Об утверждении программы по управлению коммунальными отходами Осакаровского района Карагандинской области на 2024-2028 годы

Новый

Решение Осакаровского районного маслихата Карагандинской области от 11 июня 2024 года № 20/197

      В соответствии с Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстана, Приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органом по разработке программы по управлению коммунальными отходами", районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами Осакаровского района Карагандинской области на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата К. Саккулаков

  Приложение
к решению Осакаровского
районного маслихата
от "11" июня 2024 года
№ 20/197

Программа по управлению коммунальными отходами Осакаровского района Карагандинской области на 2024-2028 годы

      1. Введение

      2. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в Осакаровском районе.

      3. Цели, задачи и целевые показатели

      4. Целевые показатели программы

      5. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач.

      6. Необходимые ресурсы

      7. План мероприятий по реализации программы.

Глава 1. Введение

      Одним из важнейших направлений охраны окружающей среды является рациональная организация управления отходами производства и потребления. Важную роль в этом играет экономическое стимулирование внедрения малоотходных и безотходных технологий, переработки отходов в целях их обезвреживания и утилизации.

      В данной программе рассматривается сбор и размещение коммунальных отходов Осакаровского района.

      Программа по управлению коммунальными отходами Осакаровского района Карагандинской области на 2024-2028 годы разработана на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18.05.2023г. №154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".

      В Программе представляется описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся в районе, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами.

      Основные характеристики района

      Территория Осакаровского района составляет 1126,1 тыс.га. Административно-территориальное деление района представлено: 52 сельских населенных пунктов (далее - СНП), 23 сельских округа, из них 8 состоят только из одного СНП.

      Районный центр - поселок Осакаровка. Отраслевая специализация региона сельское хозяйство и промышленность.

      Промышленность района представлена системообразующими предприятиями горнодобывающей отрасли и предприятием занимающимся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а также обрабатывающей отраслью.

      Основными составляющими промышленности в Осакаровском районе являются: ТОО "Kazakhmys Coal" и Карагандинский филиал Республиканского Государственного Предприятия на праве хозяйственного ведения "Канал имени Каныша Сатпаева".

      Динамика численности населения принята по данным Бюро национальной статистики. На конец 2023 года численность населения Осакаровского района составила 29998 человек.

      Обоснование необходимости разработки программы управления коммунальными отходами на плановый период

      Разработка программы необходима для повышения эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, увеличение доли переработки твердо бытовых отходов, а также обеспечение безопасного захоронения отходов.

      Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

      1) Экологический Кодекс Республики Казахстан № 400-VI от 2 января 2021года;

      2) Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами";

      3) Приказ исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 "Об утверждении правил управления коммунальными отходами";

      4) Приказ исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 "Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности;

      5) Приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";

      Мероприятия по управлению коммунальными отходами рассматриваются в Национальной стратегии: Указ Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 121 "Стратегия достижения углеродной нейтральности", раздел 3.3.1.4. "Управление отходами":

      1) сокращение объемов образования отходов;

      2) ускоренное внедрение полного охвата сбором и сортировкой ТБО;

      3) увеличение доли перерабатываемых и компостируемых отходов.

Глава 2. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в Осакаровском районе

Параграф 1. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами

      В международной практике твердые бытовые отходы (далее-ТБО) классифицированы на три части, которые соответствуют трем "потокам отходов", входящих в общий состав твердо бытовых отходов, но отличающихся между собой способом переработки и/или захоронения.

      1) Коммунальные отходы.

      2) Опасные твердые бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства с аналогичным характером образования, которые по своему составу и свойствам могут быть отнесены к опасным отходам. К ним относятся следующие отходы:

      1) использованные батарейки и аккумуляторы;

      2) использованное электрическое и электронное оборудование;

      3) ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы и термометры);

      4) медицинские и ветеринарные отходы;

      5) отходы бытовой химии;

      6) отходы, содержащие асбест;

      7) другие опасные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека.

      3) Другие твердые бытовые отходы - отходы, которые не являются опасными, и в то же время не могут быть отнесены к смешанным, так как для их сбора, вывоза и утилизации требуется применение иных подходов, нежели чем для первого потока.

      К "Другим ТБО" отнесены следующие отходы:

      1) строительные отходы;

      2) крупногабаритные отходы;

      3) автомобили, подлежащие утилизации;

      4) использованные автомобильные шины;

      5) отходы от переработки сточных вод.

      По Осакаровскому району специализированных организаций по сбору, транспортировке, сортировке, восстановлению, в том числе переработке и удалению коммунальных отходов не имеется. В таблице 1 представлены статистические данные по объемам собранных и транспортированных коммунальных отходов за 5 лет.

