О решении Экономического суда СНГ от 15 сентября 1997 года N 01-1/2-97
НовыйСодружество Независимых Государств Письмо от 2 июня 1999 года
- Текст
- Официальная публикация
- Информация
- История изменений
- Ссылки
- Скачать
- Комментарии
- Прочее
По мнению Договорно-правового управления Министерства необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 года не может рассматриваться как обязательное толкование Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. По своему регламенту Суд не может принимать к рассмотрению или разрешению споры и давать толкование, если Соглашением, как в данном случае, предусмотрена такая процедура, а именно - урегулирование споров по применению и толкованию Соглашения путем консультации Договаривающихся Сторон. Кроме того, у Договаривающихся Сторон не возникло спора по толкованию данного Соглашения, запрос был передан в Экономический Суд ведомством одного государства, не имевшим для этого достаточных полномочий.
Если говорить о существе толкования Соглашения, то Суд воспринял Таможенный союз как уже существующую реальность и не учел положения Соглашения о поэтапности создания такого Союза. Причем на первом этапе в соответствии со статьей 2 Соглашения таможенные территории сохраняются, а их объединение в единую таможенную территорию начинается только по выполнении соответствующих требований и после заключения дополнительных Соглашений, создающих условия для перехода ко 2 этапу.
В ключевом вопросе о движении товаров, выпущенных для свободного перемещения на территории одной из Сторон. Суд не принял во внимание норму принятых в СНГ основ таможенного законодательства, в соответствии с которой такие товары должны оставаться на той таможенной территории, на которой они выпущены для свободного обращения, и теряют этот статус, когда пресекают границу другой таможенной территории.
Учитывая указанное, считаем возможным поддержать позицию ГТК России и его право устанавливать таможенный досмотр и определять соответствующие сборы с товаров третьих стран, выпущенных на территории Белоруссии для свободного обращения и затем ввозимых в Российскую Федерацию.
Решение Экономического суда СНГ российские суды не могут применять, ссылаясь на него или принимать, ссылаясь на него, к рассмотрению соответствующие претензии юридических или физических лиц к ГТК России по этому вопросу, поскольку это решение не имеет никакой силы или отношения к действующему режиму российской таможенной территории в отношении Белоруссии.
Что касается общей нормы, то решения Экономического Суда СНГ касаются государств и исполняются ими путем принятия необходимых мер. Как правило, такие решения не имеют прямого действия и не могут служить основанием для применения национальными судами. Исключением является тот случай, если само соглашение предусматривает соответствующую норму в процедуру исполнения или имеется внутригосударственная норма, позволяющая подключать национальные суды к исполнению решений Экономического Суда.
Вместе с тем обращаться в Экономический Суд СНГ по вопросу пересмотра принятого им решения считаем нецелесообразным, т.к. такое обращение по существу свидетельствовало бы о нашем признании компетенции Суда в вопросе о толковании Соглашения, что, как уже отмечалось выше, не соответствовало бы процедуре, предусмотренной в Соглашении. Кроме того, такое обращение означало бы в определенной степени признание юридической значимости принятого решения, тогда как ввиду отсутствия у Экономического Суда СНГ юрисдикции по Соглашению, это решение Суда является ничтожным.
Вместе с тем можно было бы подумать об официальном извещении Суда, что его решение, с учетом изложенного, мы считаем не имеющим юридической силы Минсодружество России поддержит такую позицию в случае обращения ГТК России в Правительство Российской Федерации с соответствующими предложениями.
Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter