Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Каменковой Л.Э.,
судей Экономического Суда СНГ: Нагорной Э.Н., Сейтимовой В.Х.,
с участием Генерального советника Анищенко А.И., Генерального советника Петрова А.В., представителя Исполнительного комитета СНГ Наумович Н.К.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд, Суд) с запросом о толковании пункта 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (далее - Договор от 18 октября 2011 года, Договор).
Основанием для запроса послужило обращение Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского, который заинтересован в уяснении условий свободного (без тарифных и нетарифных ограничений) перемещения товаров в соответствии с положениями Договора.
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского в своем обращении отмечает, что раздел II приложения 1 к Договору от 18 октября 2011 года предусматривает таможенные пошлины, применяемые в отношении товаров, вывозимых с территории Республики Казахстан и Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить:
что считать таможенной территорией Стороны Договора, являющейся членом Таможенного союза, для целей неприменения таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны.
Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., представителя заявителя Наумович Н.К., обсудив заключения Генерального советника Анищенко А.И. и Генерального советника Петрова А.В., проанализировав нормы Договора от 18 октября 2011 года, законодательство государств-участников в сфере таможенного регулирования, изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Толкование пункта 1 статьи 2 Договора от 18 октября 2011 года осуществляется согласно общему правилу толкования международных договоров, закрепленному в пункте 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция 1969 года), - добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.
Государствами-участниками Договора от 18 октября 2011 года являются Республика Армения (с 17 октября 2012 года), Республика Беларусь (с 20 сентября 2012 года), Республика Казахстан (с 8 декабря 2012 года), Республика Молдова (с 9 декабря 2012 года), Российская Федерация (с 20 сентября 2012 года) и Украина (с 20 сентября 2012 года). Для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, подписавших настоящий Договор, он не вступил в силу.
31 мая 2013 года подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан, который не вступил в силу.
Целью Договора от 18 октября 2011 года, как следует из его преамбулы, является формирование условий для свободного движения товаров. При этом Стороны Договора исходят из необходимости надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли, интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Договора «Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью».
Толкуемая норма Договора регулирует основополагающее условие функционирования зоны свободной торговли - неприменение тарифных ограничений в торговых отношениях между Сторонами. Наряду с запретом на применение таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в торговле товарами между Сторонами Договора в рамках зоны свободной торговли в отдельных, указанных в приложении 1 к настоящему Договору, случаях применяются таможенные пошлины в отношении импорта и экспорта определенных видов товаров в государствах - участниках СНГ.
Из контекста положений пункта 1 статьи 2 Договора от 18 октября 2011 года усматривается, что при экспорте товара речь идет о его предназначении для таможенной территории другой Стороны, а при импорте товара - о происхождении этого товара с таможенной территории другой Стороны.
Согласно пункту 1 статьи 1 Договора импорт товара означает ввоз товаров на таможенную территорию Стороны без обязательства об обратном вывозе, экспорт товара - вывоз товаров с таможенной территории Стороны без обязательства об обратном ввозе.
В связи с этим Экономический Суд отмечает, что как для экспорта, так и для импорта характерно перемещение товара с одной таможенной территории на другую таможенную территорию, и учитывает данное правило при толковании пункта 1 статьи 2 Договора. Сферой применения толкуемой нормы, по мнению Суда, являются торговые отношения двух Сторон Договора при условии, что товар вывозится с таможенной территории одной Стороны и/или ввозится на таможенную территорию другой Стороны в рамках зоны свободной торговли.
Сторонами Договора от 18 октября 2011 года являются государства - участники Содружества Независимых Государств. Торговые отношения между ними определены в Договоре с учетом особенностей функционирования зоны свободной торговли в условиях перехода отдельных государств-участников к более тесной экономической интеграции в рамках Таможенного союза. На момент подписания Договора Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация являлись членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз) и создали Единую таможенную территорию Таможенного союза.
Экономический Суд принимает во внимание положения статьи 18 Договора от 18 октября 2011 года, согласно которой Договор не препятствует Сторонам участвовать в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и/или приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО, в частности, Статьи ХХIV ГАТТ 1994. В данной статье урегулированы вопросы выполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору в соотношении с обязательствами, вытекающими из членства в Таможенном союзе.