      Таблица 1. Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Осакаровскому району за период с 2018 по 2022 годы

Осакаровский район

2018

2019

2020

2021

2022

Тонны

Собранные коммунальные отходы

4500

5200

9250

21810

5656

      Согласно данным Государственного учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Осакаровского района" население Осакаровского района не обслуживается мусоровывозящими организациями, в связи с их отсутствием. Зарегистрированных мусоровывозящих организаций и организаций осуществляющих свою деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами по Осакаровскому району не имеется. Вывоз мусора осуществляют частные лица, имеющие приспособленную технику для перевозки отходов.

      На начало 2024 года в Осакаровском районе насчитывается 19 контейнеров, из них 17 контейнеров для твердо бытовых отходов и 2 контейнера для ртутьсодержащих ламп.

      Контейнеры для сбора твердых бытовых отходов: село Сарыозек 11 единиц, село Николаевка 3, село Озерное 3. Контейнеры для сбора ртутьсодержащих ламп: поселок Осакаровка 1 единица, поселок Молодежный 1. Все контейнеры размещены на территории административных учреждений (школы, поликлиники, детские сады, дом культуры, торговые дома).

      Площадки, предназначенные для сбора твердо бытовых отходов от местного населения, имеются в двух поселках. Поселок Осакаровка 7 площадок, поселок Молодежный 26 площадок. Вывоз коммунальных отходов осуществляется частными лицами, имеющие приспособленную технику.

      В состав Осакаровского района входит два крупных поселка Осакаровка и Молодежный, районным центром является поселок Осакаровка.

      Численность населения согласно последним данным предоставленных местными исполнительными органами, в Осакаровском районе 29998 человек. В поселке Осакаровка проживает 8389 человек, в поселке Молодежный 5835 человек. Таким образом половина населения Осакаровского района проживает в двух поселках, общее количество населения по двум поселкам составляет 15396 человек.

      С учетом численности населения сельского округа Акбулак, который расположен на одной территории с поселком Молодежный, численность населения составит 7007 человек.

      Согласно решению Осакаровского районного маслихата Карагандинской области от 26 апреля 2022 года № 221 "Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Осакаровскому району" на одного жителя приходится 0,80 м3/год. Таким образом проектный годовой объем образования твердо бытовых отходов для поселка Осакаровка составит 6711 м3/год или 18,3 м3/сутки, для поселка Молодежный, с учетом сельского округа Акбулак составляет 5606 м3/год или 15,3 м3/сутки.

      Согласно решению Карагандинского областного маслихата от 10 декабря 2020 года № 589 "Программа развития Карагандинской области на 2021-2025 годы" в разрезе районов (городов областного значения), цель 5: Экологическая безопасность, повышение доли переработки и утилизации ТБО (от объема образования) по Осакаровскому району на период с 2021 по 2025 годы необходимо увеличить долю переработки и утилизации в 2024 году на 0,1% и к 2025 году на 0,2% от объема образования.

Параграф 2. Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов

      1) Постановление акимата Осакаровского района Карагандинской области от 15 декабря 2021 года № 87/01. "Об утверждении Правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов по Осакаровскому району. Постановление акимата Осакаровского района Карагандинской области от 15 декабря 2021 года № 87/01.

      2) Решение Осакаровского районного маслихата Карагандинской области от 26 апреля 2022 года № 221 "Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Осакаровскому району. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 мая 2022 года № 27867.

      Согласно данному решению приняты нормы по образованию отходов для жителей Осакаровского района, а также для учреждений, предприятий, детских садов, медицинских и др. учреждений. Принята годовая норма образования коммунальных отходов в кубических метрах, исходя из расчетных единиц (житель, место, сотрудник, посещение и др.).

      Годовая норма образования коммунальных отходов составляет 0,80 м3 на 1 жителя.

Параграф 3. Морфологический состав коммунальных отходов

      Морфологический состав отходов в сельских районах отличается от такового в городской местности. В нем доминируют органические отходы и меньшая доля пластмассы, упаковочных материалов, бумаги и картона. Следует отметить, что в сельских районах пищевая часть отходов обычно не размещается на полигоне или свалках. Значительная доля пищевых отходов скармливаются животными или компостируются в домашних условиях. Кроме того, дерево, бумажная продукция, пластиковая упаковка, и другие материалы могут сжигаться с целью отопления. Кроме того, на сельские полигоны, несмотря на запрет в большом количестве поступают навоз и другие отходы животноводства (растительная подстилка для скота).

      Таблица 2. Морфологический состав твердо бытовых отходов в городской местности

№ пп

Наименование фракции

% содержания в общем объеме

2

Пластик разного состава

27

4

Стекло

15

5

Металл

3

8

Прочие отходы

55

Параграф 4. Сведения о полигонах твердых бытовых отходов Осакаровского района

      На территории Осакаровского района свою деятельность осуществляют 22 полигона твердых бытовых отходов, имеющие разрешения на воздействия.

      Под полигоном для захоронения отходов (далее – полигон) понимается специально оборудованное место постоянного размещения отходов без намерения их изъятия, соответствующее экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

      Полигоны твердых бытовых отходов Осакаровского района не соответствуют в полном объеме экологическим и санитарным нормам.

