Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Указ Президента Республики Казахстан
О Государственной программе
развития и поддержки малого предпринимательства
в Республике Казахстан на 2003-2005 годы
В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы.
3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно, по итогам полугодия и года, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан сводный аналитический доклад о ходе реализации Программы.
4. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" _____ 2003 года
N ____
Государственная программа развития
и поддержки малого предпринимательства
Республики Казахстан на 2003-2005 годы
1. Паспорт Программы
--------------------------------------------------------------------
Наименование Государственная программа развития и поддержки
малого предпринимательства в Республике Казахстан
на 2003-2005 годы
Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 28 марта
разработки 2002 года N 827 "О дальнейших мерах по реализации
Стратегии развития Казахстана до 2030 года"
Государственный Министерство индустрии и торговли Республики
орган разработчик Казахстан
Цель Совершенствование институциональных условий,
направленных на формирование "среднего класса"
за счет развития малого предпринимательства, в
особенности ориентированного на новые
технологические производства, создание новых
рабочих мест
Задачи Облегчение налогового бремени для малого
предпринимательства
Облегчение доступа малого предпринимательства к
кредитным ресурсам
Повышение эффективности государственных и
негосударственных институтов поддержки малого
предпринимательства
Оптимизация государственного регулирования
предпринимательства
Основные Совершенствование системы налогообложения для
направления и малого предпринимательства
механизмы Развитие системы финансово-кредитной и
реализации инвестиционной поддержки малого
Программы предпринимательства
Развитие инфраструктуры малого
предпринимательства
Кадровое, информационное, научно-методическое
обеспечение и пропаганда малого
предпринимательства
Инвентаризация и систематизация нормативно-
правовой базы регулирования предпринимательства
Источники Средства республиканского бюджета, ежегодно
финансирования выделяемые в объеме по 159,12 млн. тенге,
средства местных бюджетов в пределах
ассигнований, предусмотренных на указанные цели,
внебюджетные целевые средства, гранты
международных и отечественных финансовых
организаций, а также средства самих
предпринимателей и их общественных организаций
Ожидаемый Увеличение:
результат - количества субъектов малого предпринимательства
в 2003 году до 470 тысяч, в 2004 году - до 500
тысяч, в 2005 году - до 530 тысяч;
- численности занятых в малом предпринимательстве
в 2003 году до 1,6 млн. человек, в 2004 году -
до 2,0 млн. человек, в 2005 году - до 2,2 млн.
человек;
- доли малого предпринимательства в структуре
ВВП в 2003 году до 22%, в 2004 году - до 25%, в
2005 году - до 27%.
Срок реализации 2003-2005 годы
Программы
--------------------------------------------------------------------
2. Введение
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005 годы разработана в целях дальнейшей реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года и Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства".
В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство складывалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки совершенствовались в ходе многовековой истории социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в республике насчитывает немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.
И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся формой деловой жизни.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в Казахстане Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на близлежащую перспективу.
Программой Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы предусматривается создание условий для дальнейшего развития малого бизнеса, ориентированного преимущественно на производство потребительских товаров, строительных материалов и изделий, создание и развитие наукоемких и инновационных производств, повышение качества выпускаемой продукции.
В настоящей Программе предлагается обеспечить дальнейшее развитие малого предпринимательства со стороны государства путем оценки влияния принимаемых исполнительными органами решений на развитие малого предпринимательства и вовлечения в данный процесс предпринимателей и их общественных организаций.
Проект Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005 годы был размещен с июня 2002 года на web-сайте с целью проведения его общественной экспертизы. Кроме того, проект Программы обсуждался 16 августа 2002 года в Алматы на заседании "круглого стола" с участием представителей общественных организаций предпринимателей, банковского сектора, международных организаций и средств массовой информации.
3. Анализ текущего состояния развития
малого предпринимательства
Анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 гг.) показал, что их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Создан конкурентный рынок товаров и услуг, и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства.
За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель - возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.
По данным официальной статистики в республике по состоянию на 1 января 2003 года насчитывается 442,3 тысячи субъектов малого предпринимательства, на которых занято около 1,2 млн. человек. Удельный вес занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых составил 17,6%.
За 2002 год субъектами малого предпринимательства получен доход от реализации товаров и услуг на сумму около 621,4 млрд. тенге. Доля малого предпринимательства в структуре валового внутреннего продукта по итогам 2000 года составила 16% и возросла по итогам 2001 года до 16,6%.
Сформирована нормативно-правовая основа регулирования малого предпринимательства.
