Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях обеспечения защиты прав потребителей при реализации перечня мер по повышению устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 12,
рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза при разработке и реализации первоочередных временных мер, направленных на поддержку экономики, исходить из целесообразности соблюдения баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов и применения перечня приоритетных мер, направленных на защиту прав потребителей, согласно приложению.
Врио Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии |
В. Назаренко |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 ноября 2022 г. № 42 |
ПЕРЕЧЕНЬ
приоритетных мер, направленных на защиту прав потребителей
1. Информационная поддержка потребителей, в том числе отдельных категорий потребителей (инвалидов, несовершеннолетних, пожилых людей), специфика жизнедеятельности которых учитывается при проведении государственной политики в сфере защиты прав потребителей (далее – отдельные категории потребителей), по вопросам защиты прав потребителей путем:
а) организации консультирования населения уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены) о характере, способах осуществления защиты прав потребителей и охраняемых законодательством государств-членов интересов, в том числе в случаях закрытия или приостановления деятельности иностранных хозяйствующих субъектов (изготовителей, продавцов, лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей) на территориях государств-членов, с привлечением представителей общественных организаций потребителей и бизнес-сообществ государств-членов;
б) проведения публичных информационно-просветительских мероприятий, направленных на:
сдерживание необоснованно повышенного потребительского спроса на отдельные виды товаров (работ, услуг);
создание условий для развития правовой и цифровой грамотности населения в целях безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при приобретении товаров (работ, услуг) дистанционным способом.
2. Повышение профилактической роли системы мер государственного контроля (надзора) на потребительском рынке в целях устранения причин, способствующих нарушениям прав потребителей.
3. Взаимодействие с бизнесом в части информирования, популяризации и внедрения принципов добросовестной деловой практики в отношении потребителей, а также учета особенностей, связанных с обеспечением прав и законных интересов отдельных категорий потребителей.
4. Нормативное закрепление перечня недопустимых, ущемляющих права потребителей условий договоров в целях усиления гарантий защиты прав потребителей.
5. Разработка и реализация дополнительных механизмов защиты прав потребителей с учетом Общих подходов к установлению особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2019 г. № 15).
6. Проведение мониторинга розничных цен на товары первой необходимости и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
7. Популяризация и поддержка внедрения альтернативных процедур и способов урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей (процедуры медиации).
8. Активизация развития международного сотрудничества и взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей между государствами-членами и государствами – наблюдателями при Евразийском экономическом союзе.