В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, статьей 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Шуский районный маслихат Жамбылской области РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами города Шу Шуского района Жамбыской области на 2024-2028 гг. согласно приложению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата | Ж. Абенов |
Утверждено решением | |
Шуского районного маслихата | |
за №20-2 от 19 апреля 2024 года |
ПРОГРАММА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ГОРОДА ШУ ШУСКОГО РАЙОНА на 2024-2028 гг.
с. Толе би
2024 год
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ИП | Индивидуальный предприниматель |
ЖК | Национальный проект "Жасыл Казахстан" |
КГО | Крупногабаритные отходы |
КЗЭ | Концепция по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике" |
КП | Контейнерная площадка |
МИО | Местные исполнительные органы |
МСК | Мусоросортировочный комплекс |
МЦЗТ | Некоммерческое акционерное общество "Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов" |
МЭГиПР РК | Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
ООС | Охрана окружающей среды |
Отдел ЖКХ Шуского районного акимата | Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог акимата Шуского района |
ОЭЭО | Отходы электронного и электрического оборудования |
Программа | Программа по управлению коммунальными отходами |
ПСД | Проектно-сметная документация |
РК | Республика Казахстан |
РСО | Ртутьсодержащие отходы |
ТБО | Твердые бытовые отходы |
ТОО | Товарищество с ограниченной ответственностью |
УПР | Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Жамбылской области |
ФЛ | Физические лица |
ЭК РК | Экологический кодекс Республики Казахстан |
ЮЛ | Юридические лица |
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.
Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:
1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;
2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.
Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.
Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.
Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Программа по управлению коммунальными отходами - это стратегический документ, включающий анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами и комплекс мер, направленных на достижение целевых показателей по совершенствованию системы управления коммунальными отходами.
Согласно статье 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - ЭК РК) местные исполнительные органы (далее - МИО) районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения организуют разработку Программы управления коммунальными отходами (далее - Программа). Программа утверждается местными представительными органами.
В ходе разработки настоящей Программы проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в городе Шу Шуского района, выявлены проблемы и перспективы развития сектора управления коммунальными отходами и предложены комплексные меры для улучшения системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства РК.
Программа разработана с учетом приоритетов национальных стратегических, программных и концептуальных документов, а также международного опыта.
Реализация Программы приведет улучшению качества предоставляемых услуг в сфере управления коммунальными отходами, увеличению объема сбора, сортировки и переработки коммунальных отходов, минимизации негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду, улучшению целевых показателей города Шу Шуского района в сфере управления коммунальными отходами.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ГОРОДЕ
1.1. Общая характеристика ситуации
Обзор данных по отходам
Общая площадь территории города Шу составляет 4881,68 га.
Население г.Шу составляет 45 447 человека.
Согласно данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК (далее - МЭГиПР РК) ежегодно в Казахстане образуется 4,5-5 млн. твердых бытовых отходов (далее – ТБО). Сбор и вывоз коммунальных отходов по данным Бюро национальной статистики ежегодно составляет 3,5-4,0 млн. тонн.
Согласно данным МЭГиПР РК за 2021 год услугами по сбору и вывозу ТБО по всей республике обеспечены 82 % населения, по Жамбылской области - 92 %.
В среднем в г.Шу образуется 14 000 тонн коммунальных отходов в год, при уровне охвата населения услугами вывоза ТБО 92%.
Источники образования коммунальных отходов в г.Шу – частные домохозяйства, многоквартирные дома, офисные здания, коммерческие предприятия, бизнес центры, промышленные предприятия и общественные организации, детские сады, школы, больницы, субъекты сельского хозяйства, торговые учреждения, рынки и базары и другие места образования коммунальных отходов.
Основная доля образования отходов приходится на отходы домашних хозяйств (83,8%), 15,3% составляют отходы производства (приравненные к бытовым), 0,8% - мусор, собранный с улиц, 0,1% - рыночные отходы.
Из образованных коммунальных отходов более 98% захоранивается на полигоне ТБО. Объем захороненных отходов на полигоне растет с каждым годом.
Морфологический состав
Согласно исследованию МЦЗТ основные фракции в составе коммунальных отходов г. Шу это пищевые отходы, макулатура и пластик (рисунок 1). При этом значительная часть (24%) отнесена к прочим отходам, в состав которых входит текстиль, дерево, кости, кожа, резина, садовый, уличный, средства гигиены и пр.
Рисунок 1. Морфологический состав ТБО в г. Шу
В настоящее время в городе отсутствуют практики и мощности по переработке пищевой фракции ТБО. В связи с этим, все биоразалагаемые отходы, в том числе пищевые отходы, смет с улиц, садовые отходы в составе ТБО попадает на полигоны. Свалочный газ, в том числе горючий метан, образующийся в ходе разложения биоразалагаемых отходов, может приводить к пожарам и взрывам на полигонах.
Таким образом, переработка биоразлагаемых (пищевых) отходов является одним из актуальных направлений развития системы управления отходами в г. Шу.
Нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы
Согласно, Решение Шуского районного маслихата за № 4-3 от 26.06.2023 года утверждены нормы образования и накопления коммунальных отходов, тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.
Таблица 2. Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО по г. Шу
Наименование | Расчетная единица | Стоимость в месяц, тенге |
для физических лиц благоустроенных домовладений | 1 житель | 391 |
для физических лиц неблагоустроенных домовладений | 1 житель | 502 |
для юридических лиц и субъектов частного предпринимательства, без НДС | 1 м3 | 2953 |
Норма накопления в 2018 году составляла 0,92 м3 на 1 человека в год, то на сегодняшний день, по результатам исследования норма накопления ТБО составила 1,37 м3 на 1 человека в год. Норма накопления ТБО за период с 2018 по 2023 годы увеличилась в 1,49 раза.
Ориентировочный норматив смета с твердых покрытий улиц, площадей, парков, скверов следует принять 0,01 м3 в год на 1 м2 площади покрытия.
1.2. Оценка существующей системы управления коммунальными отходами
1.2.1. Накопление и раздельный сбор, охват вывозом
Нормы накопления отходов определяют: по жилым домам – на 1 чел., по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатры и т.д.)- на 1 место, по магазинам и складам – на 1 м2 торговой площади. Объем накопления мусора организациями и учреждениями города и его состав определяются на основании договоров. На основе расчетных годовых объемов накопления определяют мощность и производительность сооружений по обезвреживанию или переработке, а на основе среднесуточных расчетных норм – потребность в транспортных средствах и мощность оборудования по сбору и кратковременному хранению.
