В соответствии Законом Республики Қазахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 1) с пунктом 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан и на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" Актогайский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами по Актогайскому району на 2024–2028 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Актогайского районного маслихата | Абеуов Р. |
Приложение к решения Актогайского районного маслихата от 26 июня 2024 года №157 |
ПРОГРАММА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО АКТОГАЙСКОМУ РАЙОНУ НА 2024 – 2028 ГОДЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Программа по управлению коммунальными отходами по Актогайскому району на 2024-2028 годы разрабатывается на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18.05.2023 года №154 "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".
Программа разрабатывается в соответствии с Экологическим Кодексом, в частности согласно принципу иерархии, установленному статьей 329 Кодекса.
В Программе представляется описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся в Актогайском районе, включая сведения об объеме и составе, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами.
Основные характеристики региона
Актогайский район (каз. Ақтоғай ауданы) – административная единица Карагандинской области Казахстана. Административный центр – село Актогай.
Актогайский район был образован в 1928 году, расположен на юго-восточной части Карагандинской области, на расстоянии в 250 километров к юго-востоку от областного центра города Караганда и занимает общую площадь 5 миллион 199 тысяч 700 гектаров или 51 тысяч 199 квадратных километров.
Актогайский район граничит:
-на севере и северо-востоке с Каркаралинским районом Карагандинской области;
-на востоке с Абайской областью;
-с северо-запада и запада Шетским районом Карагандинской области;
-на юге с Мойынкумским районом Жамбылской области.
В территорию района также входит часть акваторий озера Балхаш. Административно-территориальное деление Актогайского района включает: 2 поселка, районного центра село Актогай и 13 сельских округов.
Территория района находится на юго-востоке Казахского мелкосопочника, в зоне пустынь и полупустынь. По северной части района проходит основной водораздельный хребет Казахского мелкосопочника, представленный низкогорьями, среди которых возвышаются массивы Кызыларай (1565 м), Кызылтас (1238 м). Центральная часть — мелкосопочная, грядовая равнина, постепенно понижающаяся к озеру Балхаш. В недрах разведаны запасы медных, молибденовых, вольфрамовых, свинцовых, цинковых, железных руд, природных строительных материалов и других.
Климат континентальный, с холодной малоснежной зимой и жарким, сухим летом. Средние температуры января на севере −16°С, на юге — 14°С, июля — на севере 16°С, на юге 24°С. Среднегодовое количество атмосферных осадков на севере 350 мм, на юге — 150 мм.
Реки Токрауын, Кусак, Каратал, Каршыгалы и другие начинаются на севере, текут с гор к озеру Балхаш, но часто не доходят до него. Почвы каштановые, бурые, солончаковые.
В центральной и южной частях растут боялыч, кокиек, полынь, сарсазан, солянка, биюргун и другие; в горных районах — сосна, берҰза, тополь, осина. Водятся архар, лань, сайгак, кабан, волк, лисица, заяц, корсак, барсук, хорҰк, сурок, ондатра, из птиц — куропатка, гусь, утка и другие.
29 июля 1939 года из состава упразднҰнного Каркаралинского округа в состав новообразованной Карагандинской области был передан Коунрадский район c административным центром в селе Ак-Тогай. 2 января 1963 года преобразован в Актогайский район, переданный 20 марта 1973 года в состав новообразованной Джезказганской области. С упразднением 3 мая 1997 года Джезказганской области Актогайский район был возвращҰн в состав Карагандинской области.
В Актогайском районе – 35 населенных пункта, с численностью населения составляет 15 989 человек.
Динамика численности населения принята по данным Бюро национальной статистики. В сентябре 2023 года численность населения Актогайского района составляла 15 989 человек.
Среднегодовая численность населения в Актогайском районе за период 2019 – 2023 годы представлена.
Среднегодовая численность населения Актогайского района за период 2019-2023 годы
Численность населения в Актогайском районе | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Все население | |||||
Всего, из них: | 17 402 | 17 236 | 17 031 | 16 053 | 15989 |
Городское | - | - | - | - | - |
Сельское | 17 402 | 17 236 | 17 031 | 16 053 | 15989 |
Обоснование необходимости разработки программы управления коммунальными отходами на плановый период.
Разработка программы необходима для повышения эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, увеличение доли переработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО), а также обеспечение безопасного захоронения отходов.
Программа разрабатывается согласно Приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п – "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" на плановый период на срок не менее 5 лет.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Экологический Кодекс Республики Казахстан - № 400-VI от 02.01.2021 года с изменения и дополнениями на 05.09.2023 год;
Об утверждении правил управления коммунальными отходами - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508;
Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482;
Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" - Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020. И другие нормативные документы, действующие на территории Республики Казахстан.
Мероприятия по управлению коммунальными отходами рассматриваются в следующей Национальной стратегии: "Стратегия достижения углеродной нейтральности" - Указ Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 121. Раздел "Управление отходами":
1) сокращение объемов образования отходов;
2) ускоренное внедрение полного охвата сбором и сортировкой ТБО;
3) увеличение доли перерабатываемых и компостируемых отходов.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В АКТОГАЙСКОМ РАЙОНЕ
Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе.
В международной практике ТБО классифицированы на три части, которые соответствуют трем "потокам отходов", входящих в общий состав ТБО, но отличающихся между собой способом переработки и/или захоронения.
1. Коммунальные отходы.
2. Опасные ТБО – отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства с аналогичным характером образования, которые по своему составу и свойствам могут быть отнесены к опасным отходам. К ним относятся следующие отходы:
- использованные батарейки и аккумуляторы;
- использованное электрическое и электронное оборудование;
- ртуть содержащие отходы (люминесцентные лампы и термометры);
- медицинские и ветеринарные отходы;
- отходы бытовой химии;
- отходы, содержащие асбест;
- другие опасные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека.
3. Другие ТБО - отходы, которые не являются опасными, и в то же время не могут быть отнесены к смешанным, так как для их сбора, вывоза и утилизации требуется применение иных подходов, нежели чем для первого потока. К "Другим ТБО" отнесены следующие отходы:
- строительные отходы;
- крупногабаритные отходы;
- автомобили, подлежащие утилизации;
- использованные автомобильные шины;
- отходы от переработки сточных вод.
Сведения по текущему состоянию управления коммунальными отходами в Актогайском районе получены с сайта Бюро национальной статистики https://stat.gov.kz/ru/ информационно аналитической системы Бюро национальной статистики "Талдау" https://taldau.stat.gov.kz/ru, а также данных, предоставленных местными исполнительными органами и территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (Департамент экологии Карагандинской области).
Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Актогайскому району за период 2018-2023 годы представлен. Объем представлен с учетом отходов предприятий, осуществляющих самостоятельный вывоз отходов на полигоны.
Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Актогайскому району с 2018 по 2023 годы.
Актогайский район | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Тонны | ||||||
Собранные коммунальные отходы | 935 | 956 | 1 280 | 655 | 930 | 930 |
Транспортированные коммунальные отходы | 935 | 956 | 1 280 | 655 | 930 | 930 |
Население, обслуживаемое мусоровывозящими компаниями.
Параметр | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
численность населения Актогайского района | 17 462 | 17 402 | 17 236 | 17 031 | 16852 | 16852 |
Население, регулярно обслуживаемое мусоровывозящей организацией | 2 283 | 2 271 | 2 283 | 1 200 | 6420 | 6420 |
% охвата | 13 | 13 | 13 | 7 | 38 | 38 |
Согласно данным государственного учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Актогайского района" регулярным вывозом коммунальных отходов обеспечены 3 административно-территориальных единиц: поселок Сарышаган, поселок Шашубай, сельский округ Карабулак.
Сбором и вывозом коммунальных отходов по Актогайскому району занимаются 4 мусоровывозящих организаций:
Товарищество с ограниченной ответственностью “SARY-SHAGANCOMPANY” осуществляет сбор и вывоз коммунальных отходов на территории поселка Сарышаган;
Юридические лица обслуживает Товарищество с ограниченной ответственностью “Калкан-2009”. На балансе организации имеется 1 единица техники - ГАЗ 3309. Коммунальные отходы транспортируются на полигон ТБО города Приозерск;
Товарищество с ограниченной ответственностью “Балхаш Универсал” с 2013 года осуществляет сбор коммунальных отходов на территории поселка Шашубай, транспортирует на полигон города Балхаш. Товарищество с ограниченной ответственностью “Балхаш Универсал” обслуживает 65 единиц (с учетом частного сектора) контейнеров для смешанных отходов;
Индивидуальный предприниматель “Татибеков” осуществляет свою деятельность на территории сельского округа Карабулак.
