В соответствии с подпунктом 31) статьи 5-3 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить профессиональный стандарт для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня подписания.
|
Утвержден приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 ноября2023 года № 591 |
Профессиональный стандарт: для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта:
Профессиональный стандарт для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 31) статьи 5-3 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" определяет требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО).
Стандарт применяется для:
1) обеспечения единого понимания профессиональных компетенций педагогов (профессорско-преподавательского состава – далее преподаватель) ОВПО и информирование заинтересованных сторон общества;
2) определения результатов обучения, целей и содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателя;
3) описания профессиональных компетенций преподавателей в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
4) развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
5) установления и оценки уровней квалификационных требований и трудовых функций преподавателей.
Стандарт:
1) описывает содержание деятельности преподавателя ОВПО, требования к уровню образования, профессионального опыта и подготовки;
2) определяет требования и перечень результатов обучения при формировании образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры, в том числе при обучении преподавателей, а также сертификации и подтверждения квалификаций преподавателей и выпускников ОВПО;
3) служит основанием для планирования переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
4) является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития преподавателей;
5) предоставляет преподавателем возможность развивать профессиональные и лидерские качества в академической, научно-исследовательской и научно-методической деятельности в соответствии с инновационными процессами.
2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:
1) научно-методическая работа – вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;
2) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся и воспитанников по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения знаний в течение всей жизни;
3) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
3. В стандарте применяются следующие сокращения:
1) НРК – Национальная рамка квалификаций;
2) НСК – Национальная система квалификаций;
3) ОРК – Отраслевая рамка квалификаций;
4) ОВПО – организация высшего и (или) послевузовского образования;
5) ОКЭД – общий классификатор экономической деятельности;
6) КС – классификационный справочник.
Глава 2. Паспорт Стандарта
4. Название Стандарта: Профессиональный стандарт: "Педагог (профессорско-преподавательский состав) организаций высшего и (или) послевузовского образования.
5. Код Стандарта: Р85422
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
Секция: Р - Образование
Раздел: 85 Образование
Группа: 85.4 Высшее образование (7-й, 8-й уровни)
Класс: 85.42 Высшее и послевузовское образование
Подкласс: 85.42.1 Высшее образование
85.42.2 Послевузовское образование
7. Краткое описание Стандарта:
Цель разработки стандарта: описание знаний, умений и навыков, а также компетенций, необходимых преподавателям ОВПО, создание ориентиров для формирования образовательных программ послевузовского образования, курсов переподготовки и повышения квалификаций.
Стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни национальной рамки квалификаций (НРК) и отраслевую рамку квалификаций (ОРК) в сфере образования. Стандарт является рамочным документом, учитывает принцип академической и управленческой самостоятельности ОВПО, служит основой для разработки образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры по всем направлениям подготовки кадров, для разработки оценочного материала при сертификации преподавателей и выработки критериев их квалификации по уровням соответствия.
Стандарт служит для планирования повышения квалификации преподавателей и их карьерного продвижения. Каждый последующий уровень наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней.
Накопительный и последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов обучения от уровня к уровню.
Стандарт дает основания признавать результаты как формального, так и неформального и информального обучения, создает условия для доступа к оценке и признанию квалификаций академической и профессиональной средой.
Стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации преподавателей характеризуются в соответствии с 2-мя уровнями ОРК в сфере образования и НРК (7-8 уровни) по трем обобщенным показателям: "знания", "умения и навыки", "личностные компетенции". При этом седьмой уровень стандарта представлен двумя подуровнями (7.1 и 7.2), восьмой уровень – четырьмя подуровнями (8.1, 8.2, 8.3 и 8.4).
Дескрипторы уровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций преподавателей.
Профессиональные ценности:
1) профессионализм;
2) инновационность;
3) креативность;
4) меритократия;
5) добропорядочность.
8. Перечень карточек профессий:
1) Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО, уровень ОРК 7, 7.1;
2) Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО, уровень ОРК 7, 7.2;
3) Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.1;
4) Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.2;
5) Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.3;
6) Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.4.
