О наличии нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках

Утративший силу

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 января 2023 года № 8. Утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 января 2023 года № 11.

      Сноска. Утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.02.2024 № 11 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).

      Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, рассмотрела вопрос о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках комплекса услуг по обучению, организации и проведению промежуточного и итогового контроля обучения и полученных знаний, проверке соблюдения предъявляемых требований, изготовлению и выдаче соответствующего сертификата, подтверждающего присвоение и наличие профессиональной квалификации сертифицированного публичного бухгалтера – CIPA/СРА/СРА EURASIA (далее – дело).

      По результатам рассмотрения материалов дела, основываясь на положениях международных договоров и нормативных правовых актов, входящих в право Евразийского экономического союза в сфере конкуренции, изучив фактические обстоятельства дела и выводы комиссии по рассмотрению дела, представленные в описательной и мотивировочной частях настоящего Решения согласно приложению, руководствуясь Методикой расчета и порядком наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118 (далее – Методика расчета и порядок наложения штрафов), Коллегия Комиссии решила:

      1.  Признать действия (бездействие) профессиональной организации бухгалтеров "Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан" (далее – ПОБ "ППБ РК") (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РН 91758-1910-ПОБ, РНН 600300511060, дата регистрации 15 апреля 2008 г., БИН 080440011737), товарищества с ограниченной ответственностью "Евразийский институт сертифицированных публичных бухгалтеров" (далее – ТОО "ЕИСПБ") (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РНН 600700699647, дата регистрации 9 апреля 2014 г., БИН 140440009917), общественного объединения "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов Кыргызстана" (далее – ОО "ИПБИАК") (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, каб. 305, РН 146235-3301-ОО, дата регистрации 14 мая 2015 г., ИНН 01405201510190) и учреждения "СИПАЕН" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, оф. 304, РН 127470-3301-У-е, дата регистрации 13 ноября 2017 г., ИНН 00102201310152) в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г., которые вводили и (или) могли вводить в заблуждение потребителей на трансграничном рынке комплекса услуг по обучению, организации и проведению промежуточного и итогового контроля обучения и полученных знаний, проверке соблюдения предъявляемых требований, изготовлению и выдаче соответствующего сертификата, подтверждающего присвоение и наличие профессиональной квалификации сертифицированного публичного бухгалтера – CIPA/СРА/СРА EURASIA, в отношении характера, способа и места оказания, потребительских свойств, качества и количества таких услуг или в отношении их производителя, нарушением положений подпункта 2 пункта 2 статьи 76 Договора.

      2. Признать отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела.

      3. В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Протокола и Методикой расчета и порядком наложения штрафов назначить следующие штрафы:

      ПОБ "ППБ РК" – в размере 662 500 российских рублей;

      ТОО "ЕИСПБ" – в размере 662 500 российских рублей;

      ОО "ИПБИАК" – в размере 662 500 российских рублей;

      учреждению "СИПАЕН" – в размере 662 500 российских рублей.

      Штрафы, назначенные настоящим Решением, подлежат уплате в порядке, установленном пунктами 17 и 18 Протокола (банковские реквизиты для уплаты штрафов: хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), зарегистрированными на территории Республики Казахстан, – КБК 204176, КНП 913; хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), зарегистрированными на территории Кыргызской Республики, – ИНН 02802200610325, Код РНИ 004 Первомайское, получатель Первомайский РОК, БИК 440201, Центральное казначейство при МФ КР, р/сч 4402011001002463, доходный код платежа 14311400).

      4. Обязать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" прекратить совершать действия, нарушающие положения подпункта 2 пункта 2 статьи 76 Договора, в том числе:

      а) осуществлять информирование потребителей и (или) потенциальных потребителей услуг, требуемых для проведения сертификации CIPA, о возможности получения услуг ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" в случае отсутствия у них аккредитации и (или) иных правовых оснований для оказания соответствующих услуг;

      б) размещать и распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацию, способствующую причинению вреда деловой репутации участников трансграничных рынков комплекса услуг по обучению, организации и проведению промежуточного и итогового контроля обучения и полученных знаний, проверке соблюдения предъявляемых требований, изготовлению и выдаче соответствующего сертификата, подтверждающего присвоение и наличие профессиональной квалификации сертифицированного публичного бухгалтера – CIPA/СРА/ СРА EURASIA.

      5. Обязать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" совершить следующие действия:

      а) исключить из доступа ранее размещенную информацию, приводящую к указанным в подпункте "б" пункта 4 настоящего Решения последствиям;

      б) внести в программы сертификации ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" и перечень предоставляемых в их рамках услуг изменения, исключающие введение и (или) возможность введения в заблуждение потребителей комплекса услуг по обучению, организации и проведению промежуточного и итогового контроля обучения и полученных знаний, проверке соблюдения предъявляемых требований, изготовлению и выдаче соответствующего сертификата, подтверждающего присвоение и наличие профессиональной квалификации сертифицированного публичного бухгалтера – CIPA/СРА/СРА EURASIA, в отношении характера, способа и места оказания, потребительских свойств, качества и количества указанных услуг или в отношении их производителя.

      6. Обязать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" представить информацию об исполнении пунктов 4 и 5 настоящего Решения в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу.

      7. Проинформировать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" о том, что в соответствии с абзацем вторым пункта 171 Методики расчета и порядка наложения штрафов штрафы, предусмотренные пунктом 16 Протокола, уплачиваются правонарушителями в полном размере не позднее 60 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Решения. В случае неуплаты штрафа в указанный срок Комиссия принимает меры, направленные на принудительное исполнение настоящего Решения, в соответствии с пунктом 18 Методики расчета и порядка наложения штрафов.

      8. Проинформировать ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждение "СИПАЕН" о том, что в соответствии с пунктом 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, необходимо уведомить Комиссию об уплате штрафов в течение 30 календарных дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 7 настоящего Решения.

      9. Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Евразийского экономического союза.

      10. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

      Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М. Мясникович

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
От 17 января 2023 г. № 8

ОПИСАТЕЛЬНАЯ И МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТИ

Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 января 2023 г. № 8

      В Евразийскую экономическую комиссию (далее – Комиссия) поступило заявление автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт сертифицированных публичных бухгалтеров" (Российская Федерация, г. Москва, Пыжевский пер., д. 7, стр. 2, ОГРН 1157700015395, дата регистрации 25 сентября 2015 г., ИНН 7706427206) (далее – АНО ДПО "ИСПБ") от 18 августа 2020 г. № б/н (вх. № 13000 от 20 августа 2020 г.) о наличии возможных признаков нарушения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и необходимости пресечения такого нарушения.

      10 сентября 2020 г. Департаментом антимонопольного регулирования Комиссии (далее – Департамент) в связи с разработкой и направлением проекта предложения о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения положений пункта 2 статьи 76 Договора и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках, рассмотрение заявления АНО ДПО "ИСПБ" было приостановлено, о чем вынесено соответствующее определение от 10 сентября 2020 г. № 67/опр. В связи с несогласованием указанного предложения лицами, в действиях (бездействии) которых усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, рассмотрение данного заявления возобновлено, о чем вынесено соответствующее определение от 18 декабря 2020 г. № 97/опр.

