Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Протокол), пунктом 17 Методики расчета и порядка наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118 (далее – Методика расчета и порядок наложения штрафов), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, рассмотрела дело о непредставлении сведений (информации), запрошенных Комиссией (далее – дело).
По результатам рассмотрения материалов дела, основываясь на положениях международных договоров и актов в сфере конкуренции, входящих в право Евразийского экономического союза, изучив фактические обстоятельства рассматриваемого дела и выводы комиссии по рассмотрению дела, представленные в описательной и мотивировочной частях настоящего Решения согласно приложению, руководствуясь Методикой расчета и порядком наложения штрафов, Коллегия Комиссии решила:
1. Признать:
а) бездействие индивидуального предпринимателя "Нигай К.А." (010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Пушкина, дом 48, свидетельство о государственной регистрации № 62 0276653, дата регистрации – 28 июня 2004 г., ИИН 860617351037) (далее – ИП "Нигай К.А."), выразившееся в непредставлении сведений (информации) по запросам Комиссии, нарушением положений пункта 13 Протокола, ответственность за которое предусмотрена подпунктом 5 пункта 16 Протокола;
б) отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении лица, указанного в подпункте "а" настоящего пункта.
2. В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Протокола и Методикой расчета и порядком наложения штрафов назначить ИП "Нигай К.А." штраф в размере 26 666 российских рублей 66 копеек.
Штраф, назначенный настоящим Решением, подлежит уплате в порядке, установленном пунктами 17 и 18 Протокола (банковские реквизиты для уплаты штрафов хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), зарегистрированными на территории Республики Казахстан, код бюджетной классификации – 204176, код назначения платежа – 913).
3. Комиссии проинформировать ИП "Нигай К.А." о необходимости:
а) в соответствии с абзацем вторым пункта 171 Методики расчета и порядка наложения штрафов уплатить штраф, указанный в пункте 2 настоящего Решения, в полном размере не позднее 60 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу. В случае неуплаты штрафа в указанный срок Комиссия принимает меры, направленные на принудительное исполнение настоящего Решения, в соответствии с пунктом 18 Методики расчета и порядка наложения штрафов;
б) в соответствии с пунктом 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках уведомить Комиссию об уплате штрафа, указанного в пункте 2 настоящего Решения, в течение 30 календарных дней с даты истечения срока, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
4. Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Евразийского экономического союза.
5. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
Б. Сагинтаев |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2024 г. № 142 |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ И МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТИ
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2024 г. № 142
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор) в связи с нарушением положений пункта 13 Протокола Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) определением от 11 июня 2024 г. № 24/опр в отношении индивидуального предпринимателя "Нигай К.А." (010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Пушкина, дом 48, ИИН 860617351037) (далее – ИП "Нигай К.А.") возбуждено дело по факту непредставления сведений (информации) (далее – дело) и назначена комиссия по его рассмотрению в следующем составе:
председатель комиссии по рассмотрению дела Сушкевич А.Г.;
заместитель председателя комиссии по рассмотрению дела Калиев А.А.;
члены комиссии по рассмотрению дела: Суменков С.С. и Сейталиев А.Л.
Лица, участвовавшие в рассмотрении дела: представители уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, – Кузьмина В.В., Лазарева В.В., Пирматов Н.К., Привезенцева Е.В. и Сагдат Ж.Б.
Ответчик – ИП "Нигай К.А.".
Определением от 29 июля 2024 г. № 35/опр об изменении состава комиссии по рассмотрению дела председателем комиссии по рассмотрению дела назначен Максимов С.В.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений (информации) для принятия решения срок рассмотрения дела продлен на 60 рабочих дней, о чем вынесено определение от 3 сентября 2024 г. № 46/опр.
В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, 2 октября 2024 г. председателем комиссии по рассмотрению дела Максимовым С.В. объявлено об окончании рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения дела установлено следующее.
