В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и приказа исполняющего Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 9 августа 2021 года за №318 "Об утверждении Правил разработки программы по управлению отходами" (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №23917), Чингирлауский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Чингирлаускому району на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата | С. Тургалиев |
ПРОГРАММА
ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
ЧИНГИРЛАУСКОГО РАЙОНА ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024-2028 ГОДЫ
Шымкент 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ...........................................................................................................................3
СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ............................................................................................................5
1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................8
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ ..................9
2.1 Общая характеристика ситуации в районе..............................................................................................9
2.2 Оценка действующей системы управления бытовыми отходами.......................................................10
2.3 Анализ системы обращения с отдельными видами отходов................................................................15
2.4 Выводы по анализу текущей ситуации в сфере обращения с бытовыми отходами...........................17
2.5 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе обращения с коммунальными отходами ...................................................................................................................................................................17
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ........................................................18
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ..............................................................................................................................21
4.1 Меры по дальнейшему развитию данной системы для обеспечения полного охвата населения района услугами по сбору и вывозу коммунальных отходов............................................................................................21
4.2. Меры по совершенствованию системы раздельного сбора мусора....................................................25
4.3 Мероприятия по развитию системы переработки и утилизации коммунальных отходов........................................................................................................................................................................30
4.4. Меры по обеспечению безопасного захоронения коммунальных отходов..........................................33
4.5 Меры по повышению осведомленности населения в вопросах обращения с коммунальными отходами и усилению взаимодействия всех заинтересованных сторон ................................................................................34
5. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.................................................36
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ..............37
7. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ...................................38
Приложение 1 ...................................................................................................................................................39
Приложение 2.....................................................................................................................................................41
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Система управления отходами- комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, обработке, переработке или утилизации отходов и контролю всего процесса.
Коммунальные отходы- бытовые отходы, в том числе смешанные и раздельно собираемые бытовые отходы, в том числе бумага и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесина, текстиль, упаковка и т.п.
Биологические отходы- отходы, способные подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садово-парковые отходы, макулатура, а также пищевые отходы.
Утилизация отходов- механическая, физическая, химическая или биологическая обработка отходов с целью снижения или устранения их опасных свойств.
Массовые отходы- отходы хозяйственно-бытового назначения (бытовая техника, мебель и т.п.), утратившие свои потребительские свойства и не подлежащие транспортировке на специальных транспортных средствах из-за своих размеров.
Отходы электронного и электрического оборудования- отнесенное к отходам, непригодное или устаревшее электронное и электротехническое оборудование, включая его составные части, детали.
Пищевые отходы- отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления пищевых продуктов.
Строительные отходы- отходы, образующиеся при сносе, демонтаже, реконструкции, ремонте или строительстве зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных сетей и других коммуникаций.
Сортировка мусора- операции по разделению отходов по определенным критериям по их видам и (или) фракциям проводятся при разделении или сборе отходов перед сбором, в процессе сбора и (или на объектах захоронения или захоронения).
Обработка отходов- операции по переработке отходов в продукцию, материалы или предметы независимо от их назначения. При переработке могут использоваться механические, химические и (или) биологические методы воздействия на отходы.
Утилизация отходов- хранение отходов в течение неограниченного срока без цели захоронения в специально отведенных для безопасного хранения местах.
Сбор и вывоз коммунальных отходов- комплекс мероприятий, связанных с выгрузкой коммунальных отходов из контейнеров в специальные транспортные средства, очисткой контейнеров, очисткой контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпанного мусора, транспортировкой отходов от пунктов сбора на объекты захоронения.
Полигон- специальное сооружение для изоляции и захоронения твердых бытовых отходов.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ИП | Индивидуальный предприниматель |
ЗК | Национальный проект "Зеленый Казахстан". |
МО | Массовые отходы |
КЗЭ | Концепция перехода Республики Казахстан к "зеленой экономике". |
КП | Контейнерная площадка |
МИО | Местные исполнительные органы |
КСМ | Комплекс по сортировке мусора |
ЦМЗТ | Некоммерческое акционерное общество "Центр международных зеленых технологий и инвестиционных проектов". |
МЭГПР РК | Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
ЗОС | Защита окружающей среды |
ОВМ | Организация по вывозу мусора |
Отдел КХШ | ГУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог администрации Чингирлауского района" |
ОЭЭ | Отходы электронного и электрооборудования |
Программа | Программа управления муниципальными отходами |
ПСД | Проектно-сметная документация |
РК | Республика Казахстан |
РСО | Ртутьсодержащие отходы |
ТБО | Твердые бытовые отходы |
ТОО | Товарищество с ограниченной ответственностью |
ДПР | Департамент природных ресурсов и регулирования природопользования Западно-Казахстанской области |
ФЛ | Физические лица |
ЭК РК | Экологический кодекс Республики Казахстан |
ЮЛ | Юридические лица |
ВВЕДЕНИЕ
Программа обращения с коммунальными отходами представляет собой целый комплекс мероприятий, включающий сбор, транспортировку, переработку, утилизацию, переработку отходов, а также контроль всех этих процессов, и призвана снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека. Во многих регионах Казахстана основная часть твердых бытовых отходов вывозиться без разделения на компоненты. Мусор складировался на открытых полях и свалках, а размещение и застройка осуществлялись без проектов и экспертизы воздействия на окружающую среду.
Разработка программы Разработка политики сокращения отходов с использованием экономических или иных механизмов, приводящих к положительным изменениям, направленных на повышение эффективности процедур оценки изменения объема и состава отходов:
1) совершенствование производственных процессов, в том числе внедрение малоотходных технологий;
2) повторное использование отходов или передача их физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании;
3) обработка или захоронение отходов с использованием наилучших доступных технологий или других разумных методов;
4) рекультивация полигонов отходов в соответствии с утвержденными проектами рекультивации.
Программа будет разрабатываться на срок не более десяти лет с возможными корректировками в случае каких-либо изменений и дополнений. Данная программа разработана сроком на 5 лет (2024-2028 гг.).
В ходе разработки данной программы был проведен анализ современного состояния обращения с бытовыми отходами в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области, выявлены проблемы и перспективы развития отрасли обращения с бытовыми отходами, а также предложены комплексные меры по улучшению систему обращения с бытовыми отходами в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Республики Казахстан.
Реализация программы направлена на повышение качества предоставляемых услуг в сфере обращения с коммунальными отходами, сбор коммунальных отходов, увеличение объема сортировки и переработки отходов, снижение негативного воздействия коммунальных отходов на окружающую среду,позволяет улучшить целевые показатели в сфере обращения с коммунальными отходами.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛОЖЕНИЙ ОБРАЩЕНИЯ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
2.1 Общая описание ситуации в районе
Охрана окружающей среды была и остается наиболее актуальной задачой для Казахстана, а утилизация отходов производства и потребления – одной из самых сложных задач. Рост населения и экономики Казахстана является причиной ежегодного геометрического увеличения количества отходов. При этом следует ожидать увеличения объемов образующихся твердых бытовых отходов за счет увеличения ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, их упаковки и видов в ближайшие годы в связи с повышением уровня жизни населения.
