Об утверждении Программы по управлению коммунальными отходами Бухар-Жырауского района на 2024–2028 годы

Новый

Решение Бухар-Жырауского районного маслихата Карагандинской области от 27 сентября 2024 года № 8

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, Законом Республики Казахстана "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Бухар-Жырауский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами Бухар-Жырауского района на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата А. Әли

Программа по управлению коммунальными отходами Бухар-Жырауского района на 2024-2028 годы

      п.Ботакара 2024

Содержание

      Введение 4

      Основные характеристики региона 4

      Национальные стратегические, программные документы, планы развития территории и др., в которых заложены мероприятия по управлению коммунальными отходами. 6

      1. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в бухар-жырауском районе 7

      1.1 Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе. 7

      Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами (раздельный сбор, специализированная техника по транспортировке отходов, мощности по сортировке, переработке, полигоны ТБО и т.п.) 7

      Сведения о полигонах ТБО 9

      Сведения об организациях, занимающихся приемом вторичного сырья 13

      Морфологический состав коммунальных отходов 13

      1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние 3 года 14

      1.3 Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов 14

      1.4 Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года 14

      1.5 Положительные стороны существующей системы управления отходами в Бухар-Жырауском районе 14

      1.6 Выявленные проблемы и несоответствия действующему Законодательству РК в сфере управления коммунальными отходами в Бухар-Жырауском районе 15

      2. Цели, задачи и целевые показатели 17

      2.1 Цели и задачи Программы 17

      2.2 Целевые показатели Программы 19

      3. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач 21

      4. Необходимые ресурсы 27

      5. План мероприятий по реализации программы 28

Список таблиц

      Таблица 1 - Административно-территориальное деление района 4

      Таблица 2 – Среднегодовая численность населения Бухар-Жырауского района за период 2019-2023гг 5

      Таблица 3 – Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Бухар-Жыраускому району с 2018 по 2023 годы. 7

      Таблица 4 – Население, обслуживаемое мусоровывозящими компаниями 8

      Таблица 5 – Данные по количеству контейнеров, организациям по вывозу ТБО, тарифу на вывоз ТБО и графику вывоза в разрезе населенных пунктов 8

      Таблица 6– Общий объем собранных и транспортированных отходов по Бухар-Жыраускому району по видам 9

      Таблица 7 - Сведения о полигонах ТБО в Бухар-Жырауском районе 10

      Таблица 8 – Сведения о полигонах ТБО в Бухар-Жырауском районе 13

      Таблица 9– Морфологический состав ТБО 13

      Таблица 10 – Целевые показатели Программы управления коммунальными отходами Бухар-Жырауского района 19

      Таблица 11 - План мероприятий по реализации программы управления коммунальными отходами для Бухар-Жырауского района на период 2024-2028 годы. 28

Список диаграмм

      Диаграмма 1 – Соотношение численности населения Бухар-Жырауского района к количеству проживающих, обслуживаемых мусоровывозящими компаниями 8

      Диаграмма 2 - Соотношение собранных и транспортированных отходов по Бухар-Жыраускому району по видам 9

      Диаграмма 3 - Объем утилизированных и депонированных отходов, тонн за 2018-2022 годы 13

      Введение

      Программа по управлению коммунальными отходами Бухар-Жырауского района на 2024-2028 годы (далее Программа) разработана на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года №154 "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".

      Программа разработана в соответствии с Экологическим Кодексом, в частности согласно принципу иерархии, установленному статьей 329 Кодекса.

      В Программе представляется описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся в Бухар-Жырауском районе, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами.

      Основные характеристики региона

      Бухар-Жырауский район — район Карагандинской области.

      Районный центр — посҰлок Ботакара, расположен в 50 км к северо-востоку от областного центра.

      Территория — 14576 км².

      Образован в 1938 году как Ворошиловский район. В 1961 году переименован в Ульяновский район (райцентр Колхозное переименован в пгт Ульяновский). В 1997 году район объединҰн с Тельманским и переименован в Бухар-Жырауский район в честь казахского акына Бухар Жырау (райцентр переименован в Ботакара).

      На территории района находится Кушокинский угольный разрез корпорации "Казахмыс", угольные разрезы "Кузнецкий" и "Сәт", одна из крупнейших в области птицефабрик "Акнар ПФ".

      Земли вдоль канала Иртыш — Караганда и реки Нура орошаются.

      По территории района проходит Караганда — Каркаралы — Аягоз, Караганда — Павлодар.

      Административное деление Бухар-Жырауского района представлена в таблице 1.

      Таблица 1 - Административно-территориальное деление района

Сельский округ/город

НаселҰнные пункты

поселок Ботакара

поселок Ботакара, станция Ботакара

Доскейский сельский округ

село Доскей, село Трудовое

село Акоре

село Акоре

Актобинский сельский округ

село Актобе, село Интумак

Умуткерский сельский округ

село Тортколь, село Ульга, село Умуткер

Кызылкаинский сельский округ

аул Кызылкайын (Березняки), село Саратовка, село Тасаул

село Ботакара

село Ботакара

село Бухар-Жырау

село Бухар-Жырау, село Семизбуга, село Шалкар

Гагаринский сельский округ

село Гагаринское, село Садовое

сельский округ Керней

село Акжар, село Алгабас, село Керней (Корнеевка)

село Жанаталап

село Жанаталап (бывш. Молодецкое)

Кокпектинский сельский округ

село Байкадам, село Кокпекты, село Сарытобе

Тогызкудукский сельский округ

село Тасшокы, село Тогызкудук

Каражарский сельский округ

село Асыл, село Волковское, село Геологическое, село Каражар

село Каракудук

село Каракудук

поселок Кушокы

поселок Кушокы

Самаркандский сельский округ

село Самарканд, село Тегизжол, село Чкалово

Новоузенский сельский округ

село Новоузенка, село Севан, село Стан

Петровский сельский округ

село Жанакала, село Жастилек, село Петровка

сельский округ Баймырза

село Астаховка, село Баймырза

Шешенкаринский сельский округ

село Ашису, село Шешенкара

Акбелский сельский округ

село Акбел, село Алабас, село Курама

Ростовский сельский округ

село Красная Нива, село Кызылжар, село Ростовка

Центральный сельский округ

село Урожайное, село Центральное

село Суыксуский

село Суыксу

поселок Габидена Мустафина

посҰлок Габидена Мустафина

сельский округ Тузды

село Первое Мая, село Старая Тузда, село Тузды

Уштобинский сельский округ

село Сарыарка, село Курылус, село Сокурское, село Уштобе, село Новостройка

Белагашский сельский округ

село Аюлы, село Белагаш

      Динамика численности населения принята по данным Бюро национальной статистики. В сентябре 2023 года численность населения Бухар-Жырауского района составляла 53 123 человек. Из них сельское население – 53 123 человек.

