О Концепции создания Евразийского ювелирного экспортного бюро

Новый

Рекомендация Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2021 года № 1.

      Совет Евразийской экономической комиссии в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, пунктом 2 Протокола о промышленном сотрудничестве (приложение № 27 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), пунктом 1 плана мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств – членов Евразийского экономического союза на рынки третьих стран, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2019 г. № 17,

      признавая целесообразность создания Евразийского ювелирного экспортного бюро,

      с учетом инициативы Международного финансового центра "Астана" о размещении Евразийского ювелирного экспортного бюро в Международном финансовом центре "Астана"

      рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза:

      1. Руководствоваться Концепцией создания Евразийского ювелирного экспортного бюро согласно приложению.

      2. Поддержать инициативу о размещении Евразийского ювелирного экспортного бюро в Международном финансовом центре "Астана" и оказать необходимую консультационную поддержку в реализации проекта.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики
Армения
От Республики
Беларусь
От Республики
Казахстан
От Кыргызской
Республики
От Российской
Федерации
М. Григорян И. Петришенко А. Смаилов А. Жапаров А. Оверчук


  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Рекомендации Совета
Евразийской экономической комиссии
от 14 июля 2021 г. № 1

КОНЦЕПЦИЯ
создания Евразийского ювелирного экспортного бюро

I. Общие положения

      Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 1 плана мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств – членов Евразийского экономического союза на рынки третьих стран, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2019 г. № 17.

      Для целей реализации настоящей Концепции могут быть заключены меморандумы.

      Настоящая Концепция носит рекомендательный характер и может быть использована производителями и продавцами ювелирной продукции государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) при разработке учредительных документов Евразийского ювелирного экспортного бюро (далее – Бюро).

II. Обоснование целесообразности создания Бюро

      Ювелирная промышленность государств-членов является одной из отраслей обрабатывающей промышленности Союза, играющей важную роль в том числе в формировании экономического, исторического и культурного имиджа евразийского интеграционного объединения.

      Объем мирового рынка ювелирных изделий и часов составляет порядка 350 млрд долларов США, в то время как объем экспорта ювелирных изделий государств-членов составляет порядка 221,1 млн долларов США, или около 0,07 процента от общего объема мировой торговли ювелирными изделиями.

      На этапе формирования общего ювелирного рынка Союза внутренний взаимный товарооборот находится на скромном уровне и не соответствует потенциалу ювелирной отрасли государств-членов. В цифрах взаимная торговля между государствами-членами составляет приблизительно 76 млн долларов США, в то время как общий объем импорта из третьих стран составляет порядка 407,4 млн долларов США, а экспорт из государств-членов – всего 220 млн долларов США.

      При этом темпы снижения объемов экспорта ювелирных изделий государств-членов опережают темпы падения мирового рынка ювелирных изделий. Объем мирового рынка в 2014 – 2019 годах показал совокупное падение на четверть, в то время как экспорт из государств-членов сократился на конец этого периода в 3 раза.

      Доли государств-членов в совокупном производстве ювелирной продукции распределились следующим образом: Республика Армения – 6,6 процента, Республика Беларусь – 2,9 процента, Республика Казахстан – 0,1 процента, Кыргызская Республика – 0,1 процента, Российская Федерация – 90,3 процента.

      Учитывая тот факт, что Союз является лидером по добыче алмазов в мире (30 процентов мировой добычи алмазов приходится на Российскую Федерацию), экспорт ювелирных изделий более чем в 50 раз ниже экспорта алмазов и доля Союза на мировом рынке ювелирных изделий незначительна. По оценке экспертов, прибыль от добычи алмазов составляет 15 – 20 процентов, от огранки – около 5 процентов, а доходы от продажи ювелирных изделий составляют не менее 100 процентов себестоимости.

      По оценкам экспертов, ювелирная отрасль недозагружена на 40 – 50 процентов. В то же время объема внутреннего рынка недостаточно. Стоимость ювелирных изделий является конкурентной на мировом рынке, при этом отсутствие масштабной маркетинговой и торговой кампаний за рубежом приводит к падению конкурентоспособности производителей ювелирных изделий государств-членов как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

      Как следствие, происходит снижение налоговых поступлений от предприятий отрасли, а также сокращение рабочих мест.

      Ситуация усугубилась в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Это коснулось как внутренних, так и мировых рынков.

      Если раньше мировой рынок ювелирных изделий был достаточно стабильным, то серьезная рецессия мировой экономики в 2020 году вызвала неизбежный спад спроса на ювелирные изделия, в том числе в тех странах, которые составляли значительную долю структуре мирового потребления, – Китае, США, ОАЭ, странах Европейского союза.