Глава 3. Карточки профессий
Сноска. Глава 3 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра науки и высшего образования РК от 06.12.2023 № 616.
9. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 1: Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО
|
Код группы
|
2311-0
|
Код наименования занятия
|
2311-0-002
|
Наименование профессии
|
Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО
|
Уровень квалификации по ОРК
|
Уровень 7
|
Подуровень квалификации по ОРК
|
7.1 (без ученой степени)
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик
|
-
|
Уровень профессионального образования
|
Послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), высшее образование, специалист
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
курсы повышения квалификации
практический опыт
|
Другие возможные наименования профессии:
|
2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г
Ассистент / альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), наличие степени магистра
|
Основная цель деятельности
|
Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции
|
1. Обучение
2. Проведение научных исследований
3. Осуществление научно-методической работы
4. Социализация обучающейся молодежи
|
Дополнительные трудовые функции
|
1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО;
2. взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО.
|
Описание трудовых функций
|
Трудовая функция 1: Обучение
|
Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся
|
Умения:
1. организовывать и проводить учебные занятия (кроме лекций) с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
3. устанавливать обратную связь с обучающимися бакалавриата с использованием цифровых технологий.
|
Знания:
1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО;
2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания.
|
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся
|
Умения:
1. учитывать в проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего образования);
2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
Знания:
1. практико-ориентированных методов и технологий обучения;
2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований
|
Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда
|
Умения:
1. принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов;
2. повышать научную результативность и публикационную активность;
3. работать с национальными и международными базами данных.
|
Знания:
1. методологии научных исследований;
2. этических норм при проведении научных исследований;
3. нормативных правовых актов в области науки.
|
Навык 2:
Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков
|
Умения:
1. проводить диагностику исследовательских навыков, обучающихся бакалавриата;
2. применять стратегии развития и поддержки научно-исследовательской/научно-творческой деятельности и публикационной активности обучающихся бакалавриата.
|
Знания:
1. специфики научных исследований обучающихся;
2. стратегий повышения мотивации и активности, обучающихся бакалавриата в научных исследованиях/ творческих проектов.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы
|
Навык 1:
Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО
|
Умения:
1. проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность;
2. повышать профессиональную квалификацию;
3. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении семинарских/практических занятий бакалавриата;
4. применять современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения.
|
Знания:
1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области высшего образования;
2. механизмов и принципов интеграции психолого-педагогических и предметных (специальных) знаний;
3. современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения.
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи
|
Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде
|
Умения:
1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО;
2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся;
3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
|
|
Знания:
1. педагогического менеджмента и возрастной психологии;
2. педагогической аксиологии;
3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.
|
|
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии
|
Умения:
1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;
2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности.
|
Знания:
1. педагогической деонтологии, деонтологических концепций других профессий (по направлению подготовки высшего образования);
2. специфики ценностных установок профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Дополнительная трудовая функция:
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами
|
Умения:
1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО;
2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО.
|
Знания:
1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися;
2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде.
|
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами
|
Умения:
1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации;
2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов;
3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки;
4. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях.
|
|
Знания:
1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций;
2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда.
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Требования к личным компетенциям
|
Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков
|
Списков технических регламентов и национальных стандартов
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916)
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
7
|
Менеджеры в образовании
|
10. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 2: Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО
|
Код группы
|
2311-0
|
Код наименования занятия
|
2311-0-003
|
Наименование профессии
|
Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО
|
Уровень квалификации по ОРК
|
Уровень 7
|
Подуровень квалификации по ОРК
|
7.2 (без ученой степени)
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик
|
-
|
Уровень профессионального образования
|
Послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), высшее образование, специалист
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
курсы повышения квалификации
практический опыт
|
Другие возможные наименования профессии
|
2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г
Преподаватель/старший преподаватель сеньор-лектор/ альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), стаж работы научно-педагогической деятельности не менее 3 (трех) лет в должности ассистента или стаж практической работы по специальности (профилю деятельности) не менее 5 (пяти) лет
|
Основная цель деятельности:
|
Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции
|
1. Обучение;
2. Проведение научных исследований;
3. Осуществление научно-методической работы;
3. Социализация обучающейся молодежи.