Нормативная база по управлению коммунальными отходами в Актогайском районе отсутствует. Не утверждена методика по расчету норм образования коммунальных отходов, не разработаны и не утверждены нормы по образованию отходов для жителей района, а также для учреждений, предприятий, детских садов, медицинских и других учреждений. Не разработаны тарифы на сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, регулярным вывозом отходов ТБО от местного населения обеспечены всего 3 административно-территориальные единицы, на остальной части Актогайского района инфраструктура развита слабо.
1.2. Морфологический состав коммунальных отходов
Морфологический состав отходов в сельских районах отличается от такового в городской местности. В нем доминируют органические отходы и меньшая доля пластмассы, упаковочных материалов, бумаги и картона. Морфологический состав коммунальных отходов приводиться по данным сельских населенных пунктов Карагандинской области. Помимо пищевых, растительных и сопоставимых с ними отходов, биологическому разложению могут подвергаться и другие отходы, такие как отходы сельского хозяйства (навоз скота, птичий помет, растительная подстилка для скота).
Морфологический состав ТБО.
№ пп | Наименование фракции | % содержания в общем объеме |
2 | Пластик разного состава | 27 |
4 | Стекло | 15 |
5 | Металл | 3 |
8 | Прочие отходы | 55 |
1.3. Сведения о полигонах ТБО Актогайского района.
На территории Актогайского района свою деятельность осуществляют 14 полигонов твердо бытовых отходов.
Под полигоном захоронения отходов (далее – полигон) понимается специально оборудованное место постоянного размещения отходов без намерения их изъятия, соответствующее экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Полигоны твердо бытовых отходов Актогайского района не соответствуют в полном объеме экологическим и санитарным нормам. 14 полигонов ТБО получили государственный акт на право постоянного землепользования на земельные участки для размещения полигона ТБО. Разрешение на воздействие имеет 1 полигон в селе Актогай.
Представлен список полигонов ТБО Актогайского района имеющие разрешения на воздействие.
Список узаконенных полигонов ТБО Актогайского района.
№ | Наименование предприятия (производственная площадка) | Почтовый адрес (местонахождение) | Номер и дата выданного разрешения | Срок действия разрешения начало - конец | Номер и дата заключения государственной экологической экспертизы на проект предельно-допустимых выбросов | Номер и дата заключения государственной экологической экспертизы на проект нормативы размещения отходов |
1.1 | Государственное учреждение "Аппарат акима села Актогай" | 100200, Республика Казахстан, Карагандинская область, Актогайский район, село Актогай, улица Алихан Бокейхан, здание № 10Б (Актогайский район, село Актогай) | KZ47VCZ01756312 28.03.2022 год Выбросы и отходы | 28.03.2022- 31.12.2031 | KZ47VCZ01756312 28.03.2022 год | KZ47VCZ01756312 28.03.2022 год |
1.4. Биоразлагаемые отходы.
Одной из проблем районов Карагандинской области, является отсутствие легализованных мест размещения навоза, а также дальнейшее его использование. Действующее законодательство Республики Казахстан запрещает размещение, захоронение биоразлагаемых отходов на полигонах ТБО (Экологический кодекс Республики Казахстан).
В Экологическом кодексе Республики Казахстан дается определение биоразлагаемых отходов - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе отходы садов, парков, пищевых продуктов, приготовления пищи, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.
Помимо пищевых, растительных и сопоставимых с ними отходов, биологическому разложению могут подвергаться и другие отходы, такие как отходы сельского хозяйства (навоз скота, птичий помет, растительная подстилка для скота), ил очистных сооружений сточных вод. Переработка навоза и ила на компост или получение энергии/биогаза тоже являются процессами на основе биологического разложения.
С 1 января 2021 года в Казахстане введен запрет на захоронение пищевых отходов на полигонах (Экологический кодекс Республики Казахстан).
Экологический кодекс Республики Казахстан также обязует операторов полигонов ТБО уменьшать выбросы метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и с помощью сбора и утилизации свалочного газа (Экологический кодекс Республики Казахстан).