Таблица 3. Информация по контейнерным площадкам и контейнерам в г. Шу
Наименование | г. Шу |
Контейнерные площадки | 171 |
Контейнеры | 1026 |
из них для пластиковой посуды | - |
для люминесцентных ламп | 1 |
для отходов хлеба | - |
Вид используемых контейнеров | стандартные металлические контейнеры размером 0,75 м3 |
Накопление и сбор коммунальных отходов в г. Шу осуществляется двумя путями:
- в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках многоквартирных домов;
- бесконтейнерным (бестарным) методом - путем объезда территории и сбора отходов в пакетах/мешках, размещаемых в установленных местах, по графику. Бесконтейнерный вывоз осуществляется в основном в частном секторе.
В г. Шу раздельный сбор отсутствует.
На обслуживаемых контейнерных площадках (далее – КП) контейнеры и сетки для раздельного сбора вторичного сырья не установлены.
Все КП требуют обустройства, так как отсутствуют ограждения, твердое покрытие, контейнеры устарели, помялись и требуют замены. Отсутствуют акты на землю под КП (не узаконены).
Вокруг КП наблюдается несанкционированное складирование строительных отходов, крупногабаритных отходов (далее – КГО), отходов электронного и электрического оборудования (далее – ОЭЭО). Несанкционированное складирование отходов вокруг КП является распространенной проблемой города, значительно ухудшает внешний вид города и является основной причиной жалоб населения.
Все коммунальные отходы, вывезенные с контейнерных площадок, за исключением отходов, собранных раздельно, захораниваются без сортировки на полигоне ТБО, что не соответствует требованиям ЭК РК. Необходимо в ближайшее время осуществить строительство и запуск сортировочной линии.
1.2.2. Транспортировка
Сбором и вывозом коммунальных отходов в г. Шу занимается ТОО "Green City" и ТОО "Шу-Сервис. Для повседневной эксплуатации имеются следующие техники – 1 ед. Камаз, 2 ед. погрузчика, 1 ед. ГАЗ-66, 2 ед. ГАЗ 53, 2 ед. МТЗ-80 КУН и 4 ед. спецтехники (мусоровоза) также для транспортировки привлекаются 6 дополнительной техники.
Согласно ЭК РК компании, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, должны подать уведомление о начале деятельности в МЭГиПР РК.
В списке субъектов предпринимательства МЭГиПР РК, подавших уведомление о начале деятельности по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов данные компаний не имеются. Осуществление предпринимательской деятельности без подачи уведомления запрещается.
Таблица 4. Информация о предприятиях по сбору и вывозу коммунальных отходов от населения
По представленным данным согласно начислениями за услуги по сбору и вывозу отходов охвачены около 40 тыс. человек из 45 тыс. человек официально проживающих в г. Шу по состоянию на 1 января 2024 года. Оставшиеся люди проживают по месту жительства без регистрации и соответственно начисления в отношении них не производятся, и они не платят за сбор и вывоз ТБО. Это связано с тем, что МВО не знают точного количества проживающих жильцов в квартирах и домах, т.к. у МВО отсутствует доступ к актуальной информации по количеству граждан, зарегистрированных по месту жительства. В связи с этим счета за сбор и вывоз ТБО зачастую выставляются некорректно, т.к. тариф рассчитывается на одного жителя.
Также существует проблема абонентской задолженности. Из охваченных 45 тыс.человек оплачивают услуги только около 60%. Так как по информации от представителей мусоровывозящих компаний задолженность по оплате услуг за сбор и вывоз ТБО по г. Шу составляет около 40 %, в то время как в среднем в крупных городах аналогичная задолженность составляет 10-20 %, а в малых городах – 30 -50 %.
Для проработки данного вопроса с 2021 года согласно ЭК РК в компетенцию МИО входит обеспечение доступа для организаций, осуществляющих деятельность по сбору коммунальных отходов, к сведениям о регистрации населения в целях идентификации количества граждан, зарегистрированных по месту жительства. Таким образом, необходимо обеспечить субъектам, осуществляющим сбор и вывоз ТБО в г. Шу, доступ к сведениям о регистрации населения для корректного выставления счетов за свои услуги.
Согласно ЭК РК физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги согласно утвержденным тарифам. Однако данная норма выполняется частично. Жителям многоквартирных домов услуги за сбор и вывоз ТБО оказываются на основании публичного договора. Но жители частных домов предпочитают заключать индивидуальные договоры. Возможно, некоторая часть населения не осведомлена о наличии публичного договора.
Заключение индивидуальных договоров для оплаты услуг за сбор и вывоз ТБО предприятиями неэффективно, это влечет дополнительные расходы для мусоровывозящей организации (далее – МВО), рабочие места, заработная плата и пр. Поэтому необходимо пересмотреть практику заключения индивидуальных договоров на сбор и вывоз ТБО с населением и перейти на заключение публичного договора. МИО и МВО необходимо выложить публичный договор на своих сайтах и провести работу по осведомлению населения.
1.2.3. Сортировка и переработка
Первым этапом системы управления отходами является организация их сбора в местах образования.
Очистка жилых районов от ТБО складывается из различных операций. В основном принято два способа сбора – унитарный и раздельный. При унитарном сборе все отходы помещаются в одном мусоросборнике, при раздельном – ТБО собирают по видам в разные сборники. Эта схема требует специальных транспортных средств для вывоза собранных ТБО, но позволяет собирать сырье для вторичной переработки, пищевые отходы, а также значительно уменьшить объемы отходов, требующих обезвреживания.
Однако в основном, как и во многих городах РК, в г. Шу переработке подвергаются бумага, картон, пластик, стекло, ртутьсодержащие отходы.
В городе отсутствуют пункты приема вторичного сырья у населения.
Раздельный сбор осуществляется вручную на организованной мусоросвалке. Объемы сортировки составляют следующее: стекло – 3 тонны, пластик – 1 тонна, макулатура 2 тонны.
Макулатуру, пластиковые и металлические посуды собирают, прессуют и сдают крупным сборщикам или переработчикам в регионе или отправляют в другие регионы.
Отходы электронного и электрического оборудования (далее – ОЭЭО) от населения не собираются. ОЭЭО собираются у юридических лиц и передаются специализированным предприятиям. Компании по ОЭЭО занимаются переработкой электронного и электрического оборудования, расходных материалов и комплектующих для дальнейшей их утилизации. Также практикуют возможность повторного использования оборудования и комплектующих.
Как правило, компании, осуществляющие раздельный сбор, сортировку и переработку вторичного сырья, не предоставляют отчетность о собранных и переработанных отходов, в связи с чем имеющаяся статистика по переработке отходов может не отражать реальных данных о переработке отходов. Необходимо совершенствовать статистику в области сбора и переработки отходов, в том числе путем проведения информационной работы с представителями малого и среднего бизнеса по сбору и переработке отходов.
1.2.4. Захоронение
В г. Шу преобладающим способом управления коммунальными отходами является их захоронение на полигоне ТБО.
