О проекте Закона Республики Казахстан "О связи"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2003 года N 1153.

      Правительство Республики Казахстан постановляет:

      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О связи".

Премьер-Министр
Республики Казахстан



      Проект

Закон Республики Казахстан
"О связи"

      Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Республики Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию указанной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение связи

      1. Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Республики Казахстан, предназначенной для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц и обеспечения потребности безопасности, обороны, охраны правопорядка, государственных органов в услугах связи.

      2. Средства связи и вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или кода идентификации;

      2) абонентская фиксированная система оплаты услуг телефонных соединений (далее - абонентская система оплаты услуг) - система оплаты услуг, при которой сумма платежей пользователя связи за определенный период времени включает плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его средней продолжительности в расчете на одного абонента;

      3) высокочастотные устройства - оборудование и (или) приборы, предназначенные для генерирования и использования электромагнитной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области телекоммуникаций;

      4) доминирующий оператор связи - оператор связи, занимающий доминирующее (монопольное) положение в области связи в соответствии с антимонопольным законодательством Республики Казахстан;

      5) кабельная канализация - совокупность подземных трубопроводов и колодцев, предназначенных для прокладки, монтажа и технического обслуживания кабелей связи;

      6) каналы специальной курьерской и фельдъегерской связи - совокупность почтовых сетей, подразделений специальной курьерской и фельдъегерской связи, используемых для пересылки специальных отправлений в сопровождении фельдъегерей;

      7) конверсия радиочастотного спектра - совокупность мероприятий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

      8) линии связи - линии передачи (кабельные, радиорелейные и другие), физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи, в том числе магистральные, соединяющие междугородние (международные) телефонные станции сетей телекоммуникаций операторов связи Республики Казахстан или других стран;

      9) магистральный оператор связи - оператор связи, владеющий и (или) эксплуатирующий магистральную линию связи, междугородную (международную) телефонную станцию и предоставляющий услуги по транзиту трафика и предоставлению сетевых ресурсов другим операторам связи;

      10) междугородная телефонная связь - телефонное соединение между пользователями услугами связи, находящимися на территории Республики Казахстан, за исключением местных телефонных соединений;

      международная телефонная связь - телефонное соединение между пользователями услугами связи, находящимися на территории Республики Казахстан и пользователями услугами связи на территории другого государства;

      11) межсетевые соединения - взаимодействие сетей телекоммуникаций, являющееся результатом оказания услуги присоединения одной сети телекоммуникаций к другой;

      12) местная сеть телекоммуникаций - это совокупность технических средств, предназначенных для осуществления электрической связи в городских и сельских населенных пунктах, состоящая из коммутационного оборудования (станции, подстанции, концентраторы), линейно-кабельных сооружений (соединительные линии и каналы), систем передачи и абонентских устройств (терминалы);

      13) национальные ресурсы в области связи - ресурсы радиочастот, нумерации и орбитальных позиций спутников связи;

      14) оказание услуг связи - деятельность операторов связи, заключающаяся в предоставлении пользователям услуг связи;

      15) оконечное оборудование - технические средства для передачи или приема сигналов телекоммуникаций по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов, либо предназначенные для указанных целей;

      16) оператор связи - физическое или юридическое лицо, получившие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке лицензию на предоставление услуг связи;

      17) оператор универсального обслуживания - оператор связи, оказывающий услуги связи на сети телекоммуникаций общего пользования, на которого в соответствии с законодательством Республики Казахстан, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи;

      18) охранная зона сетей телекоммуникаций - земельный участок, расположенный вдоль линии связи и вокруг объектов связи, с находящейся на нем растительностью и строениями;

      19) повременная система оплаты услуг телефонных соединений (далее - повременная система оплаты услуг) - система оплаты, при которой сумма платежей пользователя связи за определенный период времени состоит из постоянной составляющей - платы за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и повременной составляющей - платы за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его фактической продолжительности в единицах тарификации;

      20) пользователь услугами связи - физическое или юридическое лицо, получающее услуги связи;

      21) пользователь радиочастотным спектром - физическое или юридическое лицо, которому присвоена (назначена) полоса частот или радиочастота (радиочастотный канал);

      22) почтовая связь - прием, обработка, перевозка и доставка почтовых и специальных отправлений, а также почтовый перевод денег;

      23) почтовые отправления - письма, почтовые карточки, бандероли, пакеты, посылки, почтовые контейнеры, а также печатные издания в соответствующей упаковке;

      24) правительственная связь - специальная защищенная связь для нужд государственного управления;

      25) присвоение (назначение) полосы частот, радиочастоты (радиочастотного канала) - разрешение на использование радиочастотного спектра, выдаваемое соответствующим радиочастотным органом пользователю радиочастотным спектром на использование указываемой в этом разрешении полосы частот, радиочастоты (радиочастотного канала) с применением радиоэлектронного средства;

      26) присоединение одной сети телекоммуникаций к другой - организация технологического взаимодействия между двумя сетями телекоммуникаций, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между пользователями услугами связи этих сетей;

      27) пропуск трафика - осуществление процесса установления соединения и передачи информации между пользователями услугами связи (сетями телекоммуникаций);

      28) радиочастотный спектр - определенная совокупность радиочастот в диапазоне от 3 кГц до 400 ГГц;

      29) радиоэлектронное средство - техническое средство, предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн и состоящее из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств, либо их комбинации, включая вспомогательное оборудование;

      30) ресурс нумерации - совокупность номеров, используемых в сетях связи;

      31) связь - прием, сбор, обработка, накопление, передача (перевозка), доставка, распространение информации, почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег;

      32) сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для телекоммуникаций или почтовой связи;

      33) система повременного учета стоимости местных телефонных соединений (далее - повременный учет местных телефонных соединений) - совокупность технологий и методов учета местных телефонных соединений, обеспечивающих расчет суммы платежей за использование услуг местной сети телекоммуникаций;

      34) служебная информация об абонентах - сведения об абонентах (телефонные номера, адреса электронной почты), биллинговые сведения и сведения о предоставляемых абонентам услугах;

      35) специальные отправления - регистрируемые пакеты, посылки, метизы с вложением государственных секретов и их носителей, а также особо важной корреспонденции государственных органов и организаций, изделий, их компонентов (веществ) и грузов оборонной промышленности;

      36) специальная курьерская связь - вид курьерской связи, осуществляемый организациями почтовой связи и обеспечивающий прием, обработку, охрану, перевозку и доставку (вручение) специальных и иных отправлений, содержащих любую охраняемую законом тайну и ценности, в том числе драгоценные металлы, камни и изделия из них;

      37) средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений телекоммуникаций либо почтовых отправлений;

      38) трансляция - осуществление процесса передачи информации с использованием передающих радиоэлектронных средств, кабельных сетей и номиналов радиочастотного спектра для распространения телевизионных и радиопрограмм;

