В соответствии со статьей 22 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Запустить на всей территории Республики Казахстан пилотный проект по апробированию механизма назначения государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Межбанковской системы обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API).
2. Утвердить прилагаемый Алгоритм взаимодействия государственных органов по апробированию механизма назначения государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Межбанковской системы обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API).
3. Определить период действия пилотного проекта до 1 ноября 2025 года.
4. Департаменту цифровизации и автоматизации государственных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан обеспечить:
1) подключение к государственному сервису контроля доступа к персональным данным (далее – сервис КДП) посредством подачи заявки в "Smart Bridge";
2) при оказании услуг в рамках пилотного проекта получение согласия от субъекта или его законного представителя на сбор и обработку персональных данных посредством сервиса КДП в соответствии с законодательством Республики Казахстан "О персональных данных и их защите".
5. Департаменту цифровизации и автоматизации государственных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по окончании периода пилотного проекта и до ввода в промышленную эксплуатацию своей информационной системы согласно подпунктам 4) и 6) пункта 2 статьи 49, подпунктам 1) и 5-1) пункта 2 статьи 38, подпункту 3-2) пункта 3 статьи 54 Закона Республики Казахстан "Об информатизации", пунктам 4 и 8 Правил интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123, обеспечить:
1) получение протоколов с положительными результатами испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности;
2) наличие собственного оперативного центра информационной безопасности (далее – Центр) и его функционирование или приобретение услуги оперативного центра информационной безопасности у третьих лиц в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, а также взаимодействие Центра с Национальным координационным центром информационной безопасности;
3) принятие мер по соответствию Единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.
6. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Казахстан довести настоящий совместный приказ для сведения местным исполнительным органам, подведомственным организациям и банкам второго уровня.
7. Департаменту социальной помощи Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в течение пяти рабочих дней после подписания настоящего совместного приказа последним из руководителей государственных органов направить в РГП на ПХВ "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан.
8. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих вице-министров труда и социальной защиты населения, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан.
9. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Алгоритм взаимодействия государственных органов по апробированию механизма назначения государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Межбанковской системы обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Алгоритм взаимодействия государственных органов по апробированию механизма назначения государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Межбанковской системы обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API) (далее – Алгоритм) определяет механизм взаимодействия государственных органов при реализации пилотного проекта по назначению государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Межбанковской системы обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API).
2. В Алгоритме используются следующие основные понятия и сокращения:
1) уполномоченный орган по назначению адресной социальной помощи – местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе, осуществляющий назначение адресной социальной помощи;
2) Межбанковская система обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API) (далее – Система Open API) – информационная система, состоящая из программных и аппаратных средств, которые предназначены для технологического и безопасного взаимодействия по передаче информации, относящейся к банковской тайне, с помощью Open API;
3) государственная адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) – помощь, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице.
Все иные термины, используемые в Алгоритме, используются в том значении, в котором они употребляются в Социальном кодексе Республики Казахстан, законах Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок принятия заявления на назначение адресной социальной помощи
3. При обращении лица, претендующего на получение адресной социальной помощи в соответствии с пунктом 4 и 6 Правил назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 июня 2023 года № 227 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32885) (далее - Правила), в уполномоченный орган по назначению адресной социальной помощи, принимается заявление согласно приложению 1 к Алгоритму и проводится консультация о проведении пилотного проекта по апробированию механизма назначения адресной социальной помощи получения согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Системы Open API.
4. Согласно данным, указанным в заявлении, автоматизированная информационная система уполномоченного государственного органа осуществляет проверку наличия номера мобильного телефона лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, в базе мобильных граждан. При наличии номера мобильного телефона направляет в Систему Open API запрос для генерации ссылки на получение согласия от лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним, Системы Open API с предоставлением ИИН и номера мобильного телефона.
5. Система Open API в ответ на полученный запрос передает в автоматизированную информационную систему уполномоченного государственного органа сгенерированную ссылку для получения согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним.
6. Автоматизированная информационная система уполномоченного государственного органа согласно приложению 2 к Алгоритму формирует и отправляет через 1414 sms-уведомление лицу, претендующему на получение адресной социальной помощи.
