С учетом информации Евразийской экономической комиссии о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка:
1. Утвердить прилагаемый отчет о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка за 2023 год в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года и пунктом 1.4.1 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4.
2. Евразийской экономической комиссии совместно с государствами – членами Евразийского экономического союза продолжить работу по подготовке проекта распоряжения Высшего Евразийского экономического совета "О некоторых вопросах гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка" с целью его представления для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
---|---|---|---|---|
М. Григорян | И. Петришенко | С. Жумангарин | А. Касымалиев | А. Оверчук |
УТВЕРЖДЕН распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2024 г. № 26 |
ОТЧЕТ
о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка за 2023 год
1. Введение
Настоящий отчет о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 27 (далее – план гармонизации), подготовлен во исполнение пункта 3 статьи 6 Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года (далее – Соглашение о гармонизации) и пункта 1.4.1 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4.
Выполнение плана гармонизации осуществляется в рамках рабочей группы по вопросам гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в финансовой сфере при Консультативном комитете по финансовым рынкам (далее соответственно – рабочая группа по гармонизации, Консультативный комитет), а также входящих в нее 3 подгрупп по сферам финансового рынка: банковскому сектору, страховому сектору и рынку ценных бумаг.
Проведение гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) в сфере финансового рынка осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), Соглашением о гармонизации, планом гармонизации, Концепцией формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. № 20 (далее – Концепция общего финансового рынка), планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию общего биржевого пространства в рамках Евразийского экономического союза, утвержденным распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2020 г. № 159.
Отчет подготовлен в рамках проводимой Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) работы по гармонизации законодательства государств-членов в финансовой сфере на основании указанных актов Союза по состоянию на 31 декабря 2023 г.
Отчет о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка по состоянию на 31 декабря 2022 г. утвержден распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2023 г. № 18.
В указанном отчете за 2022 год были отражены основные подходы к формированию общего финансового рынка Союза (далее – общий финансовый рынок) и проведению гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка.
В состав материалов для рассмотрения на Совете Комиссии вопроса об утверждении отчета о ходе исполнения плана гармонизации предполагается включить табличную информацию, отражающую состояние исполнения пунктов плана гармонизации.
2. Подходы к работе по выполнению плана гармонизации
Гармонизация законодательства государств-членов в сфере финансового рынка проводится в рамках работы 3 подгрупп с разбивкой на ключевые этапы по 3 секторам одновременно (параллельно), но с разным временем проведения, что учитывает модели и особенности правового регулирования финансовых рынков государств-членов.
В своей деятельности подгруппы руководствуются положениями Соглашения о гармонизации, согласно которым:
предложения по гармонизации законодательства государств-членов вырабатываются Сторонами;
согласованные уполномоченными органами государств-членов предложения и сроки их имплементации утверждаются Советом Комиссии.
Утвержденные Советом Комиссии предложения имплементируются путем заключения международных договоров в рамках Союза и (или) внесения изменений в законодательство государств-членов.
При этом Комиссия координирует деятельность подгрупп по разработке предложений по гармонизации законодательства государств-членов в соответствии с планом гармонизации, а также на ежегодной основе готовит отчет и представляет его для рассмотрения Советом Комиссии.
Для реализации поставленной задачи с учетом мероприятий, определенных планом гармонизации, выбран следующий алгоритм действий подгрупп:
проводится сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов по каждому направлению плана гармонизации, выявляются сходства и различия в правовом регулировании по каждому направлению плана гармонизации;
дается оценка существенности различий с точки зрения рисков возникновения регуляторного арбитража, их критичности для общего финансового рынка и создания условий для взаимного признания лицензий;
вырабатываются и оформляются предложения по гармонизации законодательства государств-членов, сгруппированные по тематическим блокам в соответствии с планом гармонизации;
указанные предложения согласовываются на Консультативном комитете.
