Сноска.
В тексте после слова "Глава" цифры "I - VI" заменены соответственно цифрами "1 - 6" - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.);
по тексту:
слова "военным комиссариатам", "военные комиссариаты", "военного комиссариата", "военного комиссара" заменены словами "местным органам военного управления", "местные органы военного управления", "местного органа военного управления", "руководителя местного органа военного управления";
слова "в период мобилизации и в военное время", "на период мобилизации и на военное время" заменены словами "в период мобилизации, военного положения и в военное время", ", по мобилизации, военному положению и в военное время" - от 7 июля 2006 года № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан.
Сноска. Преамбула в редакции Закона РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) мобилизационный план административно-территориальной единицы – совокупность документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий акиматами области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) для выполнения мобилизационного задания;
2) бронирование военнообязанных – закрепление трудовых ресурсов за государственными органами и организациями для обеспечения их бесперебойной работы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
3) военно-экономические учения – форма подготовки государственных органов, организаций, административно-территориальных единиц, населения и Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов к функционированию государства в период мобилизации, военного положения и в военное время;
4) мобилизация – комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация);
5) оценка мобилизационной готовности – определение степени соответствия уровня подготовленности государственных органов и организаций нормативам и требованиям мобилизационной подготовки и мобилизации, установленным законодательством Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) мобилизационная подготовка – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и направленных на устойчивое управление государством в военное время, организованный перевод экономики страны на обеспечение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов и населения Республики Казахстан, вооруженную защиту и оборону страны, обеспечение функционирования административно-территориальных единиц в период мобилизации, военного положения и в военное время;
7) уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки - государственный орган, осуществляющий формирование государственной политики в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
8) мобилизационные мощности – производственные площади, технологическое оборудование, инженерно-техническая и иная документация, предназначенные для выполнения мобилизационных заказов;
9) мобилизационный резерв – запас материальных ценностей по ограниченной номенклатуре, являющийся составной частью государственного материального резерва, необходимый для выполнения мобилизационного заказа при мобилизации, военном положении и в военное время, принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и их последствий, оказания гуманитарной помощи в мирное время, а также материально-технические средства специальных формирований;
10) мобилизационное задание – задание государственным органам на выполнение мероприятий, направленных на решение задач по обеспечению устойчивого функционирования государства в период мобилизации, военного положения и в военное время;
11) мобилизационный заказ – государственный заказ организациям на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг определенной номенклатуры, их количество и качество, создание специальных формирований в период мобилизации, военного положения и в военное время;
12) командно-штабные учения – форма совместной подготовки руководящего состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, административно-территориальных единиц к согласованной деятельности по их управлению в период мобилизации, военного положения и в военное время;
13) мобилизационный план Республики Казахстан – составная часть плана обороны Республики Казахстан, направленная на реализацию мер по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, перевод экономики, государственных органов, организаций, административно-территориальных единиц и населения Республики Казахстан на режим деятельности в период мобилизации, военного положения и военное время путем выполнения мобилизационных заданий или мобилизационных заказов, а также иных мероприятий по мобилизационной подготовке;
14) мобилизационный план государственного органа – совокупность документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий государственным органом для выполнения мобилизационного задания;
15) план производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на соответствующий период – план, устанавливающий мобилизационные заказы организациям для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, населения Республики Казахстан и функционирования административно-территориальных единиц в период мобилизации, военного положения и в военное время;
16) временный перегрузочный район – участок местности, на котором осуществляется перегрузка войск и воинских грузов с одного вида транспорта на другой;
17) мобилизационный план организации – совокупность документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий организацией для выполнения мобилизационных заказов.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Сноска. Заголовок статьи 2 с изменением, внесенным Законом РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Законодательство Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 3. Основные принципы мобилизационной подготовки и мобилизации
Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
1) обязательность проведения мобилизационной подготовки;
2) централизованное руководство организацией и проведением планируемых мероприятий;
3) заблаговременность, плановость и обеспеченность, намечаемых мероприятий;
4) комплексность и взаимосогласованность отраслевых и территориальных мероприятий;
5) постоянный контроль за организацией и проведением мероприятий.
