Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа "О Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Указ Президента Республики Казахстан
О Государственной программе
развития и поддержки малого предпринимательства
в Республике Казахстан на 2001-2002 годы
В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 K951000_ Конституции Республики Казахстан, в целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы.
3. Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса ежегодно, по итогам полугодия и года представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан сводный аналитический доклад о ходе реализации Программы.
4. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы
возложить на Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных
монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
г. Астана, ___________2001 г.
N _____________
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от ______________ 2001 года
N ______
Государственная Программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в Республике Казахстан на 2001-2002 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Государственная программа развития и поддержки малого
предпринимательства в Республике Казахстан на
2001-2002 годы
Основание о Постановление Правительства Республики Казахстан от
разработке 7 марта 2000 года N 367
"О Плане мероприятий
Программы по реализации программы действий Правительства
Республики Казахстан на 2000-2002 годы", п.3.11.3
Основной Агентство Республики Казахстан по регулированию
разработчик естественных монополий, защите конкуренции и
поддержке малого бизнеса
Цель программы Совершенствование политики государственной поддержки,
обеспечивающей динамичное развитие производственной
сферы малого предпринимательства
Задачи Для реализации цели Программы предусматривается
Программы решить следующие задачи:
обеспечение занятости населения;
усиление роли общественных организаций в вопросах
поддержки и защиты малого предпринимательства;
приоритетное развитие производственного сектора
малого предпринимательства;
совершенствование и развитие системы информационного
обеспечения малого предпринимательства;
постепенный переход от государственного регулирования
отдельных аспектов деятельности малого
предпринимательства к саморегулированию через
отраслевые и межотраслевые ассоциации, к созданию
системы партнерских отношений "государство -
предпринимательские объединения"
План мероприятий Повышение эффективности использования создаваемой
по реализации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Программы
Совершенствование и контроль за реализацией
нормативных правовых актов в сфере малого
предпринимательства
Совершенствование механизмов финансово-кредитной и
инвестиционной политики поддержки малого
предпринимательства
Кадровое, научно-методическое и информационное
обеспечение малого предпринимательства
Региональное развитие малого предпринимательства
Источники Финансовое обеспечение государственной поддержки
финансирования малого предпринимательства осуществляется за счет
средств республиканского и местных бюджетов в
пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на
указанные цели, а также целевых займов, получаемых
Республикой Казахстан, государственных натурных
грантов
Ожидаемый Рост числа субъектов малого предпринимательства к
конечный результат концу 2002 года до 500 тысяч, достижение их
от реализации рационального соотношения в производственной,
Программ финансовой, научно-технологической, торгово-
посреднической и других сферах, создание новых
рабочих мест и увеличение численности занятых в сфере
малого бизнеса до двух миллионов человек.
К концу 2002 года доля субъектов малого
предпринимательства в валовом внутреннем продукте
должна возрасти до 22 процентов
Сроки реализации 2001-2002 годы
2. Введение
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы разработана Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса во исполнение пункта 3.11.3 постановления Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ "О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы".
Реализация Государственных программ развития и поддержки малого предпринимательства в период с 1992 по 2000 годы заложила основы формирования и становления частного предпринимательства в Республике Казахстан.
Мобильность экономики малого предпринимательства при относительно небольших инвестициях и риске позволила в сжатые сроки изменить и стабилизировать существовавшую ситуацию, в первую очередь, в сфере товарообращения.
Мощный импульс развитию малого предпринимательства в последние годы придали Указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года N 3398 U973398_ "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" и от 27 апреля 1998 года N 3928 U983928_ "О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности".
Программа разработана и основана на положениях Стратегии "Казахстан-2030".
3. Анализ современного состояния проблемы
Меры государственной поддержки, законодательно представленные на начальном этапе реформ, сегодня дают свои результаты. Экономические показатели, характеризующие сферу малого предпринимательства, свидетельствуют о положительных тенденциях, складывающихся в этом секторе экономики.
В настоящее время в сфере малого предпринимательства занято более 1,5 миллиона человек, что составляет более четверти от общей численности занятых.
