Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Протокол), пунктом 17 Методики расчета и порядка наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118 (далее – Методика расчета и порядок наложения штрафов), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99, рассмотрела дело о непредставлении сведений (информации), запрошенных Комиссией (далее – дело).
По результатам рассмотрения материалов дела, основываясь на положениях международных договоров и актов в сфере конкуренции, входящих в право Евразийского экономического союза, изучив фактические обстоятельства рассматриваемого дела и выводы комиссии по рассмотрению дела, представленные в описательной и мотивировочной частях настоящего Решения согласно приложению, руководствуясь Методикой расчета и порядком наложения штрафов, Коллегия Комиссии решила:
1. Признать:
а) непредставление сведений (информации) по запросу Комиссии индивидуальным предпринимателем "Nik Pro" (100000, Республика Казахстан, г. Караганда, мкр-н "Гульдер-1", д. 1, кв. 73, свидетельство о государственной регистрации – серия 30 номер 1509328, дата регистрации – 12 апреля 2004 г., ИИН 861018301057) (далее – ИП "Nik Pro") нарушением положений пункта 13 Протокола, ответственность за которое предусмотрена подпунктом 5 пункта 16 Протокола;
б) отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении лица, указанного в подпункте "а" настоящего пункта.
2. В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Протокола и Методикой расчета и порядком наложения штрафов назначить ИП "Nik Pro" штраф в размере 26 666 российских рублей 66 копеек.
Штраф, назначенный настоящим Решением, подлежит уплате в порядке, установленном пунктами 17 и 1 Протокола (банковские реквизиты для уплаты штрафов хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), зарегистрированными на территории Республики Казахстан, – код бюджетной классификации 204176, код назначения платежа 913).
3. Комиссии проинформировать ИП "Nik Pro" о необходимости:
а) в соответствии с абзацем вторым пункта 171 Методики расчета и порядка наложения штрафов уплатить штраф, указанный в пункте 2 настоящего Решения, в полном размере не позднее 60 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу. В случае неуплаты штрафа в указанный срок Комиссия принимает меры, направленные на принудительное исполнение настоящего Решения, в соответствии с пунктом 18 Методики расчета и порядка наложения штрафов;
б) в соответствии с пунктом 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках уведомить Комиссию об уплате штрафа, указанного в пункте 2 настоящего Решения, не позднее 30 календарных дней с даты истечения срока, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
4. Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Евразийского экономического союза.
5. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
Б. Сагинтаев |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2024 г. № 151 |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ И МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТИ
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2024 г. № 151
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор) в связи с нарушением положений пункта 13 Протокола Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) определением от 23 мая 2024 г. № 21/опр в отношении индивидуального предпринимателя "Nik Pro" (далее – ИП "Nik Pro") (100000, Республика Казахстан, г. Караганда, мкр-н "Гульдер-1", д. 1, кв. 73, свидетельство о государственной регистрации – серия 30 номер 1509328, дата регистрации – 12 апреля 2004 г., ИИН 861018301057) возбуждено дело по факту непредставления или несвоевременного представления сведений (информации) (далее – дело) и назначена комиссия по его рассмотрению в следующем составе:
председатель комиссии по рассмотрению дела Сушкевич А.Г.;
заместитель председателя комиссии по рассмотрению дела Калиев А.А.;
члены комиссии по рассмотрению дела: Суменков С.С. и Абдылдаева А.Б.
Лица, участвовавшие в рассмотрении дела: представители уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, – Привезенцева Е.В. и Кузьмина В.В.
Ответчик: ИП "Nik Pro" и его представитель по доверенности Берекмоинов Т.Ф.
Определением от 29 июля 2024 г. № 34/опр об изменении состава комиссии по рассмотрению дела председателем комиссии по рассмотрению дела назначен Максимов С.В.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений (информации) для принятия решения срок рассмотрения дела продлен на 60 рабочих дней, о чем вынесено определение от 1 августа 2024 г. № 36/опр.
В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99 (далее – Порядок рассмотрения дел), 2 октября 2024 г. председателем комиссии по рассмотрению дела Максимовым С.В. объявлено об окончании рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения дела установлено следующее.
