О проекте Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2001 года N 1405

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации".
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

     Республики Казахстан

                                                            проект  


 
 
                          Закон Республики Казахстан
           "О государственном регулировании гражданской авиации"
 
      Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования гражданской авиации Республики Казахстан.
 
                               Глава 1.
                           Общие положения
 
      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
      1) авиационные услуги - услуги гражданской авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты и выполнением авиационных работ;
      2) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;
      3) авиационный маршрут (авиамаршрут) - географическое описание или комбинация географических описаний земной поверхности, над которой осуществляется воздушное сообщение между утвержденными пунктами;
      4) безопасность полета - комплексная характеристика гражданского воздушного судна и авиационных услуг и/или работ, определяющая способность выполнять полеты без угроз для жизни и здоровья людей;
      5) воздушные перевозки - деятельность юридических, физических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты гражданскими воздушными судами;
      6) гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации;
      7) летная годность - техническое состояние гражданского воздушного судна, которое отвечает утверждаемым уполномоченным органом летно-техническим характеристикам, параметрам и летным качествам гражданского воздушного судна;
      8) назначенный воздушный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от Республики Казахстан для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего международного соглашения о воздушном сообщении;
      9) обеспечение безопасности полетов - совокупность мер, направленных на предупреждение и предотвращение авиационных событий, осуществляемых государственными органами, организациями гражданской авиации и авиационным персоналом;
      10) организация гражданской авиации - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере гражданской авиации и имеющая государственную лицензию и сертификат, соответствующие выбранным видам деятельности;
      11) свидетельство на авиамаршрут - документ, выданный уполномоченным органом авиакомпании на право использования авиационных маршрутов;
      12) субсидирование авиамаршрутов - безвозмездные и безвозвратные выплаты из государственного бюджета, выделяемые на цели, определенные настоящим Законом авиакомпаниям;
      13) уполномоченный орган - государственный орган, задачами и функциями которого является государственное регулирование и контроль деятельности гражданской авиации и использование воздушного пространства в области гражданской авиации.
 
      Статья 2. Законодательство о государственном регулировании
                деятельности гражданской авиации Республики Казахстан
 
      1. Законодательство о государственном регулировании гражданской авиации Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законодательного акта, регулирующего вопросы использования воздушного пространства и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними.
      В случае противоречия норм законодательства о государственном регулировании гражданской авиации, содержащихся в актах законодательства Республики Казахстан, положениям настоящего Закона применяются положения настоящего Закона. Нормы законодательства о государственном регулировании гражданской авиации, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам настоящего Закона, могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений.
      2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
 

 

     Статья 3. Объекты государственного регулирования в области

               гражданской авиации


     К объектам государственного регулирования в области гражданской

авиации относятся организации гражданской авиации, эксплуатанты, а также

авиационный персонал, деятельность которых связана с выполнением и

обеспечением полетов.


                              Глава 2.

              Компетенция государственных органов в области

           государственного регулирования гражданской авиации


     Статья 4. Полномочия Правительства Республики Казахстан в

               области государственного регулирования гражданской авиации


     К полномочиям Правительства Республики Казахстан в области

гражданской авиации относятся:

     1) международное сотрудничество Республики Казахстан в области

гражданской авиации;

     2) утверждение правил лицензирования видов деятельности в гражданской

авиации;

     3) утверждение правил субсидирования по авиамаршрутам;

     4) определение правил и условий выдачи свидетельств на авиамаршрут;

     5) определение флагманского воздушного перевозчика и утверждение

правил его определения;

     6) выполняет иные функции, возложенные на него законами и актами

Президента Республики Казахстан.


 
 
       Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области
                государственного регулирования гражданской авиации
 
      1. К компетенции уполномоченного органа относится:
      1) контроль за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов;
      2) контроль за соблюдением безопасности полетов, авиационной безопасности и иных нормативных документов в области гражданской авиации;
      3) выдача разрешений на выполнение нерегулярных полетов, а также определение правил выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение нерегулярных полетов;
      4) утверждение летно-технических характеристик, параметров и летных качеств гражданских воздушных судов;
      5) контроль за осуществлением международных воздушных перевозок;
      6) утверждение расписания регулярных полетов;
      7) разработка нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации;
      8) определение условий эксплуатации авиамаршрута;
      9) утверждение программ переподготовки авиационного персонала;
      10) организация научных исследований в сфере гражданской авиации;
      11) реализация международных договоров по вопросам воздушного сообщения;
      12) представительство Республики Казахстан в международных организациях гражданской авиации;
      13) иные вопросы, отнесенные законодательством Республики Казахстан к компетенции уполномоченного органа.
      2. Должностные лица уполномоченного органа имеют право:
      1) давать указания и инспекторские предписания по вопросам обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов должностным лицам организаций гражданской авиации и эксплуатантам с установлением сроков их выполнения;
      2) запрашивать от должностных лиц организаций гражданской авиации и

 

эксплуатантов необходимую информацию, документы, в том числе финансовые, а

также требовать объяснения и материалы необходимые для выполнения своих

функций;

     3) проверять свидетельства авиационного персонала, судовую, полетную,

аэродромную и иную документацию;

     4) проверять наличие бортовой документации, а также соответствие

гражданских воздушных судов, включая иностранные, требованиям летной

годности.


                    Глава 3. Государственное регулирование

                             гражданской авиации


     Статья 6. Лицензирование деятельности в гражданской авиации


     1. Отдельные виды деятельности в гражданской авиации осуществляются

на основе лицензии.

     2. Лицензированию в гражданской авиации подлежат следующие виды

деятельности:

     1) аэропортовская деятельность;

     2) авиационные работы;

     3) предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту

авиационной техники;

     4) перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами;

     5) перевозка пассажиров и грузов гражданскими воздушными судами.


 
       3. Правила лицензирования видов деятельности в гражданской авиации, указанных в пункте 2 настоящей статьи утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 7. Авиакомпании
 
      1. Авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты и/или выполняющие авиационные работы гражданскими воздушными судами могут создаваться только в форме акционерного общества, в порядке установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
      2. Официальный статус авиакомпании определяется государственной регистрацией юридического лица в органах юстиции, наличием сертификата эксплуатанта и соответствующей лицензии выдаваемых уполномоченным органом.
      Ни одно юридическое лицо, не имеющее официального статуса авиакомпании, не может именоваться "авиакомпанией" или характеризовать себя как осуществляющее авиационные услуги и/или работы.
      3. Иностранные авиакомпании осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Казахстан.
 
      Статья 8. Аудит организации гражданской авиации
 
      Организации гражданской авиации обязаны проводить ежегодный аудит финансовой отчетности.
 
      Статья 9. Разрешения
 
      Организации гражданской авиации обязаны получить разрешение на приобретение в собственность, имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также иное право пользования авиационной техники, аэродромов, аэропортов в уполномоченном органе.
      Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при несоответствии нормам летной годности, государственным стандартам, отсутствии соответствующего сертификата.
      Правила выдачи разрешений утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 10. Регистрация прав и сделок с гражданскими
                 воздушными судами
 
      1. Права на гражданские воздушные суда и сделки, совершаемые с ними подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом в государственном реестре гражданских воздушных судов. Государственной регистрацией является процедура учета уполномоченным органом права собственности и других прав, а также обременений на гражданские воздушные суда, в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
      2. Объектами государственной регистрации являются права на гражданские воздушные суда. Регистрации подлежат:
      1) право собственности;
      2) право хозяйственного ведения;
      3) право оперативного управления;
      4) право имущественного найма на срок свыше шести месяцев;
      5) право доверительного управления на срок свыше шести месяцев;
      6) залог;
      7) иные права на гражданские воздушные суда, а также обременение этих прав.
      3. Регистрации подлежат также изменение и прекращение прав (обременений) на гражданские воздушные суда в результате сделок и иных юридических фактов.
      4. Правила регистрации гражданских воздушных судов, а также перечень документов, представляемых для государственной регистрации, утверждаются уполномоченным органом.
 
      Статья 11. Авиамаршруты, их субсидирование и свидетельство
                 на авиамаршрут
 
      1. Регулярные перевозки по авиамаршрутам, осуществляемые на основании решений Правительства Республики Казахстан или уполномоченного им государственного органа, а также перевозки, осуществляемые на основании решений местных исполнительных органов, не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования авиакомпании, подлежат субсидированию за счет средств соответствующего бюджета.
      Правила субсидирования перевозок по авиамаршрутам утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      2. Авиамаршруты состоят из международных и внутренних авиамаршрутов. Международные авиамаршруты определяются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Внутренние авиамаршруты определяются уполномоченным органом.
      3. Свидетельство на авиамаршрут удостоверяет право авиакомпании выполнять перевозки пассажиров, багажа, груза и почты на определенном авиамаршруте.
      Свидетельство на авиамаршрут выдается уполномоченным органом с указанием видов перевозок и срока действия указанного свидетельства.
      В выдаче свидетельства на авиамаршрут может быть отказано, в случае, если авиакомпания не располагает финансовыми средствами необходимыми для обеспечения полетов, в соответствии с утвержденным расписанием в течение месяца, без учета предполагаемого дохода.
      Свидетельство на авиамаршрут может быть отозвано уполномоченным органом в случаях нарушения условий, в соответствии с которыми это свидетельство было выдано.
      4. Правила выдачи и условия для получения свидетельств на авиамаршрут, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 12. Временное управление
 
      1. В целях защиты интересов национальной безопасности и обеспечения стабильности функционирования гражданской авиации уполномоченный орган в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеет право вводить временное управление в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов.
      2. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, представляет собой принудительное проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов.
      Решение о введении временного управления принимает уполномоченный орган самостоятельно. Основанием для введения временного управления является приостановление или отзыв у эксплуатанта лицензии на аэропортовскую деятельность в порядке установленном законодательством.
      3. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, осуществляется временной администрацией.
      Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, осуществляется за счет его средств.
      4. За ущерб, причиненный эксплуатанту аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, незаконными действиями в период временного управления, члены временной администрации несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.
      5. Решение уполномоченного органа о введении временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, оформляется приказом и должно содержать следующее:
      1) наименование эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, его местонахождение и адрес;
      2) основание для введения временного управления;
      3) начало действия и срок временного управления;
      4) предписание руководящим работникам эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, находящемуся в режиме временного управления, о подготовке отчета о своей работе и представлении данных документов временной администрации.
      6. Решение о введении временного управления может быть обжаловано в судебном порядке собственником, эксплуатантом аэропорта или лицом, уполномоченным общим собранием акционеров эксплуатанта. Обжалование указанного решения не приостанавливает действие решения о введении временного управления.
      7. Решение уполномоченного органа о введении временного управления публикуется в течение трех рабочих дней в средствах массовой информации за счет средств, указанных в пункте 4 настоящей статьи, не менее чем в двух средствах массовой информации на государственном и русском языках.
 
      Статья 13. Временная администрация
 
      1. Уполномоченный орган самостоятельно формирует временную администрацию, в состав которой могут быть включены представители собственника и эксплуатанта аэропорта, в отношении которого вводится временное управление.
      2. На период действия временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов:
      1) все полномочия по управлению эксплуатантом аэропорта переходят к временной администрации;
      2) приостанавливаются права эксплуатанта по управлению аэропортом, допущенным к выполнению международных авиарейсов;
      3) приостанавливаются полномочия органов управления эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов и его руководящих работников;
      4) все сделки, совершенные от имени и за счет эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов без ведома и письменного согласия временной администрации, признаются недействительными.
      3. Временная администрация вправе:
      1) в пределах компетенции, определенной настоящим Законом, самостоятельно принимать решения по всем вопросам деятельности эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      2) заключать договоры и подписывать документы от имени эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      3) осуществлять представительство от имени и в интересах эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, в том числе и в суде;
      4) привлекать независимых экспертов для оценки производственных вопросов, связанных с эксплуатацией аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      5) издавать на период временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, приказы в пределах компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. В течение срока временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, контроль за деятельностью временной администрации, осуществляет уполномоченный орган, который вправе:
      1) давать рекомендации временной администрации об основных направлениях деятельности в период временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      2) требовать представления временной администрацией, информации о ее деятельности и деятельности эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) заслушивать и утверждать отчет временной администрации о проделанной работе;
      4) продлевать срок временного управления при неустранении причин, по которым оно было введено.
      5. Иные вопросы формирования временной администрации, организации ее деятельности определяются законодательством Республики Казахстан.
      6. Трудовые отношения членов временной администрации и работников авиапредприятий регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 14. Прекращение временного управления
 
      1. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, прекращается по следующим основаниям:
      1) истечении установленного решением уполномоченного органа срока временного управления;
      2) принятии уполномоченным органом решения о досрочном завершении временного управления;
      3) вступившему в законную силу решению суда.
      2. Прекращение временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов (в том числе и досрочное) в связи с устранением причин, повлекших его введение, влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, установленных уполномоченным органом или временной администрацией.
 
      Статья 15. Флагманский воздушный перевозчик
 
      Флагманский воздушный перевозчик Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан из числа назначенных воздушных перевозчиков по представлению уполномоченного органа.
      Правила определения флагманского воздушного перевозчика Республики Казахстан утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 16. Особенности деятельности служб авиационной
                 безопасности аэропортов и авиакомпаний
 
      1. Каждый аэропорт и авиакомпания обязаны иметь в своей структуре службу авиационной безопасности укомплектованную, соответствующими необходимыми техническими средствами и кадровым составом.
      Деятельность служб авиационной безопасности организаций гражданской авиации, осуществляется во взаимодействии с уполномоченным органом, органами национальной безопасности, правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.
      Персональную ответственность за обеспечение авиационной безопасности несут первый руководитель аэропорта и авиакомпании, а также руководители служб авиационной безопасности.
      2. Все организации гражданской авиации обязаны создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на службы авиационной безопасности задач по обеспечению авиационной безопасности. Организации гражданской авиации не имеют права препятствовать исполнению служебных обязанностей службой авиационной безопасности.
      3. Службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний обязаны обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в соответствии с установленными уполномоченным органом правилами по авиационной безопасности.
      4. Руководителем службы авиационной безопасности может быть только гражданин Республики Казахстан. Назначение и освобождение руководителя службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний, проводятся по согласованию с уполномоченным органом и органами национальной безопасности.
      5. Квалификационные требования к должностям руководителя и

 

специалистов служб авиационной безопасности организаций гражданской

авиации, устанавливает уполномоченный орган по согласованию с органами

национальной безопасности.


                 Глава 4. Заключительные положения


     Статья 17. Порядок введения в действие настоящего Закона


     Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.


     Президент

     Республики Казахстан


(Специалисты: Умбетова А.М.,

              Склярова И.В.)    






Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.