      39) трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи;

      40) универсальные услуги связи - минимальный перечень услуг связи, разрабатываемый уполномоченным органом в области связи и утверждаемый Правительством Республики Казахстан, оказание которых любому пользователю услугами связи в любом населенном пункте в заданный срок, с установленным качеством и уровнем цен, обеспечивающим доступность этих услуг, является обязательным для операторов универсального обслуживания;

      41) управление сетью связи - совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования сети связи, в том числе регулирование потока нагрузки (трафика);

      42) услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия между сетями связи, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей;

      43) услуги связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, перевозке, доставке почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег или сообщений телекоммуникаций;

      44) фельдъегерская связь - вид правительственной курьерской связи, обеспечивающий прием, сохранность, перевозку и доставку корреспонденции государственных органов, в том числе содержащую государственные секреты;

      45) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области связи - операторы связи, владельцы специальных, ведомственных и корпоративных сетей телекоммуникаций, отдельного коммутационного оборудования, подключаемого к сети телекоммуникаций общего пользования, владельцы радиоэлектронных средств, являющиеся пользователями радиочастотным спектром;

      46) электрическая связь (телекоммуникация) - всякая передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области связи

      1. Законодательство Республики Казахстан в области связи основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования деятельности в области связи

      Принципами государственного регулирования деятельности в области связи являются:

      1) соблюдения прав и защиты интересов пользователей услугами связи, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи;

      2) создание условий для оказания универсальных услуг связи;

      3) свободы передачи сообщений по сетям и средствам телекоммуникаций, свободы приема, доставки и транзита почтовых отправлений;

      4) равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;

      5) добросовестной конкуренции;

      6) обеспечения надежности и управляемости связью с учетом сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Республики Казахстан;

      7) содействия расширению международного сотрудничества в области связи, интеграции в мировую систему связи;

      8) обеспечения централизованного управления национальными ресурсами в области связи.

Глава 2. Государственное регулирование
деятельности в области связи

Статья 5. Уполномоченный орган в области связи

      1. Государственное регулирование деятельности в области связи осуществляется уполномоченным органом в области связи, определяемым Правительством Республики Казахстан.

      Нормативные правовые акты, издаваемые уполномоченным органом в области связи, и решения, принимаемые им в пределах своих полномочий, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими.

      2. Основными задачами уполномоченного органа в области связи являются:

      1) осуществление государственной политики в области связи, включая распределение и использование национальных ресурсов в области связи, а также участие в пределах своей компетенции в сфере метрологии, стандартизации и сертификации в области связи и обеспечение ее реализации;

      2) в пределах своей компетенции осуществление государственного регулирования деятельности в области связи;

      3) участие в разработке предложений и реализация основных направлений и приоритетов развития и совершенствования связи Республики Казахстан, повышения ее качества, доступности и устойчивости функционирования;

      4) межотраслевая координация деятельности в области связи;

      5) лицензирование деятельности в области связи;

      6) осуществление государственного технического надзора и контроля в области связи;

      7) утверждение видов и объемов выпуска государственных знаков почтовой оплаты;

      8) планирование использования радиочастотного спектра, а также обеспечение его эффективного использования;

      9) создание условий для функционирования рынка услуг связи;

      10) управление национальными ресурсами в области связи;

      11) координация действий центральных и местных исполнительных органов по вопросам связи, а также операторов связи.

Статья 6. Права и обязанности уполномоченного органа в области связи

      1. Уполномоченный орган в области связи обязан:

      1) регулировать деятельность по предоставлению универсальных услуг связи на всей территории Республики Казахстан;

      2) обеспечить эффективное использование национальных ресурсов в области связи;

      3) соблюдать интересы национальной и общественной безопасности;

      4) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам регулирования отношений в области связи;

      5) направлять хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области связи, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области связи;

      6) обеспечить создание на территории Республики Казахстан условий для нормального функционирования рынка услуг связи, а также обеспечение охраны здоровья граждан, окружающей среды и защиты интересов пользователей услугами связи;

      7) обеспечить государственный технический надзор и контроль за деятельностью физических и юридических лиц в области связи, включая использование национальных ресурсов в области связи;

      8) обеспечить согласование с органами национальной безопасности нормативных правовых актов, устанавливающих требования, направленные на обеспечение национальной безопасности в области связи, а также совместно с органами национальной безопасности осуществлять координацию деятельности операторов связи по вопросам обеспечения национальной безопасности в области связи;

      9) вести реестры национальных ресурсов в области связи и лицензий.

      2. Уполномоченный орган в области связи вправе:

      1) разрабатывать и принимать нормативные правовые и нормативные технические акты в области связи;

      2) в порядке и случаях, установленных законами Республики Казахстан, принимать меры административного взыскания к лицам, виновным в нарушении норм законодательства Республики Казахстан, регламентирующего деятельность в области связи;

      3) требовать от юридических лиц, владельцев передающих устройств высокочастотных и сверхвысокочастотных диапазонов соблюдения санитарных правил, гигиенических и экологических нормативов в части предотвращения негативного влияния электромагнитных полей на окружающую среду и здоровье населения;

      4) иметь доступ на объекты связи хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи и использующих радиочастотный спектр, для проведения проверок в установленном порядке, по предъявлении надлежащим образом оформленного технического задания и служебного удостоверения, за исключением объектов сетей телекоммуникаций специального назначения;

      5) требовать от владельцев радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств немедленного отключения этих средств (устройств) в случае отсутствия разрешений на право их эксплуатации, несоответствия технических характеристик установленным нормам;

      6) при выявлении нарушений правил эксплуатации технологического оборудования сетей связи, охраны труда и техники безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде или нормальному функционированию систем жизнеобеспечения, вправе приостановить работу отдельных средств связи или технологических систем.

Статья 7. Радиочастотные органы Республики Казахстан

      1. Радиочастотными органами, уполномоченными осуществлять распределение, выделение и присвоение полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) в Республике Казахстан, являются:

      уполномоченный орган в области связи Республики Казахстан;

      центральный исполнительный орган военного управления Республики Казахстан.

      2. Основными функциями уполномоченного органа в области связи при регулировании радиочастотного спектра являются:

      1) разработка нормативных правовых актов по вопросам распределения и использования радиочастотного спектра, государственных стандартов, правил эксплуатации и других нормативно-технических документов по использованию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в пределах своей компетенции;

      2) организация работ по технической экспертизе выделяемых полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов);

      3) определение порядка и выдача разрешений на использование радиочастотного спектра, приобретение (продажу), эксплуатацию на территории Республики Казахстан и ввоз из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;

      4) регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;

      5) введение запретов эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в случае их несоответствия установленным стандартам и техническим нормам, создания угрозы безопасности граждан, охраны окружающей среды, а также при выполнении особо важных работ и мероприятий;

      6) осуществление контроля за использованием радиочастотного спектра в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан;

      7) организация мероприятий по устранению радиопомех радиоэлектронным средствам, в том числе радиоэлектронным средствам международных организаций и иностранных государств, действующим в соответствии с международными договорами и правилами;

      8) осуществление присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и выполнение мероприятий по международной координации радиочастот в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.