      Среднегодовая численность населения в Бухар-Жырауском районе за период 2019 – 2023гг. представлена в таблице 2.

      Таблица 2 – Среднегодовая численность населения Бухар-Жырауского района за период 2019-2023 годы

Численность населения в Бухар-Жырауском районе

2019

2020

2021

2022

2023

Все население

Всего, из них:

57 067

56 666

56 184

53 830

53 123

Городское

-

-

-

-

-

Сельское

57 067

56 666

56 184

53 830

53 123

      Разработка программы необходима для повышения эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, увеличение доли переработки ТБО, а также обеспечение безопасного захоронения отходов.

      Программа разрабатывается согласно Приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п – "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" на плановый период на срок не менее 5 лет.

      Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

      - Экологический Кодекс Республики Казахстан - № 400-VI от 2 января 2021 года. с изменения и дополнениями 5 го сентября 2023 года ;

      - Об утверждении правил управления коммунальными отходами - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508;

      - Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482;

      - Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" - Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020;

      - И другие нормативные документы, действующие на территории Республики Казахстан.

      Мероприятия по управлению коммунальными отходами рассматриваются в следующих Национальных стратегиях и планах развития:

      "Стратегия достижения углеродной нейтральности" - Указ Президента Республики Казахстан от 2 го февраля 2023 года.

      Раздел "Управление отходами":

      Раздел 3.3.1.4 Управление отходами

      1) сокращение объемов образования отходов;

      2) ускоренное внедрение полного охвата сбором и сортировкой ТБО;

      3) увеличение доли перерабатываемых и компостируемых отходов.

      Национальный проект "Зеленый Казахстан" - Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 го октября 2021 года.

1. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в Бухар-Жырауском районе

      1.1 Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе.

      Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами (раздельный сбор, специализированная техника по транспортировке отходов, мощности по сортировке, переработке, полигоны ТБО и т.п.)

      В международной практике ТБО классифицированы на три части, которые соответствуют трем "потокам отходов", входящих в общий состав ТБО, но отличающихся между собой способом переработки и/или захоронения.

      1. Коммунальные отходы.

      2. Опасные ТБО – отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства с аналогичным характером образования, которые по своему составу и свойствам могут быть отнесены к опасным отходам. К ним относятся следующие отходы:

      - использованные батарейки и аккумуляторы;

      - использованное электрическое и электронное оборудование;

      - ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы и термометры);

      - медицинские и ветеринарные отходы;

      - отходы бытовой химии;

      - отходы, содержащие асбест;

      - другие опасные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека.

      3. Другие ТБО - отходы, которые не являются опасными, и в то же время не могут быть отнесены к смешанным, так как для их сбора, вывоза и утилизации требуется применение иных подходов, нежели чем для первого потока. К "Другим ТБО" отнесены следующие отходы:

      - строительные отходы;

      - крупногабаритные отходы;

      - автомобили, подлежащие утилизации;

      - использованные автомобильные шины;

      - отходы от переработки сточных вод.

      Сведения по текущему состоянию управления коммунальными отходами в Бухар-Жырауском районе получены с сайта Бюро национальной статистики информационно аналитической системы Бюро национальной статистики "Талдау", а также данных, предоставленных местными исполнительными органами и территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (Департамент экологии Карагандинской области).

      Число предприятий и организаций, занимающихся общественным сбором и вывозом коммунальных отходов в Бухар-Жырауском районе в 2022 годы - 2 единицы.

      Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Бухар-Жыраускому району в период 2018-2022 годы представлен в таблице 3. Объем представлен с учетом отходов предприятий, осуществляющих самостоятельный вывоз отходов на полигоны.

      Таблица 3 – Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Бухар-Жыраускому району с 2018 по 2023 годы

Бухар-Жырауский район

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Тонны

Собранные коммунальные отходы

16 150

26 158

29 170

31 049

56 991

7 950

Транспортированные коммунальные отходы

16 150

26 158

29 170

31 049

56 991

7 950

      Таблица 4 – Население, обслуживаемое мусоровывозящими компаниями

Параметр

2018

2019

2020

2021

численность населения Бухар-Жырауского района

57 232

57 067

56 666

56 184

Население, регулярно обслуживаемое мусоровывозящей организацией

30 907

31 207

32 382

4 666

% охвата

54

55

57

8

      *сведения, по населению, регулярно обслуживаемому мусоровывозящими организациями, в бюро статистики начиная с 2022 года отсутствуют.

      Диаграмма 1 – Соотношение численности населения Бухар-Жырауского района к количеству проживающих, обслуживаемых мусоровывозящими компаниями

     


      В 2022 году в Бухар-Жырауском районе количество контейнеров для сбора ТБО составляло 889 штук. В районе отсутствуют контейнеры для ртутьсодержащих отходов по состоянию на 2023 год.

      Таблица 5 – Данные по количеству контейнеров, организациям по вывозу ТБО, тарифу на вывоз ТБО и графику вывоза в разрезе населенных пунктов

Наименование населенного пункта

Количество контейнеров

Организации по вывозу ТБО

Тариф для вывоза ТБО, МЖД/частный сектор, тг

График вывоза

Ботакара

132

ИП "Айым"

205/1600

1 раз в неделю

Поселок имени Г.Мустафина

98

ИП "Никишин"

350/1600

По мере поступления заявок

Кушокы

64

ИП "Туран"

353/-

Через день 15 раз в месяц

Уштобе

275

ТОО "ГорКомТранс"

640/1942

1 раз в месяц

Новоузенка

70

-

-

-

Тузды

75

-

-

-

Доскей

30

-

-

-

      В Бухар-Жырауском районе не ведется раздельный сбор отходов на площадках ТБО. В пос. Г.Мустафина отходы вручную сортируются непосредственно на полигоне ТБО. Дополнительно, в селе Ботакара действует пункт приема вторичного сырья.

      Количество и виды раздельно собранных отходов за 2022 год в Бухар-Жырауском районе, представлены в таблице 6.

      Таблица 6– Общий объем собранных и транспортированных отходов по Бухар-Жыраускому району по видам

№пп

Наименование компонента (фракции)

2022г., тонны

1

Общий объем собранных коммунальных отходов, из них:

56 991

1.1

Пищевые отходы

-

1.2

Макулатура, картон, отходы бумаги

23

1.3

Стеклобой

34

1.4

Отходы пластмассы, пластика и т.п.

