В целях реализации пункта 6 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийский межправительственный совет решил:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года.
2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить реализацию Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года, утвержденных настоящим Решением.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Члены Евразийского межправительственного совета:
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
---|
УТВЕРЖДЕНЫ Решением Евразийского межправительственного совета от 1 октября 2024 г. № 2 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года
I. Общие положения
Настоящие Основные направления разработаны в соответствии со статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), являются среднесрочным стратегическим документом и определяют задачи, направления, механизмы, инструменты (мероприятия), приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) по перечню согласно приложению № 1, относящиеся к обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой переработки), и перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены).
Настоящие Основные направления не распространяются на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и продуктов нефтепереработки, производство вооружения и боеприпасов, производство пищевой и табачной продукции, а также снабжение энергетическими ресурсами.
Достижение целей, установленных пунктом 3 статьи 92 Договора, и развитие промышленного сотрудничества в период до 2030 года с учетом полученных результатов и текущего уровня промышленного сотрудничества в рамках Союза, а также национальных приоритетов развития государств-членов потребуют решения следующих задач:
стимулирование опережающего роста промышленного производства в государствах-членах на основе использования потенциала внутреннего рынка Союза;
объединение усилий по локализации на территориях государств- членов совместного производства в приоритетных для них направлениях;
укрепление кооперационного взаимодействия в промышленной сфере;
развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, в том числе совершенствование инструментов финансовой поддержки указанных проектов;
устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза;
содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов;
создание условий для формирования евразийских компетенций по актуальным направлениям технологического развития;
повышение конкурентоспособности совместно произведенной промышленной продукции и содействия ее экспорту на рынки третьих стран;
развитие сотрудничества в сфере:
"зеленых" технологий;
повышения экологичности промышленных производств;
рационального использования природных ресурсов;
инновационного и технологического развития промышленного производства государств-членов;
цифровой трансформации промышленности.
В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают проведение промышленной политики в рамках Союза в соответствии с правом Союза.
Реализация настоящих Основных направлений не должна препятствовать разработке, формированию и реализации политики государств-членов в промышленной сфере.
II. Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза
Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза определяют подходы к проработке вопросов и реализации соответствующих проектов при взаимодействии государств-членов.
Можно выделить следующие основные направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза до 2030 года.
Направление 1. Использование потенциала внутреннего рынка Союза
Для развития в рамках Союза кооперационных связей, устранения барьеров, локализации совместных производств, вовлечения малых и средних промышленных предприятий в производственные цепочки в рамках Союза будет наиболее полно и эффективно задействован имеющийся потенциал внутреннего рынка Союза с использованием возможностей региональной экономической интеграции.
В частности, использование потенциала внутреннего рынка Союза будет направлено на:
развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов и формирование производственных цепочек в приоритетных видах экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Союза;
реализацию механизма взаимного информирования государств- членов о национальных промышленных политиках в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза, по перечню согласно приложению № 2 в соответствии с порядком согласно
развитие и локализацию совместного производства на территориях государств-членов в приоритетных для них направлениях;
развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности;
проработку вопросов, касающихся устранения барьеров и максимального сокращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза;
содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов.
Направление 2. Развитие промышленно-технологического сотрудничества в рамках Союза
В сфере промышленно-технологического сотрудничества в рамках Союза будет осуществляться взаимодействие государств-членов по вопросам технологического прогнозирования, внедрения инноваций в технологические процессы промышленного производства, масштабного использования цифровых технологий. Требуется также предпринять совместные усилия по созданию условий для формирования евразийских компетенций по актуальным для государств-членов направлениям технологического развития.
Указанные задачи будут решаться путем:
технологического прогнозирования в рамках Союза;
осуществления сотрудничества в сфере "зеленых" технологий и повышения экологичности промышленных производств;
взаимодействия в сфере:
развития индустриально-инновационной инфраструктуры;
цифровой трансформации промышленности и использования возможностей интегрированной информационной системы Союза.
Направление 3. Развитие сотрудничества на экспортных рынках
Одним из основных ориентиров для создания условий, благоприятствующих созданию новых и диверсификации действующих производств, является расширение рынков сбыта продукции за пределы государств-членов. Данное направление требует задействования инструментов, способствующих позиционированию совместно произведенной продукции на рынках третьих стран, постоянного диалога на международном уровне, а также развития промышленного сотрудничества в рамках торговых соглашений, заключаемых между государствами-членами и третьими странами.
