О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации

Новый

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 19 ноября 2010 года № 60

      Во исполнение Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 22, положений Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил:
      1. Утвердить Концепцию создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (прилагается).
      2. Комиссии Таможенного союза утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета.
      3. Определить уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза:
      – Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;
      – Министерство связи и информации Республики Казахстан;
      – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Члены Межгосударственного Совета:

От
Республики
Беларусь

От
Республики
Казахстан

От
Российской
Федерации

УТВЕРЖДЕНА           
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС 
(Высшего органа Таможенного союза)
на уровне глав правительств   
от 19 ноября 2010 г. № 60    

Концепция создания Интегрированной
информационной системы внешней и взаимной
торговли Таможенного союза

1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Назначение и структура документа
1.2 Общее содержание документа
1.3 Правовые основы Концепции
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
2.1 Цель создания Системы
2.2 Задачи Системы
3. Краткая характеристика текущего состояния информатизации государств-членов в области внешней и взаимной торговли
4. Основные требования к Системе
5. Архитектура системы
6. Сроки и этапы создания системы
7. Нормативная база создания Системы
8. Обеспечение информационной безопасности
9. Организационные мероприятия
10. Предложения по объемам и источникам финансирования
11. Ожидаемый эффект

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Назначение и структура документа

      Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее – Система).
      Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств – членов Таможенного союза (далее – государства-члены).

1.2. Общее содержание документа

      Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы.

1.3. Правовые основы Концепции

      Концепция разработана на основе Решения Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года № 61 «О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ

2.1. Цель создания Системы

      Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2.2. Задачи Системы

      Указанная цель достигается решением следующих задач:
      - создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
      - формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;
      - создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
      - организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
      - информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
      - обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
      - организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;
      - обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
      - обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
      - обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
      - обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.

      3. Краткая характеристика текущего состояния
информатизации государств-членов в области внешней и взаимной
торговли

      В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
      Работы по развитию национальных систем проводятся государствами – членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
      В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

4. Основные требования к Системе

      Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
      Основные требования к построению Системы:
      - Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
      - Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
      - в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;
      - архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
      - Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
      - Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
      - Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
      - Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии – Методы защиты – Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).

5. Архитектура системы

      Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).
      Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
      Интеграционный шлюз – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.

Комиссия
Таможенного союза Шлюз и Центральный узел Системы
 

 

ИС ведомств

Рис 1. Архитектура Системы

<--->-Взаимодействия с центральным информационным ресурсом (НПА, НСИ)
<--->-Взаимодействия между членами ТС (таможенное, налоговое и др.)

      Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:
      - удаленного web-доступа пользователей к централизованным информационным ресурсам;
      - web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.
      Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
      В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:
      - нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;
      - нормативно-правовая информация Таможенного союза;
      - хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
      - Хранилище данных – интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.
      В рамках сетевой модели поддерживается реализация «общих процессов Таможенного союза» по следующим направлениям:
      - таможенный контроль;
      - налоговый контроль;
      - фито-санитарный контроль;
      - ветеринарный контроль;
      - санитарно-карантинный контроль;
      - транспортный контроль;
      - другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
      Под термином «общие процессы Таможенного союза» понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.
      Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
      Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.
      Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.

6. Сроки и этапы создания системы

      Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:
      Первый этап: «Создание первой очереди ИИСВВТ»:
      1. разработка положений о структурном подразделении в составе Секретариата Комиссии и нормативных правовых и методических документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза;
      2. разработка технико-экономического обоснования и эскизного проекта по созданию ИИСВВТ;
      3. создание информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры Комиссии;
      4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ;
      5. создание подсистемы нормативно-справочной информации и нормативно-технической документации, подсистемы правовых и разрешительных документов;
      6. создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
      7. разработка и согласование форм документов, сообщений, форматов данных, регламентов, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия;
      8. создание интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
      9. создание сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза.
      Второй этап: «Создание второй очереди ИИСВВТ»:
      10. разработка проектной и техно-рабочей документации по созданию второй очереди ИИСВВТ;
      11. разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта ИИСВВТ;
      12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
      13. развитие сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза, в том числе с использованием услуг «доверенной третьей стороны». Функции и принципы деятельности «доверенной третьей стороны» должны быть определены Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, указанным в разделе 7.
      Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом обосновании Системы.

7. Нормативная база создания Системы

      Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:
      - Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
      - Таможенный кодекс Таможенного союза;
      - Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза;
      - нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.

8. Обеспечение информационной безопасности

      Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.
      Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.
      Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:
      - обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;
      - разработка общей модели угроз информационной безопасности;
      - определение технических требований и критериев определения критических объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;
      - создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;
      - обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;
      - совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;
      - развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;
      - развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.
      Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.

9. Организационные мероприятия

      Разработка и эксплуатация Системы требует наличия соответствующей структуры в Комиссии и регламента ее работы, согласованного Сторонами. Все дальнейшие работы должны будут проводиться по заказу этого органа. Права и обязанности этой структуры должны быть определены Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, указанным в разделе 7.

10. Предложения по объемам
и источникам финансирования

      Объем и источники финансирования создания Системы определяются в соответствии с международным договором о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

11. Ожидаемый эффект

      Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результаты:
      - восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза;
      - сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;
      - ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории;
      - улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.
      Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.
      Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:
      - устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами;
      - оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли;
      - повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли;
      - сокращение времени на выполнение контрольных операций;
      - повышение уровня информационной безопасности;
      - прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере;
      - единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов;
      - функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли;
      - повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза.
      Основной ожидаемый эффект от создания Системы:
      - единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории Таможенного союза;
      - обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;
      - своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;
      - централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;
      - обеспечение Комиссии и руководства государств–членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

      Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.