О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии "О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы"

Новый

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 года № 101

      Во исполнение пункта 2 статьи 7 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года и в соответствии с  Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. № 1, Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
      Одобрить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы» (прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии.

      Председатель Коллегии
      Евразийской экономической комиссии         В. Христенко

О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы»

      Во исполнение пункта 2 статьи 7 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года и в соответствии с  Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. № 1, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
      Одобрить разработанный по согласованию с государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства проект решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространствана 2013–2014 годы» (прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. 

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Российской
Федерации

С. Румас

К. Келимбетов

И. Шувалов

Об основных ориентирах макроэкономической политики
государств – членов Таможенного союза и Единого экономического
пространства на 2013 – 2014 годы

      Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил:
      1. Одобрить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы.
      2. Рекомендовать правительствам государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства учитывать при проведении макроэкономической политики одобренные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы.
      3. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг мер, предпринимаемых государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер одобренным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Российской
Федерации

ОДОБРЕНЫ               
Решением Высшего          
Евразийского экономического совета
от 29 мая 2013 г. № ___    

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
макроэкономической политики государств – членов Таможенного
союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы

      Основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства
(далее – государства-члены) на 2013 – 2014 годы разработаны в соответствии с Соглашением о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее – Соглашение) и определяют кратко- и среднесрочные ориентиры, направленные на решение задач, наиболее остро стоящих перед экономиками государств-членов, а также на минимизацию влияния негативных факторов на их устойчивое экономическое развитие и реализацию положительного экономического эффекта функционирования Единого экономического пространства.

I. Итоги анализа социально-экономического развития государств-членов в 2012 году

      Развитие экономик государств-членов происходит в условиях достаточно сложной ситуации в мировой экономике. Прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2012 году в целом по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству составил 3,5 %, тогда как мировой валовый внутренний продукт увеличился на 3,2 % (по оценкам Международного валютного фонда), в том числе в странах ОЭСР – на 1,4 %, в США – на 2,3 %, в странах зоны евро – снизился на 0,4 %.
      В условиях существенного замедления роста мировой торговли до 2,8 % темпы прироста взаимной торговли в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства за счет снятия внутренних барьеров составили в 2012 году 8,7 % при росте торговли с третьими странами на 3,2 %. В частности, отмечается динамичный рост взаимной торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами, а также продовольственными товарами.
      Вместе с тем экономический рост государств-членов пока является неустойчивым. В целом по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству отмечается замедление темпов прироста ВВП до 3,5 %, объемов производства промышленной продукции – до 2,5 %, перевозок грузов – до 5,2 % (в Республике Беларусь – снижение на 2,3 %), инвестиций в основной капитал – до 5,8 % (в Республике Беларусь – снижение на 9,8 %), а также снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 5,6 %, связанное с неблагоприятными погодными условиями (в Республике Беларусь – рост на 6,1 %).
      Снижение темпов экономического роста в зоне евро, замедление темпов прироста экономик Китая и США привели к ослаблению внешнего спроса и, как следствие, к замедлению темпов прироста экспорта государств-членов до 2,6 %. На снижение физических объемов экспорта газа в Казахстане на 8,8 % и в России на 8,7 % помимо снижения спроса в странах-импортерах также повлияло развитие новых технологий добычи сланцевого газа и производства сжиженного газа, которые начинают применяться все более активно.
      Недостаточное развитие товарной структуры экспорта государств-членов (доля минеральных продуктов составляет 72,4 % общего объема экспорта Таможенного союза и Единого экономического пространства, в том числе в Беларуси – 55,9 %, в Казахстане – 77,9 %, в России – 72,4 %) и географической структуры экспорта государств-членов (на долю Европейского союза, Китая, государств – участников СНГ, США и Японии приходится около 80 % объема внешней торговли Таможенного союза и Единого экономического пространства) повышает имеющуюся зависимость национальных экономик от конъюнктуры внешних рынков и темпов экономического развития государств – основных торговых партнеров.
      Изменение доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей имеет тенденцию к снижению и находится в Беларуси на уровне 47,8 %, в Казахстане – 18,6 % и России – 38,4 % в общем объеме экспорта. Одновременно доля продукции обрабатывающих отраслей в импорте государств-членов остается достаточно высокой. Около трети импорта каждого из государств-членов составляют машины и оборудование, примерно пятая часть приходится на средства наземного транспорта и около 16 % – на продукцию химической промышленности.
      Устойчивость национальных экономик и бюджетная стабильность обеспечиваются в основном за счет нефтегазового сектора. При профиците консолидированного бюджета Республики Казахстан в размере 8,5 % ВВП ненефтегазовый дефицит в 2012 году составил 7,2 % ВВП. Ненефтегазовый дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации составил 10,6 % ВВП за тот же период.
      Для более точной оценки перспектив устойчивого развития экономик государств-членов в кратко- и среднесрочном периодах необходим анализ внешних рисков и внутренних ограничений, учет которых при проведении национальных экономических политик позволит снизить их негативное влияние на экономики государств-членов.