65

1.5

Электронное и электрическое оборудование

-

1.6

металлы

7

1.7

Шины

-

1.8

Одежда, текстиль

-

1.9

Отходы уборки улиц

-

1.10

Отходы рынков

74

1.11

Прочие смешанные отходы

2 812

2

Объем собранных отходов домашних хозяйств

305

      Диаграмма 2 - Соотношение собранных и транспортированных отходов по Бухар-Жыраускому району по видам

     


Сведения о полигонах ТБО

      В Бухар-Жырауском районе присутствуют 17 узаконенных полигонов ТБО, из них полигон ТБО в п.Ботакара временно приостановил деятельность. Полигоны ТБО Ростовского сельского округа, поселка Кушокы и поселка Габидена Мустафина находятся на доверительном управлении у ИП "Закиров" БИН 630105350751. Полигон ТБО находится в частной собственности у ТОО "Ізашар" БИН 140540025784. Сведения о полигонах ТБО в Бухар-Жырауском районе приведены в таблице 7.

      Таблица 7 - Сведения о полигонах ТБО в Бухар-Жырауском районе

Наименование предприятия (промплощадка)

Почтовый адрес (местонахождение)

Номер и дата выданного разрешения

Срок действия разрешения начало- конец

1.

ГУ"Аппарат акима Ростовского сельского округа Бухар–Жырауского района Карагандинской области

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Ростовский с.о., с.Ростовка, улица Советская, дом № 12А (Бухар-Жырауский район, Ростовский с.о., с.Ростовка)

KZ55VCZ00320665 29.05.2019 г. выбросы и отходы

29.05.2019- 31.12.2028

2.

ГУ "Аппарат акима поселка Кушокы Бухар- Жырауского района Карагандинской области"

100000, Республика Казахстан, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, поселок Кушокы., улица Искакова Искандера, дом № 5 (Бухар-Жырауский район, п.Кушокы)

KZ61VCZ00320654 29.05.2019 г. выбросы и отходы

29.05.2019- 31.12.2028

3.

ГУ"Аппарат акима поселка Габидена Мустафина Бухар –Жырауского района Карагандинской области

100000, Республика Казахстан, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, поселок Г. Мустафина улица Корниенко, дом № 17 (Бухар-Жырауский район, п. Г. Мустафина)

KZ75VCZ00338444 10.06.2019 г. выбросы и отходы

10.06.2019- 31.12.2028

4.

ГУ "Аппарат акима Акбельского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Республика Казахстан, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Акбелский с.о., улица Юбилейная, дом № 9А (Бухар-Жырауский район, Акбелский с.о., с.Акбел)

KZ38VCZ00417971 01.08.2019 г. выбросы KZ59VCZ00417981 01.08.2019 г. отходы

01.08.2019- 31.12.2028 01.08.2019- 31.12.2028

5.

ГУ "Аппарат акима сельского округа Керней Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Бухар-Жырауский район, Корнеевский с.о., с.Керней, улица Алаш, дом № 33 (Бухар-Жырауский район,с.Керней)

KZ08VCZ00431606 14.08.2019 г. выбросы KZ54VCZ00439702 28.08.2019 г. отходы

14.08.2019- 31.12.2028 28.08.2019- 31.12.2028

6.

ГУ "Аппарат акима Актобинского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Бухар-Жырауский район, Актобинский с.о., с.Актобе, Без типа без названия, дом № номера нет (Бухар-Жырауский район, Актобинский с.о., с.Актобе)

KZ38RCP00081518 17.09.2019 г. выбросы KZ11RCP0008151917.09.2019 г. отходы

19.08.2019- 31.12.2028 12.09.2019- 31.12.2028

7.

ГУ "Аппарат акима Белагашского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Белагашский с.о., с.Белагаш, улица Школьная, дом № 9 (Бухар-Жырауский район, Белагашский с.о., с.Белагаш)

KZ51VCZ00492427 31.10.2019 г. Выбросы KZ13VCZ00492432 31.10.2019 г. отходы

31.10.2019-31.12.2028 31.10.2019- 31.12.2028

8.

ГУ "Аппарат акима Шешенкаринского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Республика Казахстан, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Шешенкаринский с.о., с.Шешенкара, улица Пискунова, дом № 59 (Бухар-Жырауский район, Шешенкаринский с.о., с.Шешенкара)

KZ22VCZ00527869 выбросы 12.12.2019 г. KZ92VCZ00527870 отходы 12.12.2019 г.

12.12.2019- 31.12.2028 12.12.2019- 31.12.2028

9.

Государственное учреждение "Аппарат акима Петровского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Петровский с.о., с.Петровка, улица Школьная, дом № 14Б (Бухар-Жырауский район, Петровский с.о., с.Петровка)

KZ30VCZ00541208 30.12.2019 г. Выбросы KZ70VCZ00541264 30.12.2019 г. отходы

30.12.2019-31.12.2028 30.12.2019-31.12.2028

10.

Государственное учреждение "Аппарат акима Новоузенского сельского округа Бухар -Жырауского района Карагандинской области"

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, улица Тбилисская, дом № 28 (Бухар-Жырауский район, Hовоузенский с.о., с.Hовоузенка)

KZ84VCZ00540624 27.12.2019 г. Выбросы KZ30VCZ00540626 27.12.2019 г. Отходы

01.01.2020- 31.12.2028 01.01.2020- 31.12.2028

11.

Государственное учреждение "Аппарат акима Каражарского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Карагандинская область, с.Каражар, ул. Достық 41.(Бухар-Жырауский район, Каражарский с.о., с.Каражар)

KZ83VCZ00545686 20.01.2020 г. выбросы KZ72VCZ00545690 20.01.2020 г. отходы

20.01.2020- 31.12.2028 20.01.2020- 31.12.2028

12.

Государственное учреждение "Аппарат акима Актобинского (Интумак) сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Актобинский с.о., с.Актобе, улица Алаш, дом № 20 (Бухар-Жырауский район, Актобинский с.о., с.Интумак)

KZ09VCZ01240471 26.07.2021 г. выбросы KZ52VCZ01239794 26.07.2021 г. Отходы

26.07.2021- 31.12.2030 26.07.2021- 31.12.2030

13.

Государственное учреждение "Аппарат акима Центрального сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Центральный с.о., с.Центральное, улица Советская, здание № 10 (Бухар-Жырауский район, Центральный с.о., с.Центральное)

KZ94VCZ01240493 26.07.2021 г. выбросы KZ50VCZ01240606 26.07.2021 г. Отходы

26.07.2021- 31.12.2030 26.07.2021- 31.12.2030

14.

Государственное учреждение "Аппарат акима Тогызкудукского сельского округа Бухар-Жырауского района Карагандинской области"

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, Тогузкудукский с.о., с.Тогызкудук, улица Орталык, дом № 12

KZ13VCZ03384293

01.01.2024-31.12.2033

15.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Тузды Бухар-Жырауского районаКарагандинской области"

Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, с.о. Тузды, с.Тузды, улица Мичурина, дом № 7

KZ66VCZ03397986

01.01.2024-31.12.2033

16.