      3. Центральный исполнительный орган военного управления Республики Казахстан в соответствии с национальной Таблицей распределения полос частот проводит необходимые согласования по выделению и использованию радиочастотного спектра в диапазонах совместного использования для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также обеспечивает осуществление регулирования использования радиочастотного спектра и соответствующих радиоэлектронных средств в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства.

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов

      1. Акимат области (города республиканского значения, столицы):

      1) согласовывает при участии всех операторов связи, а также специалистов связи государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан, осуществляющих деятельность на соответствующей административной территории, планы строительства и эксплуатации сооружений связи, линий телекоммуникаций и других объектов инженерной инфраструктуры, за исключением сетей подразделений правительственной связи.

      При организации строительства кабельной канализации для прокладки кабелей связи должны учитываться интересы государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан, а также всех операторов связи;

      2) совместно с операторами связи определяет перечень объектов социального значения для предоставления абонентам бесплатных соединений, с компенсацией соответствующих расходов операторам связи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      3) предоставляет здания и помещения для размещения объектов почтовой связи в соответствии с нормативами и соответствующими технологическими нормами.

      2. Аким района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа формирует предложения акимату области (города республиканского значения, столицы) в части организации предоставления услуг связи на соответствующей административно-территориальной единице для включения в планы развития области.

Статья 9. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

      1. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников находится в исключительной компетенции государства.

      Регулирование использования радиочастотного спектра представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и технических мер, направленных на эффективное использование радиочастотного спектра и обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

      2. Разработка и реализация политики в области распределения радиочастотного спектра, а также эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи в интересах государства обеспечиваются Правительством Республики Казахстан.

      3. Выработка предложений по реализации государственной политики в области распределения радиочастотного спектра, а также эффективного использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи в интересах государства осуществляется Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан с участием представителей объединений операторов связи и потребителей, использующих радиочастотный спектр.

      Положение о Межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан и ее состав утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      4. Использование радиочастотного спектра, являющегося ограниченным ресурсом, осуществляется на платной основе. Годовые ставки, порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет платы за использование радиочастотного спектра определяется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

      5. В целях обеспечения реализации государственной политики в области распределения и эффективного использования радиочастот на территории Республики Казахстан уполномоченный орган в области связи обеспечивает разработку и выполнение процедур:

      1) по порядку проектирования, строительства, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

      2) по обязательной регистрации средств связи, в том числе используемых для целей телерадиовещания и иных технических средств, являющихся источником электромагнитного излучения;

      3) по проведению радиоконтроля и защиты радиоприема от индустриальных помех, по государственному техническому надзору и контролю за использованием радиочастотного спектра;

      4) по международной координации радиочастот в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.

      6. Средства связи, в том числе используемые для телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      За государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Статья 10. Общие положения по распределению радиочастотного спектра, выделению и присвоению (назначению) полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов)

      1. Использование радиочастотного спектра в Республике Казахстан осуществляется в соответствии со следующими принципами:

      разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;

      права доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов;

      платность использования радиочастотного спектра;

      недопустимость бессрочного выделения, присвоения (назначения) полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов);

      конверсия использования радиочастотного спектра с возмещением расходов на данное мероприятие;

      прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

      2. Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с национальной Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Республики Казахстан в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц для радиоэлектронных средств всех назначений, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, и планами перспективного использования радиочастотного спектра, утверждаемыми уполномоченным органом в области связи на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.

      3. Порядок распределения, выделения и присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для радиоэлектронных средств всех назначений определяется совместно уполномоченным органом в области связи и центральным исполнительным органом военного управления Республики Казахстан.

      Распределение полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телевизионного и радиовещания может проводиться на конкурсной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      4. Частотные присвоения могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан с одновременным возмещением хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области связи, ущерба, связанного с переходом на другие частоты.

      5. Право использования радиочастотного спектра удостоверяется разрешительными документами, выдаваемыми уполномоченным органом в области связи для радиоэлектронных средств гражданского значения и центральным исполнительным органом военного управления Республики Казахстан для радиоэлектронных средств, обеспечивающих нужды обороны, безопасности и охраны правопорядка.

      6. Разрешения на использование радиочастотного спектра выдаются владельцам лицензий и лицам, предполагающим использовать радиочастотный спектр для осуществления внутрипроизводственной деятельности, не позднее двухмесячного срока со дня поступления в уполномоченный орган в области связи заявки установленного образца.

      7. Отказ в выдаче разрешения на использование радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств гражданского назначения дается заявителю по следующим основаниям:

      несоответствие заявленной полосы частот, радиочастоты (радиочастотного канала) национальной Таблице распределения полос частот;

      несоответствие параметров излучения и приема заявленных радиоэлектронных средств требованиям, нормам и национальным стандартам в области обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

      отрицательное заключение экспертизы электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами;

      занятость гражданскими пользователями заявленной полосы частот, радиочастоты (радиочастотного канала), ранее присвоенной пользователю в установленном законодательством порядке;

      отсутствие соответствующей лицензии на вид предпринимательской деятельности в области связи с использованием радиочастот, выдаваемой лицензиаром в установленном законодательством порядке;

      отрицательные результаты проведения согласования полосы частот, радиочастоты (радиочастотного канала) с центральным исполнительным органом военного управления Республики Казахстан;

      отрицательные результаты проведения процедуры международной координации радиочастоты (радиочастотного канала), если такая процедура предусматривается Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и международными договорами Республики Казахстан;

      по иным техническим причинам, устанавливаемым уполномоченным органом в области связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области связи.

      8. Отказ в выдаче разрешения на использование радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств, обеспечивающих нужды обороны и безопасности государства осуществляется в порядке, определяемом центральным исполнительным органом военного управления Республики Казахстан.

      9. В случае проведения согласования полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) с радиочастотными органами, срок проведения согласования должен составлять не более тридцати дней с момента отправки запроса, при этом срок рассмотрения заявки может быть продлен на время проведения необходимых согласований. При проведении международной координации радиочастот с сопредельными государствами (в приграничных зонах Республики Казахстан) в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи - срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на четыре месяца, о чем заявитель должен быть уведомлен заблаговременно в письменной форме.

Статья 11. Распределение и регулирование использования ресурса нумерации и выделение номеров

      1. Порядок распределения ресурса нумерации и выделение номеров, а также особенности использования номеров телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан, предназначенных для оказания телефонных услуг, определяются уполномоченным органом в области связи.