Организованная свалка по административно-географическому положению расположена на расстоянии в 1178 м к северо-западу от г.Шу в Шуском районе Жамбылской области. Занимаемая площадь – 3,0 га. В настоящее время ТОО "Green City" является временным доверительным управляющим полигоном.
По данным КГУ "Отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Шуского района" объем накопленных отходов на полигоне на конец 2023 года составил 80 000 тонн.
Согласно выданного разрешения на эмиссии в окружающую среду KZ74VCZ00752070 от 24.12.2020 г. лимит объемов размещения отходов составляет следующее:
- 2021 г. – 15407,428 тонн;
- 2022 г. – 15561,489 тонн;
- 2023 г. – 15717,09 тонн;
- 2024 г. – 15874,247 тонн;
- 2025 г. – 16032,826 тонн.
Вывезенные с контейнерных площадок коммунальные отходы разгружаются на территории полигона, которые трактором локализируются и уплотняются. Отходы на полигоне не сортируются, следовательно, контроль наличия в размещаемых отходах ртутьсодержащих, токсичных и других опасных фракций не осуществляется. Требования ЭК РК по запрету на захоронение отходов пластика, стеклобоя, строительных, пищевых отходов и обязательной сортировке не соблюдаются.
Полигон ТБО переполнен, не соответствует санитарным и экологическим нормам и требованиям, отходы захораниваются без сортировки, что приводит к тому, что полигон является источником интенсивного загрязнения окружающей среды, распространителем различных инфекций. Полигон периодически возгарается.
1.3. Анализ системы управления отдельными видами отходов
Опасные составляющие коммунальных отходов
Ртутьсодержащие отходы
В г. Шу для сбора и утилизации РСО установлен 1 контейнер (на территорий ЖД вокзала).
В связи с не налаженной системой сбора РСО и недостаточной сознательностью и дисциплинированностью населения существует проблема попадания опасных отходов в контейнеры для ТБО, что влечет за собой экологические риски.
Согласно ЭК РК требования к материалам и продукции, перешедшим в категорию отходов, в том числе ртутьсодержащим отходам, устанавливаются национальными стандартами в области управления отдельными видами отходов.
Акимату необходимо организовать системы сбора РСО у физических лиц. Расходы, связанные с выбором специализированной организации, обслуживанием специализированных контейнеров, в том числе с транспортировкой и переработкой ртутьсодержащих ламп и источников питания, должны покрываться за счет бюджетных средств. Для выбора специализированной организации необходимо проведение конкурса (тендера), выбранная компания должна иметь лицензию и соответствовать всем установленным законодательством требованиям и требованиям национальных стандартов.
Отходы электрического и электронного оборудования
Система управления отходами электрического и электронного оборудования (далее - ОЭЭО), образующихся у юридических и физических лиц, в г.Шу отсутствует.
Как правило, образующиеся у физических лиц ОЭЭО удаляются в контейнеры для ТБО, далее вывозятся мусоровывозящими организациями на полигон ТБО, где захораниваются, нанося вред окружающей среде. Система сбора ОЭЭО у юридических лиц также не налажена.
ОЭЭО в условиях полигона подвергаются коррозии и окислению, а содержащиеся в них различные тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, поэтому их захоронение на полигоне ТБО запрещено.
Согласно статье 365 ЭК РК установлено, что опасные составляющие коммунальных отходов (ОЭЭО, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям.
Система учета данных по сбору и переработке ОЭЭО в городе также не налажена.
У ЖКХ отсутствуют данные по объему сбора и переработки ОЭЭО в г. Шу.
Таким образом, МИО необходимо организовать систему сбора и утилизации ОЭЭО для населения и усилить контроль за соблюдением юридическими лицами выполнения требовании статьи 365 ЭК РК.
Крупногабаритные отходы
На территории г. Шу крупногабаритные отходы (далее - КГО) (бытовая техника, мебель и др.) не собираются раздельно, так как отсутствуют специальные места для их вывоза. КГО выносятся на контейнерную площадку, далее в общем потоке коммунальных отходов поступают на полигон ТБО.
В настоящее время со стороны МИО ведется работа по выбору (конкурс) компании по вывозу и определению специальных мест для вывоза КГО.
Строительные отходы
С 2021 года введен запрет на захоронение строительных отходов. Согласно ЭК РК физические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, производят самостоятельный вывоз строительных отходов в специальные места, организованные МИО.
Проведены исследования по размещению строительных отходов и развитию инфраструктуры, предложено выделить на действующих полигонах земельный участок площадью 50 м2, оформить разрешительные документы, провести ограждение и установить дробильные установки. Далее строительные отходы используются в качестве сырья после сортировки.
Пищевые отходы
Пищевые отходы от населения также собираются в общем потоке ТБО и поступают на захоронение на существующий полигон. Контейнеры для раздельного сбора пищевых отходов в городе отсутствуют. С 2021 года введен запрет на захоронение пищевых отходов.
Таким образом, необходимо усилить работу по стимулированию раздельного сбора биоразлагаемых коммунальных отходов и их восстановлению, в том числе путем компостирования, и контролю за соблюдением требования по запрету захоронения пищевых отходов.
1.4. Выводы по анализу текущей ситуации по управлению коммунальными отходами
По итогам проведенного анализа текущей ситуации по управлению коммунальными отходами в г. Шу было выявлено, что в городе хорошо обеспечен охват населения сбором и вывозом коммунальных отходов.
Процессы по раздельному сбору, сортировке, переработке и захоронению коммунальных отходов требуют кардинальных мер и совершенствования.
В рамках Программы необходимо совершенствовать систему управления коммунальными отходами и решить следующие наиболее проблемные вопросы:
1. Несоответствие контейнерных площадок санитарным требованиям;
2. Необеспеченность КП контейнерами;
3. Отсутствие контейнеров для раздельного сбора вторичных ресурсов для обеспечения населения повсеместным раздельным сбором;
4. Отсутствие системы сбора опасных составляющих коммунальных отходов (РСО, ОЭЭО, медицинские и пр.) у населения;
5. Отсутствие раздельного сбора биоразлагаемых (пищевых) отходов;
6. Отсутствие системы сбора и транспортировки крупногабаритных и строительных отходов;
7. Низкая осведомленность и культура населения в сфере обращения с отходами;
8. Неудовлетворенность и недовольство населения услугами сбора и вывоза коммунальных отходов;
9. Частое возгорание полигона;
10. Неполный охват юридических лиц по вывозу ТБО. Отказ юридических лиц заключать договора на вывоз ТБО;
11. Неконтролируемое размещение ТБО юридическими лицами в контейнеры для физических лиц;
12. Неконтролируемое размещение внутридомового уличного смета дворниками, нанятыми КСК, в контейнеры для физических лиц;
13. Затруднение доступа к контейнерным площадкам, отсутствие мер для нарушителей;
14. Низкая собираемость тарифа на сбор, вывоз, переработку и захоронение твердых бытовых отходов;
15. Устаревшая техника и оборудование;
16. Отсутствие действующих сортировочных линий;
17. Захоронение отходов без сортировки;
18. Низкая эффективность переработки отходов (2-2,5%), в то время как 97% отходов направляется на захоронение на полигон ТБО;
19. Отсутствие переработки строительных и пищевых отходов;
20. Отсутствие мощностей по глубокой переработке ТБО, за счет которых можно сократить объемы отходов, направляемых на захоронение на полигон;
21. Выбросы в атмосферу, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и на здоровье населения г. Шу;
22. Отсутствие технологий сбора и утилизации свалочного газа на полигоне, что негативно влияет на объемы выбросов парниковых газов на полигоне;
23. Переполненность полигона ТБО, его несоответствие экологическим и санитарным нормам;
24. Проблемы при начислении и взаиморасчетах с физическими лицами за услуги по вывозу ТБО. У МВО нет точных данных по количеству проживающих физических лиц;
25. Проблемы с собираемостью платежей от физических лиц, вследствие чего у МВО возникает дебиторская задолженность, которая ежегодно увеличивается;
26. Проблемы по оплате НДС, которое население не платит, но МВО должно оплачивать НДС.