ТОО "Ізашар"

Карагандинская область, Караганда Г.А., район им.Казыбек би Микрорайон Таугуль улица 3, дом № 10А, 9 (полигон ТБО находится в с.Доскей)

KZ22VCZ00802864 25.02.2021 г Выбросы KZ23VCZ00802846 25.02.2021 г Отходы

25.02.2021 - 31.12.2030

17.

Полигон ТБО п.Ботакара

Деятельность временно приостановлена

      Общие характеристики по размещению отходов на полигонах представлены в таблице 8.

      Таблица 8 – Сведения о полигонах ТБО в Бухар-Жырауском районе

№пп

Параметр

2018

2019

2020

2021

2022

1

Площадь полигона (места захоронения отходов), км2

0,64

0,64

0,64

0,64

0,64

2

Объем утилизированных и депонированных отходов, тонн

46 427

44 949

41 650

32 119

53 485

      Диаграмма 3 - Объем утилизированных и депонированных отходов, тонн за 2018-2022 годы

     


Сведения об организациях, занимающихся приемом вторичного сырья

      В Бухар-Жырауском районе Карагандинской области, по сведениям АО "Жасыл Даму", действуют 2 пункта приема вторичного сырья.

      1. ТОО "Гордорсервис-Т"

      БИН: 020740000068.

      Принимаемый вид отходов: бумага, пластик и стекло.

      Адрес местонахождения пункта приема: Карагандинская область,Бухар-Жырауский район Село Самарканд учетный квартал 009, 7.

      2. ТОО "МЕГАПОЛИС СТРОЙ KZ"

      БИН: 190540028282.

      Принимаемый вид отходов: бумага, пластик, стекло, тетрапак, металл.

      Адрес местонахождения пункта приема: Карагандинская область, Бухар-Жырауский район Ботакара, Ауэзова, 0, 10.

Морфологический состав коммунальных отходов

      Морфологический состав коммунальных отходов для городских жителей представлен в таблице 9.

      Таблица 9– Морфологический состав ТБО

№пп

Наименование фракции

% содержания в общем объеме

1

Пищевые отходы

34

2

Пластик разного состава

27

3

Бумага, картон и бумажная продукция

23

4

Стекло

8

5

Металл

3

6

Текстиль

3

7

Древесина и остатки растительности

1,9

8

Прочие отходы (медицинские, батарейки и лампы, остатки бытовых приборов и др.)

0,1

      1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние 3 года

      Количество образуемых отходов 1 жителем Бухар-Жырауского района за последние 3 года:

      2020 г – 1,41 кг/сутки;

      2021 г – 1,51 кг/сутки;

      2022 г – 2,9 кг/сутки.

      В среднем показатель образования за последние 3 года составляет 708 кг/год или 2,83 м3/год на человека. При этом утвержденная норма образования коммунальных отходов для Бухар-Жырауского района на 1 человека составляет 1,75м3 в благоустроенных и 2,1 м3 в неблагоустроенных домовладениях на человека.

      1.3 Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов

      Действующие решения местных маслихатов по объемам образования отходов и утверждения тарифов на их вывоз:

      – Об утверждении правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов по Бухар-Жыраускому району – Постановление акимата Бухар-Жырауского района Карагандинской области от 28 июня 2022 года № 35/01.

      1.4 Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года

      Согласно Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2022-2024 годы – решение Карагандинского областного маслихата от 9 декабря 2021 года №129 на 2024 год в поселке Ботакара Бухар-Жырауского района предусмотрено стрительство полигона ТБО. Ответственным за исполнение является ГУ "Аппарат акима Бухар-Жырауского района Карагандинской области". Объем финансирования составляет 550 000 тыс.тенге. Источник финансирования – областной бюджет.

      1.5 Положительные стороны существующей системы управления отходами в Бухар-Жырауском районе

      1. Наличие экологического разрешения на воздействие (ЭРВ) для 13 полигонов ТБО

      Согласно предоставленным данным РГУ "Департамент экологии по Карагандинской области" численность полигонов ТБО с наличием ЭРВ составляет 13 единиц.

      2. Наличие пунктов приема вторичного сырья

      В Бухар-Жырауском районе Карагандинской области, по сведениям АО "Жасыл Даму", действуют 2 пункта приема вторичного сырья: ТОО "Гордорсервис-Т" и ТОО "МЕГАПОЛИС СТРОЙ KZ".

      Принимаемый вид отходов у ТОО "Гордорсервис-Т": бумага, пластик и стекло.

      Принимаемый вид отходов у ТОО "МЕГАПОЛИС СТРОЙ KZ": бумага, пластик, стекло, тетрапак, металл.

      3. Ручная сортировка отходов на полигоне ТБО п.Г.Мустафина.

      1.6 Выявленные проблемы и несоответствия действующему Законодательству РК в сфере управления коммунальными отходами в Бухар-Жырауском районе

      1. Несоответствие контейнеров и контейнерных площадок установленным стандартам

      На контейнерных площадках Бухар-Жырауского района установлены контейнеры для сбора для сбора опасных составляющих коммунальных отходов (батарейки и ртутьсодержащие лампы). При этом не выполняется требование Приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 - Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности. В частности, согласно главе 2, пункта 8, пп.4 необходимо обеспечить единообразное строительство контейнерных площадок. Согласно пп.2, п.8 – контейнерные площадки должны быть оснащены контейнерами для раздельного сбора, в количестве не менее 2-х.

      Также не обеспечены требования по маркированию контейнеров и разделению на фракции "сухое", "мокрое".

      2. Отсутствие раздельного сбора коммунальных отходов.

      Не выполняется требование Приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 - Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности.

      Физическими и юридическими лицами производится вывоз крупногабаритного и негабаритных отходов, в т.ч. строительные, древесные отходы, на места накопления отходов ТБО, что противоречит п.18 Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 "Об утверждении правил управления коммунальными отходами" и п.3.3 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов". Также, большинство площадок не соответсвуют требованиям указанным в п.3.1. СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов".

      3. Недостаточное благоустройство полигона ТБО.

      Полигоны ТБО не соответствует п.64, 65, 111 Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".

      4. Отсутствие GPS-трекеров на мусоровывозящей технике.

      Согласно пп.2 п.4 ст.368 ЭК РК "Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по транспортировке твердых бытовых отходов, при оказании соответствующих услуг должны оборудовать транспортные средства, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, спутниковыми навигационными системами, подключенными к информационной системе "Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан", и поддерживать эти системы постоянно в рабочем состоянии".

      5. Золошлаковые отходы и органические сельскохозяйственные отходы (навоз) Золошлаковые отходы образуются непосредственно в частных домовладениях, а также в многоквартирных домах, отпаливаемых локализованной системой котельного отопления. На сегодняшний день, даннный вид отходов накапливается на территории частных домовладений и/или направляется в мусорные контейнера на площадках ТБО, что противоречит ЭК РК.

