О Программе совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей

Новый

Решение Евразийского Межправительственного Совета от 21 июня 2022 года № 12.

      В целях реализации пункта 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, а также положений раздела XII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года:

      1. Утвердить прилагаемую Программу совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей (далее – Программа).

      2. Правительствам государств – членов Евразийского экономического союза во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией в рамках компетенции обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе).

      3. Евразийской экономической комиссии проинформировать Евразийский межправительственный совет о результатах реализации Программы в первом полугодии 2026 г.

      4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.

      Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации






  УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Евразийского
межправительственного совета
от 21 июня 2022 г. № 12

ПРОГРАММА

совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей

I. Общие положения

      1. Настоящая Программа представляет собой совокупность общих подходов и комплекс мер государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), направленных на развитие и реализацию основных направлений согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза.

      2. Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, и основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор).

      3. При разработке настоящей Программы учитывались:

      а) законодательство государств-членов в сфере защиты прав потребителей;

      б) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. резолюцией № A/RES/70/186;

      в) рекомендации Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), принятые в соответствии с положениями Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение № 13 к Договору);

      г) опыт проведения государствами-членами согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза, отраженный в обзорах, подготовленных Консультативным комитетом по вопросам защиты прав потребителей государств – членов Евразийского экономического союза (далее – Консультативный комитет).

      4. Настоящая Программа определяет концептуальные основы развития сотрудничества в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза и не влияет на обязательства, принятые государствами-членами в рамках Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года.

II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

      5. Целью настоящей Программы является обеспечение создания в государствах-членах условий для проведения согласованной политики в сфере защиты прав потребителей и реализации принципа равной правовой защиты потребителей, предусмотренного статьей 60 Договора.

      6. Задачами настоящей Программы являются:

      а) организация совместных действий государств-членов для обеспечения равной защиты потребительских прав граждан посредством учета интересов потребителей при проведении согласованной политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза (далее – учет интересов потребителей);

      б) обеспечение информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченные органы);

      в) выработка общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей с учетом норм международного права и общих принципов, выработанных в рамках Союза в данной сфере;

      г) проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления;

      д) создание благоприятных условий для внедрения доступных средств правовой защиты, включая предоставление консультаций и использование альтернативных механизмов разрешения трансграничных споров с участием потребителей с привлечением хозяйствующих субъектов, общественных объединений и организаций потребителей государств-членов.

      7. Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий согласно приложению.

III. Ответственные за реализацию Программы

      8. Реализация настоящей Программы обеспечивается следующими уполномоченными органами:

      в Республике Армения – Министерство экономики Республики Армения, Комиссия по защите конкуренции Республики Армения;

      в Республике Беларусь – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;

      в Республике Казахстан – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;

      в Кыргызской Республике – Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики, Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики;

      в Российской Федерации – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

      иные заинтересованные уполномоченные органы (в рамках установленной компетенции).

IV. Создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей

      9. Государства-члены принимают меры по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты прав потребителей, в том числе посредством формирования механизма учета интересов потребителей и подготовки предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.

      10. Формирование механизма учета интересов потребителей включает в себя:

      а) разработку и принятие рекомендации Комиссии, направленной на обеспечение учета интересов потребителей;

      б) проведение анализа учета интересов потребителей в отдельных сферах экономики и подготовка на его основе предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.

      11. Государства-члены определяют целесообразность проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей.

      12. Для обеспечения проведения социологических исследований уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают проекты актов органов Союза по методическому сопровождению проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер по совершенствованию правового регулирования, принимаемых в государствах-членах.

V. Меры по выработке общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей

      13. Комиссия при содействии государств-членов разрабатывает рекомендации, направленные на сближение национальных подходов по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение № 13 к Договору), в том числе:

      общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли;

      общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей.

      14. Комиссия совместно с государствами-членами обеспечивает проведение анализа с целью оценки результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей.

VI. Развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами

      15. Государства-члены принимают меры по поддержке и развитию сотрудничества между уполномоченными органами.

      16. Уполномоченные органы осуществляют взаимодействие в целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением прав потребителей, создания и внедрения эффективных механизмов противодействия трансграничной мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой практике, затрагивающей интересы потребителей, на основе расширения сотрудничества в сфере защиты прав потребителей.

      17. Комиссия совместно с уполномоченными органами разрабатывает и согласовывает документы, направленные на развитие взаимодействия посредством информационного обмена и содействие в разрешении трансграничных споров с участием потребителей (в том числе путем принятия рекомендаций Комиссии по вопросам информационного обмена), и определяет состав информации, которой обмениваются уполномоченные органы.

      18. При разработке документов, указанных в пункте 17 настоящей Программы, учитываются требования законодательства государств-членов по защите информации, отнесенной к сведениям ограниченного распространения (доступа).

VII. Проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления

      19. Государства-члены совместно с Комиссией ежегодно определяют тематику, в соответствии с которой уполномоченными органами проводятся публичные мероприятия, направленные на информирование и просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления.

      20. Комиссия совместно с уполномоченными органами обеспечивает привлечение средств массовой информации к пропаганде и систематическому освещению публичных мероприятий в сфере защиты прав потребителей, проводимых в государствах-членах.

      21. Государства-члены содействуют созданию условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснении прав потребителей.