Налоговым кодексом Республики Казахстан предусмотрены определенные прогрессивные меры, направленные на совершенствование системы налогового регулирования деятельности малых предприятий. Наиболее важным из них являются дифференцированный подход к предоставлению льготного режима налогообложения отдельным группам представителей малого предпринимательства в зависимости от организационно-правовой формы, уровня дохода, а также введение особого режима для сельхозтоваропроизводителей.
Так, отдельным разделом Налогового кодекса предусматриваются специальные налоговые режимы, существенно снижающие налоговую нагрузку и упрощающие систему налогообложения, в том числе в отношении субъектов малого бизнеса, крестьянских фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельхозпродукции. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса определяет налоговые режимы: на основе разовых талонов, патента и упрощенной декларации.
В 2002 году в Налоговый кодекс внесены изменения и дополнения, связанные с дальнейшим снижением налогового бремени для субъектов малого бизнеса.
Устойчивое развитие банковского сектора позволяет развивать рынок финансовых услуг и выработать многоуровневую систему финансово-кредитного обеспечения, стимулирующую увеличение активов предприятий малого предпринимательства.
Успешному развитию малого предпринимательства способствует развитие конкуренции, создающее, с учетом наличия у большей части населения высокого профессионального образования по различным специальностям, предпосылки для диверсификации, расширения профильности, перевода инвестиционных потоков в новые отрасли, создания наукоемких экспортно-ориентированных производств.
Выгодное географическое положение Казахстана на евразийском перекрестке открывает большие возможности для выхода продукции (работ, услуг) малого предпринимательства на внешние рынки.
Вместе с тем, проведенный анализ выделил ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малого предпринимательства. Банки в силу недостаточной финансовой устойчивости субъектов малого предпринимательства и их низкой залогоспособности вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В тоже время низкий уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за низкой производительности их труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является отсутствие системы в совершенствовании норм действующего законодательства, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров.
Недостаточная скоординированность функционирующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет дополнительные издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование необходимого размера собственного капитала; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионах продолжает оставаться нерешенной проблема квалификации предпринимателей и их обучения. Кроме того, наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости углубления реформ путем систематизации поддержки малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.
4. Цель и задачи Программы
Главной целью Программы является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование "среднего класса" за счет развития малого предпринимательства, в особенности ориентированного на новые технологические производства, создание новых рабочих мест.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) облегчение налогового бремени для малого предпринимательства;
2) облегчение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
3) повышение эффективности государственных и негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства;
4) оптимизация государственного регулирования предпринимательства.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
1) Совершенствование системы налогообложения для малого предпринимательства.
2) Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.
3) Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
4) Кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.
5) Инвентаризация и систематизация нормативно-правовой базы регулирования предпринимательства.
5.1. Совершенствование системы налогообложения
для малого предпринимательства
С учетом ежегодно проводимого анализа результатов деятельности субъектов малого бизнеса, конкретной экономической ситуации в стране, необходимо продолжение работы по совершенствованию системы налогообложения субъектов малого бизнеса.
При этом постоянного внимания требуют вопросы размеров минимума оборота по реализации для постановки на учет по налогу на добавленную стоимость предельного дохода за год индивидуальных предпринимателей, позволяющих им применять специальный налоговый режим на основе патента, пересмотра установленной шкалы налогообложения при расчетах с бюджетом на основе упрощенной декларации, а также предельных доходов для применения налогового режима на основе упрощенной декларации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Отдельного изучения требует проблема предоставления преференций предпринимателям, осуществляющим инвестиции в развитие производства.
Решение этих вопросов предполагает проведение исследований системы налогообложения малого предпринимательства по действующему законодательству и выработку рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.
На данном этапе очень важно, чтобы действующая налоговая система, как экономический регулятор, стимулируя рост количества субъектов малого предпринимательства, обеспечивала увеличение количества рабочих мест, объема производимых работ и оказываемых услуг.
5.2. Развитие системы финансово-кредитной
и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Обеспечение финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса предполагает развитие специализированных институтов и внедрение пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.
Фундаментом указанной схемы может выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей без образования юридического лица, осуществляемая как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест и обеспечению дополнительной занятости, а также появлению кредитных историй у начинающих предпринимателей, нацеленных на дальнейшее развитие.