      Органические сельскохозяйственные отходы (навоз) образуются у лиц, занимающихся сельским хозяйством. Накапливаются на территории частных домовладений. Некоторая часть в дальнейшем используется как удобрение для садовых культур у образователя (при наличии). Образователи, которые не занимаются агрокультурным сельским хозяйством (огород, сад), склонны к обработке вышеуказанных отходов и использованию, в дальнейшем, для энергетического сжигания. Однако, некоторый объем таких отходов может быть складирована и/или захронивается в несанкционированных местах. Данная проблема особенно актуальная для сельской местности.

      6. Отсутствие решения по использованию или утилизации пищевых и других органических отходов

      Эта проблема приводит к неэффективному использованию ресурсов и увеличению объема отходов, усугубляя проблемы связанные с обработкой мусора и загрязнением окружающей среды. Эффективные стратегии использования и утилизации органических отходов как энергетическое сжигание могут не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и предоставить возможности для устойчивого производства энергии и улучшения почвенного состояния.

2. Цели, задачи и целевые показатели

      2.1 Цели и задачи Программы

      Цель программы управления коммунальными отходами для населенных пунктов Бухар-Жырауского района заключается в создании эффективной и устойчивой системы управления отходами, направленной на минимизацию экологического воздействия, обеспечение безопасности обращения с отходами, повышение степени их переработки и содействие общественному здоровью.

      Управление отходами регламентируется разделом 19 Экологического Кодекса Республики Казахстан.

      Основные принципы в области управления отходами описаны в ст.328:

      - принцип иерархии;

      - принцип близости к источнику;

      - принцип ответственности образователя отходов;

      - расширенных обязательств производителей отходов.

      Принцип иерархии, согласно ст.329 ЭК РК, подразумевает следующие меры по обращению с отходами:

      1. Предотвращение образования отходов;

      2. Подготовка отходов к повторному использованию;

      3. Переработку отходов;

      4. Утилизацию отходов;

      5. Удаление отходов.

      Исходя из цели программы и принципа иерархии отходов предлагаются следующие основные (первостепенные) задачи программы:

      1. Оборудование контейнеров и контейнерных площадок согласно действующим требованиям

      2. Обеспечение раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое"/"мокрое"

      3. Решение проблемы крупногабаритных, негабаритных отходов, в том числе строительных и древесных отходов

      4. Оснащение техники GPS-трекерами

      5. Обустройство полигонов ТБО в Бухар-Жырауском районе требованиям Законодательства

      6. Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

      7. Строительство компостного сооружения

      8. Оснащение полигона ТБО инсинераторной установкой

      9. Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

      10. Информационные сообщения о правильном раздельном сборе отходов на контейнерных площадках в местных и региональных СМИ.

      Задача 1. Оборудование контейнеров и контейнерных площадок согласно действующим требованиям

      Цель задачи: соответствие контейнеров и контейнерных площадок требованиям Экологического кодекса Республики Казахстан, СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов" и "Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".

      Обоснование цели: Обоснование соответствия контейнеров и контейнерных площадок требованиям законодательства в сфере управления отходами важно с точки зрения обеспечения эффективного и законного функционирования системы управления коммунальными отходами.

      Задача 2. Обеспечение раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое" / "мокрое"

      Цель задачи: внедрении эффективной системы раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО) на самом этапе их образования, с целью оптимизации процесса утилизации и повышения степени переработки отходов.

      Обоснование задачи: способствование снижению общего объема отходов, сокращению негативного воздействия на окружающую среду, а также созданию более устойчивой системы управления отходами, соответствующей принципам устойчивого развития.

      Примечание. Данная задача способствует полноценному достижению пути 5.1 Задачи 1.

      Задача 3. Решение проблемы крупногабаритных, негабаритных отходов, в том числе строительных и древесных отходов

      Цель задачи: соблюдение Законодательства РК, устойчивое управление ресурсами, сокращение экологического воздействия и содействие циркулярной экономике для эффективного использования материалов.

      Обоснование цели: способствование снижению экологического воздействия, предотвращению загрязнения окружающей среды и сохранению природных ресурсов. Во-вторых, эффективное управление такими отходами способствует формированию устойчивой системы обращения с ресурсами, включая их переработку и повторное использование, что важно для снижения потребления новых материалов и объемов свалок. Циркулярная экономика, поощряемая решением этой проблемы, способствует формированию замкнутых циклов использования материалов, содействуя устойчивому и ответственному потреблению.

      Задача 4. Оснащение техники GPS-трекерами

      Цель задачи: повышение эффективности и контроля процесса сбора и утилизации мусора.

      Обоснование задачи: GPS-трекеры позволяют оптимизировать планирование и назначение маршрутов для мусоровывоза. Они обеспечивают реально временное отслеживание местонахождения мусоровозов, и в случае задержек или отклонений от оптимальных маршрутов, управляющие службы сразу могут принять необходимые меры. PS-трекеры помогают предотвращать кражу или несанкционированное использование мусоровозов.

      Задача 5. Обустройство полигонов ТБО требованиям Законодательства

      Цель задачи: обеспечение обустройства полигонов ТБО с соблюдением всех требований законодательства по утилизации и обработке твердых бытовых отходов.

      Обоснование цели: Соблюдение законодательных требований в данной задаче гарантирует, что процессы обработки отходов будут соответствовать стандартам безопасности и охраны окружающей среды, предусмотренным законами и нормативами. Кроме того, такой подход способствует поддержанию законности в сфере обращения с отходами.

      Задача 6. Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

      Цель задачи: выявлении незаконных и неправильных мест для выброса коммунальных отходов, а также в последующей их эффективной ликвидации

      Обоснование задачи: улучшение состояния окружающей среды, предотвращение загрязнения и поддержание чистоты в общественных и природных пространствах, а также на формирование ответственного отношения к управлению отходами в обществе.

      Задача 7. Строительство компостного сооружения на полигоне ТБО

      Цель: обеспечить сельские населенные пункты компостнями ямами для накопления и депонирования отходов сельскохозяйственной органики.

      Обоснование цели: компостирование способствует утилизации органических отходов, таких как растительные остатки и навоз, предотвращая их попадание на свалки и сокращая негативное воздействие на окружающую среду.

      Задача 8. Оснащение полигона ТБО инсинераторной установкой

      Цель задачи: создание эффективного и экологически устойчивого метода обработки органических отходов, что поможет сократить объем отходов, предотвратить выделение метана на свалках и внести вклад в снижение негативного воздействия на окружающую среду. Эта инициатива также направлена на повышение энергоэффективности, создание возможностей для производства тепла или электроэнергии из сжигания отходов, и улучшение общей управляемости и экологической устойчивости обработки твердых бытовых отходов на полигоне.