Предложения по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка включают в себя вопросы, регулирование которых в государствах-членах является сопоставимым (на рассматриваемый момент они гармонизированы в достаточной степени для обеспечения взаимного признания лицензий и обеспечения допуска на общий финансовый рынок, в том числе в соответствии с Концепцией общего финансового рынка), а также вопросы, требующие гармонизации законодательства.
Наличие сопоставимости регулирования законодательства государств-членов позволяет оптимизировать процесс совершенствования законодательства государств-членов, упростить процесс мониторинга законодательства государств-членов, в том числе в будущем при присоединении к Союзу новых государств.
3. Банковский сектор
Раздел I плана гармонизации, включающий в себя 28 пунктов, предусматривает 3 этапа проведения гармонизации законодательства государств-членов в банковском секторе:
первый этап – 2020 – 2021 год;
второй этап – 2021 – 2024 год;
третий этап – 2022 – 2025 год.
Работа по гармонизации законодательства велась одновременно по различным направлениям всех 3 этапов плана гармонизации.
В 2023 году проведена следующая работа:
согласован и направлен на внутригосударственное согласование проект Соглашения о стандартизированной лицензии в банковском и страховом секторах услуг в рамках Евразийского экономического союза (распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 апреля 2023 г. № 45) (далее – Соглашение о стандартизированной лицензии);
подготовлены и прошли согласование регуляторов предложения по гармонизации законодательства государств-членов в сфере допуска банков на рынок банковских услуг;
ведется сравнительный анализ законодательства государств-членов по вопросам обеспечения финансовой надежности банков, банковских групп, банковских холдингов и осуществления надзора за их деятельностью;
ведется сравнительный анализ законодательства государств-членов по вопросам гармонизации требований и процедур, направленных на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма;
согласованы на экспертном уровне и направлены финансовым регуляторам предложения по гармонизации законодательства государств-членов в сфере страхования вкладов.
В ходе реализации первого этапа осуществления гармонизации законодательства государств-членов в соответствии с планом гармонизации согласован и направлен на внутригосударственное согласование проект Соглашения о стандартизированной лицензии, целью которого является обеспечение взаимного признания стандартизированной лицензии на осуществление деятельности в банковском и страховом секторах услуг, выданной уполномоченным органом государства происхождения и позволяющей по упрощенной процедуре осуществлять учреждение (приобретение) юридического лица в форме дочерней организации банка (страховой организации) на территории государства пребывания.
В 2023 году внутригосударственные согласования по проекту Соглашения о стандартизированной лицензии завершено Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой. По состоянию на конец 2023 года информация о завершении внутригосударственного согласования проекта Соглашения о стандартизированной лицензии в Российской Федерации в Комиссию не поступала.
В ходе работы подгруппы по банковскому сектору проведен сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов, выявлены различия в регулировании и прорабатываются предложения по вопросам, требующим гармонизации, по следующим направлениям гармонизации второго и третьего этапов плана гармонизации:
основания для отказа кандидатам в назначении на ключевые должности в банке, подлежащие согласованию;
основания для отказа в согласовании сделок по приобретению акций (долей) банка и установления контроля в отношении крупных владельцев акций (долей) банка;
условия открытия дочерних иностранных банков на территории государства-члена;
условия открытия дочерних банков за пределами государства-члена;
условия открытия обособленных подразделений банков;
требования к пруденциальным нормативам: капиталу банка (собственному (регуляторному), нормативному, общему), нормативам достаточности капитала, ликвидности, ограничению концентрации риска;
основные элементы корпоративного управления в государствах-членах;
требования к организации корпоративного управления;
требования к системам управления рисками и внутреннего контроля в банке;
полномочия надзорного органа по контролю за эффективностью организации корпоративного управления в банках, контролю за рисками;
требования к организационной структуре системы управления рисками и органам управления рисками в банке.