По состоянию на 1 января 2000 года в республике было зарегистрировано более 372 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых количество действующих составило 329,1 тысяч, численность занятых в сфере малого бизнеса - 1445,5 тысяч человек. Субъектами малого предпринимательства за 1999 год произведено продукции и оказано услуг на сумму 435,8 млрд. тенге, поступило налоговых платежей в бюджет 33,7 млрд. тенге.
Представителями малого бизнеса за 2000 год произведено продукции и оказано услуг на сумму 532,6 млрд. тенге, что в 1,2 раза превышает соответствующий показатель за 1999 год. Субъекты малого предпринимательства против аналогичного периода предыдущего года в 1,4 раза увеличили платежи в бюджет (на 1 января 2001 года 45,8 млрд. тенге - против 33,6 млрд. тенге на 1 января 2000 года).
По состоянию на 1 января 2001 года в Казахстане зарегистрировано 388,2 тысячи субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц), из которых действующих 353,6 тысяч (этот показатель по сравнению с вышеназванным периодом предыдущего года возрос в 1,1 раза).
Анализ тенденций развития малого предпринимательства свидетельствует, что они имеют динамично-поступательный характер и приносят свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором его развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Несмотря на некоторые положительные изменения за период с 1998 по 2000 годы в отраслевой структуре объема производимой субъектами малого предпринимательства продукции в сторону увеличения в сельском хозяйстве на 9,4 %, промышленности на 1,5 %, строительстве на 1,6 %, торгово-посредническая деятельность остается явно преобладающим видом деятельности малого предпринимательства (около 2/3 в общем объеме товаров и услуг). В то же время следует отметить, что произошло снижение доли торговли с 72,8 % до 55,7 %, то есть на 17,1 %. Уровень налоговых поступлений из сферы малого предпринимательства составляет 8-10 % в общем объеме налоговых поступлений по республике.
Количество новых видов продукции, уровень менеджмента, качество производимых товаров и услуг по-прежнему требуют разработки и реализации мероприятий, способствующих повышению их уровня.
Чрезмерная подверженность субъектов малого предпринимательства конъюктурным условиям во многом зависит от действий органов исполнительной власти на местах.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка отечественными товарами и услугами, повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, как показывает опыт развитых стран, невозможно без специальных мер государственной поддержки.
Реализация первоочередных мер Программы позволит решить проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, путем:
развития сети объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
повышения исполнительской дисциплины по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
облегчения доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;
упрощения процедуры получения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, предприятиями малого бизнеса, занятыми в реальном секторе экономики;
разработки целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого бизнеса.
4. Цель и задачи Программы
Главной целью Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы является совершенствование политики государственной поддержки, обеспечивающей динамичное развитие производственной сферы малого предпринимательства.
Задачи Программы определены ее целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства, через:
обеспечение занятости населения;
усиление роли общественных и профессиональных организаций в вопросах поддержки и защиты малого предпринимательства;
приоритетное развитие производственной сферы малого предпринимательства;
совершенствование и развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через отраслевые и межотраслевые ассоциации, к созданию системы партнерских отношений "государство - предпринимательские объединения".
Решение вышеназванных задач будет осуществляться при реализации мероприятий Программы как на республиканском, так и на региональном уровне.
О ходе выполнения Программы и Плана мероприятий по ее реализации уполномоченный орган будет докладываться Главе государства Республики Казахстан и Правительству Республики Казахстан.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
В целях закрепления достигнутых положительных тенденций и устранения проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, Программой намечено осуществить ряд мероприятий по следующим основным направлениям:
повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и зашиты малого предпринимательства;
совершенствование и контроль за реализацией нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства;
совершенствование механизмов финансово-кредитной и инвестиционной политики поддержки малого предпринимательства;
кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства;
региональное развитие малого предпринимательства.
Проведение политики по поддержке малого предпринимательства в указанных направлениях обеспечит создание условий для дальнейшего роста, особенно в производственной, инновационной сферах экономики на основе совершенствования и развития инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки кадров для малого предпринимательства.
Реализация намеченных мер позволит максимально интегрировать действия региональных структур с интересами и возможностями предпринимателей.
5.1. Повышение эффективности использования создаваемой
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Одним из главных условий, определяющих успешное развитие малого бизнеса, является наличие хорошо развитых и отлажено работающих элементов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность субъектов малого бизнеса. Создание и поддержка собственной системы малого предпринимательства - это важнейшая задача стран, осуществляющих рыночные преобразования.
В настоящее время в республике функционируют бизнес-инкубаторы, технопарки и центры по развитию малого предпринимательства, являющиеся эффективным инструментом поддержки малого предпринимательства, повышающим выживаемость и рост малых предприятий, способствующих созданию и освоению новых отечественных технологий, выпуску высокорентабельной наукоемкой продукции.
Но, несмотря на то, что идея создания центров поддержки малого предпринимательства получила поддержку и распространение в большинстве регионов Казахстана, нарождающийся опыт функционирующих организаций недостаточен для успешного развития рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства республики. Существует целый ряд аспектов, замедляющих развитие республиканской системы поддержки малого предпринимательства: не разработаны единые методические рекомендации по созданию объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, не отработаны схемы взаимодействия с исполнительской властью на местах и др.
В связи с этим, в целях формирования системообразующих мер, направленных на интенсивное развитие инфраструктуры малого предпринимательства, Агентством инициировано создание вертикально- интегрированной структуры "Республиканский Информационно-Выставочный Центр по малому предпринимательству" (далее - РИВЦ). Данная структура будет заниматься оказанием информационных услуг и организацией выставок продукции, производимой субъектами малого бизнеса, разработкой методологии организации деятельности объектов инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства (технопарков и бизнес-инкубаторов).
5.2. Совершенствование и контроль за реализацией
нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства
Анализ ранее принятых государственных программ развития и поддержки малого предпринимательства в республике с 1992 по 2000 гг. свидетельствует о том, что нормативная правовая база по развитию малого предпринимательства практически сформирована.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства" одним из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства.
Оказывая методическую помощь общественным формированиям предпринимателей и их консультирование по нормативным методическим документам, а также по поступающим обращениям, в том числе связанным с нарушением прав предпринимателей, необходимо добиваться активизации их деятельности. Наряду с этим следует ориентировать и направлять усилия объединений предпринимателей на широкое и плодотворное использование своих прав и полномочий, отраженных в Законе Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства".
Такой подход позволит обеспечить более эффективный контроль исполнения законодательных и нормативных правовых актов в регионе, а также совершенствовать практику разрешения конфликтных споров.
Формированию цивилизованных отношений между субъектами малого предпринимательства и контролирующими органами, а также выработке конструктивных предложений по устранению противоречий во взаимоотношениях способны содействовать тематические встречи предпринимателей с руководителями центральных и местных государственных органов.
Для обеспечения развития и создания франчайзинговых отношений в различных сферах деятельности реального сектора экономики предполагается внесение изменений и дополнений в ряд законодательных и нормативных правовых актов.
5.3. Совершенствование механизмов финансово-кредитной и
инвестиционной политики поддержки малого предпринимательства
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства будет осуществляться через:
кредитование банками второго уровня приоритетных секторов за счет привлечения целевых государственных займов на конкурсной основе;
внедрение и развитие системы гарантирования местными исполнительными органами кредитов, предоставляемых банками второго уровня субъектам малого бизнеса, в особенности, занимающимся производственной деятельностью на основе формирования в регионах залоговых фондов из объектов коммунальной собственности;
разработку механизма стимулирования банков второго уровня, осуществляющих кредитование субъектов малого предпринимательства в производственной сфере и сфере услуг;
бюджетное софинансирование проектов совместно с банками второго уровня при условии, что средства на указанные цели предусмотрены республиканским бюджетом соответствующего года;
разработку механизмов по организации деятельности обществ взаимного кредитования и взаимного страхования.
Инвестиционная политика в сфере малого предпринимательства ориентирована на компании, способные выпускать оборудование, отвечающее потребностям субъектов малого бизнеса, будет учитываться производственная направленность субъектов малого бизнеса, освоение ими новых видов продукции, техническая и технологическая прогрессивность.