В Комиссию письмом от 19 марта 2024 г. № б/н (вх. № 4391 от 19 марта 2024 г.) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "Компания "СИВИК" (далее – ООО НПО "Компания "СИВИК") (644076, Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, пр. Космический, д. 109, корп. А, ОГРН 1055511001897, дата регистрации – 3 февраля 2005 г., ИНН 5506057995) о возможных признаках нарушения общих правил конкуренции на трансграничном товарном рынке шиномонтажного и балансировочного оборудования для станций шиномонтажа и центров техобслуживания (далее – заявление). Комиссия в целях реализации своих полномочий по пресечению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, руководствуясь пунктом 13 Протокола, письмом от 2 апреля 2024 г. № 22-140 (далее – письмо № 22-140) просила ИП "Nik Pro" в срок до 19 апреля 2024 г. представить в Комиссию информацию (сведения) о производителях и потребителях товара, о взаимозаменяемых товарах, перечень нормативно-технической документации, регулирующей производство и реализацию товара, о лицах, образующих с ИП "Nik Pro" одну группу лиц, о видах деятельности, производимых (реализуемых) товарах, о дилерских (дистрибьюторских) договорах и др.
Письмо № 22-140 было направлено с использованием услуг оператора почтовой связи – акционерного общества "Почта России" (далее – АО "Почта России") заказным почтовым отправлением с уведомлением, которому присвоен почтовый идентификатор № RS021130641RU, по адресу местонахождения ответчика: 100000, Республика Казахстан, г. Караганда, мкр-н "Гульдер-1", д. 1, кв. 73, а также по электронной почте.
В связи с получением письма № 22-140 руководителем ИП "Nik Pro" только 19 апреля 2024 г., учитывая объем запрошенной информации о группе лиц хозяйствующего субъекта, а также об объемах реализации ИП "Nik Pro" товаров, маркированных товарным знаком "SIVIK" по свидетельству РК № 73477, ИП "Nik Pro" письмом № 7 от 19 апреля 2024 г. (вх. № 6791 от 22 апреля 2024 г.) просил продлить срок представления информации до 1 мая 2024 г.
Комиссия уведомила ИП "Nik Pro" письмом № 22-181 от 23 апреля 2024 г. о продлении срока представления информации до 2 мая 2024 г.
Однако, несмотря на продление срока представления информации, в ответном письме ИП "Nik Pro" от 2 мая 2024 г. № 16 (вх. № 7377 от 3 мая 2024 г.) проинформировал, что отказывается представлять информацию (сведения) по запросу Комиссии (письмо № 22-140) в связи с тем, что в действиях ИП "Nik Pro" отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции на трансграничных рынках и рынок, на котором осуществляет предпринимательскую деятельность ИП "Nik Pro", ограничивается исключительно территорией Республики Казахстан и не является трансграничным. Ввиду этого запросы Комиссии о представлении сведений о группе лиц хозяйствующего субъекта, а также объемах реализации ИП "Nik Pro" товаров, маркированных товарным знаком "SIVIK", считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Письмом от 6 мая 2024 г. № 22-191 (далее – письмо № 22-191) Комиссия повторно проинформировала ИП "Nik Pro" о необходимости представления таких сведений (информации) в срок до 17 мая 2024 г., тем самым продлив срок их представления, в том числе по электронной почте (согласно информации на официальном сайте АО "Почта России" письму № 22-191 присвоен почтовый идентификатор № S021130947RU).
В связи с получением письма № 22-191 ИП "Nik Pro" письмом от 17 мая 2024 г. № б/н (вх. № 8333 от 21 мая 2024 г.) на запрос Комиссии сообщил, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ИП "Nik Pro", ограничивается исключительно территорией Республики Казахстан и не относится к трансграничному и что в действиях ИП "Nik Pro" отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции и российский потребитель не может быть введен в заблуждение относительно товара, маркированного обозначением "SIVIK", поскольку на территории Российской Федерации данный товар реализуется исключительно ООО НПО "Компания "СИВИК". А направленные запросы в адрес ИП "Nik Pro" о представлении сведений о группе лиц хозяйствующего субъекта, а также объемах реализации ИП "Nik Pro" товаров, маркированных товарным знаком "SIVIK", по мнению ИП "Nik Pro", необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Вследствие этого Комиссией определением от 23 мая 2024 г. № 21/опр возбуждено дело в отношении ИП "Nik Pro" по факту непредставления информации (сведений) по запросу Комиссии.
