О толковании Соглашения о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года

Новый

Консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 28 апреля 2010 года № 01-1/6-09

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
      председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
      судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Молчановой Т.Н.,
      с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В., представителей Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., Семина П.А.,
      при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

УСТАНОВИЛ:

      Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании Соглашения о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года и просит разъяснить:
      1) являются ли международно-правовыми договорами Соглашение о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года;
      2) имеют ли они обязательный характер для государств-участников Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года и Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12 марта 1993 года.
      Обращение Исполнительного комитета СНГ в Экономический Суд СНГ обусловлено просьбой Государственного предприятия "Железная дорога Молдовы" дать разъяснение по указанным вопросам в целях урегулирования проблем в практике использования железнодорожного подвижного состава при международных перевозках на пространстве СНГ.
      Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., представителей Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., Семина П.А., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В., изучив и проанализировав нормы Соглашения о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года (далее - Соглашение от 19 мая 2007 года) и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года (далее - Правила от 24 мая 1996 года), особенности процедуры подписания и утверждения данных документов, законодательство государств-участников СНГ о международных договорах и другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
      Соглашение от 19 мая 2007 года принято Протоколом сорок шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 17-19 мая 2007 года и является Приложением № 7 к нему.
      Правила от 24 мая 1996 года утверждены на Совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций 24 мая 1996 года в соответствии с решением пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту от 5 апреля 1996 года.
      Правовая природа и юридическая сила Соглашения от 19 мая 2007 года и Правил от 24 мая 1996 года предопределяются статусом органа, принявшего указанные акты, - Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (далее - Совет) и его компетенцией.
      Совет учрежден межправительственным Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года "для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности", состоит из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом (пункт 1).
      Согласно Положению о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, утвержденному Протоколом заседания Совета глав правительств государств-участников Содружества от 20 марта 1992 года (далее - Положение от 20 марта 1992 года), Совет является межгосударственным органом, координирующим работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне. Совет образуется и упраздняется решением глав правительств государств Содружества. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом СНГ, межгосударственными (межправительственными) соглашениями, принятыми в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств государств-участников Содружества, иных органов управления, образуемых государствами Содружества, уполномоченных принимать решения, касающиеся деятельности железнодорожного транспорта, законодательством государств-участников Содружества и настоящим Положением (пункты 1-3).
      Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года (далее - Соглашение от 22 января 1993 года) расширило полномочия Совета, закрепив его право координировать работу по совместному использованию грузовых вагонов и контейнеров государств-участников Соглашения, в число которых входят и государства, не являющиеся участниками Содружества (статья 5).
      Характер полномочий Совета обусловил специфику его состава. В соответствии с Положением от 20 марта 1992 года членами Совета являются главы администраций и органов управления железнодорожным транспортом государств-участников Содружества, входящие в состав Совета по должности. Члены Совета принимают участие в обсуждении и принятии решений с правом решающего голоса по всем вопросам, входящим в компетенцию данного органа.
      В работе Совета могут участвовать железнодорожные администрации государств, не входящих в Содружество, на правах ассоциированного члена либо на правах наблюдателя (пункт 4 Положения от 20 марта 1992 года).
      Согласно Положению об ассоциированном члене Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, утвержденному на восьмом заседании Совета 4 июня 1993 года (далее - Положение об ассоциированном члене Совета), ассоциированные члены Совета обладают правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, выносимых на заседание Совета. При рассмотрении вопросов, связанных с соглашениями и договорами, подготавливаемыми и реализуемыми в рамках Совета, в объеме принимаемых на себя обязательств, ассоциированный член Совета пользуется правом решающего голоса наряду с другими участниками этих соглашений и договоров (статья 2). Права и обязанности ассоциированного члена Совета определяются настоящим Положением и договором, заключаемым с Дирекцией Совета по поручению Совета (статья 1).
      Администрация железных дорог, получившая статус наблюдателя, в соответствии с Положением о статусе наблюдателя при Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденным на тридцать седьмом заседании Совета 12 февраля 2004 года (далее - Положение о статусе наблюдателя при Совете), не имеет права голоса при принятии решений на заседаниях Совета и права подписи документов, не несет ответственности за решения, принятые Советом (пункт 4). Права и обязанности наблюдателя при Совете определяются настоящим Положением и договором, заключаемым с наблюдателем Дирекцией Совета по поручению Совета (пункт 5).
      Из содержания пункта 8 Положения от 20 марта 1992 года следует, что Совету предоставляются широкие нормотворческие функции в сфере своей деятельности. В частности, Совет утверждает нормативные документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса в межгосударственном сообщении и в сообщениях с третьими странами; системы взаиморасчетов между железнодорожными администрациями за выполненные перевозки, использование локомотивного, вагонного, контейнерного парков и их ремонт; Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила и условия перевозок пассажиров и грузов, в том числе по приему и передаче грузов, формы перевозочных документов, другие документы, регламентирующие взаимоотношения сторон по межгосударственным перевозкам и разграничению ответственности за их нарушение, включая за несохранность перевозимых грузов и багажа.
      Правовой формой принятия и утверждения нормативных документов являются решения Совета, которые оформляются протоколами заседаний. Протоколы заседания Совета подписываются всеми присутствующими членами Совета, ассоциированными членами Совета, а также другими участниками Совета (пункт 10.1 Регламента Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 25 января 1997 года).
      Положение от 20 марта 1992 года определяет юридическую силу принимаемых Советом решений - они обязательны для администраций железных дорог - членов Совета, за исключением тех, которые выразили несогласие с решениями Совета и заявили об этом. Аналогичные положения относительно обязательности решений Совета содержатся в Положении об ассоциированном члене Совета, действующем в отношении государств, не являющихся участниками СНГ.
      Для администраций железных дорог государств, не являющихся участниками Содружества, чей правовой статус в Совете определяется договором, заключаемым с Дирекцией Совета по поручению Совета, решения, принимаемые Советом, приобретают обязательную юридическую силу после заявления представителя администраций железных дорог о присоединении к указанному решению и включения его в Протокол заседания Совета.
      К примеру, процедура, согласно которой решения Совета приобретают обязательную силу, закреплена в Договоре между Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и Государственным предприятием "Литовская железная дорога" от 18 февраля 1993 года (статья 4), а также в Договоре между Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и обществом с ограниченной ответственностью "Грузинская железная дорога" о его участии в работе Совета в качестве ассоциированного члена от 1 октября 2009 года (статья 3).
      Для администраций железных дорог государств, которые не являются участниками Содружества и имеют статус наблюдателя в Совете, решения, принятые Советом, не имеют юридической силы, так как они не участвуют в голосовании при принятии решений, не имеют права подписи соответствующих документов и не несут ответственности за такие решения. Вместе с тем администрации железных дорог государств, имеющие статус наблюдателя в Совете, обязаны воздерживаться от действий и заявлений, направленных против решений Совета, и в случае совершения таких действий Совет вправе рассмотреть вопрос об аннулировании или приостановлении статуса наблюдателя железнодорожной администрации (пункты 4, 7, 9 Положения о статусе наблюдателя при Совете).
      Изложенное позволяет Экономическому Суду СНГ прийти к выводу о том, что Совет как орган, координирующий работу железнодорожного транспорта Содружества, наделен Советом глав правительств Содружества Независимых Государств особой, специальной компетенцией по принятию и утверждению актов нормативного характера по кругу своей деятельности. Документы, принятые решениями Совета, обязательны для его участников, проголосовавших за них или присоединившихся к ним.
      Экономический Суд СНГ отмечает, что Соглашение от 19 мая 2007 года и Правила от 24 мая 1996 года приняты в соответствии с процедурой, установленной в рамках Совета, и переданы на хранение депозитарию - Дирекции Совета.