      По результатам рассмотрения заявления АНО ДПО "ИСПБ" и в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Порядка проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 98 (далее – Порядок проведения расследования), Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору) (далее – Протокол) и пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 112 Комиссия вынесла определение о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 23 декабря 2020 г. № 104/опр (далее – расследование) и провела соответствующее расследование в отношении следующих лиц (далее – ответчики):

      профессиональная организация бухгалтеров "Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РН 91758-1910-ПОБ, РНН 600300511060, дата регистрации 15 апреля 2008 г., БИН 080440011737) (далее – ПОБ "ППБ РК");

      товарищество с ограниченной ответственностью "Евразийский институт сертифицированных публичных бухгалтеров" (Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Сейфуллина, д. 597А, эт. 7, оф. 703, 704, РНН 600700699647, дата регистрации 9 апреля 2014 г., БИН 140440009917) (далее – ТОО "ЕИСПБ");

      общественное объединение "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов Кыргызстана" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, каб. 305, РН 146235-3301-ОО, дата регистрации 14 мая 2015 г., ИНН 01405201510190) (далее – ОО "ИПБИАК");

      учреждение "СИПАЕН" (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ибраимова, д. 115А, эт. 3, оф. 304, РН 127470-3301-У-е, дата регистрации 13 ноября 2017 г., ИНН 00102201310152).

      В связи с недостаточностью сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, Комиссия в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения расследования определением о продлении срока проведения расследования от 12 марта 2021 г. № 18/опр продлила срок проведения расследования на 60 рабочих дней.

      18 июня 2021 г. определением № 34/опр возбуждено дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее – дело) и назначена комиссия по его рассмотрению в следующем составе:

      председатель комиссии по рассмотрению дела, директор Департамента Сушкевич А.Г.;

      заместитель председателя комиссии по рассмотрению дела, заместитель директора Департамента Калиев А.А.;

      члены комиссии по рассмотрению дела:

      заместитель директора Департамента Королькова О.С.;

      советник отдела рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Кривцун Е.П.;

      советник отдела рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Иманбек Б.Т.

      В связи с необходимостью получения дополнительной информации для принятия решения определением от 26 августа 2021 г. № 53/опр срок рассмотрения дела продлен на 60 рабочих дней.

      В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99 (далее – Порядок рассмотрения дел), 7 декабря 2021 г. председателем комиссии по рассмотрению дела, директором Департамента Сушкевичем А.Г. объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:

      заместителя председателя комиссии по рассмотрению дела, заместителя директора Департамента Калиева А.А.;

      членов комиссии по рассмотрению дела:

      заместителя директора Департамента Корольковой О.С.;

      советника отдела рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Кривцуна Е.П.;

      лиц, участвовавших в рассмотрении дела:

      Бернацкой О.С., представителя АНО ДПО "ИСПБ" (по доверенности);

      представителей уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики (посредством видео-конференц-связи):

      Абраменко А.Н., начальника Управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;

      Мельниковой Т.И., консультанта Управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;

      Сагдат Ж.Б., главного эксперта Управления экономической интеграции Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан;

      Скляровой Я.В., заместителя начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы;

      Шемякиной А.А., заместителя начальника отдела международных проектов Управления международного экономического сотрудничества Федеральной антимонопольной службы;

      Жаринова В.С., представителя АНО ДПО "ИСПБ" (по доверенности);

      в отсутствие ответчиков (их представителей).

      По результатам рассмотрения дела установлено следующее.

      В соответствии с Протоколом, Порядком проведения расследования и Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7 (далее – Методика), Департаментом в ходе расследования в письменной форме запрошена информация у органов государств-членов, физических и юридических лиц по фактам, изложенным в заявлении.

      Согласно пункту 4 Методики при расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может ограничиться предварительным определением товара, проводимым в соответствии с пунктом 15 Методики.

      В соответствии с пунктом 11 Протокола и пунктами 6163 Методики основные выводы, сделанные на каждом этапе оценки состояния конкуренции, изложены в той части, в которой не нарушаются требования, предъявляемые к защите конфиденциальной информации.

      Согласно положениям раздела II Методики временной интервал исследования рынка определен с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г.

      На основании абзаца седьмого пункта 4 и с учетом положений пункта 15 Методики осуществлено предварительное определение товара и в качестве продуктовых границ товарного рынка установлено следующее.

      Сертификация СРА (Certified Public Accountant) представляет собой процесс и является способом и средством подтверждения уровня квалификации и компетенции специалиста соответствующей сферы, по его результатам выдается сертификат. Для получения и (или) подтверждения сертификата требуется соблюдение определенных условий, предусматривающих получение ряда услуг на возмездной и (или) на безвозмездной основе, предоставляемых как определенными участниками рынка, так и сторонними организациями.

      Международная сертификация СРА проводится American Institute of Certified Public Accountants (AICPA), зарегистрированным в Соединенных Штатах Америки хозяйствующим субъектом, являющимся национальной организацией, основанной в 1887 году и объединяющей профессиональных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита и налогов.

      Квалификация CPA присваивается AICPA кандидату по результатам прохождения им экзаменов, подтверждает профессиональные знания в области аудита, хозяйственного права, финансового учета, отчетности, налогообложения и является способом подтверждения квалификации профессионального бухгалтера, а также может включаться в качестве требования при отборе специалиста.

      Принимая во внимание, что сертификация CPA разрабатывалась с учетом законодательных и практических требований законодательства Соединенных Штатов Америки в соответствующей профессиональной деятельности, в 2001 году Международным советом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (в последующем перерегистрированным с наименованием "Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов", объединение юридических лиц в форме ассоциации, далее – Ассоциация "ЕССБА") при поддержке Агентства Соединенных Штатов Америки по международному развитию (USAID) разработана и внедрена, в том числе для государств-членов, система сертификации для подтверждения квалификации сертифицированного международного профессионального бухгалтера (Certified International Professional Accountant, далее – CIPA).

      CIPA – система подтверждения профессиональной квалификации в области бухгалтерского учета, учитывающая стандарты образования Международной федерации бухгалтеров (IFAC) и типовую учебную программу подготовки бухгалтеров, утвержденную Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и предусматривающая необходимость прохождения 7 экзаменов и 2 уровней сертификации (сертифицированный бухгалтер-практик (Certified Accounting Practitioner, далее – CAP) и сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (СІРА)).

      В материалах дела представлена информация о наличии и обращении в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации программ СРА EURASIA (Республика Казахстан), CIPA (Кыргызская Республика) и СРА (Российская Федерация), которые представляют собой комплекс услуг по обучению, контролю полученных знаний (экзаменов), проверке соответствия требованиям опыта работы, наличия высшего образования, участия в профессиональных ассоциациях или объединениях бухгалтеров, а также услуг повышения квалификации или ее поддержания и мероприятий по повышению уровня знаний, компетенций и др. Участие в указанных программах подтверждается соответствующими сертификатами.

      Согласно материалам дела, в том числе по результатам проведенного анализа законодательства Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, установлено, что деятельность по сертификации в рамках программ СРА EURASIA (Республика Казахстан), CIPA (Кыргызская Республика) и СРА (Российская Федерация), включая услуги обучения, требуемого для прохождения соответствующей сертификации, а также соответствующего контроля полученных знаний (экзаменов), не лицензируется.

      Программы СРА EURASIA (Республика Казахстан), CIPA (Кыргызская Республика) и СРА (Российская Федерация) не имеют особого правового регулирования как на уровне законодательства соответствующих государств-членов, так и на уровне права Союза.