Эксперты подгруппы по банковскому сектору подготовили предложения по гармонизации законодательства государств-членов в сфере допуска банков на рынок банковских услуг, охватывающие направления гармонизации всех этапов плана гармонизации. Предложения выработаны на основе анализа существенности различий в регулировании вопросов 9 пунктов раздела I плана гармонизации с точки зрения риска возникновения регуляторного арбитража, его критичности для общего финансового рынка и создания условий для взаимного признания лицензий. В предложения включены следующие вопросы, связанные с требованиями к созданию и лицензированию банков:
юридический статус банка и его организационно-правовые формы;
наименование банка;
банковские и иные операции, запрещенные и разрешенные виды деятельности;
требования к учредителям банка;
требования к ключевым должностям в банке;
требования к уставному и собственному капиталам;
порядок регистрации банков и условия выдачи им лицензий на проведение банковских операций;
требования к открытию обособленных подразделений банков.
В июле 2023 г. указанные предложения направлены финансовым регуляторам, а полученные затем замечания учтены. В настоящее время предложения по гармонизации законодательства в сфере допуска банков на рынок банковских услуг направлены на согласование Сторон для подготовки акта органа Комиссии. В дальнейшем они могут стать основой для подготовки международных договоров.
На основании указанного сравнительно-правового анализа законодательства государств-членов началась подготовка предложений по гармонизации законодательства в сфере обеспечения финансовой надежности банков, банковских групп, банковских холдингов и осуществления надзора за их деятельностью. В них будут рассмотрены в том числе требования к корпоративному управлению в банках, осуществлению надзора за деятельностью банков, обеспечению их финансовой надежности и отчетности.
В 2023 году продолжилась работа Экспертной группы по вопросам гармонизации законодательства в сфере страхования (гарантирования) банковских вкладов (депозитов), ликвидации, финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций на территории ЕАЭС при Консультативном комитете по финансовым рынкам Евразийской экономической комиссии. В состав Экспертной группы входят руководители и представители национальных организаций по страхованию вкладов. В 2023 году продолжена подготовка экспертных заключений по вопросам функционирования систем страхования вкладов, содержащих предложения по гармонизации законодательства государств-членов. Следующие экспертные заключения были направлены регуляторам финансового рынка с целью дальнейшей подготовки предложений по гармонизации:
порядок инвестирования средств фонда страхования вкладов (депозитов);
полномочия национальных организаций страхования вкладов (депозитов) при урегулировании несостоятельности проблемных банков;
правовая защита работников национальных организаций страхования вкладов (депозитов);
очередность удовлетворения требований застрахованных кредиторов;
планирование восстановления финансовой устойчивости и урегулирование несостоятельности банка;
возможность использования процедуры одновременной передачи обязательств по гарантируемым вкладам (депозитам) и активов банка-банкрота банку-приобретателю;
информирование общественности о системе страхования вкладов (депозитов);
отбор банков-агентов для выплаты страхового возмещения;
мандат организации по страхованию (гарантированию) вкладов (депозитов)";
страхование трансграничных вкладов (депозитов).
Всего подготовлено и направлено регуляторам 25 экспертных заключений.
В рамках исполнения третьего этапа осуществления гармонизации в соответствии с планом гармонизации было продолжено проведение сравнительно-правового анализа законодательства государств-членов, выявление различий в регулировании и выработка предложений
по вопросам гармонизации требований и процедур, направленных на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. В 2023 году на площадке Комиссии рассмотрены следующие вопросы, касающиеся возникновения риска регуляторного арбитража, для подготовки предложений по гармонизации требований и процедур, направленных на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма:
целевые финансовые санкции, относящиеся к противодействию финансирования терроризма;
надлежащая проверка клиента;
хранение данных;
публичные должностные лица;
банки-корреспонденты;
услуги перевода денег или ценностей;
новые технологии;
доверие мерам третьих сторон;
внутренний контроль;
зарубежные филиалы и представительства;
страны повышенного риска.
По итогам обсуждения данных вопросов было определено, что различия в законодательстве государств-членов не являются существенными с точки зрения рисков возникновения регуляторного арбитража, в связи с чем гармонизация законодательства по ним не требуется.