      Обоснование цели: необходимость сокращения объема органических отходов, предотвращения выделения метана на свалках и минимизации экологического воздействия

      Задача 9. Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

      Цель задачи: формирование у них навыков экологического поведения, осознанного потребления, а также внедрение привычек эффективного использования ресурсов и ответственного подхода к сортировке отходов для содействия устойчивому развитию.

      Обоснование задачи: данная задача обоснована необходимостью формирования экологической грамотности среди молодого поколения. Эти инициативы способствуют созданию устойчивых экологических привычек, развивают ответственное отношение к окружающей среде и способствуют формированию экологически осознанных граждан.

      Примечание. Данная задача способствует полноценному достижению пути 5.1 Задачи 1.

      Задача 10. Информационные сообщения о правильном раздельном сборе отходов на контейнерных площадках в местных и региональных СМИ

      Цель задачи: повышении осведомленности и вовлеченности граждан Бухар-Жырауского района и его окрестностей в процесс раздельного сбора отходов.

      Обоснование задачи: стимулирование активного участия граждан в данной инициативе, а также на формирование экологически ответственного поведения среди населения в целях улучшения состояния окружающей среды и оптимизации системы управления отходами.

      Примечание. Данная задача способствует полноценному достижению пути 5.1 Задачи 1.

      2.2 Целевые показатели Программы

      Исходя из целей и задач Программы предлагается установление следующих Целевых показателей программы.

      Таблица 10 – Целевые показатели Программы управления коммунальными отходами Бухар-Жырауского района

№пп

Наименование показателя

Ед.изм.

Плановый период

Исх. значение на 2024 г.

2025

2026

2027

2028

2028

1

Оборудование контейнеров и контейнерных площадок согласно действующим требованиям

%

0

5

35

55

75

100

2

Обеспечение раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое" , "мокрое"

%

0

5

15

25

25

30

3

Решение проблемы крупногабаритных, негабаритных отходов, в том числе строительных и древесных отходов

%

0

10

40

60

80

100

4

Оснащение техники GPS-трекерами

%

0%

100%

-

-

-

-

5

Обустройство полигонов ТБО в Бухар-Жырауском районе требованиям Законодательства

шт

1

3

3

3

4


6

Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

% от обнаруженных

99

100

100

100

100

100

7

Строительство компостного сооружения

%

-

-

25%

50%

70%

100%

8

Оснащение полигонов ТБО инсинераторной установкой

шт

-

-

1

1

-

-

9

Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

Мероприятие на 1 учебное заведение в семестр

0

2

2

2

2

2

10

Информационные сообщения о правильном раздельном сборе отходов на контейнерных площадках в местных и региональных СМИ

Минута эфирного времени в неделю

0

15

20

25

30

30

3. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач

      Задача 1. Оборудование контейнеров и контейнерных площадок согласно действующим требованиям

      Пути достижения:

      1. Асфальтирование существующих и новых контейнерных площадок. Провести асфальтирование или бетонирование основания площадок, устойчивое к температурным перепадам и с толщиной покрытия не менее 100 мм (п.3.1.2 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов").

      2. Ограждение контейнерных площадок. Провести по периметру, с трех сторон ограждение сплошным материалом, устойчивым к резким климатическим изменениям и коррозии, там где оно несоответствует требованиям п.3.1.4 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов" и/или отсутствует. Каркас предусматривается из круглых или квадратных труб с грунтовкой и последующим нанесением краски марки RAL 1016, RAL 1026 или аналогичного.

      3. Оснащение крышей контейнерных площадок. Крыша должна быть изготовлена из сплошного материала, устойчивого к резким климатическим изменениям и коррозии. Уклон крыши обустраивается от стороны свободного доступа к противоположной стороне для обеспечения стекания воды. Высота стороны свободного доступа к площадке от основания до крыши не менее 1,5 м (п.3.1.5, 3.1.6 СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов").

      4. Единый стандарт контейнеров согласно технической спецификации. Дальнейший закуп проводить строго согласно единой технической спецификации, утвержденной МИО, с учетом требований и специфик мусоровывозящих техник.

      5. Соответствие контейнеров требованиям Законодательства. Провести модернизацию существующих контейнеров на площадках по сбору ТБО. А именно соблюсти следующие требования:

      5.1. Организовать раздельный сбор отходов в специальные контейнера согласно п.3.2 СТ РК 3780-2022. При невозможности установки для всех видов отходов, указанных в п.3.2, установить контейнера для трех фракций отходов "сухая", "мокрая" и "опасные отходы". "Мокрая" фракция: пищевые отходы, органика, смешанные отходы и отходы по характеру и составу схожие с отходами домашних хозяйств. "Сухая" фракция состоит из бумаги, картона, металла, пластика и стекла. "Опасные отходы": отдельно ртутьсодержащие отходы, отдельно электронные отходы и другие.

      5.2. Обязательная маркировка контейнеров. На каждый контейнер требуется нанести информационную наклейку/надпись с перечислением собираемых видов (фракции) отходов, данные о собственнике контейнера (наименование, контактные данные), информация об организации, обслуживающей контейнер. Количество требуемых контейнеров для каждого вида фракции на одной площадке устанавливается собственником контейнеров согласно п.58 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".

      Примечание. Приобретаемые в будущем контейнера должны соответствовать требованиям, указанные в СТ РК 3780-2022 и других нормативно-правовых актах.

      Рекомендуется оснастить неблагоустроенные домовладения (частный сектор) площадками для сбора ТБО. Месторасположение, количество площадок и контейнеров на одной площадке должны устанавливаться согласно требованиям Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" и СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов".

      Заинтересованные стороны: МИО, акиматы.

      Задача 2. Обеспечение раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое"/"мокрое"

      Пути достижения:

      1. Разработка и распространение четких инструкций и правил по раздельному сбору ;

      2. Размещение специальных контейнеров для "сухих" и "мокрых" отходов;

      3. Очевидная маркировка контейнеров с указанием на их предназначение. Использование цветовой кодировки или ярких знаков для легкости идентификации;

      4. Регулярный мониторинг и контроль со стороны администрации, чтобы удостовериться в соблюдении правил раздельного сбора;

      5. Установление системы обратной связи для постоянного улучшения процесса раздельного сбора. Реагирование на отзывы и предложения.

      Заинтересованные стороны: МИО, акиматы.

      Задача 3. Решение проблемы крупногабаритных, негабаритных отходов, в том числе строительных и древесных отходов

      Пути достижения:

      1. Рекомендуется контейнерные площадки оснастить площадкой для рассматриваемых в Задаче 3 видов отходов.

      2. Разработать дизайн площадки:

      – Определить расположение площадки с учетом доступности для транспорта и удобства для пользователей.

      – Разработать эффективную компоновку для разделения различных видов отходов и создания зон для удобной загрузки и разгрузки.

      3. Предоставление необходимого оборудования:

      – Обеспечить площадку контейнерами различных размеров для раздельного сбора отходов (металл, древесина, бетон и т.д.).

