Примечание РЦПИ!
Решение вступает в силу 01.06.2016 - сайт Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет решил:
Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От |
От |
От |
От |
От |
УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 31 мая 2016 г. № 7
КОНЦЕПЦИЯ
формирования общего рынка газа
Евразийского экономического союза
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 83 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).
Настоящая Концепция направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общего рынка газа Союза, предусматривающего:
взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза;
транспортировку газа, принадлежащего участникам общего рынка газа Союза и предназначенного для поставки потребителям газа на общем рынке газа Союза, по газотранспортным системам.
Формирование общего рынка газа Союза является неотъемлемой частью экономической интеграции в рамках Союза и направлено на обеспечение благоприятных условий для свободного движения товаров, услуг, технологий и капиталов между государствами-членами.
Формирование общего рынка газа Союза осуществляется с учетом:
обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;
особенностей функционирования и развития газовых рынков государств-членов;
первоочередного обеспечения внутренних потребностей в газе государств-членов;
законодательства государств-членов;
международного опыта формирования общих рынков газа.
I. Определения
Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
«внутренние потребности в газе» - объемы газа, необходимые для потребления на территории каждого из государств-членов;
«внутренний рынок газа государства-члена» - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов на территории государства-члена в сфере транспортировки и поставки газа, действующих на основании законодательства государства-члена;
«газ» - горючая смесь газообразных углеводородов и других газов, состоящая в основном из метана и транспортируемая в сжатом газообразном состоянии по газотранспортным системам;
«газотранспортные системы» - сооружения для транспортировки газа, включающие магистральные газопроводы и связанные с ними единым технологическим процессом объекты, кроме газораспределительных сетей;
«доступ к газотранспортным системам» - предоставление права использования газотранспортных систем, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки газа;
«инфраструктурные организации» - операторы газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторы биржевых торгов;
«транспортировка и поставка газа между государствами-членами» - транспортировка и поставка газа с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
«общий рынок газа Союза» - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами;
«оператор биржевых торгов» - юридическое лицо, оказывающее услуги по осуществлению биржевой оптовой торговли газом на территории государства-члена и обеспечивающее исполнение договоров, заключенных при осуществлении данной торговли, путем взаимодействия с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
«оператор газотранспортной системы» - юридическое лицо, являющееся собственником газотранспортной системы или владеющее газотранспортной системой на ином законном основании и осуществляющее оперативно-диспетчерское управление газотранспортной системой, транспортировку газа по газотранспортной системе;
«поставка газа» - передача газа от поставщика газа потребителю газа на установленных соответствующим договором условиях;
«поставщик газа» - юридическое лицо, осуществляющее поставку газа на территориях государств-членов;
«потребитель газа» - юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена и приобретающее газ для собственных, производственных или иных хозяйственных нужд;
«свободные мощности» - технологически возможные свободные мощности магистральных газопроводов государств-членов, определяемые в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;
«субъекты общего рынка газа Союза» - участники общего рынка газа Союза и инфраструктурные организации, обеспечивающие функционирование общего рынка газа Союза;
«транспортировка газа» - перемещение газа по газотранспортной системе от пункта приема до пункта сдачи или передачи газа в другие газотранспортные системы;
«услуги по транспортировке газа» - услуги по перемещению газа по газотранспортным системам.
«участники общего рынка газа Союза» - поставщики газа и потребители газа, зарегистрированные на территориях государств-членов и при необходимости уполномоченные государством-членом на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза.
Иные понятия используются в настоящей Концепции в значениях, определенных Договором.
III. Цели, принципы и задачи формирования
общего рынка газа Союза
Основными целями формирования общего рынка газа Союза являются:
повышение энергетической безопасности государств-членов;
повышение надежности, доступности и качества газоснабжения потребителей газа на территориях государств-членов;
повышение экономической эффективности использования газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов.
Формирование общего рынка газа Союза осуществляется в соответствии с основными принципами формирования общих рынков энергетических ресурсов, указанными в пункте 1 статьи 79 Договора, и основными принципами формирования общего рынка газа Союза, указанными в пункте 3 Протокола о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение № 22 к Договору).
