В соответствии с пунктом 11 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 65 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Внести в Методику оценки состояния конкуренции, утвержденную Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7, изменения согласно приложению.
2. Изменения, предусмотренные настоящим Решением, не применяются:
к заявлениям (материалам) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, принятым к рассмотрению до даты вступления в силу настоящего Решения;
к расследованиям нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, определение о проведении которых вынесено до даты вступления в силу настоящего Решения.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии: |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2022 г. № 115 |
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Методику оценки состояния конкуренции
1. Подпункты "а" и "б" пункта 2 изложить в следующей редакции:
"а) при рассмотрении заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, установленных статьей 76 Договора;
б) при определении товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям отнесения рынка к трансграничному, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 (далее – Критерии), а также в целях реализации полномочий Комиссии до начала проведения расследований о нарушении общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, по собственной инициативе;".
2. В подпункте "к" пункта 3 слово "отчета" заменить словом "заключения".
3. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31. Безвозмездное предоставление товара не препятствует определению продуктовых и географических границ товарного рынка, а также объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.".
4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. При проведении оценки состояния конкуренции, в целях реализации положений подпунктов "а" и "б" пункта 2 настоящей Методики и в рамках установления нарушений запретов оценка состояния конкуренции может осуществляться:
а) в части запретов, предусмотренных пунктом 3 статьи 76 Договора, – с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "д" – "и" пункта 3 настоящей Методики, но с установлением факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения;
б) в части запретов, предусмотренных пунктом 4 статьи 76 Договора, – с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "е" – "и" пункта 3 настоящей Методики;
в) в части запретов, предусмотренных пунктом 5 статьи 76 Договора, – с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "д" – "и" пункта 3 настоящей Методики;
г) в части запретов, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Договора, – с исключением этапов, предусмотренных:
подпунктами "д" – "и" пункта 3 настоящей Методики, если нарушение запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, приводит или может привести к любому из указанных в пункте 3 статьи 76 Договора последствий;
подпунктами "е" – "и" пункта 3 настоящей Методики, если нарушение запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, приводит или может привести к любому из указанных в пункте 4 статьи 76 Договора последствий;
д) в части запретов, предусмотренных пунктом 2 статьи 76 Договора, – с предварительным определением товара в соответствии с пунктом 15 настоящей Методики.".
5. Подпункт "е" пункта 5 дополнить словами "и других ассоциаций (союзов)".
6. Пункт 16 дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) способ получения товара.".
7. Дополнить пунктом 161 следующего содержания:
"161. При определении продуктовых границ товарного рынка могут быть учтены прямые и косвенные "сетевые эффекты" (воздействие, которое один пользователь товара оказывает на его ценность для других, в том числе потенциальных, пользователей), присущие конкретному товарному рынку.".
8. В пункте 371 слово "отчете" заменить словом "заключении".
9. Дополнить пунктом 441 следующего содержания:
"441. В качестве барьера могут быть рассмотрены "сетевые эффекты".".
10. Раздел XII изложить в следующей редакции:
"XII. Аналитическое заключение
61. По результатам проведения оценки состояния конкуренции на товарном рынке составляется с учетом требований положений пунктов 3 и 4 настоящей Методики аналитическое заключение.
62. Аналитическое заключение подготавливается структурным подразделением Комиссии, ответственным за проведение оценки состояния конкуренции (далее – структурное подразделение Комиссии).
63. Проект аналитического заключения (на бумажном носителе) направляется в органы государственной власти государств-членов, в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики (далее – уполномоченные органы), с исключением информации и (или) сведений, составляющих коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, и с дублированием его отправки на адрес электронной почты уполномоченного органа (с подтверждением факта его получения адресатом).
Со дня получения проекта аналитического заключения уполномоченные органы в целях подготовки позиции вправе знакомиться с материалами (документами, сведениями, информацией), на основании которых был подготовлен данный проект.
Уполномоченные органы в порядке, установленном законодательством государств-членов, в течение 15 рабочих дней с даты регистрации ими письма Комиссии о направлении проекта аналитического заключения представляют в письменной форме свои позиции по проекту (на бумажном носителе) с дублированием их отправки на адрес электронной почты Комиссии (с подтверждением факта их получения адресатом).
Позиции уполномоченных органов в письменной форме приобщаются к проекту аналитического заключения.
64. В случае непредставления в срок, установленный пунктом 63 настоящей Методики, позиций уполномоченных органов либо отсутствия замечаний в представленных позициях уполномоченных органов по проекту аналитического заключения руководитель структурного подразделения Комиссии (в случае его отсутствия – лицо, его замещающее) утверждает аналитическое заключение с указанием даты его утверждения.