      Так, по оценкам японской консалтинговой компании Researchreportsworld, в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 рынок ювелирных изделий и драгоценных камней восстановится и может достичь 226,7 млрд долларов США к 2026 году, в то время как по итогам 2020 года он составляет 201,3 млрд долларов США.

      Вместе с тем глобальными трендами мировой ювелирной отрасли, которые в ближайшие 5 – 10 лет будут влиять на ее развитие, станут (по исследованиям McKinsey & Company):

      интернационализация и консолидация. В настоящее время 10 крупнейших ювелирных компаний занимают всего 12 процентов мирового ювелирного рынка и только 2 (Cartier и Tiffany & Co) входят в рейтинг Interbrand (100 крупнейших глобальных брендов). Остальная часть мирового ювелирного рынка состоит из национальных брендов. Национальные ювелирные бренды смогут стать известными в мировом масштабе в результате консолидации отрасли;

      увеличение доли брендовой ювелирной продукции. Доля брендовых ювелирных изделий составляет порядка 20 процентов ювелирного рынка. Тенденция укрупнения ювелирных брендов окажет влияние на мелких ювелиров, у которых отсутствуют маркетинг и каналы продвижения. Одним из механизмов выхода на рынки третьих стран может стать продвижение ювелирных изделий через мультибрендовые ювелирные магазины (например, Cadenzza);

      развитие электронной торговли. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 усилила данный тренд. Например, по публичным данным российского интернет-магазина Ozon, объем продаж ювелирных украшений в 2019 году увеличивался примерно на 40 процентов каждый месяц. Национальная ассоциация ювелиров Великобритании сообщает, что к 2025 году реализация ювелирных изделий через мобильные приложения составит 50 процентов от всей электронной коммерции в ювелирной отрасли. При условии упрощения регулирования сферы онлайн-торговли в государствах-членах есть возможность занять новые ниши на мировом рынке;

      маркировка и прослеживаемость ювелирных изделий на всех этапах движения ювелирных изделий от производства до вывода из оборота. В этих целях в Республике Беларусь и Российской Федерации предусмотрены национальные системы маркировки ювелирных изделий;

      кобрендовое продвижение. Такое продвижение предполагает реализацию ювелирных изделий совместно с люксовыми брендами одежды.

      С учетом проведенного Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) анализа можно выделить следующие тенденции.

      На рост мирового потребления в стоимостном выражении экспортеры государств-членов реагируют увеличением физического объема экспортируемой продукции и снижением ее стоимости. Можно сделать вывод об отсутствии у производителей политики в сфере продвижения брендовой продукции дорогого сегмента.

      Между тем государства-члены имеют в ювелирной отрасли достаточно высокий экспортный потенциал. Предприятия отрасли конкурентоспособны по ассортименту и качеству продукции в сравнении как с азиатскими, так и с европейскими ювелирными производителями. На производствах государств-членов используются передовые технологии и новейшее оборудование (3D-принтеры, современные цепевязальные автоматы и др.). Дизайнеры ювелирных изделий государств-членов ежегодно занимают призовые места на престижных ювелирных конкурсах.

      Реализация экспортно ориентированных инициатив бизнеса позволит сформировать устойчивый спрос на ювелирную продукцию государств-членов, повысить загрузку производственных мощностей и нарастить экспорт ювелирной продукции государств-членов.

      Координация реализации таких инициатив является основной функцией Бюро.

III. Цели и задачи Бюро

      Основной целью деятельности Бюро является позиционирование ювелирной отрасли Союза на глобальном рынке путем продвижения ювелирной продукции государств-членов, повышения эффективности экспорта на рынки третьих стран.

      Основными задачами деятельности Бюро являются:

      расширение каналов сбыта ювелирной продукции государств-членов на рынках третьих стран;

      обеспечение конкурентоспособности производителей и продавцов ювелирной продукции государств-членов на мировом рынке;

      оказание содействия производителям и продавцам ювелирной продукции государств-членов во взаимодействии с государственными органами государств-членов и международными организациями путем участия в консультативных органах и отраслевых рабочих группах;

      продвижение на мировом рынке ювелирной продукции государств-членов;

      подготовка экспертных предложений по упрощению условий доступа ювелирной продукции государств-членов на рынки третьих стран;

      информационное и консультационное сопровождение производителей и продавцов ювелирной продукции (в том числе субъектов малого и среднего бизнеса) государств-членов при продвижении ювелирной продукции на новые рынки сбыта, а также определение приоритетных стран для развития торгового сотрудничества;

      формирование положительного имиджа производителей и продавцов ювелирной продукции государств-членов на мировом рынке;

      поиск потенциальных потребителей ювелирной продукции государств-членов и заключение с ними контрактов;