Чингирлауский район — административно-территориальная единица двенадцатого уровня Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. Административный центр района — поселок Чингирлау. Район расположен на юго-востоке Западно-Казахстанской области. Расстояние до города Урал – 225 км. Климат региона континентальный. В течение всего года дуют сильные ветры, летом часты суховеи. Средняя температура января до -14°С, июля до +25°С. абсолютная минимальная температура -40°С, абсолютная максимальная температура 40°С. Снежный покров держится 70 дней на юге района и 140 дней на севере. Годовое количество осадков составляет 250 мм на юге района и до 400 мм на севере.
Всего в районе 10 полигонов. Полигоны для захоронения всех твердых бытовых отходов находятся на балансе сельской администрации.Только 1 полигон имеет земельные документы на право постоянного землепользования.
В настоящее время эти полигоны не соответствуют экологическим требованиям – не оборудованы по требованиям, санитарным нормам и правилам, используются с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора. На передачу земельных участков не получено санитарно-эпидемиологического заключение. Не получена разрешения на эмиссию в окружающую среду на полигоны, однако получена разрешения на выбросы в окружающую среду для одного полигона. (29 декабря 2023 г. №KZ13VCZ03403887).
2.2 Оценка существующей системы управления бытовыми отходами
Информация о сборе (образовании), переработке и размещении бытовых отходов/твердых отходов на 2020-2022 годы, Чингирлауского района Западно-Казахстанской области, Республика Казахстан:
Нет | Имя | Единица измерения | Годы | ||
2020 | 202 | 2022 | |||
1 | Сбор (Появление) | ||||
1.1 | Республика Казахстан | тысяча тонн | 3 441 600 | 4 006 400 | 3822 820 |
1.2 | Западно-Казахстанская область | тысяча тонн | - | - | 180 495 |
1.3 | Чингирлауский район | тысяча тонн | - | - | - |
2 | Переработка | ||||
2.1 | Республика Казахстан | % | 18,6 | 21.1 | 19,8 |
2.2 | Западно-Казахстанская область | % | - | - | - |
2.3 | Чингирлауский район | тысяча тонн | - | - | - |
3 | Захоронение | ||||
3.2 | Западно-Казахстанская область | тысяча тонн | - | - | - |
3.3 | Чингирлауский район | - | - | - |
Источниками образования муниципальных отходов в районе являются частные дома, офисные здания, детские сады, школы, больницы, коммерческие учреждения и другие места образования муниципальных отходов.
Сбор и вывоз отходов в полигон осуществляеться организацией ТОО "АТАМЕКЕН УНИТ". Всего имеется 2 мусоровоза. Не предусмотрено Мусоровозы, оборудованные системой уплотнения, повышающей плотность собираемого мусора.
Отсутствуют Закрытые контейнерные площадки и отдельные контейнеры для сбора отходов.
Твердые бытовые отходы собираются на еженедельной основе, и вывозятся на сельский полигон. В случае накопления мусора местные исполнительные органы нанимают специальную технику и закапывают эти отходы.
В Чингирлаускомрайоне в сессии маслихата в соответствии с приказом министра экологии, геологии и природных ресурсов утверждены нормативы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения.
Морфологический состав
Основными фракциями твердых бытовых отходов в Чингирлауском районе являются пищевые отходы, макулатура и пластик. В то же времяЗначительную часть твердых бытовых отходов составляют строительные отходы, зола и другие отходы, включая навоз. Местные исполнительные органы, проводят информационные мероприятия для жителей по сортировке твердых бытовых отходов от зольных отходов. Разъяснительная работа по раздельному сбору мусора проводилась в основном пРСОедством обсуждений, проведения круглых столов и раздачи в учреждениях образования, культуры, здравоохранения.
Местные исполнительные органы следят за чистотой территории и следят за порядком на улицах. Благодаря этому территория района и улицы чистые. Сами жильцы тщательно следят за тем, чтобы мусор не разбрасывался и не нарушались правила чистоты.
морфологический состав твердо бытовых отходовпо данным акционерного общества "Жасыл Даму",:
Другие
В составе мусора, попадающего на районныйполигон, преобладают зола, строительные материалы, битое стекло и навоз. Это означает, что доля захораняемых отходов значительно выше, чем в городах.
На данный момент опыта и масштабных работ по сортировке ТБО в регионе нет. Предприятия по переработке и вывозу мусора в районе нет. В связи с этим на свалку отправляются небиоразлагаемые отходы – пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, все цвета, пакеты и т. д., все биоразлагаемые отходы, в том числе пищевые отходы в составе ТБО. Свалочный газ, в том числе легковоспламеняющийся метан, образующийся при разложении биоразлагаемых отходов, может стать причиной пожаров на свалках.
Нормы и тарифы на образование и накопление коммунальных отходов
Правила образования и накопления коммунальных отходов в Чингирлауском районе утверждены решением Чингирлауского районного маслихата от 25 ноября 2022 года №33-1.
Согласно этому документу норма образования коммунальных отходов на 1 жителя благоустроенного дома составляет 1,1 м³, а норма образования коммунальных отходов на 1 жителя неблагоустроенного дома (земельных домов) - 1,1 м³.
Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и утилизацию твердых бытовых отходов для населения Чингирлауского района Западно-Казахстанской области утверждены решением Чингирлауского районного маслихата от 25 ноября 2022 года №33-2.
Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и утилизацию твердых бытовых отходов для населения Чингырлауского района
Наименования | Учетнаяединица | Тенге (без НДС) |
жилыедома | 1 житель, в месяц | 226,34 |
Нежилые дома | 1 житель, в месяц | 226,34 |
Годовая ставка за единицу (объем). | 1 м³ | 2469,2 |
Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и утилизацию твердых бытовых отходов в Республике Казахстан на 2022 год, тенге
Тариф является единственным источником финансирования предприятий в сфере сбора, транспортировки и утилизации отходов. С каждым годом коммунальные услуги дорожают, существенно возрастает цена на спецтехнику, запчасти и топливо, но тариф на вывоз, вывоз и утилизацию мусора не меняется во многих регионах уже много лет. Кроме того, численность населения в районах увеличивается с каждым годом. В связи с этим очень важно и актуально установление экономически обоснованного тарифа на развитие системы обращения с отходами в Чингирлауском районе. При организации можно эффективно собирать, транспортировать, сортировать и утилизировать твердые бытовые отходы.
