Об утверждении программы по управлению коммунальными отходами по Мартукскому району на 2024-2028 годы

Новый

Решение Мартукского районного маслихата Актюбинской области от 13 декабря 2024 года № 162

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 9 августа 2021 года № 318 "Об утверждении Правил разработки программы управления отходами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23917), Мартукский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Мартукскому району на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Мартукского
районного маслихата
Т. Көлкебаев

  Приложение к решению
Мартукского районного
маслихата от 13 декабря 2024
года № 162

ПРОГРАММА
по управлению коммунальными отходами по Мартукскому району на 2024-2028 годы

СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………3

      Основные характеристики региона ………………………………………………………..3

      Обоснование необходимости разработки программы управления коммунальными отходами на плановый период …………………………………………………………………….4

      Национальные стратегические, программные документы, планы развития территории, в которых заложены мероприятия по управлению коммунальными отходами ………………..4

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В МАРТУКСКОМ РАЙОНЕ ………………………………………………………5

      1.1 Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе …...5

      Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами (раздельный сбор, специализированная техника по транспортировке отходов, мощности по сортировке, переработке, полигоны ТБО и т.п.) ………………………………….5

      Сведения о полигонах ТБО ………………………………………………………………...7

      Морфологический состав коммунальных отходов ……………………………………..10

      1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года ………………………………………………………………………………………………………10

      1.3 Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов …………………………………………………………………………………………..………….11

      1.4 Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года …………………………………………….11

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ……………………………………..13

      2.1 Цели и задачи Программы ……………………………………………………………13

      2.2 Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами ……………………………………………………….13

      2.3 Целевые показатели Программы ……………………………………………………..15

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ……………………………………………..……………………………………………16

      4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ …………………………………………………………18

      5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………..19-20

ВВЕДЕНИЕ

      Программа по управлению коммунальными отходами по Мартукскому району на 2024-2028 годы (далее – Программа) разработан на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154 "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".

      Программа разрабатывается в соответствии с Экологическим Кодексом, в частности согласно принципу иерархии, установленному статьей 329 Кодекса.

      В Программе представляется описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся в Мартукском районе, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами.

Основные характеристики региона

      Мартукский район расположен в западной части Республики Казахстан, в Актюбинской области.

      Мартукский район образован 16 февраля 1935 года. 26 сентября 1957 года к Мартукскому району была присоединена часть территории упраздненного Родниковского района. Центр района – село Мартук.

      Мартукский район расположен в северной части Актюбинской области, на севере граничит с Оренбургской областью Российской Федерации, на юго-востоке с Кобдинским районом, на юго-востоке с Алгинским районом и пригородом Актобе, на северо-востоке с Каргалинским районом. Протяженность района с севера на юг – 110 км, с востока на запад – 147 км. Основные реки: Илек, Танирберген, Борте, Торангул

      В Мартукском районе находятся населҰнные пункты: Аққайың (Коминтерн), Ақмоласай (Новофедоровка), Байнассай (Новомихайловка), Байтурасай, Бөрте (Студенческое), Достык (Веренка), Дмитриевка, Егізата (Новодонцы), Жайсаң (Яйсан), Жаңажол (Рыбаковка), Жездібай (Березовка), Қазан (Казанка), Хазірет (Хазретовка), Қарабұлақ (Степь), Қаратаусай, Қаратогай, Кенсахара, Көкпекті (Целинное), Кумсай, Құрмансай (Степановка), Вознесеновка, Қызылжар (Андреевка), Мәртөк (Мартук), Первомайка, Покровка, Полтавка, Родниковка, Саржансай (Нагорное), Сарыжар (Хлебодаровка), Шаңды (Чайда), Шевченко.

      В районе находится учебный грунтовый аэродром Хлебодаровка, используемый Военным институтом Сил воздушной обороны Республики Казахстан.

      Население Мартукского района составляет (на 2023 год): примерно 30 000 человек.

      Динамика численности населения принята по данным Бюро национальной статистики.

Обоснование необходимости разработки Программы управления коммунальными отходами на плановый период

      Разработка Программы необходима для повышения эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО), увеличение доли переработки ТБО, а также обеспечение безопасного захоронения отходов.

      Программа разрабатывается согласно Приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п – "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" на плановый период на срок не менее 5 лет.

      Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

      Экологический Кодекс Республики Казахстан – № 400-VI от 02 января 2021 года с изменения и дополнениями на 05 сентября 2023 года.