      – Установить контейнеры с прочными крышками для предотвращения разброса отходов и минимизации воздействия на окружающую среду.

      4. Размещение информационных табличек:

      – Установить информационные таблички с четкими инструкциями по раздельному сбору отходов и правилам использования площадки.

      – Обеспечить информацию о том, какие материалы могут быть утилизированы и какие требуют специальной обработки.

      5. Обеспечить безопасность:

      – Установить необходимые знаки безопасности и ограды для предотвращения несанкционированного доступа и обеспечения безопасности пользователей.

      – Рассмотреть возможность видеонаблюдения для обеспечения безопасности и предотвращения незаконных действий.

      6. Организовать систему управления:

      – Разработать эффективную систему управления для регулирования доступа, мониторинга заполненности контейнеров и организации регулярной вывозки отходов.

      – Определить место временного складирования отходов для дальнейших процедур по переработке и вторичной обработке. Также следует определить юридические лица, заинтересованные в транспортировке и утилизации таких отходов.

      7. Продвижение осведомленности:

      – Проводить образовательные мероприятия и кампании для повышения осведомленности о правилах раздельного сбора и важности утилизации отходов.

      – Донести до населения, что вывоз как крупногабаритных и строительных отходов, так и других видов отходов; в неположенном месте является нарушением ст.505 КоАП РК и облагается штрафом в размере от 20 до 100МРП.

      Заинтересованные стороны: МИО, акиматы.

      Задача 4. Оснащение техники GPS-трекерами

      Пути достижения:

      1. Закуп GPS-трекеров. Собственникам мусоровывозящей техники следует закупить и установить необходимое количество трекеров для их оснащения.

      2. Уведомление уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды. Уведомить и предоставлять необходимые данные в Департамент экологии Карагандинской области согласно п.3 ст.368 ЭК РК.

      Примечание к Задаче 6. Рекомендуется частичное или полное субсидирование закупа GPS-трекеров из местного бюджета для собственников техники в целях минимизации риска финансовой дестабилизации собственников.

      Заинтересованные органы: мусоровывозящие организации.

      Задача 5. Обустройство полигонов ТБО требованиям Законодательства

      Пути достижения:

      1. По периметру полигона ТБО необходимо предусмотреть ограждение согласно требованиям п.65 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";

      2. Рекомендуется предусмотреть дезинфицирующую бетонную ванну для обеззараживания колес согласно требованиям п.64 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";

      3. Рекомендуется привести полигон ТБО в соответствие требованиям ст.350 ЭК РК, СН РК 1.04-15-2013 "Полигоны для твердых бытовых отходов" и СТ РК 3696-2020 "Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности. Требования".

      Заинтересованные стороны: операторы полигонов ТБО.

      Задача 6. Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

      Пути достижения:

      Обнаружение

      1. Организовать периодические обходы территории населенных пунктов территории района с целью выявления новых или расширяющихся стихийных свалок. Включить в мониторинг места, склонные к незаконным вывозам отходов.

      2. Разместить камеры наблюдения в потенциальных зонах образования стихийных свалок, что может помочь в их обнаружении и выявлении нарушителей.

      3. Вовлекать местных жителей в процесс обнаружения. Создать каналы обратной связи, чтобы получать информацию о новых свалках.

      Ликвидация

      1. Создать план действий для ликвидации стихийных свалок. Указать ответственные организации и инструменты, необходимые для выполнения задач.

      2. Обеспечить необходимые ресурсы, включая персонал, технику, средства безопасности и контейнеры для сбора отходов.

      3. При ликвидации проводить разделение отходов на перерабатываемые и неперерабатываемые компоненты для их последующей утилизации.

      4. Мобилизовать волонтҰров и местных жителей для участия в ликвидации свалок. Это не только помогает с увеличением ресурсов, но и вовлекает общество в процесс.

      5. Организовать информационные кампании о вреде стихийных свалок и преимуществах правильного обращения с отходами. Это может способствовать снижению случаев их образования в будущем.

      6. Применять административные меры в виде штрафов и юридических действий в отношении нарушителей, чтобы предотвратить повторные случаи стихийных свалок.

      Заинтересованные стороны: МИО, акиматы.

      Задача 7. Строительство компостных сооружений в сельских местностях

      Пути достижения:

      1. Определить участок для компостной ямы или бака, учитывая безопасное удаление от жилых зон и источников воды.

      2. Обеспечить доступ к сооружению для удобства размещения и обслуживания.

      3. Разработать технический проект компостного сооружения, опираясь на объем отходов и цели их использования.

      4. Выбрать подходящую технологию компостирования, такую как поверхностное компостирование, ямы.

      5. Приобрести материалы, необходимые для строительства, такие как деревянные доски, сетка, или пластиковые баки в зависимости от выбранной конструкции.

      6. Обеспечить наличие инструментов для строительства и обслуживания.

      7. При необходимости обеспечить дренаж для улучшения процесса компостирования.

      8. Провести обучение местных жителей и сельскохозяйственных работников по правильному использованию компостного сооружения и добавлению отходов.

      9. Установить систему сбора отходов на территории сельской местности, чтобы обеспечить регулярное пополнение компостного сооружения.

      10. Регулярно проверять и переворачивать компост для обеспечения равномерного процесса компостирования.

      11. После завершения компостирования, использовать полученный компост как удобрение для сельскохозяйственных культур.

      Заинтересованные стороны: операторы полигонов ТБО.

      Задача 8. Оснащение полигона ТБО инсинераторной установкой

      Пути достижения:

      – Определить объемы обработки ТБО.

      – Разработать детальный план оснащения, включая выбор подходящего типа инсинератора.

      Выбор инсинераторной установки:

      – Выбрать подходящий тип инсинератора в зависимости от объемов отходов и требований к обработке. Требуется удостовериться, что выбранная установка соответствует местным стандартам безопасности и экологическим требованиям.

      Инфраструктура:

      – Подготовить необходимую инфраструктуру для размещения инсинераторной установки, включая строительство фундамента и сооружение дополнительных зданий (если необходимо).

      Системы очистки и контроля:

      – Внедрить системы очистки газов и другие меры контроля выбросов для соблюдения стандартов чистоты воздуха.

      – Установить системы мониторинга и контроля для отслеживания работы инсинератора и обеспечения безопасности процесса.

      Обучение персонала:

      – Предоставить обучение персоналу, который будет работать с инсинераторной установкой, включая безопасные методы эксплуатации и обслуживания.

      Оформление разрешений:

      – Получить все необходимые разрешения и лицензии от местных и государственных органов, чтобы обеспечить соблюдение законов и нормативов.

      Мониторинг и обслуживание:

      – Установить регулярные процедуры мониторинга и обслуживания для поддержания надлежащей работы инсинератора и предотвращения проблем.