II. Основные внешние риски и внутренние ограничения для устойчивого развития экономик государств-членов

      В условиях повышения открытости экономик государств-членов и более тесной их интеграции в мировые рынки товаров и капитала увеличивается влияние внешних факторов на экономическое развитие.

1. Снижение внешнего спроса на продукцию государств-членов

      На 2013 год прогнозируется сохранение слабого роста мировой экономики. Важным негативным аспектом, влияющим на устойчивое развитие государств-членов, является замедление темпов роста экономик основных торговых партнеров – стран Европейского союза, а также Китая и США. Риск стагнации в глобальной экономике порождает сокращение спроса и ужесточение конкуренции на рынках сбыта основных экспортных товаров государств-членов.
      Увеличение предложения газового топлива и развитие новых технологий его добычи и производства могут приводить к изменению конфигурации сырьевых рынков.
      Указанные факторы в совокупности создают риски стагнации экспорта товаров государств-членов, снижения доходов экспортеров и, соответственно, ресурсов, направляемых на развитие экономики.

2. Снижение мировых цен на энергоносители

      Сохраняется высокая зависимость экономик государств-членов от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей в связи со значительной долей минеральных продуктов в общем объеме экспорта из Таможенного союза и Единого экономического пространства в третьи страны. Падение мировых цен на нефть и природный газ приведет к сокращению притока денежных средств в экономику, падению соответствующих доходов бюджетов.
      Накопленные финансовые резервы в Республике Казахстан и Российской Федерации позволяют смягчить негативное воздействие на экономику от падения цен на энергоносители, но не дают возможность полностью нивелировать риск макроэкономической нестабильности. Данный риск в Российской Федерации оказывает, в свою очередь, большое влияние на перспективы устойчивого развития Республики Беларусь ввиду тесных экономических связей между этими государствами.

3. Нарастание дисбалансов в мировой финансовой системе

      Накопленная избыточная ликвидность в мировой финансовой системе, с одной стороны, и ожидаемый рост регулятивного вмешательства государств, с другой стороны, создают условия для высокой изменчивости потоков капитала. Кроме того, складываются условия для проведения некоторыми государствами политики количественного смягчения, нацеленной в отдельных случаях на ослабление курсов их национальных валют с целью получения дополнительных преимуществ во внешнеторговой деятельности, что негативно скажется на конкурентоспособности продукции государств-членов.

4. Внутренние ограничения устойчивого экономического роста

      В государствах-членах особо актуален вопрос создания новых моделей экономического роста за счет структурных преобразований и использования преимуществ формирующегося нового технологического уклада.
      Достижение целей модернизации экономики возможно при устранении внутренних ограничений роста. К таким ограничениям относятся, в частности, невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность производимой продукции, недостаточное развитие финансового сектора и использование внутренних источников инвестиций, не отвечающие потребностям экономик, неразвитая географическая структура экспорта, высокий физический и моральный износ инфраструктуры и основных фондов, слабое использование транспортного потенциала, а также недостаточный уровень конкуренции.
      Сохранение указанных ограничений не позволит в среднесрочной перспективе обеспечить макроэкономическую устойчивость и высокие темпы экономического роста.

5. Недостаточное использование интеграционного потенциала

      Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства призвано дать дополнительные возможности для экономического развития государств-членов за счет более рационального использования ресурсов, улучшения территориального разделения труда, диверсификации экономик, формирования межстрановых производственных цепочек внутри Единого экономического пространства, а также за счет совместного развития инфраструктуры, реализации транспортного, в том числе транзитного, потенциала и создания эффективно функционирующего общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
      Такие возможности пока реализуются в недостаточной степени. Отсутствие интеграционной составляющей развития экономик государств-членов снижает потенциал устойчивого экономического роста.
      Прогнозные оценки Международного валютного фонда и Всемирного банка в отношении перспектив развития экономик государств-членов предполагают дальнейшее снижение темпов роста экономики интеграционного объединения в 2013 году. Более высокие темпы могут быть достигнуты при условии эффективной поддержки внутренних источников экономического роста, в том числе за счет реализации интеграционного потенциала.