Сбор и раздельный сбор, обеспечение транспортировки
На сегодняшний день проблемой для всех регионов является содержание полигонов ТБО. В Западно-Казахстанской области имеется 391 единиц свалок и полигонов, из них 184 единицы соответствуют экологическим и санитарным требованиям и нормам. Решение проблемы – развитие культуры правильной утилизации бытовых отходов для снижения уровня мусора и популяризации раздельного сбора ТБО среди казахстанцев.
Сбор и вывоз бытовых отходов в Чингирлауском районе осуществляется двумя способами:
- в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;
- безконтейнерный (свайный) метод – сбор отходов в мешки, размещаемые в отведенных местах согласно графику с выездом на территорию. Бесконтейнерный экспорт осуществляется в основном в частном секторе.
Территория района чистая. Местный исполнительный орган и местная общественность организуют и контролируют работу по санитарной очистке и стопроцентному сбору и удалению твердых бытовых отходов. Жители района понимают проблему чистоты на улицах района.
Транспорт
Все выбрасываемые бытовые отходы в несортированном виде захораниваются на полигонах ТБО, не соответствующих требованиям Экологического кодекса Республики Казахстан. В ближайшее время должна быть построена и введена в эксплуатацию сортировочная линия.
Сортировка и переработка
Раздельный сбор введен в 94 из 204 городов и районов, сортировка - в 80 населенных пунктах. При этом на крупных территориях и районах вводится раздельный сбор и сортировка мусора. В настоящее время в Шингирлауском районе не налажен раздельный сбор мусора.
Захоронение
В Западно-Казахстанской области имеется 391 единиц свалок и полигонов, из них 184 единицы соответствуют экологическим и санитарным требованиям и нормам.
Твердые бытовые отходы захораниваются на свалках в несортированном виде, поэтому необходимо ускорить строительство нового полигона, внедрить рациональную систему раздельного сбора ТБО, ускорить строительство и эксплуатацию сортировочной сети, принять меры по обеспечению соблюдение требований законодательства по утилизации твердых бытовых отходов. Необходимо постепенно восстанавливать старые свалки в соответствии с требованиями ЭК РК. Также рекомендуется провести аудит для выявления несанкционированных дампов.
2.3 Анализ системы управления отдельными видами отходов Отходы, содержащие ртуть
Из-за плохой реализации системы сбора ТБО, а также недостаточной информированности и дисциплины жителей, существует проблема попадания опасных отходов в контейнеры ТБО, что представляет экологическую угрозу. Таким образом, опасные отходы из-за нерегулируемой системы сбора ТБО приводят к экологической опасности.
По данным ЭК Республики Казахстан, требования к отходам материалов и продукции, в том числе ртутьсодержащим, устанавливаются национальными стандартами в области обращения с отдельными видами отходов.
Администрации необходимо организовать систему сбора с физических лиц. Затраты, связанные с подбором специализированной организации, обслуживанием тары для , включая транспортировку и переработку ламп и блоков питания, содержащих ртуть, должны покрываться за счет бюджета. Для выбора специализированной организации необходимо провести конкурс (тендер), выбранная компания должна иметь лицензию и соответствовать всем требованиям, установленным законодательством и требованиям национальных стандартов.
Отходы электрического и электронного оборудования
В Чингирлауском районе отсутствует система обращения с отходами электрического и электронного оборудования юридических и физических лиц.
Обычно ОЭЭ, произведенное отдельными лицами, утилизируется в контейнеры для твердых отходов, а затем вывозится организациями по сбору мусора на полигоны ТБО, где они захораниваются и наносят вред окружающей среде. Система получения ОЭЭ от юридических лиц не установлена.
В полигонах ОЭЭ подвергаются к коррозии и окислению, а содержащиеся в них различные тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, поэтому их размещение таких отходов на полигонах ТБО запрещено.
Согласно статье 365 Экологического кодекса РК, опасные компоненты бытовых отходов (ртутьсодержащие отходы, аккумуляторы, аккумуляторы и другие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на специализированные предприятия для утилизации.
В регионе не налажена система учета данных по сбору и обработке ОЭЭ.
В связи с данной ситуацией необходимо организовать систему сбора и утилизации ОЭЭ для населения и усилить контроль за соблюдением юридическими лицами требований статьи 365 ЭК РК.
Массовые отходы
Бытовая техника, мебель и т.п. в районе Шингирлау отдельно не собираются, так как специальных мест для их утилизации нет. Большое количество отходов поступает на полигон ТБО вместе с бытовыми отходами.
В настоящий момент местные исполнительные органы проводят работу по поиску (конкурсу) компании на выделение специальных мест для сбора и переноса МО.
Строительные отходы
Строительный мусор жителей также собирается вместе с обычными твердыми бытовыми отходами и отправляется на существующие полигоны для захоронения.
С 2021 года запрещен вывоз строительного мусора. По данным ЭК РК, физические лица, осуществляющие строительство или ремонт объектов недвижимости, самостоятельно вывозят строительный мусор в специальные места, организуемые местными исполнительными органами.
Необходимо провести работу с местными исполнительными органами по выбору (конкурсу) компании, занимающейся выявлением и устранением специальных мест для размещения строительного мусора.
Пищевые отходы
Пищевые отходы населения собираются вместе с твердыми бытовыми отходами и отправляются на полигоны. Контейнеров для раздельного сбора пищевых отходов в районе нет. С 2021 года запретили хоронить пищевые отходы.
Таким образом, необходимо стимулировать раздельный сбор биоразлагаемых бытовых отходов и усилить работу по их утилизации, включая компостирование и контроль за соблюдением запрета на вывоз пищевых отходов.
2.4 Выводы по анализу текущей ситуации в сфере обращения с коммунальными отходами
По результатам анализа современного состояния обращения с коммунальными отходами в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области установлено, что жители района хорошо обеспечены сбором и вывозом бытовых отходов (90%).
Требуют совершенствования процессы раздельного сбора, сортировки, переработки и утилизации бытовых отходов.