Сноска. В статью 3 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).Статья 4. Содержание мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
Мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации включают:
1) разработку и принятие нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) подготовку территории, экономики Республики Казахстан и определение условий работы государственных органов, организаций в период мобилизации, военного положения и в военное время;
3) подготовку населения, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан к мобилизации, военному положению и военному времени;
4) подготовку граждан по военно-учетным специальностям для укомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан к мобилизации;
5) бронирование военнообязанных;
6) разработку мобилизационных планов Республики Казахстан, государственных органов, административно-территориальных единиц, организаций;
7) создание и сохранение страхового фонда технической документации на изделия вооружения и военной техники, важнейшую гражданскую продукцию, а также проектной документации на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
8) подготовку специальных формирований и техники, предназначенных при объявлении мобилизации к поставке в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные органы Республики Казахстан, а также в организации, выполняющие мобилизационные заказы;
9) проведение военно-экономических и командно-штабных учений;
10) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва;
11) оценку мобилизационной готовности Республики Казахстан;
12) повышение квалификации работников мобилизационных органов;
13) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
14) перевод государственных органов и организаций на военное положение и военное время;
15) проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов;
16) перевод экономики, организаций на военное положение, включая передачу сил и средств в состав Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан;
17) международное сотрудничество в интересах решения задач мобилизационной подготовки и мобилизации;
18) создание и содержание мобилизационных органов;
19) планирование мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
20) организацию территориальной обороны;
21) проведение мероприятий Гражданской обороны;
22) финансовое обеспечение мобилизационных мероприятий.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 2. Полномочия Президента Республики Казахстан
и государственных органов в области
мобилизационной подготовки и мобилизации
Статья 5. Полномочия Президента Республики Казахстан
Президент Республики Казахстан:
1) издает указы, распоряжения по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
1-1) определяет основные направления государственной политики в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры (соглашения) о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) в случае агрессии против Республики Казахстан либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент республики;
4) вводит в действие нормативные правовые акты, устанавливающие режим работы государственных органов, организаций в период мобилизации, военного положения и в военное время, а также прекращает их действие;
4-1) исключен Законом РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);4-2) утверждает правила мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан;
4-3) утверждает правила оценки мобилизационной готовности государственных органов, организаций, имеющих мобилизационные задания и мобилизационные заказы;
4-4) утверждает порядок оповещения о мобилизации;
5) рассматривает ежегодный доклад Правительства Республики Казахстан о мобилизационной готовности республики;
6) обеспечивает функционирование государства в военное время;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6. Полномочия Парламента Республики Казахстан
Парламент Республики Казахстан:
1) принимает законы и постановления по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) утверждает, вносит изменения и дополнения в республиканский бюджет в части финансирования мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) ратифицирует и денонсирует международные договоры (соглашения) Республики Казахстан о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) принимает решения по вопросам войны и мира.
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) осуществляет руководство по организации деятельности государственных органов в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) исключен Законом РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);3) организует разработку и выполнение мобилизационного плана Республики Казахстан;
4) устанавливает порядок выполнения организациями мобилизационных заказов, предусмотренных мобилизационным планом Республики Казахстан;
5) (исключен)6) (исключен)
7) организует разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки, а также подлежащих принятию с объявлением мобилизации, военного положения и в военное время;
7-1) определяет порядок и принимает решение о снятии, передаче мобилизационных заказов при банкротстве, ликвидации, реорганизации и изменении профиля работы организаций;
7-2) утверждает нормы снабжения населения Республики Казахстан в военное время;
7-3) утверждает порядок организации питания и торговли в военное время;
8) вырабатывает меры и организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах (соглашениях) Республики Казахстан о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
9) ведет межправительственные переговоры по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
10) (исключен - от 7 июля 2006 года N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования);11) (исключен - от 7 июля 2006 года N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования);
12) ежегодно докладывает Президенту Республики Казахстан о мобилизационной готовности Республики Казахстан;
12-1) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13) при объявлении мобилизации организует выполнение и контроль за проведением мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов и решений о переводе экономики Республики Казахстан на режим военного положения;
14) устанавливает задания местным исполнительным органам областей (городов республиканского значения, столицы) по обеспечению территориальной обороны, оперативному оборудованию территорий и проведению мероприятий по Гражданской обороне;
15) образует Республиканскую комиссию по бронированию военнообязанных и утверждает правила бронирования военнообязанных;
