В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами", Аршалынский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу управления коммунальными отходами Аршалынского района на 2024-2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель районного маслихата | А.Балташев |
Приложение к решению Аршалынского районного маслихата от 20 февраля 2024 года № 14/2 |
ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аршалынского района" на 2024-2029 годы
Аршалынский район
Акмолинская область
поселок Аршалы 2024 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ.
1.1. Оценка текущего состояния управления отходами.
1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года. Анализ мероприятий по управлению отходами.
1.3. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ.
2.1. Цели и задачи Программы.
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач.
2.3. Целевые показатели Программы.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ.
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа управления отходами по Аршалынскому району Акмолинской области разработана на основании Экологического Кодекса Республики Казахстан.
На территории района имеется 32 населенных пункта, расположенные в границах 13 сельских округов и поселка. Население района составляет 24 891 человек. Жилищный фонд района в основном представлен индивидуальными жилыми домами, многоэтажная застройка представлена двух, трех, четырех, пяти этажными жилыми домами.
Район сельскохозяйственный, с крупными промышленными предприятиями. На территории района проходит автомобильная трасса республиканского значения "Алматы-Екатеринбург", имеются железнодорожные станции Бабатай, Аршалы, Анар, Сары-Оба.
Сохранение и приумножение природных ресурсов относится к числу фундаментальных вопросов, которые государственные органы должны учитывать во всех своих решениях. Слишком линейные методы производства, методы потребления и методы утилизации отходов сегодня явно достигают своего предела.
Разработка политического проекта по управлению отходами способствует значительному улучшению условий жизни населения, уменьшая загрязнение природных пространств, водной среды, почвы и воздуха, когда оно связано с отходами и их недостаточной переработкой.
Интеграция современных вопросов управления отходами в эффективную государственную политику требует, чтобы она сочетала в себе первоклассное экологическое измерение с экономическим подходом для обеспечения устойчивого внедрения методов сбора и управления отходами, которые приносят пользу всем.
Управление отходами является важной экологической проблемой, а также и важной экономической проблемой, и повышение эффективности зависит от действий большого числа участников, но у государственных органов есть много инструментов, чтобы внести свой вклад в это дело.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Оценка текущего состояния управления отходами
Программа управления отходами разрабатывается в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".
В соответствии с Приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482, утверждены Требований к раздельному сбору отходов, которыми необходимо руководствоваться в целях реализации Программы.
На территории района имеется 32 населенных пункта, в каждом населенном пункте имеются свалки бытовых отходов, сформированные еще со времен существования СССР.
На сегодняшний день данные свалки не оформлены в связи с отсутствием соответствующего механизма их узаконения. Эксплуатация их продолжается и по сегодняшний день, поддержание свалок в надлежащем состоянии осуществляется акиматами сельских округов и хозяйствующими субъектами. На данные полигоны принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый мусор. Все полигоны размещены в отдалении от жилой застройки и природоохранных зон.
Раздельный сбор органических отходов, их сортировка, вторичное использование не осуществляется, в связи с отсутствием необходимой технической базы, а также трудностями, связанными с подключением к электроснабжению, водоснабжению и канализации.
Возле жилых многоэтажных домов имеются специальные площадки, на которых установлены контейнера по сбору бытовых отходов, часть благоустроенных домов обслуживает спецтехника по вывозке бытовых отходов, периодичность 3 раза в неделю. У общественных зданий также имеются контейнера для бытовых отходов.
Полигон твердых бытовых и промышленных отходов расположен в северо-восточном направлении от поселка Аршалы. Земельный участок оформлен в декабре 2006 года площадью 20 га, находится на обслуживании в "ГКП на ПХВ "Аршалы Су 2030".