Так, в пункте 2 статьи 18 установлено, что в отношениях между Сторонами Договора, являющимися участниками Таможенного союза и Единого экономического пространства, положения Договора применяются в той части, в которой они не противоречат международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также принятым на их основе решениям органов Таможенного союза и двусторонним договорам, заключенным между участниками Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Что касается торговых отношений, в которых одна из Сторон Договора участвует в Таможенном союзе, то согласно пункту 3 статьи 18 Договора ее участие в международных договорах, упомянутых в пунктах 1 и 2 статьи 18 Договора, не ограничивает ее прав и не освобождает от обязательств по настоящему Договору перед другой Стороной, не являющейся участницей таких договоров (приложение 6).
Экономический Суд считает, что предписания пункта 3 статьи 18 Договора распространяются на торговые отношения Сторон Договора в вопросах применения/неприменения таможенных пошлин и платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, которые регламентированы в пункте 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
В целях всестороннего и полного изучения договоренностей Сторон в рамках пункта 1 статьи 2 Договора Экономический Суд считает необходимым обратиться к приложению 1 к Договору, являющемуся его неотъемлемой частью.
В разделе II «Таможенные пошлины, применяемые в отношении экспорта товаров в государствах - участниках СНГ в соответствии со статьей 2 Договора о зоне свободной торговли» приложения 1 определены таможенные пошлины при вывозе товаров с территорий Республики Беларусь (только для нефти сырой и нефтепродуктов), Республики Казахстан и Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, при этом для каждой из названных Сторон установлены индивидуальные перечни товарных позиций и соответствующие им ставки вывозных таможенных пошлин.
Экономический Суд СНГ, рассматривая данный подход Сторон Договора, отмечает, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация при вывозе товара обозначают свои территории, при этом указывают, что товар вывозится за пределы таможенной территории Таможенного союза.
В упомянутом разделе II приложения 1 в отношении экспорта товара из Украины - Стороны Договора, не участвующей в Таможенном союзе, страной назначения товара является другая Сторона Договора. При этом в отношении каждого из государств, в том числе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, установлены конкретные перечни товарных позиций и ставки вывозных таможенных пошлин.
Экономический Суд также принимает во внимание, что при установлении таможенных пошлин, применяемых в отношении импорта товаров, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в отношениях с Украиной рассматриваются в отдельности как государства ввоза товара и как государства, из которых товар вывозится (раздел I приложения 1).
Использование в приложении 1 специальной терминологии «таможенная территория Таможенного союза» дает основание Экономическому Суду в соответствии с подпунктом c) пункта 3 статьи 31 Венской конвенции 1969 года наряду с контекстом Договора при толковании учитывать «любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками».
В данном случае Судом учитываются положения пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса таможенного союза, являющегося приложением к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (вступил в силу для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации). Согласно данному пункту «единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией».
Из информации таможенных служб Республики Казахстан и Российской Федерации следует, что с созданием единой таможенной территории Таможенного союза понятия «таможенная территория Республики Казахстан» и «таможенная территория Российской Федерации» в национальных законодательствах не используются.
Так, в статье 4 Кодекса Республики Казахстан о таможенном деле в Республике Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV дано понятие таможенной территории Таможенного союза. В соответствии со статьей 1 указанного Кодекса таможенным делом (регулированием) в Республике Казахстан признается регулирование отношений на части таможенной территории Таможенного союза (территории Республики Казахстан) (письмо Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 8 августа 2013 года № КБК-11-23/8982).
В статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» даны определения следующих терминов: «ввоз товаров в Российскую Федерацию», «вывоз товаров из Российской Федерации», «вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза». В международных договорах Российской Федерации, заключенных после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, используется понятие «территория Российской Федерации» (письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 01-19/30100).
Согласно статье 3 Таможенного кодекса Республики Беларусь территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь, а пределы таможенной территории являются таможенной границей, которая совпадает с Государственной границей Республики Беларусь. При практической реализации международных договоров подразумевается, что таможенная территория Республики Беларусь входит в единую таможенную территорию Таможенного союза (письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 22 июля 2013 года № 09/9295).