|
Дополнительные трудовые функции
|
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Описание трудовых функций
|
Трудовая функция 1: Обучение
|
Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся
|
Умения:
1. организовывать и проводить лекционные, семинарские и практические занятия с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
3. устанавливать обратную связь с обучающимися бакалавриата с использованием цифровых технологий.
|
Знания:
1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО;
2. содержания преподаваемых дисциплин,
принципов студентоцентрированного обучения и оценивания.
|
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся
|
Умения:
1. учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего образования);
2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
Знания:
1. практико-ориентированных методов и технологий обучения;
2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований
|
Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда
|
Умения:
1. принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2. повышать научную результативность и публикационную активность;
3. работать с национальными и международными базами данных.
|
Знания:
1. методологии научных исследований;
2. этических норм при проведении научных исследований;
3. нормативных правовых актов в области науки.
|
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков
|
Умения:
1. проводить диагностику исследовательских навыков обучающихся бакалавриата;
2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской деятельности и публикационной активности обучающихся бакалавриата.
|
Знания:
1. специфики научных исследований, обучающихся бакалавриата;
2. стратегий повышения мотивации и активности обучающихся бакалавриата в научных исследованиях.
|
|
Возможность признания навыка:
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы
|
Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО
|
Умения:
1. проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность;
2. повышать профессиональную квалификацию;
3. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении семинарских/практических занятий бакалавриата;
4. применять современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения.
|
Знания:
1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области науки и высшего образования;
2. механизмов и принципов интеграции психолого-педагогических и предметных (специальных) знаний;
3. современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи
|
Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде
|
Умения:
1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО;
2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся;
3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
|
|
Знания:
1. педагогического менеджмента и возрастной психологии;
2. педагогической аксиологии;
3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.
|
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии
|
Умения:
1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;
2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности.
|
|
|
Знания:
1. педагогической деонтологии, деонтологических концепций других профессий (по направлению подготовки высшего образования);
2. специфики ценностных установок профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Дополнительная трудовая функция:
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами
|
Умения:
1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО;
2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО.
|
Знания:
1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися;
2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде.
|
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами
|
Умения:
1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации;
2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов;
3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки;
4. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях.
|
Знания:
1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций;
2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Требования к личным компетенциям
|
Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков.
|
Списков технических регламентов и национальных стандартов
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916)
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
7
|
Менеджеры в образовании
|
11. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 3: Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО
|
Код группы
|
2311-0
|
Код наименования занятия
|
2311-0-004
|
Наименование профессии
|
Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО
|
Уровень квалификации по ОРК
|
8-уровень
|
Подуровень квалификации по ОРК
|
8.1 (с практическим опытом и/или с ученой степенью "кандидат наук", "доктор наук"; со степенью "доктор философии (PhD) (Пейджди) /доктор по профилю" / почетным званием и (или) государственной наградой в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта)
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик
|
-
|
Уровень профессионального образования
|
Послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура и докторантура), высшее образование, специалист
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
курсы повышения квалификации
практический опыт
|
Другие возможные наименования профессии
|
2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г
Старший преподаватель/Сеньор-лектор - высшее и (или) послевузовское образование, стаж работы научно-педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет, или наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта.