      2. Уполномоченный орган в области связи утверждает Правила, устанавливающие порядок получения прав пользования номерами, в том числе определяет основания присвоения номеров, ведет реестр распределенных и резервных ресурсов нумерации.

      3. Операторы сетей связи должны обеспечить возможности на своих местных сетях телекоммуникаций сохранение присвоенных пользователям номеров при смене ими оператора связи, но не места расположения. Уполномоченный орган в области связи может приостановить выполнение данного требования на определенный срок, оправданный техническими причинами.

      4. Изъятие ресурса нумерации, выделенного оператору связи, осуществляется уполномоченным органом в области связи на основании:

      1) по просьбе получателя ресурса нумерации;

      2) прекращения действия лицензии оператора связи;

      3) использования оператором связи ресурса нумерации с нарушением нормативных документов, регулирующих их использование;

      4) не использования оператором связи выделенного ресурса нумерации более чем на 75 % в течение двух лет с момента выделения.

Статья 12. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях

      1. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, уполномоченным органом в области связи во взаимодействии с центрами управления связью государственных органов по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан и центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, а также исполнительными органами, в ведении которых находятся сети телекоммуникаций.

      2. Во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карантинов, иных чрезвычайных ситуаций государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановления деятельности сетей и средств связи, за исключением правительственной связи.

      Возмещение затрат, понесенных операторами связи при использовании их сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карантинов, иных чрезвычайных ситуаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      3. Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан, а также сообщениям о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Статья 13. Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

      1. Операторы связи, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на всех сетях связи, доступ к служебной информации об абонентах, а также принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий.

      Требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются уполномоченным органом в области связи по согласованию с органами национальной безопасности, осуществляющими специальные оперативно-розыскные мероприятия.

      2. В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, государственные органы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеют право приостановления деятельности любых сетей и средств связи.

      3. Взаимоотношения операторов связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, регулируются в соответствии с настоящим Законом и законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

Статья 14. Сертификация технических средств связи

      1. Технические средства связи, используемые на единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан, радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источником электромагнитного излучения, технические средства почтовой связи подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, определяются уполномоченным органом в области связи по согласованию с органами национальной безопасности и уполномоченным органом по вопросам стандартизации и сертификации.

Статья 15. Лицензирование деятельности в области связи

      1. Деятельность физических и юридических лиц, в том числе иностранных, связанная с производством и предоставлением услуг связи осуществляется на основе лицензий.

      Условия выдачи лицензий и квалификационные требования определяются Правительством Республики Казахстан.

      2. Лицензирование деятельности в области связи осуществляет уполномоченный орган в области связи в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      3. Лицензиар может отказать в выдаче лицензии по следующим основаниям:

      1) невозможна техническая реализация вида деятельности, в связи с отсутствием радиочастот, ограничениями по мощности радиоэлектронных средств и недостаточностью ресурса нумерации;

      2) заявление подано на виды деятельности, лицензия на осуществление которых выдается только на конкурсной основе. В случае участия заявителя в конкурсе, отказ в выдаче лицензии может быть произведен по результатам конкурса;

      3) в результате выдачи лицензии или осуществления лицензируемой деятельности будут нарушены национальная безопасность и (или) общественный порядок;

      4) при осуществлении деятельности в области связи возможно вредное воздействие электромагнитных излучений на здоровье населения.

      4. Лицензиар имеет право приостановления действия лицензии в случаях:

      1) использования радиочастотного спектра без оформления соответствующих разрешений;

      2) задержки внесения платы за использование радиочастотного спектра на срок более одного месяца со дня установленного законодательством Республики Казахстан;

      3) передачи лицензиатом другим пользователям во временное или постоянное использование закрепленных за ним полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов);

      4) нарушения лицензиатом правил эксплуатации радиоэлектронного оборудования, приведших к созданию помех, нарушающих установленные нормы функционирования электромагнитных систем;

      5) нарушения условий действия лицензии;

      6) отказа в предоставлении сведений лицензиару, запрашиваемых в пределах его компетенции и необходимых для оценки деятельности лицензиата;

      7) не предоставления лицензиатом услуг в течение шести месяцев с момента выдачи лицензии, если иное не установлено условиями действия лицензии.

      5. Если в течение установленного срока с момента получения уведомления о приостановлении действия лицензии ее владелец не устранил нарушение, лицензиар имеет право отозвать лицензию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

Статья 16. Лицензирование деятельности в области связи на конкурсной основе

      1. Лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи с использованием полос радиочастот и ресурса нумерации выдаются на конкурсной основе в случае, если:

      1) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастот в диапазоне, по которому Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан рекомендовано ограничение по возможному числу операторов связи, действующих на определенной территории, в связи с недостаточным объемом радиочастотного спектра, доступного для оказания услуг связи радиочастотного спектра, с надлежащим уровнем качества;

      2) сеть телекоммуникаций общего пользования на определенной географической территории имеет ограниченные ресурсы сетевого доступа, в связи с чем, уполномоченным органом в области связи устанавливаются ограничения по возможному числу операторов связи, действующих на этой территории. Такое решение может носить только временный характер и должно быть отменено после устранения причин технического характера;

      3) лицензии на право предоставления универсальных услуг связи выдаются при условии компенсации затрат, связанных с оказанием универсальных услуг связи.

      2. Решение о проведении конкурса принимается уполномоченным органом в области связи с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан, как это указано в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи.

      Конкурс проводится в срок не позднее шести месяцев после принятия такого решения.

      Порядок проведения конкурсов определяется Правительством Республики Казахстан.

      3. При получении права на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг в области связи по итогам конкурса, проведенного уполномоченным органом в области связи, победитель вносит разовую плату в государственный бюджет в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства Республики Казахстан.

      4. К участию в конкурсах (или аукционах) допускаются любые физические и юридические лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, и правилам проведения конкурса (или аукциона), в том числе и владеющие соответствующими лицензиями.

Статья 17. Лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания

      1. Лицензия на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания выдается физическим и юридическим лицам уполномоченным органом по делам средств массовой информации.

      2. В случае использования телевизионных и радиовещательных сетей для распространения услуг телекоммуникаций (передача данных, доступ к сети Интернет, телематические услуги, услуги местной телефонной связи и другое), владелец указанных сетей осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной уполномоченным органом в области связи в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

      3. Расчет, согласование с радиочастотными органами и международная координация радиочастот для целей телевизионного и радиовещания производится уполномоченным органом в области связи по заявке уполномоченного органа по делам средств массовой информации с приложением необходимых для проведения расчета данных.

      4. Разрешение на использование радиочастотного спектра для целей телевизионного и (или) радиовещания выдается уполномоченным органом в области связи по согласованию с уполномоченным органом по делам средств массовой информации при наличии лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания.