      Документом, подтверждающим выполнение требований соответствующей программы, а также успешное прохождение контроля полученных знаний (экзаменов), является сертификат.

      Из представленных в материалах дела договоров о предоставлении услуг в рамках указанных программ следует, что комплекс услуг, необходимых для прохождения соответствующей сертификации, может реализовываться как в рамках одного договора, так и раздельно, одним или разными хозяйствующими субъектами. При этом подтверждением оказания услуги и ее достаточности для соответствующей процедуры сертификации является признание соответствующего поставщика услуг со стороны организации, осуществляющей выдачу сертификата.

      С учетом вышеизложенного в качестве продуктовых границ следует рассматривать комплекс услуг по обучению, организации и проведению промежуточного и итогового контроля обучения и полученных знаний, проверке соблюдения предъявляемых требований, изготовлению и выдаче соответствующего сертификата, подтверждающего присвоение и наличие профессиональной квалификации сертифицированного публичного бухгалтера – CIPA/СРА/ СРА EURASIA (далее – товарный рынок).

      Пунктом 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 (далее – Критерии), установлено, что в целях применения общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов. Пунктом 3 Критериев установлено, что пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, осуществляется Комиссией, если хозяйствующий субъект, действия которого нарушают установленный запрет, и хозяйствующий субъект-конкурент (конкуренты), которому причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территориях разных государств-членов. Примечанием к указанному пункту оговаривается, что указанные положения Критериев, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.

      Согласно материалам дела, в том числе пояснениям АНО ДПО "ИСПБ" и ответчиков, представленным в рамках рассмотрения дела, установлено, что для оказания услуг, необходимых для проведения сертификации и получения подтверждающего сертификата, отсутствуют ограничения как в отношении территории их предоставления, так и гражданства и (или) места регистрации лица, намеревающегося его получить.

      Таким образом, покупатель (заказчик) приобретает (заказывает) услугу, либо имеет экономическую, техническую или иную возможность приобретения услуги, либо считает целесообразным приобрести услугу, но при этом не имеет такой возможности, либо считает нецелесообразным приобретать ее вне географических границ товарного рынка, охватывающего территории двух и более государств-членов, а именно Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

      Руководствуясь пунктом 26 Методики, на основании пункта 2 статьи 74 и пункта 7 статьи 76 Договора, пункта 9 Протокола и пунктов 13 Критериев, согласно информации, представленной в материалах дела, исходя из наличия возможности приобретения и оказания комплекса услуг, необходимых для прохождения соответствующей сертификации, как в целом, так и частично на территориях Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, Комиссия пришла к выводу, что товарный рынок является трансграничным.

      Согласно материалам дела услуги, входящие в комплекс услуг, необходимых для прохождения соответствующей сертификации, предоставляются и могут предоставляться:

      в Республике Казахстан – ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ" и общественным объединением "CPAKazakhstan";

      в Кыргызской Республике – учреждением "СИПАЕН", ОО "ИПБИАК" и общественным объединением "ОБА" (далее – ОО "ОБА");

      в Российской Федерации – АНО ДПО "ИСПБ" и некоммерческим партнерством "Сертифицированный профессиональный бухгалтер" (далее – НП "СПБ").

      Учитывая изложенное и тот факт, что товарный рынок является трансграничным, на основании пункта 2 статьи 74 Договора, пункта 9 Протокола и пункта 3 Критериев, а также в связи с тем, что АНО ДПО "ИСПБ" зарегистрирована на территории Российской Федерации, а ответчики – на территориях Республики Казахстан и Кыргызской Республики, пресечение нарушений пункта 2 статьи 76 Договора в данном случае относится к компетенции Комиссии.

      В связи с тем, что для пресечения нарушений пункта 2 статьи 76 Договора не имеется юридически значимых последствий от расчета объема товарного рынка и его концентрации, такие расчеты не производились.

      Непреодолимых барьеров для входа на товарный рынок исходя из материалов дела не установлено.

      По результатам рассмотрения материалов дела, в том числе по результатам заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследования доказательств, мнений и пояснений указанных лиц относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в деле, в рамках заседаний комиссии по рассмотрению дела установлено следующее.

      15 июня 2015 г. между Ассоциацией "ЕССБА" (первый правообладатель зарегистрированных товарных знаков программы CIPA) и ПОБ "ППБ РК" заключено мировое соглашение (утверждено определением районного суда Ауэзовского района г. Алматы от 24 июля 2015 г. № 2), согласно которому ПОБ "ППБ РК" переданы исключительные права на программу CIPA и товарные знаки со свидетельствами № 18756, № 18757, № IR863397, индивидуализирующие указанную программу (далее – товарные знаки).

      23 декабря 2016 г. ПОБ "ППБ РК" и ТОО "ЕИСПБ" заключили договор уступки исключительных прав на товарные знаки и программу CIPA.

      7 июня 2017 г. ТОО "ЕИСПБ" и ОО "ИПБИАК" достигли соглашения об уступке исключительных прав на товарные знаки и программу CIPA.

      8 сентября 2017 г. ОО "ИПБИАК" и компания JPM ASSET MANAGEMENT PTE. LTD (Республика Сингапур) заключили договор уступки исключительных прав на товарные знаки и программу CIPA.

      Согласно данным реестра Всемирной организации интеллектуальной собственности 12 апреля 2019 г. зарегистрирован переход права на товарные знаки и программу CIPA (смена владельца)
к JPM ASSET MANAGEMENT PTE. LTD (Республика Сингапур).

      Таким образом, за временной период исследования товарного рынка многократно регистрировалась смена владельца исключительных прав на товарные знаки и программу CIPA, используемую при предоставлении услуг сертификации CIPA.

      В период с 2017 года по настоящее время исключительные права на товарные знаки и программу CIPA, а также вопросы правомерности их использования являются предметом судебных разбирательств в Республике Казахстан и в Российской Федерации. Информация о судебных разбирательствах была известна участникам сделок как в период, предшествующий сделкам, так и впоследствии.

      Ассоциация "ЕССБА" представила информацию, согласно которой количество участников программы, желающих получить сертификат CIPA, в исследуемый период снизилось, таким образом за период с 15 июня 2015 г. по 31 декабря 2020 г. выручка Ассоциации "ЕССБА" уменьшилась, в том числе выручка членов Ассоциации "ЕССБА" и аккредитованных ими организаций.

      Некоммерческое партнерство "Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов" (далее – НП "ППБА") представило информацию, согласно которой в период с 2015 года по 2020 год оно не занималось сертификацией CIPA вследствие того, что в отношении сертификации в указанный период сложился негативный информационный фон и потребители отказывались от обучения для получения данных сертификатов. В связи с этим проводилось меньше экзаменов и количество выданных сертификатов также сократилось.

      НП "СПБ" представило информацию, согласно которой затяжные судебные разбирательства, связанные с возвратом программы и товарных знаков CIPA в Ассоциацию "ЕССБА", подрывают доверие к программе потребителей (участников сертификации по программе CIPA), работодателей и государственных органов и вызывают сомнения в том, что Ассоциация "ЕССБА" и ее члены вправе оказывать услуги в рамках сертификации CIPA.

      ОО "ОБА" сообщило о причинении ущерба своей деловой репутации и репутации программы CIPA вследствие наличия указанных судебных разбирательств.