65. В случае поступления хотя бы от одного из уполномоченных органов замечаний по проекту аналитического заключения структурное подразделение Комиссии направляет уведомление о проведении консультаций.
Уведомление о проведении консультаций в формате видеоконференции направляется структурным подразделением Комиссии в уполномоченные органы не позднее чем за 3 рабочих дня до даты их проведения.
Уведомление о проведении консультаций в очном формате направляется структурным подразделением Комиссии в уполномоченные органы не позднее чем за 7 рабочих дней до даты их проведения.
Допускается проведение консультаций посредством видео-конференц-связи в случае отсутствия конфиденциальной информации в материалах (документах, сведениях, информации), рассматриваемых в рамках консультаций. При наличии конфиденциальной информации в указанных материалах (документах, сведениях, информации) консультации проводятся в очном формате.
При проведении консультаций структурным подразделением Комиссии проводится аудио- или видеозапись.
Осуществление аудио- или видеозаписи не допускается при наличии конфиденциальной информации в материалах (документах, сведениях, информации), рассматриваемых в рамках консультаций.
По итогам проведения консультаций структурным подразделением Комиссии составляется протокол, в котором отражаются мотивированные позиции уполномоченных органов.
Протокол консультаций подписывается руководителем структурного подразделения Комиссии (в случае его отсутствия –лицом, его замещающим), проводившим консультации.
Протокол приобщается к аналитическому заключению, при этом копия протокола консультаций направляется в уполномоченные органы в течение 3 рабочих дней со дня проведения консультаций.
В случае урегулирования в ходе консультаций разногласий по проекту аналитического заключения руководитель структурного подразделения Комиссии (в случае его отсутствия – лицо, его замещающее) утверждает аналитическое заключение с указанием даты его утверждения.
66. В случае если по итогам проведенных консультаций разногласия по проекту аналитического заключения не урегулированы, вопрос об их урегулировании рассматривается на консультациях с участием члена Коллегии Комиссии, курирующего вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, и руководителей (заместителей руководителей) уполномоченных органов.
По итогам проведения указанных консультаций составляется протокол, в котором отражаются позиции его участников.
В случае отсутствия члена Коллегии Комиссии, курирующего вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, по его письменному поручению консультации с руководителями (заместителями руководителей) уполномоченных органов проводит руководитель уполномоченного структурного подразделения Комиссии.
Протокол консультаций подписывается членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, либо руководителем уполномоченного структурного подразделения Комиссии, проводившим консультации.
Протокол приобщается к аналитическому заключению, при этом копия протокола консультаций направляется в уполномоченные органы в течение 3 рабочих дней со дня проведения консультаций.
После проведения указанных консультаций руководитель структурного подразделения Комиссии (в случае его отсутствия – лицо, его замещающее) утверждает аналитическое заключение с указанием даты его утверждения и осуществляет действия, направленные на пресечение признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, в порядке, установленном правом Союза.
67. Аналитическое заключение с учетом положений пункта 4 настоящей Методики должно содержать следующие разделы:
а) общие положения:
цель исследования;
описание источников исходной информации;
б) сведения о выбранном временном интервале исследования;
в) выводы о продуктовых границах товарного рынка (с обоснованием выбора метода их определения);
г) выводы о географических границах товарного рынка (с обоснованием выбора метода их определения);
д) сведения о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке;
е) сведения об объеме товарного рынка и долях хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
ж) выводы об уровне концентрации товарного рынка;
з) сведения о барьерах входа на товарный рынок;
и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;
к) сведения о доминирующем положении хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
л) мотивированные выводы об отнесении (неотнесении) товарного рынка к трансграничному в соответствии с Критериями и о наличии (отсутствии) компетенции Комиссии по пресечению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
68. Аналитическое заключение должно быть прошито и пронумеровано.
69. В случае если в рамках проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках и (или) рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках будут выявлены обстоятельства, материалы (документы, сведения, информация), которыми Комиссия не располагала на момент проведения оценки состояния конкуренции на трансграничном рынке, в аналитическое заключение могут вноситься изменения (уточнения).
Уполномоченное структурное подразделение Комиссии уведомляет уполномоченные органы о внесении таких изменений (уточнений) в течение 3 рабочих дней со дня их внесения.
70. Пункты 63 – 66 и подпункт "л" пункта 67 настоящей Методики применяются только при оценке состояния конкуренции, проводимой в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящей Методики.