В рамках программы необходимо усовершенствовать систему обращения с коммунальными отходами и решить следующие проблемы:
1. Неполное предоставление контейнера;
2. Отсутствие контейнеров для раздельного сбора второстепенных ресурсов для обеспечения населения раздельным сбором мусора;
3. Отсутствие системы сбора опасных компонентов коммунальных отходов (ОЭЭ, РСО, медицинских и т.п.) от жильцов;
4. Нераздельный сбор ТБО и навоза;
5. Отсутствие системы сбора и транспортировки сыпучих и строительных отходов;
6. Частые пожары на свалках и полигонах;
7. Отсутствие современных машин для вывоза мусора;
8. Отсутствие действующих сортировочных линий;
9. Несортированное захоронение отходов;
10. Отсутствие сортировки ТБО, что позволяет сократить количество отходов, отправляемых на свалку;
11. Выбросы в атмосферу, оказывающие негативное влияние на здоровье и окружающую среду жителей Чингирлауского района;
12. Переполнение хранилищ отходов (полигона) и полигона, несоответствие его экологическим и санитарным нормам;
2.5 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе обращения с муниципальными отходами
Для объективного анализа системы управления муниципальными отходами необходимо четко определить ее сильные и слабые стороны, а также существующие возможности и угрозы.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Цель и задачи программы
Целью программы является достижение установленных показателей, направленных на постепенное снижение количества и (или) уровня опасных свойств накапливаемых и образующихся отходов, а также отходов, находящихся в процессе обращения. В результате образования отходов снижается негативное воздействие на окружающую среду при обращении и утилизации отходов, оптимизируется обращение с отходами.
Международная практика утилизации отходов основана на следующих принципах:
- Контроль процессов по сокращению образования отходов;
- Повторное использование и переработка;
- Захоронение/вывоз на свалки.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Оптимизация существующей системы управления отходами;
- Анализ производственных процессов, являющихся источниками отходов;
- Обеспечение соблюдения директивных и нормативных требований;
- Правильное размещение отходов на полигонах согласно проектным решениям. Обеспечение экологической безопасности при утилизации отходов;
- Сокращение количества отходов, выбрасываемых в природную среду: переработка отходов путем извлечения ценных компонентов, их повторное использование с целью уменьшения количества отходов, подлежащих захоронению;
- Снижение уровня токсичности отходов за счет физической или химической обработки;
- Создание схемы оперативного перемещения отходов.
Задачи программы – определить пути достижения цели наиболее эффективными и экономически обоснованными методами путем прогнозирования объема работ, которые необходимо достичь в течение запланированного периода. Цели направлены на снижение количества образующихся и накапливаемых отходов с учетом:
- Внедрение на предприятии лучших доступных мировых технологий по сортировке, утилизации и переработке отходов;
- Инвестирование в сортировку и переработку мусора;
- Свести к минимуму объемы отходов, вывозимых в хранилища отходов для обезвреживания, обезвреживания и утилизации.
- Соблюдение действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил работы с отходами;
- Обеспечение условий, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
- Рекультивация свалок отходов, снижение воздействия свалок на окружающую среду;
Запланированная пятилетняя программа обращения с отходами предусматривает меры, направленные на постепенное сокращение количества образующихся муниципальных отходов и снижение их негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно Экологическому кодексу РК, нормативным правовым актам, принятым в РК, все отходы должны собираться, храниться, транспортироваться, обезвреживаться и захораниваться с учетом воздействия на окружающую среду.
В целях предотвращения загрязнения компонентов природной среды сбор и утилизация отходов осуществляются в соответствии с международными стандартами и действующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также внутренними стандартами, должны быть обеспечены условия. что образующиеся отходы не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Целевые показатели
В рамках данной Программы были поставлены задачи по совершенствованию системы обращения с коммунальными отходами в Чингирлауском районе. Стратегические документы устанавливают необходимость охвата производства, внедрения раздельного сбора, увеличения доли вывоза и переработки отходов и, соответственно, сокращения количества отходов, захораниваемых на свалках.
Целевые индикаторы совершенствования системы обеспечения населения сбором, вывозом, переработкой и захоронением отходов на 2024-2028 годы в Чингирлауском районе
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ
4.1 Меры по дальнейшему развитию данной системы для обеспечения полного охвата населения района услугами по сбору и вывозу коммунальных отходов
Причины экологических проблем зачастую связаны с воздействием человека на природную среду. Этот негативный эффект становится все более опасным. Открытые свалки для захоронения отходов наносят вред окружающей среде и нормальной жизни людей.
В целях дальнейшего развития системы сбора и вывоза муниципальных отходов необходимо принять следующие меры:
- Охват жителей Чингырлауского района услугами по сбору и вывозу мусора;
- Заключение долгРСОочных контрактов и проведение тендеров на конкурсной основе;
- утверждение экономически обоснованных тарифов;
- Приведение контейнерных площадок для сбора мусора в соответствие с санитарными нормами. Замена и установка собранных отходов в новые контейнеры в зависимости от объема и характеристик. Приобретение и обновление мусороуборочной техники и другой необходимой техники.
Оказание жителям услуг по сбору и вывозу мусора
Охват жителей Чингирлауского района услугами по вывозу и вывозу мусора обеспечивается полным охватом услугами не только физических, но и юридических лиц. Необходимо провести разъяснительную работу с собственниками жилых домов и/или юридическими лицами, работающими в частных постройках (при отсутствии контейнеров), с органами, занимающимися вывозом бытовых отходов, по заключению договоров на сбор и утилизацию. твердых бытовых отходов.
Заключение долгРСОочных контрактов и реализация на конкурсной основе.
В целях повышения качества предоставляемых услуг по сбору и утилизации ТБО необходимо заключение долгРСОочных договоров на работу с бытовыми отходами на конкурсной основе.
При проведении конкурса (конкурса) по определению субъектов рынка МИО устанавливает требования к предприятиям по производству отходов в соответствии со статьей 367 ИК РК и Правилами работы с бытовыми отходами. Сбор и транспортировку твердых бытовых отходов должны осуществлять специализированные предприятия, соответствующие требованиям природоохранного законодательства Республики Казахстан.
Одним из основных требований при выборе объектов размещения отходов является наличие предприятия по вывозу и вывозу ТБО в перечне МЭГПР РК, т.е. представление уведомления о начале деятельности.
Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов, обязаны подать уведомление о начале деятельности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
Учреждения по вывозу мусора, не соблюдающие уведомительный порядок, не могут участвовать в конкурсе и не могут оказывать услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, так как запрещается осуществлять деятельность по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов без уведомления МЭГПР РК.
Если компания занимается еще и опасными отходами, у нее должна быть лицензия.
Утверждение экономически обоснованных тарифов
В целях дальнейшего развития рациональной системы обращения с коммунальными отходами в регионе необходимо рассчитать и утвердить новые тарифы. Установленные тарифы должны покрывать затраты на сбор, транспортировку, сортировку и утилизацию отходов специализированных организаций с учетом современной ситуации и инфляционных процессов.
Своевременный расчет, индексация и утверждение экономически обоснованных тарифов обеспечивает качественную работу специализированных организаций по сбору и вывозу отходов, что положительно влияет на экологическое состояние района и здоровье населения.
Повышение скорости сбора и своевременной оплаты населением услуг по сбору, выдаче, переработке и утилизации отходов.
Необходимо усилить взаимодействие местных исполнительных органов со специализированными организациями по вопросам доступа к информации о регистрации населения.