С точки зрения "Зеленой экономики" компостирование, так же, как и метод получения биогаза являются наиболее приемлемыми.
В действующем законодательстве Республики Казахстан пока нет четких требований и руководств по организации и проведению компостирования биоразлагаемых отходов. Экологический кодекс Республики Казахстан лишь предписывает местным исполнительным органам организовать мероприятия по сокращению захоронения биоразлагаемых отходов, включая меры по их рециклингу, компостированию, производству биогаза и (или) использованию в целях производства продукции или энергии.
Компостирование
Одним из показательных с точки зрения экономики замкнутого цикла является метод компостирования отходов с дальнейшим применением компоста для повторного выращивания продукции.
Данный метод основан на процессе естественного разложения органики под воздействием микроорганизмов (бактерии, грибы), а также насекомых.
Компостирование - является наиболее распространенным методом переработки биоразлагаемых отходов в мире из-за относительной дешевизны и простоты процесса.
Получаемый продукт - компост является источником азота, калия, кальция, фосфора и ряда других питательных элементов для растений. Также компост используется для улучшения состава и структуры почвы, что актуально для Карагандинской области в условиях постепенной деградации почв.
Процесс является экзотермическим (с выделением тепла), поэтому при компостировании отходов сельского хозяйства и пищи происходит частичное обезвреживание патогенных микроорганизмов и уничтожение сорняков.
Выделяемое микроорганизмами тепло (до +70°С) позволяет проводить компостирование и в холодное время года, при этом период созревания компоста увеличивается на 2-3 недели.
Компостирование может происходить на открытых или крытых площадках с уплотненным и бетонированным грунтом. На сегодня в Казахстане нет утвержденного стандарта по компостным площадкам.
Крытые площадки позволяют частично контролировать количество влаги и температуру, что затруднено под открытым небом.
Получение биогаза
С учетом приоритезации для Казахстана снижения парниковых газов весьма актуальным является технология улавливания биогаза при переработке биоразлагаемых отходов.
Биогазовые установки или станции — оборудование для выработки газа, в основном метана, получаемого водородным или метановым брожением биомассы.
Основным продуктом деятельности биогазовых установок являются биогаз и дигестат (остатки биоразлагаемых отходов после брожения).
Для использования биогаза в качестве автомобильного топлива его необходимо подготовить. Одним из компонентов организации системы управления биоразлагаемых отходов может быть получение биотоплива. Соответствующий норматив уже имеется (Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота биотоплива" от 15 ноября 2010 года № 351-IV).
Широкое применение биогазовых установок в мире, в основном, обусловлено возможностью выработки энергии и контроля выхода метана, образуемого при разложении биоразлагаемых отходов (метан по своим парниковым качествам значительно превосходит углекислый газ).
Энергия, получаемая на биогазовых установках, является возобновляемой и подпадает под соответствующее законодательство по возобновляемым источникам энергии.
Казахстан разработал в рамках своих обязательств по низкоуглеродному развитию национальную Доктрину (стратегию) по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Следуя целям Стратегии необходимо применять технологии, сводящие к минимуму выбросы парниковых газов в атмосферу.
Согласно данным акционерного общество "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями" (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company), станция, использующая биоразлагаемых отходов, реализовывала вырабатываемую электроэнергию - товарищество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Курма". Это птицефабрика, которая находится в Абайском районе, Карагандинской области. Станция установленной мощностью в 1.07 МВт была введена в эксплуатацию в 2018 году, средняя годовая выработка – 4800 тыс. кВт/ч.
В Казахстане существуют несколько предприятий, использующих биогазовые станции для переработки навоза или ила очистных сооружений.
Учет отходов критически необходим для оценки и принятия стратегических решений как для инвестиционных процессов, так и для оценки эффективности принимаемых действий. Также информация о видах и объемах производимых биоразлагаемых отходов позволяет оценить текущий и потенциальный ущерб окружающей среде.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Цели и задачи Программы.
Цель данной программы – предложить способы снижения нагрузки на окружающую среду, образуемую коммунальными отходами, уменьшения количества образования отходов, повышение извлекаемости вторичных ресурсов, повышение эффективности использования коммунальных отходов и уменьшение доли депонируемых на полигонах отходов.