      Соглашение от 19 мая 2007 года имеет некоторые признаки международного договора (термин "соглашение" используется в названии данного акта, фиксируются стороны, их намерение руководствоваться правами и обязанностями, закрепленными в соглашении, определяется территориальная сфера действия, закрепляется способ вступления в силу). Вместе с тем Соглашение является приложением к Протоколу заседания Совета и не подписано сторонами-участниками, что не характерно для международного договора. Порядок принятия данного документа не соответствует процедуре заключения международных соглашений в рамках СНГ, закрепленной в Правилах процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств от 9 октября 2009 года. Согласно пункту 5 Правила 2 проекты документов, подготовленные государствами-участниками и органами Содружества для рассмотрения Советом глав государств и Советом глав правительств после их экспертно-правовой проработки рассматриваются Советом министров иностранных дел и/или Экономическим советом в соответствии с их компетенцией.
      В связи с этим Экономический Суд СНГ приходит к выводу, что Соглашение от 19 мая 2007 года не относится к международному договору, заключенному в рамках Содружества Независимых Государств. Соглашение является нормативным документом Совета, принятым в пределах его компетенции.
      Правила от 24 мая 1996 года также не относятся к международному договору, поскольку не содержат характерных для него признаков и не подпадают под процедуру заключения международных соглашений в рамках СНГ, закрепленную в Правилах процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств от 9 октября 2009 года. Правила являются нормативным документом Совета и в силу конкретности норм и детализации регулируемых вопросов направлены на непосредственное применение администрациями железных дорог.
      По вопросу о том, являются ли Соглашение от 19 мая 2007 года и Правила от 24 мая 1996 года обязательными для государств-участников Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года и Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12 марта 1993 года (далее - Соглашение от 12 марта 1993 года) Экономический Суд отмечает следующее.
      Соглашение от 22 января 1993 года и Соглашение от 12 марта 1993 года являются основополагающими актами в правовом регулировании единой технологии работы железнодорожного транспорта. Соглашение от 19 мая 2007 года и Правила от 24 мая 1996 года разработаны в целях реализации и в развитие вышеуказанных соглашений.
      В соответствии с Соглашением от 22 января 1993 года Совету поручено координировать работу по совместному использованию грузовых вагонов и контейнеров (статья 5), правительствам государств-участников и их железнодорожным администрациям - подготовить и подписать необходимые документы и нормативные акты по реализации настоящего Соглашения (статья 6).
      Правительствами государств-участников Соглашения от 12 марта 1993 года дано поручение "своим железнодорожным администрациям утвердить соответствующие документы, регламентирующие принципы совместного использования грузовых вагонов и контейнеров, вопросы обеспечения их сохранности, системы ремонта и технического обслуживания, материальной ответственности пользователя за повреждение и утрату вагонов и контейнеров, порядок взаиморасчетов за пользование ими" (статья 3).
      Государства-участники Соглашения от 22 января 1993 года и Соглашения от 12 марта 1993 года в лице их железнодорожных администраций являются членами Совета либо на правах полноправного члена как входящие в состав СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина), либо на правах ассоциированного члена (Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика, Грузия). В силу этого принимаемые решения в рамках Совета являются для них обязательными, за исключением явно выраженного несогласия с решением Совета.
      Согласно полученной Экономическим Судом СНГ информации от администраций железных дорог Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины Правила от 24 мая 1996 года имеют для них обязательный характер.

      На основании изложенного, руководствуясь пунктами 516 Положения об Экономическом Суде СНГ и пунктами 1271143 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.
      1. Соглашение о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года не относятся к международным договорам, заключенным в рамках Содружества Независимых Государств.
      2. Соглашение о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года имеют обязательный характер для железнодорожных администраций государств-участников Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года и Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12 марта 1993 года, за исключением явно выраженного несогласия с решением Совета.
      3. Копию консультативного заключения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств и для сведения - в правительства государств-участников Содружества Независимых Государств.
      4. Консультативное заключение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

      Председатель                               Ф. Абдуллоев

      Руководитель Секретариата Председателя
      Экономического Суда СНГ                    Г.В. Симонян

      29 июня 2010 года

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.