Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда: Абдрахманова С.С., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова X.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Зацепиной Т.Н., представителя Исполнительного Секретариата Кораблева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств о толковании,
УСТАНОВИЛ :
Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств в своем запросе просит Экономический Суд дать толкование о сфере применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года: распространяется ли оно на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров. В обоснование запроса приводится ряд документов, свидетельствующих о неоднозначном понимании субъектами исполнения положений указанного Соглашения.
Заслушав судью-докладчика Вылкова И.К., представителя Исполнительного Секретариата Содружества Кораблева В.А., проанализировав заключение Генерального советника Экономического Суда Зацепиной Т.Н., изучив имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора; при этом для целей толкования договора контекст охватывает любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора (статья 31).
В преамбуле Соглашения от 15 мая 1992 года указывается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В развитие указанных соглашений в преамбуле Соглашения от 15 мая 1992 года подтверждено намерение государств-участников Содружества сотрудничать в области социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в широком смысле (в обеспечении пенсиями, пособиями, предоставлении льгот, преимуществ и т.п.).
Учитывая, что Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривало регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих до заключения специального соглашения по данному вопросу (статья 2), применительно к предмету толкования основополагающими следует признать Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года.
Согласно статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Таким образом, основными объектами регулирования Соглашения от 15 мая 1992 года, непосредственно в нем названными, являются пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей и обязательное государственное страхование военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств.
Положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, будучи реализованными в соответствующих законодательных и нормативных актах государств-участников Соглашения, как правило, не вызывают коллизий в процессе их применения. В частности, на территории Российской Федерации данные вопросы регулируются: в области обеспечения пенсиями - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", в области обеспечения пособиями по обязательному государственному страхованию - Инструкцией об организации обязательного государственного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 285); на территории Республики Беларусь, соответственно, - Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел" и Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992 года "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем Суд отмечает, что приведенные положения Соглашения от 15 мая 1992 года имеют существенное значение и при определении сферы применения этого Соглашения в части распространения его действия на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.
Базисным в этом смысле является принцип сохранения прежнего уровня прав и льгот за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, а также членами их семей, проживающими на территории государств-участников Содружества. Упомянутый в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года применительно к пенсиям он имеет более широкое значение, судя по содержанию статей 1 и 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, определяющих данный принцип.
В соответствии с частью первой статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территорий государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Данная норма применима ко всему комплексу установленных ранее прав и льгот для военнослужащих и членов их семей в области социальной защиты и, в частности, относится к обеспечению пенсиями и пособиями, которые ранее были определены соответствующими нормативными актами. Этот вывод подтверждается частью второй статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года, где говорится о недопустимости одностороннего ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Исполнение этого обязательства предполагает установление на территориях государств-участников Содружества тех социальных выплат для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые имели место в период существования СССР.
Согласно статье 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе следующие права: получать пенсию; пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения.
Выражение "и другими видами социального обеспечения" означает, по мнению Суда, что объектом регулирования указанного Соглашения являются также пособия, предусмотренные законодательством государств-участников Содружества как вид социального обеспечения.
Таким образом, руководствуясь статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, исходя из текста преамбулы и статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, содержания статей 1 и 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, а также контекста выражения "и другие виды социального обеспечения", Суд пришел к выводу о прямой связи толкуемого Соглашения с Соглашением от 14 февраля 1992 года, что, в свою очередь, предопределяет положительный ответ на вопрос о том, распространяется ли Соглашение от 15 мая 1992 года на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.
При определении сферы применения Соглашения от 15 мая 1992 года в данной области необходимо учитывать также общие принципы назначения и выплаты пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров, существовавшие в законодательстве Союза ССР и воспринятые национальным законодательством государств-участников Содружества.
Анализ нормативных актов бывшего Союза ССР, а также государств-участников Содружества в рассматриваемой сфере отношений свидетельствует, что размер пособий членам семей умерших военных пенсионеров (единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение) зависит от размера пенсии лица, уволенного с военной службы.
Так, например, выполняя обязательства, принятые ими по Соглашению от 14 февраля 1992 года, правительства Российской Федерации и Республики Беларусь специальными постановлениями сохранили на территории своих государств единовременное пособие семьям умерших военных пенсионеров, а также пособие на погребение умерших пенсионеров из числа военнослужащих, ранее предусматривавшиеся постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" (пункты 9, 10 и 12).
В Российской Федерации названные виды пособий предусмотрены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (пункты 21 - 23). В Республике Беларусь аналогичный вид пособия установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 года N 432 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям" (пункты 14 - 16). При этом и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь пособие по случаю смерти кормильца установлено, как и в бывшем Союзе ССР, в размере трехмесячной и месячной (для жен) и месячной (для нетрудоспособных членов семьи) пенсии кормильца (военного пенсионера); пособие на погребение - в размере месячной (в Республике Беларусь) и двухмесячной (в Российской Федерации) пенсии умершего пенсионера из числа военнослужащих.
Следовательно, названные пособия производны от пенсии лица, уволенного с военной службы, и не могут существовать отдельно, независимо от нее. Государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года, договариваясь о пенсионном обеспечении военнослужащих, не могли не осознавать этой взаимосвязи, поэтому правомерно предположить, что у них не было намерения отказаться от единовременного пособия членам семей умерших военных пенсионеров или установить ограничения в этой части.
Вышеизложенное дает основание полагать оправданным распространение действия Соглашения от 15 мая 1992 года на пособия, размеры которых устанавливаются исходя из размера пенсии лица, уволенного с военной службы: на единовременное пособие членам семей умерших военных пенсионеров, пособие на погребение умерших пенсионеров из числа военнослужащих.
Принимая во внимание приведенные выводы и исходя из того, что выплата пособий семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих подпадает под действие Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд считает необходимым констатировать, что данные пособия назначаются, будучи производными от пенсии лица, уволенного с военной службы, на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством государства-участника, в соответствии с которым выплачивалась пенсия указанному лицу ко дню его смерти (в соответствии со статьей 1 Соглашения).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 13.4, 13.5, 13.7, а также пунктом 8.55 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
РЕШИЛ :
По запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств дать следующее толкование.
Сфера применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года охватывает непосредственно обеспечение военнослужащих государств-участников Содружества и членов их семей пенсиями, а также пособиями по обязательному государственному страхованию.
Названное Соглашение , принятое в развитие Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, распространяется также на выплату пособий членам семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих (в частности, единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение), размеры которых зависят от размера пенсии лица, уволенного с военной службы. Указанные пособия назначаются на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года, в соответствии с которым выплачивалась пенсия лицу, уволенному с военной службы, ко дню его смерти.
Копию решения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств и государствам-участникам Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также для сведения в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза и государствам-участникам Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Председатель Л.А. Дашук