Старший преподаватель/Сеньор-лектор/ассистент профессора, альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование и наличие ученой степени / почетным званием и (или) государственной наградой в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта.
|
Основная цель деятельности
|
Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции
|
1. Обучение
2. Проведение научных исследований
3. Осуществление научно-методической работы
4. Социализация обучающейся молодежи
|
Дополнительные трудовые функции
|
1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО;
2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО.
|
Описание трудовых функций
|
Трудовая функция 1: Обучение
|
Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся
|
Умения:
1. организовывать и проводить учебные занятия с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
3. устанавливать обратную связь с обучающимися с использованием цифровых технологий.
|
Знания:
1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО;
2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
3. инноваций в образовании.
|
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся
|
Умения:
1. учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования);
2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
Знания:
1. практико-ориентированных методов и технологий обучения;
2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований
|
Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда
|
Умения:
1. принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов;
2. повышать научную результативность и публикационную активность;
3. работать с национальными и международными базами данных.
|
Знания:
философии и методологии современной науки
|
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков
|
Умения:
1. проводить диагностику исследовательских навыков, обучающихся бакалавриата и магистратуры;
2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской, в том числе публикационной активности обучающихся бакалавриата и магистратуры;
3. привлекать к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работам обучающихся бакалавриата и магистратуры.
|
Знания:
1. специфики научных исследований, обучающихся бакалавриата и магистратуры;
2. стратегий повышения мотивации и активности, обучающихся бакалавриата и магистратуры в научных исследованиях.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы
|
Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО
|
Умения:
1. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении учебных занятий;
2. разрабатывать и применять в учебном процессе научно-методическую продукцию;
3. осуществлять наставничество над молодыми преподавателями.
|
Знания:
1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области высшего и послевузовского образования;
2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ высшего и послевузовского образования в соответствии с потребностями рынка труда;
3. современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи
|
Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде
|
Умения:
1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО;
2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся;
3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
|
|
|
Знания:
1. педагогического менеджмента и возрастной психологии;
2. педагогической аксиологии;
3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.
|
|
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии
|
Умения:
1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;
2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности
|
|
Знания:
1. педагогической деонтологии, деонтологических концепций других профессий (по направлению подготовки высшего образования);
2. специфики ценностных установок профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Дополнительная трудовая функция:
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами
|
Умения:
1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО;
2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО.
|
Знания:
1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися;
2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде.
|
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами
|
Умения:
1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации;
2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов;
3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки;
4. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования;
5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях.
|
Знания:
1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций;
2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Требования к личным компетенциям
|
Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков
|
Списков технических регламентов и национальных стандартов
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916)
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
8
|
Менеджеры в образовании
|
12. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 4: Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО
|
Код группы
|
2311-0
|
Код наименования занятия
|
2311-0-005
|
Наименование профессии
|
Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО
|
Уровень квалификации по ОРК
|
8-уровень
|
Подуровень квалификации по ОРК
|
8.2 (с ученой степенью "кандидат наук", "доктор наук"; со степенью "доктор философии (PhD) (Пейджди) /доктор по профилю" / почетным званием и (или) государственной наградой в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта)
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик
|
-
|
Уровень профессионального образования
|
Послевузовское образование (научно-педагогическая докторантура), высшее образование, специалист
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
курсы повышения квалификации
практический опыт
|
Другие возможные наименования профессии
|
2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г
Старший преподаватель/Сеньор-лектор организаций высшего и (или) послевузовского образования / альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура и докторантура), стаж работы научно-педагогической деятельности не менее 3 (трех) лет или стаж практической работы по специальности (профилю деятельности) не менее 5 (пяти) лет и наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта.
Ассоциированный профессор (доцент) - высшее и послевузовское образование, наличие ученой степени, стаж работы не менее 5 (пяти) лет научно-педагогической деятельности.
|
Основная цель деятельности
|
Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции
|
1. Обучение
2. Проведение научных исследований
3. Осуществление научно-методической работы
4. Социализация обучающейся молодежи
|
Дополнительные трудовые функции
|
1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО;
2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО.
|
Описание трудовых функций
|
Трудовая функция 1: Обучение
|
Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся
|
Умения:
1. организовывать и проводить учебные занятия с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
3. устанавливать обратную связь с обучающимися с использованием цифровых технологий.
|
Знания:
1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО;
2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
3. теории и методики андрогогики.