В Комиссию письмом от 19 марта 2024 г. № б/н (вх. № 4391 от 19 марта 2024 г.) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "Компания "СИВИК" (644076, Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, пр-т Космический, д. 109, корп. А, ОГРН 1055511001897, дата регистрации 3 февраля 2005 г., ИНН 5506057995) о возможных признаках нарушения общих правил конкуренции на трансграничном товарном рынке шиномонтажного и балансировочного оборудования для станций шиномонтажа и центров техобслуживания (далее – заявление). Комиссия в целях реализации своих полномочий по пресечению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, руководствуясь пунктом 13 Протокола, просила ИП "Нигай К.А." письмом от 8 апреля 2024 г. № 22-152 в срок до 19 апреля 2024 г. представить в Комиссию информацию (сведения) о производителях и потребителях товара и взаимозаменяемых товарах.
Однако в установленные Комиссией сроки информация не была представлена.
В связи с этим Комиссия письмом от 27 апреля 2024 г. № 22-185 просила ИП "Нигай К.А." в срок до 13 мая 2024 г. представить информацию (сведения): перечень нормативно-технической документации, регулирующей производство и реализацию товара, о лицах, образующих с ИП "Нигай К.А." одну группу лиц, о видах деятельности, производимых (реализуемых) товарах, о дилерских (дистрибьюторских) договорах, в том числе ранее запрошенную письмом от 8 апреля 2024 г. № 22-152 информацию (сведения) о производителях и потребителях товара и взаимозаменяемых товарах.
ИП "Нигай К.А." письмом от 29 мая 2024 г. № 5 (вх № 9161 от 3 июня 2024 г.) на запрос Комиссии от 27 апреля 2024 г. № 22-185 сообщил, что вопросы, направленные в адрес ИП "Нигай К.А." как к добросовестному приобретателю товара, реализуемого под товарным знаком, исключительное право на который принадлежит индивидуальному предпринимателю "NIK Pro", не имеют, по мнению ИП "Нигай К.А.", отношения к признакам нарушения общих правил конкуренции на трансграничном товарном рынке шиномонтажного и балансировочного оборудования, поскольку речь идет о нарушении прав владельца товарного знака, в рамках действующего законодательства Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров". Направленные в адрес ИП "Нигай К.А." вопросы, по его мнению, затрагивают хозяйственную деятельность субъекта отдельного государства, внутри конкретной страны, следовательно, указывать на правила конкуренции на трансграничном товарном рынке шиномонтажного и балансировочного оборудования является неверным.
Вследствие этого Комиссией определением от 11 июня 2024 г. № 24/опр возбуждено дело в отношении ИП "Нигай К.А." по факту непредставления информации (сведений) по требованию Комиссии.
В рамках заседаний комиссии по рассмотрению дела в определениях от 9 июля 2024 г. № 28/опр, от 1 августа 2024 г. № 37/опр, от 22 августа 2024 г. № 45/опр и от 3 сентября 2024 г. № 46/опр Комиссия просила ИП "Нигай К.А." представить позицию о согласии или несогласии с тем, что в действиях (бездействии) ИП "Нигай К.А." есть признаки нарушения пункта 13 Протокола, и информацию о мерах, принятых ИП "Нигай К.А." по устранению признаков нарушения пункта 13 Протокола.
Однако комиссия по рассмотрению дела ответа от ИП "Нигай К.А." не получила.
В рамках рассмотрения дела в адрес ИП "Нигай К.А." направлены определения: от 11 июня 2024 г. № 24/опр (направлено письмом от 14 июня 2024 г. № 22-277, почтовый идентификатор № RS021132072RU – вручено адресату 28 июня 2024 г.), от 9 июля 2024 г. № 28/опр (направлено письмом от 10 июля 2024 г. № 22-213, почтовый идентификатор № RS021132316RU – вручено адресату 31 июля 2024 г.), от 1 августа 2024 г. № 37/опр (направлено письмом от 5 августа 2024 г. № 22-391, почтовый идентификатор № RS021132608RU – вручено адресату 28 августа 2024 г.), от 22 августа 2024 г. № 45/опр (направлено письмом от 22 августа 2024 г. № 22-419, почтовый идентификатор № RS021132846RU – вручено адресату 10 сентября 2024 г.) и от 3 сентября 2024 г. № 46/опр (направлено письмом от 3 сентября 2024 г. № 22-428, почтовый идентификатор № RS021132996RU – вручено адресату 17 сентября 2024 г.).