Указанные задачи будут реализованы путем:
взаимодействия по вопросам развития промышленного сотрудничества с третьими странами с учетом Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза;
взаимодействия в сфере продвижения совместно произведенной промышленной продукции государств-членов на рынки третьих стран.
Аналитическое сопровождение реализации настоящих Основных направлений осуществляется с учетом индикаторов по перечню согласно приложению № 4, а также с учетом плана мероприятий по информационно-аналитическому сопровождению реализации настоящих Основных направлений согласно приложению № 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года |
ПЕРЕЧЕНЬ
приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
1. Авиастроение.
2. Автомобилестроение.
3. Машиностроение в водородной энергетике.
4. Машиностроение в возобновляемой энергетике и системах накопления энергии.
5. Железнодорожное машиностроение.
6. Космические технологии.
7. Легкая промышленность.
8. Мебельная промышленность.
9. Металлургическая промышленность.
10. Нефтегазовое машиностроение.
11. Обработка древесины и производство изделий из дерева.
12. Производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры.
13. Производство строительных материалов.
14. Производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги.
15. Специализированное машиностроение (сельскохозяйственное машиностроение; машины и оборудование для производства пищевых продуктов и напитков; строительно-дорожное машиностроение, включая землеройные машины, машины для строительства и содержания дорог, машины для транспортировки строительнодорожных материалов, подъемно-транспортные машины, машины и оборудование для производства строительных материалов; машины и оборудование для горных работ; лесная техника; аэродромная техника; пожарная техника, коммунальные машины; мусоросортировочная техника, прицепная техника и надстройки на шасси; мотоциклетная техника; техника повышенной проходимости; портовая техника; складская техника, а также другие машины и оборудование, не включенные в вышеперечисленные группы).
16. Радиоэлектронная промышленность (в том числе производство вычислительной, электронной и оптической техники и микроэлектроники).
17. Станкостроение.
18. Судостроительная промышленность.
19. Тяжелое машиностроение.
20. Фармацевтическая промышленность и производство медицинских изделий.
21. Химическая промышленность.
22. Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность.
23. Ювелирная промышленность.
24. Машиностроение в сфере ядерных и радиационных технологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года |
ПЕРЕЧЕНЬ
чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
Наименование позиции |
Код |
I. Автомобилестроение
II. Производство резиновых и пластмассовых изделий
Шины автомобильные | из 4011 |
III. Легкая промышленность
IV. Металлургическая промышленность
Стальной прокат |
7208-7217, |
Трубы стальные | 7303 00-7306 |
V. Промышленность строительных материалов
Стекло | 7002 - 7004, 7006 00, 7007 |
Стекловолокно и стеклоткани | 7019 |
Керамические плиты и плитки | из 6907 |
Цемент | из 2523 |
Кирпичи строительные, блоки для полов, камни керамические несущие или для заполнения балочных конструкций и аналогичные изделия из керамики | 6904 |
Санитарно-технические изделия из керамики | 6910 |
Стекло термически полированное и стекло со шлифованной или полированной поверхностью, в листах, имеющее или не имеющее поглощающий, отражающий или неотражающий слой, но не обработанное иным способом | 7005 |
Зеркала стеклянные, в рамах или без рам, включая зеркала заднего обзора | 7009 |
Стеклопакеты | 7008 00 |
VI. Производство электрического оборудования
Холодильники и морозильники бытовые | 8418 |
Машины стиральные бытовые | 8450 |
Лампы накаливания и светодиодные лампы | из 8539 |
VII. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства
Тракторы гусеничные и колесные | из 8701 |
Комбайны зерноуборочные | из 8433 |
Машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы | из 8432 |
VIII. Производство прочего транспортного оборудования
Цельнокатаные колеса для железнодорожного подвижного состава | из 8607 |
IX. Продукция из дерева и бумаги
Плиты древесно-стружечные | 4410 |
Плиты древесно-волокнистые | 4411 |
Фанера | |
Лесоматериалы | 4401,4403 |
______________________________________
* Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться наименованием вида продукции, коды TH ВЭД ЕАЭС приведены в справочных целях.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года |
ПОРЯДОК
взаимного информирования государств - членов Евразийского экономического союза и проведения консультаций в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 .мая 2014 года в целях взаимного учета позиций государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза (далее - чувствительные товары), и определяет сроки и последовательность действий уполномоченных в области разработки нормативных правовых актов по вопросам реализации национальной промышленной политики органов государственной власти государств- членов (далее - уполномоченные органы) и Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) при проведении консультаций в отношении чувствительных товаров (далее - консультации) и взаимном информировании государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики (далее - взаимное информирование).