      Об утверждении правил управления коммунальными отходами – Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508.

      Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности – Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482.

      Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" – Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020.

      И другие нормативные документы, действующие на территории Республики Казахстан.

Национальные стратегические, программные документы, планы развития территории, в которых заложены мероприятия по управлению коммунальными отходами

      Мероприятия по управлению коммунальными отходами рассматриваются в следующих Национальных стратегиях и планах развития:

      "Стратегия достижения углеродной нейтральности" – Указ Президента Республики Казахстан от 02 февраля 2023 года.

      Раздел "Управление отходами":

      Раздел 3.3.1.4 Управление отходами

      1) сокращение объемов образования отходов;

      2) ускоренное внедрение полного охвата сбором и сортировкой ТБО;

      3) увеличение доли перерабатываемых и компостируемых отходов.

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В МАРТУКСКОМ РАЙОНЕ

1.1 Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами (раздельный сбор, специализированная техника по транспортировке отходов, мощности по сортировке, переработке, полигоны ТБО и т.п.)

      В международной практике ТБО классифицированы на три части, которые соответствуют трем "потокам отходов", входящих в общий состав ТБО, но отличающихся между собой способом переработки и/или захоронения.

      Коммунальные отходы.

      Опасные ТБО – отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства с аналогичным характером образования, которые по своему составу и свойствам могут быть отнесены к опасным отходам. К ним относятся следующие отходы:

      Использованные батарейки и аккумуляторы;

      Использованное электрическое и электронное оборудование;

      Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы и термометры);

      Медицинские и ветеринарные отходы;

      Отходы бытовой химии;

      Отходы, содержащие асбест;

      Другие опасные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека.

      Другие ТБО – отходы, которые не являются опасными, и в то же время не могут быть отнесены к смешанным, так как для их сбора, вывоза и утилизации требуется применение иных подходов, нежели чем для первого потока. К "Другим ТБО" отнесены следующие отходы:

      Строительные отходы;

      Крупногабаритные отходы;

      Автомобили, подлежащие утилизации;

      Использованные автомобильные шины;

      Отходы от переработки сточных вод.

      Сведения по текущему состоянию управления коммунальными отходами в Мартукском районе получены с сайта Бюро национальной статистики https://stat.gov.kz/ru/, информационно аналитической системы Бюро национальной статистики "Талдау" https://taldau.stat.gov.kz/ru, а также данных, предоставленных местными исполнительными органами и территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (Департамент экологии Актюбинской области).

      Число предприятий и организаций, по сбору и вывозу коммунальных отходов в с.Мартук и в сельских округах в 2023 г. – 2 единицы. Из них частных компаний – 2, все являются субъектами малого бизнеса.

      Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по с.Мартук в период с 2018 года представлен в таблице 1.1. Объем представлен с учетом отходов самовывозящих предприятий.

      Таблица 1.1 – Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по с.Мартук с 2018 по 2023 годы

с.Мартук

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Тонны

Собранные коммунальные отходы

39 291

17 501

17 338

17 043

7 657

9 665

Транспортированные коммунальные отходы

39 291

17 501

17 338

17 043

7 657

9 665

      Объем собранных коммунальных отходов 9665 тонн в 2023 году, объем собранных отходов предприятий, осуществляющих самостоятельный вывоз отходов на полигоны и от населения – 11625, 13 тонн в 2023 году.

      Таблица 1.2 – Население, обслуживаемое мусоровывозящими компаниями

Параметр

2019

2020

2021

2022

2023

Численность населения с.Мартук

9 785

9 921

10 221

10 458

10 757

Население, регулярно обслуживаемое
мусоровывозящей организацией

8 632

8 963

9 135

9 385

9 585

% охвата

88,21

90,34

89,37

89,73

89,10

      Количество и виды раздельно собранных отходов за 2022 год в с.Мартук, представлены в таблице 1.3.

      Таблица 1.3 – Общий объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по с. Мартук по видам

№ п/п

Общий объҰм собранных коммунальных отходов

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023

1

Собранных коммунальные отходы, тонн

23 944

13 622,78

9 645,76

11 625,13

      В с. Мартук расположены следующие компании, осуществляющие раздельный сбор и переработку коммунальных отходов (Таблица 1.4.).