При регистрации граждан по месту жительства, временного проживания адресные сведения получают из информационной системы МВД в режиме реального времени из государственной базы данных "Физические лица" (администратор – Минюст). Это справочная база данных, доступ к которой обеспечен всем государственным и местным исполнительным органам (административным органам) Республики Казахстан.
В рамках данной интеграции местные органы власти предоставляют точную информацию о количестве граждан, зарегистрированных по их обращению на мусоросортировочный объект, что позволяет правильно рассчитать плату за услуги по сбору, вывозу, переработке и утилизации ТБО.
Приведение контейнерных площадок к санитарным нормам, замена и установка новых контейнеров в зависимости от объема и характеристик собираемых отходов.
В зависимости от типа застройки система сбора и транспортировки мусора организуется следующим образом:
В районах расположения многоквартирного дома:
- оборудование контейнерных площадок в жилых массивах;
- установка стандартных контейнеров;
- использование мусороуборочных машин с системой уплотнения для увеличения плотности собираемых отходов при вывозе мусора;
Некомфортные дома по направлениям:
- установка индивидуальных контейнеров;
- использование для вывоза мусора крупногабаритных и высококомпрессорных мусоровозов.
Для приведения его в соответствие с санитарными нормами для КП приняты следующие меры:
Выделение специальных площадок для размещения контейнеров для сбора мусора, доступных для автотранспорта, на территориях домов, организаций, учреждений культуры и отдыха. Участок должен быть окружен с трех сторон твердым покрытием и должен быть построен на высоте не менее 1,5 м, чтобы предотвратить возможность сдувания мусора ветром.
Контейнерную площадку следует размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых и общественных зданий, детских учреждений, спортивных площадок и мест общественного отдыха. В случае отсутствия возможности сохранения санитарных разрывов на существующих территориях застройки это будет определяться комиссией с участием местных исполнительных органов, территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического здоровья населения, собственников недвижимости. и другие заинтересованные стороны.
Сбор бытовых отходов осуществляется согласно плану.
В целях снижения затрат на транспортировку бытовых отходов принята минимальная периодичность утилизации отходов, отвечающая установленным санитарным и экологическим требованиям.
При определении периодичности сбора необходимо учитывать количество образующихся бытовых отходов, их морфологический состав, тип и количество емкостей, используемых для сбора (при сборе контейнерами).
При раздельном сборе периодичность вывоза определяется для каждой категории (фракции, вида) отходов.
Срок хранения отходов в контейнерах при температуре ниже 0°С не превышает трех суток, а при плюсовой температуре не превышает одних суток.
Замена и установка новых контейнеров осуществляется в зависимости от объема и характеристик собираемых отходов и срока их хранения. При модернизации контейнеров необходимо приобретать современные европейские контейнеры.
Пластиковые, бумажные и картонные отходы перевозят всеми видами транспорта. Контейнеры из использованного стекла транспортируют любыми видами транспорта с соблюдением мер предосторожности во избежание повреждений. При транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклотары необходимо принимать меры по обеспечению их хранения и защиты от механических воздействий.
В рамках данной программы МИО необходимо обновить и пополнить контейнерный парк, отремонтировать контейнерные площадки и привести их в соответствие с санитарными нормами и требованиями законодательства.
Учреждениям по вывозу мусора также необходимо пополнить/обновить парк мусоровозов. Обновление парка мусороуборочной техники осуществляется за счет средств организаций по вывозу мусора и частных инвестиций.
4.2. Мероприятия по совершенствованию системы раздельного сбора мусора
Для совершенствования системы раздельного сбора вторичного сырья необходимо реализовать следующие мероприятия:
-обеспечить установку контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО во всех КП и обеспечить раздельный вывоз вторичного сырья;
-организация системы сбора и утилизации опасных компонентов бытовых отходов;
-организация специальных мест и определение специализированной компании для вывоза МО и строительных отходов.
Обеспечить установку контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО во всех КП и обеспечить раздельный вывоз вторичного сырья.
Согласно требованиям раздельного сбора отходов (МЭГПР РК)
и.о. Приказом от 02.12.2021 № 482 пункт 8) МИО предусматривает следующее:
- установка необходимого количества контейнеров (не менее 2) для раздельного сбора на контейнерных площадках, определяемых исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.
В КП, по крайней мере, отходы должны разделяться на сухие и влажные фракции. Сухая фракция состоит из бумаги, картона, металла, пластика и стекла. Влажная фракция состоит из пищевых отходов, органических веществ, смешанных отходов и отходов, близких по природе и составу к бытовым отходам и т.п. б. жизни.
В ходе анализа выяснилось, что не во всех КП установлены контейнеры для сухой фракции.
Для внедрения раздельного сбора пластика, бумаги и стекла во всех КП будут установлены контейнеры для сухой фракции.
На каждом контейнере для раздельного сбора отходов будет нанесена маркировка, в том числе на казахском и русском языках:
-информационная этикетка/примечание о виде (фракции) подлежащих сбору отходов;
-данные о владельце контейнера (ФИО, телефон);
-организации контейнерного обслуживания.
Если маркировка наносится на цветную тару, она должна быть выполнена прозрачным цветом.
Количество контейнеров будет рассчитываться индивидуально для каждого участка в зависимости от объемов генерации и сбора, результатов инвентаризации и количества проживающих.
При разработке системы раздельного сбора необходимо обеспечить, чтобы раздельно собранные отходы не смешивались на всех последующих этапах обращения с отходами. Также необходимо определить частоту их выбросов для каждой категории (фракции, вида) отходов.
Требования к раздельному вывозу вторичного сырьябудут включены в требования КСМ.
Организация системы сбора и утилизации опасных компонентов муниципальных отходов
Организация системы сбора и утилизации опасных компонентов коммунальных отходов будет основываться на проведении тендера по выбору подрядной организации, обеспечивающей раздельный сбор, транспортировку и утилизацию опасных видов отходов: РСО, ОЭЭ, источники химического снабжения, батареи, выброшенные населением.
На сегодняшний день в Чингирлауском районе, кроме частичного сбора ТБО, отсутствует система сбора опасных компонентов бытовых отходов (ОЭЭ, химических источников энергии, аккумуляторов) среди населения.
Эти виды отходов вместе с находящимися в их потоке ТБО попадают на общие свалки, загрязняя почву, воду и воздух токсинами, тяжелыми металлами и стойкими органическими загрязнителями, тем самым нанося значительный ущерб здоровью человека и окружающей среде.
Согласно пункту 6 статьи 365 ЭК РК, опасные компоненты бытовых отходов должны собираться раздельно и передаваться на утилизацию специализированным предприятиям.