2. По предложению государства-члена и с согласия остальных государств-членов проведение консультаций и взаимное информирование могут осуществляться в отношении товаров, не включенных в перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от 2024 г. № ).
3. Проведение консультаций и взаимное информирование не препятствуют осуществлению государствами-членами внутригосударственного согласования проектов нормативных правовых актов и принятию ими таких актов.
Для целей настоящего Порядка под нормативными правовыми актами (проектами актов) понимаются нормативные правовые акты государств-членов в сфере промышленности, акты органов государственной власти государств-членов (проекты таких актов), государственные и ведомственные программы (проекты таких программ) по вопросам реализации национальной промышленной политики.
4. При организации проведения консультаций и взаимном информировании государствами-членами и Комиссией при наличии технической возможности используются оперативные каналы связи (электронная почта, факсимильная связь).
II. Проведение консультаций
5. Консультации проводятся по предложениям уполномоченных органов.
Комиссия по согласованию с государствами-членами может инициировать проведение консультаций в случае, если в отношении нормативных правовых актов (проектов актов) государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка.
6. Предложения о проведении консультаций направляются в Комиссию уполномоченным органом не позднее 20 рабочих дней до предлагаемой даты проведения консультаций.
7. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения предложения о проведении консультаций направляет соответствующую информацию в уполномоченные органы других государств-членов с указанием предлагаемой даты, места и формата проведения консультаций.
8. Уполномоченные органы в течение 7 рабочих дней со дня получения информации от Комиссии информируют Комиссию о согласовании предложения о проведении консультаций либо направляют свои предложения о проведении консультаций, а также информацию об участниках консультаций.
9. Информационное сопровождение консультаций (составление проекта протокола, рассылка информации о позициях государств- членов) осуществляется Комиссией.
10. Консультации могут проводиться в рамках Консультативного комитета по промышленности и (или) на площадке Комиссии.
Проведение консультаций может осуществляться путем проведения заседания как в очном формате, так и в формате видеоконференции.
11. При проведении консультаций в формате видеоконференции организация видео-конференц-связи обеспечивается уполномоченными органами и Комиссией самостоятельно.
12. В консультациях могут принимать участие:
а) от государств-членов - представители уполномоченных органов и иных заинтересованных органов, а также по приглашению уполномоченных органов - представители бизнес-сообществ, организаций-производителей и потребителей промышленной продукции, ассоциаций и иных объединений производителей и потребителей;
б) от Комиссии - представители департамента, к компетенции которого относятся вопросы промышленной политики, а также иных заинтересованных департаментов Комиссии.
13. По итогам проведения консультаций составляется протокол, который направляется государствам-членам в течение 5 рабочих дней с даты проведения консультаций.
14. По предложению государства-члена в ходе консультаций может быть рассмотрен вопрос о разработке и внесении в Комиссию заинтересованным государством-членом соответствующего проекта акта органа Союза.
15. Расходы, связанные с проведением консультаций, осуществляются государствами-членами и Комиссией самостоятельно.
III. Взаимное информирование
16. Государства-члены обеспечивают информирование уполномоченными органами Комиссии о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров путем направления проектов нормативных правовых актов, а также информации о них по форме согласно приложению.
17. Проекты нормативных правовых актов и информация о них направляются уполномоченными органами в Комиссию после согласования этих проектов нормативных правовых актов с заинтересованными органами государственной власти государств- членов, а проекты нормативных правовых актов, не требующих согласования с другими органами государственной власти государств- членов, и информация о них - после проведения внутриведомственного согласования.