      Таблица 1.4 – Предприятия, осуществляющие раздельный сбор, сортировку и переработку коммунальных отходов

№ п/п

Наименование предприятия

Вид деятельности

Вид отходов

Продукция/услуга

Мощность предприятия

1

ТОО "А.С.Н.О-ПроектСтрой"

Утилизация, захоронение, сортировка отходов ТБО и строительных отходов

ТБО и строительные отходы

Макулатура, пластик, металл, стекло

50 тыс. тонн/год

      Пункты приема вторичного сырья в с.Мартук представлены в Таблице 1.5.

      Таблица 1.5 – Пункты приема вторичного сырья у населения в с. Мартук

№ п/п

Адрес

Предприятие

Что принимают

1

Актюбинская область, Мартукский район, Мартукский С.О., С.Мартук, улица Мазкова, дом 1

ТОО "А.С.Н.О-ПроектСтрой"

Картон, стекло, пластик, металл

Сведения о полигонах ТБО

      Полигон твердых бытовых отходов в селе Мартук, Актюбинская область, представляет собой специально оборудованный объект для захоронения отходов. Он был создан для сбора, хранения и утилизации различных видов бытовых отходов, образующихся в регионе.

      Полигон по захоронению твердых бытовых отходов расположен в 1,5 км к северо-востоку от Мартук на расстоянии 2,5 км от жилого массива с.Мартук.

      Вблизи полигона отсутствуют заповедники, памятники архитектуры, санитарно-профилактические учреждения, зоны отдыха, водозаборы поверхностных и подземных вод, сельскохозяйственные угодья и другие природоохранные объекты.

      Полигон ТБО предназначен для приема и захоронения твердых бытовых отходов и золошлака.

      Полигон ТБО является специальным сооружением, предназначенным для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. Организация складирования отходов и ведение работ гарантирует санитарную надежность в охране окружающей среды и эпидемиологическую безопасность для населения. На полигоне обеспечивается статистическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения.

      Полигон площадью 3 га эксплуатируется с 2006 года. Земельный участок ограничен в использовании соблюдением санитарных и экологических норм. Высота складирования в уплотненном виде – 10 м (2 м над землей и 8 м – под землей). На участке расположения полигона подземные воды не вскрыты.

      Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.

      Основным документом планирования работ на полигоне является график эксплуатации, в котором ежемесячно планируется: количество принимаемых отходов с указанием № карт, на которой складируются отходы, разработка грунта для изоляции отходов.

      Основное сооружение полигона – участок складирования ТБО, представляющий собой котлован глубиной 8 м и занимающий до 95% площади полигона. В основании полигона имеется плотная глинистая подушка, препятствующая фильтрации загрязняющих веществ с полигона в подземные воды.

      На уплотненный тонкий слой накладывается следующий слой, наращивая толщину рабочего слоя до 2 м.

      Рабочий слой уплотненных отходов покрывается промежуточным изолирующим слоем высотой не менее 0,25 м, промежуточный изолирующий слой должен защищать окружающую природную среду от разноса ветром легких фракций отходов, газов, запахов. Для промежуточной изоляции используется золошлак.

      Для соблюдения санитарных требований необходимо не позже, чем через сутки после доставки ТБО на полигон (в теплое время года), уложить их на отведенной площади, уплотнить и изолировать слоем грунта. В зимнее время изоляцию допускается проводить с интервалом не более трех суток. Для промежуточной изоляции используется золошлак. Окончательная изоляция осуществляется грунтом, вынутым при строительстве водоотводной канавы.

      Для контроля высоты отсыпаемого 2-метрового слоя ТБО, на каждой карте установлен мерный столб – репер. Соблюдение заданной высоты слоя отсыпки обеспечивает равномерность осадки толщи полигона. С помощью репера контролируется степень уплотнения твердых бытовых отходов.

      Все работы по складированию, уплотнению, изоляции ТБО на полигоне выполняются механизировано. Отходы на полигон поступают в мусоровозах, складирование и формирование изолирующего материала (золошлака и грунта) осуществляется погрузчиком. Во избежание воспламенения ТБО от выхлопных газов на выхлопную трубу погрузчика надет искрогаситель.

      Погрузчик укомплектован огнетушителем. На полигоне организуется бесперебойная разгрузка мусоровоза.

      Прибывающий на полигон мусоровоз разгружается у рабочей карты. Не допускается беспорядочное складирование ТБО на всей площади полигона.

      На выезде с полигона располагается дезинфицирующая ванна с дезинфицирующим раствором (лизол), для обработки колес мусоровозов. Для перехвата дождевых и паводковых вод по границе участка имеется водоотводная канава. На расстоянии 2 метров от водоотводной канавы по периметру участка имеется ограждение вокруг полигона.