|
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся
|
Умения:
1. учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования);
2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
Знания:
1. практико-ориентированных методов и технологий обучения;
2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований
|
Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда
|
Умения:
1. руководить и/или принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе междисциплинарные, международные (с последующей коммерциализацией результатов исследования);
2. устанавливать коллаборацию с внутренними и внешними научными школами/центрами для практической реализации результатов исследования;
3. повышать научную результативность и публикационную активность;
4. работать с национальными и международными базами данных.
|
Знания:
1. философии и методологии современной науки;
2. этических норм при проведении научных исследований.
|
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков
|
Умения:
1. проводить диагностику исследовательских навыков, обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры;
2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской, в том числе публикационной активности обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры.
|
Знания:
1. специфики научных исследований, обучающихся магистратуры и докторантуры;
2. стратегий повышения мотивации и активности, обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры в научных исследованиях.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы
|
Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО
|
Умения:
1. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при планировании и проведении всех видов учебных занятий по программам высшего и послевузовского образования;
2. реализовывать образовательные программы высшего и послевузовского образования, в том числе инновационных, в соответствии с запросами рынка труда;
3. разрабатывать и применять в учебном процессе научно-методическую продукцию.
|
Знания:
1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области высшего и (или) послевузовского образования;
2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ высшего и послевузовского образования в соответствии с потребностями рынка труда;
3. стратегий, методов и форм формирования и развития научных школ и наставничества над молодыми преподавателями.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи
|
Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде
|
Умения:
1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО;
2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся;
3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
|
|
Знания:
1. педагогического менеджмента и возрастной психологии;
2. педагогической аксиологии;
3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.
|
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии
|
Умения:
1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;
2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности.
|
|
Знания:
педагогического (воспитательного) потенциала новых знаний в области курируемых дисциплин
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Дополнительная трудовая функция:
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами
|
Умения:
1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО;
2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО.
|
Знания:
1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися;
2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде.
|
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами
|
Умения:
1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации;
2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов;
3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки;
4. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования;
5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях.
|
Знания:
1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций;
2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Требования к личным компетенциям
|
Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков.
|
Списков технических регламентов и национальных стандартов
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916)
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
8
|
Менеджеры в образовании
|
13. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 5: Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО
|
Код группы
|
2311-0
|
Код наименования занятия
|
2311-0-006
|
Наименование профессии:
|
Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО
|
Уровень квалификации по ОРК
|
8-уровень
|
Подуровень квалификации по ОРК
|
8.3 (с ученым званием ассоциированного профессора (доцента), присваиваемого уполномоченным органом в области науки и высшего образования)
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик
|
-
|
Уровень профессионального образования
|
Послевузовское образование (научно-педагогическая докторантура), высшее образование, специалист
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
курсы повышения квалификации
практический опыт
|
Другие возможные наименования профессии
|
2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г
Ассоциированный профессор (доцент) / профессор организаций высшего и (или) послевузовского образования - высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта и ученого звания "ассоциированного профессора", стаж работы не менее 5 (пяти) лет научно-педагогической деятельности
|
Основная цель деятельности
|
Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции
|
1. Обучение
2. Проведение научных исследований
3. Осуществление научно-методической работы
4. Социализация обучающейся молодежи
|
Дополнительные трудовые функции
|
1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО;
2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО.
|
Описание трудовых функций
|
Трудовая функция 1: Обучение
|
Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся
|
Умения:
1. организовывать и проводить учебные занятия с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
3. устанавливать обратную связь с обучающимися с использованием цифровых технологий.
|
Знания:
1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО;
2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
3. современных парадигм высшего и послевузовского образования.
|
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся
|
Умения:
1. внедрять в образовательный процесс педагогические инновации в соответствии с мировыми трендами (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования);
2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
Знания:
1. практико-ориентированных методов и технологий обучения;
2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований
|
Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда
|
Умения:
1. руководить и/или принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе междисциплинарных, международных (с последующей коммерциализацией результатов исследования);
2. привлекать к научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам молодых ученых;
3. организовывать, руководить и участвовать в научно-исследовательских работах по научному направлению структурных единиц организаций высшего и (или) послевузовского образования (институты, центры, кафедры, научные лаборатории);
4. повышать научную результативность и публикационную активность;
5. работать с национальными и международными базами данных.
