В соответствии с пунктом 2-6 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 июля 2023 года №312 "Об утверждении типовых правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения, столице" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33163), Алматинский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить Правила регулирования миграционных процессов в Алматинской области согласно приложению к настоящему решению;
2. Признать утратившим силу решение Алматинского областного маслихата от 14 декабря 2021 года № 12-61 "О внесении изменений в решение Алматинского областного маслихата от 15 декабря 2017 года № 26-129 "Об утверждении Правил регулирования миграционных процессов в Алматинской области" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 161858).
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. председателя маслихата | Е.Абитов |
Приложение к решению маслихата Алматинского обласного маслиха от 29 марта 2024 года № 18-85 |
Правила регулирования миграционных процессов в Алматинской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила регулирования миграционных процессов в Алматинской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2-6 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 июля 2023 года № 312 "Об утверждении типовых правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения, столице" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33163) и определяют порядок регулирования миграционных процессов в Алматинской области.
2. Основные понятия, которые используются в настоящих Правилах:
1) единая информационная система социально-трудовой сферы – объект информатизации, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного государственного органа, местных исполнительных органов по вопросам социальной защиты и занятости населения, центров трудовой мобильности, карьерных центров, Центра развития трудовых ресурсов и межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг населению в социально-трудовой сфере;
2) кандас – этнический казах и (или) члены его семьи казахской национальности, ранее не состоявшие в гражданстве Республики Казахстан, получившие соответствующий статус в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам миграции населения;
3) центр адаптации и интеграции кандасов – юридическое лицо, учреждаемое местным исполнительным органом Алматинской области в соответствии с законодательством Республики Казахстан и предназначенное для оказания кандасам, членам их семей адаптационных и интеграционных услуг и временного проживания;
4) региональная квота приема кандасов – предельное число кандасов или кандасов и членов их семей, прибывающих для постоянного проживания в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан, которые обеспечиваются мерами государственной поддержки, предусмотренными участникам активных мер содействия занятости в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан;
5) переселенец – внутренний мигрант, переселившийся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан;
6) региональная квота приема переселенцев – предельное число переселенцев или переселенцев и членов их семей, прибывающих для постоянного проживания в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан, которые обеспечиваются мерами государственной поддержки, предусмотренными участникам активных мер содействия занятости в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан;
7) внутриобластное переселение – переселение в пределах одной области из сел с низким экономическим потенциалом в города областного (районного) значения при возможности выделения жилища из государственного жилищного фонда и трудоустройства на постоянное рабочее место или в развитии предпринимательской инициативы;
8) местный исполнительный орган по вопросам социальной защиты и занятости населения – Управление координации занятости и социальных программ Алматинской области, определяющий направления в сфере социальной защиты и занятости населения;
9) уполномоченный орган по вопросам миграции населения – центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции руководство в области миграции населения, регулирование миграционных процессов, координацию работы и реализацию государственной политики в области миграции населения;
10) внутренняя миграция - переселение физических лиц внутри Республики Казахстан в целях постоянного или временного проживания;
11) внутренний мигрант – лицо, переселяющееся внутри Республики Казахстан самостоятельно в целях постоянного или временного проживания;
12) этнический казах – иностранец или лицо без гражданства казахской национальности.
Глава 2. Порядок регулирования миграционных процессов в Алматинской области
3. В Алматинской области мониторинг миграционных процессов осуществляется с учетом их влияния на состояние социально-экономического, демографического и культурного развития, экологическую обстановку.
К особенностям миграционных процессов в Алматинской области относятся плотность населения, иммиграция, эмиграция, трудовая миграция, потоки внутренней миграции, процесс урбанизации, экологическая и религиозная обстановка региона, национальный состав населения, сбалансированность регионального рынка труда, обеспеченность инженерно-транспортной и социальной инфраструктурой.
4. Для регулирования миграционных процессов в Алматинской области Управление координации занятости и социальных программ Алматинской области (далее – Управление) вносят предложения в уполномоченный орган по вопросам миграции населения, касающиеся:
отнесения (исключения) соответствующей территории региона для расселения кандасов и переселенцев;
увеличения (сокращения) квоты на привлечение иностранной рабочей силы, в том числе из числа этнических казахов и бывших соотечественников;
увеличения (сокращения) региональных квот приема кандасов и переселенцев на среднесрочный период или предстоящий год;
увеличения (сокращения) квоты на привлечение трудовых иммигрантов.
5. Расселение кандасов и переселенцев осуществляется по двум направлениям:
1) в регионы, определенные Правительством, в рамках региональных квот приема переселенцев и кандасов;
2) в пределах одной области.
6. Управление для повышения мобильности рабочей силы формирует перечень населенных пунктов для переселения из числа сельских населенных пунктов, малых и моногородов со средним и высоким потенциалом экономического развития, городов областного и районного значения, а также центра экономического роста.
7. Управление ежегодно, до 15 декабря определяет перечень населенных пунктов для добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы в целях расселения кандасов и переселенцев, в том числе для внутриобластного переселения.
8. Управление обеспечивает размещение перечня населенных пунктов в Электронной бирже труда, в разделе "Переселение" и направляет в центр трудовой мобильности, в карьерные центры, акиматам сельских округов.
9. При оттоке населения, превышающем темпы воспроизводства населения, регулирование миграционных процессов осуществляется, в том числе путем разработки мероприятий, направленных на привлечение квалифицированной рабочей силы и оказание им содействия в ускоренной социальной адаптации, профессиональное обучение и переподготовку кандасов, особенно молодежи.
10. В территориях агломерации и сельских населенных пунктов, малых и моногородов, городов районного и областного значения с потенциалом развития, имеющих потребность в государственной поддержке демографического развития реализуются адаптационные программы для расселения кандасов.
11. В целях обеспечения мониторинга и прогнозирования развития миграционной ситуации, решения вопросов трудоустройства, строительства школ, детских садов, медицинских учреждений, планирования социально-экономического развития осуществляется регистрационный учет населения.
12. Регистрация и учет граждан Республики Казахстан, временно пребывающих или постоянно проживающих в Республике Казахстан иностранцев и лиц без гражданства по месту постоянного и (или) временного пребывания (проживания) осуществляются в соответствии с Правилами регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1427 "Об утверждении Правил регистрации внутренних мигрантов и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".