В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан и на основании приказа Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года за № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами", Коргалжынский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами по Коргалжынскому району на 2024 – 2029 годы, согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Коргалжынского районного маслихата | Б.Рыспаев |
Приложение к решению Коргалжынского районного маслихата от 6 марта 2024 года № 6/14 |
ПРОГРАММА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО КОРГАЛЖЫНСКОМУ РАЙОНУ НА 2024-2029 ГОДЫ Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
1.1. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами
1.2. Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года
1.3. Анализ мероприятий по управлению коммунальными отходами
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамике за последние три года
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи Программы
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач
2.3. Целевые показатели Программы
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Административно-территориальное деление.
Коргалжынский район расположен от 120 км от г.Астана. Граничит с севера - с Егиндикольским районом.
Климат резко континентальный и крайне засушливый. Лето короткое, теплое, зима продолжительная, морозная, с сильными ветрами и метелями. Минимальная температура воздуха составляет свыше минус 40˚С, максимальная достигает плюс 44˚С. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 265 мм. Скорость ветра - 5,3 м/сек, температура воздуха колеблется от + 2,3 до 6,2 градусов, влажность составляет 70 %. Весна характеризуется заморозками, летние температуры вызывают испарение влаги, а следовательно, иссушение почвы, что существенно влияет на урожайность зерновых культур. Равнинный рельеф территории района и отсутствие лесов способствует деятельности ветров.
Коргалжынский район, как административно-территориальная единица включает в состав 8 сельских округов и 18 сҰл.
Численность населения на 1 августа 2023 года составила 9 731 человек.
мужчины | 5 311 | учащиеся школ | 1 630 |
женщины | 4 420 | пенсионеры | 720 |
дети до 16 лет | 1 720 | инвалиды | 211 |
дети до 6 лет | 1 211 | участников ВОВ | 0 |
работающее население | 5 840 | инвалидов ВОВ | 0 |
самозанятые | 1 310 | воины интернационалисты | 8 |
наемные | 620 | репрессированные | 3 |
студенты | 480 |
Карта Коргалжынского района
Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.
Разработка Программы управления отходами на 2024-2029 годы связана в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа по управления коммунальными отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.
Программа по управлению коммунальными отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.
Настоящая Программа по управлению коммунальными отходами разрабатывается на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами
1. На территории Коргалжынского района имеется 18 сел и 8 сельских округов, в которых выделены 13 земель на полигоны ТБО.
2. В 2022 году на прилегающей территории села Коргалжын- выделен земельный участок под строительство сортировочного пункта ТБО – 15,0 га., на сегодняшний день исследовательским центром разрабатывается ТЭО (технико-экономическое обоснование). Сбор и вывоз отходов осуществляет ГКП на ПХВ "Орлеу" при ГУ "Отдел архитектуры,строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог" Коргалжынского района. У предприятия имеется специализированная техника, а именно: погрузчики, камазы.
Из 18 населенных пункта из 13 полигона, 13 не узаконены.
В полигонах ТБО установлены следующий морфологический состав отходов:
пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)
электронные отходы
бой стекла
отходы тканных материалов
шкуры
строительные отходы
навоз
птичий помет
зола
1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года.
В сельских округах отсутствует организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов. Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 18 из 18 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета. В этой связи определить объемы отходов штучных изделий не представляется возможным.
В районе имеется организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов, организацией которого осуществляет ГКП на ПХВ "Орлеу" при ГУ "Отдел архитектуры,строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог" Коргалжынского района.
Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении цели и задачи настоящей Программы.
Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза.
Как показывают анкетные данные населения следующие отходы местными жителями используются в быту:
пластик типа РЕТ(Е)
стеклотара
дерево
зола
птичий помет
отходы подстилки из соломы
навоз
Ниже в таблицах приведены способы утилизации отходов населением. Данные представлены в процентном соотношении по количеству анкетированных:
село Коргалжын:
Количество анкетируемых: 11 чел, составляет 25 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | - | - | 60 | 40 | ||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 90 | 10 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 50 | 50 | ||||
Навоз | 80 | 20 | ||||
Зола | 100 |
Село Сабынды:
Количество анкетируемых: 21 чел, составляет 9,5 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 10 | 90 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 70 | 30 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 70 | 30 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 10 | 50 | 40 | |||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Карашалгинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 23 чел, составляет 7,5 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 40 | 10 | |||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
Село Шалкар:
Количество анкетируемых: 11 чел, составляет 7,8 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Село Ушсарт:
Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 6,7 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Кенбидайкский сельский округ:
Количество анкетируемых: 22 чел, составляет 7,1 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | Размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Арыктинский сельсикй округ:
Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 10 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Село Майшукур:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 15,4 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Амангельдинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 25 чел, составляет 20,8 % от количества домов.
вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
повторно использует | сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | сжигает | размещает на прилегающем участке | использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
В таблице приведены данные организаций района, где ведется учет образования коммунальных отходов.
№ | наименование отходов | ед.изм | объем образования | операция с отходами | ||
2020 | 2021 | 2022 | ||||
1 | смешанные отходы | Учет не велся | Накопление в полигоне | |||
2 | отходы бумаги и картона | Учет не велся | Накопление в полигоне | |||
3 | отходы пластика | Учет не велся | Накопление в полигоне | |||
4 | отходы стеклянной тары | Учет не велся | Накопление в полигоне |
1.3 Анализ мероприятий по управлению коммунальными отходами
Акимами сел и сельских округов ведется работа по выделению земельных участков под полигоны ТБО.
1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
Денежные средства на узаконение, складирования отходов, а также на открытие промышленных площадок по сельским населенным пунктам из районного бюджета и областного в период с 2021 по 2023 год не выделялись.
В селе Коргалжын выделен земельный участок 15,0 га., под строительство нового полигона ТБО. На сегодняшний день ведется работа по технико-экономическому обоснованию (далее ТЭО).
Коргалжынский районом были переданы исходные данные и земельный участок в областное управление природных ресурсов и природопользования Акмолинской области для изготовления проекта.
2. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи программы.
Целями программы управления коммунальными отходами являются:
1. достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых коммунальных отходов.
Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с коммунальными отходами производства и потребления.
Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора коммунальных отходов производства и потребления.
Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки коммунальных отходов производства и потребления;
Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз коммунальных отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
- минимизация объемов образованных коммунальных отходов;
- создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с коммунальными отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;
- модернизация системы обращения с коммунальными отходами производства и потребления;
- ликвидация несанкционированных свалок размещения коммунальных отходов.
Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования. Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода. Структуризация основ комплексного управления коммунальными отходами включает в себя следующие аспекты:
Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов).
Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальный.
Базис – нормативно-методическая документация.
Синтез – паспортизация отходов.
Для осуществления комплексного управления коммунальными отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления коммунальными отходами, в частности:
разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование коммунальных отходов;
- установление экологических параметров методов обращения с отходами;
- создание структуры для осуществления планирования обращения с коммунальными отходами (координирующего центра);
- выработка принципов ответственности производителей за размещение коммунальных отходов.
При определении целей программы по утилизации коммунальными отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления коммунальными отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению коммунальных отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части коммунальных отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.
Цели и задачи Программы по управлению коммунальными отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы по управлению коммунальными отходами могут включать следующие элементы:
Целями настоящей программы по управления коммунальными отходами является:
1. Сокращение объема образованию коммунальных отходов
2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами
3. Защита здоровья общества;
4. Содействие устойчивому потреблению и производству.
Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:
1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки коммунальных отходов;
2. Повышение осведомленности населения;
3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки коммунальных отходов;
4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию.
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач.
Эффективное управление коммунальными отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объединить усилия не только внутри района но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:
1. Развитие эффективной инфраструктуры:
Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки коммунальных отходов.
Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.
2. Внедрение информационных кампаний и образования:
Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации коммунальных отходов.
Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.
3. Система стимулирования:
Введение экономических механизмов, таких как налоги на коммунальные отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема коммунальных отходов и повышение переработки.
Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении коммунальных отходов.
4. Мониторинг и оценка:
Установление системы мониторинга для отслеживания объемов коммунальных отходов, эффективности сбора и переработки.
Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.
5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:
Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления коммунальными отходами.
Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.
6. Соблюдение законодательства и нормативов:
Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления коммунальными отходами.
Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.
7. Инновации и исследования:
Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления коммунальными отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.
8. Финансовая устойчивость:
Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления коммунальными отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.
9. Мониторинг и обмен опытом:
Сотрудничество с другими районами, чтобы объединить усилия в управлении коммунальными отходами.
2.3. Целевые показатели Программы
Целевые показатели программы по управлению коммунальными отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления коммунальными отходами:
Снижение общего объема отправляемых на свалку отходов:
Цель: Снижение общего объема отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.
Измерение: Количество тонн коммунальных отходов, отправляемых на свалку ежегодно.
Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки коммунальных отходов на 95% территории района в течение 2 лет.
Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.
Сокращение выбросов парниковых газов:
Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления коммунальными отходами.
Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.
Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы по управлению коммунальными отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления коммунальными отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации коммунальных отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.
Сортировка на источнике и раздельный сбор: Важным направлением является поощрение раздельного сбора коммунальных отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.
Стимулирование переработки и утилизации: Программа будет активно содействовать переработке и утилизации коммунальных отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.
Образование и информирование общественности: Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.
Пути достижения поставленных целей:
Разработка и внедрение долгосрочной стратегии: Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления коммунальными отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.
Инвестиции в инфраструктуру: Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.
Внедрение современных технологий: Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора коммунальных отходов с использованием ГИС-технологий.
Альтернатива строительства полигонов на территории сельских округов это открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов по Жаркаинскому району, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага,).
Открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов по Коргалжынскому району воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого объекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.
Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов по Коргалжынскому району в сельских округах Қоргалжын, Қызылсай, Амангелді, Кеңбидайық, что позволит охватить близ ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых коммунальных отходов.
Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых коммунальных отходов составит большую часть Коргалжынского района.
Для реализации проектов по пунктов приема необходимо помещение площадью не менее 300 м2.
Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.
Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы по управлению коммунальными отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.
Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.
Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.
Источником финансирования мероприятий Программы по управлению коммунальными отходами являются местный бюджет, областной бюджет.
Человеческие ресурсы:
Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.
Обучение и развитие персонала: Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.
Инфраструктура:
Инфраструктура для сбора и транспортировки коммунальных отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения коммунальных отходов.
Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.
Технологические ресурсы:
Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.
Информационные системы: Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением коммунальными отходами.
Партнерские отношения:
Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.
Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.
Временные рамки:
График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.
Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.
год | объем финансирования, тыс. тенге |
2024- 2029 | Согласно бюджета |
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО КОРГАЛЖЫНСКОМУ РАЙОНУ
План мероприятий по реализации программы управления коммунальными отходами является ее составной частью и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию программы и источников финансирования.
Программой предусматриваются следующие экологические мероприятия по снижению вредного воздействия коммунальных отходов производства на окружающую среду:
1. хранение коммунальных отходов в специальных контейнерах в специально отведенных местах;
2. сокращение накопленных коммунальных отходов путем передачи юридическим и физическим лицам, осуществляющим их переработку и утилизацию.
3. экологический контроль объектов.
План мероприятий является составной частью Программы и представляет собой комплекс организационных, экономических, научно-технических и других мероприятий, направленных на достижение цели и задач Программы с указанием необходимых ресурсов, ответственных исполнителей, форм завершения и сроков исполнения. При составлении Плана мероприятий использованы следующие основные понятия:
- утилизация коммунальных отходов
- использование коммунальных отходов в качестве вторичного энергетического ресурса и (или) материального ресурса;
- переработка коммунальных отходов - извлечение из отходов полезных компонентов, сырья и (или) иных материалов, пригодных для использования в дальнейшем в производстве (изготовлении) продукции, материалов или веществ;
- размещение коммунальных отходов - хранение или захоронение отходов производства и потребления;
- хранение коммунальных отходов
- складирование коммунальных отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления.
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Средства для реализации мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Своевременная разработка нормативных документов | 2024 год | Не требует финансирования | |
2 | Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объемов и ведением учета по перерабатываемым коммунальным отходам (пластмасса, стеклотара, бумага) | 2024-2025 год | ОБ, РБ | |
3 | Определение необходимого числа внештатных сотрудников проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов коммунальных отходов | 2024 год | ОБ, РБ | |
4. | Оплата труда внештатным сотрудникам проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов коммунальных отходов | 2024-2025 год | ОБ, РБ | |
5 | Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года | 2025 год (4 квартал) | ОБ, РБ | |
6 | Открытие пунктов приема с сортировкой коммунальных отходов в населенных пунктах | 2024-2027 год | ОБ, РБ | |
7 | Реализация проекта строительство полигона ТБО в селе Коргалжын | 2025-2029 год | ОБ, РБ | |
8 | Приобретение специализированной техники для вывоза коммунальных отходов ТБО | 2025-2028 год | ОБ, МБ | |
9 | Численность персонала задействованного на проектируемом полигоне при открытии человек | 2025 -2029 год | Собственные средства предприятия, организации | |
10 |
Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости | 2024-2029 год | Не требует финансирования | |
11 | Сбор, транспортировка и Утилизация коммунальных отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды | 2025-2029 год | Не требует финансирования МИО | |
12 | Вывоз и утилизация коммунальных отходов по Договору сторонними организациями с мест образования | 2026-2029 год | Собственные средства акиматов сел и сельских округов |