Ответ на sms-уведомление предоставляется лицом, претендующим на получение адресной социальной помощи в течение 1 (одного) рабочего дня.
В случае отсутствия либо отрицательного ответа на sms-уведомление услуга по назначению адресной социальной помощи оказывается в соответствии с Правилами.
7. Система Open API направляет в автоматизированную информационную систему уполномоченного государственного органа результат получения согласия от лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи. При наличии согласия, автоматизированная информационная система уполномоченного государственного органа направляет запрос данных в банки второго уровня посредством Системы Open API по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним.
8. Днем обращения за оказанием адресной социальной помощи считается день получения Системой Open API согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег.
9. Уполномоченный орган по назначению адресной социальной помощи при оказании услуги обеспечивают соблюдение порядка и сроков, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в том числе Правилами.
Глава 3. Взаимодействие государственных органов по передаче данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним
10. После получения согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, Система Open API осуществляет сбор, регистрацию и хранение согласий лиц, претендующих на оказание адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним в автоматизированную информационную систему уполномоченного государственного органа.
11. Автоматизированная информационная система уполномоченного государственного органа посредством Системы Open API, которая обеспечивает маршрутизацию запроса в банки второго уровня, направляет запрос на получение данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним в соответствии с полученным согласием на доступ к данным по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним от лиц, претендующих на оказание адресной социальной помощи.
Ответ на запрос на получение данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним предоставляется банками второго уровня в течение 1 (одного) рабочего дня.
12. После поступления от банков второго уровня ответа на запрос данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, Система Open API обеспечивают маршрутизацию данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи в автоматизированную информационную систему уполномоченного государственного органа. Информация от банков второго уровня может включать в себя данные по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним согласно приложению 3 к Алгоритму.
Заявление на участие в пилотном проекте по апробированию механизма назначения государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Межбанковской системы обмена информацией по открытым программным интерфейсам (Open API)
Я _____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) заявителя) проживающий по адресу
_____________________________________________________________________
(населенный пункт, район)
______________________________________________________________________
(улица, № дома и квартиры, телефон)
индивидуальный идентификационный номер _______________________________
документ, удостоверяющий личность: вид документа ________________________
№ документа/серия _________ дата выдачи _________________________________
даю согласие на участие в пилотном проекте по апробированию механизма назначения государственной адресной социальной помощи при получении согласия лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи, на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним посредством Системы Open API, а также на сбор и обработку, в том числе на передачу банками-участниками Системы Open API моих персональных данных Министерству труда и социальной защиты Республики Казахстан, и сведений, составляющих охраняемую законом тайну, в том числе сведений в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", содержащихся в информационных системах, необходимых для назначения адресной социальной помощи или отказа в ее назначении.
Перечень собираемых данных: ФИО (при его наличии), ИИН, банковские реквизиты, образование, место жительства, семейное положение, электронная почта, номер телефона, данные по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним.
Я информирован (а) и даю согласие на передачу третьим лицам сведения о моем статусе как получателя адресной социальной помощи.
В случае возникновения изменений в предоставленных мною данных и (или) возникновения обстоятельств, влияющих на право назначения адресной социальной помощи, обязуюсь в течение 10 (десяти) рабочих дней сообщить о них.
Предупрежден (а) об ответственности за предоставление ложной информации и недостоверных (поддельных) документов.
Уведомлен (а) о возможности открытия отдельного банковского счета для зачисления пособий и (или) социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и (или) Государственного фонда социального страхования, а также о том, что на деньги, находящиеся на таком счете, не допускается обращение взыскания третьими лицами.
Контактные данные заявителя: телефон______ мобильный_______ Е-маil__________ "____"__________20__ года _________________
(дата) (подпись заявителя)
Сообщаем об отсутствии трансграничной передачи персональных данных и данных, составляющих банковскую тайну, а также о нераспространении персональных данных и данных, составляющих банковскую тайну, в общедоступных источниках.
SMS-уведомление
Здравствуйте, (Фамилия, имя, отчество (при его наличии)!