В целях выполнения требований экологического законодательства МИО должно организовать систему сбора опасных компонентов муниципальных отходов от жителей в соответствии с требованиями экологического законодательства и национальных стандартов путем проведения конкурса (конкурса) по определению подрядной организации. за оказание услуг по раздельному сбору, транспортировке и утилизации опасных компонентов бытовых отходов.
Отходы, содержащие ртуть
РК СТ 1513-2019 "Ресурсосбережение. Ресурс Управление отходами на всех этапах технологического цикла. Классификация и методы обращения с ртутьсодержащими отходами. Местные исполнительные органы по организации системы сбора МИО с жителей в соответствии с требованиями "Основных правил":
- контроль установки и обслуживания специальных универсальных контейнеров для сбора РСО от жильцов;
- контроль и организация деятельности органов управления объектом кондоминиума, которые обязаны обеспечивать меры по обеспечению сохранности специальных универсальных контейнеров, взаимодействовать со специализированными предприятиями, оказывающими услуги по обслуживанию контейнеров, обеспечивать свободный доступ к ним, проводить разъяснительную работу с жильцами, хранить в контейнере посторонние предметы, постороннюю рекламу, объявления и т.п. не допускать прилипания к емкости;
– организовать утилизациию ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, используемых населением, путем выделения средств на реализацию комплекса мероприятий по демеркуризации населения и на приобретение работ (услуг) специализированных предприятий по ремонту (замене) тары для РСО.
Закуп работ (услуг) по реализации комплекса мероприятий по демеркуризации специализированных предприятий для населения и по закупке (ремонту, замене) емкостей для МИО РСО осуществляется в соответствии с ЭК РК, Главой 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и принципах обращения с бытовыми отходами будут проводиться посредством соответствующего конкурса (конкурса).
Электронное и электрическое оборудование
СТ РК 3753-2021 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами электрического и электронного оборудования на всех стадиях жизненного цикла, за исключением устройств и инструментов, содержащих ртуть. В соответствии с "Требованиями безопасности" МИО позволяет предоставлять владельцам отходов ОЭЭ производителям отходов или субъектам хозяйствования в сфере обращения с отходами путем выделения земельных участков для размещения объектов сбора, хранения и переработки отходов, в том числе контейнерных площадок. стационарные пункты сбора мусора должны способствовать созданию инфраструктуры.
МиО должна обеспечить организацию системы ремонта и восстановления ЭЭО, а также раздельный сбор и переработку ОЭЭ от владельцев отходов, в том числе путем создания мобильных пунктов приема ОЭЭ.
МИО следует принять мерыпо проведение информационных кампаний, конкурсов и лекций, направленные на увеличение доли отдельного сбора ОЭЭ с населения.
Для организации системы сбора опасных компонентов коммунальных отходов от жителей необходимо принять следующие меры:
создание стационарных или мобильных пунктов/пунктов сбора опасных бытовых отходов, таких как аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрическое оборудование;
обеспечить информированность населения об организованных пунктах сбора отходов и пропаганду безопасной работы с ними;
усиление сотрудничества с АО "Зеленое развитие", выполняющим функции оператора расширенной ответственности производителя, с целью покрытия части затрат на сбор и утилизацию отходов.
Для опасных компонентов бытовых отходов будут предусмотрены стационарные пункты сбора опасных бытовых отходов, таких как аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрооборудование. Пункты приема могут быть установлены в магазинах (отделах магазинов, торговых точках), реализующих указанные товары. Прием батареек и ртутных ламп может быть организован на территории ТСЖ.
При определении места и количества пунктов приема стационарных светильников следует учитывать их доступность и удобство для населения. Стационарные пункты приема ртутьсодержащих ламп должны быть оборудованы отдельным входом, недоступным для посторонних лиц, обеспечены необходимым количеством специальных контейнеров для сбора ртутьсодержащих ламп, иметь необходимые соответствующие заключения и разрешения.
Внедрение раздельного сбора опасных компонентов бытовых отходов и создание пунктов вторичного сырья позволит достичь целевого показателя по раздельному сбору.
Раздельный сбор и утилизация опасных компонентов коммунальных отходов от юридических лиц
Независимо от вида услуги опасные коммунальные отходы, образующиеся у юридических лиц, должны собираться раздельно и сдаваться в специализированные организации (предприятия) для утилизации в соответствии со статьей 365 ЭК РК.
Необходимо провести информационную работу с субъектами малого и среднего предпринимательства для выявления специализированных предприятий, добросовестных и соответствующих требованиям законодательства по сбору и утилизации опасных компонентов отходов.
Также необходимо усилить возможности специализированных предприятий по учету собранных и утилизированных отходов с целью мониторинга статистики.
Организация специальных мест и определение специализированной компании для транспортировки строительного мусора и МО, образующегося от населения
Согласно пункту 19 требования по раздельному сбору мусора, МЭГПРи.о. Приказом Минсельхоза от 2 декабря 2021 года № 482 организуется закрытая и огороженная территория площадью не менее 12 м² для сбора строительных и крупногабаритных отходов, образующихся физическими лицами (жителями).
Согласно пункту 17 требования о раздельном сборе мусора, физические и юридические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, МЭГПР и.о. Приказ № 482 от 2 декабря 2021 года предусматривает самостоятельный вывоз строительного и крупногабаритного мусора в специальные места, организуемые местными исполнительными органами.
Согласно правилам благоустройства, крупномасштабный вывоз мусора (отходов) осуществляется самими предприятиями, учреждениями и физическими лицами или предприятиями, производящими мусор, на основании договора.
Поскольку плата за вывоз МО не включена в тариф на сбор, транспортировку, сортировку и утилизацию ТБО, необходимо определить компанию по сбору и вывозу мусора и строительного мусора.
Согласно Закону Республики Казахстан "О государственных закупках" МИО "О государственных закупках" для определения организации по перевозке строительных отходов и строительного мусора от населения необходимо организовать конкурс (тендер) на сбор и вывоз строительного мусора и МО за счет местного бюджета.
Акимат района определит организацию, которая будет вывозить крупногабаритный и строительный мусор. Условия взаимодействия будут являться техническим исключением из типового договора. Компания-экспортер должна соблюсти уведомительный порядок и войти в реестр МЭГПР Республики Казахстан.
Сбор строительного мусора в специально организованных местах может осуществляться одним из следующих способов: сбор в сменные бункеры и последующий вывоз автомобилями с мультилифтовой системой; фасовка в мешки с последующей погрузкой на борт или самосвал; штабелирование отходов с последующей их перегрузкой на платформу или самосвал.
4.3. Мероприятия по развитию системы переработки и утилизации бытовых отходов (пищевых, строительных и крупногабаритных отходов, ОЭЭ и др.)