      Публичное акционерное общество "Палата аудиторов Республики Казахстан" указало на то, что затяжные судебные разбирательства по вопросу возврата интеллектуальной собственности (товарного знака СІРА по свидетельству № 18756, товарного знака СІРА по международной регистрации № 863397, программного обеспечения дисциплин 1-го и 2-го уровня программы сертификации СІРА на русском языке) Ассоциации "ЕССБА" подрывают доверие потребителей (участников сертификации по программе СІРА), работодателей и государственных органов и вызывают сомнения в праве Ассоциации "ЕССБА" проводить такую сертификацию.

      Профессиональная организация бухгалтеров "Союз бухгалтеров и бухгалтерских организаций Казахстана" указала на то, что в настоящее время постоянно сталкивается с проблемами, связанными с развитием и использованием программы СІРА (разработанной и внедренной Ассоциацией "ЕССБА") и выдачей сертификатов по ней, поскольку Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) сообщила, что Ассоциация "ЕССБА" не является собственником вышеуказанного товарного знака. Указанные обстоятельства для потребителя комплекса услуг, необходимых для прохождения соответствующей сертификации, являются причиной отказа в получении таких услуг у Ассоциации "ЕССБА".

      АНО ДПО "ИСПБ" и вышеуказанными лицами сообщается, что изложенные выше факты в своей совокупности могут свидетельствовать о том, что действия ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ" и ОО "ИПБИАК" по заключению договоров о передаче товарных знаков программы CIPA были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности благодаря:

      наличию в результате совершения таких действий у ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ" и ОО "ИПБИАК" права на единоличное использование программы сертификации, содержащей в наименовании товарный знак CIPA, правообладателем которого являлись ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ" и ОО "ИПБИАК", при этом право использования программы CIPA и индивидуализирующих ее товарных знаков принадлежит в равной степени членам Ассоциации "ЕССБА" и аккредитованным ими организациям;

      причинению вреда деловой репутации конкурентов.

      Для защиты своих программ сертификации ТОО "ЕИСПБ" и АНО ДПО "ИСПБ" зарегистрировали и используют в своей деятельности сходные товарные знаки, индивидуализирующие их как лиц, предоставляющих комплекс услуг, необходимых для прохождения соответствующей сертификации, которые имеют приоритет.

      ТОО "ЕИСПБ" 6 октября 2020 г. подало возражение в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее – Роспатент) относительно предоставления охраны товарному знаку АНО ДПО "ИСПБ" по свидетельству № 562793 (EICPA).

      АНО ДПО "ИСПБ" в отзыве правообладателя на вышеуказанное возражение указала, что обладателем авторского права на произведение дизайна (графическое обозначение, позднее зарегистрированное в Роспатенте в качестве товарного знака по свидетельству от 26 января 2016 г. № 562793) является Жаринов В.С., в качестве доказательства представив дубликат акта об экспертном исследовании от 25 ноября 2020 г. № 4269/21-6-20, выполненном старшим государственным судебным экспертом федерального бюджетного учреждения "Российский федеральный центр судебной экспертизы" при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также заключение от 17 ноября 2020 г. № 1711/20.

      ТОО "ЕИСПБ" в рамках рассмотрения возражения относительно предоставления охраны товарному знаку по свидетельству № 562793 указало, что изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака, было создано для ПОБ "ППБ РК" по договору от 5 марта 2014 г. № 20140305 на создание дизайна товарного знака с дизайнером Абжановой З.А., в доказательство представив указанный договор.

      АНО ДПО "ИСПБ" в дополнение к отзыву правообладателя на вышеуказанное возражение представила заключение от 17 ноября 2020 г. № 207-11/2020, согласно которому подписи в договоре выполнены разными лицами.

      АНО ДПО "ИСПБ" и ТОО "ЕИСПБ" зарегистрировали в качестве товарных знаков и используют в своей деятельности схожие обозначения (СРАEURASIA и СРА EURASIA).

      Дата регистрации АНО ДПО "ИСПБ" словесного товарного знака по свидетельству № 691746 (СРАEURASIA) – 15 января 2019 г. (правовая охрана товарного знака предоставлена на территории Российской Федерации).

      Согласно данным портала информационной системы ВОИС (по адресу: https://branddb.wipo.int/branddb/en/) ТОО "ЕИСПБ" под регистрационным номером № 1375880 зарегистрирован комбинированный товарный знак "СРА EURASIA" – дата регистрации 9 марта 2017 г. (правовая охрана товарного знака полностью предоставлена на территориях Кыргызской Республики с 23 ноября 2017 г. и Республики Беларусь с 9 августа 2018 г., на территории Российской Федерации охраняется только графический элемент знака с 7 марта 2019 г.), по свидетельству № 62076 зарегистрирован словесный товарный знак "СРА EURASIA" – дата регистрации 9 ноября 2018 г. (правовая охрана предоставлена на территории Республики Казахстан) и по международной регистрации № 1411295 зарегистрирован словесный товарный знак "СРА EURASIA" – дата регистрации 16 апреля 2018 г. (правовая охрана товарного знака предоставлена полностью на территории Республики Беларусь с 7 марта 2019 г., на территории Кыргызской Республики с 6 августа 2020 г. – по 5 классам Международной классификации товаров и услуг).

      АНО ДПО "ИСПБ" и ТОО "ЕИСПБ" представили информацию, подтверждающую использование указанных обозначений в своей деятельности.

      Согласно материалам дела первоначальным разработчиком программы CIPA являлась Ассоциация "ЕССБА", что подтверждается ее уставом и сведениями, представленными Ассоциацией "ЕССБА" и ее членами.

      Трехкомпонентная программа CIPA была разработана на базе типовой учебной программы подготовки бухгалтеров, утвержденной в 2002 году Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), и предусматривает прохождение 7 экзаменов и 2 уровней сертификации (CAP и CIPA соответственно).

      В соответствии с положением о сертификации CIPA от 31 октября 2002 г., утвержденным общим собранием членов Международного совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, администрирование экзаменов по данной программе осуществляет независимая экзаменационная сеть – Certified International Professional Accountant Examination Network (далее – CIPA-EN Inc.). Для реализации указанного положения в каждом государстве-члене были созданы аккредитованные представительства компании CIPA-EN Inc., которые обладали полномочиями по администрированию экзаменов.

      В Кыргызской Республике представительство CIPA-EN Inc. было учреждено в 2004 году. Право на использование программы CIPA и индивидуализирующих ее товарных знаков принадлежало в равной степени членам Ассоциации "ЕССБА" и аккредитованным ими организациям.

      Согласно свидетельству о государственной регистрации учреждение "СИПАЕН" было создано 1 февраля 2013 г. (в 2017 году было перерегистрировано).

      В соответствии с уставом учреждение "СИПАЕН" осуществляет в том числе проведение независимых квалификационных экзаменов и обеспечение высокопрофессиональной системы оценки полученных знаний. В представленных в материалах дела письмах учреждение "СИПАЕН" указывает, что осуществляет деятельность по администрированию экзаменов CIPA и выдаче сертификатов.

      Учреждению "СИПАЕН" принадлежат права на товарные знаки № 15306 и № IR1408102, которые используются им для индивидуализации программы CIPA.

      Таким образом, лицами, которые начали оказывать услуги по сертификации CIPA (в том числе в государствах-членах), являлись только Ассоциация "ЕССБА", члены Ассоциации "ЕССБА" и аккредитованные ими организации.