Вы являетесь потенциальным получателем адресной социальной помощи! Для оказания государственной услуги необходимо получение Вашего согласия на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним.
Необходимо пройти по следующей ссылке <ссылка системы Open API для получения согласия на передачу данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним> и дать свое согласие.
Ваш ответ ожидаем в течение 1 (одного) рабочего дня.
Данные по передаче данных по банковским счетам, остаткам и (или) движению денег по ним лиц, претендующих на получение адресной социальной помощи
1. Оплата труда, социальные выплаты, в том числе:
единовременные пособия на погребение;
единовременные государственные пособия в связи с рождением ребенка;
единовременные денежные выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей;
государственные социальные пособия по инвалидности детям с инвалидностью до семи лет;
специальные государственные пособия детям с инвалидностью до семи лет;
государственные социальные пособия по инвалидности детям с инвалидностью с семи до восемнадцати лет первой, второй, третьей групп;
специальные государственные пособия детям с инвалидностью с семи до восемнадцати лет первой, второй, третьей групп;
ежемесячные государственные пособия многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившим ранее звание "Мать-героиня", награжденным орденами "Материнская слава" I и II степени;
ежемесячное государственное пособие многодетным семьям, имеющим четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения по общеобразовательным или профессиональным программам в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими восемнадцатилетнего возраста до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста);
пособие по инвалидности, а также пособие по уходу за ребенком с инвалидностью и за лицом с инвалидностью I группы.
2. Алименты на детей и лиц, указанных в Кодексе Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье".
3. Доходы от личного подсобного хозяйства (приусадебного хозяйства, включающего содержание скота и птицы, садоводство, огородничество).
4. Доходы от предпринимательской деятельности.
5. Доходы от сдачи в аренду и продажи недвижимого имущества и транспортных средств.
6. Доходы от ценных бумаг.
7. Доходы, полученные в виде дарения, наследования недвижимого имущества, транспортных средств и другого имущества.
8. Доходы от использования кредита (микрокредита), доходы от использования безвозмездного гранта.
9. Доходы в виде безвозмездно полученных денег.
10. Доходы в виде вознаграждений (интереса) по денежным вкладам и депозитам.
11. Доходы в виде денежных переводов.
12. Доходы в виде выигрышей в натуральном и (или) денежном выражении, полученных на конкурсах, соревнованиях (олимпиадах), фестивалях, по лотереям, розыгрышам, включая по вкладам и долговым ценным бумагам.
13. Доходы, полученные от участия в активных мерах содействия занятости за исключением единовременной выплаты на переезд (на каждого члена семьи) участникам добровольного переселения.
14. Сумма жилищных сертификатов для покрытия части первоначального взноса по займу в порядке, установленном жилищным законодательством РК.
15. Адресная социальная помощь.
16. Жилищная помощь.
17. Материальная помощь, оказанная семье в целях возмещения ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
18. Материальная помощь в денежном или натуральном выражении, оказанная малообеспеченным гражданам в связи с ростом цен на продукты питания из государственного бюджета и иных источников.
19. Благотворительная помощь.
20. Оплата поездок лица.
21. Содержание граждан на время протезирования.
22.Стоимость бесплатного или льготного проезда граждан за пределы населенного пункта на лечение.
23.Единовременные выплаты из средств местных исполнительных органов.
24. Расходы на питание.
25. Расходы на одежду и обувь.
26. Расходы на коммунальные услуги.
27. Расходы на аренду жилья и текущее обслуживание жилья.
28. Расходы на топливо.
29. Расходы на предметы домашнего обихода, бытовую технику.
30. Расходы на здравоохранение.
31. Расходы на транспорт.
32. Расходы на интернет и связь.
33. Расходы на использование автотранспорта.
34. Расходы на отдых и культура.
35. Расходы на образование.
36. Прочие финансовые услуги.
37. Прочие расходы.
38. Материальная помощь родственникам, знакомым, алименты.
39. Налоги, штрафы, платежи и другие выплаты.
40. Погашение кредита и долга.
41. Накопления, взносы, сбережения, депозиты, получение кредитов, займов, компенсаций.