VIII. Формирование механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей

      22. Государства-члены совместно с Комиссией обеспечивают подготовку предложений по формированию механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей. В этих целях осуществляется совместное аналитическое исследование проблем разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, на основе которого подготавливается доклад, представляемый для рассмотрения на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.

IX. Мониторинг реализации Программы

      23. Комиссия совместно с государствами-членами проводит мониторинг реализации настоящей Программы.

      24. Для проведения мониторинга уполномоченные органы ежегодно, до 30 марта, представляют в Комиссию информацию о результатах выполнения плана мероприятий, указанного в пункте 7 настоящей Программы, по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

      25. Комиссия на основе информации, представленной в соответствии с пунктом 24 настоящей Программы, составляет доклад о результатах мониторинга реализации настоящей Программы и обеспечивает его представление на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Программе совместных
действий государств – членов
Евразийского экономического
союза в сфере защиты прав
потребителей

ПЛАН

мероприятий по реализации Программы совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей

Мероприятие

Срок
реализации

Ожидаемый
результат

Ответственный
исполнитель

Соисполнители

I. Создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей

1. Разработка и принятие рекомендаций Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) для формирования механизма учета интересов потребителей
 

2023 год
 

рекомендации Комиссии

Комиссия

государства – члены Евразийского экономического союза (далее – государства-члены)

2. Анализ результатов учета интересов потребителей:





проведение анализа законодательства государств-членов на предмет учета интересов потребителей
в отдельных сферах экономики

2023 год
 

анализ законодательства государств-членов
 

Комиссия
 

государства-члены
 

с учетом проведенного анализа подготовка предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей

2024 год
 

внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
разработка актов органов Евразийского экономического союза (при необходимости)

государства-члены
 

Комиссия

представление доклада о реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей на заседании Консультативного комитета по вопросам защиты прав потребителей государств – членов Евразийского экономического союза (далее – Консультативный комитет)

2025 год
 

доклад
на заседании Консультативного комитета

Комиссия
 

государства-члены
 

3. Разработка и принятие рекомендации Комиссии о проведении социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер, принимаемых в государствах-членах для защиты прав потребителей (далее – социологические исследования), в том числе рекомендуемые методы, объект, предмет, сроки проведения и основные показатели исследования, базовые требования к социологическим опросам, рекомендуемый порядок обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченные органы) и Комиссией информацией о результатах проведенных социологических исследований

2023 год
 

рекомендация Комиссии

Комиссия

государства-члены

4. Проведение социологических исследований в государствах-членах (при необходимости)

2023 – 2025 годы
 

информация уполномоченных органов
о проведении социологических исследований

государства-члены

Комиссия

5. Анализ результатов социологических исследований, проведенных в государствах-членах

2025 год

доклад на заседании Консультативного комитета

Комиссия

государства-члены

II. Меры по выработке общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей

6. Разработка и принятие рекомендаций, направленных на сближение национальных подходов в сфере защиты прав потребителей по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение № 13 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), в том числе:

2023 – 2025 годы

рекомендации
Комиссии
 

Комиссия

государства-члены

общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли

2023 год
 




общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей

2024 – 2025 годы




7. Анализ результатов применения рекомендаций Комиссии:



Комиссия

государства-члены

определение перечня рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей, в отношении которых проводится анализ с целью оценки результатов
их применения государствами-членами

2023 год

протокол заседания Консультативного комитета



изучение результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии

2024 – 2025 годы

сводный отчет (анализ)
 



III. Развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами

8. Формирование предложений и разработка документов, направленных на развитие информационного обмена в сфере защиты прав потребителей между уполномоченными органами в целях содействия в разрешении трансграничных споров с участием потребителей, в том числе:

2023 – 2025 годы




определение состава информации, представляемой в процессе информационного взаимодействия уполномоченных органов

2023 год

состав
информации

государства-члены

Комиссия

подготовка предложений по механизму взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в целях содействия в разрешении трансграничных споров с участием потребителей

2024 год

рекомендации
Комиссии

Комиссия

государства-члены

IV. Проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления


9. Определение тематики совместных мероприятий, направленных на информирование и просвещение граждан государств-членов по вопросам защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления (тема года):

ежегодно




согласование с уполномоченными органами темы года, подготовка рекомендации Комиссии

2023 – 2025 годы

рекомендации Комиссии

Комиссия

государства-члены

освещение темы года в средствах массовой информации государств-членов, в том числе с использованием официальных ресурсов уполномоченных органов и Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

2023 – 2025 годы

информация в средствах массовой информации

государства-члены

Комиссия
 

10. Организация и проведение с участием общественных объединений потребителей тематических секций (круглых столов) по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в рамках форумов, конференций, иных публичных мероприятий, проводимых в государствах-членах

2023 – 2025 годы,
в соответствии
с графиками проведения мероприятий

итоговые документы

Комиссия

государства-члены

11. Организация и проведение медийных мероприятий, посвященных вопросам защиты прав потребителей, с привлечением средств массовой информации

2023 – 2025 годы

информация в средствах массовой информации

Комиссия

государства-члены

V. Формирование механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей

12. Проведение совместного аналитического исследования по проблемам разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, и подготовка на его основе обоснования для формирования механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей

2023 – 2024 годы

доклад на заседании Коллегии Комиссии

Комиссия

государства-члены


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.