1.5. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе управления коммунальными отходами
Для объективного анализа системы управления коммунальными отходами необходимо четкое определение ее сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз.
Таблица 6. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
2. НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
2.1 Политика РК в сфере управления отходами
Политика РК в сфере управления отходами определяется Концепцией по переходу РК к "зеленой" экономике (2013) и Национальным проектом "Жасыл Казахстан" (2021).
Стратегические документы устанавливают необходимость охвата вывозом, внедрения раздельного сбора, увеличения доли утилизации и переработки отходов и, соответственно, снижения объемов отходов, захораниваемых на полигонах (таблица 7).
Таблица 7. Цели и целевые показатели Концепции по переходу РК к "зеленой" экономике и Национального проекта "Жасыл Казахстан"
В национальном проекте "Жасыл Казахстан" в целевом показателе по охвату раздельным сбором отсутствует г. Шу. Но установление таких же показателей для г. Шу по аналогии с другими областями РК будет иметь положительный эффект для развития системы управления отходами в городе. В разделе 3 данной Программы предложены целевые показатели по городу Шу.
2.2. Требования экологического законодательства к организации рациональной и экологически безопасной системы управления коммунальными отходами
2.2.1. Компетенция местных исполнительных органов в управлении коммунальными отходами
Основными документами, устанавливающими требования к коммунальным отходам, являются ЭК РК , принятый в 2021 году, Правила управления коммунальными отходами, Требования к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащим обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности, Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов Жамбылской области.
В рамках реализации государственной политики в области управления коммунальными отходами в соответствии с экологическим законодательством выделены ключевые направления и основные полномочия МИО (таблица 8).
Таблица 8. Компетенции МИО, установленные экологическим законодательством
2.2.2. Требования и обязательства других субъектов в системе управления коммунальными отходами
Требования и обязательства МВО в системе управления коммунальными отходами:
1)Подача уведомления о начале осуществления деятельности в МЭГиПР РК;
2)Использование специально оборудованных транспортных средств;
3)Оборудование транспортных средств спутниковыми навигационными системами;
4)Заключение договоров с собственниками ТБО (публичные договоры при централизованной системе с населением);
5)Заключение договоров с субъектами предпринимательства, осуществляющими переработку или захоронение ТБО;
6)Определение отдельной периодичности вывоза для раздельно собранных отходов (фракции, вида) отходов;
7)Организация ремонта и замены непригодных к дальнейшему использованию контейнеров, и меры по обеспечению мойки и дезинфекции контейнеров и контейнерных площадок;
8)Уборка просыпавшегося мусора при выгрузке контейнеров для раздельного сбора отходов в специализированную технику.
Требования и обязательства населения и юридических лиц в системе управления коммунальными отходами:
1)Пользование централизованной системой сбора отходов на основании публичных договоров;
2)Обеспечение разделения отходов по видам или группам, в соответствии с созданными условиями для раздельного сбора отходов;
3)Самостоятельный вывоз строительных отходов и КГО в специальные места, организованные МИО;
4)Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях, при пользовании централизованной системой сбора отходов, заключить договоры с МВО, обслуживающими определенные МИО участки, то есть выигравшими конкурс;
5)Обязанность юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность в отдельно стоящих зданиях , не относящихся к централизованной системе сбора отходов, заключить договор с МВО, которые подали уведомление о начале деятельности и включенным в реестр разрешений и уведомлений МЭГиПР РК;
6)Обязанность юридических лиц и ИП при самостоятельном вывозе ТБО иметь договоры с субъектами предпринимательства, осуществляющими переработку или захоронение ТБО.
Требования для объединений собственников квартир и управляющих компании в системе управления коммунальными отходами:
1)Содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО, а также прилегающей к ним территории юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (объединения собственников имущества, управляющие компании, обслуживающие организации и др.), на территории которых находятся контейнерные площадки;
2)Обеспечение в зимнее время года организации очистки от снега и наледи подходов и подъездов к контейнерам с целью создания условий для населения и работы специализированных транспортных средств.
Требования к полигонам по захоронению отходов:
1)Запрет на захоронение отходов пластика, макулатуры, картона и отходов бумаги, РСО, стеклянной тары, стеклобоя, ОЭЭО, литиевых и свинцово-кислотных батарей, строительных, медицинских, пищевых и жидких отходов, отходов, которые не удовлетворяют критериям приема;
2)Запрет захоронения ТБО без их предварительной сортировки;
3)Обеспечение уменьшения количества и опасных свойств отходов, предназначенных для захоронения на полигоне, до их поступления на полигон;
4)Запрет складирования отходов вне специально установленных мест, предназначенных для их накопления или захоронения;
5)Запрет смешивания отходов в целях выполнения критериев приема;
6) Необходимость принятия мер оператором полигона по уменьшению выбросов метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и установки систем сбора и утилизации свалочного газа;
7)Наличие на полигонах ТБО системы для сбора и отведения фильтрата и свалочного газа, системы мониторинга выбросов (свалочного газа);
8)Наличие на полигоне системы мониторинга фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду;
9)Запрет эксплуатации полигона ТБО, на котором не обеспечивается выполнение требований ЭК РК.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
3.1. Цель и задачи
Целью Программы является совершенствование системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан и повышение качества предоставляемых услуг по сбору и вывозу отходов для населения города Шу.
Задачи Программы:
1. Дальнейшее развитие системы сбора и транспортировки коммунальных отходов для обеспечения полного охвата населения города услугами по сбору и вывозу отходов;
2. Совершенствование системы раздельного сбора отходов;
3. Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов, включая специфические (пищевые, строительные и крупногабаритные отходы, ОЭЭО и пр.);
4. Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;
5. Повышение культуры и информированности населения по вопросам обращения с коммунальными отходами и усиление взаимодействия всех заинтересованных сторон.