      В засушливые жаркие периоды ТБО требуют специального увлажнения, для лучшей уплотняемости и снижения уровня пожароопасности. В пожароопасные периоды предусмотрено увлажнение ТБО. Расход воды на полив принимается 10 л на 1 м3 ТБО.

      Для этих целей используется привозная вода. Хранится в цистерне, объемом 2000 литров.

      Прием твердых бытовых отходов производится в неуплотненном состоянии (т.е. в том же физическом состоянии, в котором отходы поступают от населения и организаций).

      На полигоне ТБО для взвешивания машин с отходами имеется весовая. Отметка о принятом количестве ТБО делается в "Журнале приема твердых бытовых отходов".

      Дозиметрический контроль поступающих на полигон отходов проводится.

      Общие характеристики по размещению отходов на полигонах представлены в таблице 1.4.

      Таблица 1.4 – Сведения о полигонах ТБО с.Мартук

Характеристика объекта размещения отходов

Наименование объекта, принадлежность

Место расположения объекта с указанием ближайших объектов жилья и других объектов

Наличие разрешительной документации №, дата, кем выдано

Площадь полигона, свалки, емкость шламохранилища и другое

Мощность существующего захоронения/ проектная мощность

Год начало работы (закрытия, возобновления работы) объекта

Природные объекты в пределах СЗЗ, особо охраняемые территории в радиусе 5 км

ограждение

освещение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Полигон ТБО

Актюбинская область, с. Мартук,
1.5 км к северо-западу от с. Мартук

Акт на право постоянного землепользования на основании Постановления акимата с. Мартук

3,0 га

133 243 т уплотненных ТБО, проектная емкость 12113 т/год

2019-2028гг.

Отсутствует

По периметру полигона ограждение

Рабочие площади освещены

      продолжение таблицы

Инженерные сооружения

Имеющаяся техника

Наличие входного Радиометрического контроля

Соблюдение проектной технологии эксплуатации объекта

Наличие контролируемых скважин и систем наблюдения

защитные

Противофильтрационные

10

11

12

13

14

15

Водоотводная канава

Уплотненное естественное основание, искусственный противофильтрационный экран из слоя глины толщиной 0,5 м с коэффициентом фильтрации не более 10-5см/с (0,0086 м/сутки), горизонтальное водонепроницаемое днище.

Транспортировка производится, специально оборудованным самосвальным автотранспортом. Для складирования, планирования, разравнивания и уплотнения ТБО используется погрузчик.

есть

Соблюдаются, контроль осуществляется лицом ответственным за охрану окружающей среды на предприятии

Предусмотрены

Морфологический состав коммунальных отходов

      Морфологический состав коммунальных отходов для жителей представлен в таблице 1.5.

      Таблица 1.5 – Морфологический состав ТБО

№ пп

Наименование фракции

% содержания в общем объеме

1

Пищевые отходы

34

2

Пластик разного состава

27

3

Бумага, картон и бумажная продукция

23

4

Стекло

8

5

Металл

3

6

Текстиль

3

7

Древесина и остатки растительности

1,9

8

Прочие отходы (медицинские, батарейки и лампы, остатки бытовых приборов и др.)

0,1

1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние три года

      В селе Мартук контейнерные площадки предназначены для раздельного сбора мусора, и предусмотрены меры для установки контейнеров для сбора опасных отходов, таких как ртутьсодержащие предметы и батарейки. Работы по организации и обслуживанию этих контейнеров проводятся с учетом потребностей села и соответствующих нормативных требований.

      В ближайшее время планируется расширить инфраструктуру раздельного сбора отходов. В рамках этого проекта будет обеспечено систематическое обслуживание установленных контейнеров, а также постепенное внедрение дополнительных пунктов сбора опасных отходов. Эти меры направлены на улучшение экологической ситуации в селе и обеспечение безопасного утилизации вредных материалов.

      Положительные стороны:

      • Осуществление раздельного сбора опасных составляющих отходов (установление контейнеров для батареек и ламп);

      • Осуществление организованного сбора и вывоза мусора от населения на коммунальных площадках;

      • Планирование пункта приема вторичного сырья и контейнеров для раздельного сбора на контейнерных площадках;

      • Осуществление ликвидаций несанкционированных свалок;

      • Полигон ТБО имеет экологическое разрешение на воздействие.