16) организует проведение военно-экономических и командно-штабных учений;
17) исключен Законом РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);18) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда технической документации на изделия вооружения и военной техники, важнейшую гражданскую продукцию, а также проектной документации на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
19) исключен Законом РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования);
20) утверждает правила организации временных перегрузочных районов и схему их дислокации;
21) утверждает план производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на соответствующий период, предусмотренный мобилизационным планом Республики Казахстан;
21-1) утверждает правила использования материальных ценностей государственного материального резерва в период мобилизации, военного положения и в военное время;
21-2) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой в Республике Казахстан;
22) определяет порядок возмещения государством стоимости реквизированного, а также предоставленного для нужд обороны имущества физических и юридических лиц;
23) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).24) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
25) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 7-1. Компетенция уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки
Уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки:
1) разрабатывает с участием государственных органов мобилизационный план Республики Казахстан и план производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на соответствующий период, согласовывает мобилизационные планы государственных органов, акиматов областей, городов республиканского значения и столицы;
2) участвует в формировании предложений по номенклатуре и объемам хранения материальных ценностей государственного материального резерва;
3) координирует деятельность государственных органов в области мобилизационной подготовки;
3-1) осуществляет государственный контроль в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
5) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан о снятии и передаче установленных мобилизационных заказов при банкротстве, реорганизации, ликвидации, изменении профиля работы организаций, имеющих мобилизационные заказы, по представлениям государственных органов;
6) участвует в развитии международного сотрудничества в области мобилизационной подготовки;
7) осуществляет оценку мобилизационной готовности Республики Казахстан в порядке, установленном в правилах мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан, и ежегодно докладывает об этом Правительству Республики Казахстан;
8) разрабатывает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
8-1) проводит военно-экономические и командно-штабные учения;
8-2) утверждает типовое положение о мобилизационных органах;
8-3) утверждает правила военно-транспортной обязанности на территории Республики Казахстан на период мобилизации, военного положения и в военное время;
8-4) утверждает правила определения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов из отраслей экономики;
9) координирует работу государственных органов и организаций по бронированию военнообязанных;
9-1) координирует деятельность в сфере создания и сохранения страхового фонда технической документации на изделия вооружения и военной техники, важнейшую гражданскую продукцию, а также проектной документации на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7-1 в редакции Закона РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 8. Компетенция центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Сноска. Заголовок в редакции Закона РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Центральные исполнительные органы и государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, в пределах своей компетенции:
1) несут ответственность за мобилизационную подготовку и мобилизацию в соответствующей сфере государственного управления, а также создают работникам мобилизационных органов необходимые условия для выполнения ими возложенных на них обязанностей;
2) вносят предложения в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки по объемам финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
3) планируют, организуют и руководят мобилизационной подготовкой организаций в соответствующей сфере государственного управления, проводят оценку мобилизационной готовности организаций, имеющих мобилизационные заказы, в порядке, установленном в правилах мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан;
3-1) заключают договоры с организациями на выполнение мобилизационных заказов, вносят предложения в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки о снятии и передаче установленных мобилизационных заказов при банкротстве, реорганизации, ликвидации, изменении профиля работы организаций, имеющих мобилизационные заказы;
4) проводят во взаимодействии с местными исполнительными органами Республики Казахстан мероприятия по подготовке к выполнению мобилизационных планов;
4-1) предоставляют в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки информацию о производственных, финансовых, складских возможностях организаций для установления мобилизационных заказов;
4-2) организуют и проводят работу по бронированию военнообязанных;
5) обеспечивают соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) при объявлении мобилизации организуют и обеспечивают во взаимодействии с местными исполнительными органами Республики Казахстан проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на режим военного положения;
6-1) разрабатывают и (или) утверждают нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствующей сфере государственного управления;
6-2) разрабатывают, согласовывают с уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки и утверждают мобилизационные планы;
7) вносят в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
8) участвуют в проведении военно-экономических и командно-штабных учений;
8-1) организуют и обеспечивают деятельность специальных формирований в соответствующей сфере государственного управления для выполнения задач в интересах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, а также для обеспечения бесперебойной работы экономики и жизнедеятельности населения Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и в военное время;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Pecпублики Казахстан и Правительства Pecпублики Казахстан.
