Примечание ИЗПИ!
Введение в действие см. п. 3.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан (далее – Правила).
2. Департаменту бюджетного законодательства Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 7 Правил, который вводится в действие с 1 января 2026 года.
При этом, пункт 6 и абзацы восьмой, девятый и десятый подпункта 1) пункта 17 Правил действуют до 31 декабря 2025 года включительно.
Министр финансов Республики Казахстан |
М. Такиев |
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 апреля 2025 года № 163 |
Правила составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан (далее – Бюджетная классификация).
Бюджетная классификация является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов и составляется на основе законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, решений областного маслихата, маслихата города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) маслихата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Бюджетного кодекса Бюджетная классификация включает в себя:
1) классификацию поступлений бюджета;
2) функциональную классификацию расходов бюджета;
3) экономическую классификацию расходов бюджета.
2. В настоящих Правилах используется следующее понятие:
1) информационная система (далее – Система) – информационная система для ведения Бюджетной классификации в электронном виде, в которой автоматизируются процессы введения новых, исключения или изменения действующих видов поступлений и расходов бюджета;
2) классификационный код – цифровой знак (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступлений, расходов бюджета и администраторов бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификации поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.
3. Бюджетная классификация ведется в Системе.
Глава 2. Классификация поступлений бюджета
4. Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, на основании законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, а также нормативных правовых актов Республики Казахстан, определяемых законодательством Республики Казахстан, которые устанавливают налоги, платежи и другие поступления в бюджет.
Группировка классификации поступлений бюджета состоит из:
категорий, которые представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам. Классификационный код категории состоит из 1 (одного) знака;
классов, которые группируют поступления по их источникам и видам. Классификационный код класса состоит из 2 (двух) знаков;
подклассов, которые группируют поступления более детально по их источникам и видам. Классификационный код подкласса состоит из 1 (одного) знака;
специфик, которые определяют вид платежа или поступления в бюджет. Классификационный код специфики состоит из 2 (двух) знаков.
5. Каждый вид поступлений имеет шестизначный код, который формируется из кодов всех уровней классификации поступлений.
Не допускается установление дублируемых шестизначных кодов для различных видов поступлений бюджета.
Примечание ИЗПИ!Пункт 6 действует до 31.12.2025 включительно, в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.
6. Классификация поступлений бюджета согласно статье 168 Бюджетного кодекса включает в себя следующие основные категории:
1) 1 "Налоговые поступления";
2) 2 "Неналоговые поступления";
3) 3 "Поступления от продажи основного капитала";
4) 4 "Поступления трансфертов";
5) 5 "Погашение бюджетных кредитов";
6) 6 "Поступления от продажи финансовых активов государства";
7) 7 "Поступление займов";
8) 8 "Используемые остатки бюджетных средств".
Примечание ИЗПИ!Пункт 7 вводится в действие с 01.01.2026 в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.
7. Классификация поступлений бюджета согласно статье 9 Бюджетного кодекса включает в себя следующие основные категории:
1) 1 "Налоговые поступления";
2) 2 "Неналоговые поступления";
3) 3 "Поступления от продажи основного капитала";
4) 4 "Специальные поступления";
5) 5 "Поступления трансфертов";
6) 6 "Погашение бюджетных кредитов";
7) 7 "Поступления от продажи финансовых активов государства";
8) 8 "Поступление займов";
9) 9 "Используемые остатки бюджетных средств".
8. Классификация поступлений бюджета составляется по структуре согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Глава 3. Функциональная классификация расходов бюджета
9. В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию документов Системы государственного планирования.
Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:
функциональные группы;
функциональные подгруппы;
администраторы бюджетных программ;
бюджетные программы (подпрограммы).
10. Функциональная группа отражает основные направления развития страны, соответствующие стратегическим приоритетам развития страны и показывающие четкую цель каждого из них. Классификационный код функциональной группы состоит из 2 (двух) знаков.
Расходы бюджета в зависимости от функций, выполняемых органами государственного управления, классифицируются по следующим функциональным группам:
1) 01 "Государственные услуги общего характера";
2) 02 "Оборона";
3) 03 "Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность";
4) 04 "Образование";
5) 05 "Здравоохранение";
6) 06 "Социальная помощь и социальное обеспечение";
7) 07 "Жилищно-коммунальное хозяйство";
8) 08 "Культура, спорт, туризм и информационное пространство";
9) 09 "Топливно-энергетический комплекс и недропользование";
10) 10 "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения";
11) 11 "Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность";
12) 12 "Транспорт и коммуникации";
13) 13 "Прочие";
14) 14 "Обслуживание долга";
15) 15 "Трансферты";
16) 16 "Погашение займов".
