В целях реализации пункта 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, а также положений раздела XII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года:
1. Утвердить прилагаемую Программу совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей (далее – Программа).
2. Правительствам государств – членов Евразийского экономического союза во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией в рамках компетенции обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе).
3. Евразийской экономической комиссии проинформировать Евразийский межправительственный совет о результатах реализации Программы в первом полугодии 2026 г.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.
Члены Евразийского межправительственного совета: |
|
|
|
|
| |||||||
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 12 |
ПРОГРАММА
совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей
I. Общие положения
1. Настоящая Программа представляет собой совокупность общих подходов и комплекс мер государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), направленных на развитие и реализацию основных направлений согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза.
2. Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, и основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор).
3. При разработке настоящей Программы учитывались:
а) законодательство государств-членов в сфере защиты прав потребителей;
б) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. резолюцией № A/RES/70/186;
в) рекомендации Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), принятые в соответствии с положениями Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение № 13 к Договору);
г) опыт проведения государствами-членами согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза, отраженный в обзорах, подготовленных Консультативным комитетом по вопросам защиты прав потребителей государств – членов Евразийского экономического союза (далее – Консультативный комитет).
4. Настоящая Программа определяет концептуальные основы развития сотрудничества в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза и не влияет на обязательства, принятые государствами-членами в рамках Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
5. Целью настоящей Программы является обеспечение создания в государствах-членах условий для проведения согласованной политики в сфере защиты прав потребителей и реализации принципа равной правовой защиты потребителей, предусмотренного статьей 60 Договора.
6. Задачами настоящей Программы являются:
а) организация совместных действий государств-членов для обеспечения равной защиты потребительских прав граждан посредством учета интересов потребителей при проведении согласованной политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза (далее – учет интересов потребителей);
б) обеспечение информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченные органы);
в) выработка общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей с учетом норм международного права и общих принципов, выработанных в рамках Союза в данной сфере;
г) проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления;
д) создание благоприятных условий для внедрения доступных средств правовой защиты, включая предоставление консультаций и использование альтернативных механизмов разрешения трансграничных споров с участием потребителей с привлечением хозяйствующих субъектов, общественных объединений и организаций потребителей государств-членов.
7. Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий согласно приложению.
III. Ответственные за реализацию Программы
8. Реализация настоящей Программы обеспечивается следующими уполномоченными органами:
в Республике Армения – Министерство экономики Республики Армения, Комиссия по защите конкуренции Республики Армения;
в Республике Беларусь – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
в Республике Казахстан – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;
в Кыргызской Республике – Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики, Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики;
в Российской Федерации – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
иные заинтересованные уполномоченные органы (в рамках установленной компетенции).
IV. Создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей
9. Государства-члены принимают меры по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты прав потребителей, в том числе посредством формирования механизма учета интересов потребителей и подготовки предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.
10. Формирование механизма учета интересов потребителей включает в себя:
а) разработку и принятие рекомендации Комиссии, направленной на обеспечение учета интересов потребителей;
б) проведение анализа учета интересов потребителей в отдельных сферах экономики и подготовка на его основе предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.
11. Государства-члены определяют целесообразность проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей.
12. Для обеспечения проведения социологических исследований уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают проекты актов органов Союза по методическому сопровождению проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер по совершенствованию правового регулирования, принимаемых в государствах-членах.
V. Меры по выработке общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей
13. Комиссия при содействии государств-членов разрабатывает рекомендации, направленные на сближение национальных подходов по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение № 13 к Договору), в том числе:
общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли;
общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей.
14. Комиссия совместно с государствами-членами обеспечивает проведение анализа с целью оценки результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей.
VI. Развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами
15. Государства-члены принимают меры по поддержке и развитию сотрудничества между уполномоченными органами.
16. Уполномоченные органы осуществляют взаимодействие в целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением прав потребителей, создания и внедрения эффективных механизмов противодействия трансграничной мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой практике, затрагивающей интересы потребителей, на основе расширения сотрудничества в сфере защиты прав потребителей.
17. Комиссия совместно с уполномоченными органами разрабатывает и согласовывает документы, направленные на развитие взаимодействия посредством информационного обмена и содействие в разрешении трансграничных споров с участием потребителей (в том числе путем принятия рекомендаций Комиссии по вопросам информационного обмена), и определяет состав информации, которой обмениваются уполномоченные органы.
18. При разработке документов, указанных в пункте 17 настоящей Программы, учитываются требования законодательства государств-членов по защите информации, отнесенной к сведениям ограниченного распространения (доступа).
VII. Проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления
19. Государства-члены совместно с Комиссией ежегодно определяют тематику, в соответствии с которой уполномоченными органами проводятся публичные мероприятия, направленные на информирование и просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления.
20. Комиссия совместно с уполномоченными органами обеспечивает привлечение средств массовой информации к пропаганде и систематическому освещению публичных мероприятий в сфере защиты прав потребителей, проводимых в государствах-членах.
21. Государства-члены содействуют созданию условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснении прав потребителей.
VIII. Формирование механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей
22. Государства-члены совместно с Комиссией обеспечивают подготовку предложений по формированию механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей. В этих целях осуществляется совместное аналитическое исследование проблем разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, на основе которого подготавливается доклад, представляемый для рассмотрения на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.
IX. Мониторинг реализации Программы
23. Комиссия совместно с государствами-членами проводит мониторинг реализации настоящей Программы.
24. Для проведения мониторинга уполномоченные органы ежегодно, до 30 марта, представляют в Комиссию информацию о результатах выполнения плана мероприятий, указанного в пункте 7 настоящей Программы, по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
25. Комиссия на основе информации, представленной в соответствии с пунктом 24 настоящей Программы, составляет доклад о результатах мониторинга реализации настоящей Программы и обеспечивает его представление на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Программе совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей |