от села 1 км.
24. Село Симферпольское место расположение для складирования отходов от села 1 км.
25. Село Приречное место расположение для складирования отходов от села 1 км.
26. Село Троицкое место расположение для складирования отходов от села 1 км.
27. Село Карсак место расположение для складирования отходов от села 1 км.
28. Село Кеноткель место расположение для складирования отходов от села 1 км.
29. Село Кошкарбай место расположение для складирования отходов от села 1 км.
30. Село Зеренда место расположение для складирования отходов от села 1 км.
31. Село Шагалалы место расположение для складирования отходов от села 1 км.
32. Село Зеренда полигон расположен в 6 километрах от населенного пункта.
33. Село Кызылсая место расположение для складирования отходов от села 1 км.
34. Поселок Алексеевка место расположение для складирования отходов от поселка 1 км.
35. Село Еликти место расположение для складирования отходов от села 1 км.
36. Село Заречное место расположение для складирования отходов от села 1 км.
37. Село Карауыл Канай бия место расположение для складирования отходов от села 1 км.
38. Село Игилик место расположение для складирования отходов от села 1 км.
39. Село Жамантуз место расположение для складирования отходов от села 1 км.
40. Село Желтау место расположение для складирования отходов от села 1 км.
41. Село Малика Габдуллина место расположение для складирования отходов от села 1 км.
42. Село Малые Тюкты место расположение для складирования отходов от села 1 км.
43. Село Серафимовка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
44. Село Дороговка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
45. Село Койсалган место расположение для складирования отходов от села 1 км.
1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года
В связи отсутствием учета образования и самостоятельного вывоза мусора жителями определить объемы штучных изделий, таких как пластиковые отходы, стеклотара и других отходов не представляется возможным.
Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов при разработке Программы по управлению коммунальных отходов, учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении целей и задач настоящей Программы.
Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза. При этом, более чем 50% таких отходов используется в быту в виде удобрения, твердого топлива в бытовых печках и т.д.
Вывозится на полигон 979,02 тонн навоза, а так же размещается на прилагаемом участке 979,02 тонн населением.
Золы вывоз на полигон составляет 6927,2 тонн и размещается на прилагаемом участке 6927,2 тонн, согласно анкетных данных сельских населенных пунктов.
Предприятий и организаций, официально зарегистрированных в Зерендинском районе по вывозу сортировке и переработке ТБО не имеется. Осуществляется самовывоз ТБО населением.
Так же отсутствует специализированная техника (мусоровоз) для вывоза ТБО.
Отсутствуют контейнера для раздельного сбора и хранения ТБО.
1.3 Анализ мероприятий по управлению коммунальными отходами
Для строительства новых полигонов в Зерендинском районе в СНП имеются 10 земельных актов из них 9 земельных участков не соответствуют стандарта строительства полигонов ТБО, так как площадь составляет менее 15 га:
Зеренда (новый полигон ведется работа по строительству полигона) остальные 9 земельных актов (село Зеренда площадь 2,2 га, старый полигон), село Акколь (площадь 5,8 га), село Оркен (площадь 4,03 га), село Озен (площадь 4,79 га), село Приречное (площадь 6 га), село Шагалалы (площадь 5 га), село Кызылсая (площадь 5 га), поселок Алексеевка (площадь 0,82 га), село Молодежное (площадь 2,9 га).
1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
Денежные средства на узаконение действующих 45 мест складирования коммунальных отходов, а также на открытие промышленных площадок по сельским населенным пунктам из районного бюджета и областного в период с 2021 по 2023 год не выделялись.
С целью положительного решения по улучшению экологической ситуации в Зерендинском районе, было принято решение по строительству нового полигона в районном центре села Зеренда, так как на территории района отсутствуют узаконенные полигоны ТБО.
Таким образом на территории Зерендинского сельского округа был выделен земельный участок площадью 15 гектар, в направлении автодороги "Атбасар-Кокшетау" (в 6 км от населенного пункта с.Зеренда). Который прошҰл согласование с заинтересованными структурами и собраны исходные данные.
Зерендинским районом были переданы исходные данные и земельный участок в областное управление природных ресурсов и природопользования Акмолинской области для изготовления проекта.
Проектировщиком является ТОО "Концерн АЙ-СУ" (г. Павлодар). Сумма разработки проекта составляет 5 285,0 тыс. тенге.
По состоянию на 2023 год разработано ТЭО на вышеуказанный полигон.
В настоящее время проект проходит скрининг (проводится экологическая экспертиза в части экологии) в управлении экологии по Акмолинской области.
В последующем после положительных результатов экологической экспертизы будут проведены общественные слушания на полигон с.Зеренда.
Строительство полигона приблизительный срок начало 2025 года.
Проектная мощность полигона составляет 30 000 тонн в год, срок эксплуатации составляет 20 лет.