Образованные отходы размещаются на полигоне ТБО п.Аршалы:
Таблица 1
Период | объем отходов, м3 | Масса отходов, тонн |
2020 год | 38 700 | 5998,5 |
2021 год | 32 700 | 5068,5 |
2022 год | 36 600 | 5673,0 |
Масса отходов ТБО в разрезе по годам
Морфологический состав ТБО в п. Аршалы, представлен в таблице:
Таблица 2
№ п/п | Вид (фракция) ТБО | Доля в общей массе, % | |
многоквартирная застройка | частный сектор | ||
1 | органические (пищевые) отходы | 29.35% | 42.37% |
2 | картон | 4.46% | 0.00% |
3 | бумага (включая газеты) | 4.71% | 2.08% |
4 | пластмассы перерабатываемые | 2.42% | 2.61% |
5 | пластмассы неперерабатываемые | 0.68% | 0.48% |
6 | полиэтиленовые пакеты | 2.89% | 4.19% |
7 | стеклобой | 9.87% | 6.00% |
8 | черные металлы | 0.76% | 0.19% |
9 | алюминиевая упаковка | 1.17% | 1.78% |
10 | текстильные отходы | 2.48% | 0.99% |
11 | отходы ЭЭО | 0.22% | 0.10% |
12 | отсев (мелкая фракция) | 4.17% | 12.40% |
13 | отсев (крупная фракция) | 36.84% | 26.56% |
Морфологический состав ТБО п. Аршалы
1.2. Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года (анализ сильных и слабых сторон в сфере управления коммунальными отходами, нормативная база по нормам образования и накопления коммунальных отходов и тарифам на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО)
Как показывает предварительный анализ деятельности населенных пунктов, где отсутствуют полигоны для размещения отходов, необходимо составление планов по реализации Программы управления отходами. Так населенные пункты расположенные относительно близко друг к другу могут при составлении планов работы по строительству полигонов объединится по территориальности и осуществлять процесс строительства единого полигона. Таким образом будут эффективно и целесообразно реализованы необходимые мероприятия и денежные средства, что в свою очередь будет иметь положительный эффект для данного населения.
Проектно-изыскательные работы на территории района не проводились, оценить стоимость проектирования и последующего строительства полигона не предоставляется возможным. Дать объективную оценку затратам и рассмотреть вопрос составления бюджетного планирования денежных средств в связи с увеличением стоимостей услуг, работ и товаров не возможно.
Одним из Законодательных требований в области экологически безопасного обращения с отходами является плата за размещение отходов. Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержден решением Аршалынского районного маслихата за № 4/4 от 18 июля 2023 года.
Домовладения благоустроенные и неблагоустроенные | в месяц с 1-го жителя | 350,00 |
Годовой тариф на единицу (объем) | 1 м³ - кубический метр | 2048,77 |
В ходе проведенного анкетирования населения были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные нами будут использованы при определении цели и задач данной программы.
Жителями населенных пунктов указываются примерные объемы образования отходов:
Поселок Аршалы
Количество анкетируемых: 120 чел, составляет 3 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 12 | 55 | 13 | 20 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 22 | 30 | 48 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 1 | 6 | 93 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 6 | 14 | 22 | 58 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 22 | 0 | 13 | 65 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 4 | 17 | 74 | 2 | 3 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 3 | 97 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 2 | 0 | 40 | 0 | 6 | 52 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 34 | 64 | 2 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 34 | 64 | 2 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 12 | 6 | 80 | 0 | 22 | 0 |
Птичий помет | 12 | 0 | 65 | 0 | 23 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 20 | 0 | 50 | 12 | 18 | 0 |
Навоз | 50 | 0 | 40 | 0 | 10 | 0 |
Зола | 12 | 0 | 63 | 0 | 25 | 0 |
Акбулакский сельский округ:
Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилега-ющем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 2 | 0 | 98 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 3 | 97 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 3 | 0 | 0 | 97 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 20 | 0 | 0 | 80 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 40 | 31 | 0 | 9 | 20 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 50 | 50 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 50 | 50 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 80 | 0 | 20 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Навоз | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Зола | 10 | 0 | 90 | 0 | 60 | 0 |
Арнасайский сельский округ:
Количество анкетируемых: 32 чел, составляет 10 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 3 | 0 | 0 | 97 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 22 | 0 | 0 | 78 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 5 | 55 | 20 | 5 | 15 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 4 | 0 | 0 | 96 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 7 | 0 | 0 | 93 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 11 | 0 | 89 | 0 | 0 | 0 |
Птичий помет | 23 | 0 | 77 | 0 | 0 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 16 | 0 | 6 | 2 | 76 | 0 |