Таким образом, в 2023 году завершена работа экспертов по подготовке предложений по гармонизации финансового законодательства государств-членов в сфере допуска банков на рынок банковских услуг и продолжена работа по подготовке предложений по гармонизации законодательства в сфере обеспечения финансовой надежности банков, банковских групп и холдингов и осуществления надзора за их деятельностью, а также в сфере улучшения финансового состояния банка, его реорганизации, отзыва лицензии и ликвидации. Работа экспертов по направлениям первого и частично второго этапов раздела I плана гармонизации завершена.
4. Страховой сектор
План гармонизации в страховом секторе предусматривает 3 этапа выполнения:
первый этап – 2020 – 2021 год;
второй этап – 2021 – 2023 год;
третий этап – 2023 – 2025 год.
Согласно второму этапу раздела II плана гармонизации, а также отдельным пунктам третьего этапа раздела II плана гармонизации в страховом секторе осуществлялась гармонизация законодательства государств-членов по следующим вопросам:
основные понятия, используемые в законодательстве государств-членов в страховой деятельности (страховая деятельность (страховое дело), страховщик (страховая организация), перестраховщик, посредническая деятельность, страховой брокер, страховой агент, страхователь);
порядок и условия создания и лицензирования участников страхового рынка;
требования, предъявляемые при лицензировании страховой деятельности;
требования к деятельности участников страхового рынка, в том числе профессиональных участников страхового рынка;
требования к профессиональной квалификации и деловой репутации руководящих работников профессиональных участников страхового рынка;
основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности;
основания для отзыва, аннулирования, ограничения и приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности профессионального участника страхового рынка;
требования к деятельности саморегулируемых организаций на страховом рынке;
порядок и особенности реорганизации профессиональных участников страхового рынка в форме слияния, присоединения, преобразования или в иной форме;
порядок, процедуры и условия ликвидации (в том числе принудительной ликвидации), банкротства и финансового оздоровления профессиональных участников страхового рынка;
условия и порядок передачи страхового портфеля;
требования к системе корпоративного управления профессиональных участников страхового рынка.
В 2023 году экспертами Сторон был проведен сравнительно-правовой анализ требований законодательства государств-членов, предъявляемых к профессиональным участникам страхового рынка при лицензировании страховой деятельности, к профессиональной квалификации и деловой репутации руководящих работников профессиональных участников страхового рынка, аннулированию, отзыву действия лицензии на осуществление страховой деятельности профессионального участника страхового рынка, реорганизации, ликвидации профессионального участника страхового рынка.
По итогам 2023 года экспертами Сторон совместно с Комиссией в рамках подгруппы по страховому сектору рабочей группы по гармонизации выработаны следующие решения по гармонизации законодательства государств-членов в сфере страхования:
1) определены ключевые процессы, включающие в себя порядок лицензирования страховой компании;
2) определены основные требования, которые будут предъявляться к страховой организации при лицензировании страховой деятельности;
3) в отношении требований к профессиональной квалификации и деловой репутации руководящих работников профессиональных участников страхового рынка (в том числе требований к деловой репутации и финансовому положению акционеров (участников), владеющих более чем 10 процентами акций (долей), и лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников)) определен перечень лиц, на которых распространяются квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации профессиональных участников страхового рынка государств-членов для гармонизации законодательства государств-членов в части, касающейся лицензирования профессиональных участников страхового рынка.