      Отрицательные стороны:

      • Контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями (согласно СТ РК 3780-2022);

      • Не предусмотрен раздельный сбор по фракциям "сухое" / "мокрое";

      • Отсутствует налаженная система сбора крупногабаритных, строительных отходов, золошлака и отходов уборки улиц и благоустройства;

      • Недостаточное количество пунктов приема вторсырья;

      • Нет решения по использованию или утилизации (кроме депонирования) пищевых и других органических отходов;

      • Существующие графики вывоза не обеспечивают потребности;

      • Отсутствие техники для своевременного вывоза коммунальных отходов, отсутствует специальная техника для вывоза разных фракций коммунальных отходов;

      • Полигон ТБО не оборудован сортировочными линиями и не соответствует современным требованиям.

1.3 Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов

      Решения местных маслихатов по объемам образования отходов и утверждения тарифов на их вывоз:

      "Об утверждении тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по Мартукскому району".

      "Об утверждении правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов по Мартукскому району". Согласно РНД 03.1.0.3.01-96 "Порядок нормирования и размещения отходов производства".

      Согласно данному решению, принимаются нормы по образованию отходов для жителей Мартукского района, а также для учреждений, предприятий, детских, медицинских и др. учреждений. А также годовая норма образования коммунальных отходов в кубических метрах, исходя из расчетных единиц (житель, место, сотрудник, посещение и др.).

      Годовая норма образования коммунальных отходов составляет 2,01 м3 на 1 жителя благоустроенного домовладения и 2,17 м3 на 1 жителя неблагоустроенного домовладения.

      Тариф на вывоз коммунальных отходов составляет 457,52 тенге с 1 жителя благоустроенного домовладения, 493,94 тенге с 1 жителя неблагоустроенного домовладения. Годовой тариф на вывоз 1 м3 отходов составляет 1071,84 тенге.

1.4 Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года

      Средств для развития отрасли обращения с коммунальными отходами отдельно по Мартукскому району не предусмотрено, развитие области предусмотрено в Плане развития территории. В целом по области в планы природоохранных мероприятий и в Плане развития Актюбинской области, есть мероприятия, затрагивающие Мартукский район.

      Таблица 1.8 – Мероприятия с планами финансирования (тыс. тенге) по управлению отходами, предусмотренные в плане мероприятий по охране окружающей среды Актюбинской области

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

2022

2023

2024-2025

Источник финансирования

1

Разработка ТЭО по строительству полигона ТБО в с. Мартук с предусмотренной сортировочной линией

Акимат Мартукского района

2023

-

6 800

-

Областной бюджет

2

Строительство полигона ТБО в с. Мартук с предусмотренной сортировочной линией

Акимат Мартукского района

2024

-

-

700 000

Областной бюджет

Итого



-

6 800

700 000


      Сбор твердых бытовых отходов предусмотрено осуществлять в металлические контейнеры с последующим вывозом автотранспортом на полигон ТБО.

      Вывоз будет осуществляться по мере накопления, организацией, выполняющей услуги по вывозу ТБО.

      Кроме объектов размещения отходов на территории города существует 1 место несанкционированного размещения отходов общей площадью 1 га.

      На территории села на сегодняшний день объекты по обработке коммунальных отходов отсутствует, что не позволяет обработать образовавшиеся коммунальные отходы.

      Таким образом, для достижения целей государственной политики в области обращения с отходами требуется реорганизация существующей системы обращения с отходами в целях обеспечения максимального использования исходных сырья и материалов, предотвращения образования отходов, снижения класса опасности отходов в источниках их образования, обработки, утилизации и обезвреживания, а также безопасного захоронения отходов.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1 Цели и задачи Программы

      Цель данной Программы – предложить способы снижения нагрузки на окружающую среду, образуемую коммунальными отходами, уменьшения количества образования отходов, повышение извлекаемости вторичных ресурсов, повышение эффективности использования коммунальных отходов и уменьшение доли депонируемых на полигонах отходов, и восстановление площадей, подвергнутых изъятию для целей депонирования отходов.

      Управление отходами регламентируется разделом 19 Экологического Кодекса Республики Казахстан.

      Основные принципы в области управления отходами описаны в ст. 328:

      - принцип иерархии;

      - принцип близости к источнику;

      - принцип ответственности образователя отходов;

      - расширенных обязательств производителей отходов.