18. Комиссия обеспечивает направление поступивших от уполномоченного органа проекта нормативного правового акта и информации о нем в уполномоченные органы других государств- членов в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Комиссию указанных проекта и информации, а также вносит поступившие от уполномоченного органа проекты нормативных правовых актов и информацию о них в реестр нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров, размещенный в закрытом доступе на портале промышленности на официальном сайте Союза.
19. Уполномоченные органы направляют в Комиссию замечания и предложения по поступившему проекту нормативного правового акта (при наличии) не позднее 20 рабочих дней со дня получения ими проекта акта и информации о нем или не позднее 20 рабочих дней со дня внесения проекта нормативного правового акта в реестр, указанный в пункте 18 настоящего Порядка.
20. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченных органов замечаний и предложений по поступившему проекту нормативного правового акта представляет их в уполномоченный орган, представивший этот проект, который рассматривает их и не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений представляет в Комиссию информацию о результатах их рассмотрения.
21. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 20 настоящего Порядка, направляет ее в уполномоченные органы других государств-членов.
22. Информирование Комиссии и государств-членов о проектах нормативных правовых актов не препятствует прохождению процедуры внутригосударственного согласования и принятию этих актов государством-членом.
ФОРМА
взаимного информирования государств - членов Евразийского экономического союза в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
Наименование проекта нормативного правового акта | Товары (отрасль), в отношении которых будет применяться нормативный правовой акт | Срок разработки, планируемая дата принятия нормативного правового акта | Цель принятия нормативного правового акта | Описание мер промышленной политики, предусмотренных проектом нормативного правового акта | Срок действия нормативного правового акта | Дополнительная информация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
______________________________________
* Указываются имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа государственной власти государства - члена Евразийского экономического союза статистические данные по товару (отрасли), а также оценка влияния на отрасль мер, предусмотренных проектом нормативного правового акта, и иная информация.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года |
ПЕРЕЧЕНЬ
индикаторов развития промышленности и кооперационного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
I. Индикаторы роста и структуры промышленного производства
1. Темпы роста промышленного производства в целом и в обрабатывающей промышленности в частности в сопоставимых ценах
2. Объемы производства промышленных товаров в целом и товаров обрабатывающей промышленности в частности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) в отчетном периоде
3. Доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленности по валовой добавленной стоимости
4. Доля валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте государств-членов
5. Доля видов экономической деятельности высокого технологичного уровня в объеме производства товаров обрабатывающей промышленности
6. Темпы роста обрабатывающей промышленности государств- членов в сопоставимых ценах в сравнении с динамикой мировой обрабатывающей промышленности
7. Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к предыдущему году
8. Отношение инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности к ВВП
II. Индикаторы эффективности работы обрабатывающей промышленности государств-членов
1. Производительность труда по валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности государств-членов в сравнении с мировым уровнем производительности труда в обрабатывающей промышленности
2. Темпы роста производительности труда по валовой добавленной стоимости в промышленности в целом и в обрабатывающей промышленности в частности
3. Удельные инвестиции на одного среднесписочного работника
III. Индикаторы использования потенциала рынка промышленных товаров в рамках Союза
1. Изменение доли товаров обрабатывающей промышленности государств-членов на рынке промышленных товаров в рамках Союза в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (показатель рассчитывается по обрабатывающей промышленности в целом и в разрезе отдельных видов деятельности)
2. Доля импорта (промежуточного потребления) в стоимости произведенных товаров обрабатывающей промышленности государств- членов в отчетном периоде
IV. Индикаторы внешней торговли
1. Объем и темпы роста экспорта товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны
2. Отношение экспорта товаров обрабатывающей промышленности в третьи страны к объему производства промышленных товаров в государствах-членах
3. Доля товаров по видам экономической деятельности высокого технологичного уровня в экспорте товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны
4. Доля экспорта товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны в общем объеме мирового экспорта
V. Индикаторы кооперационного сотрудничества
1. Объем и темпы роста кооперационных поставок между государствами-членами
2. Объем и темпы роста кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами
3. Индекс производственной кооперации промышленности государств-членов, определенный как отношение объемов кооперационных поставок между государствами-членами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов
4. Объемы накопленных взаимных прямых инвестиций в рамках Союза
5. Индекс вовлеченности в глобальные мировые цепочки, определенный как отношение объема кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года |