      выработка предложений по кредитованию производителей ювелирной продукции государств-членов совместно с финансовыми институтами;

      поиск инвесторов для производителей ювелирной продукции государств-членов, в том числе во взаимодействии с Евразийским банком развития, Международным финансовым центром "Астана" и другими институтами развития;

      содействие повышению инвестиционной привлекательности ювелирной отрасли государств-членов;

      создание логистической цепи и цепи дистрибуции ювелирной продукции государств-членов на рынках третьих стран;

      содействие в урегулировании конфликтов внутри профессионального сообщества путем предоставления переговорной площадки;

      реализация иных согласованных с государствами-членами задач, направленных на развитие ювелирной промышленности и продвижение ювелирной продукции государств-членов на рынки третьих стран.

      Для реализации указанных задач Бюро использует следующие механизмы:

      разработка и внедрение системы добровольной сертификации Бюро для повышения качества ювелирной продукции государств-членов, продвигаемой на мировом рынке;

      исследование мировых тенденций, изменений внешней и внутренней рыночной конъюнктуры, проведение маркетинговых исследований и публикация их результатов;

      разработка стратегии, политики и бизнес-плана Бюро по выходу на целевые рынки сбыта;

      мониторинг законодательства государств, являющихся целевыми рынками сбыта, и предоставление информации членам Бюро о возможностях ведения в этих государствах предпринимательской деятельности;

      подготовка предложений о реализации ювелирной продукции с использованием совместной торговой инфраструктуры государств-членов;

      содействие в создании совместных дилерских и сервисных сетей, торговых домов и консорциумов;

      содействие в регистрации и продвижении ювелирной продукции на зарубежных электронных торговых площадках (продвижение интернет-торговли путем заключения соглашений и подписания меморандумов между Бюро и такими площадками, как "Амазон" (США), "Алиэкспресс" (Китай) и др.);

      координация выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности за рубежом;

      организация конференций и проведение семинаров и встреч с представителями мирового профессионального сообщества в целях выявления новых направлений разработки дизайна и технологий, а также в целях создания площадки для обмена информацией между участниками предпринимательской деятельности в сфере производства ювелирной продукции и торговли ею;

      выработка наиболее перспективных инструментов стимулирования экспорта (маркетинговой поддержки, эффективной рекламы и др.) с учетом международного опыта;

      содействие в получении при экспорте ювелирной продукции государств-членов иностранных сертификатов;

      взаимодействие с уполномоченными органами государств-членов и Комиссией по вопросам ведения предпринимательской деятельности в сфере производства ювелирной продукции и торговли ею, участие в разработке меморандумов о сотрудничестве в выставочно-ярмарочной и экспозиционной сфере, в том числе выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов государств-членов в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;

      проведение консультаций с крупнейшими производителями драгоценных металлов и драгоценных камней по вопросам организации поставок сырья и заключения долгосрочных контрактов;

      разработка и внедрение системы менеджмента качества для предприятий отрасли, способствующей повышению доверия к производителям и продавцам ювелирной продукции государств-членов;

      формирование электронного каталога ювелирной продукции государств-членов;

      арбитраж по вопросам возмещения ущерба и обеспечение взаимодействия иностранных покупателей с продавцами, являющимися членами Бюро, в случае возникновения претензий к продукции сертифицированных членов Бюро.

      По предложению Бюро государства-члены совместно с Комиссией формируют перечень выставочно-ярмарочных мероприятий на перспективных зарубежных рынках, в отношении которых члены Бюро смогут получить от своего государства-члена поддержку для участия
в этих мероприятиях в соответствии с его законодательством.

      В целях обеспечения эффективности деятельности Бюро по решению государств-членов могут корректироваться задачи Бюро, применяться механизмы государственной поддержки.

IV. Система добровольной сертификации Бюро

      В целях повышения качества ювелирной продукции, экспортируемой на рынки третьих стран, Бюро создается система добровольной сертификации.

      Система добровольной сертификации открыта для участия всех производителей ювелирных изделий государств-членов.

      Система добровольной сертификации может включать в себя механизмы оценки соответствия ювелирных изделий национальным и зарубежным стандартам качества и производства ювелирной продукции.

      Получение сертификата Бюро в рамках системы добровольной сертификации предусматривает идентификацию участника ювелирного рынка. Добровольная сертификация предоставляет возможность ювелирному бизнесу государств-членов пользоваться создаваемыми Бюро благоприятными условиями торговли, дистрибьюторской сетью на рынках третьих стран, каналами сбыта в целях усиления брендирования собственной национальной или совместно созданной евразийской ювелирной продукции.