Формирование общего рынка газа Союза основывается на развитии внутренних рынков газа государств-членов и предусматривает:
обеспечение внутренних потребностей в газе государства-члена за счет ресурсов газа, добываемых и (или) приобретаемых на территории этого государства-члена, на территориях других государств-членов и при необходимости на территориях третьих государств, при этом объемы, цена продажи газа и тарифы на услуги по его транспортировке, а также коммерческие и иные условия транспортировки газа определяются гражданско-правовыми договорами между хозяйствующими субъектами государства-члена в соответствии с законодательством государства-члена;
право государства-члена принимать необходимые регулятивные меры на внутреннем рынке газа государства-члена в случае угрозы экономической или энергетической безопасности государства-члена.
Формирование общего рынка газа Союза требует решения следующих основных задач:
обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к общему рынку газа Союза;
создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза в сфере поставки газа на общем рынке газа Союза;
переход к рыночным механизмам ценообразования в отношении газа на общем рынке газа Союза;
рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за газ;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие газотранспортных систем государств-членов, включая реализацию совместных проектов;
недискриминационное и прозрачное распределение между участниками общего рынка газа Союза свободных мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов и используемых для транспортировки газа между государствами-членами, в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;
унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
обеспечение информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ, тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам.
IV. Этапы формирования общего рынка газа Союза
Формирование общего рынка газа Союза осуществляется в 3 этапа путем выполнения мероприятий программы формирования общего рынка газа Союза, предусмотренной статьями 83 и 104 Договора.
Решения о переходе к очередному этапу и о его содержании принимаются Высшим Евразийским экономическим советом на основании согласованных предложений государств-членов.
Первый этап (до 2020 года) характеризуется решением следующих основных задач:
гармонизация законодательства государств-членов в области регулирования общего рынка газа Союза;
обеспечение доступности и полноты раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих
функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
создание системы информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ, тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;
разработка и согласование единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;
установление согласованного уполномоченными органами государств-членов порядка осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза;
формирование индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;
выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами и разработка предложений по их устранению.
Второй этап (до 2021 года) характеризуется решением следующих основных задач:
обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж на территории Союза, на которых могут осуществляться торги газом;
обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов;
обеспечение доступа участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;
использование различных механизмов, в том числе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа, для развития мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
увеличение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государств-членов на общем рынке газа Союза, в том числе посредством реализации совместных инфраструктурных проектов;
проведение консультаций государств-членов по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.
Третий этап (не позднее 1 января 2025 г.) характеризуется следующими основными признаками:
вступление в силу международного договора в рамках Союза о формировании общего рынка газа Союза;
обеспечение свободных поставок газа, приобретенного по прямым договорам или на биржевых торгах, между участниками общего рынка газа Союза в требуемых объемах и направлениях;
поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на общем рынке газа Союза;
принятие государствами-членами согласованного решения о переходе к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов.
V. Структура торговли газом на общем рынке газа Союза
Торговля газом на общем рынке газа Союза осуществляется в следующих формах:
заключение прямых договоров на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза;
проведение биржевых торгов.
При заключении прямых договоров на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза стороны договоров согласуют с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, технические возможности и условия транспортировки газа.
Биржевые торги газом осуществляются участниками общего рынка газа Союза на товарных биржах государств-членов, а также могут осуществляться (в случаях создания) на межгосударственной бирже Союза. Необходимость и условия создания и функционирования межгосударственной биржи Союза определяются государствами-членами.
Государство-член определяет целесообразность осуществления биржевых торгов газом на товарных биржах государств-членов, а также число товарных бирж государства-члена, на которых могут осуществляться биржевые торги газом.
Участники общего рынка газа Союза имеют равные права доступа к биржевым торгам газом на общем рынке газа Союза.
Биржевые торги газом на общем рынке газа Союза включают в себя:
торги физическими объемами газа с различными сроками поставки газа;
торги производными финансовыми инструментами в сфере поставки газа.
Биржевые торги газом в государствах-членах осуществляются в соответствии с согласованным уполномоченными органами государств-членов порядком осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза.
Операторы биржевых торгов газом согласовывают с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, технические возможности и условия транспортировки газа, в отношении которого на товарной бирже государства-члена была или будет осуществлена операция купли-продажи.