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 8-1. Компетенция Министерства обороны Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Министерство обороны Республики Казахстан:
1) осуществляет подготовку Вооруженных Сил, координирует подготовку других войск и воинских формирований, территориальных войск, военнообученного резерва, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан, к мобилизации, военному положению и военному времени;
2) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Глава 2 дополнена статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 9. Компетенция акиматов областей, городов республиканского значения, столицы, района (города областного значения) и акима района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Сноска. Заголовок статьи 9 с изменениями, внесенными законами РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Акиматы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствующих административно-территориальных единицах;
2) оказывают содействие местным органам военного управления в их работе в мирное время и при объявлении мобилизации, участвуют в проведении военно-экономических и командно-штабных учений на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
3) организуют и проводят работу по бронированию военнообязанных;
4) обеспечивают реализацию комплекса мероприятий по переводу государственных органов и организаций в пределах соответствующих административно-территориальных единиц на функционирование в период мобилизации, военного положения и в военное время;
5) организуют и обеспечивают в пределах соответствующих административно-территориальных единиц своевременное оповещение и доставку граждан, подлежащих призыву, поставку техники на сборные пункты или в воинские части и специальные государственные органы, предоставляют по решению Правительства Республики Казахстан для нужд обороны находящуюся в их управлении областную (города республиканского значения, столицы) коммунальную собственность в период мобилизации, военного положения и в военное время;
5-1) создают специальные формирования в пределах соответствующих административно-территориальных единиц и обеспечивают их деятельность для выполнения задач в интересах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, а также для обеспечения бесперебойной работы экономики и жизнедеятельности населения Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и в военное время;
6) разрабатывают, согласовывают с уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки и утверждают мобилизационные планы административно-территориальных единиц, а также проводят мероприятия по мобилизационной подготовке в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;
7) в целях мобилизационной подготовки соответствующих административно-территориальных единиц заключают договоры (контракты) с организациями на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на период мобилизации, военного положения и в военное время;
7-1) предоставляют в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки информацию о производственных, финансовых, складских возможностях организаций для установления мобилизационных заказов;
8) вносят в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки;
9) проводят совместно с государственными органами мероприятия по подготовке экономики к выполнению мобилизационных планов;
10) согласовывают мобилизационные планы акиматов районов, городов областного значения;
11) предусматривают объемы финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
11-1) проводят среди населения разъяснительную работу о порядке действий при объявлении мобилизации;
12) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
2. Акиматы района (города областного значения) в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствующих административно-территориальных единицах;
2) оказывают содействие местным органам военного управления в их работе в мирное время и при объявлении мобилизации, участвуют в проведении военно-экономических и командно-штабных учений на территории соответствующих административно- территориальных единиц;
3) организуют и проводят работу по бронированию военнообязанных;
4) обеспечивают реализацию комплекса мероприятий по переводу государственных органов и организаций в пределах соответствующих административно-территориальных единиц на функционирование в период мобилизации, военного положения и в военное время;
5) организуют и обеспечивают в пределах соответствующих административно-территориальных единиц своевременное оповещение и доставку граждан, подлежащих призыву, поставку техники на сборные пункты или в воинские части и специальные государственные органы, предоставляют по решению Правительства Республики Казахстан для нужд обороны находящуюся в их управлении районную (города областного значения) коммунальную собственность в период мобилизации, военного положения и в военное время;
6) разрабатывают, согласовывают с акиматами областей, городов республиканского значения, столицы и утверждают мобилизационные планы административно-территориальных единиц, а также проводят мероприятия по мобилизационной подготовке в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;
7) в целях мобилизационной подготовки соответствующих административно-территориальных единиц заключают договоры (контракты) с организациями на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на период мобилизации, военного положения и в военное время;
7-1) предоставляют в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки информацию о производственных, финансовых, складских возможностях организаций для установления мобилизационных заказов;