Ориентировочная стоимость строительства одного полигона составляет 1,65 миллиардов тенге.
2. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи программы.
Целями программы по управлению коммунальными отходами являются:
1. достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых коммунальных отходов.
Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с коммунальными отходами производства и потребления.
Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора коммунальных отходов производства и потребления.
Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки коммунальных отходов производства и потребления;
Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз коммунальных отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
минимизация объемов образованных коммунальных отходов;
создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с коммунальными отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;
модернизация системы обращения с коммунальными отходами производства и потребления;
ликвидация несанкционированных свалок размещения коммунальных отходов.
Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования. Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода. Структуризация основ комплексного управления коммунальными отходами включает в себя следующие аспекты:
Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов).
Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальный.
Базис – нормативно-методическая документация.
Синтез – паспортизация отходов.
Для осуществления комплексного управления коммунальными отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления коммунальными отходами, в частности:
разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование коммунальных отходов;
установление экологических параметров методов обращения с коммунальными отходами;
создание структуры для осуществления планирования обращения с коммунальными отходами (координирующего центра);
выработка принципов ответственности производителей за размещение коммунальных отходов.
При определении целей программы по утилизации коммунальными отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления коммунальными отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению коммунальных отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части коммунальных отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех коммунальных отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.
Цели и задачи Программы по управлению коммунальными отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы по управлению коммунальными отходами могут включать следующие элементы:
Целями настоящей программы по управлению коммунальными отходами является:
1. Сокращение объема образования коммунальных отходов.
2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами.
3. Защита здоровья общества.
4. Содействие устойчивому потреблению и производству.
Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:
1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки коммунальных отходов.
2. Повышение осведомленности населения.
3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки коммунальных отходов.
4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию.
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач.
Эффективное управление коммунальными отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объединить усилия не только внутри района но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:
1. Развитие эффективной инфраструктуры:
Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки коммунальных отходов.
Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.
2. Внедрение информационных кампаний и образования:
Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации коммунальных отходов.
Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.
3. Система стимулирования:
Введение экономических механизмов, таких как налоги на коммунальные отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема коммунальных отходов и повышение переработки.
Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении коммунальных отходов.
4. Мониторинг и оценка:
Установление системы мониторинга для отслеживания объемов коммунальных отходов, эффективности сбора и переработки.
Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.
5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:
Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления коммунальными отходами.
Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.
6. Соблюдение законодательства и нормативов:
Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления коммунальными отходами.
Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.
7. Инновации и исследования:
Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления коммунальными отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.
8. Финансовая устойчивость:
Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления коммунальными отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.
9. Мониторинг и обмен опытом:
Сотрудничество с другими районами, чтобы объединить усилия в управлении коммунальными отходами.
2.3. Целевые показатели программы
Целевые показатели программы по управлению коммунальными отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления коммунальными отходами:
Снижение общего объема отправляемых на свалку коммунальных отходов:
Цель: Снижение общего объема коммунальных отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.
Измерение: Количество тонн коммунальных отходов, отправляемых на свалку ежегодно.
Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки коммунальных отходов на 95% территории района в течение 2 лет.
Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.
Сокращение выбросов парниковых газов:
Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления коммунальными отходами.
Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.
Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы по управлению коммунальными отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления коммунальными отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации коммунальных отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.
Сортировка на источнике и раздельный сбор: Важным направлением является поощрение раздельного сбора коммунальных отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.
Стимулирование переработки и утилизации: Программа будет активно содействовать переработке и утилизации коммунальных отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.
Образование и информирование общественности: Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.
Пути достижения поставленных целей:
Разработка и внедрение долгосрочной стратегии: Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления коммунальными отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.
Инвестиции в инфраструктуру: Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.
Внедрение современных технологий: Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора коммунальных отходов с использованием ГИС-технологий.
Альтернатива строительства полигонов на территории сельских округов это открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов по Зерендинскому району, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага).
Открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов по Зерендинскому району воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого обьекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.
Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов по Зерендинскому району в восьми сельских округах: Аккольском, Булакском, Конысбайском, Чаглинском, Зерендинском, Викторовском, Малика Габдуллина и поселке Алексеевка, что позволит охватить близ ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых коммунальных отходов.
Аккольский сельский округ составляет 5 населенных пунктов, численность населения составляет 2059 человек, дворов 609. Открытие пункта приема с сортировкой отходов позволит охватить все населенные пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Ортакского сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 824 человека и 212 дворов.
Булакский сельский округ составляет 5 населенных пунктов, численность населения 2309 человек, дворов 600. Открытие пункта приема с сортировкой отходов позволит охватить все населенные пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Сарыозекского сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 1116 человека и 140 дворов.