3.2. Целевые показатели
В рамках настоящей Программы установлены целевые показатели по совершенствованию системы управления коммунальными отходами г. Шу (таблица 9). В Приложении 1 представлена Методика определения показателей, установленных настоящей Программой, с целью обеспечения единого подхода к мониторингу показателей Программы.
Таблица 9. Целевые показатели по совершенствованию системы охвата населения сбором и вывозом, переработкой и захоронения отходов г. Шу 2024-2028 гг.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ
4.1. Меры по дальнейшему развитию системы сбора и транспортировки коммунальных отходов для обеспечения полного охвата населения города услугами по сбору и вывозу отходов;
Для дальнейшего развития системы сбора и транспортировки коммунальных отходов необходимо выполнение следующих мер:
охват населения г. Шу услугами по сбору и вывозу отходов;
заключение долгосрочных контрактов и проведение конкурсов на конкурентной основе;
утверждение экономически обоснованных тарифов;
повышение собираемости тарифа;
приведение в соответствие с санитарными нормами контейнерных площадок для сбора отходов. Замена и установка новых контейнеров в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов. Обновление парка мусоровозов и другой необходимой техники.
Охват населения услугами по сбору и вывозу отходов
Охват населения г. Шу услугами по сбору и транспортировке отходов обеспечивается за счет полного охвата услугами не только физических, но и юридических лиц. Необходимо проведения осведомительной работы с юридическими лицами, осуществляющими деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях (если нет контейнеров), по заключению договоров на услуги по сбору и вывозу ТБО с МВО, определенными МИО для обслуживания данных участков.
Заключение долгосрочных контрактов и проведение конкурсов на конкурентной основе
Для повышения качества услуг по сбору и вывозу ТБО необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе.
При проведении конкурса (тендера) по определению участников рынка, МИО будут устанавливать требования для МВО в соответствии с ЭК РК и Правилами управления коммунальными отходами. Сбором и транспортировкой ТБО должны заниматься специализированные предприятия, деятельность которых должна соответствовать требованиям экологического законодательства РК.
Одно из основных требований при выборе МВО - присутствие компании по сбору и вывозу ТБО в реестре МЭГиПР РК, то есть подача уведомления о начале осуществления деятельности. Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов, обязаны подать уведомление о начале деятельности в МЭГиПР РК согласно Закону РК "О разрешениях и уведомлениях". МВО, которые не соответствуют уведомительному порядку, не могут участвовать в конкурсе и оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО, так как осуществление деятельности по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов без уведомления МЭГиПР РК запрещается.
Если компания также осуществляет обращение с опасными отходами, то необходимо иметь лицензию.
Утверждение экономически обоснованных тарифов
Устанавливаемые тарифы должны покрывать расходы специализированных организаций на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение отходов с учетом современных реалий и инфляционных процессов.
Своевременный пересмотр, индексация и утверждение экономически обоснованных тарифов позволит обеспечить качественную работу специализированных организаций по сбору и вывозу отходов, что благоприятно отразится на экологической ситуации города и здоровье населения.
Повышение собираемости тарифа на сбор, вывоз, переработку и захоронение ТБО и своевременной оплаты населением
Необходимо усиление взаимодействия МИО со специализированными организациями в отношении доступа к сведениям о регистрации населения.
При регистрации граждан по месту жительства, временного пребывания (проживания) сведения о новом адресе регистрации передаются в режиме реального времени из информационной системы МВД в Государственную базу данных "Физические лица" (администратор – МЮ РК), которая является эталонным банком данных и доступ к которой обеспечен всем государственным и местным исполнительным органам (акиматы) РК.
В рамках данной интеграции МИО будут предоставлять МВО сведения о количестве зарегистрированных граждан по адресу в обезличенном виде (без передачи персональных данных), что позволит корректно начислять платежи за сбор, вывоз, переработку и захоронение ТБО.
Приведение в соответствие с санитарными нормами контейнерных площадок, замена и установка новых контейнеров в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов
Система сбора и транспортировки коммунальных отходов в зависимости от типа застройки будет организована следующим образом:
В районах многоэтажной застройки:
оборудовать контейнерные площадки в жилых зонах;
установить стандартные контейнеры;
для вывоза отходов использовать мусоровозы с системой прессования для увеличения плотности собираемых отходов.
В районах индивидуальной застройки:
установить индивидуальные контейнеры;
для вывоза отходов использовать мусоровозы с большим объемом и высокой компрессионной способностью.
Для приведения в соответствие с санитарными нормами КП будут выполнены следующие мероприятия:
На территории домовладений, организаций, культурно-массовых учреждений, зон отдыха выделить специальные площадки для размещения контейнеров для сбора отходов с подъездами для транспорта. Площадку устраивать с твердым покрытием и ограждать с трех сторон на высоту, исключающей возможность распространения (разноса) отходов ветром, но не менее 1,5 м.
Контейнерную площадку размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых и общественных зданий, детских объектов, спортивных площадок и мест отдыха населения. В районах сложившейся застройки, при отсутствии возможности соблюдения санитарных разрывов, расстояния устанавливаются комиссионно с участием МИО, территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, собственников объектов и других заинтересованных лиц.
Вывоз коммунальных отходов будет осуществляться по графику.
Для минимизации затрат на транспортировку коммунальных отходов принимается минимальная частота вывоза отходов, соответствующая при этом установленным санитарным и природоохранным требованиям.
При установлении частоты вывоза следует принимать во внимание объемы образования коммунальных отходов, их морфологический состав, тип и количество применяемых для сбора контейнеров (при сборе посредством контейнеров).
Для каждой категории (фракции, вида) отходов при раздельном сборе определяется своя периодичность вывоза.
Сроки хранения отходов в контейнерах при температуре 0оС и ниже – не более трех суток, при плюсовой температуре - не более суток.
Замена и установка новых контейнеров проводится в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов и сроков их хранения. При обновлении контейнеров планируется закупить современные евроконтейнеры.
Отходы пластика, бумаги и картона транспортируются всеми видами транспорта. Отходы стеклянной тары транспортируются любыми видами транспорта с принятием мер, направленных на исключение повреждения. При транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклянной тары следует принимать меры, обеспечивающие их сохранность, защиту от механических воздействий.
Необходимо, доукомплектовать парк контейнеров, сделать ремонт контейнерных площадок и приведение их в соответствие санитарным нормам и требованиям законодательства.
Необходимо также доукомплектовать/обновить парк мусоровозов, используемых МВО.
Обновление парка мусоровозов будет осуществляться за счет средств МВО и частных инвестиций.