8) вносят в акиматы областей, городов республиканского значения, столицы предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки;
9) проводят совместно с государственными органами мероприятия по подготовке экономики к выполнению мобилизационных планов;
9-1) проводят среди населения разъяснительную работу о порядке действий при объявлении мобилизации;
10) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
3. Акимы района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствующих административно-территориальных единицах;
2) оказывают содействие местным органам военного управления в их работе в мирное время и при объявлении мобилизации, участвуют в проведении военно-экономических и командно-штабных учений на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
3) организуют и проводят работу по бронированию военнообязанных;
4) обеспечивают реализацию комплекса мероприятий по переводу государственных органов и организаций в пределах соответствующих административно-территориальных единиц на функционирование в период мобилизации, военного положения и в военное время;
5) организуют и обеспечивают в пределах соответствующих административно-территориальных единиц своевременное оповещение и доставку граждан, подлежащих призыву, поставку техники на сборные пункты или в воинские части и специальные государственные органы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
5-1) проводят среди населения разъяснительную работу о порядке действий при объявлении мобилизации;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 в редакции Закона РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); законами РК от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 3. Обязанности руководителей организаций,
права и обязанности граждан Республики Казахстан в
области мобилизационной подготовки и мобилизации
Статья 10. Обязанности руководителей организаций
1. Руководители организаций:
1) несут персональную ответственность за состояние мобилизационной готовности, выполнение заключенных договоров (контрактов) в интересах мобилизационной подготовки и заказов, по мобилизации, военному положению и в военное время, а также создают работникам мобилизационных органов необходимые условия для выполнения возложенных на них обязанностей;
2) на возмездных началах обеспечивают сохранность и неприкосновенность мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов, установленных Правительством Республики Казахстан;
2-1) предоставляют информацию государственным органам по производственным, финансовым и складским возможностям для установления мобилизационного заказа;
3) осуществляют подготовку производства в целях выполнения договорных обязательств по выполнению заказов, по мобилизации, военному положению и в военное время;
4) выполняют заказы, согласно договорам (контрактам) на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в интересах мобилизационной подготовки и мобилизации;
4-1) участвуют в проведении военно-экономических и командно-штабных учений;
5) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу производства на режим военного положения в соответствии с мобилизационными планами;
6) оказывают содействие местным органам военного управления в их работе организуют учет и обеспечивают своевременное оповещение и доставку граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях и подлежащих призыву, поставку техники на сборные пункты или в воинские части, предоставляют для нужд обороны земельные участки, здания, сооружения, коммуникации, транспортные и другие материальные средства в период мобилизации, военного положения и в военное время с последующим возмещением их стоимости в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан;
7) организуют и проводят работу по бронированию военнообязанных;
8) организуют и обеспечивают деятельность специальных формирований для выполнения задач по мобилизационной подготовке. Затраты по их содержанию восполняются из государственного бюджета через соответствующие органы и организации;
9) обязаны предоставлять уполномоченному органу в области мобилизационной подготовки, центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, информацию, необходимую для обеспечения обороноспособности государства;
10) согласовывают мобилизационные планы организаций с соответствующими государственными органами, организациями, заказчиками и утверждают их.
2. Организации не вправе отказываться от выполнения государственных заданий в интересах обороны государства, по мобилизации, военному положению и в военное время.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 11. Права и обязанности граждан Республики Казахстан
1. Граждане, призванные в период мобилизации, военного положения и в военное время, пользуются правами военнослужащего Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Граждане Республики Казахстан в целях обеспечения мобилизационной готовности государства обязаны:
1) состоять на воинском учете по месту жительства;
1-1) в установленном законодательством порядке получить военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку;
2) являться по вызову в местные органы военного управления для определения своего предназначения к воинской службе;
3) предоставлять в период мобилизации, военного положения и в военное время для нужд обороны земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующим равноценным возмещением государством их стоимости в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
3. Граждане Республики Казахстан, получившие мобилизационные предписания или повестки местного органа военного управления, обязаны выполнять изложенные в них требования.