      Учреждение "СИПАЕН" позиционирует себя как новый правообладатель программы CIPA, принадлежавшей ранее Ассоциации "ЕССБА".

      Так, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) по адресу http://cipaprogram.org/ news/74-rebrending-mezhdunarodnoy-sertifikacii-cipa-zaregistrirovan-vsemirnoy-organizaciey-intellektualnoy-sobstvennosti.html было размещено для неопределенного круга лиц информационное сообщение следующего содержания:

      "Программа CIPA уже на протяжении почти 20 лет сохраняет свою актуальность, востребованность и статус программы, которая гарантирует объективную и беспристрастную оценку знаний и навыков специалистов в области бухгалтерии и аудита. Программа CIPA постоянно обновляется в соответствии с требованиями Международной Федерации Бухгалтеров, Комитета по МСФО.

      Программа CIPA – международная программа профессиональной сертификации бухгалтеров объявила с начала 2018 года о ребрендинге – с целью усиления защиты и идентификации".

      Учреждение "СИПАЕН" на своем сайте в сети Интернет в разделе "Подлинность сертификатов CIPA" разместило образцы сертификатов, которые выдавались с начала деятельности Ассоциации "ЕССБА", то есть в тот период, когда оно еще не было зарегистрировано в качестве юридического лица и не осуществляло деятельность по сертификации по программе CIPA.

      Исходя из сопоставления данных о структуре программы CIPA (включая положения о сертификации CIPA учреждения "СИПАЕН" и Ассоциации "ЕССБА"), информации о рекомендованной литературе, учебных программах, датах проведения экзаменов, порядке участия в экзаменах следует, что программа CIPA, которая реализовывалась Ассоциацией "ЕССБА" и ее членами в период с 2002 года по 2015 год, и программа CIPA, реализуемая учреждением "СИПАЕН" с конца 2017 года по 2020 год, являются сходными.

      Нормативные документы учреждения "СИПАЕН", регулирующие проведение указанной сертификации, аналогичны нормативным документам Ассоциации "ЕССБА", а планы проведения и содержание экзаменов учреждения "СИПАЕН" (в части тем и оценочных критериев) аналогичны планам проведения и содержанию экзаменов Ассоциации "ЕССБА" (с незначительными изменениями).

      Таким образом, услуги по сертификации, оказываемые в рамках программы CIPA учреждением "СИПАЕН", ОО "ИПБИАК" и членами Ассоциации "ЕССБА" (в частности, АНО ДПО "ИСПБ", НП "СПБ" и ОО "ОБА"), являются сходными.

      Комбинированные товарные знаки CIPA по свидетельствам № 18756, № 18757 и № IR863397 и по свидетельствам № 15306 и № IR1408102, принадлежащие учреждению "СИПАЕН" и представляющие собой аббревиатуру "CIPA" (№ 1359932 и № 18757), тождественны (в силу использования в них одинаковых символов и схожих шрифтов).

      Ассоциация "ЕССБА" указала, что дизайн товарного знака CIPA был разработан компанией CIPA-EN Inc., которая осуществила первичную регистрацию товарного знака с данным дизайном в 2004 году и впоследствии дала согласие на регистрацию Ассоциацией "ЕССБА" товарных знаков в 2005 году.

      Таким образом, можно сделать вывод, что исключительное право на произведение дизайна, которое впоследствии было зарегистрировано Ассоциацией "ЕССБА" в качестве комбинированного товарного знака по свидетельству № 18756 и по международной регистрации № 8633297, принадлежало компании CIPA-EN Inc.

      АНО ДПО "ИСПБ" представила заключение патентного поверенного от 23 мая 2021 г. № 3-2021 Шиловой М.А. о наличии сходства комбинированного обозначения по международной регистрации № 863397 с комбинированным обозначением по международной регистрации № 1408102 до степени смешения. Кроме того, в ходе проведенной экспертизы было установлено, что обозначение, зарегистрированное по международной регистрации № 1408102, представляет собой переработанное обозначение, зарегистрированное по международной регистрации № 863397.

      Ассоциация "ЕССБА" сообщила, что общее собрание членов Ассоциации "ЕССБА" не принимало решения об изменении дизайна товарного знака CIPA. Учреждение "СИПАЕН" не представило доказательств наличия у него согласия на переработку и использование исходного произведения дизайна товарного знака CIPA, а сообщило, что является правообладателем товарного знака CIPA и самостоятельно зарегистрировало сходный знак в ВОИС.

      Правовая охрана новых товарных знаков CIPA по свидетельствам № 1359932 и № IR1408102 предоставляется на территориях Кыргызской Республики и Российской Федерации. На территории Республики Казахстан в предоставлении правовой охраны товарным знакам было отказано.

      Данные факты свидетельствуют о том, что действия учреждения "СИПАЕН" по регистрации товарных знаков по свидетельствам № 1359932 и № IR1408102 направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности посредством регистрации и введения в гражданский оборот услуг, необходимых для сертификации CIPA, с использованием средства индивидуализации товара (товарного знака), в обозначении которого используется аббревиатура "CIPA", для продвижения своих услуг посредством их смешения с услугами конкурентов.

      Согласно уставу Ассоциация "ЕССБА" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в форме ассоциации, основанной на членстве. Устав Ассоциации "ЕССБА" предусматривает 2 категории членов (действительные и ассоциированные)
и устанавливает, что членами Ассоциации "ЕССБА" являются некоммерческие неправительственные профессиональные объединения, в том числе профессиональные организации в области бухгалтерского учета, членами которых являются физические лица, сертифицированные по международно признанным программам, а также объединения физических лиц, осуществляющие деятельность в области бухгалтерского учета и (или) аудита, либо профессиональные организации, основанные на членстве физических или юридических лиц.

      В сети Интернет по адресу cpaeurasia.org ТОО "ЕИСПБ" для неопределенного круга лиц разместило следующую информацию:

      "Товарищество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Республике Казахстан – членская организация, сертифицирующая по программам CPA Eurasia. Структура EICPA: Наблюдательный Совет EICPA. Комитеты EICPA: Квалификационный комитет; Комитет по стандартам; Комитет по этике/дисциплинарный комитет; Комитет по экзаменам; Апелляционный комитет. Комитеты сформированы из экспертов – представителей организаций членов EICPA – видных экспертов в области бухгалтерского учета, аудита и финансов в странах СНГ. Члены EICPA: Профессиональные организации (действительные и ассоциированные); Обучающие организации (ассоциированное членство); Консалтинговые компании (ассоциированное членство); Аудиторские компании (ассоциированное членство); Физические лица – обладатели сертификатов CAP, CIPA, CPA EURASIA из тех стран, где у EICPA нет официальных представителей – Профессиональных организаций (ассоциированное членство)".

      В соответствии с уставом ТОО "ЕИСПБ" единственным его членом и учредителем является ПОБ "ППБ РК".

      ТОО "ЕИСПБ" является товариществом с ограниченной ответственностью, созданным в форме коммерческого юридического лица с уставным капиталом. Членство в указанном товариществе
не предусмотрено.

      Информация, размещенная в сети Интернет по адресу cpaeurasia.org, свидетельствует об аналогичности структуры комитетов ТОО "ЕИСПБ" и комитетов Ассоциации "ЕССБА". При этом документы о создании и регулировании деятельности указанных структур не представлены.