4.2. Меры по совершенствованию системы раздельного сбора отходов
Для совершенствования системы раздельного сбора необходимо выполнение следующих мер:
-обеспечение установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечение раздельного вывоза вторичного сырья;
-организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов;
-организация специальных мест и определения специализированной компании для транспортировки КГО и строительных отходов, образующихся у населения.
Обеспечение установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечение раздельного вывоза вторичного сырья.
Согласно Требованиям к раздельному сбору отходов (приказ и.о. МЭГПР РК от 2 декабря 2021 года № 482, пункт 8) МИО обеспечивают:
- установку необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.
На КП, как минимум, отходы должны разделяться на сухую и мокрую фракции. Сухая фракция состоит из бумаги, картона, металла, пластика и стекла. Мокрая фракция состоит из пищевых отходов, органики, смешанных отходов и отходов по характеру и составу, схожим с отходами домашних хозяйств и пр.
При проведении анализа выявлено, что не на всех КП установлены контейнеры для сухой фракции.
Для внедрения раздельного сбора пластика, бумаги и стекла на всех КП будут установлены контейнеры для сухой фракции.
Каждый контейнер для раздельного сбора отходов будет промаркирован (надпись) на казахском и русском языках, включая:
-информационную наклейку/надпись о собираемом виде (фракции) отходов;
-данные о собственнике контейнера (наименование, телефон);
-организации, обслуживающей контейнер.
В случае нанесения маркировки на цветные контейнеры, она будет выполнятся контрастным цветом.
Количество контейнеров будет рассчитано индивидуально для каждой площадки согласно объему образования и сбора, и по результатам инвентаризации и количеству проживающих лиц.
При развитии системы раздельного сбора необходимо обеспечить, чтобы отходы, подвергнутые раздельному сбору, не смешивались на всех дальнейших этапах управления отходами. Также для каждой категории (фракции, вида) отходов необходимо определить свою периодичность вывоза.
Требования по раздельному вывозу вторичного сырья будут включены в договора с МВО.
Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов
Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов будет основываться на организации конкурса на выбор подрядной организации для обеспечения раздельного сбора, транспортировки и переработки опасных видов отходов: РСО, ОЭЭО, химических источников питания, аккумуляторов у населения.
На сегодняшний день в г. Шу не налажена система сбора отходов опасных составляющих коммунальных отходов (ОЭЭО, химических источников питания, аккумуляторов) у населения, кроме частичного сбора РСО.
Данные виды отходов в общем потоке ТБО попадают на полигон, загрязняют почву, воду и воздух токсинами, тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязнителями, нанося тем самым существенный вред здоровью людей и окружающей среде
Согласно пункт 6 статьи 365 ЭК РК опасные составляющие коммунальных отходов должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям.
Для выполнения требований экологического законодательства МИО необходимо организовать систему сбора опасных составляющих коммунальных отходов у населения в соответствии с требованиями экологического законодательства и национальных стандартов посредством проведения конкурса (тендера) для определения подрядной организации для оказания услуг раздельного сбора, транспортировки и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.
Ртутьсодержащие отходы
Для организации системы сбора РСО у населения согласно требованиям СТ РК 1513 Ресурсосбережение. Обращение с отходами на всех этапах технологического цикла. Классификация и методы переработки РСО. Основные положения МИО осуществляют:
– контроль за установкой и обслуживанием специальных универсальных контейнеров, устанавливаемых для сбора РСО, образовывавшихся у населения;
– контроль и организацию деятельности органов управления объектом кондоминиума, которые обязаны обеспечивать меры по сохранности специальных универсальных контейнеров, осуществлять взаимодействие со специализированным предприятием, обслуживающим контейнера, обеспечивать свободный доступ к ним, вести разъяснительную работу с жильцами, не допускать складирование в контейнер посторонних предметов, наклеивание на контейнер посторонних реклам, объявлений и т.д.;
– организацию переработки ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, находившихся в употреблении у населения путем выделения средств для приобретения работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО.
Приобретение работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО МИО будет проводить посредством конкурса (тендера) в соответствии с ЭК РК, Главой 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и Правилами управления коммунальными отходами.
Электронное и электрическое оборудование
Согласно СТ РК 3753-2021 "Ресурсосбережение. Обращение на всех этапах жизненного цикла с отходами электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. Требования безопасности" МИО должны способствовать созданию инфраструктуры, которая позволяет собственникам отходов передавать ОЭЭО производителям ЭЭО или субъектам предпринимательства в сфере управления ОЭЭО, принимая во внимание плотность населения, в том числе посредством выделения земельных участков под размещение объектов по сбору, накоплению и переработке ОЭЭО, включая контейнерные площадки и стационарные пункты приема ОЭЭО.
МИО должны обеспечить организацию системы ремонта, восстановления ЭЭО, а также раздельного сбора и переработки ОЭЭО от собственников отходов, в том числе посредством создания передвижных пунктов приема ОЭЭО.
МИО должны принимать меры, направленные на увеличение доли раздельного сбора ОЭЭО от населения, включая, но не ограничиваясь проведением информационных кампаний, конкурсов, лекций.
Для организации системы сбора опасных составляющих коммунальных отходов у населения необходимо принятие следующих мер:
создание стационарных или передвижных пунктов/точек сбора опасных бытовых отходов, таких как батарейки, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрическое оборудование;
обеспечение информирования населения об организованных пунктах приема отходов и пропаганды безопасного обращения с ними;
укрепление сотрудничества с АО "Жасыл Даму", осуществляющим функции оператора расширенной ответственности производителя с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию отходов.
Для опасных составляющих коммунальных отходов будут предусмотрены стационарные пункты приема опасных бытовых отходов, таких как батарейки, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрическое оборудование. Пункты приема могут быть созданы в магазинах (отделах магазинов, торговых точках), осуществляющих реализацию указанных товаров. Прием батареек и ртутных ламп можно организовать на территории объединений собственников квартир.
При определении места расположения и количества стационарных пунктов приема ламп должны учитываться их доступность и удобство для населения. Стационарные пункты сбора ртутьсодержащих ламп будут оборудованы отдельным входом, недоступным для посторонних лиц, обеспечены необходимым количеством специальных контейнеров, предназначенных для сбора ламп и иметь необходимые соответствующие заключения и разрешения.
Внедрение раздельного сбора опасных составляющих коммунальных отходов и создание пунктов вторичного сырья позволит достичь целевой показатель по раздельному сбору.
Раздельный сбор и восстановление опасных составляющих коммунальных отходов у юридических лиц
Опасные оставляющие коммунальных отходов образующиеся у юридических лиц вне зависимости от вида деятельности, также должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным организациям (предприятиям) в соответствии с пунктом 6 статьи 365 ЭК РК.
Необходимо проводить информационную работу с субъектами малого и среднего бизнеса для определения ими добросовестных и соответствующих требованиям законодательства специализированных предприятий по сбору и восстановлению опасных составляющих отходов.