      В разрешении на использование радиочастотного спектра в обязательном порядке должны указываться месторасположение технических средств, в том числе размещение антенных устройств с указанием географических координат, а также фактическая мощность используемых передающих средств.

Статья 18. Тарифы на услуги связи

      1. Тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи на основе прозрачности и объективного подхода, обеспечивающего равные условия для всех пользователей услугами связи.

      2. Операторы связи обеспечивают предоставление пользователям услугами связи бесплатных соединений с экстренными и оперативными службами по перечню, определяемому уполномоченным органом в области связи.

      При введении повременного учета местных телефонных соединений операторы связи по согласованию с местными исполнительными органами и при условии компенсации ими соответствующих расходов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, должны также обеспечить предоставление абонентам бесплатных соединений с объектами социального значения населенного пункта.

Глава 3. Сети связи

Статья 19. Единая сеть телекоммуникаций Республики Казахстан

      1. Единая сеть телекоммуникаций Республики Казахстан представляет собой сеть телекоммуникаций, расположенную на территории Республики Казахстан и состоящую из сетей телекоммуникаций следующих категорий:

      1) сетей телекоммуникаций общего пользования;

      2) ведомственных сетей телекоммуникаций;

      3) выделенных сетей телекоммуникаций;

      4) сетей телекоммуникаций специального назначения;

      5) корпоративных и других сетей передачи информации посредством электромагнитных сигналов.

      Перспективное построение единой сети телекоммуникаций определяется концепциями, другими нормативными правовыми актами, разрабатываемыми уполномоченным органом в области связи с учетом внедрения новых технологий.

      2. Для сетей, составляющих единую сеть телекоммуникаций Республики Казахстан, за исключением сетей телекоммуникаций специального назначения, уполномоченный орган в области связи:

      1) определяет единый порядок взаимодействия, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан - централизованного управления сетями телекоммуникаций, включающего в себя комплекс организационно-технических мероприятий, формирование управляющих параметров и контроль их исполнения;

      2) в зависимости от категории сети телекоммуникаций устанавливает требования по построению, управлению, использованию нумерации, организационно-техническому обеспечению функционирования, устойчивости и информационной безопасности сетей телекоммуникаций, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия сетей, оказанию услуг телекоммуникаций.

      3. Операторы связи сетей всех категорий, входящих в единую сеть телекоммуникаций Республики Казахстан обязаны создавать системы управления своими сетями, удовлетворяющие требованиям единого порядка взаимодействия, утвержденным уполномоченным органом в области связи.

      При создании сетей телекоммуникаций операторы связи обеспечивают технологическое соответствие оборудования сетей государственным стандартам, устанавливающим требования по обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий.

      4. Сеть телекоммуникаций общего пользования представляет собой комплекс взаимосвязанных сетей телекоммуникаций, предназначенный для предоставления услуг телекоммуникаций всем пользователям на территории Республики Казахстан.

      Сети телекоммуникаций общего пользования подразделяются на сети телекоммуникаций, определяемые:

      1) географически в рамках обслуживаемой территории и ресурса нумерации (местные сети телекоммуникаций);

      2) негеографически, не связанные с определенной географически территорией в пределах Республики Казахстан и ресурса нумерации;

      3) по способу реализации предоставляемых пользователю услуг связи (фиксированные и подвижные).

      Сети телекоммуникаций общего пользования взаимодействуют с сетями телекоммуникаций общего пользования иностранных государств.

      В целях обеспечения интересов пользователей универсальных услуг связи, а также надежного функционирования, сети телекоммуникаций, входящие в состав сети телекоммуникаций общего пользования, подлежат единому государственному нормативно-техническому регулированию. Вне нормативно-технических требований порядок функционирования и использования этих сетей телекоммуникаций определяется собственниками сетей связи самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом для деятельности по оказанию универсальных услуг связи.

      5. Ведомственные сети телекоммуникаций предназначены для обеспечения реализации управленческих и организационных целей государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также для реализации обеспечения производственных и управленческих целей государственных предприятий и учреждений.

      Ведомственные сети телекоммуникаций имеют присоединение к сетям телекоммуникаций общего пользования, но не могут использоваться для возмездного оказания услуг телекоммуникаций.

      6. Выделенные сети телекоммуникаций представляют собой самостоятельную категорию сетей телекоммуникаций и предназначены для предоставления услуг телекоммуникаций ограниченному кругу пользователей и:

      1) могут взаимодействовать между собой, но не имеют присоединения к сетям телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан, а также к сетям телекоммуникаций общего пользования иностранных государств;

      2) могут быть присоединены к сетям телекоммуникаций общего пользования с переводом в категорию сети телекоммуникаций общего пользования, если они соответствуют требованиям, регламентирующим функционирование сетей телекоммуникаций общего пользования;

      3) оказание услуг связи операторами этих сетей телекоммуникаций осуществляется на основании лицензий в пределах территорий, указанных в лицензиях, и с использованием нумерации, присвоенной выделенным сетям в порядке, установленным уполномоченным органом в области связи.

      Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей, а также принципы построения устанавливаются владельцами этих сетей.

      7. Сети телекоммуникаций специального назначения предназначены для обеспечения нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан, а также для обеспечения правительственной связи, и имеют присоединение к сети телекоммуникаций общего пользования.

      Сети телекоммуникаций специального назначения не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

      8. Корпоративные сети телекоммуникаций предназначены для обеспечения реализации управленческих и внутрипроизводственных целей юридических лиц.

      Корпоративные сети телекоммуникаций могут:

      1) иметь присоединение к сетям телекоммуникаций общего пользования в качестве корпоративного клиента посредством учрежденческой коммутационной станции в рамках административной территории или на уровне транзитного узла международного центра коммутации Республики Казахстан, если она объединяет распределенные по разным административным территориям участки сети, с выделением соответствующего ресурса нумерации;

      2) использоваться для возмездного оказания услуг связи, если в зоне их действия отсутствуют сети операторов сетей телекоммуникаций общего пользования при условии получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

      9. Сети радио- и телевизионного вещания являются составной частью единой сети телекоммуникаций и составляют единый производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем вещания, используемых для распространения и трансляции телевизионных и радиопрограмм на территории Республики Казахстан и зарубежных стран. Наземные системы включают радиорелейные и кабельные линии связи, радиопередатчики различной мощности и другие средства для трансляции государственных и коммерческих программ. Спутниковые системы включают в себя орбитальные спутники связи, принадлежащие международным спутниковым организациям, отдельным государствам, и наземные передающие и приемные станции.

      10. Для распространения и трансляции государственных телерадиопрограмм создаются республиканские и региональные сети радио- и телевизионного вещания, базирующиеся на единой сети телекоммуникаций с использованием технических средств и каналов операторов связи. Коммерческие телерадиовещательные организации для распространения и трансляции своих программ могут использовать как собственные, так и другие сети телекоммуникаций на договорных условиях.