В рамках рассмотрения дела в определениях от 17 июня 2024 г. № 26/опр, от 9 июля 2024 г. № 29/опр, от 1 августа 2024 г. № 36/опр, от 22 августа 2024 г. № 44/опр и от 4 сентября 2024 г. № 48/опр Комиссия просила ИП "Nik Pro" представить позицию о согласии или несогласии с тем, что в действиях (бездействии) ИП "Nik Pro" имеются признаки нарушения пункта 13 Протокола, и информацию о мерах, принятых ИП "Nik Pro" по устранению признаков нарушения пункта 13 Протокола.
Однако комиссия по рассмотрению дела ответа от ИП "Nik Pro" не получила.
В рамках рассмотрения дела в адрес ИП "Nik Pro" направлено определение от 23 мая 2024 г. № 21/опр (письмо от 24 мая 2024 г. № 22-232, почтовый идентификатор № RS021131253RU). Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", по почтовому идентификатору RS021131253RU совершена 1 неудачная попытка вручения письма № 22-232, в связи с чем оно было возвращено в Комиссию.
17 июня 2024 г. Комиссия определением № 26/опр повторно запросила у ИП "Nik Pro" соответствующие сведения (информацию). Указанное определение было направлено письмом от 17 июня 2024 г. № 22-284 с использованием услуг АО "Почта России" заказным почтовым отправлением с уведомлением, которому присвоен почтовый идентификатор № RS021132086RU. Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", по почтовому идентификатору № RS021132086RU совершены 4 неудачные попытки вручения письма № 22-284, в связи с чем оно было направлено обратно в Комиссию.
Согласно письму АО "Почта России" № Ф822-06/43866 от 18 сентября 2024 г. (вх. № 16197 от 2 октября 2024 г.) заказные письма с почтовыми идентификаторами № RS021131253RU и № RS021132086RU поступили по возврату в место хранения и по истечении срока хранения направлены в кладовую нерозданных почтовых отправлений на временное хранение. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ временное хранение невостребованных почтовых отправлений осуществляется в течение 6 месяцев. По истечении установленного срока хранения международные почтовые отправления подлежат уничтожению.
9 июля 2024 г. Комиссия определением № 29/опр проинформировала ИП "Nik Pro" о необходимости представления сведений (информации), запрошенных Комиссией определением от 17 июня 2024 г. № 26/опр. Указанное определение было направлено письмом от 11 июля 2024 г. № 22-320 с использованием услуг АО "Почта России" заказным почтовым отправлением с уведомлением, которому присвоен почтовый идентификатор № RS021132355RU. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления данное письмо было вручено ИП "Nik Pro" 7 августа 2024 г.
1 августа 2024 г. Комиссия определением № 36/опр информировала ИП "Nik Pro" о необходимости представления сведений (информации), ранее запрошенных Комиссией определениями от 17 июня № 26/опр и от 9 июля 2024 г. № 29/опр. Указанное определение было направлено ИП "Nik Pro" письмом от 5 августа 2024 г. № 22-390 (далее – отправление № 22-390) с использованием услуг АО "Почта России" заказным почтовым отправлением с уведомлением. Отправлению № 22-390 присвоен почтовый идентификатор № RS021132599RU. Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", по почтовому идентификатору № RS021132599RU отправление № 22-390 имеет статус "ожидает адресата в месте вручения".
22 августа 2024 г. Комиссия определением № 44/опр информировала ИП "Nik Pro" о необходимости представления сведений (информации), ранее запрошенных Комиссией определениями от 17 июня № 26/опр, от 09 июля № 29/опр и от 1 августа 2024 г. № 36/опр. Указанное определение было направлено ИП "Nik Pro" письмом от 22 августа 2024 г. № 22-417 (далее – отправление № 22-417) с использованием услуг АО "Почта России" заказным почтовым отправлением с уведомлением. Отправлению № 22-417 присвоен почтовый идентификатор № RS021132850RU. Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", по почтовому идентификатору № RS021132850RU отправление № 22-417 имеет статус "ожидает адресата в месте вручения".
4 сентября 2024 г. Комиссия определением № 48/опр информировала ИП "Nik Pro" о необходимости представления сведений (информации), запрошенных Комиссией определениями от 17 июня № 26/опр, от 9 июля № 29/опр, от 1 августа № 36/опр и от 22 августа 2024 г. № 44/опр. Указанное определение было направлено ИП "Nik Pro" письмом от 4 сентября 2024 г. № 22-434 (далее – отправление № 22-434) с использованием услуг АО "Почта России" заказным почтовым отправлением с уведомлением. Отправлению № 22-434 присвоен почтовый идентификатор № RS021133020RU. Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", по почтовому идентификатору № RS021133020RU отправление № 22-434 имеет статус "вручено".
