Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2015 – 2016 годы

Новый

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года № 11

      В целях реализации подпункта 2 пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение № 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Высший Евразийский экономический совет решил:
      1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2015 – 2016 годы.
      2. Рекомендовать правительствам государств – членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2015 – 2016 годы.
      3. Евразийской экономической комиссии проводить анализ мер, реализуемых государствами – членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, в части их соответствия утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2015 – 2016 годы.

      Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От
Республики
Армения

От
Республики
Беларусь

От
Республики
Казахстан

От
Российской
Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ           

Решением Высшего        
Евразийского экономического совета
от 8 мая 2015 г. № 11      

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
макроэкономической политики государств – членов
Евразийского экономического союза на 2015 – 2016 годы

      Текущая экономическая ситуация в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), сложившаяся в результате влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и неустойчивости положения на мировых сырьевых рынках, а также накопленных в экономиках государств-членов дисбалансов, характеризуется существенным ухудшением основных макроэкономических показателей и замедлением экономической активности.
      Резкое снижение цен на нефть (с сентября 2014 г. по январь 2015 г. среднемесячная цена на нефть марки Brent снизилась на 51,4 процента) и сокращение мирового спроса на сырьевые товары оказали негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов, способствовали ухудшению показателей взаимной торговли и торговли с третьими странами, оказали давление на международные резервные активы и курсы национальных валют и негативно повлияли на состояние экономик государств-членов в целом.
      Темпы роста валового внутреннего продукта Союза в 2014 году снизились до 1 процента, при этом в Республике Армения они составили 3,4 процента, в Республике Беларусь – 1,6 процента, в Республике Казахстан – 4,3 процента, в Российской Федерации – 0,6 процента.
      Инфляция выросла в целом по Союзу в 2014 году до 11,1 процента, в том числе в Республике Армения она составила 4,6 процента; в Республике Беларусь – 16,2 процента, в Республике Казахстан – 7,4 процента, в Российской Федерации – 11,4 процента.
      В течение 2014 года и в начале 2015 года наблюдалась тенденция снижения курсов национальных валют к ведущим мировым валютам, особенно усилившаяся в конце 2014 – начале 2015 года. В результате среднемесячный курс российского рубля к доллару США за период с января 2014 г. по январь 2015 г. снизился на 84,4 процента (с 33,46 до 61,7 рубля за 1 доллар США), белорусский рубль за тот же период потерял 50,3 процента (главным образом, в течение января 2015 г. в результате поэтапной девальвации). Курс армянского драма к доллару США в январе 2015 г. по отношению к соответствующему периоду 2014 года снизился на 16,8 процента, а казахстанский тенге девальвировался в течение того же периода на 18,5 процента.
      На фоне ухудшения общей экономической ситуации в государствах-членах снизился экспорт в третьи страны, а в результате принятия ограничительных мер продемонстрировал снижение и импорт: стоимостной объем внешней торговли товарами в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 6,9 процента, при этом экспорт сократился на 5,3 процента, а импорт – на 9,6 процента. Особую обеспокоенность вызывает сокращение стоимостного объема взаимной торговли товарами, которое по итогам 2014 года достигло 11 процентов относительно уровня 2013 года (без учета данных по Республике Армения).
      Правительствами государств-членов разработаны и реализуются меры, направленные на преодоление негативных последствий и смягчение воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики.
      Вместе с тем взаимосвязанность и взаимозависимость экономик государств-членов требует координации реализации ими антикризисных мер, а также разработки и принятия совместных интеграционных действий, направленных на преодоление сложившейся экономической ситуации с использованием инструментов, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор).
      Учитывая, что основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза призваны решать наиболее важные для экономик государств-членов кратко- и среднесрочные задачи, в период 2015 – 2016 годов они будут направлены на преодоление сложившейся негативной экономической ситуации посредством:
      обеспечения макроэкономической устойчивости: достижения ценовой стабильности, активизации использования национальных валют государств-членов, поддержания сбалансированности бюджетных систем, повышения устойчивости банковских систем;
      создания условий для устойчивого развития и восстановления экономического роста: диверсификации экономики (в том числе с учетом реализации интеграционного потенциала Союза), поддержания деловой активности, расширения источников финансовых средств и повышения доступности кредитных ресурсов, активизации взаимной торговли, развития внешней торговли и диверсификации рынков сбыта.

