Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при проведении боевых работ на территории Российской Федерации, прилегающей к территории Республики Казахстан.
2. Уполномочить Министра обороны Республики Казахстан Токпакбаева Сата Бесимбаевича провести переговоры с российской стороной и заключить от имени Правительства Республики Казахстан указанное Соглашение, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики казахстан
Проект
Соглашение между Правительством Республики Казахстан
и Правительством Российской Федерации о порядке
взаимодействия в случае возникновения аварий при
проведении боевых работ на территории Российской Федерации,
прилегающей к территории Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 28 марта 1994 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Настоящее Соглашение определяет обязанности Сторон в случае возникновения аварий при осуществлении боевых работ на территории Российской Федерации, прилегающей к территории Республики Казахстан, процедуры взаимного оповещения в случае аварии, а также порядок привлечения необходимых сил и средств Сторон для ликвидации последствий аварии.
Настоящее Соглашение не регулирует отношения, связанные с деятельностью военно-испытательных полигонов и комплекса "Байконур", расположенных на территории Республики Казахстан и находящихся в аренде у Правительства Российской Федерации.
Статья 2
Для целей настоящего Соглашения:
"боевые средства" означают любые неуправляемые и управляемые снаряды, ракеты, ракеты-мишени, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, неуправляемые и управляемые авиационные средства поражения, тактико-технические характеристики которых позволяют достичь территории Республики Казахстан в случае возникновения нештатных ситуаций при проведении боевых работ на территории Российской Федерации, прилегающей к территории Республики Казахстан;
"нештатные ситуации" означают возникновение неполадок в боевых средствах или наземных средствах управления (наведения) ими (их), приводящее к отклонению боевого средства от заданной траектории и падению боевого средства за пределами заданного участка территории;
"боевая работа" означает проведение боевых, учебных или испытательных стрельб, пусков, полетов, сбросов боевых средств;
"авария" означает падение боевого средства или его части на территорию Республики Казахстан при проведении боевых работ на территории Российской Федерации, прилегающей к территории Республики Казахстан, в результате возникновения нештатных ситуаций.
Статья 3
Стороны определяют уполномоченными органами по настоящему Соглашению:
от казахстанской Стороны - Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Министерство обороны Республики Казахстан;
от российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации.
При изменении названия или функций вышеназванных уполномоченных органов, Стороны будут своевременно уведомлены по дипломатическим каналам.
Статья 4
Российская Сторона для ликвидации последствий аварии привлекает следующие силы и средства:
аварийно-спасательные отряды для устранения аварийных ситуаций и проведения аварийно-спасательных работ;
специализированные лаборатории для проведения мониторинга влияния аварии боевого средства на природную среду и гигиенического контроля по трассам полета (падения) боевых средств;
силы и средства служб авиационно-космического поиска и спасения;
специализированные медико-биологические бригады быстрого реагирования;
специализированные службы оперативного прогнозирования возможных уровней загрязнения природной среды в аварийных ситуациях;
неснижаемый запас приборов и химических реактивов для ликвидации последствий аварии;
аварийно-спасательные подразделения Республики Казахстан для обеспечения безопасности при проведении боевых работ с последующей компенсацией российской Стороной фактически произведенных затрат. Порядок привлечения этих подразделений определяется соответствующими соглашениями между уполномоченными органами Сторон;
другие силы и средства, запрашиваемые казахстанской Стороной.
Российская Сторона также выплачивает казахстанской Стороне соответствующий штраф за сам факт падения на территории Республики Казахстан аварийных боевых средств, вне зависимости от нанесенного ущерба.
Статья 5
Казахстанская Сторона для ликвидации последствий аварии привлекает следующие силы и средства:
специальные аварийно-спасательные и поисково-спасательные подразделения;
противопожарные, санитарно-эпидемиологические, медицинские, ветеринарные, фитосанитарные, природоохранные и другие службы, а также правоохранительные органы;
запасы продовольствия и материальных ресурсов для устройства временного жилья и организации пунктов питания при проведении, в случае необходимости, эвакуационных мероприятий и приема лиц, которые эвакуируются из населенных пунктов, попавших в зону аварии;
другие силы и средства.
Статья 6
Конкретный состав сил и средств Сторон, привлекаемых для ликвидации последствий аварии, определяется исходя из оперативной информации уполномоченных органов Сторон о районе аварии, ее масштабах и последствиях.
Статья 7
В целях обеспечения анализа возможных последствий аварии российская Сторона предоставляет казахстанской Стороне необходимые технические данные по типам боевых средств, трассам их полета и возможным районам падения в случае аварии.
Российская Сторона по заявкам казахстанской Стороны осуществляет обучение специалистов Республики Казахстан действиям по ликвидации последствий аварии и предоставляет казахстанской Стороне необходимое техническое и методическое обеспечение.