Конысбайский сельский округ составляет 4 населенных пункта, численность населения 2006 человек, дворов 385. Открытие пункта приема сортировки позволит охватить все населенные пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты сельского округа имени Сакена Сейфуллина, 4 населенных пункта, с численностью населения 1016 человек и 256 дворов, Симферопольского сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 1250 человек и 277 дворов, Кызылсаянского сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 501 человек и 141 двор.
Чаглинский сельский округ составляет 5 населенных пунктов, численность населения 2879 человек, дворов 735. Открытие пункта приема сортировки позволит охватить все населенный пункт округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Приреченского сельского округа, 2 населенных пункта, с численностью населения 1000 человек и 338 дворов, Садового сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 1610 человек и 399 дворов.
Зерендинский сельский округ составляет 3 населенных пункта, численность населения 7705 человек, дворов 1896. Открытие пункта приема сортировки позволит охватить все населенные пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Байтерекского сельского округа, 5 населенных пунктов, численность населения 1170 человек, дворов 381, Троицкого сельского округа, 4 населенных пункта, численность населения 1309 человек, дворов 334.
Викторовский сельский округ составляет 3 населенных пункта, численность населения 1491 человек, дворов 482. Открытие пункта приема сортировки позволит охватить все населенные пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Исаковского сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 616 человек и 617 дворов, села Айдобол, численностью населения 956 человек и 373 двора.
Сельский округ Малика Габдуллина составляет 5 населенных пункта, с численностью населения 1036 человек и 311 дворов. Открытие пункт приема сортировки позволит охватить все населенные пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Кызылегисского сельского округа, 3 населенных пункта, с численностью населения 520 человек и 120 дворов, сельского округа имени Канай би, 4 населенных пункта, с численностью населения 646 человек и 156 дворов.
Поселок Алексеевка составляет 3 населенных пункта, численность населения 2083 человек, дворов 525. Открытие пункта приема сортировки отходов позволит охватить все населенный пункты округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи населенные пункты Кусепского сельского округа, 5 населенных пунктов, с численностью населения 2263 человека и 731 дворов.
Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых коммунальных отходов составит большую часть Зерендинского района.
Для реализации проектов по пунктам приема необходимо помещение площадью не менее 300 м2.
Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.
Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы по управлению коммунальными отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.
Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.
Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.
Источником финансирования мероприятий Программы по управлению коммунальными отходами являются местный бюджет, областной бюджет.
Человеческие ресурсы:
Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.
Обучение и развитие персонала: Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.
Инфраструктура:
Инфраструктура для сбора и транспортировки коммунальных отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения коммунальных отходов.
Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.
Технологические ресурсы:
Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.
Информационные системы: Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением коммунальными отходами.
Партнерские отношения:
Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.
Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.
Временные рамки:
График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.
Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.
Год | Объем финансирования, тыс. тенге |
2024- 2028 | Согласно бюджета * |
Примечание * — объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета на соответствующий год.
Источником финансирования реализации всех пунктов программы по управлению коммунальными отходами областной и местный бюджет, управлением определяется количество финансовых средств, сроки финансирования, очередность проведения мер, предусмотренных в программе.
*После корректировки будут определены дополнительные инфраструктуры, а так же выявлены объҰмы накоплений перерабатываемых коммунальных отходов.
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Средства для реализации мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Своевременная разработка нормативных документов | 2023 год | Не требует финансирования | |
2 | Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объемов и ведением учета по перерабатываемым коммунальным отходам (пластмасса, стеклотара, бумага) | 2024-2025 год | МБ | |
3 | Определение необходимого числа внештатных сотрудников проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов коммунальных отходов | Март 2024 год | МБ | |
4. | Оплата труда внештатным сотрудникам проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов коммунальных отходов | 2024-2025 год | МБ | |
5 | Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года | 2025 год (4 квартал) | МБ | |
6 | Открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов в 8 сельских округах Зерендинского района (Аккольском, Булакском, Конысбайском, Чаглинском, Зерендинском, Викторовском, Малика Габдуллина и поселке Алексеевка) | 2024-2025 год | МБ | |
7 | Реализация проекта строительство полигона ТБО в селе Зеренда | 2025-2026 год | ОБ,РБ | |
8 | Приобретение специализированной техники для вывоза отходов ТБО в количестве 13 ед. | 2025-2026 год | ОБ,МБ | |
9 | Численность персонала задействованного на проектируемом полигоне села Зеренда при открытии 40 человек | 2025 -2026 год | Собственные средства предприятия, организации | |
10 | Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости несанкционированного размещения коммунальных отходов в необорудованных местах населением | 2024-2028 год | Не требует финансирования | |
11 | Сбор, транспортировка и утилизация коммунальных отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды | 2025-2028 год | Не требует финансирования МИО | |
12 | Вывоз и утилизация коммунальных отходов по Договору сторонними организациями с мест образования | 2026-2028 год | Собственные средства акиматов сельских округов |