4. Граждане Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
5. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения руководителя местного органа военного управления.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 22.05.2007 N 255 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 10.06.2020 № 344-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 4. Организация мобилизационной подготовки
и мобилизации, порядок ее финансирования
Статья 12. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Организация и порядок мобилизационной подготовки государственных органов, экономики и территории Республики Казахстан определяются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.
2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также специальных государственных органов Республики Казахстан определяются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).Статья 13. Мобилизационные органы
1. Организация, координация и контроль за проведением мероприятий по мобилизационной подготовке в государственных органах и организациях, имеющих мобилизационные задания или мобилизационные заказы, возлагаются на мобилизационные органы (подразделения), которые подчиняются непосредственно первому руководителю государственных органов и организаций. Структура, штатная численность, полномочия мобилизационных органов (подразделений) определяются исходя из характера и объема этих заданий или заказов.
1-1. Первые руководители государственных органов и организаций, имеющих мобилизационные задания или мобилизационные заказы, создают мобилизационным органам (подразделениям) необходимые условия для выполнения ими возложенных обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизации.
2. Исключен Законом РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 14. Военно-транспортная обязанность
1. Для обеспечения средствами транспорта Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов на период мобилизации, военного положения и в военное время на территории Республики Казахстан устанавливается военно-транспортная обязанность.
2. Военно-транспортная обязанность распространяется на государственные органы Республики Казахстан, организации и граждан, владеющих средствами транспорта, а также на иные организации, обеспечивающие работу средств транспорта.
3. Исключен Законом РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 28.10.2015 № 367-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 15. Финансирование мобилизационной подготовки, мобилизационных органов и мобилизации
1. Финансирование мобилизационной подготовки, мобилизационных органов и мобилизации осуществляется за счет бюджетных средств и средств организаций.
2. (исключен)
3. (исключен)
4. Финансированию за счет средств организаций подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования и мобилизационной готовности.
Сноска. В статью 15 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 16. Мобилизационный резерв
Материальные ценности мобилизационного резерва используются только в период мобилизации, военного положения и в военное время для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также специальных государственных органов, удовлетворения мобилизационных нужд экономики.
В случае и порядке, которые определены Правительством Республики Казахстан, материальные ценности мобилизационного резерва могут быть использованы в мирное время для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и их последствий, оказания гуманитарной помощи.
Сноска. Статья 16 в редакции Закона РК от 07.07.2006 N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 11.04.2014 № 189-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования). Глава 5. Бронирование и призыв граждан Республики Казахстан, по
мобилизации, военному положению и в военное время
Статья 17. Правовая основа бронирования военнообязанных за государственными органами и организациями
1. Бронирование военнообязанных за государственными органами и организациями проводится в целях обеспечения бесперебойной работы государственных органов и организаций.
2. Бронирование военнообязанных за государственными органами и организациями проводится соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 18. Организация и порядок бронирования военнообязанных
1. Организация и порядок бронирования военнообязанных определяются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
2. Руководство работой по бронированию военнообязанных на территории Республики Казахстан осуществляется Республиканской комиссией по бронированию военнообязанных.
3. Перечень подлежащих бронированию должностей и профессий утверждается Республиканской комиссией по бронированию военнообязанных.
4. Военнообязанные, забронированные за государственными органами, организациями, освобождаются от призыва в период мобилизации, военного положения и в военное время на время действия предоставленной отсрочки.
Сноска. Статья 18 в редакции Закона РК от 15.07.2010 № 334-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 19. Призыв граждан на воинскую службу по мобилизации, при военном положении и в военное время
Призыв граждан на воинскую службу по мобилизации, при военном положении и в военное время проводится в соответствии с указом Президента Республики Казахстан об объявлении частичной или общей мобилизации.
Сноска. В статью 19 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 г. N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).Глава 5-1. Государственный контроль в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Сноска. Закон дополнен главой 5-1 в соответствии с Законом РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 19-1. Государственный контроль в области мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Государственный контроль в области мобилизационной подготовки и мобилизации (далее – государственный контроль) осуществляется в целях недопущения нарушения законодательства Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
2. Субъектами государственного контроля (далее – субъекты контроля) являются:
1) государственные органы Республики Казахстан, имеющие мобилизационные задания, за исключением Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
2) организации, имеющие мобилизационные заказы.