      Принцип иерархии, согласно ст. 329 ЭК РК, подразумевает следующие меры по обращению с отходами:

      1. Предотвращение образования отходов;

      2. Подготовка отходов к повторному использованию;

      3. Переработку отходов;

      4. Утилизацию отходов;

      5. Удаление отходов.

      Исходя из цели Программы, и принципа иерархии отходов предлагаются следующие задачи программы:

      - Сокращение объемов образования коммунальных отходов, за счет уменьшения количества упаковки товаров, оптимизации систем продаж, пропаганды рационального потребления;

      - Сортировка отходов "у источника" – повышение эффективности и соответствие экологическому законодательству в области обращения с отходами – на "сухое" / "мокрое";

      - Максимальное доизвлечение полезных компонентов на полигоне;

      - Использование органической части отходов для биокомпостирования или получения биогаза или энергетической утилизации;

      - Обустройство полигона ТБО в с.Мартук требованиям Законодательства,

      - Депонирование остаточной части коммунальных отходов, согласно требованиям экологического и эпидемиологического законодательства РК;

      - Использование строительных отходов;

      - Рекультивация отработанных карт полигонов.

2.2 Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами

      1. Достижение задачи по сокращению объемов образования коммунальных отходов возможно только на уровне повышения экологической ответственности и финансовой грамотности населения. То есть достичь данной цели можно при изменении структуры продаж (включая значительное сокращение числа упаковочных материалов, внедрения оборотной тары, изменения структуры продаж весовых товаров и т.д.) и повышения экологической ответственности населения, когда спонтанные покупки сводятся к минимуму и население также стремиться к сокращению отходов. Это можно достигнуть при внедрении программ по обучению школьников на уроках экологии и естествознания, а также уроках повышения финансовой грамотности. А также необходимо повысить экологическую пропаганду минимизации образования отходов и осознанного потребления среди населения.

      2. Для сбора вторичного сырья от населения необходимо увеличить количество пунктов приема для того, чтобы не оформлять земельные участки под пункты приема, можно рассмотреть мобильные точки, на базе автотранспорта и графиком приема.

      3. Для обеспечения населения услугами по организованному вывозу мусора необходимо обустройство контейнерных площадок, согласно СТ РК 3780-2022 и заключение договор с домовладельцами на вывоз мусора. Необходима юридическое оформление земельных участков под контейнерными площадками.

      4. Асфальтирование существующих и новых контейнерных площадок. Провести асфальтирование или бетонирование основания площадок, устойчивое к температурным перепадам и с толщиной покрытия не менее 100 мм (п.3.1.2 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов").

      5. Ограждение контейнерных площадок. Провести по периметру, с трех сторон ограждение сплошным материалом, устойчивым к резким климатическим изменениям и коррозии, там, где оно не соответствует требованиям п.3.1.4 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов" и/или отсутствует. Каркас предусматривается из круглых или квадратных труб с грунтовкой и последующим нанесением краски марки RAL 1016, RAL 1026 или аналогичного.

      6. Оснащение крышей контейнерных площадок. Крыша должна быть изготовлена из сплошного материала, устойчивого к резким климатическим изменениям и коррозии. Уклон крыши обустраивается от стороны свободного доступа к противоположной стороне для обеспечения стекания воды. Высота стороны свободного доступа к площадке от основания до крыши не менее 1,5 м (п.3.1.5, 3.1.6 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов").

      7. Строительство полигона ТБО. Необходимо обеспечить обустройство полигона ТБО в Мартукском районе с соблюдением всех требований законодательства по утилизации и обработке твердых бытовых отходов. Полигоны коммунальных отходов, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан, должны быть оснащены дополнительными сортировочными комплексами, шредерами и дробильными установками для дополнительного до извлечения полезных компонентов отходов, с последующим их использованием или передачей вторичного сырья заинтересованным производителям. При этом необходимо снижать долю ручной сортировки отходов.

      8. В настоящее время в райцентре имеется достаточное количество контейнерных площадок и контейнеров, но при этом, на тех площадках, где установлены контейнеры для раздельного сбора так же не обеспечивается первичная сортировка отходов. Необходимо комплектация контейнерных площадок достаточным количеством контейнеров для сортировки на "сухое" / "мокрое", а также, при возможности вывоза на отдельные фракции вторсырья. Маркировка контейнеров должна отвечать требованию законодательства по раздельному сбору отходов (на контейнере, на 2-х языках, должны указываться фракции отходов, для которых он предназначен, а также владелец контейнера и предприятие, осуществляющее обслуживание и вывоз контейнера).