      В соответствии с представленной ТОО "ЕИСПБ" и ПОБ "ППБ РК" информацией о программе сертификации CPA EURASIA было установлено сходство требований, предъявляемых в рамках программы сертификации CIPA (в том числе в части дисциплин, экзамены по которым требуется сдать в рамках сертификации), и внешнее визуальное сходство дизайна выдаваемых Ассоциацией "ЕССБА" сертификатов CIPA 1-го и 2-го уровней и сертификатов CPA EURASIA 1-го и 2-го уровней.

      Между ТОО "ЕИСПБ" и учреждением "СИПАЕН" 15 февраля 2017 г. было заключено соглашение о взаимном признании сертификации. Данным соглашением был предусмотрен взаимный зачет сертификатов, выдаваемых по указанным программам, а также было установлено соответствие дисциплин в рамках плана каждого экзамена по каждой дисциплине применительно к каждому уровню сертификации. В соответствии с разделом III данного соглашения участникам программы CPA EURASIA вместе с сертификатами 1-го и 2-го уровней CPA EURASIA могут быть выданы сертификаты CIPA 1-го и 2-го уровней соответственно.

      Участникам программы CIPA может быть выдан сертификат CPA EURASIA после сдачи экзаменов с учетом разницы в дисциплинах между программами (например, экзамена по предмету "Бизнес и профессиональная этика"). Согласно информации, представленной учреждением "СИПАЕН", в период с 15 ноября 2017 г. по 31 декабря 2020 г. в рамках соглашения о взаимном признании сертификатов по программам CIPA и CPA EURASIA было выдано 565 сертификатов CIPA в Республике Казахстан и Кыргызской Республике.

      По данным учреждения "СИПАЕН", стоимость выдачи сертификатов CIPA 1-го уровня в рамках процедуры взаимозачета для граждан Республики Казахстан в 2017 году составила 249 590 тенге, в 2018 году – 1 611 350 тенге, в 2019 году – 2 575 500 тенге, в 2020 году – 1 750 140 тенге.

      Согласно данным, представленным учреждением "СИПАЕН", стоимость выдачи сертификатов CIPA 2-го уровня в рамках процедуры взаимозачета для граждан Республики Казахстан составила в 2017 году 29 497 тенге, в 2018 году – 656 565 тенге, в 2019 году – 590 850 тенге, в 2020 году – 1 191 762 тенге.

      Общее количество сертификатов CIPA 1-го уровня, выданных учреждением "СИПАЕН" гражданам Республики Казахстан, составило 243 единицы, сертификатов CIPA 2-го уровня – 73 единицы.

      Таким образом, совокупный доход, полученный учреждением "СИПАЕН" от выдачи сертификатов в рамках процедуры взаимозачета, составил 8 655 254 тенге.

      Общее количество сертификатов CIPA 1-го уровня, выданных учреждением "СИПАЕН" гражданам Кыргызской Республики, составило 233 единицы, сертификатов CIPA 2-го уровня – 16 единиц.

      Вследствие отсутствия возможности пользования товарными знаками "CIPA" в связи с их передачей компании, зарегистрированной в Республике Сингапур, а также регистрации учреждением "СИПАЕН" новых товарных знаков "CIPA" организации-конкуренты (АНО ДПО "ИСПБ" и ОО "ОБА") и Ассоциация "ЕССБА" были лишены возможности осуществлять сертификацию по программе CIPA.

      Согласно информации, представленной Ассоциацией "ЕССБА", за аналогичный период 2015 – 2020 годов количество выданных сертификатов по программе CIPA в Кыргызской Республике и Российской Федерации значительно снизилось и стремилось к нулю. Ассоциация "ЕССБА" в указанный период выдала сертификаты CIPA в Республике Казахстан 1-го уровня – 229 единиц и 2-го уровня – 10 единиц, в Российской Федерации 1-го уровня – 4 единицы и 2-го уровня – 0 единиц, в Кыргызской Республике – 0 единиц. При этом в период 2010 – 2015 годов было выдано более 1000 сертификатов CIPA.

      Доля сертификатов CIPA, выданных по итогам вышеуказанной процедуры взаимозачета с сертификатом CPA EURASIA (среди всех сертификатов CPA EURASIA), за период с 2017 года по 2020 год составила 49,6 процента. За период с 2017 года по 2020 год был выдан только 1 сертификат 3-го уровня CPA EURASIA.

      Стоимость выдачи сертификата CPA EURASIA и сертификата CIPA ПОБ "ППБ РК" 1-го и 2-го уровней совпадает и составляет 5 834 тенге за сертификат 1-го уровня и 8 751 тенге за сертификат 2-го уровня.

      По данным Ассоциации "ЕССБА", количество сертификатов CIPA, выданных в Республике Казахстан, составило 123 сертификата 1-го уровня (CAP) и 5 сертификатов 2-го уровня (CIPA).

      На основании сведений о количестве выданных сертификатов, представленных ТОО "ЕИСПБ", следует, что большая часть всех потребителей услуги в Республике Казахстан получила сертификаты CIPA 1-го и 2-го уровней, обращаясь за перезачетом сертификатов 1-го и 2-го уровней CPA EURASIA.

      Программа сертификации CPA EURASIA (по данным ПОБ "ППБ РК") была создана в 2017 году, в то время как программа сертификации CIPA – в 2001 году. В соответствии со сведениями о программе сертификации CPA EURASIA, представленными ПОБ "ППБ РК", данная программа была не только разработана на основе программы CIPA, но и развивает и дополняет ее. Соглашение о взаимном признании сертификации CPA EURASIA и CIPA между ТОО "ЕИСПБ" и учреждением "СИПАЕН" было заключено 15 февраля 2017 г.

      ПОБ "ППБ РК" разместила в сети Интернет на сайте accountant.kz информационное сообщение для неопределенного круга лиц следующего содержания: "Международная сертификация бухгалтеров CPA Eurasia продолжает развитие сертификации CIPA". Аналогичная информация была размещена 14 июля 2017 г. в сети Интернет для неопределенного круга лиц на сайте ОО "ИПБИАК", а 13 сентября 2019 г. на сайте ТОО "ЕИСПБ", являющегося администратором программы сертификации CPA EURASIA, для неопределенного круга лиц была размещена информация о сертификации CPA EURASIA. Указанная информация способствовала формированию у потребителей убеждения, что сертификация CPA EURASIA аналогична сертификации CIPA, что могло побудить неопределенный круг лиц (потребителей) воспользоваться такими услугами по сертификации.

      ПОБ "ППБ РК" в сети Интернет на сайте cipaprogram.org в разделе "Новости" 21 октября 2015 г. разместила информационное сообщение для неопределенного круга лиц следующего содержания: "Евразийский институт сертифицированных публичных бухгалтеров (далее по тексту – EICPA) является новым владельцем сертификации CIPA и продолжит работу ЕССБА по сертификации CIPA. Ассоциация EICPA является международным объединением, включающим в себя многие профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов из стран СНГ".

      ОО "ИПБИАК" на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу uchet.kg разместило информационное сообщение для неопределенного круга лиц следующего содержания: "ИПБА КР – член Евразийского Института Сертифицированных Публичных Бухгалтеров (EICPA), правообладателя программы CIPA".