      В таблице 4 представлен список полигонов твердых бытовых отходов Осакаровского района имеющие разрешения на воздействие.

      Выявлено и ликвидировано бесхозных свалок коммунальных и других видов отходов.

      Министерством экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно с АО "Қазақстан Ғарыш Сапары" проводится космический мониторинг мест размещения отходов. В таблице 3 представлена информация по количеству ликвидированных свалок в Осакаровском района за три года.

      Таблица 3. Ликвидировано бесхозных свалок по Осакаровскому району

Район

2021

2022

2023

1

Осакаровский район, единиц

43

21

38

      Таблица 4. Список узаконенных полигонов твердых бытовых отходов Осакаровского района

Балансодержатели полигонов ТБО

Местонахождение полигонов ТБО

Номер и дата выданного разрешения

Срок действия разрешения начало- конец года

Номер и дата заключения государственной экологической экспертизы на проект ПДВ (предельно допустимые выбросы)

Номер и дата заключения государствен ной экологической экспертизы на проект НРО (нормат ив размещен ия отходов)

1.

Государственное учреждение "Аппарат акима поселка Осакаровка"

поселок Осакаровка

KZ50VCZ00162548 18.05.2018 года на отходы

18.05.2018 года- 31.12.2027 года

Отсутствует заключение на проект ПДВ

KZ35VCY00102856 01.02.2018 года

2.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Жансары Осакаровского района Карагандинской области"

село
Аманконыр

KZ40VCZ01105471 23.06.2021 года на выбросы KZ66VCZ01255547 17.08.2021 года на отходы

23.06.2021года-31.12.2030 года 17.08.2021года-31.12.2030 года

KZ40VCZ01105471 23.06.2021 года

KZ66VCZ01255547 17.08.2021 года

3.

Государственное учреждение "Аппарат акима Родниковского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Родниковское

KZ10VCZ01109503 24.06.2021 года на выбросы KZ67VCZ01109544 24.06.2021 года на отходы

24.06.2021 года-31.12.2030 года 24.06.2021года-31.12.2030 года

KZ10VCZ01109503 24.06.2021 года

KZ67VCZ01109544 24.06.2021 года

4.

Государственное учреждение "Аппарат акима Шидертинского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Шидерты

KZ19VCZ01109244 24.06.2021 года на выбросы KZ32VCZ01109592 24.06.2021 года на отходы

24.06.2021года-31.12.2030 года 24.06.2021 года-31.12.2030 года

KZ19VCZ01109244 24.06.2021 года

KZ32VCZ01109592 24.06.2021 года

5.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Жұлдыз Осакаровского района Карагандинской области"

село Жұлдыз

KZ61VCZ01140789 08.07.2021 года на выбросы KZ31VCZ01140747 08.07.2021 года на отходы

08.07.2021 года-31.12.2030 года 08.07.2021года-31.12.2030 года

KZ61VCZ01140789 08.07.2021 года

KZ31VCZ01140747 08.07.2021 года

6.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Акбулак Осакаровского района Карагандинской области"

село Акбулак

KZ72VCZ01120512 26.07.2021 года на выбросы KZ71VCZ01120530 26.07.2021 года на отходы

26.07.2021 года- 31.12.2030 года 26.07.2021года- 31.12.2030 года

KZ72VCZ01120512 26.07.2021 года

KZ71VCZ01120530 26.07.2021 года

7.

Государственное учреждение "Аппарат акима Трудового сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Трудовое

KZ76VCZ01255658 30.07.2021 года на выбросы KZ21VCZ0125567830.07.2021 года на отходы

30.07.2021года- 31.12.2030 года 30.07.2021года- 31.12.2030 года

KZ76VCZ01255658 30.07.2021 года

KZ21VCZ01255678 30.07.2021 года

8.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Сарыозек Осакаровского района Карагандинской области"

село Сарыозек

KZ90VCZ01268598 05.08.2021 года на выбросы KZ71VCZ01268552 05.08.2021 года на отходы

05.08.2021 года-31.12.2030 года 05.08.2021года-31.12.2030 года

KZ90VCZ01268598 05.08.2021 года

KZ71VCZ01268552 05.08.2021 года

9.

Государственное учреждение "Аппарат акима Иртышского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Иртышское

KZ16VCZ01268475 05.08.2021 года на выбросы KZ06VCZ01268461 05.08.2021 года на отходы

05.08.2021 года-31.12.2030 года 05.08.2021 года-31.12.2030 года

KZ16VCZ01268475 05.08.2021 года

KZ06VCZ01268461 05.08.2021 года

10.