В законодательстве других Сторон Договора, не участвующих в Таможенном союзе, закреплено понятие «таможенная территория» соответствующего государства (письмо Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения от 23 октября 2013 года № 3-6/12875-13; письмо Таможенной службы Министерства финансов Республики Молдова от 26 июля 2013 года № 28/01-8796; письмо Министерства доходов и сборов Украины от 18 июля 2013 года № 8228/5/99-99-24-02-07-16).
Вышеизложенное позволяет Экономическому Суду прийти к выводу о том, что понятие «таможенная территория» имеет особенности применения в зависимости от участия Стороны Договора в Таможенном союзе. При экспорте товара с таможенной территории Стороны, не участвующей в Таможенном союзе, этот товар предназначается для территории Стороны, участвующей в Таможенном союзе, а при импорте товар происходит с территории Стороны, участвующей в Таможенном союзе, и ввозится на таможенную территорию Стороны, не участвующей в Таможенном союзе.
При этом также необходимо принимать во внимание положения статьи 4 Договора. Согласно пункту 1 данной статьи «для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года».
Пункт 2.1 Правил предусматривает, что «страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами». Кроме соответствия товара критериям происхождения Правилами определены условия использования товаром режима свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения.
Относительно вопроса заявителя, что считать таможенной территорией Стороны Договора, являющейся членом Таможенного союза, для целей неприменения таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, Экономический Суд учитывает особенности применения понятия «таможенная территория» и исходит из содержания раздела II приложения 1 к Договору, где Стороны Договора, участвующие в Таможенном союзе, при вывозе товара обозначают свои территории, при этом указывают, что товар вывозится за пределы таможенной территории Таможенного союза. При импорте товар, происходящий с таможенной территории Стороны, не участвующей в Таможенном союзе, предназначается для территории Стороны Договора, участвующей в Таможенном союзе.
Данный подход является общим как для целей неприменения таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, так и для исключений, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ и пунктами 1271, 143 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств
РЕШИЛ:
Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование применения пункта 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
1. Норма пункта 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года регулирует основополагающее условие функционирования зоны свободной торговли - неприменение тарифных ограничений в торговых отношениях между Сторонами данного Договора.
Изъятия из режима свободной торговли установлены приложением 1 к настоящему Договору, являющимся его неотъемлемой частью. В отдельных указанных в приложении 1 случаях применяются таможенные пошлины в отношении импорта и экспорта определенных видов товаров в государствах - участниках СНГ.
2. В силу нормы пункта 3 статьи 18 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года участие Стороны в международных договорах, упомянутых в пунктах 1 и 2 статьи 18 данного Договора, не ограничивает ее прав и не освобождает от обязательств по настоящему Договору перед другой Стороной, не являющейся участницей таких договоров (приложение 6).
Предписания пункта 3 статьи 18 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года распространяются на торговые отношения Сторон Договора в вопросах применения/неприменения таможенных пошлин и платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, которые регламентированы в пункте 1 статьи 2 данного Договора, при условии, если одна из Сторон участвует в Таможенном союзе.
3. Понятие «таможенная территория» в контексте пункта 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года имеет особенности применения в зависимости от участия Стороны Договора в Таможенном союзе.
При экспорте товара с таможенной территории Стороны, не участвующей в Таможенном союзе, этот товар предназначается для территории Стороны, участвующей в Таможенном союзе, а при импорте товар происходит с территории Стороны, участвующей в Таможенном союзе, и ввозится на таможенную территорию Стороны, не участвующей в Таможенном союзе.
В случае экспорта товара с территории Стороны Договора, участвующей в Таможенном союзе, товар вывозится за пределы таможенной территории Таможенного союза, как указано в разделе II приложения 1 к настоящему Договору. При импорте товар, происходящий с таможенной территории Стороны, не участвующей в Таможенном союзе, предназначается для территории Стороны Договора, участвующей в Таможенном союзе.
Данный подход является общим как для целей неприменения таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, так и для исключений, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.
4. Копию консультативного заключения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств и для сведения - в правительства государств - участников Содружества Независимых Государств.
5. Консультативное заключение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель Л.Э. Каменкова
Начальник отдела
организационной работы и обеспечения
Экономического Суда СНГ И.А. Малашенко
28 декабря 2013 года