Также необходимо укрепление потенциала специализированных предприятий по учету собранных и восстановленных отходов с целью отслеживания статистики.
Организация специальных мест и определение специализированной компании для транспортировки КГО и строительных отходов, образующихся у населения
Согласно пункту 19 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 МИО организуют место площадью не менее 12 м2 с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).
Физические и юридические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, согласно пункту 17 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 производят самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные места, организованные местными исполнительными органами.
Согласно правилам благоустройства установлено, что вывоз крупногабаритного мусора (отходов) производится самими предприятиями, учреждениями и физическими лицами, либо мусоровывозящими предприятиями на основании договора.
Так как плата за вывоз КГО не включена в тариф на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, необходимо отдельно определить компанию по сбору и вывозу КГО и строительных отходов.
Для определения организации по транспортировке КГО и строительных отходов от населения МИО необходимо организовать конкурс (тендер) на сбор и вывоз КГО и строительных отходов от населения за счет местного бюджета согласно закону Республики Казахстан "О государственных закупках".
Акиматам города будет определена организация, которая будет вывозить крупногабаритные и строительные отходы. Условия взаимодействия будут установлены технической спецификации к типовому договору. Необходимо, чтобы вывозящая компания соответствовала уведомительному порядку и входила в реестр МЭГиПР РК.
На специально организованных местах сбор строительных отходов можно осуществлять одним из следующих способов: сбор в сменные бункеры и последующий вывоз автомобилями с системой мультилифт; сбор в мешки с последующей их загрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль; складирование отходов навалом с последующей перегрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль.
4.3. Меры по развитию системы переработки и утилизации коммунальных отходов, включая специфические (пищевые, строительные и крупногабаритные отходы, ОЭЭО и пр.)
Для развития системы переработки и утилизации отходов необходимо выполнение следующих мероприятий:
увеличение доли сбора вторичного сырья у населения и у юридических лиц от объема образования отходов по отдельным категориям: вторичного сырья (пластика, бумаги и стекла); строительных отходов; крупногабаритных отходов; опасных составляющих коммунальных отходов;
усиление взаимодействия со специализированными предприятиями по восстановлению отходов, которые осуществляют деятельность на территории Жамбылской области.
Мероприятия по увеличению доли сбора вторичного сырья по системе раздельного сбора отходов указаны в пункте 4.2.
Для увеличения доли переработки отходов будут ускорены действия по согласованию проектной документации на мусоросортировочный комплекс, выделению земельного участка для строительства и введения в эксплуатацию сортировочной линии.
Для увеличения доли переработки отходов необходимо раздельно собранные фракции или отсортированное на МСК вторичное сырье перерабатывать на существующих специализированных предприятиях в регионе, при отсутствии направлять в другие регионы или страны.
В последующем предлагается организовать и рассмотреть возможности переработки полученного сырья до готовой продукции. Установки для переработки в настоящее время предлагаются поставщиками из стран СНГ в широком ассортименте и по приемлемым ценам.
Вторичное сырье (бумага, картон, пластик, стекло и др.) будут передаваться на специализированные предприятия для дальнейшей переработки и производства готовой продукции.
Восстановление отходов бумаги и картона осуществляется физическими, химическими и другими способами для производства новых изделий (бумаги и картона, эковаты, строительных материалов).
Восстановление отходов пластика осуществляются специализированными организациями с применением технологий и оборудования, которые обеспечивают экологическую безопасность технологических процессов;
Восстановление отходов стеклянной тары осуществляется с условием соблюдения требований безопасности для окружающей среды:
подготовка отходов стеклянной тары для повторного использования (сортировка, мойка, обработка);
механическими и термическими методами с производством новой продукции (стекловата, стеклянная тара, стекловолокно, плитки и другие);
Опасные составляющие коммунальных отходов будут направлены для утилизации в специализированные предприятия для опасных отходов.
Пищевые отходы
Отдельно собранные биологически разлагаемые фракции ТБО, в основном пищевые и органические отходы, необходимо перерабатывать аэробным или анаэробным методом. Также будет рассмотрена возможность переработки данных отходов совместно с илом канализационно-очистных станции. На сегодняшний день существуют различные технологии утилизации и переработки органических отходов, в числе которых: получение биогаза, компостирование и другие.
К естественному методу разложения ТБО относится компостирование. Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении.
Компостирование органических отходов может происходить как непосредственно в домашних хозяйствах, так и централизованно. Непосредственно в домашних хозяйствах компостирование происходит либо просто в компостных ямах, либо с применением специальных компостирующих аппаратов. При централизованном компостировании потребители обеспечивают раздельный сбор органики, которая затем вывозится на специально оборудованные площадки либо к силосным башням, где и происходит закладка компоста. Впоследствии такой компост используют для нужд сельского хозяйства. В организациях и учреждениях (например, в школах), где образуется достаточно большое количество биоразлагаемых отходов и имеется подсобное хозяйство, компостирование может производиться в индивидуальном порядке.
Крупногабаритные и строительные отходы
Из крупногабаритных отходов на пунктах сбора необходимо извлекать опасные фракции, затем направлять в специализированные организации на переработку и/или утилизацию.
Смешанные строительные отходы следует сортировать с извлечением вторичного сырья и опасных компонентов на месте их сбора. Отдельно следует сортировать: древесину; бумагу и картон; металл (раздельно черные и цветные металлы); минеральные отходы (камень, строительный камень и кирпич, штукатурка, бетон, гипс, листовое стекло и т.д.); железобетонные и бетонные детали.
Для переработки крупногабаритных строительных отходов используются дробильно-сортировочные комплексы.
К опасным строительным отходам относятся:
1) отходы, содержащие асбест – шифер или этернит, асбестоцементные плиты, асбестоцементные трубы, изоляционные материалы и т.п.;
2) отходы красок, лаков, клеев, смол, в том числе содержавшая их пустая тара и материалы, пропитанные названными отходами и т.п.;
3) отходы, содержащие нефтепродукты - толь, пропитанные изоляционные материалы, содержащий смолы асфальт и т.п.;
4) загрязненная почва.
Опасные строительные отходы собираются отдельно и передаются в специализированные компании на дальнейшую переработку и/или утилизацию.
Захоронение коммунальных отходов после сортировки, которые не подлежат дальнейшей переработке, осуществляется на полигоне ТБО.
4.4. Меры по обеспечению безопасного захоронения коммунальных отходов
Для обеспечения безопасного захоронения коммунальных отходов необходимо выполнение следующих мероприятий:
выявление и ликвидация несанкционированных свалок.
Захоронение коммунальных отходов (ТБО) после сортировки, которые не подлежат дальнейшей переработке.
Существующая общепринятая методика обезвреживания свалки, включает следующие этапы: определение степени опасности свалки; оценка альтернативных вариантов; разработка технологии обезвреживания и рекультивации.