I. Обеспечение макроэкономической устойчивости

      В 2014 году и начале 2015 года все государства-члены столкнулись с дестабилизирующим влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов на стабильность национальных макроэкономических систем.
      Увеличение мировой добычи энергоносителей и завершение программы количественного смягчения в Соединенных Штатах Америки, способствующее оттоку капитала с рынков развивающихся стран, вызвали снижение цен на сырьевых рынках и оказали давление на курсы национальных валют государств-членов и уровень инфляции.
      В 2014 – 2015 годах сохраняется превышение Республикой Беларусь установленного Договором предельного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен), в Российской Федерации наблюдается существенный рост инфляции по сравнению с 2013 годом.
      Замедление темпов роста в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также более низкий рост, чем ожидалось, в Европейском союзе и Китайской Народной Республике способствовали снижению спроса на продукцию, производимую в Союзе, что в совокупности со снижением цен на основные экспортные товары государств-членов увеличивает риск недополучения бюджетных доходов относительно запланированных значений и требует принятия мер по повышению доходной и оптимизации расходной частей бюджетов государств-членов.
      Принятые ограничительные (санкционные) меры со стороны ряда стран по отношению к государству-члену с крупнейшей экономикой Союза – Российской Федерации – оказали влияние на ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и сокращение инвестиционной активности. В то же время посредством торгового и финансового каналов эти меры оказывают в определенной степени негативное влияние на национальные экономики других государств-членов.
      Данные факторы создают риски макроэкономической дестабилизации и превышения государствами-членами установленных Договором количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.
      В связи с этим для преодоления сложившейся негативной ситуации необходима консолидация усилий государств-членов по принятию первоочередных совместных и национальных мер (с учетом проведения национальными (центральными) банками государств-членов независимой денежно-кредитной политики), направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости, по следующим ключевым направлениям.

      Достижение ценовой стабильности, включая:
      недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги;
      пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;
      экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей.
      Активизация использования национальных валют государств-членов, включая:
      создание экономических условий, стимулирующих формирование депозитов в национальных валютах;
      введение запрета на установление цен на внутреннем рынке в условных единицах или национальных валютах третьих стран;
      согласование подходов к регулированию валютных правоотношений;
      продолжение работы по созданию условий для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
      совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между резидентами государств-членов;
      усиление координации действий в сфере валютного контроля, осуществляемого в соответствии с валютным законодательством государств-членов.

      Поддержание сбалансированности бюджетных систем, включая:
      увеличение доходной части бюджетов государств-членов путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;
      разработку и реализацию мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям;
      оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития;
      совершенствование инструментов предоставления межправительственных займов;
      противодействие использованию низконалоговых юрисдикций, находящихся в третьих странах.

      Повышение устойчивости банковских систем, включая:
      принятие мер по поддержанию ликвидности в национальных валютах, в том числе путем расширения при необходимости применяемых инструментов;
      рассмотрение возможности создания институтов управления проблемными активами;
      принятие мер по докапитализации системообразующих банков;
      увеличение предельных сумм страхового покрытия депозитов.

      Принятие указанных мер будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, являющейся основой устойчивого экономического роста государств-членов.