Статья 19-2. Порядок проведения государственного контроля
1. Государственный контроль проводит уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки в форме периодических и внеплановых проверок.
2. Периодическая проверка проводится не чаще одного раза в три года в соответствии с графиком проведения проверок, утвержденным уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки.
Уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки разрабатывает и не позднее 1 декабря года, предшествующего году проверки, утверждает график проведения проверок.
График проведения проверок включает:
1) регистрационный номер и дату утверждения графика проведения проверок;
2) наименование уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки;
3) наименование субъектов (объектов) контроля, их места нахождения;
4) предмет проверки;
5) сроки проведения проверок;
6) подпись лица, уполномоченного подписывать график проведения проверок, и печать уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки.
График проведения проверок является уведомлением о проведении периодической проверки.
График проведения проверок направляется уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки до 1 февраля соответствующего года субъектам контроля в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
Внесение изменений и дополнений в график проведения проверок осуществляется в случаях банкротства, ликвидации, реорганизации и изменения профиля работы субъекта контроля.
Субъекты контроля должны быть уведомлены о внесении изменений и дополнений в график проведения проверок не менее чем за десять рабочих дней до дня проведения периодической проверки.
3. Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки:
1) при наличии информации (результаты военно-экономических учений, оценки мобилизационной готовности) о конкретных фактах и обстоятельствах, свидетельствующих о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении субъектами контроля обязанностей по выполнению мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
2) с целью контроля исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
4. Должностные лица уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки при проведении проверки имеют право:
1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с предметом проверки при предъявлении документов, указанных в пункте 8 настоящей статьи;
2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки и предписанию об устранении выявленных нарушений, а также доступ к мобилизационным мощностям и материальным ценностям мобилизационного резерва, автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;
3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных и иных организаций.
5. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении проверки вправе:
1) не допускать к проверке должностных лиц уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки, прибывших для проведения проверки, в случаях:
превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, не соответствующих срокам, установленным настоящим Законом;
отсутствия документов, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи;
продления сроков проверки свыше срока, установленного настоящим Законом;
2) обжаловать акт о результатах проверки, предписание об устранении выявленных нарушений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
6. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении проверки обязаны:
1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки на территорию и в помещения субъекта (объекта) контроля;
2) с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и иных охраняемых законом тайнах, представлять должностным лицам уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки и предписанию об устранении выявленных нарушений, а также доступ к мобилизационным мощностям и материальным ценностям мобилизационного резерва, автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;
3) сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о результатах проверки и предписания об устранении выявленных нарушений в день окончания проверки;
4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы (сведения) в период проведения проверки;
5) обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки, от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами.
7. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки.
Акт о назначении проверки составляется в двух экземплярах.
В акте о назначении проверки указываются:
1) дата и номер регистрации в журнале учета актов о назначении проверок;
2) наименование уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки;
3) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документе, удостоверяющем личность) и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлекаемых для проведения проверки;
5) наименование субъекта контроля, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля.
В случае проверки филиала и (или) представительства юридического лица в акте о назначении проверки указываются его наименование и место нахождения;
6) предмет проверки;
7) срок проведения проверки;
8) основания проведения проверки;
9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки.
Акт о назначении проверки регистрируется в журнале учета актов о назначении проверок.
Порядок ведения и форма журнала учета актов о назначении проверок утверждаются уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки.
Акт о назначении проверки направляется уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки субъектам контроля в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах:
периодической проверки – не менее чем за семь рабочих дней до ее начала;
внеплановой проверки – не менее чем за сутки до ее начала.
8. Должностные лица уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки при проверке обязаны предъявить субъекту контроля:
1) справку о наличии допуска к работе со сведениями, составляющими государственные секреты;
2) идентификационную карту.
9. Срок проведения проверки устанавливается с учетом предмета проверки, а также объема предстоящих работ и не должен превышать семь рабочих дней.