|
Знания:
1. методологии научных исследований;
2. этических норм при проведении научных исследований;
3. стратегий развития современной науки в национальном и глобальном контексте.
|
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков
|
Умения:
1. проводить диагностику исследовательских навыков молодых ученых;
2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской, в том числе публикационной активности молодых ученых.
|
Знания:
1. специфики научных исследований, обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры;
2. стратегий повышения мотивации и активности молодых ученых в научных исследованиях.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы
|
Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО
|
Умения:
1. планировать и организовывать учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность;
2. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при планировании и проведении всех видов учебных занятий;
3. планировать, организовывать, контролировать учебную, учебно-методическую работу и качество проведения всех видов учебных занятий по курируемым дисциплинам;
4. контролировать, комплектовать и разрабатывать методическое обеспечение курируемых дисциплин;
5. участвовать в научно-методической работе по вопросам высшего образования.
|
Знания:
1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области непрерывного образования;
2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ непрерывного образования в соответствии с потребностями рынка труда;
3. стратегий, методов и форм наставничества над молодыми преподавателями.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи
|
Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде
|
Умения:
1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО;
2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся;
3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
|
|
|
Знания:
1. педагогического менеджмента и возрастной психологии;
2. педагогической аксиологии;
3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме
|
|
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии
|
Умения:
1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;
2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности.
|
|
Знания:
педагогического (воспитательного) потенциала новых знаний в области курируемых дисциплин
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Дополнительная трудовая функция:
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами
|
Умения:
1. обеспечивать профессионально-педагогическую коммуникацию с обучающимися;
2. выстраивать деловую, конструктивную коммуникацию (в том числе командную и коллаборативную) с коллегами и сотрудниками организаций высшего и (или) послевузовского образования;
3. работать в коллегиальных органах по гарантии качества высшего и послевузовского образования (академические комитеты).
|
Знания:
1. теории и практики современного педагогического менеджмента;
2. стратегий, механизмов принципов социального взаимодействия в профессиональной среде.
|
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами
|
Умения:
1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации;
2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов;
3. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования;
4. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки;
5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях.
|
Знания:
1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций;
2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда.
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Требования к личным компетенциям
|
Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков.
|
Списков технических регламентов и национальных стандартов
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916)
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
8
|
Менеджеры в образовании
|
14. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 6: Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО
|
Код группы
|
2311-0
|
Код наименования занятия
|
2311-0-007
|
Наименование профессии
|
Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО
|
Уровень квалификации по ОРК
|
8-уровень
|
Подуровень квалификации по ОРК
|
8.4 (преподаватели с ученым званием профессора, присваиваемого уполномоченным органом в области науки и высшего образования)
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик
|
-
|
Уровень профессионального образования
|
Послевузовское образование (научно-педагогическая докторантура), высшее образование, специалист
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
курсы повышения квалификации
практический опыт
|
Другие возможные наименования профессии
|
2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г
Профессор - высшее и послевузовское образование, наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта и ученого звания "профессор" и стажа работы не менее 5 (пяти) лет научно-педагогической деятельности
|
Основная цель деятельности
|
Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции
|
1. Обучение
2. Проведение научных исследований
3. Осуществление научно-методической работы
4. Социализация обучающейся молодежи
|
Дополнительные трудовые функции
|
1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО;
2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО.
|
Описание трудовых функций
|
Трудовая функция 1: Обучение
|
Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся
|
Умения:
1. организовывать и проводить все виды учебных занятий с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
3. определять новые направления для разработки образовательных программ и развития научных школ;
4. реализовывать на практике актуальные идеи и инновации современных парадигм высшего и послевузовского образования (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования).
|
Знания:
1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО;
2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания;
3. современных парадигм высшего и послевузовского образования;
4. современного состояния знаний в области курируемых дисциплин.