      Заинтересованные стороны: операторы полигонов ТБО.

      Задача 9. Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

      Пути достижения:

      1. Проведение обширной информационной кампании среди учащихся, педагогов и административного персонала о важности раздельного сбора, его влиянии на окружающую среду и преимуществах для общества;

      2. Создание информационных брошюр, плакатов и объявлений, которые будут распространяться в школе. Размещение информационных стендов о правилах раздельного сбора на видных местах;

      3. Проведение обучающих мероприятий для учащихся и педагогов, включая уроки, семинары и мастер-классы по теме раздельного сбора отходов;

      4. Введение системы мониторинга и поощрения за активное участие в раздельном сборе. Например, создание системы бонусов или наград для классов или отдельных учеников, которые достигли высоких результатов;

      5. Активное вовлечение родителей в процесс, например, организация родительских собраний, где рассматриваются вопросы раздельного сбора отходов, и совместные инициативы для поддержания чистоты в школе.

      Заинтересованные стороны: ГУ "Отдел внутренней политики Бухар-Жырауского района", ГУ "Отдел образования Бухар-Жырауского района" управления образования Карагандинской области.

      Задача 10. Информационные сообщения о правильном раздельном сборе отходов на контейнерных площадках в местных и региональных СМИ

      Пути достижения:

      1. Разработать комплексную информационную кампанию о правильном раздельном сборе отходов. Включить основные принципы, преимущества и практические советы.

      2. Подготовить информационные пресс-релизы, содержащие ключевые моменты и факты о правильном раздельном сборе. В том числе указать адреса контейнерных площадок и четкие инструкции.

      3. Связаться с редакциями региональных и местных СМИ. Предложить им статьи, интервью или репортажи на тему правильного раздельного сбора, подчеркивая важность этой инициативы для сообщества Бухар-Жырауского района.

      4. Организовать пресс-конференции и мероприятия, на которых можно демонстрировать процесс раздельного сбора отходов на контейнерных площадках. Предоставить информацию журналистам, в том числе местной редакции в удобной и привлекательной форме.

      5. Активно использовать социальные медиа для распространения информации. Создать информативные посты, видеоролики или прямые трансляции о раздельном сборе и разместить их на платформах, как Instagram, Facebook и TikTok.

      8. Разместить рекламные баннеры, афиши или билборды с информацией о правильном раздельном сборе в местах с большим скоплением людей.

      9. Использовать интерактивные элементы, такие как QR-коды на контейнерах, которые ведут к онлайн-ресурсам с дополнительной информацией о раздельном сборе.

      10. Поддерживать открытую обратную связь с общественностью через социальные сети, электронную почту или телефон.

      11. Регулярно измерять эффективность информационной кампании через аналитику СМИ, рост осведомленности в сообществе и уровень участия в раздельном сборе.

      Заинтересованные стороны: ГУ "Отдел внутренней политики Бухар-Жырауского района".

4. Необходимые ресурсы

      Источниками финансирования Программы могут быть местный бюджет, в том числе в соответствии со статьей 29 Экологического кодекса РК, прямые иностранные и отечественные инвестиции, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (со средств, поступивших на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 388 Кодекса), гранты отечественных, международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, незапрещенные законодательством Республики Казахстан источники, которые могут привлекаться предприятиями по сбору и утилизации отходов, или общественными организациями.

      Необходимые ресурсы для каждого мероприятия установлены в "Плане мероприятий по реализации программы".

5. План мероприятий по реализации программы

      Таблица 11 - План мероприятий по реализации программы управления коммунальными отходами для Бухар-Жырауского района на период 2024-2028 годы.

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Предполагаемые расходы (тыс.тенге)/дополнительные источники (тыс.тенге)

Источники финансирования

Ожидаемый экологический эффект от мероприятия

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год


1

Организация тендера на закуп услуг по проектированию типичной площадки ТБО для населенных пунктов Бухар-Жырауского района

договор на оказание услуги

МИО населенных пунктов

2025-2028

Согласно условиям госзакупа

МБ

Подготовительные работы

2

Оборудование контейнеров и контейнерных площадок согласно действующим требованиям

Акт ввода в эксплуатацию

МИО населенных пунктов

2025

Согласно бюджетной заявке

МБ

Организованный сбор коммунальных отходов

3

Увеличить количество контейнеров на одной площадке, где это необходимо

Согласованная система сбора

МИО населенных пунктов

2025-2028

Согласно бюджетной заявке

МБ

Снижение нагрузки на мусоровывозчщие предприятия

4

Размещение материалов на местных и региональных теле-радиоканалах и социальных сетях

эфирная справка, публикация

ОВП, МИО населенных пунктов

2025-2028

Согласно бюджетной заявке

МБ

пропаганда разумного потребления и информирование об ответственности за неправильное обращение с отходами

6

Организация работы по сбору и вывозу крупногабаритных и строительных отходов Бухар-Жырауского района

Дговор на предосталвение услуг по вывозу крупногабаритных отходов, акт прием-передачи крупногабаритных отходов

МИО населенных пунктов, мусоровывозящие предприятия

2025-2028

Согласно бюджетной заявке

МБ

Утилизация крупногабаритных отходов, снижение нагрузки на окружающую среду

7

Оснащение техники GPS-трекерами

Акт ввода в эксплуатацию

собственники техники

2025

Согласно бюджетной заявке и условию закупа

СС

Монитиоринг и трекинг вывоза коммунальных отходов

8

Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

Публикации в СМИ и в учебных заведениях

ОВП, ОО

2025 – 2028

Согласно бюджетной заявке

МБ

Экологическое воспитание и осведомление, экологическая грамотность

9

Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

Акт ликвидации

МИО населенных пунктов

2025 – 2028

Согласно условиям госзакупа

МБ

Восстановление экосистемы

10

Строительство компостного сооружения

Акт ввода в эксплуатацию

Операторы полигона ТБО

2025-2028

Согласно бюджетной заявке

СС

Снижение нагрузки на окружающую среду, использование отхода для сельскохозяйственной деятельности

11

Оснащение полигона ТБО инсинераторной установкой

Акт ввода в эксплуатацию

Оператор полигона ТБО

2025-2028

Согласно бюджетной заявке

СС

Уменьшение депонирования пищевых отходов

12

Проведение общественных советов с экологической общественностью города по системе управления отходами в Бухар-Жырауском районе и работе предприятий, вовлеченных в процесс управления отходами

Протокол ОС, публикации в СМИ

МИО населенных пунктов, операторы по управлению отходами

2025-2028

_

_

_

_

_

_

МБ, СС мусороперерабатывающих предприятий

Реализация принципов Орхусской конвенции и осведомленности населения)

      ОВП – Отдел внутренней политики

      ОО – Отдел образования

      МБ - местный бюджет

      СС - собственные средства предприятий

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.