Управление отходами регламентируется разделом 19 Экологического Кодекса Республики Казахстан.
Основные принципы в области управления отходами описаны в Экологическом кодексе Республики Казахстан:
- принцип иерархии;
- принцип близости к источнику;
- принцип ответственности образователя отходов;
- расширенных обязательств производителей отходов.
Принцип иерархии, согласно с Экологическим кодексом Республики Казахстан, подразумевает следующие меры по обращению с отходами:
1. Предотвращение образования отходов;
2. Подготовка отходов к повторному использованию;
3. Переработку отходов;
4. Утилизацию отходов;
5. Удаление отходов.
Исходя из цели программы, и принципа иерархии отходов предлагаются следующие задачи программы:
- Сокращение объемов образования коммунальных отходов, за счет уменьшения количества упаковки товаров, оптимизации систем продаж, пропаганды рационального потребления;
- Сортировка отходов "у источника" - повышение эффективности и соответствие экологическому законодательству в области обращения с отходами;
- Использование органической части отходов для биокомпостирования или получения биогаза или энергетической утилизации;
- Депонирование остаточной части коммунальных отходов, согласно требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Казахстан;
- Использование строительных отходов;
- Рекультивация отработанных карт полигонов.
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами.
1. Достижение задачи по сокращению объемов образования коммунальных отходов возможно только на уровне повышения экологической ответственности и финансовой грамотности населения. То есть, достичь данной цели можно при изменении структуры продаж (включая значительное сокращение числа упаковочных материалов, внедрения оборотной тары, изменения структуры продаж весовых товаров и другие) и повышения экологической ответственности населения, когда спонтанные покупки сводятся к минимуму и население также стремиться к сокращению отходов. Это можно достигнуть при внедрении программ по обучению школьников на уроках экологии и естествознания, а также уроках повышения финансовой грамотности. А также необходимо повысить экологическую пропаганду минимизации образования отходов и осознанного потребления среди населения.
2. Для достижения задачи сортировки отходов "у источника образования" необходимо внедрение раздельного сбора коммунальных отходов. Согласно экологического законодательства Республики Казахстан (Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 – "Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности", а также Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 – "Об утверждении правил управления коммунальными отходами") необходимо обустройство контейнерных площадок, контейнеров для разделения коммунальных отходов на 2 фракции – "Сухая" и "Мокрая". Необходима организация разъяснительной и информационной работы с населением по раздельному сбору отходов.
Реконструкция имеющихся контейнерных площадок и строительство новых, соответствующих стандартам Республики Казахстан 3780-2022.
3. Полигоны коммунальных отходов, согласно экологического законодательства Республики Казахстан должны быть оснащены сортировочными комплексами, шредерами и дробильными установками для дополнительного доизвлечения полезных компонентов отходов, с последующим их использованием или передачей вторичного сырья заинтересованным производителям.
С точки зрения рационального использования земель и финансовой перспективе необходимо рассмотреть реорганизацию сельских полигонов ТБО с устройством одного полигона на несколько административно территориальных единиц, соответствующему всем действующим нормам. При выборе расположения полигона ТБО учесть имеющую инфраструктуру в управление коммунальными отходами, и доступность дорожно-транспортных коммуникаций. Разработать четкий механизм работы мусорывывозящих организаций с привлечением субсидирования на закуп необходимой специализированной техники.
Не соответствующие законодательству полигоны ТБО в селах с низкой численностью проживающего населения, не имеющие дальнейшей перспективы, рекультивировать.
4. Органические отходы (включая пищевые) должны быть направлены на компостирование или извлечение биогаза, с последующим сжиганием. При достаточном технико-экономическом обосновании и имеющихся технических возможностях возможна энергетическая утилизация органических, а также отходов, для которых невозможна сортировка.
5. Использование для нужд полигона инертных отходов (строительных отходов, фаянса, керамики, золошлака и других) после предварительной переработки (дробления).
6. Если не предусматривается энергетическая утилизация остаточной части отходов, она должна быть размещена на полигоне ТБО (депонирована), согласно требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Казахстан.
7. Заполненные карты полигона должны быть подвержены рекультивации, согласно разработанных проектов рекультивации.
3. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Исходя из целей и задач Программы предлагается установление следующих Целевых показателей программы.