11. Функциональная подгруппа конкретизирует группы задач по каждому стратегическому приоритету развития страны внутри функциональной группы. Классификационный код функциональной подгруппы состоит из 1 (одного) знака.
12. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса администратором бюджетных программ является государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ, определяемый согласно возложенным на него законодательством Республики Казахстан функциям, полномочиям и компетенциям.
Администраторами республиканских бюджетных программ являются центральные исполнительные и иные центральные государственные органы, а администраторы местных бюджетных программ определяются исходя из базовой структуры местного государственного управления, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, и схемы управления соответствующей административно-территориальной единицей, утверждаемой соответствующим маслихатом.
Каждому администратору бюджетных программ присваивается индивидуальный классификационный код, который состоит из 3 (трех) знаков.
13. Бюджетная программа администратора республиканских бюджетных программ, разрабатывающего план развития государственного органа, определяет направление расходов республиканского бюджета, взаимоувязанное с целями, определенными в плане развития государственного органа.
Бюджетная программа администратора республиканских бюджетных программ, не разрабатывающего план развития государственного органа, определяет направление расходов республиканского бюджета, взаимоувязанное с полномочиями, определенными в Законах Республики Казахстан или в положении о государственном органе.
Бюджетная программа администратора местных бюджетных программ определяет направление расходов местного бюджета, взаимоувязанное с целями, целевыми индикаторами, определенными в соответствующем плане развития области, города республиканского значения, столицы, либо полномочиями, определенными в Законах Республики Казахстан или в положении о государственном органе.
Классификационный код бюджетной программы состоит из 3 (трех) знаков.
14. Одноименные бюджетные программы, в том числе используемые при исполнении распределяемых бюджетных программ и закрепленные за несколькими администраторами бюджетных программ, имеют идентичный код и классифицируются по кодам от 100 по 199.
15. Бюджетная подпрограмма раскрывает конкретные направления расходования бюджетных средств, нацеленные на достижение цели плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) конечного результата бюджетной программы и закрепляется в той функциональной группе, функциональной подгруппе что и бюджетная программа.
Для бюджетных программ, финансируемых за счет разных источников, бюджетная подпрограмма выделяется для каждого из источников финансирования.
Бюджетные подпрограммы имеют классификационный код от 001 до 999. Одноименные бюджетные подпрограммы, закрепленные за несколькими администраторами, классифицируются по кодам от 001 по 099.
В случае отсутствия подпрограмм, указывается классификационный код 000.
В целях сохранения единого подхода при внесении предложений на открытие бюджетной программы (подпрограммы) код бюджетной программы (подпрограммы) закрытый менее 3 лет не используется.
16. Каждый двенадцатизначный код, образуемый из кодов функциональной группы, функциональной подгруппы, администратора бюджетных программ, бюджетной программы и подпрограммы, является уникальным во всей функциональной классификации расходов бюджета.
17. В соответствии со статьями 14 и 168 Бюджетного кодекса бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются:
1) в зависимости от содержания на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства;
Примечание ИЗПИ!Абзацы восьмой, девятый и десятый подпункта 1) действуют до 31.12.2025 включительно, в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.
вложение целевого вклада;
целевое перечисление;
целевой взнос.
Для достижения цели плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, единого конечного результата затраты по осуществлению государственных функций, полномочий и оказанию вытекающих из них государственных услуг, осуществлению капитальных расходов, реализации государственных инвестиционных проектов, предоставлению трансфертов и бюджетных субсидий объединяются в одну бюджетную программу с сохранением структуры бюджета с выделением указанных затрат в отдельные подпрограммы.
Не допускается введение новой бюджетной программы, направленной на достижение цели утвержденного плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, при наличии бюджетной программы, направленной на достижение данной цели в пределах раздела структуры бюджета.