В целях поддержки предпринимателей, находящихся на наиболее сложном и ответственном этапе развития бизнеса, сопряженного с нехваткой оборотных средств и ликвидного залога, планируется сформировать условия для создания системы гарантирования кредитования малого предпринимательства, направленной на разделение рисков с кредитными учреждениями путем возмещения (части) потерь в случае неспособности погашения кредита и поддержку предпринимателей, желающих осуществить надежные жизнеспособные проекты, но имеющие недостаточное обеспечение или кредитную историю, которые не в состоянии удовлетворить требования кредитующего банка. Данная задача особенно актуальна в свете задачи совершенствования отраслевой структуры малого предпринимательства, развития перспективных перерабатывающих производств посредством финансирования стартового капитала.
Для предпринимателей, наработавших определенный опыт и испытывающих потребность в высокотехнологическом оборудовании и в дополнительном капитале для освоения новых направлений деятельности, предусматривается развитие новых инструментов финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и т.д.). Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствовать выращиванию новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которой они смогут привлекать традиционные источники финансирования.
Кроме того, следует пересмотреть ряд процедур, связанных с получением кредитов субъектами малого предпринимательства в банках второго уровня. Так, необходимо:
- упростить процедуры, связанные с регистрацией залога, и снизить ее стоимость;
- снизить для субъектов малого бизнеса плату за проведение оценки и техническое обследование объектов недвижимости;
- освободить предприятия малого бизнеса от обязательного предоставления бизнес-планов по кредитуемому мероприятию, заменив их технико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;
- внести изменения и дополнения в Правила классификации активов, утвержденные постановлением правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 июля 1995 года N 76, касательно пересмотра и упрощения критериев финансового состояния заемщиков - предприятий малого бизнеса, а также требования к представляемым видам обеспечения займа.
Решение вопросов, связанных с расширением доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, позволит обеспечить его стабильный рост и дальнейшее развитие.
5.3. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства
В рамках реализации Программы предполагается сформировать условия для сокращения издержек предпринимателей, связанных с освоением или расширением деятельности, путем системного сопровождения и учета их мотиваций и целей. Выполнение данной задачи возможно за счет повышения эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: ассоциаций предпринимателей, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и технопарков, учебных и консалтинговых центров.
Создание ассоциаций в форме общественных организаций предпринимателей получило довольно широкое распространение. Для повышения эффективности их деятельности предлагается:
- повысить профессионализм общественных организаций предпринимателей в представлении и защите интересов предпринимателей, в оказании консультационных услуг и проведении обучающих и разъяснительных работ с предпринимателями;
- активнее привлекать общественные организации предпринимателей к участию в работе экспертных советов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, создаваемых при центральных и местных исполнительных органах;
- стимулировать создание профессиональных отраслевых ассоциаций предпринимателей;
- объединение общественных организаций предпринимателей и их консолидация.
Важное значение для развития малого предпринимательства приобретает интеграция малого бизнеса с крупными предприятиями. Поэтому со стороны государства требуется поощрение сотрудничества малых и крупных хозяйственных структур, которое будет выражаться в следующем:
- обеспечение взаимодействия малого бизнеса с крупным на принципах франчайзинга;
- размещение крупными предприятиями основной доли заказов на производство комплектующих изделий и оказание услуг (не менее 70-90%) среди отечественных малых предприятий;
- укрепление связей малого предпринимательства с нефтегазовыми и горно-металлургическими компаниями, в том числе с иностранным участием;
- совершенствование профессионального уровня малого предпринимательства для эффективной работы и получения заказов от крупных компаний;
- обеспечение участия малого предпринимательства в производственных процессах наукоемких отраслей (нефтегазовый комплекс, машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение и т.п.);
- обеспечение включения малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.
5.4. Кадровое, информационное, научно-методическое
обеспечение и пропаганда малого предпринимательства
Подготовка квалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства предполагает совершенствование действующей системы обучения основам предпринимательской деятельности путем разработки соответствующих обучающих методик, включая их внедрение и сопровождение через региональные ассоциации предпринимателей, учебные и консалтинговые центры, с последующим повышением квалификации на базе высших учебных заведений страны.
Решению проблем развития малого предпринимательства, связанных с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг будет способствовать включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы.
Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах страны и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.
Информационное обеспечение предпринимателей предусматривается через функционирование единой информационной сети поддержки предпринимательства, содержащей комплексную информацию по вопросам малого бизнеса.
Разработка различных инструментов поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки.
Предусматривается провести широкий спектр исследований, направленных на получение научно-обоснованных рекомендаций, необходимых для выработки мер, регулирующих предпринимательскую деятельность, различных методических рекомендаций и обучающих программ, инструкций, помогающих определить возможные ниши каждой группы предпринимателей в различных отраслях экономики и т.д.