III. Основные ориентиры макроэкономической политики Единого экономического пространства

      Последовательное снятие внутренних барьеров и ослабление ограничений экономического роста, включая проведение структурных преобразований и стимулирование приоритетного развития обрабатывающих секторов, будут способствовать снижению зависимости экономик государств-членов от внешних негативных факторов.
      Развитие интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства создает дополнительные возможности для устойчивого развития и повышения темпов экономического роста.
      Для реализации поставленной цели в среднесрочной перспективе определяются следующие основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов:
      поддержание макроэкономической устойчивости;
      создание условий для стабильного экономического роста;
      развитие кредитно-финансовой системы.

1. Поддержание макроэкономической устойчивости

      Макроэкономическая устойчивость государств-членов является основным условием для успешного динамичного развития национальных экономик.
      Соглашением о согласованной макроэкономической политике
от 9 декабря 2010 года предусмотрено соблюдение государствами-членами следующих количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития:
      годовой дефицит государственного бюджета (для Российской Федерации – федерального бюджета, для Республики Беларусь – республиканского бюджета, для Республики Казахстан – республиканского бюджета) – не выше 3 процентов ВВП;
      государственный долг – не выше 50 процентов ВВП;
      уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении), не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства-члена, имеющего наименьший рост цен.
      Мониторинг макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, показал, что в 2012 году в основном все государства-члены придерживались установленных количественных значений, за исключением Республики Беларусь, в которой инфляция была выше установленного значения, а также Республики Казахстан, где значение дефицита республиканского бюджета, по предварительным данным, достигло предельного значения 3,0 % ВВП.
      В среднесрочной перспективе для обеспечения макроэкономической устойчивости государств-членов необходимо:
      предпринимать действия по соблюдению показателей, характеризующих устойчивость экономического развития;
      выработать подходы к проведению согласованных и совместных действий государств-членов в случае нарастания угрозы экономического кризиса;
      увеличивать доходную часть государственного бюджета, в том числе за счет расширения налоговой базы отдельных налогов, усиления контроля за соблюдением налогового законодательства, сокращения неэффективных налоговых льгот и преференций;
      проводить сбалансированную политику формирования расходной части государственного бюджета путем исключения неэффективных расходов и повышения контроля за осуществлением бюджетных расходов;
      в целях снижения уровня инфляции проводить рациональную денежно-кредитную политику и политику в отношении регулируемых цен и тарифов.
      Решение поставленных задач будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности в государствах-членах.

2. Создание условий для стабильного экономического роста

      Создание условий для стабильного экономического роста предполагает реализацию следующих приоритетных направлений:
      углубление сотрудничества в реальном секторе экономики в целях повышения его конкурентоспособности;
      улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений;
      развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Единого экономического пространства;
      развитие конкурентной среды и улучшение делового климата.

Углубление сотрудничества в реальном секторе в целях повышения его конкурентоспособности

      Важнейшим элементом обеспечения устойчивого развития экономик государств-членов в среднесрочной перспективе должно стать развитие ненефтегазового сектора, в том числе за счет повышения эффективности использования национальных ресурсов путем усиления кооперации производства и использования преимуществ интеграционного сотрудничества.
      Однако эта задача является долгосрочной, в связи с чем повышение эффективности нефтегазового сектора экономики продолжает оставаться актуальным.
      Для реализации интеграционных преимуществ и повышения конкурентоспособности реальных секторов экономик государств-членов необходимо:
      выработать принципы и подходы к проведению согласованной промышленной и агропромышленной политики в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
      создать условия для финансовой поддержки реальных секторов экономик, в том числе за счет формирования новых механизмов привлечения финансовых средств, снижения налоговой нагрузки на реальные сектора экономик, внедрения инструментов налогового стимулирования (инвестиционные преференции, специальные экономические зоны), предоставления гарантий и страхования инвестиций;
      создать условия для углубления кооперации и развития взаимодополняемости реальных секторов экономик государств-членов с учетом их конкурентных преимуществ в целях развития высокотехнологичных производств конкурентоспособной продукции и достижения синергетического эффекта за счет интеграции;
      унифицировать подходы государств-членов к предоставлению промышленных субсидий;
      стимулировать инновационное развитие промышленного и агропромышленного производства и переходить к использованию новейших технологий.
      Реализация совокупности указанных действий будет способствовать повышению эффективности промышленного и агропромышленного производства за счет более рационального использования факторов производства, расширения интеграционного сотрудничества и использования конкурентных преимуществ государств-членов.

Улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений

      Решение задачи развития обрабатывающих отраслей во многом зависит от наличия рынков сбыта их продукции. Создание условий для географической диверсификации экспортных поставок и повышение уровня переработки экспортируемой продукции могут придать мощный импульс развитию экономик государств-членов.
      В этих целях необходимо:
      стимулировать развитие торговли с государствами – участниками СНГ в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 ноября 2011 года;
      проводить предварительный анализ возможных преимуществ и издержек для экономик государств-членов при заключении соглашений о свободной торговле с третьими странами;
      упрощать административные процедуры в сфере торговли;
      стимулировать формирование объединений производителей, экспортирующих одноименную продукцию на внешние рынки;
      диверсифицировать и повышать эффективность государственной поддержки экспорта производимой продукции;
      продолжить работу по отмене технических и административных барьеров в торговле между государствами-членами.
      Улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений будут способствовать росту объемов и совершенствованию товарной и географической структуры внешней торговли, сокращению временных затрат на прохождение таможенных процедур и стимулированию взаимной торговли государств-членов.

Развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Единого экономического пространства

      Развитие реального сектора экономики, внутрирегиональной и международной торговли обусловливает потребность в форсированном развитии транспортной инфраструктуры.
      Особенность географического положения государств-членов, связывающих два крупнейших мировых рынка – Европы и Азии, предоставляет широкие возможности для эффективного использования государствами-членами своего транзитного потенциала.
      В связи с этим особую роль в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства приобретают развитие транспортных коридоров и создание логистических центров и транспортных объединений, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки грузов, а также контроль за всеми операциями, осуществляемыми на пути следования грузов, с использованием современных информационных технологий.
      Для решения поставленных задач необходимо:
      выработать принципы и подходы к проведению согласованной транспортной политики в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
      развивать систему международных транспортных коридоров;
      содействовать объединению железнодорожных активов государств-членов, задействованных в транзитных перевозках крупнотоннажных контейнеров;
      развивать транспортно-таможенные технологии, информационные системы, ускоряющие доставку грузов;
      внедрять интеллектуальные транспортные системы, в том числе на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
      Развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Единого экономического пространства будут способствовать созданию евразийской транспортной сети, включению государств-членов в систему международных транспортных коридоров, а также использованию их транзитного потенциала.

Развитие конкурентной среды и улучшение делового климата

      В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения качества и снижения стоимости производимой продукции необходимо формирование и развитие конкурентной среды.
      Для обеспечения свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств-членов необходимо:
      внедрять процедуру оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов на предмет наличия в них излишних административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах по унифицированным правилам;
      внедрять в лицензионно-разрешительные системы государств-членов практику снижения административных барьеров для бизнеса и улучшения предпринимательской среды, в том числе путем упрощения процедуры получения лицензий, увеличения количества видов деятельности, требующих уведомительного порядка, за счет снижения количества видов деятельности, требующих разрешительного порядка, сокращения количества лицензионно-разрешительных документов, в том числе в связи со вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза, а также взаимного признания лицензий, выданных уполномоченными органами государств-членов;
      приступить к разработке единой методики тарифообразования в сферах естественных монополий.
      Создание и развитие конкурентной среды будут способствовать снижению административных барьеров для бизнеса, улучшению предпринимательской среды, обеспечению равных условий доступа на товарные рынки Таможенного союза и Единого экономического пространства для предпринимателей всех государств-членов, снижению темпов роста тарифов на услуги естественных монополий, улучшению и сближению позиций государств-членов в рейтинге группы Всемирного банка «Doing Business».

3. Развитие кредитно-финансовой системы

      Решение задачи инновационного развития реального сектора экономики невозможно без развития кредитно-финансовой системы государств-членов.
      С целью развития финансовых рынков, привлечения инвестиций и расширения использования национальных валют необходимо:
      согласовывать подходы к развитию и регулированию финансовых рынков государств-членов на основе применения лучших международных практик;
      создавать условия для расширения использования национальных валют во внешнеэкономической деятельности государств-членов;
      продолжить работу по снятию ограничений на движение капитала в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
      создавать условия для мобилизации внутренних источников инвестиций, включая развитие частно-государственного партнерства.
      Развитие кредитно-финансовой системы будет способствовать повышению устойчивости развития и функционирования финансового рынка, снижению валютных рисков, обеспечению свободы движения капитала, повышению транспарентности экономик, расширению внутренних источников финансирования.
      Последовательная реализация всех ориентиров макроэкономической политики позволит обеспечить устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе за счет снижения внутренних ограничений роста и зависимости экономик государств-членов от внешних факторов.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.