2) в зависимости от уровня государственного управления на:
республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
областные, городов республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов городов республиканского значения, столицы;
районные (городские), утверждаемые в составе районного (города областного значения) бюджета;
бюджетные программы района в городе, утверждаемые в составе бюджетов городов республиканского значения, столицы, города областного значения;
бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета города районного значения, сел, поселков, сельских округов;
бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения) или районного (города областного значения) бюджета, бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
Областные, городов республиканского значения, столицы, районные (городские) бюджетные программы, а также бюджетные программы района в городе и бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа являются местными бюджетными программами.
3) в зависимости от способа реализации на:
индивидуальные бюджетные программы (подпрограммы), реализуемые одним администратором;
распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются на текущие бюджетные программы (подпрограммы) и бюджетные программы (подпрограммы) развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
К бюджетным программам (подпрограммам) развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам (подпрограммам).
18. Функциональная классификация расходов бюджета составляется по структуре согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Глава 4. Экономическая классификация расходов бюджета
19. В соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из:
категорий, которые группируют расходы по экономическим признакам. Классификационный код категории состоит из 1 знака;
классов, которые группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Классификационный код класса состоит из 1 знака;
подклассов, которые более детально группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Классификационный код подкласса состоит из 3 знаков.
20. Классификационные коды специфик могут использоваться отдельно от классификационных кодов вышестоящих уровней экономической классификации расходов и не должны повторяться в разных категориях, классах, подклассах.
21. Экономическая классификация состоит из следующих категорий:
1) 1 "Текущие затраты", для отражения затрат, связанных с осуществлением государственными учреждениями своих функций;
2) 2 "Капитальные затраты", для отражения затрат, связанных с созданием, восстановлением или приобретением основного капитала;
3) 3 "Бюджетные кредиты", для отражения денег, выделяемых из бюджета на возвратной, срочной и платной основе;
4) 4 "Приобретение финансовых активов", для отражения расходов, связанных с операциями по приобретению в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций;
5) 5 "Погашение займов", для отражения расходов на погашение основного долга по займам;
6) 6 "Выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства", для отражения расходов на выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства.
22. Экономическая классификация расходов бюджета составляется по структуре согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
23. На основе экономической классификации расходов бюджета центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию составляется и утверждается структура специфик экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан, в которой отражаются определение специфик и перечень затрат по спецификам согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Глава 5. Порядок составление, утверждение Единой бюджетной классификации и внесение в нее изменений и дополнений
24. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию.
25. Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 20 сентября текущего года направляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов.
26. Бюджетная классификация утверждается после принятия закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Глава 6. Порядок составление классификации поступлений бюджета и внесение в нее изменений и дополнений
27. Введение новых, исключение или изменение действующих видов поступлений бюджета в Бюджетной классификации производится центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на основании соответствующего нормативного правового акта.
28. Соответствующие предложения органов государственного управления о введении новых, исключении или изменении действующих видов поступлений бюджета рассматриваются в течении 3 (трех) рабочих дней соответствующими структурными подразделениями центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета исходя из возложенных функций на основании положений на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
На основании результатов рассмотрения центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию, либо отклоняет предложения.
Глава 7. Порядок составление функциональной классификации расходов бюджета и внесение в нее изменений и дополнений
29. Введение новых, исключение или изменение действующих бюджетных программ (подпрограмм) в Бюджетной классификации производится на основании нормативных правовых актов, функции, полномочии и компетенции, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующих соответствующие виды расходов бюджета.
30. Исключение действующих бюджетных программ (подпрограмм) с наличием дебиторской и (или) кредиторской задолженности осуществляется после полного погашения (списания) задолженности, либо ее переноса на бюджетную программу администратора бюджетных программ, определенного правопреемником данной задолженности.
31. В ходе исполнения бюджета текущего финансового года введение новых, исключение или изменение действующих бюджетных программ (подпрограмм) возможно только при уточнении или корректировке бюджета.
При корректировке бюджета введение новых бюджетных программ осуществляется исключительно в случае образования, ликвидации, реорганизации, изменения функций и лимитов штатной численности центральных государственных органов и подведомственных им государственных учреждений.
При этом корректировка бюджета заключается в слиянии, разделении, сокращении (увеличении), передаче соответствующих бюджетных программ, связанных с указанными случаями, в пределах общей суммы данных бюджетных программ, утвержденных (уточненных) законом о республиканском бюджете.
При уточнении бюджета введение новых, исключение или изменение действующих бюджетных программ (подпрограмм) соблюдаются требования, установленные Главой 7 настоящих Правил.