Государства-члены вырабатывают и принимают единые технические стандарты на газ, в отношении которого проводятся торги на товарных биржах государств-членов.
VI. Механизмы тарифообразования в отношении услуг по транспортировке газа
Тарифообразование в отношении услуг по транспортировке газа осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.
Тарифообразование в отношении услуг субъектов естественных монополий газовой отрасли государств-членов должно исходить из соблюдения баланса интересов потребителей газа, поставщиков газа и субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий.
VII. Механизмы привлечения инвестиций
Государства-члены создают на своей территории благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности в газовой отрасли, включая реализацию совместных проектов.
Государства-члены совместно определяют и осуществляют проекты, представляющие для них общий интерес, в том числе обеспечивающие развитие мощностей межгосударственных магистральных газопроводов и технологически взаимосвязанных с ними объектов на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа. Государства-члены, на территориях которых осуществляются такие проекты, обеспечивают необходимую для их реализации регуляторную поддержку.
VIII. Техническое регулирование
В государствах-членах обеспечивается унификация технических норм и стандартов, связанных с функционированием газовой отрасли, в соответствии с разделом X Договора.
IX. Мониторинг и информационное обеспечение общего рынка газа Союза
Мониторинг функционирования общего рынка газа Союза и информационное обеспечение общего рынка газа Союза реализуются в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 3 к Договору).
Обмен технологической информацией между операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторами биржевых торгов осуществляется в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза.
Государства-члены проводят согласованные меры по повышению прозрачности и раскрытию информации операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов.
X. Регулирование общего рынка газа Союза
Регулирование общего рынка газа Союза осуществляется в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
антимонопольное регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов газом.
Органами регулирования общего рынка газа Союза являются: органы Союза;
государственные органы государств-членов, уполномоченные осуществлять реализацию государственной политики и регулирование в сфере транспортировки и поставки газа;
органы общего рынка газа Союза (советы руководителей государственных органов государств-членов, рабочие группы, специальные комиссии), которые могут быть сформированы для обеспечения взаимодействия государственных органов государств-членов, участников общего рынка газа Союза и инфраструктурных организаций общего рынка газа Союза.
Государства-члены осуществляют взаимодействие в целях формирования и функционирования общего рынка газа Союза.
Взаимодействие государственных органов государств-членов, уполномоченных на реализацию государственной политики и регулирование в сфере транспортировки и поставки газа, между собой и с Евразийской экономической комиссией осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка нормативных правовых актов государств-членов и актов органов Союза, регулирующих общий рынок газа Союза;
разработка индикативных (прогнозных) балансов газа Союза;
гармонизация законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов в соответствии с актами, регулирующими общий рынок газа Союза;
анализ данных мониторинга функционирования общего рынка газа Союза;
применение единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов.
В целях координации работы в рамках общего рынка газа Союза инфраструктурные организации осуществляют взаимодействие между собой.
Взаимодействие операторов газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, осуществляется по следующим направлениям:
информационный обмен технологической информацией, необходимой для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза;
согласование графиков ремонтов элементов газотранспортных систем, влияющих на пропускную способность и надежность работы межгосударственных магистральных газопроводов, используемых при взаимной торговле газом между участниками общего рынка газа Союза;
взаимное информирование о планах развития газотранспортных систем, влияющих на взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза.
XI. Акты, регулирующие общий рынок газа Союза
Систему актов, регулирующих общий рынок газа Союза, составляют:
Договор;
международный договор в рамках Союза о формировании общего рынка газа Союза, заключаемый государствами-членами в соответствии с пунктом 3 статьи 83 и пунктом 5 статьи 104 Договора;
акты органов Союза, разрабатываемые в соответствии с программой формирования общего рынка газа Союза, предусмотренной пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора, и регулирующие деятельность субъектов общего рынка газа Союза;
нормативные правовые акты государств-членов.
Перечень, последовательность и сроки разработки актов, регулирующих общий рынок газа Союза, определяются Договором, разделом IV настоящей Концепции и разрабатываемой на ее основе программой формирования общего рынка газа Союза.