Срок проведения проверки может быть продлен только один раз не более чем на пятнадцать рабочих дней. Продление осуществляется решением руководителя уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки.
Продление сроков проведения проверки оформляется дополнительным актом о продлении сроков проверки с уведомлением субъекта контроля, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причины продления.
Дополнительный акт о продлении сроков проверки регистрируется в журнале учета актов о назначении проверок.
Уведомление о продлении сроков проверки вручается субъекту контроля уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
10. По результатам проверки должностным лицом уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки, осуществляющим проверку, составляются в двух экземплярах:
1) акт о результатах проверки;
2) предписание об устранении выявленных нарушений в случаях их выявления.
11. В акте о результатах проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта;
2) наименование уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки;
3) номер и дата акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;
4) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документе, удостоверяющем личность) и должности лиц, проводивших проверку;
5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлекаемых для проведения проверки;
6) наименование субъекта контроля, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля;
7) период проведения проверки;
8) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и их характере;
9) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом о результатах проверки субъекта контроля, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи;
10) подпись должностных лиц, проводивших проверку.
К акту о результатах проверки прилагаются при их наличии документы, связанные с результатами проверки, или их копии.
12. В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации при проведении проверок составляется предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указываются:
1) дата, время и место составления предписания об устранении выявленных нарушений;
2) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документе, удостоверяющем личность) и должности лиц, проводивших проверку;
3) наименование субъекта контроля, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля;
4) номер и дата акта о результатах проверки;
5) выявленные нарушения и требование об их устранении;
6) сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
7) порядок обжалования предписания об устранении выявленных нарушений.
Предписание об устранении выявленных нарушений является обязательным для исполнения субъектами контроля.
13. Один экземпляр акта о результатах проверки с предписанием об устранении выявленных нарушений (при их наличии), копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта контроля, вручается субъекту контроля в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений.
В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки субъект контроля излагает их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая отметка.
Уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки должен рассмотреть замечания и (или) возражения субъекта контроля к акту о результатах проверки и предписанию об устранении выявленных нарушений и в течение тридцати рабочих дней дать мотивированный ответ.
В случае отказа в принятии акта о результатах проверки и предписания об устранении выявленных нарушений составляется протокол, который подписывается должностными лицами, осуществляющими проверку, и руководителем субъекта контроля либо его уполномоченным представителем.
Субъект контроля вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа.
14. Завершением срока проверки считается день вручения субъекту контроля акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки или дополнительном акте о продлении сроков проверки.
15. Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее тридцати календарных дней со дня вручения предписания об устранении выявленных нарушений.
При определении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, указанных в предписании, учитываются:
1) наличие у субъекта контроля организационных, технических возможностей по устранению нарушений;
2) сроки получения в государственных органах обязательных заключений, согласований и других документов, установленных законами Республики Казахстан;
3) своевременность, полнота выделения или отсутствие поступления бюджетных средств на мобилизационную подготовку и мобилизацию, финансируемые из государственного бюджета, при наличии подтверждающих документов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
16. По истечении срока устранения нарушений, установленного в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект контроля в течение срока, установленного в предписании, обязан предоставить в уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки информацию об устранении выявленных нарушений.
В случае непредоставления информации уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки вправе назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи.
17. Если в результате проведения проверки будут выявлены факты неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения субъектом контроля обязанностей по исполнению мероприятий, предусмотренных актом о назначении проверки, за исключением обстоятельств, указанных в пункте 15 настоящей статьи, должностное лицо уполномоченного органа в области мобилизационной подготовки в соответствии с компетенцией, предусмотренной законодательством Республики Казахстан, принимает меры по привлечению субъекта контроля, допустившего нарушения, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 20. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Республика Казахстан участвует в международном сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации в рамках заключенных договоров, связанных с обеспечением безопасности государств, с разработкой и реализацией взаимно интересующих мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, сохранением взаимовыгодных военных и экономических связей.
Сноска. В статью 20 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 г. N 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).Статья 21. Режим организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация мероприятий и проведение работ по защите информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области мобилизационной подготовки и мобилизации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 22 в редакции Закона РК от 25.05.2020 № 332-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Президент Республики Казахстан |