В целях развития системы переработки и утилизации раздельно собранного вторичного сырья необходимо провести следующие мероприятия:
Пищевые отходы; упаковочные материалы, пластик, бумага и стекло; строительные отходы; увеличить долю населения и юридических лиц в сборе вторичного сырья из объема образования отходов по отдельным категориям, например крупногабаритным отходам;
Усиление взаимодействия со специализированными предприятиями, осуществляющими деятельность по утилизации отходов на территории Чингирлауского района.
Стимулирование развития и увеличения существующих производств по переработке вторичного сырья.
В целях увеличения доли переработки отходов необходимо утверждение проектной документации мусоросортировочного комплекса, строительство и эксплуатацию сортировочной сети, ускорение работ по отводу земель.
Для увеличения доли утилизации отходов отдельно собранные фракции или вторичное сырье, сортированное на КСМ, следует перерабатывать на специализированных предприятиях, действующих в данной местности, а в случае их отсутствия направлять в другие регионы или страны.
В последующем рекомендуется организовать переработку сырья в готовую продукцию и рассмотреть ее возможности. Перерабатывающие заводы на данный момент предлагаются поставщиками из стран СНГ в широком ассортименте и по доступным ценам.
Вторичное сырье (бумага, картон, пластик, стекло и др.) передается специализированным предприятиям для дальнейшей переработки и производства готовой продукции.
Утилизация отходов бумаги и картона осуществляется физическими, химическими и другими методами для производства новой продукции (бумаги и картона, эковаты, строительных материалов).
Утилизация пластиковых отходов осуществляется специализированными организациями с использованием технологий и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность технологических процессов;
Утилизация отходов стеклянной посуды осуществляется с соблюдением требований экологической безопасности:
- подготовка отходов стеклянной посуды к повторному использованию (сортировка, мойка, обработка);
- механические и термические методы с получением новой продукции (стекловата, стеклотара, стекловолокно, плитка и т.п.);
Опасные компоненты бытовых отходов направляются на специализированные предприятия по утилизации опасных отходов.
Пищевые отходы
Индивидуально собранные биоразлагаемые фракции ТБО, в основном пищевые и органические отходы, следует перерабатывать аэробным или анаэробным способом. Также будет рассмотрена возможность переработки этих отходов вместе с осадком очистных сооружений. Удобрения или биогаз можно получить путем переработки. Сегодня существуют различные технологии утилизации и переработки органических отходов, в том числе: производство биогаза, компостирование и другие.
Компостирование – естественный метод разложения ТБО. Компостирование – это технология переработки отходов, основанная на естественном биологическом разложении. По этой причине компостирование широко используется для переработки органических отходов. Сегодня существуют технологии компостирования как пищевых отходов, так и неотделенных сточных вод.
Компостирование органических отходов может производиться непРСОедственно в доме или централизованно. Прямое бытовое компостирование осуществляется только в компостных ямах или с использованием специальных компостирующих машин. При централизованном компостировании потребители обеспечивают раздельный сбор органики, которая затем вывозится в специально оборудованные площадки или силосы, где закладывается компост. В дальнейшем такой компост используется в сельскохозяйственных целях. В организациях и учреждениях (например, школах), где образуется большое количество биоразлагаемых отходов и имеется вторичное хозяйство, компостирование может осуществляться индивидуально.
Крупный и строительный мусор
Из неопасных крупногабаритных отходов необходимо удалить опасные фракции на пунктах сбора, а затем отправить их в специализированные организации для переработки и/или утилизации.
Строительные отходы следует сортировать на пункте сбора путем удаления вторичного сырья и опасных компонентов отходов.
Отходы сортируются отдельно: древесина; бумага и картон; металл (отдельно черные и цветные металлы); минеральные отходы (камень, строительный камень и кирпич, штукатурка, бетон, гипс, листовое стекло и т.п.); железобетонные и бетонные детали.
Дробильно-сортировочные комплексы используются для переработки крупных строительных отходов.
К опасным строительным отходам относятся:
1) содержащие асбест - шифер или этернит, асбестоцементные плиты, асбестоцементные трубы, изоляционные материалы и т.п. б. существующие отходы;
2) отходы красок, лаков, клеев, смол, в том числе пустую тару и материалы, пропитанные этими отходами, и т.п. п.;
3) содержащие нефтепродукты, пропитанные изоляционные материалы, содержащие асфальтовую смолу и т.п. есть;
4) загрязненная почва.
Опасные строительные отходы собираются отдельно и передаются специализированным предприятиям для дальнейшей переработки и/или утилизации.
После сортировки, не пригодные для дальнейшей переработки, коммунальные отходы вывозятся на полигон.
4.4. Меры по обеспечению безопасной утилизации коммунальных отходов
Для обеспечения безопасной утилизации бытовых отходов необходимо принять следующие меры:
- строительство и ввод в эксплуатацию полигона;
- поэтапная рекультивация и восстановление земель старого полигона ТБО;
- выявление и ликвидация несанкционированных свалок/свалок отходов.
На территории старого Полигона необходимо создать инфраструктуру, включающую прием и сортировку, и только после этого части отходов ТБО будут захоронены.
В соответствии с требованиями законодательства земля существующего полигона будет поэтапно реабилитирована. Закрыть существующую свалку разрешается только после получения экологического разрешения. Полигон отходов можно считать закрытым только после того, как должностные лица уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического обслуживания проведут итоговую проверку на месте, оценят всю информацию, предоставленную полигоном. И после уведомлениевладельца, об одобрении закрытие свалки.
После закрытия свалки владелец свалки должен восстановить территорию и контролировать выбросы отходящих газов и фильтрата в течение пяти лет. Средства на восстановление поврежденных территорий и последующий мониторинг поступят из распределительного фонда полигона. После завершения владельцем полигона рекультивации полигона в соответствии с условиями проекта и актом приемной комиссии с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды приняты выполненные работы, владелец прекращает контроль за состоянием окружающей среды. среда.
В целях решения проблем с несанкционированными свалками необходимо провести тщательный аудит всех крупных свалок ТБО, зафиксированных в 2022 году специалистами АО "НК "Казахстан Гарыш Сапары".
Действующая общепринятая методика обезвреживания свалки включает следующие этапы: определение степени опасности свалки; оценка альтернатив; разработка технологий дезактивации и рекультивации.
Технические решения по рекультивации несанкционированных свалок принимаются в зависимости от функционального назначения и использования территории после рекультивации.
Основной мерой по предотвращению образования новых мусорных куч является обеспечение к 2030 году 100% жителей Чингирлауского района услугами по вывозу и вывозу мусора.
4,5 Меры по повышению осведомленности населения по вопросам обращения с коммунальными отходами и усилению взаимодействия всех заинтересованных сторон
Осведомленность и поддержка общественности необходимы для эффективной работы программы. Повышение осведомленности общественности – это долгРСОочный процесс, который необходимо осуществлять на постоянной основе.