Навоз | 40 | 0 | 0 | 4 | 56 | 0 |
Зола | 20 | 0 | 80 | 0 | 0 | 0 |
Анарский сельский округ:
Количество анкетируемых: 86 чел, составляет 17 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 10 | 10 | 10 | 70 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 20 | 80 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 5 | 0 | 95 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 80 | 20 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 80 | 0 | 20 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 50 | 0 | 50 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 30 | 0 | 20 | 0 | 50 | 0 |
Навоз | 40 | 0 | 10 | 0 | 50 | 0 |
Зола | 20 | 0 | 40 | 0 | 40 | 0 |
Берсуатский сельский округ:
Количество анкетируемых: 46 чел, составляет 13 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 10 | 20 | 70 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 10 | 70 | 20 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 80 | 0 | 20 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 80 | 0 | 20 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Навоз | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Зола | 0 | 0 | 50 | 0 | 50 | 0 |
Булаксайский сельский округ:
Количество анкетируемых: 30 чел, составляет 23 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 20 | 80 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 90 | 10 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 20 | 80 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 25 | 0 | 10 | 65 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 5 | 10 | 20 | 0 | 65 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 40 | 0 | 60 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Зола | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
сельский округ Жибек жолы:
Количество анкетируемых: 52 чел, составляет 17 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 10 | 90 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 80 | 0 | 20 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 20 | 0 | 30 | 0 | 50 | 0 |
Навоз | 50 | 0 | 10 | 0 | 40 | 0 |
Зола | 40 | 0 | 20 | 0 | 40 | 0 |
Ижевский сельский округ:
Количество анкетируемых: 38 чел, составляет 11 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 10 | 20 | 70 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 50 | 50 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 30 | 70 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 10 | 0 | 90 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 20 | 0 | 80 | 0 |
Птичий помет | 50 | 0 | 0 | 0 | 50 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 10 | 0 | 40 | 0 | 50 | 0 |
Навоз | 60 | 0 | 0 | 0 | 40 | 0 |
Зола | 0 | 0 | 20 | 0 | 80 | 0 |
Константиновский сельский округ:
Количество анкетируемых: 105 чел, составляет 18 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использу-ет для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 10 | 90 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 70 | 30 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 10 | 0 | 0 | 90 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 80 | 20 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 90 | 10 | 0 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 90 | 10 | 0 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 10 | 0 | 50 | 20 | 20 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Зола | 0 | 0 | 20 | 0 | 80 | 0 |
1.3. Описание и анализ выделенных средств в динамике за последние три года
Одним из проблемных вопросов является подбор соответствующих земельных участков для устройства полигонов ТБО, а также отсутствие соответствующей конкурентной среды, способствующей развитию рынка оказания данных видов услуг.
Бюджетом Аршалынского района ежегодно проводятся мероприятия, направленные на улучшение уровня благоустройства территории населенных пунктов, содержание и ликвидация несанкционированных свалок.
В 2021 году для содержания свалок выделялись средства в объеме 6482,0 тыс. тенге. В 2022 году средства в объеме 8423,0 тыс. тенге. В 2023 году средства в объеме 13 242,0 тыс. тенге.
2. Цели, задачи и целевые показатели программы 2.1. Цели и задачи Программы
Для комплексного решения вопросов управления коммунальными отходами разрабатывается Программа управления отходами на плановый период, являясь инструментом в достижении организации и эффективном управлении коммунальными отходами в своем регионе.
Целью Программы является улучшение качества предоставляемых услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, что позволит повысить охват сбором и вывозом, увеличить количество раздельного сбора и переработки ТБО.
Основная задача Программы – эффективное управление приемом отходов: учҰт отходов, планирование количества отходов, контроль вывоза отходов, при необходимости использование вторичной переработки, планирование экономической рентабельности и создание при этом условий для социально-экономического роста и процветания участников процесса, принцип бережного отношения к природе. Снижение негативного воздействия для окружающей среды, экономику и социальное благополучие населения, комплексный подход к процессу принятия решений охраны и приумножения экологических ресурсов.
2.2 Пути достижения поставленных целей и задач.