В рамках развития сотрудничества с международными и иностранными государственными организациями в области поддержки малого и среднего бизнеса будет продолжена деятельность по подготовке и реализации международных проектов финансового и технического содействия развитию малого предпринимательства в Республике Казахстан.
Эффективной реализации государственной политики по развитию малого предпринимательства будет способствовать организация пропагандистской работы для формирования в общественном сознании позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни. В этой связи предполагается проведение семинаров, конференций, "круглых столов", носящих информационно-познавательный характер, с привлечением средств массовой информации.
Кроме того, в рамках данного направления предполагается вести пропаганду развития женского и молодежного предпринимательства. Этой группе предпринимателей предлагается уделять особенное внимание, обеспечивая их обучение основам предпринимательства. Поддержку предпринимателей из числа молодежи и женщин, имеющих потенциал и желание для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности, предполагается осуществлять в рамках бизнес-инкубаторов, финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов.
5.5. Инвентаризация и систематизация
нормативно-правовой базы регулирования предпринимательства
Произошедшие изменения формировавшейся в течение многих лет предпринимательской среды ставят на первый план вопрос совершенствования нормативной правовой основы ее регулирования. Данную работу целесообразно осуществлять по следующим направлениям.
В этих целях предусматривается провести ревизию действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
Тщательного анализа и совершенствования требует система лицензирования отдельных видов деятельности. В рамках осуществления разграничения функций и полномочий центральных и местных исполнительных органов предполагается оптимизировать перечень лицензируемых видов деятельности с передачей отдельных функций по выдаче лицензий местным исполнительным органам за исключением видов деятельности, лицензируемых Национальным Банком Республики Казахстан.
Также следует провести работу по дальнейшему совершенствованию системы сертификации. Не нарушая принципа обеспечения безопасности продукции и работ, предлагается оставить за государством аккредитацию испытательных лабораторий и контроль за деятельностью последних. Кроме того, в целях создания здоровой конкурентной среды необходимо увеличить количество данных лабораторий.
Реформирования требуют и другие разрешительные функции государственных органов, перечень которых необходимо будет сформировать совместно с заинтересованными государственными органами и привлечением к этой работе ассоциаций предпринимателей. Так, необходимо уточнение вопросов предоставления земельных участков для субъектов малого предпринимательства с возможностью ускорения и упрощения данного процесса.
Конструктивное решение этих проблем позволит устранить лишние административные барьеры, тем самым сделать вход на рынок для всех субъектов максимально простым.
На основе изучения и обобщения судебной практики предусматривается принять меры по обеспечению единообразия выносимых судебных решений и своевременному их исполнению, отсутствие которых в настоящее время заставляет предпринимателей обращаться во все государственные органы, чтобы любыми способами решить вопросы, отнесенные к компетенции судебных органов.
Реализация гарантий прав на свободу предпринимательской деятельности зависит не только от государства, но и от самих предпринимателей и их общественных организаций.
Для максимального участия общественных организаций предпринимателей в принятии государственными органами решений в области экономической и социальной политики Программой Правительства на 2002-2004 годы предусмотрено создание при центральных исполнительных органах экспертных советов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Разработка нормативных правовых актов и выработка рекомендаций на основе таких советов соответствует экономической политике, проводимой государством.
6. Ресурсы и источники финансирования Программы
Финансовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса будет осуществляться за счет средств республиканского и местного бюджетов в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели, а также целевых займов, получаемых Республикой Казахстан, государственных натурных грантов и других не запрещенных законодательством источников.
Для реализации плана мероприятий, предусмотренных Государственной программой, предполагается ежегодное выделение средств из республиканского бюджета в объеме 159,12 млн. тенге.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить институциональные условия для перехода малого предпринимательства к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли; увеличения активов предприятий малого предпринимательства; создания наукоемких экспортно-ориентированных производств и выхода продукции (работ, услуг) малого предпринимательства на внешние рынки.
В период реализации Программы информационной сетью поддержки предпринимательства должны быть охвачены до 400 тысяч субъектов малого предпринимательства. В результате практической реализации предусмотренных Программой мер ожидается увеличение количества субъектов малого предпринимательства в 2003 году до 470 тысяч, в 2004 году - до 500 тысяч, в 2005 году - до 530 тысяч; численности занятых в малом предпринимательстве в 2003 году - до 1,6 млн. человек, в 2004 году - до 2,0 млн. человек, в 2005 году - до 2,2 млн. человек; доли малого предпринимательства в структуре ВВП в 2003 году - до 22%, в 2004 году - до 25%, в 2005 году - до 27%.