Согласно подпункту 7 пункта 10 Протокола Комиссия осуществляет запрос и получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических и физических лиц, в том числе конфиденциальной информации, необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
Согласно пункту 13 Протокола Комиссия при рассмотрении дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках запрашивает необходимую для рассмотрения дела информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических и физических лиц. Хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), некоммерческие организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации (их должностные лица) государств-членов, физические лица обязаны представлять в Комиссию по ее запросу в установленные сроки необходимые Комиссии в соответствии с возложенными на нее полномочиями информацию, документы, сведения, пояснения.
Согласно пункту 1313 Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 97 (далее – Порядок рассмотрения заявлений), при рассмотрении заявления (материалов) уполномоченное структурное подразделение Комиссии вправе запрашивать необходимую информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических и физических лиц.
Таким образом, Комиссия в рамках рассмотрения заявления в соответствии с Порядком рассмотрения заявлений, реализуя свои полномочия по пресечению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов и руководствуясь положениями Договора, запросила у ИП "Nik Pro" соответствующие сведения (информацию).
Однако запрошенные Комиссией сведения (информация) не были представлены ИП "Nik Pro" в установленные Комиссией сроки. Также они не были представлены и в ходе рассмотрения дела.
Комиссия по рассмотрению дела считает, что ИП "Nik Pro" имел возможность для представления сведений (информации) по запросу Комиссии, однако не принял необходимых и достаточных мер по их представлению, в связи с чем можно сделать вывод о том, что ИП "Nik Pro" своими отказами в представлении сведений (информации) нарушил положения пункта 13 Протокола.
В рамках рассмотрения дела ИП "Nik Pro" обеспечена возможность реализации всех прав, предусмотренных пунктом 13 Порядка рассмотрения дел. Кроме того, у него запрошены пояснения по данному делу, а также позиция о согласии или несогласии с фактом нарушения положений пункта 13 Протокола. Однако ИП "Nik Pro" не представил пояснений по данному делу, а также позицию о согласии или несогласии с фактом наличия в его действиях нарушения положений пункта 13 Протокола.
Представитель ИП "Nik Pro" принял участие в одном из заседаний комиссии по рассмотрению дела. Позиций, отзывов по делу, ходатайств о переносе даты заседания комиссии по рассмотрению данного дела представитель ИП "Nik Pro" не представил.
Информация об уважительной причине неучастия в остальных заседаниях комиссии по рассмотрению дела ИП "Nik Pro" и (или) его представителями не представлена.
Обстоятельств, препятствующих представлению ИП "Nik Pro" запрошенных Комиссией сведений (информации), не выявлено.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая намеренное непредставление информации, необходимой для проведения оценки состояния конкуренции на трансграничном рынке, и неоднократное игнорирование уведомлений Комиссии об ответственности за непредставление сведений (информации), комиссия по рассмотрению дела полагает, что вина ИП "Nik Pro" нашла подтверждение, а его отказы в представлении сведений (информации) верно квалифицированы как нарушающие положения пункта 13 Протокола.
Согласно подпункту 5 пункта 16 Протокола Комиссия в соответствии с Методикой расчета и порядком наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 118 (далее – Методика расчета и порядок наложения штрафов, налагает штрафы за непредставление в Комиссию сведений (информации), предусмотренных разделом XVIII Договора и Протоколом, в том числе за непредставление сведений (информации) по требованию Комиссии, на физических лиц – в размере от 10 000 до 15 000 российских рублей, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – в размере от 10 000 до 60 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от 150 000 до 1 000 000 российских рублей.
ИП "Nik Pro" не представил в Комиссию сведения (информацию), запрошенные Комиссией, впервые. Указанное обстоятельство согласно приложению № 2 к Методике расчета и порядку наложения штрафов учитывается в качестве смягчающего ответственность при расчете размера штрафов.
Иных обстоятельств, смягчающих ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренных приложениями № 1 и 2 к Методике расчета и порядку наложения штрафов, учитываемых при расчете размера штрафов, не выявлено.