Государственное учреждение "Аппарат акима Каратомарского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Сенокосное

KZ42VCZ01268492 05.08.2021 года на выбросы KZ75VCZ01268480 05.08.2021 года на отходы

05.08.2021года-31.12.2030 года 05.08.2021года-31.12.2030 года

KZ42VCZ01268492 05.08.2021 года

KZ75VCZ01268480 05.08.2021 года

11.

Государственное учреждение "Аппарат акима Мирного сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Мирное

KZ37VCZ01268485 05.08.2021 года на выбросы KZ25VCZ01268507 05.08.2021 года на отходы

05.08.2021 года -31.12.2030 годы 05.08.2021 года-31.12.2030 года

KZ37VCZ01268485 05.08.2021 года

KZ25VCZ01268507 05.08.2021 года

12.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Нияз Осакаровского района Карагандинской области"

село Нияз

KZ72VCZ01268534 05.08.2021 года на выбросы KZ62VCZ01268520 05.08.2021 года на отходы

05.08.2021 года-31.12.2030 года 05.08.2021 года -31.12.2030 года

KZ72VCZ01268534 05.08.2021 года

KZ62VCZ01268520 05.08.2021 года

13.

Государственное учреждение "Аппарат акима Маржанкольского с.о. Осакаровского района Карагандинской области"

село Маржанкөл

KZ93VCZ03308939 14.08.2023 года на выбросы и отходы

14.08.2023 года- 31.12.2032 года

KZ93VCZ03308939 14.08.2023 года

KZ93VCZ03308939 14.08.2023 года

14.

Государственное учреждение "Аппарат акима Кундуздинского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Шункыркол

KZ23VCZ03308938 14.08.2023 года на выбросы и отходы

14.08.2023 года-31.12.2032 года

KZ23VCZ03308938 14.08.2023 года

KZ23VCZ03308938 14.08.2023 года

15.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Сункар Осакаровского района Карагандинской области"

село Сункар

KZ66VCZ03308940 14.08.2023 года на выбросы и отходы

14.08.2023 года- 31.12.2032 года

KZ66VCZ03308940 14.08.2023 года

KZ66VCZ03308940 14.08.2023 года

16.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Есиль Осакаровского района Карагандинской области"

село Есиль

KZ74VCZ03264661 20.06.2023 года на выбросы и отходы

20.06.2023 года- 31.12.2032 года

KZ74VCZ03264661 20.06.2023 года

KZ74VCZ03264661 20.06.2023 года

17.

Государственное учреждение "Аппарат акима Батпактинского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Батпакты

KZ33VCZ03264623 20.06.2023 года на выбросы и отходы

20.06.2023 года-31.12.2032 года

KZ33VCZ03264623 20.06.2023 года

KZ33VCZ03264623 20.06.2023 года

18.

Государственное учреждение "Аппарат акима Озерного сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Озерное

KZ76VCZ03262103 16.06.2023 года на выбросы и отходы

16.06.2023 года-31.12.2032 года

KZ76VCZ03262103 16.06.2023 года

KZ76VCZ03262103 16.06.2023 года

19.

Государственное учреждение "Аппарат акима сельского округа Карагайлы Осакаровского района Карагандинской области"

село Карагайлы

KZ34VCZ03357434 19.10.2023 года на выбросы и отходы

19.10.2023 года-31.12.2032 года

KZ34VCZ03357434 19.10.2023

KZ34VCZ03357434 19.10.2023

20.

ГУ "Аппарат акима Пионерского сельского округа Осакаровкого района Карагандинской обласи"

село Пионерское

KZ51VCZ03368865 06.11.2023 года на отходы

01.01.2024 года- 31.12.2033 года

KZ51VCZ03368865 06.11.2023 года

KZ51VCZ03368865 06.11.2023 года

21.

Государственное учреждение "Аппарат акима Садового сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Садовое

KZ63VCZ03367194 02.11.2023 года на выбросы KZ63VCZ03367194 02.11.2023 года на отходы

01.01.2024 года- 31.12.2033 года

KZ63VCZ03367194 02.11.2023 года

KZ63VCZ03367194 02.11.2023 года

22.

Государственное учреждение "Аппарат акима Николаевского сельского округа Осакаровского района Карагандинской области"

село Николаевка

KZ28VCZ03149089 09.12.2022 года на выбросы и отходы

09.12.2022 года 31.12.2031 года

KZ28VCZ03149089 09.12.2022 года

KZ28VCZ03149089 09.12.2022 года

Параграф 5. Анализ необходимого количества контейнеров для сбора отходов ТБО.

      Согласно проведенным расчетам, проектный годовой объем образования твердых бытовых отходов в поселке Осакаровка составляет 6711 м3/год или 18,3 м3/сутки. Стандартный объем контейнера составляет 0,7 м3.

      Таким образом для обеспечения местного населения поселка Осакаровка контейнерами для сбора коммунальных отходов необходимо не менее 52 контейнеров на 2 фракции "сухое" и "мокрое".