Система управления коммунальными отходами сложна и многогранна, но она лежит в основе всех процессов и обеспечивает систему и порядок.
Осуществление участниками программы качественных, эффективных действий, направленных на достижение положительных результатов процесса.
Осуществление количественного контроля за движением отходов в целях учета объемов захоронения, а также объҰмов и времени накопления отходов вклад в выполнении следующих условий:
- снижение потенциального негативного воздействия и максимальное увеличение возможностей, связанных с хозяйственной деятельностью населения;
- учет долгосрочных последствий решений, принимаемых в ходе применения Программы;
- привлечение заинтересованных сторон к конструктивному диалогу;
- внедрение передовых методов организации производства и обеспечение прозрачности ведения Программы.
Переработка и захоронение отходов.
Получение достоверных сведений от специализированных предприятий об объемах сбора, сортировки, захоронения, утилизации для составления корректного анализа и формирования плана работы и проведения мероприятий.
2.3 Целевые показатели Программы.
Сохранение положительного эффекта от реализации программы в течение всего срока действия и после его окончания укрепит потенциал и позволит добиться положительного влияния проекта программы на благосостояние общества.
Является обязательным для всех юридических и физических лиц, в управлении которых находятся контейнерные площадки, обслуживающих контейнера, независимо от формы собственности, требования безопасности при управлении ими на следующих этапах жизненного цикла: сбор, накопление, транспортировка, восстановление и удаление.
Установление общих технических требований к оборудованию по уничтожению и обезвреживанию опасных медицинских отходов.
Правила управления и осуществления операций со строительными отходами, строительство новых мест размещения отходов, мусороперерабатывающих заводов, мест проведения термической обработки не предусматривается.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Соблюдение всей законодательной базы, действующих Законов и нормативных актов при осуществлении реализации Программы управления отходами. Соблюдение и проведение аналитического, экологического мониторинга.
Планирование, составление и внедрение планов, направленных на пути достижения лимитов образований и накоплений у источников образования отходов.
Основными компонентами Программы управления отходами выступают информационные, экономические, организационно-управленческие методы. Таким образом, использование всех вышеуказанных процессов позволит осуществить поставленные задачи и цели.
Выполнение запланированных мероприятий по Программе управления отходами на 2024-2029гг., в том числе раздельный сбор, сортировка, повторное использование, переработка, уменьшение объемов и опасных свойств отходов.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
На реализацию Программы управления отходами будут использованы бюджетные средства.
План финансирования по реализации программы управления отходами представлен в таблице 4.1.
Наименование мероприятия | Период реализации |
Объем финансирования, |
Оплата труда | 2024-2029гг. | Согласно бюджету* |
Содержание и обслуживание транспортных средств | 2024-2029гг. | Согласно бюджету* |
Прочие расходы | 2024-2029гг. | Согласно бюджету* |
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
План мероприятий является составной частью Программы и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач Программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию программы и источников финансирования.
Целью программы управления отходами является: достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов образуемых отходов производства и потребления, а также сокращение воздействия образуемых отходов на окружающую среду.
План мероприятий по реализации программы управления отходами на 2024-2029 годы включает в себя:
- своевременную разработку нормативных документов;
- проведение мониторинга для выявления объемов и ведение учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага);
- корректировка программы по управлению коммунальными отходами по Аршалынскому району на основании мониторинговых данных;
- строительство новых полигонов твердых бытовых отходов и узаконение имеющихся;
- организация сортировки твердых бытовых отходов на действующих полигонах твердых бытовых отходов;
- повышение экологической культуры физических и юридических лиц, а также создание необходимых условий для их привлечения на добровольной основе к реализации государственной экологической политики обеспечит экологическую безопасность при управлении отходами в быту, защиту жизни и здоровья людей, животных, растений и окружающей среды.
Пути снижения воздействия на окружающую среду в результате своей жизнедеятельности региона, регулярный диалог и взаимодействие с заинтересованными сторонами, реализация политики на местном уровне путем информирования и предоставления соответствующей информации, взаимодействие с местными сообществами, стремление выслушивать и реагировать своевременно имеет важное значение для достижения результатов Программы.