Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:
1. Принять Декларацию глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств (прилагается).
2. Поручить Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств разработать на основе Декларации программу действий по развитию Содружества.
Совершено в городе Москве 2 апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Грузию За Республику Узбекистан
За Республику Казахстан За Украину
За Кыргызскую Республику
________________________________
Решение подписано Республикой Армения с оговоркой: "Республика Армения считает невозможным применение положений, закрепленных в 6 абзаце на странице 3 данного проекта Декларации, в урегулировании вопроса по Нагорному Карабаху и полагает, что в основе его разрешения должно быть право народов свободно распоряжаться своей судьбой".
Решение не подписано Туркменистаном.
ДЕКЛАРАЦИЯ
глав государств-участников СНГ об основных направлениях
развития Содружества Независимых Государств
Мы, главы государств-участников Содружества Независимых Государств,
отмечая, что Содружество оказало положительное влияние на становление новых суверенных независимых государств, выбор каждым из них собственной модели экономических реформ и государственного строительства, формирование между ними качественно новых, межгосударственных отношений,
отмечая далее, что Содружество сыграло важную роль в сохранении многообразных исторических связей между народами наших стран, способствовало налаживанию равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками на новой основе,
принимая во внимание современные геополитические реалии, характеризующиеся глобализацией экономического и политического развития,
осознавая ответственность перед своими народами за скорейшее решение острых социально-экономических проблем и стремясь обеспечить им высокий уровень жизни,
будучи убежденными, что важнейшей целью Содружества является обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ООН и ОБСЕ,
подтверждая права национальных меньшинств на этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность, считая при этом, что соблюдение ими обязательств по отношению к государству проживания, наравне с остальными гражданами, равно как и соблюдение всех обязательств по отношению к национальным меньшинствам со стороны государства проживания, является существенным фактором мира, стабильности и демократии,
считая, что развитие многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, а также скорейшее вхождение государств-участников Содружества в мировое экономическое пространство отвечает их национальным интересам,
стремясь и далее использовать и всемерно развивать сложившиеся между государствами-участниками отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества,
опираясь на опыт существования СНГ и подводя итоги работы Специального межгосударственного форума по вопросам совершенствования деятельности СНГ и его реформирования,
считаем необходимым придать новый импульс развитию равноправного партнерства и сотрудничества в рамках СНГ, в первую очередь в сфере экономики, в условиях устойчивого мира, безопасности и демократии;
убеждены, что одним из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования деятельности СНГ должно быть углубление разностороннего экономического сотрудничества;
подтверждаем, что создание зоны свободной торговли СНГ является объективной необходимостью с точки зрения формирования в Содружестве полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
уверены, что создание зоны свободной торговли СНГ будет содействовать вхождению государств-участников Содружества в мировую хозяйственную систему, вступлению наших государств в ВТО, развитию сотрудничества с другими международными организациями, адаптации к нормам и требованиям соответствующих региональных и универсальных международных структур;
выражаем готовность оказывать содействие развитию в рамках СНГ частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, созданию транспортных коридоров, налаживанию инвестиционного сотрудничества, развитию сельскохозяйственного рынка, совместному участию в реализации проектов по освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, совместному выходу предприятий государств-участников СНГ на внешние рынки для оказания технического содействия третьим странам в строительстве промышленных и транспортных объектов, а также решать вопросы свободы транзита, особенно трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта;
исходим из того, что перед государствами-участниками СНГ стоят и другие актуальные проблемы, которые имеют трансграничный характер и в рамках Содружества могут быть решены их общими усилиями;
убеждены, что, добившись конкретных результатов в экономическом сотрудничестве, государства-участники СНГ смогут эффективнее взаимодействовать и в других областях, представляющих взаимный интерес;
рассматриваем в качестве одной из главных задач государств-участников Содружества повышение благосостояния граждан наших государств, обеспечение им гарантий широких прав в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культурного развития;
считаем полезной и требующей продолжения практику внешнеполитических консультаций по актуальным международным вопросам с учетом национальных интересов каждого из государств-участников СНГ;
подтверждаем приверженность скорейшему урегулированию имеющих место на территориях государств-участников Содружества вооруженных конфликтов мирными средствами с использованием механизмов и ресурсов ООН и ОБСЕ на основе неуклонного соблюдения территориальной целостности, неприкосновенности границ государств и других общепризнанных норм и принципов международного права;
выступаем за наращивание усилий в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, угрожающими стабильности и демократии в государствах-участниках СНГ, а также их безопасности;
убеждены, что важными направлениями реформирования СНГ на данном этапе должны стать активная демократизация его деятельности, совершенствование механизмов принятия решений на основе консенсуса, их реализация органами Содружества, налаживание четкого взаимодействия между ними;
исходим из того, что структура межгосударственных органов СНГ должна отвечать требованиям дальнейшего развития сотрудничества в Содружестве, обеспечивать действенный механизм переговоров и консультаций, исключать дублирование, в том числе и с существующими международными структурами, иметь высокую эффективность и обслуживаться компактными, профессиональными и экономичными секретариатами. Государства-участники подтверждают целесообразность размещения штаб-квартиры СНГ в городе Минске;
считаем необходимой в связи с этим оптимизацию расходов на содержание органов Содружества, в том числе путем сокращения численности их аппаратов и ликвидации тех органов, которые утратили свою актуальность.
Подтверждаем свою приверженность развитию дружбы и партнерства между государствами-участниками СНГ и стремление наиболее полно реализовать потенциал Содружества на благо народов наших государств. Будем углублять сотрудничество в рамках СНГ в русле общемировых тенденций, которые определяют социально-экономические процессы на рубеже XXI века.