Одной из действенных мер поддержки государства является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения кооперативных связей крупных компаний с субъектами малого бизнеса и привлечения последних к производству определенных видов продукции (работ, услуг).
5.4 Кадровое, научно-методическое и информационное
обеспечение малого предпринимательства
Недостаточность подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства является одной из причин, замедляющих темпы развития малого предпринимательства в республике. Малое предпринимательство в Казахстане испытывает острый недостаток профессиональных кадров, обладающих знанием и опытом создания и обеспечения деятельности рыночных структур.
Кадровое научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства в среднесрочной перспективе подразумевает реализацию ряда мероприятий, включающих подготовку преподавателей с целевой ориентацией на предпринимательство и малый бизнес, создание организационных сетей, осуществление трансферта лучшего отечественного и зарубежного опыта в казахстанский регион, развитие дистанционного бизнес-образования, формирование гибкой и разветвленной сети обучающих и консалтинговых центров.
Для успешного развития малого предпринимательства в настоящий период необходимо создание единой информационной базы, телекоммуникационной системы связи, схемы обмена разработками, системы межрегионального и международного трансфера разработок и технологий с созданием прогрессивной маркетинговой среды и отраслевых (межотраслевых) баз данных в сети Интернет, возможности совместной разработки целевых программ развития инновационного предпринимательства, участия в крупных международных проектах. Региональный принцип создания учебно-научных центров, ориентированных на решение специфических проблем каждого региона, в настоящее время не вызывает сомнений.
Несмотря на очевидную и объективную необходимость осуществления эффективных мер регулирования поддержки предпринимательства, особенно малого, базируясь на практическом опыте стран с развитой рыночной экономикой, их разработка и реализация в значительной мере запаздывает. Одной из причин этого является отсутствие координации в проведении научных исследований в области предпринимательства. Научные исследования на данную тематику осуществляются, как правило, в инициативном порядке и отражают внутренние интересы конкретных организаций или заинтересованных лиц.
Для разработки и реализации программ развития и поддержки малого предпринимательства необходимы целенаправленные прогнозные исследования, опирающиеся на аналитические данные о развитии экономики и предпринимательства страны, зарубежной практики, с учетом эффективности осуществляемых мер поддержки малого предпринимательства. Принятие тех или иных мер государственной поддержки малого предпринимательства должно опираться на объективный научный анализ и достаточно аргументированные методические рекомендации.
Основой для практической реализации вышеизложенных мероприятий развития малого предпринимательства должен стать РИВЦ и его региональная структурная сеть.
5.5. Региональное развитие малого предпринимательства
Региональное развитие малого предпринимательства будет направлено прежде всего на поднятие производственного сектора, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание большего количества новых рабочих мест, взаимодействие местных исполнительных органов с предпринимательской средой на более высоком уровне.
Мероприятия Программы в основном будут осуществляться на региональном уровне. Региональные программы утверждаются на сессиях маслихатов и должны охватывать следующие основные направления работы:
меры по созданию элементов инфраструктуры малого предпринимательства
на областном и районном уровнях;
мероприятия по привлечению в сферу предпринимательской деятельности
широких слоев населения в особенности незанятого;
вопросы передачи субъектам малого предпринимательства незавершенного
строительства и неиспользуемых объектов;
мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
кадров.
6. Ресурсное обеспечение
Для реализации Плана мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы, предполагается ежегодное выделение средств из республиканского бюджета в объеме 50 миллионов тенге. Финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства регионами будет осуществляться за счет средств местных бюджетов в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели.
Для выполнения Программы будут привлекаться также средства банков, международных организаций, предусматриваемых в рамках технической и консультативной помощи.
7. Оценка эффективности от реализации Программы
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых субъектов малого предпринимательства, позволяющие увеличить число рабочих мест сферы малого предпринимательства до двух миллионов, то есть предполагается создание 500 тысяч новых рабочих мест.
В результате реализации мероприятий предыдущей Программы было создано
по состоянию на 1 января 2001 года более 283 тысяч новых рабочих мест.
Предполагается, что по завершению мероприятий Программы общий вклад
малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 22
процентов.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Цай Л.Г.)