32. Присвоение кода бюджетной программе (подпрограмме) в функциональной классификации расходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством о республиканском бюджете, постановлением Правительства Республики Казахстан или решением маслихата о местном бюджете.
33. Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов республиканских бюджетных программ осуществляется в случае образования, ликвидации, реорганизации, а также при изменении функций центральных государственных органов.
34. Предложения администраторов республиканских бюджетных программ о введении новых, исключении или изменении действующих республиканских и (или) местных бюджетных программ (подпрограмм) рассматриваются центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на соответствие их целям и задачам, наличию нормативного правового обоснования, а также требованиям, указанным в пунктах 29, 30, 31 и 32 настоящих Правил.
На основании результатов рассмотрения центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию, либо отклоняет предложения.
35. Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов местных бюджетных программ осуществляется в случае изменения базовой структуры местного государственного управления и (или) внесения изменений и дополнений в схему управления административно-территориальной единицы, утвержденную соответствующим маслихатом, в связи созданием новых либо слиянием, присоединением, разделением действующих исполнительных органов, расположенных на соответствующей территорий и финансируемых из местного бюджета, но не чаще 1 раза в год.
Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов местных бюджетных программ и бюджетных программ (подпрограмм) осуществляется в следующем порядке:
1) местные исполнительные органы направляют через местного уполномоченного органа по государственному планированию предложения о введении новых, исключении или изменении действующих администраторов местных бюджетных программ с бюджетной программой, направленной на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, и одноименными бюджетными программами, в том числе используемые при исполнении распределяемых бюджетных программ и закрепленные за несколькими администраторами бюджетных программ в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию, который рассматривает данные предложения на предмет соответствия действующему бюджетному законодательству.
В случае несоответствия нормам бюджетного законодательства центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию формируют обоснованный отказ местным исполнительным органам.
В случае соответствия нормам бюджетного законодательства центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию;
2) местные исполнительные органы направляют через местного уполномоченного органа по государственному планированию предложения о введении новых, исключении или изменении действующих местных бюджетных программ (подпрограмм) соответствующим администраторам республиканских бюджетных программ, которые в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривают данные предложения на предмет соответствия действующим нормативным правовым актам, распределению полномочий между уровнями государственного управления.
В случае несоответствия требованиям указанные в части первой настоящего подпункта администраторы республиканских бюджетных программ формируют обоснованный отказ местным исполнительным органам.
В случае соответствия требованиям указанные в части первой настоящего подпункта администраторы республиканских бюджетных программ согласовывают бюджетные программы (подпрограммы) местных исполнительных органов и направляют на утверждение в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию рассматривает данные предложения на предмет соответствия нормам бюджетного законодательства.
На основании результатов рассмотрения центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию, либо отклоняет предложения.
Глава 8. Порядок составление экономической классификации расходов бюджета и внесение в нее изменений и дополнений
36. Введение новой, исключение или изменение действующей специфики экономической классификации расходов производится центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом предложений государственных органов.
37. Соответствующие предложения государственных органов о введении новой, исключении или изменении действующей специфики экономической классификации расходов рассматриваются центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
38. На основе экономической классификации расходов бюджета центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию составляется и утверждается структура специфики экономической классификации расходов бюджета.
Приложение 1 к Правилам составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан |
Классификация поступлений бюджета
Категория | ||||
Класс | ||||
Подкласс | ||||
Специфика | ||||
Наименование | ||||
0 | ||||
00 | ||||
0 | ||||
00 |
Приложение 2 к Правилам составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан |
Функциональная классификация расходов бюджета
Функциональная группа | |||||
Функциональная подгруппа | |||||
Администратор бюджетных программ | |||||
Бюджетная программа | |||||
Подпрограмма | |||||
Наименование | |||||
00 | |||||
0 | |||||
000 | |||||
000 | |||||
000 |
Приложение 3 к Правилам составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан |
Экономическая классификация расходов бюджета
Категория | ||||
Класс | ||||
Подкласс | ||||
Специфика | ||||
Наименование | ||||
0 | ||||
0 | ||||
000 | ||||
000 |
Приложение 4 к Правилам составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан |
Структура специфики экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан
Подкласс | Специфика | Наименование | Определение | Перечень затрат |