      Учреждение "СИПАЕН", являясь с 3 августа 2017 г. администратором домена cipaprogram.org, разместило в сети Интернет по адресу cipaprogram.org в разделах "EICPA", "CIPA", "Сертификация CIPA" следующую информацию для неопределенного круга лиц:

      "Евразийский Институт Сертифицированных Публичных Бухгалтеров. EICPA продолжит работу ЕССБА в Евразийском регионе по содействию развитию и повышению статуса профессии бухгалтера и аудитора, внедрению и использованию международных профессиональных стандартов и профессиональной этики, разработанных Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ) и Комитетом по Международным Стандартам Бухгалтерского Учета (КМСБУ). Для достижения поставленной цели EICPA осуществляет следующие виды деятельности: вырабатывает и поддерживает, на основе рекомендаций МФБ, единые квалификационные требования к профессии бухгалтера и аудитора; участвует в создании и деятельности единой системы тестирования и сертификации бухгалтеров и аудиторов; создает Комитеты по различным видам деятельности EICPA; представляет интересы членов EICPA в международных организациях, государственных органах и частных структурах.

      После успешной сдачи экзаменов Вам необходимо вступить в профессиональную ассоциацию, являющуюся членом EICPA. При условии выполнения всех квалификационных требований, профессиональная ассоциация подает ходатайство в CIPAEN с просьбой о выдаче Вам сертификата".

      ТОО "ЕИСПБ" информировало неопределенный круг лиц о том, что продолжит работу ЕССБА в вышеуказанном регионе. Это могло способствовать формированию у потребителя убеждения, что упомянутый в сообщениях Евразийский институт сертифицированных публичных бухгалтеров (EICPA) является правопреемником Ассоциации "ЕССБА". При этом ТОО "ЕИСПБ" не является правопреемником Ассоциации "ЕССБА".

      ТОО "ЕИСПБ" является коммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли, для чего ТОО "ЕИСПБ" вправе осуществлять любые виды коммерческой деятельности, предусмотренные его уставом и не запрещенные законодательством.

      В соответствии с пунктом 3.1 устава ТОО "ЕИСПБ" целью создания и деятельности ТОО "ЕИСПБ" является подготовка или переподготовка кадров в области экономики Республики Казахстан, для реализации чего указанное товарищество осуществляет образовательную деятельность в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования.

      Согласно информации, представленной Ассоциацией "ЕССБА", она не уполномочивала ТОО "ЕИСПБ" выступать в качестве своего представителя и оно не является ее правопреемником, также указанное товарищество ею не аккредитовалось для предоставления услуг, необходимых для сертификации по программе CIPA.

      Распространение неточной, искаженной и (или) не соответствующей действительности информации для неопределенного круга лиц может ввести потребителей в заблуждение о деятельности ТОО "ЕИСПБ" как лица, предоставляющего услуги в рамках программы сертификации CIPA.

      Учреждение "СИПАЕН" было зарегистрировано в качестве юридического лица в 2013 году. При этом 26 февраля 2004 г. в Кыргызской Республике в качестве юридического лица зарегистрирована некоммерческая организация в форме учреждения "Экзаменационная сеть сертифицированных международных профессиональных бухгалтеров в Кыргызской Республике". Таким образом, указанная организация была известна на рынке до момента регистрации в 2013 году учреждения "СИПАЕН" в качестве юридического лица.

      Согласно информации, представленной Ассоциацией "ЕССБА", учреждение "СИПАЕН" не является правопреемником вышеуказанной некоммерческой организации и она не давала своего согласия на учреждение данной организации, а также на регистрацию сайта cipaprogram.org.

      Таким образом, использование обозначений "СИПАЕН" и "CIPA-EN" учреждением "СИПАЕН" может быть направлено на то, чтобы вызвать у потребителей и других участников рынка ассоциации с представительствами компании CIPA-EN Inc., ранее работавшими с Ассоциацией "ЕССБА".

      В материалах дела представлена информация (документы, сведения) о распространении сведений о смене товарного знака EICPA на товарный знак CPA EURASIA как определенным лицам, так и неопределенному кругу лиц следующими способами:

      путем информационной рассылки на адреса электронной почты участников программы CIPA;

      путем размещения информационных сообщений в сети Интернет по адресу cipaprogram.org в разделе "Новости".

      Так, 12 июня 2017 г. была осуществлена рассылка информационного письма вышеуказанного содержания с адреса электронной почты no-reply@cipaprogram.org на адреса электронной почты всех участников программы CIPA, в том числе лиц, зарегистрированных для прохождения экзаменов, при этом на указанную дату администратором домена cipaprogram.org являлась ПОБ "ППБ РК".

      АНО ДПО "ИСПБ" полагает, что указанная информация могла ввести потребителей в заблуждение о субъекте, производящем переход на новый товарный знак, вследствие того, что в данной рассылке не содержалось указания на организационно-правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью.

      Вместе с тем из представленных АНО ДПО "ИСПБ" и ОО "ОБА" материалов следует, что обозначение "EICPA" и соответствующий товарный знак на сертификатах используются для обозначения лица, выдающего сертификат, – Ассоциации Евразийского института сертифицированных публичных бухгалтеров.

      29 июня 2017 г. с адреса электронной почты no-reply@cipaprogram.org на адреса электронной почты участников программы CIPA, в том числе лиц, зарегистрированных для прохождения экзаменов, была осуществлена рассылка информационного сообщения с заголовком следующего содержания: "Евразийский Институт Сертифицированных Публичных Бухгалтеров (EICPA) объявляет о ребрендинге!".

      В указанном информационном сообщении также содержались сведения о том, что с 15 мая 2017 г. сертификаты CIPA будут выпускаться под защитой нового товарного знака CPA EURASIA, распространяемого учреждением "СИПАЕН".

      В свою очередь, по договору от 8 июня 2017 г. ТОО "ЕИСПБ" передало исключительные права на товарные знаки и программу CIPA ОО "ИПБИАК". Таким образом, ТОО "ЕИСПБ" на дату рассылки (29 июня 2017 г.) не обладало исключительным правом на программу сертификации и товарные знаки CIPA, как утверждается в указанном информационном сообщении.

      12 июня 2017 г. с адреса электронной почты no-reply@cipaprogram.org учреждением "СИПАЕН" на адреса электронной почты участников программы осуществлена рассылка информационного сообщения, содержащего информацию о том, что ТОО "ЕИСПБ" является правообладателем товарного знака

(изображение товарного знака представлено в следующем виде: прописными буквами белого цвета на голубом фоне указана надпись "CPA", под ней проведена красная линия, под которой прописными буквами красного цвета на белом фоне указана надпись "EURASIA"), который при этом сопровождался знаком "®", указывающим на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым в установленном законом порядке.

      В свою очередь указанный знак получил международную правовую охрану только 23 ноября 2017 г., с даты регистрации его в ВОИС.

      ОО "ИПБИАК" на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу uchet.kg распространяло информацию для неопределенного круга лиц о деятельности ОО "ОБА" в рамках программы сертификации CIPA. Так, 5 июня 2017 г. на указанном сайте размещено информационное сообщение с заголовком "Внимание! Подделка экзаменов по программе CIPA!", которое содержало сведения о том, что с начала 2017 года у ОО "ОБА" и НП "ППБА" отозваны права на использование товарного знака CIPA на территории Кыргызской Республики, выдачу и дальнейшую поддержку совместных двухуровневых сертификатов CIPA, что не соответствовало фактическим обстоятельствам.