      9. Необходим закуп мусоровывозящей техники для предприятий, осуществляющей вывоз отходов. Погрузочные устройства техники должны соответствовать конструкции контейнеров. Разные фракции отходов должны вывозиться различными автомашинами, которые обеспечивают требования по обращению с вторичным сырьем. Вывоз отходов с контейнерных площадок должен осуществляется по мере заполнения контейнеров, но, для пищевых отходов, не реже 1 раза в сутки.

      10. Органические отходы (включая пищевые) должны быть направлены на компостирование или извлечение биогаза, с последующим сжиганием. При достаточном технико-экономическом обосновании и имеющихся технических возможностях возможна энергетическая утилизация органических, а также отходов, для которых невозможна сортировка.

      11. Заполненные карты полигона должны быть подвержены рекультивации, согласно разработанных проектов рекультивации.

2.3 Целевые показатели Программы

      Исходя из целей и задач Программы предлагается установление следующих целевых показателей Программы.

№ пп

Наименование показателя

Ед. изм.

Плановый период

Исх. значение

2024

2025

2026

2027

2028

1

Строительство инженерного полигона ТБО с. Мартук

шт

0

1

-

-

-

-

2

Обеспечение раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое" / "мокрое"

%

0

10

15

20

25

30

3

Оснащение площадок отдельным местом для сбора крупногабаритных и строительных отходов

%

0

20

40

60

80

100

4

Оборудование контейнеров и контейнерных площадок согласно действующим требованиям

%

0

20

40

60

80

100

5

Установка и маркировка контейнеров для раздельного сбора отходов

%

0

10

15

20

25

30

6

Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

Мероприятие на 1 учебное заведение города в семестр

0

2

2

2

2

2

7

Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

% от обнаруженных

100

100

100

100

100

100

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      Для достижения целевых показателей по обращению с коммунальными отходами необходимо выстроить четкую последовательность и своевременную реализацию мероприятий.

      Для достижения целей экологического просвещения и повышения экологической культуры, необходимо создание роликов социальной направленности, освещающих необходимость ресурсосбережения и "осознанного потребления", отказа от дополнительной упаковки и выбора в пользу качественных товаров долгосрочного пользования. Данные ролики необходимо размещать на местных телеканалах в перерывах между основным вещанием, а также задействовать социальные сети, местные популярные паблики и новостные каналы.

      Пропаганда "разумного потребления" недопущения образования дополнительных отходов, сортировки, а также недопустимости разбрасывания мусора должны обязательно входить в программу дополнительного и внешкольного образования. Мероприятия по данной тематике должны организоваться на постоянной основе в образовательных учреждениях.

      Для достижения целевого показателя по раздельному сбору отходов ТБО, необходимо обеспечить местное население контейнерными площадками соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и градостроительным нормам с контейнерами для раздельного сбора отходов у источника на 2 фракции – "сухую" и "мокрую".

      Проекты контейнерных площадок должны учитывать доступность для населения и удобство проведения погрузочных работ, с учетом особенностей спец. техники для вывоза отходов. Кроме того, одна контейнерная площадка может использоваться разными предприятиями по вывозу разных составляющих отходов. В таком случае ответственность за санитарное состояние площадки и территории, непосредственно прилегающей к ней, должны нести все предприятия, которые установили контейнеры.

      На площадке сбора и временного хранения коммунальных отходов в многоквартирном жилом секторе должны устанавливаться следующие виды контейнеров:

      Контейнеры для "мокрой" фракции отходов, которые предназначена для сбора пищевых и органических отходов.

      Контейнеры для "сухой" фракции – незагрязненных пластмассовых составляющих коммунальных отходов, картона, бумаги, стекла и стеклобоя, металлов и смешанных из данных составляющих сложных изделий. А также текстиля.

      Также необходимо установка для несортированных отходов, если население сомневается в том в какой контейнер разместить мусор.

      Согласно СТ РК 3780-2022 на контейнерной площадке должно отводиться место для сбора крупногабаритных и строительных отходов от населения.

      Обустройство контейнерных площадок для жителей честного сектора должно проводиться с учетом особенностей работы организации, осуществляющей вывоз отхода от данных образователей. И удобство сбора коммунальных отходов для жителей частного сектора. Данные контейнерные площадки дополнительно должны комплектоваться контейнерами для сбора золошлаковых отходов.