Стороны также определили основные принципы и требования, которые будут применяться в целях оценки финансовой устойчивости учредителей, контролеров (лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться более чем 10 процентами акций (долей) страховой организации);
4) определены основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям;
5) в отношении гармонизации оснований для отзыва, аннулирования, ограничения и приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности профессионального участника страхового рынка Стороны договорились, что принятие окончательного решения будет перенесено на более поздний этап (будет рассмотрено в рамках третьего этапа осуществления гармонизации в соответствии с планом гармонизации в связи с тем, что данный вопрос необходимо рассматривать совместно с вопросом о гармонизации порядка осуществления компетентными органами государств-членов надзора за деятельностью профессиональных участников страхового рынка);
6) согласован перечень основных понятий: страховая деятельность (страховое дело), страховщик (страховая организация), перестраховщик, посредническая деятельность, страховой брокер, страховой агент, страхователь;
7) принято решение о нецелесообразности на данном этапе осуществления гармонизации по следующим вопросам:
порядок и особенности реорганизации профессиональных участников страхового рынка в форме слияния, присоединения, преобразования или в иной форме;
порядок, процедуры и условия ликвидации (в том числе принудительной ликвидации), банкротства и финансового оздоровления профессиональных участников страхового рынка;
условия и порядок передачи страхового портфеля;
порядок государственной регистрации участников страхового рынка государств-членов – государственная регистрация участников страхового рынка будет осуществляться в соответствии
с законодательством государств-членов;
8) принимая во внимание пункт 10 протокола заседания Консультативного комитета от 2 октября 2019 г. № 2-ТЖ/ККФ, эксперты Сторон согласились считать текущий уровень гармонизации требований к системе корпоративного управления на страховом рынке, устанавливаемых законодательством государств-членов на основе международных принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достаточным для формирования общего финансового рынка. В дальнейшем при необходимости по инициативе Сторон возможно повторное обсуждение данного вопроса.
Таким образом, в 2023 году рассмотрены и проанализированы все пункты, составляющие второй этап гармонизации в страховом секторе согласно разделу II плана гармонизации, в связи с чем второй этап можно считать завершенным.
Работа по реализации третьего этапа гармонизации согласно разделу II плана гармонизации продолжается. Так, из 10 пунктов, входящих в третий этап, рассмотрено 2 пункта.
Комиссией совместно с экспертами Сторон ведется работа по подготовке предложений по гармонизации законодательства государств-членов в сфере допуска страховых организаций на страховой рынок государств-членов в рамках реализации первого и второго этапов гармонизации согласно разделу II плана гармонизации.
Со Сторонами ведется работа по согласованию позиций государств-членов относительно проекта Соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав страховых историй, в рамках Союза, целью заключения которого является определение порядка обмена сведениями, входящими в состав страховых историй, и использования данной информации в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков и формирования общего финансового рынка в рамках Союза, обеспечения равных прав и возможностей для потребителей финансовых услуг и наличия доступного инструмента (ресурса) для поставщиков финансовых услуг.
5. Сектор рынка ценных бумаг
В соответствии с разделом III плана гармонизации в секторе услуг на рынке ценных бумаг предусматривается 3 этапа его реализации:
первый этап – 2020 – 2023 год;
второй этап – 2021 – 2025 год;
третий этап – 2024 – 2029 год.
Гармонизация законодательства государств-членов на рынке ценных бумаг в 2023 году осуществлялась по следующим направлениям, предусмотренным первым этапом, а также отдельными пунктами второго (1 пункт) и третьего (2 пункта) этапов осуществления гармонизации в соответствии с планом гармонизации:
гармонизация основных понятий, относящихся к рынку ценных бумаг, определение видов деятельности на рынке ценных бумаг, организационно-правовых форм участников рынка ценных бумаг – рыночных посредников, инфраструктурных организаций и учетных институтов (далее – участники рынка ценных бумаг), классификация ценных бумаг и финансовых инструментов;
определение перечня органов управления и должностных лиц участников рынка ценных бумаг, к которым предъявляются требования к квалификации и деловой репутации;
гармонизация требований:
к рыночным посредникам, в том числе к порядку формирования уставного капитала, собственным средствам, иным экономическим показателям, методике их расчета;
к деловой репутации акционеров (участников, учредителей) участников рынка ценных бумаг и лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников, учредителей) участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по управлению активами клиентов либо услуги номинального держателя, а также к квалификации и деловой репутации должностных лиц участников рынка ценных бумаг и лиц, входящих в органы управления участников рынка ценных бумаг;
к системам учета прав на ценные бумаги и учетным институтам;
к центральному контрагенту, клиринговым организациям на рынке ценных бумаг;
к организатору торговли (бирже) на рынке ценных бумаг;
к центральному депозитарию, расчетному депозитарию;
к деятельности участников рынка ценных бумаг, в том числе к раскрытию и представлению документов и информации, системе управления рисками, системе внутреннего контроля и аудита, системе внутреннего учета;
к деловой репутации акционеров (участников, учредителей) участников рынка ценных бумаг и лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников, учредителей), квалификации и деловой репутации лиц, входящих в органы управления участников рынка ценных бумаг, квалификации должностных лиц участников рынка ценных бумаг;
к системе корпоративного управления участников рынка ценных бумаг и эмитентов.
