В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 1560 "О Концепции совершенствования и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу совершенствования и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Казахстан на 2002-2005 годы.
2. Государственным органам обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных прилагаемой Программой.
3. Настоящее постановление вступает в силу в течение тридцати дней со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 июля 2002 года N 835
Программа совершенствования и развития системы государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в
Республике Казахстан на 2002-2005 годы 1. Паспорт Программы
Наименование Программа совершенствования и развития
Программы системы государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и
сделок с ним в Республике Казахстан на
2002-2005 годы
Основание для Постановление Правительства Республики
разработки Казахстан от 4 декабря 2001 года N 1560
"О Концепции совершенствования
и развития системы государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним в Республике Казахстан"
Основной Разработчик Министерство юстиции Республики Казахстан
Срок реализации 2002-2005 годы
Цели и задачи Формирование необходимой инфраструктуры
Программы для развивающегося рынка недвижимости;
создание условий для формирования единой
базы данных правового кадастра, а также
применение данных из земельного и
градостроительного кадастров,
необходимых для ведения правового
кадастра; совершенствование деятельности
подведомственных органам юстиции
государственных предприятий,
осуществляющих государственную
регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним; сокращение
сроков государственной регистрации для
субъектов малого бизнеса; повышение
инвестиционной привлекательности
Казахстана за счет обеспечения гарантий
имущественных прав на недвижимость.
Основные мероприятия Разработка законодательных и иных
Программы нормативных правовых актов, направленных
на совершенствование и развитие системы
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
создание Научно-методического совета как
консультативно-совещательного органа на
общественных началах, рассмотрение
возможности создания структурных
подразделений Комитета регистрационной
службы Министерства юстиции Республики
Казахстан (далее - Комитет) в городах
Алматы и Атырау (по 3-5 человек);
введение свидетельства о государственной
регистрации как единого
правоустанавливающего документа;
преобразование Республиканских
государственных предприятий "Центры по
недвижимости" Комитета (далее - Центры)
в казенные предприятия; сокращение
сроков регистрации для субъектов малого
бизнеса; взимание дифференцированного
сбора за регистрацию объектов
недвижимости в зависимости от вида
объекта и регистрируемого права,
снижение оплаты за услуги, оказываемые
регистрирующими органами; упрощение
порядка и сокращение сроков
государственной регистрации и оказания
информационных услуг; устранение
дублирования действий государственных
органов при формировании различных
кадастров.
Источники финансирования Средства центров
Ожидаемый Максимальное сближение и унифицирование
конечный результат действий государственных органов при
формировании земельного, градостроитель-
ного кадастров и правового кадастра,
выдаче правоустанавливающих и иных
документов юридическим и физическим
лицам; создание единой по республике
автоматизированной базы данных по
регистрации недвижимости с учетом
стоимостных и технических характеристик;
постепенное увеличивание количества
зарегистрированных объектов недвижимости
в целях повышения объема поступлений
налогов на имущество, полноты информации
в правовом кадастре.
2. Введение
Настоящая Программа совершенствования и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Казахстан (далее - Программа) разработана на период с 2002 по 2005 годы в соответствии с постановлением Правительства от 4 декабря 2001 года N 1560 "О Концепции совершенствования и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Казахстан".
Программа учитывает современные мировые тенденции развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и изменения в этой области, произошедшие с момента принятия Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 25 декабря 1995 года N 2727 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ставшего базовым законодательным актом по формированию единой системы государственной регистрации, направленного на стабилизацию рыночных отношений и снижение негативных процессов по сделкам с недвижимостью.
Особая значимость развития института собственности юридических и физических лиц на недвижимость обусловлена экономической политикой, проводимой в Республике Казахстан, последовательным формированием рынка недвижимости, в первую очередь - жилищ, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, а также земельных участков, в результате чего возникла острая необходимость в надлежащей государственной защите прав и гарантий субъектов собственности.
Суверенный Казахстан первым из стран бывшего Советского Союза законодательно урегулировал правоотношения в этой области.
Деятельность регистрирующих органов, осуществляющих регистрацию недвижимого имущества в единой технологической последовательности, отражая в соответствующих документах технические, стоимостные и правовые характеристики объектов недвижимости, в значительной мере зависит от совершенства законодательной базы.
3. Анализ современного состояния регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Казахстан
Настоящая система регистрации построена с учетом международного опыта и характеризуется следующими особенностями:
1) права, возникшие до введения государственной регистрации, признаются без государственной регистрации;
2) права на недвижимое имущество и сделок с ним считаются соответственно возникшими и совершенными с момента государственной регистрации (если иное не установлено законодательными актами);
3) ведется государственная регистрация как прав на недвижимое имущество, так и сделок с ним.
Ранее функционировавшие Бюро по технической инвентаризации, преобразованные в 1995 году в Управления по оценке и регистрации недвижимости, осуществляли учет имущества, что не обеспечивало государственных гарантий защиты прав субъектов права собственности.
В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляют подведомственные Комитету 16 Центров и их филиалы, что позволило создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить поступление значительных средств в бюджет государства.
4. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является развитие и совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для реализации настоящей Программы в полном объеме, необходимо достижение следующих целей:
1) совершенствование деятельности подведомственных органам юстиции государственных предприятий, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) создание условий для формирования единой базы данных правового кадастра, а также данных земельного и градостроительного кадастров, необходимых для ведения правового кадастра заинтересованными государственными органами;
3) сокращение сроков государственной регистрации для субъектов малого бизнеса;
4) определение функций и требований к регистраторам;
5) решение вопросов технической инвентаризации, оценки и регистрации недвижимости в правовом и организационном единстве.
Настоящая Программа предусматривает решение следующих задач:
1) разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) исключение дублирования функций государственных органов на республиканском и местном уровнях при формировании и ведении различных кадастров, достижение полного взаимодействия при мониторинге и использовании их данных.
5. Основные направления и механизмы
реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
1) повышение инвестиционной привлекательности Казахстана за счет обеспечения гарантий имущественных прав на недвижимость;
2) создание условий для формирования и последующего объединения баз данных земельного, градостроительного кадастров и правового кадастра недвижимости заинтересованными государственными органами;
3) совершенствование деятельности подведомственных органам юстиции государственных предприятий, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основными механизмами являются:
1) образование при Комитете Научно-методического совета как консультативно-совещательного органа;
2) рассмотрение возможности создания структурных отделов Комитета в городах Алматы и Атырау по 3-5 человек в пределах общей штатной численности Министерства юстиции Республики Казахстан для реализации законодательства о регистрации прав на недвижимость и оценочной деятельности, обеспечения контроля в этой сфере, в том числе за лицензиатами;
3) введение свидетельства о государственной регистрации недвижимости как единого правоустанавливающего документа;
4) создание единой по всей территории республики автоматизированной базы данных о зарегистрированных правах на недвижимость с учетом стоимостных и технических характеристик;
5) преобразование Центров в казенные предприятия;
6) внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты;
7) разработка предложений по взиманию дифференцированного сбора за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Источниками финансирования реализации настоящей Программы являются средства Центров.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В результате реализации Программы предполагается:
1) максимально сблизить и унифицировать действия государственных органов при формировании земельного, градостроительного кадастров и правового кадастра недвижимости, выдаче правоустанавливающих и иных документов физическим и юридическим лицам;
2) устранить дублирование действий государственных органов при формировании различных кадастров;
3) создать условия для формирования единой базы данных правового кадастра, а также данных из земельного, градостроительного кадастров, необходимых для ведения правового кадастра недвижимости;
4) преобразовать Центры в казенные предприятия;
5) создать структурные подразделения Комитета и Научно-методический совет;
6) разработать законодательные и иные нормативные правовые акты в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
8. План мероприятий по реализации Программы
N ! Мероприятие ! Форма !Ответ-! Сроки !Предпо- !Источник 7. Разработать Проект МЮ 4 квартал - - |