Целевые показатели программы управления коммунальными отходами Актогайского района.
№п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Плановый период | |||||
Исходное Значение | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |||
1 | Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне | Мероприятие на 1 учебное заведение в семестр | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Обеспечение местного населения контейнерными площадками с маркированными контейнерами для раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое" / "мокрое" | % охваченного населения | 0 | - | 20 | 30 | 40 | 50 |
3 | Утилизация органических и пищевых отходов на полигонах ТБО с помощью биокомпостирования или переработки на биогаз или энергетической утилизации | % от всего объема органических и пищевых отходов | 0 | - | - | 5 | 10 | 15 |
4 | Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих | % от обнаруженных | 0 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 |
5 | Уменьшение депонирования отходов за счет использования и передачи на переработку | % переработки от показателей текущего года | 0 | - | - | 10 | 20 | 30 |
6 | Использование строительных отходов | % от образования | 0 | - | - | - | 5 | 10 |
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
Для достижения целевых показателей по обращению с коммунальными отходами необходимо выстроить четкую последовательность и своевременную реализацию мероприятий.
Для достижения целей экологического просвещения и повышения экологической культуры, необходимо создание роликов социальной направленности, освещающих необходимость ресурсосбережения и "осознанного потребления", отказа от дополнительной упаковки и выбора в пользу качественных товаров долгосрочного пользования. Данные ролики необходимо размещать на местных телеканалах в перерывах между основным вещанием, а также задействовать социальные сети, местные популярные паблики и новостные каналы.
Пропаганда "разумного потребления" недопущения образования дополнительных отходов, сортировки, а также недопустимости разбрасывания мусора должны обязательно входить в программу дополнительного и внешкольного образования. Мероприятия по данной тематике должны организоваться на постоянной основе в образовательных учреждениях.
Для достижения целевого показателя по раздельному сбору отходов ТБО, необходимо обеспечить местное население контейнерными площадками с контейнерами для раздельного сбора отходов у источника на 2 фракции – "сухую" и "мокрую".
Разработать схемы размещения контейнерных площадок с оформлением земельных участков.
На площадке сбора и временного хранения коммунальных отходов должны устанавливаться следующие виды контейнеров:
Контейнеры для "мокрой" фракции отходов, которые предназначены для сбора пищевых и органических отходов;
Контейнеры для "сухой" фракции – незагрязненных пластмассовых составляющих коммунальных отходов, картона, бумаги, стекла и стеклобоя, металлов и смешанных из данных составляющих сложных изделий, а также текстиля;
Обустройство контейнерных площадок для жителей частного сектора должно проводиться с устройством дополнительного бака/контейнера для сбора золошлака. Или предусмотреть отдельную площадку, огороженную с трех сторон, для удобства подхода местного населения, с учетом интересов обслуживающей мусоровывозящей организации и учетом габаритов погрузочной техники;
В местах общественного пользования необходимо установить контейнеры для отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащих ламп, батареек). Регулярно осведомлять местное население о функционирование данных контейнеров с указанием адреса расположения контейнеров.
На большей части территории Актогайского района инфраструктура по обращению с коммунальными отходами развита слабо. Отсутствует финансирование на поддержку и развитее малого и среднего бизнеса в области управления коммунальными отходами (сбор, сортировка, переработка ТБО).
Необходимо рассмотреть гранты с выделением денежных средств на оформление и приобретение необходимой специализированной техники для осуществления деятельности в области управления коммунальными отходами. Рассмотреть предлагаемые условия акционерное общества “Жасыл Даму” к созданию единой системы комплексного управления отходами продукции (товаров) и вовлечению данных отходов в оборот в качестве вторичного сырья, которая содействует инфраструктурному развитию мусороперерабатывающей отрасли с широким вовлечением бизнеса, реализует внедрение "зеленых" технологий.
Для решения проблемы с биоразлагаемыми отходами необходимо предусмотреть биокомпостирование пищевых и других органических отходов (например, отходов сельского хозяйства, навоза) на полигонах ТБО или энергетическую утилизацию таких отходов с соблюдением экологических требований.