      11. Кроме распространения и трансляции программ сети радио- и телевизионного вещания используются в интересах обороны, национальной безопасности и защиты правопорядка, для передачи сигналов оповещения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в особый период, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Статья 20. Фельдъегерская и специальная курьерская связь

      1. Государственная фельдъегерская служба Республики Казахстан является службой, осуществляющей правительственную курьерскую связь с обеспечением защиты государственных секретов. Личный состав фельдъегерской службы Республики Казахстан состоит в кадрах органов внутренних дел, обеспечивается боевым ручным стрелковым оружием для решения оперативно-служебных задач, специальными средствами защиты и связи, а также форменным обмундированием, образцы которого устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

      2. Служба специальной курьерской связи выполняет особые уставные задачи по обеспечению защиты государственных секретов при пересылке специальных отправлений по каналам специальной курьерской связи.

      Служба специальной курьерской связи является единым структурным подразделением Национального оператора почты Республики Казахстан, предоставляет услуги специальной курьерской связи и осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Личный состав службы специальной курьерской связи обеспечивается форменной одеждой в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области связи, а также служебным оружием, специальными средствами защиты и связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. Организационная деятельность, внутренний распорядок, подчиненность и дисциплина личного состава служб фельдъегерской и специальной курьерской связи, а также порядок предоставления и перечень пользователей услугами фельдъегерской и специальной курьерской связи определяется Правительством Республики Казахстан.

      4. Взаимоотношения организаций почтовой связи, служб фельдъегерской и специальной курьерской связи, фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил Республики Казахстан регламентируются совместными нормативными правовыми актами соответствующих уполномоченных органов.

      5. Специальные отправления, перевозимые сотрудниками фельдъегерской и специальной курьерской связи, не подлежат досмотру и задержанию, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Статья 21. Сети связи для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан

      1. Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченным органом в области создания, развития и обеспечения безопасности специальных видов телекоммуникаций, определяемым Президентом Республики Казахстан. Указанный орган обеспечивает специальными видами телекоммуникаций государственные органы Республики Казахстан, обеспечивая в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов.

      Операторы связи производят модернизацию и развитие сетей телекоммуникаций общего пользования с учетом технических возможностей и оснащенности подразделений правительственной связи.

      Система правительственной связи обеспечивается в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      2. Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан обеспечивается сетями телекоммуникаций специального назначения, использующими в качестве основы сети телекоммуникаций общего пользования.

      3. Каналы сети телекоммуникаций общего пользования и ведомственных сетей связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан предоставляются на договорной основе в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      4. Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети телекоммуникаций для обеспечения функционирования сетей телекоммуникаций специального назначения определяется Правительством Республики Казахстан.

      5. Операторы связи обязаны обеспечивать приоритетное предоставление каналов и линий связи для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан и принимать первоочередные и неотложные меры по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения.

      6. Операторы связи не могут отключать каналы связи, приостанавливать предоставление услуг связи правительственной связи, государственных органов обороны, безопасности и охраны правопорядка иначе, как по решению суда.

      7. Операторы связи предусматривают на действующих и вновь строящихся сооружениях и узлах связи площади, необходимые для размещения технических средств, а также резервные емкости в линейно-кабельных сооружениях и гарантированное электропитание, используемые в интересах сетей телекоммуникаций специального назначения и правительственной связи.

      8. При осложнении оперативной обстановки в мирное время, проведении особо важных работ и мероприятий операторы связи выделяют пользователям услугами связи, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или имеющим полномочия на проведение особо важных работ и мероприятий, дополнительные каналы и прямые линии связи по отдельным заявкам на условиях временной аренды без оформления договоров, используя при необходимости рабочие каналы сети телекоммуникаций общего пользования.

Статья 22. Почтовая связь

      1. Сеть почтовой связи представляет собой единую технологическую систему организаций и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денег, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий и пособий.

      2. Обработку и вручение воинских отправлений осуществляет фельдъегерско-почтовая связь Вооруженных Сил Республики Казахстан.

      3. Услуги почтовой связи могут оказываться негосударственными организациями почтовой связи на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом в области связи в установленном порядке.

      4. Сроки доставки почтовых отправлений определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области связи.

      5. Перечень предметов, запрещенных к пересылке по почте, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

      6. Отправитель почтового отправления вправе объявить его ценность в пределах стоимости вложения.

Глава 4. Взаимодействие сетей телекоммуникаций

Статья 23. Присоединение сетей телекоммуникаций

      1. Право на присоединение своих сетей к сетям телекоммуникаций общего пользования имеют все операторы связи.

      Присоединение одной сети телекоммуникаций к другой осуществляется на основании договора между операторами связи.

      2. Операторы сетей телекоммуникаций общего пользования обязаны оказывать услуги присоединения в соответствии с правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области связи по согласованию с уполномоченным органом по антимонопольной политике.

      3. Особенности присоединения сетей телекоммуникаций доминирующими операторами связи:

      1) для доминирующих операторов сети телекоммуникаций общего пользования договор о присоединении, определяющий условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанных с этим обязательств по взаимодействию сетей и пропуску трафика, является публичным договором, структура которого утверждается уполномоченным органом по антимонопольной политике;

      2) отказ доминирующего оператора связи от заключения договора о присоединении не допускается.

      Правила присоединения сетей телекоммуникаций к сети доминирующего оператора утверждаются уполномоченным органом в области связи.

      4. Операторы сетей телекоммуникаций обязаны обеспечить на своих сетях техническую возможность для каждого пользователя услугами связи свободно выбирать оператора связи.

      5. Магистральные операторы связи имеют право:

      1) предоставлять услуги междугородной и международной телефонной связи абонентам своих сетей;

      2) предоставлять услуги междугородной и международной телефонной связи абонентам сетей других операторов связи;

      3) предоставлять услуги по транзиту трафика и предоставлению сетевых ресурсов другим операторам связи.

Глава 5. Защита и охрана средств, сооружений и
сетей связи, радиочастотного спектра и
орбитальных позиций спутников связи

Статья 24. Охранные зоны сетей связи

      1. В целях обеспечения сохранности сетей связи, эксплуатации технических средств, сооружений и устройств устанавливаются охранные зоны и просеки, которые являются зонами с особыми условиями пользования землей.

      2. Земли, включенные в охранные зоны, обозначаются на местности специальными знаками. Эти земли изъятию у собственников и землепользователей не подлежат.

      3. Порядок установления охранных зон и режим работы в них определяются уполномоченным органом в области связи. Границы указанных зон и режим использования земель в них определяется органом, принявшим решение о предоставлении земель в собственность или землепользование, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

      4. Правила охраны сетей телекоммуникаций в Республике Казахстан утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Статья 25. Защита и охрана средств связи, сооружений и сетей связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

      1. Средства связи, сооружения и сети связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства.