По итогам 2023 года экспертами Сторон совместно с Комиссией в рамках подгруппы по рынку ценных бумаг рабочей группы по гармонизации:
1) проведен верхнеуровневый сравнительно-правовой анализ требований к рыночным посредникам (брокерам) на рынке ценных бумаг, устанавливаемых законодательством государств-членов по основным аспектам брокерской деятельности, в том числе финансовых требований, требований к системам управления рисками и внутреннего контроля, требований к руководителям, персоналу, учредителям, акционерам, участникам, бенефициарам брокера и их квалификации и деловой репутации, требований к структуре брокера, требований к работе с клиентами и средствами клиентов, требований к программному обеспечению, требований к взаимодействию с уполномоченным органом и к отчетности, требований к раскрытию информации.
На основании проведенного анализа с учетом принципов регулирования деятельности рыночных посредников на рынке ценных бумаг, сформулированных Международной организацией комиссий по ценным бумагам, подготовлены следующие проекты перечней предложений по гармонизации законодательства государств-членов:
в части основных понятий, видов деятельности и институтов на рынке ценных бумаг;
в части требований к рыночным посредникам (брокерам) на рынке ценных бумаг.
В дальнейшем на основе указанных перечней предложений по гармонизации будет возможна разработка международного договора, в котором будут закреплены требования к участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность на общем финансовом рынке Союза.
При этом Стороны согласились, что на текущем этапе гармонизации с учетом положений Концепции общего финансового рынка, а также исходя из задач, установленных планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию общего биржевого пространства в рамках Евразийского экономического союза, утвержденным распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2020 г. № 159, уровень гармонизации требований к должностным лицам, работникам, учредителям, акционерам (участникам) брокера, лицам, осуществляющим контроль в отношении акционеров (участников, учредителей) брокера, к квалификации и деловой репутации указанных лиц, установленных законодательством государств-членов, является достаточным.
В рамках выработки подходов к допуску брокеров на общий финансовый рынок без дополнительного учреждения (лицензирования) государства-члены продолжат работу по гармонизации требований к должностным лицам, работникам, учредителям (акционерам, участникам) брокеров (материнских компаний брокеров) в соответствии с планом гармонизации;
2) проведен сравнительный анализ требований к функционированию учетной, расчетной и торговой инфраструктуры рынка ценных бумаг (требования к системам учета прав на ценные бумаги, учетным институтам (на примере депозитариев), центральному и расчетному депозитариям, организатору торговли (бирже), клиринговой организации и центральному контрагенту, устанавливаемых законодательством государств-членов.
Проанализированы общие требования к осуществлению деятельности учетных институтов (депозитариев), центральных депозитариев, расчетных депозитариев, организаторов торговли (бирж), клиринговых организаций, центральных контрагентов, устанавливаемые законодательством государств-членов, в том числе следующие требования: к размеру собственных средств, их составу и качеству, наличию специального оборудования и программного обеспечения, выполнению лицами, осуществляющими указанные виды деятельности, пруденциальных нормативов, системе обеспечения контроля рисков, должностным лицам, работникам, учредителям, акционерам, бенефициарам и лицам, осуществляющим контроль в отношении акционеров, их квалификации и деловой репутации, специальные требования к работе с клиентами и средствами клиентов.
Законодательство государств-членов дополнительно проанализировано в отношении систем учета прав на ценные бумаги, правил осуществления депозитарной деятельности и деятельности учетных институтов, клиринговых организаций и организаторов торговли.
На основании проведенного сравнительно-правового анализа с учетом принципов регулирования деятельности рыночных посредников на рынке ценных бумаг, принципов регулирования организованного рынка ценных бумаг, а также принципов для инфраструктур финансового рынка, сформулированных Международной организацией комиссий по ценным бумагам, осуществляется подготовка предложений по гармонизации законодательства государств-членов в части требований к системам учета прав на ценные бумаги, учетным институтам, центральному и расчетному депозитариям, организатору торговли (бирже), клиринговой организации, центральному контрагенту на рынке ценных бумаг;
3) признано нецелесообразным проведение гармонизации организационно-правовых форм участников рынка ценных бумаг и Сторонами принято решение гармонизировать требования, предъявляемые к осуществлению видов деятельности на рынке ценных бумаг;
4) рассмотрен вопрос о гармонизации требований к системе корпоративного управления участников финансового рынка. Принимая во внимание пункт 10 протокола заседания Консультативного комитета от 2 октября 2019 г. № 2-ТЖ/ККФ, эксперты Сторон согласились считать текущий уровень гармонизации требований к системе корпоративного управления на рынке ценных бумаг, устанавливаемых законодательством государств-членов на основе международных принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достаточным для формирования общего финансового рынка. В дальнейшем при необходимости по инициативе Сторон возможно повторное обсуждение данного вопроса.
Таким образом, в 2023 году рассмотрены и проанализированы все пункты, составляющие первый этап гармонизации на рынке ценных бумаг согласно разделу III плана гармонизации, в связи с чем первый этап гармонизации можно считать завершенным. Реализация второго и третьего этапов гармонизации согласно плану гармонизации продолжается. Так, из 8 пунктов, входящих во второй этап, рассмотрен 1 пункт, из 14 пунктов, входящих в третий этап, рассмотрено 2 пункта.
Комиссия совместно с экспертами Сторон продолжает работу по подготовке перечней предложений по гармонизации законодательства государств-членов в рамках первого и второго этапов гармонизации, а также отдельных пунктов третьего этапа гармонизации согласно разделу III плана гармонизации.
6. Общее биржевое пространство
Одним из важных направлений формирования общего финансового рынка Союза является построение общего биржевого пространства в рамках Союза.
В 2023 году Комиссией совместно со Сторонами велась работа над разработкой следующих документов:
1) проект Соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства-члена Евразийского экономического союза к участию в организованных торгах бирж (организаторов торговли) других государств-членов, одобренный распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 апреля 2023 г. № 56, целью которого является предоставление права биржам государств-членов признавать лицензии брокеров и дилеров, выданные уполномоченными органами государств-членов, и обеспечивать им возможность непосредственного участия в торгах для заключения договоров купли-продажи ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Указанный проект соглашения направлен в государства-члены для проведения внутригосударственного согласования. Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика завершили внутригосударственное согласование. По состоянию на конец 2023 года информация о завершении внутригосударственного согласования данного проекта соглашения в Российской Федерации в Комиссию не поступала;
2) проект Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах Евразийского экономического союза, одобренный распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 25 ноября 2022 г. № 46, целью которого является обеспечение трансграничного допуска ценных бумаг из котировального списка высшей категории к размещению и обращению на организованных торгах в других государствах-членах, а также обеспечение свободы эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами на общем биржевом пространстве Союза, условий для роста ликвидности биржевых рынков и укрепление торгового и инвестиционного сотрудничества.
Указанный проект соглашения направлен в государства-члены для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания. Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Российская Федерация завершили внутригосударственные процедуры. Республика Казахстан завершает процесс проведения внутригосударственных процедур.
Работа над вышеназванными соглашениями будет продолжена.