      В поселке Молодежный проектный годовой объем образования отходов твердых бытовых отходов с учетом сельского округа Акбулак 5606 м3/год или 15,3 м3/сутки. Таким образом для обеспечения местного населения поселка Молодежный контейнерами для сбора твердых бытовых отходов , необходимо не менее 42 контейнеров на 2 фракции "сухое" и "мокрое".

      Расчет необходимого количества контейнеров для сбора ТБО условный, произведен без учета контейнеров для сбора золошлака и контейнеров для отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащих ламп, батареек).

Параграф 6. Биоразлагаемые отходы

      Одной из проблем районов Карагандинской области, является отсутствие легализованных мест размещения навоза, а также дальнейшее его использование. Действующее законодательство Республики Казахстан запрещает размещение, захоронение биоразлагаемых отходов на полигонах твердых бытовых отходов.

      В Экологическом кодексе Республики Казахстан дается определение биоразлагаемых отходов - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе отходы садов, парков, пищевых продуктов, приготовления пищи, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.

      Помимо пищевых, растительных и сопоставимых с ними отходов, биологическому разложению могут подвергаться и другие отходы, такие как отходы сельского хозяйства (навоз скота, птичий помет, растительная подстилка для скота), ил очистных сооружений сточных вод. Переработка навоза и ила на компост или получение энергии/биогаза тоже являются процессами на основе биологического разложения.

      На территории Осакаровского района в Кундуздинском сельском округе, в селе Шункырколь имеется участок для сбора отходов сельского хозяйства (навоза) общей площадью 5 га.

      В Осакаровском районе в аграрном секторе активно используются биоразлагаемые отходы. Отходы сельского хозяйства (навоз) используют в качестве органического удобрения. В Каратомарском сельском округе, в селе Сенокосное ТОО “BirlikAgroInvest” использует навоз при выращивании зерновых и зернобобовых культур, включая семеноводство, а также село Жұлдыз Крестьянское хозяйство "Газель", и село Садовое ТОО "Садовое-К" специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота и выращивании зерновых и кормовых культур.

      С 1 января 2021 года в Казахстане введен запрет на захоронение пищевых отходов на полигонах.

      Экологический кодекс Республики Казахстан также обязует операторов полигонов твердо бытовых отходов уменьшать выбросы метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и с помощью сбора и утилизации свалочного газа. С точки зрения "зеленой экономики" компостирование, так же, как и метод получения биогаза являются наиболее приемлемыми.

      В действующем законодательстве Республики Казахстан пока нет четких требований и руководств по организации и проведению компостирования биоразлагаемых отходов.

      Экологический кодекс Республики Казахстан лишь предписывает местным исполнительным органам организовать мероприятия по сокращению захоронения биоразлагаемых отходов, включая меры по их рециклингу, компостированию, производству биогаза и (или) использованию в целях производства продукции или энергии.

      Компостирование

      Одним из показательных с точки зрения экономики замкнутого цикла является метод компостирования отходов с дальнейшим применением компоста для повторного выращивания продукции.

      Данный метод основан на процессе естественного разложения органики под воздействием микроорганизмов (бактерии, грибы), а также насекомых.

      Компостирование является наиболее распространенным методом переработки биоразлагаемых отходов в мире из-за относительной простоты процесса.

      Получаемый продукт, компост является источником азота, калия, кальция, фосфора и ряда других питательных элементов для растений. Также компост используется для улучшения состава и структуры почвы, что актуально для Карагандинской области в условиях постепенной деградации почв.

      Процесс является экзотермическим (с выделением тепла), поэтому при компостировании отходов сельского хозяйства и пищи происходит частичное обезвреживание патогенных микроорганизмов и уничтожение сорняков.

      Выделяемое микроорганизмами тепло (вплоть до +70°С) позволяет проводить компостирование и в холодное время года, при этом период созревания компоста увеличивается на 2, 3 недели.

      Компостирование может происходить на открытых или крытых площадках с уплотненным и бетонированным грунтом. На сегодня в Казахстане нет утвержденного стандарта по компостным площадкам.

      Крытые площадки позволяют частично контролировать количество влаги и температуру, что затруднено под открытым небом.

      Получение биогаза

      С учетом приоритезации для Казахстана снижения парниковых газов весьма актуальным является технология улавливания биогаза при переработке биоразлагаемых отходов.

      Биогазовые установки или станции, оборудование для выработки газа, в основном метана, получаемого водородным или метановым брожением биомассы.

      Основным продуктом деятельности биогазовых установок являются биогаз и дигестат (остатки биоразлагаемых отходов после брожения).

      Для использования биогаза в качестве автомобильного топлива его необходимо подготовить. Одним из компонентов организации системы управления биоразлагаемыми отходами может быть получение биотоплива.

      Широкое применение биогазовых установок в мире, в основном, обусловлено возможностью выработки энергии и контроля выхода метана, образуемого при разложении биоразлагаемых отходов (метан по своим парниковым качествам значительно превосходит углекислый газ).

      Энергия, получаемая на биогазовых установках, является возобновляемой и подпадает под соответствующее законодательство по возобновляемым источникам энергии.

      Следуя целям, прописанным в Стратегии достижения углеродной нейтральности Указа Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 121 "Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года" необходимо применять технологии, сводящие к минимуму выбросы парниковых газов в атмосферу.

      Согласно данным акционерного общества "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями" ( АО "KEGOC") станция, использующая биоразлагаемые отходы, реализовывала вырабатываемую электроэнергию - ТОО "Агрофирма Курма". Это птицефабрика, которая находится в Абайском районе, Карагандинской области. Станция установленной мощностью в 1.07 МВт была введена в эксплуатацию в 2018 году, средняя годовая выработка, 4800 тыс. кВт/ч.

      В Казахстане существуют несколько предприятий, использующих биогазовые станции для переработки навоза или ила очистных сооружений.

      ТОО "Водные ресурсы-Маркетинг" (г. Шымкент) использует установки биогаза на Шымкентском водоканале и получает около 400 квт/ч энергии. Это агропромышленный комплекс "Волынский" (Карагандинская область) использует биогазовые установки для переработки стоков свиноводческого хозяйства. В год из отходов получают свыше 2 млн кубометров биогаза, 3650 МВт электрической и 4197 МВт тепловой энергии, а также 10 тонн микробиологических удобрений в сутки. Вся вырабатываемая электроэнергия идет на собственные нужды свинокомплекса. Также ТОО "Караман-К" (Костанайская область) использует навоз, заявленная мощность 0,35 МВт.

      Учет отходов критически необходим для оценки и принятия стратегических решений как для инвестиционных процессов, так и для оценки эффективности принимаемых действий. Информация о видах и объемах производимых биоразлагаемых отходов позволяет оценить текущий и потенциальный ущерб окружающей среде.

Глава 3. Цели, задачи и целевые показатели

Параграф 1. Цели и задачи Программы.

      Цель данной программы – предложить способы снижения нагрузки на окружающую среду, образуемую коммунальными отходами, уменьшения количества образования отходов, повышение извлекаемости вторичных ресурсов, повышение эффективности использования коммунальных отходов и уменьшение доли депонируемых на полигонах отходов.

      Управление отходами регламентируется разделом 19 Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее - ЭК РК).

      Основные принципы в области управления отходами описаны в статье 328:

      1) принцип иерархии;

      2) принцип близости к источнику;

      3)принцип ответственности образователя отходов;

      4) расширенных обязательств производителей отходов.

      Принцип иерархии согласно статье 329 ЭК РК, подразумевает следующие меры по обращению с отходами:

      1) предотвращение образования отходов;

      2) подготовка отходов к повторному использованию;

      3) переработку отходов;

      4) утилизацию отходов;

      5) удаление отходов.

      Исходя из цели программы и принципа иерархии отходов предлагаются следующие задачи программы:

      1) сокращение объемов образования коммунальных отходов, за счет уменьшения количества упаковки товаров, оптимизации систем продаж, пропаганды рационального потребления;

      2) сортировка отходов "у источника" повышение эффективности и соответствие экологическому законодательству в области обращения с отходами;

      3) использование органической части отходов для биокомпостирования или получения биогаза или энергетической утилизации;

      4) депонирование остаточной части коммунальных отходов, согласно требованиям экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Казахстан;

      5) использование строительных отходов;

      6) рекультивация отработанных карт полигонов.

Параграф 2. Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами

      1) Достижение задачи по сокращению объемов образования коммунальных отходов возможно только на уровне повышения экологической ответственности и финансовой грамотности населения. Достичь данной цели можно при изменении структуры продаж (включая значительное сокращение числа упаковочных материалов, внедрения оборотной тары, изменения структуры продаж весовых товаров) и повышения экологической ответственности населения, когда спонтанные покупки сводятся к минимуму и население также стремиться к сокращению отходов. Это можно достигнуть при внедрении программ по обучению школьников на уроках экологии и естествознания, уроках повышения финансовой грамотности и необходимости повышения экологической пропаганды по минимизации образования отходов и осознанного потребления среди населения.

      2) Для достижения задачи сортировки отходов "у источника образования" необходимо внедрение раздельного сбора коммунальных отходов. Согласно экологическому законодательству Республики Казахстан (Приказ исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 "Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности", приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 "Об утверждении правил управления коммунальными отходами") необходимо обустройство контейнерных площадок, контейнеров для разделения коммунальных отходов на 2 фракции – "Сухая" и "Мокрая". Необходима организация разъяснительной и информационной работы с населением по раздельному сбору отходов.

      3) Полигоны коммунальных отходов, согласно экологического законодательства Республики Казахстан должны быть оснащены дополнительными сортировочными комплексами, шредерами и дробильными установками для дополнительного доизвлечения полезных компонентов отходов, с последующим их использованием или передачей вторичного сырья заинтересованным производителям. При этом необходимо снижать долю ручной сортировки отходов.