      23 июня 2017 г. ОО "ИПБИАК" в сети Интернет по адресу uchet.kg разместило информационное сообщение для неопределенного круга лиц, касающееся правообладателя торговых знаков и одноименной сертификации CIPA в Кыргызской Республике. В указанном информационном сообщении содержались сведения о том, что ОО "ОБА" и НП "ППБА" не имеют права выдавать сертификаты и проводить сертификацию по программе CIPA в Кыргызской Республике ввиду того, что с ними расторгнут соответствующий договор. Согласно материалам дела на момент размещения указанных информационных сообщений в сети Интернет и осуществления рассылки посредством электронной почты ТОО "ЕИСПБ" еще не обладало исключительным правом на товарный знак CPA EURASIA ввиду того, что указанный знак в Кыргызской Республике был зарегистрирован 23 ноября 2017 г.

      Согласно пункту 1 статьи 74 Договора общие принципы и правила конкуренции направлены на обеспечение выявления и пресечения антиконкурентных действий на территориях государств-членов и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов.

      Согласно подпункту 8 пункта 2 Протокола конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

      В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 76 Договора не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение потребителей в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

      Подпунктом 14 пункта 2 Протокола установлено, что недобросовестная конкуренция – это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц), которые противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

      Взаимосвязанное прочтение указанных норм свидетельствует о том, что правом Союза запрещены любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц), которые противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, выразившиеся во введении в заблуждение потребителей в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

      Пунктом 2 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее – Конвенция) установлено, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

      С учетом изложенного недобросовестной конкуренцией признается совокупность следующих фактов:

      направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц);

      противоречие законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

      причинение (возможность причинения) ущерба другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам или нанесение (возможность нанесения) вреда их деловой репутации.

      Пункт 2 статьи 76 Договора содержит открытый перечень возможных видов недобросовестной конкуренции и не является исчерпывающим, в связи с чем недобросовестной конкуренцией могут признаваться любые иные действия, отвечающие требованиям подпункта 14 пункта 2 Протокола.

      Ввиду запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Конвенции, аналогичные положения содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации, а также в антимонопольном законодательстве этих государств-членов).

      Нарушение хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, само по себе не означает совершения акта недобросовестной конкуренции.

      При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должна быть установлена совокупность следующих фактов:

      осуществление хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

      отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

      направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам – конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

      В ходе проведения расследования и рассмотрения дела было установлено следующее:

      сходство в части структуры указанных программ сертификации и услуг, предоставляемых в рамках их проведения, в том числе в наличии уровней сертификации, требованиях к кандидатам на сертификацию, сроках и критериях подтверждения наличия профессионального уровня и компетенции, требованиях к повышению квалификации, обязательствах по членству в профессиональных сообществах и ассоциациях и т. д.;

      сходство в части организационной структуры деятельности ТОО "ЕИСПБ" и структуры деятельности Ассоциации "ЕССБА";

      взаимозаменяемость программ, которая подтверждается наличием соглашений о взаимном признании, заключенных участниками рынка услуг сертификации;

      позиционирование программы CPA EURASIA как продолжающей и развивающей программу CIPA, заключение и реализация соглашения о взаимном признании между ТОО "ЕИСПБ" и учреждением "СИПАЕН";

      рост числа выданных сертификатов в рамках программы сертификации CPA EURASIA и одновременное снижение числа сертификатов, выданных в рамках программы сертификации CIPA, в том числе по программам взаимного признания;

      реализация прав на судебную защиту АНО ДПО "ИСПБ", ответчиками, а также иными лицами, их требования в рамках судебных процессов, в том числе о признании недействительными сделок по передаче и (или) отчуждению права собственности на результаты интеллектуальной деятельности, товарные знаки, отдельных действий и решений указанных лиц, свидетельствуют о конкурентных отношениях АНО ДПО "ИСПБ" и ответчиков на рассматриваемом товарном рынке.

      Исходя из изложенного и изучив материалы дела о действиях ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", учреждения "СИПАЕН" и ОО "ИПБИАК" по распространению информации о своей деятельности, деятельности конкурентов, наличии у них контактных данных сертифицированных специалистов CIPA, основываясь на положениях права Союза в сфере конкуренции, комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что указанные действия ответчиков в своей совокупности направлены на приобретение преимуществ в своей предпринимательской деятельности как самостоятельно, так и в составе всех ответчиков, противоречат законодательству государств-членов, положениям Договора, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили и могут причинить ущерб АНО ДПО "ИСПБ" и другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) – конкурентам, а также нанесли и могут нанести вред их деловой репутации.

      В рамках рассмотрения дела ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждению "СИПАЕН" обеспечена возможность реализации всех прав, предусмотренных пунктом 13 Порядка рассмотрения дел. Кроме того, у них запрошены пояснения по делу с просьбой представить доводы относительно наличия в их действиях нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также позиции о согласии или несогласии с возможным нарушением статьи 76 Договора.

      ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждением "СИПАЕН" в письменной форме представлены позиции о несогласии с возможными нарушениями общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также доводы, возражения и иная информация, которые приобщены к материалам дела, рассмотрены и получили надлежащую оценку. Также в рамках рассмотрения дела поступили позиции в письменной форме, доводы, возражения и иная информация от уполномоченных органов государств-членов, которые также приобщены к материалам дела, рассмотрены и получили надлежащую оценку.

      Исходя из изложенного установлено, что нарушение ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждением "СИПАЕН" общих правил конкуренции на трансграничных рынках выражается в совершении вышеуказанных действий, которые вводят и (или) могут вводить в заблуждение потребителей комплекса услуг, предоставляемых в рамках проведения сертификации CIPA как в целом, так и в отдельности, в отношении характера, способа и места оказания, потребительских свойств, качества и количества таких услуг или в отношении их производителя.

      Оценив собранные по делу доказательства, комиссия по рассмотрению дела полагает, что вина ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" нашла подтверждение, а их действия верно квалифицированы согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 76 Договора.

      В соответствии с Методикой расчета и порядком наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118, учитывая отсутствие в действиях (бездействии) ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренных перечнем обстоятельств, смягчающих ответственность, обстоятельств, отягчающих ответственность, учитываемых при расчете размера штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках (приложение № 1 к указанной Методике), и обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренных указанным перечнем, выразившихся в длящемся (в течение 1 года и более) нарушении правонарушителями правил конкуренции, назначить штрафы ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждению "СИПАЕН".

      В связи с установлением факта нарушения статьи 76 Договора, руководствуясь пунктом 45 Порядка рассмотрения дел, Коллегия Комиссии полагает, что применение к ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждению "СИПАЕН" мер по пресечению нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках и (или) устранению его последствий, предусмотренных пунктами 4 и 5 резолютивной части Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 г. № , будет способствовать созданию равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов при осуществлении хозяйственной деятельности. Кроме того, внесение в программы сертификации ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ", ОО "ИПБИАК" и учреждения "СИПАЕН" и перечень предоставляемых в их рамках услуг соответствующих изменений исключит возможность введения в заблуждение потребителей комплекса услуг по обучению, организации и проведению промежуточного и итогового контроля обучения и полученных знаний, проверке соблюдения предъявляемых требований, изготовлению и выдаче соответствующего сертификата, подтверждающего присвоение и наличие профессиональной квалификации сертифицированного публичного бухгалтера – CIPA/СРА/ СРА EURASIA, в отношении характера, способа и места оказания, потребительских свойств, качества и количества указанных услуг или в отношении их производителя.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.