Статья 8
В случае аварии российская Сторона приостанавливает на территории Российской Федерации, прилегающей к территории Республики Казахстан, проведение боевых работ с боевыми средствами того типа, к которому относится боевое средство, потерпевшее аварию, до выяснения причин аварии, о чем информирует казахстанскую Сторону.
Российская Сторона уведомляет казахстанскую Сторону о причинах аварии, выполнении мероприятий по обеспечению безопасности последующих боевых работ с боевыми средствами этого типа, при этом возобновление боевых работ с данными боевыми средствами осуществляется по согласованию с казахстанской Стороной.
Статья 9
В целях своевременного приведения аварийно-спасательных подразделений казахстанской Стороны в состояние готовности уполномоченный орган российской Стороны заблаговременно уведомляет уполномоченный орган казахстанской Стороны о планируемых боевых работах на территории Российской Федерации, прилегающей к территории Республики Казахстан.
Статья 10
За 8 часов до запланированного времени проведения боевых работ уполномоченные органы Сторон обмениваются информацией о готовности аварийно-спасательных подразделений Сторон.
В случае возникновения аварии уполномоченные органы российской Стороны незамедлительно оповещают уполномоченные органы казахстанской Стороны о сложившейся ситуации по существующим каналам связи.
Статья 11
В случае возникновения аварии уполномоченный орган российской Стороны незамедлительно информирует казахстанскую Сторону, формирует и не позднее 12 часов с момента возникновения аварии, по согласованию с казахстанской Стороной, направляет оперативную группу российских специалистов в район аварии для оценки обстановки, организации взаимодействия с представителями государственных органов казахстанской Стороны и выполнения первоочередных мероприятий по ликвидации последствий аварии.
В случае необходимости в согласованные с казахстанской Стороной сроки уполномоченный орган российской Стороны формирует и направляет в район аварии группу специалистов для ликвидации последствий аварии.
Стороны создают правительственные комиссии по расследованию причин и оценке последствий аварии, которые образуют совместный штаб по ликвидации ее последствий и согласовывают порядок дальнейших совместных действий.
По результатам работы правительственных комиссий подписывается совместный протокол.
Статья 12
Действия поисково-спасательных и аварийно-спасательных подразделений Сторон по оценке обстановки, включая, в частности, сбор боевых средств или их частей, медицинское обследование населения, ветеринарное обследование территорий, отбор и анализ проб объектов окружающей среды, осуществляются совместно в порядке, объемах и по методикам, согласованным правительственными комиссиями, упомянутыми в Статье 11 настоящего Соглашения. По результатам оценки последствий аварии уполномоченными представителями указанных правительственных комиссий подписываются двусторонние акты.
Определение величины материального ущерба в результате аварии производится представителями правительственных комиссий казахстанской и российской Сторон.
Статья 13
Расходы, связанные с проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии и компенсацией ущерба, включая ущерб, нанесенный окружающей среде, осуществляются российской Стороной на основании подписанных двусторонних актов оценки последствий аварии.
В указанные расходы также включаются:
обучение казахстанских специалистов и предоставление им необходимого технического и методического обеспечения;
затраты аварийно-спасательных и других подразделений Республики Казахстан, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии;
затраты, связанные с деятельностью правительственной комиссии казахстанской Стороны и казахстанской части совместного штаба.
Статья 14
Казахстанская Сторона обеспечивает доступ представителей российской Стороны к местам падения боевого средства или его части.
Статья 15
Казахстанская Сторона обеспечивает при въезде на территорию своего государства и выезде с нее представителей российской Стороны, ввозе и вывозе российского оборудования и материалов для ликвидации последствий аварии, а также вывозе на территорию российской Стороны боевых средств или их частей для определения причин аварии упрощенный пограничный и таможенный режим без взимания таможенных платежей и налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Казахстанская Сторона в приоритетном порядке предоставляет воздушные коридоры и стоянки воздушным судам российской Стороны, участвующим в ликвидации последствий аварии.
Казахстанская Сторона по письменному запросу российской Стороны обеспечивает российских специалистов, прибывших для ликвидации последствий аварии, транспортом, жильем, питанием, средствами связи с последующей компенсацией российской Стороной фактически произведенных затрат.
Статья 16
Споры относительно толкования и применения настоящего Соглашения разрешаются путем переговоров Сторон, а также Межправительственной комиссией по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Статья 17
Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых являются Республика Казахстан и Российская Федерация.
Статья 18
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься дополнения и изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.
Статья 19
Настоящее Соглашение временно применяется с даты его подписания и
вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении
Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в
силу.
Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет. Его действие
затем будет автоматически продлеваться на последующие пять лет, если ни
одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего
периода, письменно не уведомит другую Сторону о своем желании прекратить
его действие.
Совершено в городе ______ "____" ________ 2000 года в двух
экземплярах, каждый на казахском и русском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Российской Федерации
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Петрова Г.В.)