      4) Органические отходы (включая пищевые) должны быть направлены на компостирование или извлечение биогаза, с последующим сжиганием. При достаточном технико-экономическом обосновании и имеющихся технических возможностях возможна энергетическая утилизация органических, а также отходов, для которых невозможна сортировка.

      5) Использование для нужд полигона инертных отходов (строительных отходов, фаянса, керамики, золошлака и других) после предварительной переработки (дробления).

      6) Если не предусматривается энергетическая утилизация остаточной части отходов, она должна быть размещена на полигоне ТБО (депонирована), согласно требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Казахстан.

      7) Заполненные карты полигона должны быть подвержены рекультивации, согласно разработанных проектов рекультивации.

Глава 4. Целевые показатели программы

      Исходя из целей и задач Программы предлагается установление следующих Целевых показателей программы.

      Таблица 5. Целевые показатели Программы управления коммунальными отходами Осакаровского района

№п/п

Наименование показателя

Единица Измерения

Плановый период

Исходное значение

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

1.

Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне

Мероприятие на 1 учебное заведение в семестр

0

2

2

2

2

2

2.

Обеспечение местного населения контейнерными площадками с контейнерами для раздельного сбора ТБО "у источника образования" по фракциям "сухое" / "мокрое".

% охваченного населения

0

-

-

40

50

60

3.

Утилизация органических и пищевых отходов на полигонах ТБО с помощью биокомпостирования или переработки на биогаз или энергетической утилизации

% от всего объема органических и пищевых отходов

0

-

5

10

15

20

4.

Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих

% от обнаруженных

90

100

100

100

100

100

5.

Уменьшение депонирования отходов за счет использования и передачи на переработку

% переработки от показателей текущего года

0

-

-

5

10

15

6.

Использование строительных отходов

% от образования

0

-

-

-

-

10

Глава 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач.

      Для достижения целевых показателей по обращению с коммунальными отходами необходимо выстроить четкую последовательность и своевременную реализацию мероприятий.

      Для достижения целей экологического просвещения и повышения экологической культуры, необходимо создание видеороликов социальной направленности, освещающих необходимость ресурсосбережения и "осознанного потребления", отказа от дополнительной упаковки и выбора в пользу качественных товаров долгосрочного пользования. Данные видеоролики необходимо размещать на местных телеканалах в перерывах между основным вещанием, а также задействовать социальные сети, местные популярные паблики и новостные каналы.

      Пропаганда "разумного потребления" недопущения образования дополнительных отходов, сортировки, а также недопустимости разбрасывания мусора должны обязательно входить в программу дополнительного и внешкольного образования. Мероприятия по данной тематике должны организоваться на постоянной основе в образовательных учреждениях.

      Для достижения целевого показателя по раздельному сбору твердо бытовых отходов, необходимо обеспечить местное население контейнерными площадками с контейнерами для раздельного сбора отходов у источника на 2 фракции "сухую" и "мокрую".

      Разработать схемы размещения контейнерных площадок с оформлением земельных участков. Проекты контейнерных площадок должны учитывать доступность для населения и удобство проведения погрузочных работ, с учетом особенностей специальной техники для вывоза отходов.

      На площадке сбора и временного хранения коммунальных отходов в многоквартирном жилом секторе должны устанавливаться следующие виды контейнеров:

      Контейнеры для "мокрой" фракции отходов, которые предназначены для сбора пищевых и органических отходов.

      Контейнеры для "сухой" фракции незагрязненных пластмассовых составляющих коммунальных отходов, картона, бумаги, стекла и стеклобоя, металлов и смешанных из данных составляющих сложных изделий, а также текстиля.

      Обустройство контейнерных площадок для жителей частного сектора должно проводиться с устройством дополнительного бака/контейнера для сбора золошлака.

      А также с учетом особенностей работы организации, и габаритов специальной техники осуществляющей вывоз отхода от данных образователей, и удобство сбора коммунальных отходов для жителей частного сектора.

      Для отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащих ламп, батареек) ввести в эксплуатацию имеющиеся контейнеры, при необходимости приобрести дополнительные контейнеры. Регулярно осведомлять местное население о функционирование данных контейнеров с указанием адреса расположения контейнеров.

      Так как в Осакаровском районе не имеется специализированных мусоровывозящих организаций, необходимо рассмотреть гранты с выделением денежных средств на оформление и приобретение необходимой техники для осуществления деятельности в области обращения с коммунальными отходами. Рассмотреть предлагаемые условия АО “Жасыл Даму” к созданию единой системы комплексного управления отходами продукции (товаров) и вовлечению данных отходов в оборот в качестве вторичного сырья, которая содействует инфраструктурному развитию

      мусороперерабатывающей отрасли с широким вовлечением бизнеса, реализует внедрение "зеленых" технологий.

      Для решения проблемы с биоразлагаемыми отходами необходимо предусмотреть биокомпостирование пищевых и других органических отходов (например, отходов сельского хозяйства, навоза) на полигонах твердо бытовых отходов или энергетическую утилизацию таких отходов с соблюдением экологических требований.

      Для приема и утилизации строительных отходов (так как их размещение на полигонах коммунальных отходов запрещено экологическим законодательством) необходимо обустройство дополнительных линий или на существующих полигонах или новые предприятия оснащенные площадками приема, дробилками и грохотами для разделения на фракции и складами итоговой продукции, с последующим использованием полученных материалов на собственные нужды полигона (при послойной изоляции или рекультивации отработанных карт), или для отпуска сторонним потребителям.

Глава 6. Необходимые ресурсы

      Источниками финансирования Программы могут быть местный бюджет, в том числе, прямые иностранные и отечественные инвестиции, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (со средств, поступивших на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа) гранты отечественных, международных финансовых экономических организаций или стран доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, незапрещенные законодательством Республики Казахстан источники, которые могут привлекаться предприятиями по сбору и утилизации отходов, или общественными организациями.

Глава 7. План мероприятий по реализации Программы

      План мероприятий по реализации программы управления коммунальными отходами по Осакаровскому району Карагандинской области на 2024-2028 годы.

      Таблица 6 План мероприятий по реализации программы

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Предполагаемые расходы (тыс.тенге)/дополнительные источники (тыс.тенге) Источники финансирования

Источники финансирования

Ожидаемый экологический эффект от мероприятия*

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год



1

Информирование населения о системе раздельного сбора отходов посредством публикаций, трансляций видеороликов в социальных сетях, средствах массовой информации

Эфирная справка, публикация

Местные исполнительные органы

2024

Согласно бюджетной заявке





Местный бюджет

Повышение уровня экологической культуры населения и социально-экологической ответственности. Пропаганда разумного потребления и информирование об ответственности за неправильное обращение с отходами

2

Организация тендера на закуп услуг по проектированию контейнерных площадок соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям

Договор на оказание услуги

Местные исполнительные органы

2025


Согласно бюджетной заявке




Местный бюджет


3

Разработка схем размещения контейнерных площадок. Оформление земельных участков под контейнерные площадки.

Схема размещения. Акт на земельные участки

Местные исполнительные органы

2025


Согласно бюджетной заявке




Местный бюджет


4

Устройство контейнерных площадок, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам

Акт приемки работ

Местные исполнительные органы

2026



Согласно бюджетной заявке



Местный бюджет

Улучшение санитарно-эпидемиологического состояния прилегающих территорий

5

Закуп контейнеров для раздельного сбора отходов ТБО, а также золошлака и отходов 1 класса опасности

Акт приемки работ

Местные исполнительные органы

2026



Согласно бюджетной заявке



Местный бюджет

Увеличение доли сортировки, переработке отходов ТБО. Снижение депонирования.

6

Приобретение специализированной мусоровывозящей техники

Акт ввода в эксплуатацию

Местные исполнительные органы. Управляющая организация

2026-2028



Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Снижение распространения отходов при погрузке и транспортировке.

7

Приобретение дробильного и сортировочного оборудования для составляющих строительных отходов

Акт ввода в эксплуатацию

Местные исполнительные органы. Управляющая организация

2027-2028




Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке

Местный бюджет

Подготовка к использованию строительных отходов в качестве вторичного сырья

8

Выбор и внедрение технологии по утилизации пищевых и других органических отходов на полигонах коммунальных отходов

Акт ввода в эксплуатацию

Местные исполнительные органы. Управляющая организация

2025-2027


Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке


Местный бюджет

Снижение парниковых газов. Снижение концентрации свалочного газа.

9

Ремонт и устройство имеющихся контейнеров для сбора отходов 1 класса опасности

Акт ввода в эксплуатацию

Местные исполнительные органы

2025


Согласно бюджетной заявке




Местный бюджет

Предотвращение загрязнение атмосферного воздуха и почвенного покрова.

10

Заключение договора с компанией имеющей специальное разрешение на обслуживание контейнеров для сбора и транспортировку отходов 1 класса опасности

Договор на оказание услуг

Местные исполнительные органы. Управляющая организация

2025


Согласно бюджетной заявке




Местный бюджет

Предотвращение загрязнение атмосферного воздуха и почвенного покрова.

11

Заключение договора со специализированной организацией, соответствующей требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на осуществление сбора, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

Договор на оказание услуг

Местные исполнительные органы. Управляющая организация

2026-2027



Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке


Местный бюджет


12

Разработать и утвердить тариф для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов

Решение маслихата об утверждении тарифа

Акимат района

2025-2026


Согласно бюджетной заявке

Согласно бюджетной заявке



Местный бюджет



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.