      Проекты по обустройству контейнерных площадок для многоквартирного жилого сектора должны быть унифицированы и учитывать интересы предприятий по сбору и вывозу отходов, а также соответствовать санитарным нормативам по сбору коммунальных отходов.

      Для решения проблемы с биоразлагаемыми отходами необходимо предусмотреть биокомпостирование пищевых и других органических отходов (например, отходов сельского хозяйства, навоза) на полигонах ТБО или энергетическую утилизацию таких отходов с соблюдением экологических требований.

      Для приема и утилизации строительных отходов (так как их размещение на полигонах коммунальных отходов запрещено экологическим законодательством) необходимо обустройство дополнительных линий – или на существующих полигонах или новые предприятия – оснащенные площадками приема, дробилками и грохотами для разделения на фракции и складами итоговой продукции, с последующим использованием полученных материалов на собственные нужды полигона (при послойной изоляции или рекультивации отработанных карт), или для отпуска сторонним потребителям. Переработка строительных отходов обязательно должная включать сортировочные комплексы для доизвлечения металлов (например, арматуры). Использование строительных отходов для изоляции депонированных на полигонах отходов и для последующей рекультивации позволит снизить использование природной почвы и грунта.

      Функционирование и развитие действующих полигонов коммунальных отходов должно включать в себя рекультивацию отработанных (заполненных) карт полигона (или площадей), с этапами технической рекультивации, обустройством последующего газового мониторинга и мониторинга грунтовых вод, для отслеживания процесса разложения тела отходов и его влияния на окружающую среду. И последующим этапом биологической рекультивации.

4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      Источниками финансирования Программы могут быть местный бюджет, в том числе в соответствии со статьей 29 Экологического кодекса РК, прямые иностранные и отечественные инвестиции, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (со средств, поступивших на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 388 Кодекса), гранты отечественных, международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, незапрещенные законодательством Республики Казахстан источники.

      Необходимые ресурсы для каждого мероприятия установлены в "Плане мероприятий по реализации Программы".

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      План мероприятий по реализации Программы по управлению коммунальными отходами по Мартукскому району на 2024-2028 годы.

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

1

Организация тендера на закуп услуг по проектированию и строительству полигона ТБО для населенных пунктов Мартукского района

договор на оказание услуги

Акимат Мартукского района

2024

2

Ремонт и обустройство контейнерных площадок согласно СТ РК 3780-2022 в Мартукском районе

акт приема в эксплуатацию

Акимат Мартукского района

2024-2028

3

Информирование населения о системе раздельного сбора отходов посредством публикаций, трансляций роликов в социальных сетях, средствах массовой информации

Эфирная справка, публикация

Местные исполнительные органы

2024-2028

4

Заключение договоров с лицензированными предприятиями на обслуживание контейнеров для опасных отходов

договор

Акимат Мартукского района

2024-2028

5

Обустройство площадок для сбора отходов по фракциям в с.Мартук

акт приема в эксплуатацию

Акимат, мусоровывозящие компании

2024-2028

6

Строительство компостных установок для пищевых и органических отходов на полигоне с.Мартук

акт приема в эксплуатацию

Местные исполнительные органы

2024-2028

7

Закуп дополнительных контейнеров для раздельного сбора отходов ТБО, а также золошлака и отходов 1 класса опасности

Акт приемки работ

Местные исполнительные органы

2025-2026

8

Приобретение необходимой специализированной мусоровывозящей техники для вывоза раздельно собранных фракций коммунальных отходов

Акт ввода в эксплуатацию

Местные исполнительные органы. Управляющая организация

2024-2028

9

Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

Акт ликвидации

Местные исполнительные органы

2024 - 2028

      продолжение таблицы

Предполагаемые расходы (тыс. тенге) / дополнительные источники (тыс. тенге)

Источники финансирования

Ожидаемый экологический эффект от мероприятия*

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год



Согласно бюджетной заявке

Областной бюджет

Подготовительная работа

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет


Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Повышение уровня экологической культуры населения и социально-экологической ответственности. Пропаганда разумного потребления и информирование об ответственности за неправильное обращение с отходами

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Исключение смешивания опасных отходов с остальными фракциями

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Сбор фракций коммунальных отходов от населения

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Утилизация органических отходов, производство удобрений

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Увеличение доли сортировки, переработке отходов ТБО. Снижение депонирования.

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Не смешивание раздельно собранных фракций отходов, пригодных для переработки

Согласно условиям гос. закупа

Местный бюджет

Восстановление экосистемы


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.