Согласно подпункту 7 пункта 10 Протокола Комиссия осуществляет запрос и получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов и организаций государств-членов, юридических и физических лиц, в том числе конфиденциальной информации, необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
Согласно пункту 13 Протокола Комиссия при рассмотрении дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках запрашивает необходимую для рассмотрения дела информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических и физических лиц. Хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), некоммерческие организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации (их должностные лица) государств-членов, физические лица обязаны представлять в Комиссию по ее запросу в установленные сроки необходимые Комиссии в соответствии с возложенными на нее полномочиями информацию, документы, сведения, пояснения.
Согласно пункту 1313 Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 97 (далее – Порядок рассмотрения заявлений) при рассмотрении заявления (материалов) уполномоченное структурное подразделение Комиссии вправе запрашивать необходимую информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических и физических лиц.
Таким образом, Комиссия в рамках рассмотрения заявления в соответствии с Порядком рассмотрения заявлений, реализуя свои полномочия по пресечению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов и руководствуясь положениями Договора, запросила у ИП "Нигай К.А." соответствующие сведения (информацию).
Однако запрошенные Комиссией сведения (информация) не были представлены ИП "Нигай К.А." в установленные Комиссией сроки. Также они не были представлены и в ходе рассмотрения дела.
Комиссия по рассмотрению дела считает, что бездействие ИП "Нигай К.А." выразилось в том, что ИП "Нигай К.А.", имея возможность для соблюдения положений права Союза в сфере антимонопольного регулирования, не принял необходимых и достаточных мер по их соблюдению, в связи с чем можно сделать вывод о том, что ИП "Нигай К.А." своим бездействием нарушил положения пункта 13 Протокола, а именно не представил сведения (информацию) по запросу Комиссии.
В рамках рассмотрения дела ИП "Нигай К.А." обеспечена возможность реализации всех прав, предусмотренных пунктом 13 Порядка рассмотрения дел. Кроме того, у него запрошены пояснения по данному делу, а также позиция о согласии или несогласии с фактом нарушения положений пункта 13 Протокола. Однако ИП "Нигай К.А." не представил пояснения по данному делу, а также позицию о согласии или несогласии с фактом наличия в его действиях нарушения положений пункта 13 Протокола.
В заседаниях комиссии по рассмотрению дела представители ИП "Нигай К.А." участие не принимали, ходатайств о переносе даты заседания комиссии по рассмотрению данного дела не представляли.
Информация об уважительной причине неучастия в заседаниях комиссии по рассмотрению дела ИП "Нигай К.А." и (или) его представителями не представлена.
Обстоятельств, препятствующих представлению ИП "Нигай К.А." запрошенных Комиссией сведений (информации), не выявлено.
Оценив собранные по делу доказательства, комиссия по рассмотрению дела полагает, что вина ИП "Нигай К.А." нашла подтверждение, а его бездействие верно квалифицировано как нарушающее положения пункта 13 Протокола.
Согласно подпункту 5 пункта 16 Протокола Комиссия в соответствии с Методикой расчета и порядком наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118 (далее – Методика расчета и порядок наложения штрафов), налагает штрафы за непредставление в Комиссию сведений (информации), предусмотренных разделом XVIII Договора и Протоколом, в том числе за непредставление сведений (информации) по требованию Комиссии, на физических лиц – в размере от 10 000 до 15 000 российских рублей, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – в размере от 10 000 до 60 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от 150 000 до 1 000 000 российских рублей.
ИП "Нигай К.А." не представил в Комиссию сведения (информацию), запрошенные Комиссией, впервые. Указанное обстоятельство согласно приложению № 2 к Методике расчета и порядку наложения штрафов учитывается в качестве смягчающего ответственность при расчете размера штрафов.
Иных обстоятельств, смягчающих ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренных приложениями № 1 и 2 к Методике расчета и порядку наложения штрафов, учитываемых при расчете размера штрафов, не выявлено.