|
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся
|
Умения:
внедрять в образовательный процесс педагогические инновации в соответствии с мировыми трендами (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования)
|
Знания:
теории и методики инновационной педагогики (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования)
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований
|
Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда
|
Умения:
1. инициировать, руководить и/или принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе междисциплинарных, международных (с последующей коммерциализацией результатов исследования);
2. организовывать и продвигать научную школу в образовательной среде организаций высшего и (или) послевузовского образования;
3. организовывать, руководить и участвовать в научно-исследовательских работах по научному направлению структурных единиц организаций высшего и (или) послевузовского образования (институты, центры, кафедры, научные лаборатории);
4. повышать научную результативность и публикационную активность;
5. работать с национальными и международными базами данных.
|
Знания:
1. методологии научных исследований;
2. этических норм при проведении научных исследований;
3. стратегий развития современной науки в национальном и глобальном контексте.
|
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков
|
Умения:
обеспечивать надлежащее качество исследований при руководстве/ консультировании научными проектами, исследованиями
|
Знания:
актуальных проблем магистерских и докторских программ (по направлению подготовки)
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы
|
Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО
|
Умения:
1. организовывать, руководить и участвовать в научно-методической работе в составе методических комиссий и советов всех уровней;
2. контролировать методическое обеспечение курируемых дисциплин;
3. разрабатывать и применять в образовательном процессе инновационную научно-методическую продукцию;
4. выполнять фундаментальные и прикладные исследования;
5. формировать и развивать научно-исследовательские школы.
|
Знания:
1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области непрерывного образования;
2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ высшего и послевузовского образования в соответствии с потребностями рынка труда;
3. стратегий, методов и форм наставничества над молодыми преподавателями.
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи
|
Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде
|
Умения:
1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО;
2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся;
3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
|
|
|
Знания:
1. педагогического менеджмента и возрастной психологии;
2. педагогической аксиологии;
концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.
|
|
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии
|
Умения:
1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;
2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности
|
|
Знания:
педагогического (воспитательного) потенциала новых знаний в области курируемых дисциплин
|
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Дополнительная трудовая функция:
Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования
|
Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами
|
Умения:
1. обеспечивать профессионально-педагогическую коммуникацию с обучающимися;
2. выстраивать деловую, конструктивную коммуникацию (в том числе командную и коллаборативную) с коллегами и сотрудниками организаций высшего и (или) послевузовского образования;
3. работать в коллегиальных органах по гарантии качества высшего и послевузовского образования (академические комитеты).
|
Знания:
1. теории и практики современного педагогического менеджмента;
2. стратегий, механизмов принципов социального взаимодействия в профессиональной среде.
|
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами
|
Умения:
1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации;
2. привлекать работодателей процессу подготовки будущих специалистов;
3. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования;
4. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки;
5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях.
|
Знания:
1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты);
2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда
|
Возможность признания навыка
|
Не рекомендуется
|
Требования к личным компетенциям
|
Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков.
|
Списков технических регламентов и национальных стандартов
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916)
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
8
|
Менеджеры в образовании
|
Глава 4. Технические данные Стандарта
15. Наименование государственного органа: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Күдретуллаева Рысгуль Орынбасаровна, r.kudretullaeva@sci.gov.kz, 74-25-20.
16. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Карагандинский университет Казпотребсоюза, Сырымбетова Ляйля Саркытовна - 8 701 552 38 87, Astana IT University, Омирбаев Серик Мауленович - 8 717 264 57 28, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Нарбекова Бану Мукатаевна – 8 727 293 81 53, Казахский национальный женский педагогический университет, Жуманкулова Еркын Нурсагатовна – 8 727 237 00 12.
Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа и.о. Министра науки и высшего образования РК от 06.12.2023 № 616.
17. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в области науки и высшего образования - 27 сентября 2023 года, Протокол № 1.
18. Национальный орган по профессиональным квалификациям: заключение от 29 сентября 2023 года.
19. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": заключение от 30 июня 2023 года.
20. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 года.
21. Дата ориентировочной актуализации профессионального стандарта: 1 октября 2027 год.