Для приема и утилизации строительных отходов (так как их размещение на полигонах коммунальных отходов запрещено экологическим законодательством) необходимо обустройство дополнительных линий - или на существующих полигонах или новые предприятия – оснащенные площадками приема, дробилками и грохотами для разделения на фракции и складами итоговой продукции, с последующим использованием полученных материалов на собственные нужды полигона (при послойной изоляции или рекультивации отработанных карт), или для отпуска сторонним потребителям.
5. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Источниками финансирования программы могут быть местный бюджет, в том числе прямые иностранные и отечественные инвестиции в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) из средств, поступивших от производителей и импортеров на его банковский счет в виде платы за утилизацию) или гранты стран-доноров, кредиты банков второго уровня и другие источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан, которые могут привлекаться предприятиями или общественными организациями по сбору и утилизации отходов.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
План мероприятий по реализации программы по управлению коммунальными отходами по Актогайскому району на 2024-2028 годы
План мероприятий по реализации программы.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Ответственные за исполнение | Срок исполнения | Предполагаемые расходы (тысяч тенге)/дополнительные источники (тысяч тенге) | Источники финансирования | Ожидаемый экологический эффект от мероприятия | ||||
2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | |||||||
1 | Информирование населения о системе раздельного сбора отходов посредством публикаций, трансляций роликов в социальных сетях, средствах массовой информации | Эфирная справка, публикация | Местные исполнительные органы | 2024-2028 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Повышение уровня экологической культуры населения и социально-экологической ответственности. Пропаганда разумного потребления и информирование об ответственности за неправильное обращение с отходами | ||||
2 | Строительство контейнерных площадок соответствующих требованиям действующего законодательства. | Договор на оказание услуги | Местные исполнительные органы | 2025 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Улучшение экологической обстановки, предотвращение загрязнения окружающей среды, создание благоприятных условий для проживания | ||||
3 | Разработка схем размещения контейнерных площадок. Оформление земельных участков под контейнерные площадки. | Схема размещения. Акт на земельные участки | Местные исполнительные органы | 2025 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | |||||
4 | Закуп контейнеров для раздельного сбора отходов ТБО, а также золошлака и отходов 1 класса опасности | Акт приемки работ | Местные исполнительные органы | 2025-2026 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Увеличение доли сортировки, переработке отходов ТБО. Снижение депонирования. | ||||
5 | Приобретение специализированной мусоровывозящей техники, оснащение ее GPS-трекерами | Акт ввода в эксплуатацию | Местные исполнительные органы. Управляющая организация | 2026-2028 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Снижение распространения отходов при погрузке и транспортировке. | ||||
6 | Приобретение дробильного и сортировочного оборудования для составляющих строительных отходов | Акт ввода в эксплуатацию | Местные исполнительные органы. Управляющая организация | 2027-2028 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Подготовка к использованию строительных отходов в качестве вторичного сырья | ||||
7 | Выбор и внедрение технологии по утилизации пищевых и других органических отходов на полигонах коммунальных отходов | Акт ввода в эксплуатацию | Местные исполнительные органы. Управляющая организация | 2025-2026 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Снижение парниковых газов. Снижение концентрации свалочного газа. | ||||
8 | Заключение договора с компанией имеющей специальное разрешение на обслуживание контейнеров для сбора и транспортировку отходов 1 класса опасности | Договор на оказание услуг | Местные исполнительные органы. Управляющая организация | 2025 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | |||||
9 | Проведение мониторинга по выявлению несанкционированных свалок с последующей ликвидацией | Акт выполненных работ | Местные исполнительные органы | 2024-2028 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и почвенного покрова. | ||||
10 | Разработать и утвердить нормы образования и накопления коммунальных отходов для жителей Актогайского района, а также для предприятий, детских садов, медицинских и др. учреждений. Разработать и утвердить тарифы на сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов. | Решение местного маслихата | Местные исполнительные органы | 2025 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | |||||
11 | Получение разрешения на воздействие для полигонов ТБО Актогайского района | Разрешение на воздействие |
Местные исполнительные органы. | 2025-2026 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | |||||
12 | Рассмотреть реорганизацию сельских полигонов ТБО с устройством одного полигона на несколько административно территориальных единиц, соответствующему всем действующим нормам | Реорганизация сельских полигонов ТБО | Местные исполнительные органы | 2025-2028 | Местный бюджет | Рациональное использование земель. Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и почвенного покрова. |