      2. Охрана средств связи, сооружений и сетей связи, радиочастотного спектра, орбитальных позиций спутников связи устанавливается законодательством Республики Казахстан.

      3. В целях защиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Республику Казахстан, а также эксплуатацию радиоэлектронных средств связи, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем.

      4. Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств связи, сооружений и сетей телекоммуникаций, нарушение установленного порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования радиочастот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле- и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Глава 6. Развитие сетей связи

Статья 26. Развитие сетей связи

      1. Операторы связи самостоятельно планируют и осуществляют развитие сетей связи. Развитие сетей связи, обеспечивающих предоставление пользователям универсальных услуг связи, осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

      2. Финансирование мероприятий, направляемых на развитие сетей связи, может осуществляться за счет кредитов банков, других долговых инструментов, собственных средств, а также за счет привлечения инвестиций физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      3. При строительстве жилых домов и других объектов проектирование и прокладка внутренних и внутриквартальных сетей связи, а также установка абонентских почтовых шкафов осуществляются за счет средств заказчиков строительства на основании действующих технических норм и правил.

      4. При комплексной застройке жилых массивов, строительстве производственных объектов и прилегающих к ним населенных пунктов проектирование и строительство всех средств связи, включая гражданские сооружения и помещения почтовых отделений, осуществляются за счет средств заказчика.

      5. При строительстве или реконструкции зданий, сооружений, дорог, мостов и других объектов работы по переустройству и переносу сетей связи выполняются за счет заказчика строительства в соответствии со стандартами и по техническим условиям, выдаваемым собственниками сетей связи и (или) пользователями.

      6. Проектирование, строительство общереспубликанских магистральных, международных линий и сетей связи, проводятся физическими и юридическими лицами на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области строительства, по согласованию с уполномоченным органом в области связи.

      7. При строительстве зданий, сооружений и объектов государственных органов и организаций, включая негосударственные организации, руководители которых являются абонентами сети правительственной связи, проектирование и прокладка соединительных линий и внутренних сетей связи специального назначения осуществляется заказчиками строительства за счет собственных средств.

Статья 27. Использование транспортных средств

      1. Службам специальной курьерской и фельдъегерской связи предоставляется право на договорных условиях перевозить почтовые и специальные отправления по всем маршрутам и линиям железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта в сопровождении работников почтовой связи, вооруженных сотрудников фельдъегерской связи и фельдъегерей специальной курьерской связи, а также передавать почтовые отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций.

      2. Транспортные организации, осуществляющие регулярные перевозки по междугородным внутриобластным, междугородным межобластным и международным маршрутам следования, не могут отказывать в заключение договоров на перевозку почтовых и специальных отправлений, кроме случаев отсутствия возможностей оказать услуги по перевозке в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также обеспечивают право:

      1) внеочередного приобретения билетов сотрудниками специальной курьерской и фельдъегерской связи при выполнении ими служебных обязанностей;

      2) проезда автотранспорта служб специальной курьерской и фельдъегерской связи к местам стоянок воздушного, водного и железнодорожного транспорта;

      3) посадки вооруженных сотрудников служб специальной курьерской и фельдъегерской связи до общей посадки пассажиров.

      3. Автомобили служб специальной курьерской и фельдъегерской связи относятся к категории "специальные" без нанесения каких-либо отличительных надписей и не могут быть использованы в интересах государственных органов и организаций без согласия этих служб, за исключением случаев введения военного положения или объявления военного времени, а также при введении чрезвычайного положения либо при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

      4. При производстве неотложных аварийно-технических работ по восстановлению поврежденных сетей и средств связи транспортные средства предоставляются предприятиям связи владельцами транспортных средств вне очереди.

      Транспортные средства, принадлежащие организациям связи, могут иметь специальную символику и без согласия организаций связи не могут быть использованы для предоставления услуг и выполнения работ, не относящихся к деятельности в области связи.

Статья 28. Предоставление и использование земель связи

      1. К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые операторам связи в собственность, постоянное или временное землепользование, а также на праве ограниченного целевого пользования земельным участком (сервитут) в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. K030442

      2. Земельные участки под строительство зданий и сооружений для отделений перевозки почты при авто- и железнодорожных станциях, аэропортах, морских, речных портах и пристанях должны отводиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а под строительство городских почтамтов и узлов почтовой связи - в центральной части города с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставленных автомобилями, почтовыми вагонами, самолетами, морскими и речными судами.

      3. Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых операторам связи, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      4. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области связи, имеют право прокладывать сети связи по мостам, туннелям, улицам, автомобильным и железным дорогам, строениям, коллекторам, запретным зонам, лесам, водам в соответствии с договорами и решениями исполнительных органов.

      5. Строительство сетей телекоммуникаций и объектов на землях особо охраняемых природных территорий и в зонах с особыми условиями землепользования осуществляется с учетом установленного режима использования земель на указанных землях (территориях).

      6. По завершении работ на земельном участке, в здании или сооружении оператор связи или заказчик за свой счет обязаны привести земельный участок, здание или сооружение в первоначальное состояние либо возместить собственнику земельного участка, землепользователю или собственнику здания, сооружения причиненные убытки.

      7. При строительстве сетей и объектов операторы связи должны применять природоохранные технологии и при осуществлении деятельности не допускать ухудшения экологической обстановки. За ущерб, нанесенный окружающей среде и экологической безопасности населения, вышеуказанные операторы связи несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      8. Перенос или переустройство сооружений связи, вызываемые новым строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой полезных ископаемых производятся заказчиками строительства за свой счет в соответствии со стандартами и по техническим условиям владельцев и (или) пользователей сетей связи. При этом увеличение мощности средств связи осуществляется за счет собственников сооружений связи.

      9. Собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным операторам связи право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

      10. Предоставление прав на земельные участки под объекты связи осуществляется на основании решения местных исполнительных органов, договора купли-продажи земельного участка, договора аренды земельного участка, а также по договору об ограниченном пользовании земельным участком (договор сервитута).

Глава 7. Универсальные услуги связи

Статья 29. Универсальные услуги связи

      1. Перечень универсальных услуг связи утверждается Правительством Республики Казахстан.

      В качестве универсальной услуги связи должны быть определены такие услуги связи, которые закреплены в секторе голосовой телефонии и эксплуатации линий доступа, и предоставление которых населению с установленными уполномоченным органом в области связи параметрами качества обслуживания является обязательным.

      Основные критерии предоставления универсальных услуг связи:

      ценовая доступность для пользователей услугами связи;

      доступность по месту проживания, определяемая с учетом категории населенного пункта и численности жителей;

      доступность по времени, определяемая с учетом удовлетворения заявок на установку индивидуальных телефонов или введения определенного числа линий доступа (установки общественных телефонов) за установленный период времени.