II. Создание условий для устойчивого развития
и восстановления экономического роста

      В условиях активного проявления дестабилизирующих процессов, несущих риски для долгосрочных перспектив устойчивого экономического развития государств-членов, важнейшей задачей является поиск внутренних источников экономического роста, в том числе за счет эффективного взаимодействия экономик государств-членов и реализации интеграционного потенциала Союза.
      В сложившейся ситуации критически важным становится принятие совместных усилий государств-членов по переходу к более диверсифицированной модели экономики путем развития обрабатывающих производств, наращивания объемов внутреннего производства продукции с высокой добавленной стоимостью за счет формирования региональных кооперационных цепочек и встраивания в международные цепочки создания добавленной стоимости.
      В условиях снижения доступности внешних источников дешевых финансовых средств и недостаточной инвестиционной привлекательности реальных секторов экономик государств-членов необходимо уделить особое внимание улучшению финансового положения хозяйствующих субъектов, повышению деловой активности и развитию национальных и региональных институтов долгосрочного финансирования.
      Наблюдающаяся разноскоростная девальвация курсов национальных валют оказывает существенное влияние на изменение ценовых условий торговли и конкурентоспособность производителей на внутреннем рынке Союза и способствует усилению диспропорций во взаимной торговле. Преодоление данных ограничений и развитие взаимной торговли способно придать мощный стимул взаимодействию хозяйствующих субъектов и активизации экономической деятельности в государствах-членах.
      Важнейшей задачей в кратко- и среднесрочной перспективе будет являться также расширение рынков сбыта продукции, производимой в Союзе, поддержание взаимовыгодных экономических отношений с уже сложившимися торговыми партнерами и содействие товарной и географической диверсификации торгово-экономических отношений с третьими странами.
      Сложившиеся в настоящее время экономические условия требуют определенных шагов на пути решения поставленных задач путем реализации в период 2015 – 2016 годов следующих действий.

      Диверсификация экономики (в том числе с учетом реализации интеграционного потенциала Союза), включая:
      проведение работы по выбору приоритетных направлений использования интеграционного потенциала Союза в рамках реализации Договора;
      разработку и согласование Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза;
      стимулирование инновационной активности;
      разработку механизмов проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств.

      Поддержание деловой активности, включая:
      стремление к недопущению роста налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики и сферы услуг;
      осуществление мер поддержки малого и среднего бизнеса;
      принятие мер, обеспечивающих улучшение позиций государств-членов в международных рейтингах комфортности ведения бизнеса;
      совершенствование национальных систем мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов на основе лучших практик и формирования механизмов взаимодействия национальных институтов развития государств-членов.

      Расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов, включая:
      создание возможностей для привлечения в наиболее значимые сектора экономики оборотных и инвестиционных ресурсов;
      дальнейшее развитие механизмов целевого выделения кредитных средств под приоритетные проекты и эффективного доведения их до получателя;
      создание условий для роста частных инвестиций в основной капитал предприятий производственной сферы;
      совершенствование законодательства государств-членов, регламентирующего сферу применения механизмов государственно-частного партнерства, с учетом лучших международных практик и практик государств-членов;
      активизацию использования финансовых возможностей региональных институтов развития (Антикризисный фонд ЕврАзЭС, Евразийский банк развития).

      Активизация взаимной торговли, включая:
      использование эффективных финансовых механизмов для развития торговых отношений между государствами-членами, включая страхование и кредитование экспорта;
      продолжение работы по выявлению и устранению изъятий и ограничений, в том числе барьеров, взаимного доступа хозяйствующих субъектов на рынок Союза;
      подготовку прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
      проведение работ по формированию перечня чувствительных сельскохозяйственных товаров;
      продолжение работы по формированию общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии Союза;
      разработку индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой методологии.

      Развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта, включая:
      упрощение административных процедур в сфере таможенного регулирования;
      реализацию мер, направленных на сокращение времени предоставления, стоимости и количества государственных процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, при повышении эффективности форм государственного контроля;
      развитие механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;
      развитие торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;
      проведение работы по заключению с третьими сторонами договоров, устанавливающих режим свободной торговли;
      создание условий для организации информационного обмена с третьими сторонами о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Союза;
      разработку механизмов поддержки, кредитования и страхования экспорта на уровне лучших международных практик;
      выявление и устранение технических барьеров и ограничительных мер, затрудняющих доступ на рынки третьих сторон;
      подготовку предложений по стимулированию развития торговли с третьими сторонами с использованием электронных и информационных технологий;
      развитие транзитных и смешанных перевозок.

      Реализация указанного комплекса мер будет способствовать преодолению государствами-членами последствий негативных экономических явлений, обеспечению восстановления экономик государств-членов и повышению темпов их экономического роста с использованием преимуществ экономической интеграции.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.