МИО играет ключевую роль в повышении осведомленности общественности, распространении информации и поддержке инициатив по предотвращению образования отходов, а также создании соответствующих условий (например, создание специальных площадок для крупногабаритных отходов, ОЭЭ, строительного мусора).
Рекомендуется публиковать статьи в местных газетах и журналах, направленные на информирование общественности о проблеме обращения с отходами и требованиях к правильному обращению с отходами.
Работникам специализированных организаций по сбору и вывозу ТБО рекомендуется разъяснить порядок сортировки бытовых отходов и поэтапно провести экологические акции по раздельному хранению в контейнерах пластиковых, стеклянных, картонных и бумажных отходов. Подобные акции обычно проводятся как во дворах, где установлены отдельные контейнеры для сбора мусора, так и в местах, где их еще нет. При этом жителям даются подробные разъяснения о негативном влиянии смешанных твердых отходов на свалках на окружающую среду и необходимости внедрения раздельного сбора мусора. Также хорошие результаты даст распространение среди населения красочных листовок с разъяснениями о внедренной системе сортировки мусора.
Приоритет будет отдан основным группам заинтересованной общественности:
население (работающее и неработающее (домохозяйки, пенсионеры, дети);
учителя, волонтеры, группы активистов и неправительственные организации.
Мероприятия по информированию населения будут предусмотрены в плане работы по информированию населения по работе с отходами и будут включать в себя:
публикации в местных газетах;
информационные материалы по вторичному использованию материальных ресурсов для распространения в школах, среди населения;
брошюры о домашнем компостировании пищевых отходов;
организация ознакомительных поездок на полигоны для школьников и студентов;
Переработка отходов будет развиваться там, где M&E поддерживает бизнес-инициативы по раздельному сбору и переработке отходов. Обсуждение рекомендаций в области обращения с отходами, создания пунктов приема вторичного сырья и тары и т.д. б. Будут проводиться различные встречи и круглые столы по вопросам взаимодействия МиО с бизнесом и другими заинтересованными сторонами.
5. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Программы и мероприятия могут финансироваться за счет:
государственный и местный бюджет;
частные инвестиции,
фонды РОП,
средства международных финансовых организаций,
кредиты банков второго уровня и иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Финансовые расходы по реализации предлагаемой Программы и реализации запланированных природоохранных мероприятий планируется осуществить за счет бюджетных средств в соответствии со статьей 29 ЭК РК. Данный механизм позволяет использовать средства в размере не менее суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая поступает в местный бюджет.
Предложенные мероприятия по реализации программы планируется включить в План мероприятий по охране окружающей среды Чингирлауского района, который разрабатывается акиматом района на трехлетнюю перспективу, на основе типового перечня природоохранных мероприятий, предусмотренных для в приложении 4 ЭК РК, в котором:
- внедрение технологий сбора, транспортировки, обеззараживания, использования и переработки любых видов отходов, в том числе неубранных;
- строительство, реконструкция, приобретение и эксплуатация заводов, цехов и производственных объектов:
- полигоны для хранения всех видов отходов;
- сбор, транспортировка, переработка, сортировка, вывоз и утилизация отходов;
- сбор и переработка вторичных материальных ресурсов;
- переработка сырья или готовой продукции, связанная с извлечением полезных компонентов из отходов (отходов обогащения, магматических и прилегающих горных пород, золы и шлаков, металлургических шлаков, техногенных минеральных образований);
- реконструкция и модернизация оборудования и технологических процессов, направленная на минимизацию объемов образования и утилизации отходов.
6. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
План мероприятий по реализации программы является составной частью программы и показывает показатели эффективности мероприятий (предполагаемых мероприятий), определяет сроки, исполнителей, форму выполнения, затраты и источники финансирования, необходимые для реализации программы. , и полностью соответствует целям и задачам программы, включает комплекс мероприятий/мероприятий, направленных на достижение.
Для достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач был разработан план мероприятий по реализации Программы, который представлен в Приложении 2.
План мероприятий сгруппирован по задачам и показателям, указаны сроки и ответственные лица. План мероприятий предусматривает комплексный подход и координацию работы всех ответственных исполнителей Программы для достижения ожидаемых результатов.
При наличии обоснованных рекомендаций по результатам мониторинга в План действий при необходимости вносятся изменения. В случае, если по результатам мониторинга будет установлено, что цели, задачи и целевые индикаторы настоящей Программы не могут быть достигнуты, будут установлены иные меры и приняты меры по решению выявленных проблем.
По результатам мониторинга Департамент жилищно-коммунального хозяйства принимает решения, направленные на:
1) Повысить эффективность реализации запланированных мероприятий для достижения поставленных целей и задач программ (определение других мероприятий);
2) Принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства в качестве заказчика Программы выполняет следующие функции:
1) Формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению проблем в сфере работы с бытовыми отходами в Чингирлауском районе, координируя действия всех исполнителей программы;
2) взаимодействует с акиматом Чингирлауского района по вопросам финансовых расходов на реализацию Программы за счет бюджетных средств;
3) взаимодействует с субъектами, государственными органами, социальными объектами, юридическими лицами, частными предпринимателями, физическими лицами, осуществляющими сбор и утилизацию коммунальных отходов по вопросам реализации мероприятий Программы;
4) контролирует реализацию программных мероприятий, выносит результаты мониторинга на обсуждение на заседаниях Общественного совета;
5) Вносит коррективы в мероприятия, целевые индикаторы, расходы на реализацию мероприятий Программы, в том числе при необходимости внесения соответствующих изменений в Программу, на основании поступивших предложений;
6) участвует в проверке реализации программных мероприятий;
7) Информация о реализации программы и мероприятиях программы будет опубликована на официальном сайте акимата Чингирлауского района.
Исполнители программы: администрация района; маслихат; субъекты сбора, вывоза, утилизации и утилизации коммунальных отходов: государственные органы, социальные объекты, юридические лица, частные предприниматели, научные и производственные объединения и другие заинтересованные лица.
7. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Контроль за выполнением программы обращения с бытовыми отходами осуществляет управление районного управления жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Мониторинг программы осуществляется путем создания отчета о реализации программы. В отчете описываются реализованные мероприятия, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых ресурсов, выделенных на их реализацию, а также причины невыполнения запланированных на отчетный период мероприятий и отсутствия результатов.
Мониторинг программы будет проводиться один раз в год по итогам предыдущего года.
Программа и отчеты о ее реализации будут доведены до всеобщего сведения путем размещения на общедоступном интернет-ресурсе.
Приложение 1 |
Методика определения показателей программы обращения с коммунальными отходами Чингирлауского района на 2024-2028 годы
Приложение 2 |