      Оценка соответствия членов Бюро стандартам и требованиям Бюро проводится в соответствии с внутренними документами, утверждаемыми высшим органом Бюро.

V. Организационно-правовая форма Бюро и вопросы его взаимодействия с Комиссией и уполномоченными органами государств-членов

      Бюро создается на территории одного из государств-членов в форме некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве и создаваемой в порядке, предусмотренном законодательством государства пребывания Бюро.

      Местонахождение, структура и штатная численность органов управления Бюро закрепляются учредительными документами.

      Бюро открыто для вступления в него новых членов. Членами Бюро могут быть зарегистрированные на территориях государств-членов юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в сфере ювелирного производства и продвигающие на рынки третьих стран продукцию, произведенную в государствах-членах.

      Члены Бюро осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государств-членов.

      Высшим органом Бюро является общее собрание членов.

      Общее собрание членов проводится не реже 2 раз в год.

      Руководство исполнительным органом, определенным в соответствии с учредительными документами, осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита по наименованию государства-члена (ротация каждые 2 года без права продления).

      Взаимодействие Бюро с уполномоченными органами государств-членов и Комиссией осуществляется посредством участия представителей уполномоченных органов и Комиссии в работе наблюдательного совета Бюро (далее – наблюдательный совет).

      Наблюдательный совет может включать в себя представителей уполномоченных органов, представителей Комиссии и Евразийского банка развития (по согласованию), а также иных организаций.

      Члены наблюдательного совета вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления Бюро, а также на иных проводимых Бюро мероприятиях в целях содействия в урегулировании конфликтов внутри профессионального сообщества.

      Члены наблюдательного совета в лице уполномоченных органов государств-членов и Комиссии, в компетенцию которых входят вопросы электронной торговли и регулирования государственного контроля (надзора) на национальном и наднациональном уровнях, могут привлекать Бюро для участия в выработке предложений по вопросам совершенствования порядка прохождения процедуры государственного контроля (надзора) в сфере производства и обращения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при оформлении международных почтовых отправлений в адрес физических лиц.

      Бюро направляет членам наблюдательного совета информацию о результатах своей деятельности для выработки согласованных с государствами-членами решений, направленных на развитие ювелирной промышленности и продвижение ювелирной продукции государств-членов на рынки третьих стран, а также для выработки возможных дополнительных механизмов стимулирования и продвижения существующих и совместно создаваемых брендов производителей ювелирной продукции государств-членов, в том числе евразийского бренда.

      Бюро может привлекать членов наблюдательного совета для участия в рабочих совещаниях и группах в целях разработки стратегии, политики и бизнес-плана Бюро по выходу на целевые рынки сбыта.

      При необходимости в государствах-членах могут создаваться филиалы и представительства Бюро. Порядок их создания определяется учредительными документами Бюро.

VI. Финансирование Бюро

      Уставный (первоначальный) капитал Бюро формируется за счет имущественных взносов членов Бюро.

      Размер уставного (первоначального) капитала Бюро определяется в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого зарегистрировано Бюро.

      Бюджет Бюро формируется за счет членских взносов, уплачиваемых членами Бюро ежегодно.

      Бюджет, суммы членских взносов и порядок их уплаты определяются внутренними документами Бюро.

      В целях выполнения стоящих перед Бюро задач по поддержке экспорта ювелирной продукции государств-членов может быть привлечено финансирование из следующих источников:

      собственные средства членов Бюро;

      средства инвесторов, фондов, общественных и иных заинтересованных организаций, привлекаемых членами Бюро в установленном законодательством государств-членов порядке и в соответствии с внутренней финансовой политикой указанных инвесторов, фондов и организаций;

      средства соответствующих государственных программ, инструментов государственной поддержки в соответствии с законодательством государств-членов;

      средства международных финансовых организаций в соответствии с их внутренней финансовой политикой (в части полного или частичного финансирования совместных проектов);

      доходы Бюро, полученные от оказания информационно-консультационных услуг.

VII. Ожидаемые результаты деятельности Бюро

      Показателями эффективности деятельности Бюро должны стать следующие результаты:

      увеличение объемов экспорта ювелирной продукции государств-членов на рынки третьих стран;

      повышение уровня загрузки имеющихся и создаваемых производственных мощностей ювелирной отрасли государств-членов;

      рост объема инвестиций в ювелирную отрасль государств-членов и повышение затрат на технологические инновации;

      углубление кооперации ювелирной отрасли в рамках Союза;

      рост представленности производителей ювелирной продукции государств-членов на международных выставочно-ярмарочных мероприятиях;

      улучшение репутации производителей ювелирной продукции государств-членов и рост доверия к ювелирным брендам государств-членов.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.