Технические решения по рекультивации несанкционированных свалок принимаются в зависимости от функционального назначения и использования территории после рекультивации.
Основой мерой по предотвращению образования новых свалок является 100% охват населения города Шу услугами по сбору и транспортировке отходов к 2025 году и профилактическая работа с субъектами малого и среднего бизнеса по безопасному обращению с отходами.
4.5. Меры по повышению информированности населения по вопросам обращения с коммунальными отходами и усилению взаимодействия всех заинтересованных сторон
Для эффективного функционирования Программы важны осведомленность и поддержка населения. Повышение осведомленности общественности – это долгосрочный процесс, который необходимо проводить на постоянной основе.
МИО будет играть ключевую роль в повышении осведомленности населения, распространении информации и поддержке инициатив по предотвращению отходов, а также создании соответствующих условий (например, создание специальных мест для крупногабаритных отходов, ОЭЭО, строительных отходов).
В местных газетах и журналах предлагается разместить статьи, направленные на ознакомление общественности о проблеме, связанной с управлением отходами, и с требованиями, по правильному обращению с отходами.
Рекомендуется работниками специализированных организаций по сбору и вывозу ТБО периодически проводить экологические акции, разъясняющие порядок сортировки отходов на дому и раздельное складирование в контейнеры для пластика, стекла, картон и отходы бумаги. Подобные акции обычно проводят как во дворах, где уже установлены контейнеры для раздельного сбора, так и в тех местах, где их еще нет. При этом ведутся детальные разъяснения жителям о негативных последствиях воздействия ТБО, находящихся в смешанном состоянии на полигоне, на окружающую среду и необходимости внедрении раздельного сбора отходов. Хороший эффект дает также распространение среди населения красочных листовок с разъяснениями о внедряемой системе сортировки отходов.
Первоочередное внимание будет сосредоточено на ключевых группах заинтересованной общественности:
население (работающее и неработающее (домохозяйки, пенсионеры, дети);
учителя, волонтеры, группы активистов и негосударственные организации.
Мероприятия по информированию общественности будут предусмотрены в плане информационной работы с населением по обращению с отходами и будут включать:
публикации в местных газетах;
информационные материалы о вторичном использовании материальных ресурсов для распространения в школах, среди широкой общественности;
брошюры о домашнем компостировании пищевых отходов;
организацию ознакомительных визитов на полигоны для школьников и студентов;
Переработка отходов развивается там, где есть содействие МИО инициативам бизнеса по раздельному сбору и переработки ТБО. Будут проведены различные встречи, круглые столы по взаимодействию МИО и бизнеса, а также других заинтересованных сторон для обсуждения предложений в сфере управления отходами, установки пунктов приема вторичного сырья и контейнеров и пр.
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения целей и выполнения задач разработан План мероприятий по реализации Программы, который приведен в Приложении 2.
План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны сроки и ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.
Корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей настоящей Программы определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.
По результатам мониторинга Отдел ЖКХ выносит решения, нацеленные на:
1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;
2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
Отдел ЖКХ как заказчик Программы осуществляет следующие функции:
1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории города Шу, координируя действия всех исполнителей Программы;
2) взаимодействует с Акиматом Жамбылской области по финансовым затратам на реализацию Программы за счет бюджетных средств;
3) осуществляет взаимодействие с субъектами по сбору и вывозу коммунальных отходов, государственными учреждениями, социальными объектами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по вопросам реализации мероприятий Программы;
4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения на заседаниях Общественного совета;
5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;
6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;
7) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте акимата города Шу.
Исполнителями Программы являются: Акимат области, города и районов; Маслихат; субъекты по сбору, вывозу, восстановлению и захоронению коммунальных отходов: государственные учреждения, социальные объекты, юридические лица, индивидуальные предприниматели, НПО и пр. заинтересованные стороны.
6. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией Программы по управлению коммунальными отходами осуществляется руководством Отдела ЖКХ.
Мониторинг Программы осуществляется путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.
Мониторинг Программы будет осуществляться один раз в год по итогам предыдущего года.
Программа и отчеты по ее реализации будут доступны общественности путем размещения на общедоступном Интернет-ресурсе.
7. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Финансирование Программы и мероприятий может осуществляться за счет:
государственного и местного бюджета,
частных инвестиций,
средства РОП,
средства международных финансовых организаций,
кредитов банков второго уровня и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Финансовые затраты на реализацию представленной Программы и выполнение намеченных природоохранных мероприятий планируется осуществлять согласно статье 29 ЭК РК за счет бюджетных средств. Данный механизм позволяет использовать средства в объеме не менее суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступивших в местный бюджет в течение трех лет, предшествовавших году разработки и утверждения данного плана мероприятий.
Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируется включить в План мероприятий по охране окружающей среды г. Шу, который разрабатывается Акиматом района на трехлетнюю перспективу, исходя из типового перечня мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренного приложением 4 к ЭК РК, в который включены:
- внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов, в том числе бесхозяйных;
- строительство, реконструкция заводов, цехов и производств, приобретение и эксплуатация установок:
- полигонов для складирования любых видов отходов;
- по сбору, транспортировке, переработке, сортировке, утилизации и захоронению отходов;
- по сбору и переработке вторичных материальных ресурсов;
- по получению сырья или готовой продукции, связанных с извлечением полезных компонентов из отходов (переработкой хвостов обогащения, вскрышных и вмещающих пород, золошлаков, металлургических шлаков, техногенных минеральных образований);
- реконструкция, модернизация оборудования и технологических процессов, направленных на минимизацию объемов образования и размещения отходов.
8. ОЖИДАЕМЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Реализация Программы улучшит экологическую ситуацию г. Шу и повысит целевые показатели города и деятельности МИО в сфере управления коммунальными отходами.
В процессе реализации Программы будут достигнуты следующие ключевые результаты:
приведение в соответствие системы управления коммунальными отходами требованиям законодательства РК;
100% охват сбором и вывозом коммунальных отходов;
внедрение раздельного сбора у источника образования;
строительство мусоросортировочного оборудования;
развитие переработки органических, крупногабаритных и строительных отходов;
увеличение уровня осведомленности и повышение культуры населения г. Шу о правильном обращении с коммунальными отходами.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий в рамках настоящей Программы повысит качество предоставляемых услуг в сфере обращения с коммунальными отходами в г. Шу, увеличит количество сбора, сортировки и переработки ТБО и позволит минимизировать негативное влияние отходов на окружающую среду, соответственно, повысит целевые показатели города. В целом, Программа будет способствовать существенному улучшению качества и условий жизни граждан г. Шу.
Приложение 1 |
Методика определения показателей Программы по управлению коммунальными отходами города Шу на 2024-2028 гг.
Приложение 2 |