      2. За право предоставления междугородной и (или) международной телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования в государственный бюджет вносится плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи в порядке, определяемом налоговым законодательством Республики Казахстан.

      3. Тарифы на универсальные услуги связи подлежат обязательному государственному регулированию и утверждаются Правительством Республики Казахстан. При этом тариф должен быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование операторов связи.

Статья 30. Оператор универсального обслуживания

      1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами связи, отбираемыми по конкурсу или назначаемыми в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

      2. Количество операторов связи по оказанию универсальных услуг связи, действующих на территории области Республики Казахстан (с учетом ее особенностей), определяется исходя из необходимости обеспечения универсальными услугами связи всех потенциальных пользователей.

      Право на оказание универсальных услуг связи предоставляется по результатам конкурса между операторами связи сетей телекоммуникаций общего пользования в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя, оказание универсальных услуг связи возлагается уполномоченным органом в области связи на доминирующего оператора связи, предоставляющего услуги сети телекоммуникаций общего пользования на этой территории.

      3. Доминирующий оператор связи не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.

Статья 31. Компенсации за оказание универсальных услуг связи

      1. Убытки операторов связи, оказывающих универсальные услуги, связи, подлежат компенсации, если это было определено результатами конкурса или условиями возложения обязательств по предоставлению универсальных услуг связи на доминирующего оператора связи сети телекоммуникаций общего пользования на данной территории, на основании договора.

      2. При определении размера компенсации оператор универсального обслуживания обязан осуществлять раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности, оказываемым услугам связи и частям сети связи, используемым для оказания этих услуг.

      3. Правила субсидирования стоимости универсальных услуг связи для компенсации убытков операторам связи, оказывающим универсальные услуги связи населению, определяются Правительством Республики Казахстан.

Глава 8. Права пользователей услугами связи

Статья 32. Качество услуг связи

      1. Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, условиям договора на предоставление услуг связи.

      2. Услуги связи оказываются на равных условиях для всех категорий пользователей (население, бюджетные организации, хозяйствующие субъекты) в соответствии с правилами предоставления услуг связи, утверждаемыми уполномоченным органом в области связи, с учетом льгот и преимуществ в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 33. Защита прав пользователей услугами связи

      1. Защита прав пользователей на предоставление им услуг связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Республики Казахстан.

      2. Операторы связи обеспечивают гарантированную Конституцией Республики Казахстан тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям телекоммуникаций, за исключением случаев ограничения этого права в случаях и порядке, прямо установленных законодательством.

      3. Операторы связи сетей телекоммуникаций общего пользования, предоставляющие услуги местной телефонной связи, обязаны предоставлять друг другу по запросу доступ к данным о пользователях своей сети с целью создания справочных служб или опубликования справочника телефонных номеров. Информация предоставляется с учетом требований настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан о защите прав пользователей.

      4. Получение от оператора связи служебной информации об абонентах допускается только с согласия пользователя и в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

      Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями телекоммуникаций, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только в случаях и в порядке, установленных законами Республики Казахстан.

      5. За незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений пользователей услугами операторы связи несут ответственность в соответствии с законами.

      6. При наличии технических возможностей осуществления операторам связи повременного учета местных телефонных соединений пользователь связи - физическое лицо вправе выбрать абонентскую или повременную систему оплаты услуг.

      При повременной системе оплаты услуг по требованию пользователя оператор связи обязан предоставить бесплатно письменную информацию о состоявшихся местных телефонных соединениях, подлежащих оплате.

      В случае не предоставления такой информации пользователь вправе произвести оплату услуг по абонентской системе.

      Пользователь услугами связи - юридическое лицо осуществляет расчеты по повременной системе оплаты местных телефонных соединений.

Глава 9. Особенности предоставления услуг связи

Статья 34. Использование языков и алфавитов в деятельности операторов связи

      1. На всей территории Республики Казахстан на сетях связи служебное делопроизводство операторов связи осуществляется на государственном или русском языке.

      2. Адреса отправителя и получателя телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Республики Казахстан, должны оформляться по желанию отправителя на государственном или русском языке.

      3. Текст телеграммы должен быть написан на государственном или русском языке по желанию отправителя.

      4. Международные сообщения, передаваемые по сетям связи, обрабатываются на языках, определяемых нормами международных договоров и соглашений Республики Казахстан.

      5. Информационные, справочные, другие сведения, касающиеся деятельности операторов связи, а также образцы бланочной продукции на государственном и русском языках размещаются в доступных для пользователей местах.

      6. Общение оператора почтовых отделений связи, почтамтов, переговорных пунктов, информационно-справочных служб, других работников предприятий (организаций) связи в процессе работы непосредственно с пользователями осуществляется на государственном или русском языке.

Статья 35. Учетно-отчетное время в области связи

      1. При осуществлении деятельности в области связи в технологических процессах передачи или приема сообщений и информации операторами связи, независимо от места их расположения на территории Республики Казахстан, применяется единое учетно-отчетное время, устанавливаемое уполномоченным органом в области связи.

      2. Информирование пользователей о времени предоставления услуг связи производится по местному времени.

      3. В международной связи учетно-отчетное время определяется международными договорами Республики Казахстан.

Глава 10. Ответственность при осуществлении
деятельности в области связи

Статья 36. Ответственность операторов и пользователей связи

      1. Операторы связи несут материальную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений в размере объявленной ценности и взысканного тарифа; за искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении установленного срока - в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Операторы связи, предоставляющие услуги связи с нарушением законодательства Республики Казахстан в области связи, обязаны возместить пользователю услугами связи убытки, вызванные таким нарушением.

      2. При нарушении пользователем услугами связи договорных условий, правил эксплуатации оборудования, использовании на сети телекоммуникаций несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператор связи имеет право, после письменного уведомления, приостановить доступ пользователя к сети связи до устранения недостатков, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 13 настоящего Закона, с возмещением пользователем связи потерь доходов оператора связи и компенсации вреда, причиненного оператору связи из-за повреждения или простоя оборудования в соответствии с законодательством.

      3. Оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо по пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя связи либо вследствие непреодолимой силы.

Глава 11. Международное сотрудничество

Статья 37. Международное сотрудничество

      1. Международное сотрудничество в области связи осуществляется на основе международных договоров.

      2. В международной деятельности уполномоченный орган в области связи в пределах своих полномочий, делегированных ему Правительством Республики Казахстан и предусмотренных международными договорами, как администрация связи Республики Казахстан представляет и защищает интересы Республики Казахстан в международных союзах и организациях связи.

Статья 38. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования, за исключением подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 23, которые вводятся в действие с 1 января 2006 года.

      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 18 мая 1999 г. "О связи" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 12, ст. 396; 2001 г., N 24, ст. 338; 2003 г., N 1-2, ст. 10).

Президент
Республики Казахстан



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.