Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об одобрении Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Указ Президента Республики Казахстан
Об одобрении Концепции экологической безопасности
Республики Казахстан на 2004-2015 годы
В целях обеспечения экологической безопасности Республики Казахстан и определения комплекса государственных мер по устойчивому экологическому развитию страны постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы (далее - Концепция).
2. Правительству Республики Казахстан в двухмесячный срок разработать и утвердить План мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Концепции.
3. Государственным органам Республики Казахстан в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Одобрена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" ____ 2003 года
N ___
Концепция экологической безопасности
Республики Казахстан
на 2004-2015 годы
г. Астана, 2003
1. Общие положения
1.1. Состояние и проблемы экологической безопасности
Республики Казахстан
Годы независимости в Казахстане стали годами образования и становления совершенно новой государственной системы обеспечения экологической безопасности, управления охраной окружающей среды и природопользованием - хорошо организованной и территориально разветвленной системы исполнительных органов в области охраны окружающей среды Республики Казахстан. Это обеспечило формирование и последовательную реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Однако на протяжении многих десятилетий в Казахстане складывалась преимущественно сырьевая система природопользования с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду. Поэтому кардинального улучшения экологической ситуации пока не произошло, и она по-прежнему характеризуется деградацией природных систем, что ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизнедеятельности общества.
Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасности, одобренной распоряжением Президента Республики Казахстан 30 апреля 1996 года, где рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности, экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, мониторинга окружающей среды.
Реформирование всех отраслей национальной экономики стало основой изменения отношения к использованию природных ресурсов, осуществления социально-экономического развития с учетом сохранения окружающей среды.
С момента принятия данной Концепции в Республике Казахстан произошли серьезные перемены в общественном развитии. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью.
Так, в 1997 году приняты Законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе ", в 1998 году - "О радиационной безопасности", в 2002 году - Закон "Об охране атмосферного воздуха". В области рационального природопользования - Указы Президента, имеющие силу закона, "О недрах и недропользовании" (1996 г.) и "О нефти" (1995 г.), в 2003 году Лесной , Водный и Земельный кодексы. Разработано и утверждено большинство необходимых подзаконных нормативных правовых актов.
В целях совершенствования законодательства в республике взят курс на сближение с законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан подписано 19 международных конвенций, и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажены система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа.
В результате выполнения задач Концепции значительно снижены темпы загрязнения окружающей среды по сравнению с началом 90-х годов за счет усиления государственного контроля в области охраны окружающей среды и внедрения обязательной экологической экспертизы. Однако статус государства с экологически уязвимой территорией и нерешенными экологическими проблемами до сих пор остается.
В связи с вышеизложенным, предусматриваются концептуальный пересмотр, уточнение и расширение задач обеспечения экологической безопасности в современных условиях в соответствии со стратегическими приоритетами страны.
В новой Концепции предусматривается решение нереализованных задач. Среди них: обеспечение опережающего развития научных исследований по важнейшим проблемам экологической безопасности и устойчивого природопользования, в том числе фундаментальных; введение единой системы мониторинга за состоянием окружающей среды; экологическое районирование и специальное картографирование территории Республики Казахстан.
1.2. Актуальность разработки и приоритеты Концепции
экологической безопасности на 2004-2015 годы
Мировой опыт показывает, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы любого государства.
Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Настоящая Концепция экологической безопасности разработана исходя из приоритетов Стратегии "Казахстан - 2030" в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года с учетом основных положений Повестки дня на XXI век и принципов Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 года, а также решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге (2002 год).
Обеспечение оптимального уровня экологической безопасности с достижением нормативных показателей состояния окружающей среды предполагает поэтапную реализацию положений данной Концепции.
Первый этап (2004-2007 гг.) - снижение уровня загрязнения окружающей среды и выработка плана действий по ее стабилизации.
Второй этап (2008-2010 гг.) - стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию.
Третий этап (2011-2015 гг.) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.
2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения
экологической безопасности
2.1. Цель экологической безопасности
Целью государственной политики в области экологической безопасности является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
2.2. Основные задачи экологической безопасности
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
снижение антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя Земли;
сохранение биоразнообразия и предотвращение опустынивания и деградации земель;
реабилитация зон экологического бедствия, полигонов военно-космического и испытательного комплексов;
предупреждение загрязнения шельфа Каспийского моря;
предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;
ликвидация и предотвращение исторических загрязнений, загрязнение воздушного бассейна, радиоактивного, бактериологического и химического загрязнений, в том числе трансграничного;
сокращение объемов накопления промышленных и бытовых отходов;
предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение поставленных задач достигается путем:
совершенствования и систематизации законодательства, экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля и экологического мониторинга;
оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы;
развития научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, экологической статистики, экологического образования, экологической пропаганды и участия общественности;
расширения международного сотрудничества.
2.3. Основные принципы обеспечения
экологической безопасности
Экологически безопасное развитие государства базируется на следующих принципах:
экосистемный подход к регулированию всех общественных отношений для устойчивого развития государства путем внедрения научно-обоснованного комплекса ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов и обеспечивающего сбалансированное управление качеством окружающей среды;
подчиненность региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз;
обязательность компенсации ущерба окружающей среде и здоровью человека (платят природопользователи и загрязнители);
эколого-экономическая сбалансированность развития и размещения производственных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования);
обязательность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с последующей экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизой;
информированность и участие населения в решении экологических проблем путем его доступа к экологической информации, участию в принятии решений в области охраны окружающей среды;
партнерство в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права.
3. Проблемы экологической безопасности
и пути их решения
Учитывая принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, проблемы экологической безопасности Казахстана рассматриваются в зависимости от значимости и уровня их решения как глобальные, национальные и локальные.
3.1. Глобальные экологические проблемы
3.1.1. Изменение климата
Изменение климата, происходящее за счет "парникового эффекта", является проблемой общемирового масштаба и представляет серьезную потенциальную угрозу для состояния окружающей среды.
Казахстаном в 1995 году ратифицирована Рамочная конвенция ООН по изменению климата, а в 1999 году U990084 подписан Киотский протокол к данной Конвенции.
В случае ратификации указанного протокола и его вступления в силу Казахстан станет Стороной Приложения I с возложением на себя количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Для определения целесообразности ратификации Казахстаном Киотского протокола необходимо в течение 2004 года проведение исследований о влиянии на экономику Казахстана количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Кроме неоспоримого экологического эффекта ратификация Киотского протокола открывает для нашей страны перспективы по привлечению международных инвестиций, участию в проектах совместного осуществления и механизмах чистого развития в роли инвестора с возможностью размещать активы в экономику других стран, привлекать в страну технологии для повышения энергоэффективности производства, аккумулировать углеродные кредиты для защиты экономических интересов страны на внешнем энергетическом рынке, торговать квотами на выбросы парниковых газов.
После ратификации Киотского протокола будет разработана Программа по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан до 2015 года, предусматривающая реализацию конкретных проектов и мероприятий.
3.1.2. Разрушение озонового слоя
Разрушение озонового слоя Земли является потенциальной угрозой для здоровья человека, животных, растительности и микроорганизмов.
Наблюдения с 1973 года показывают, что толщина озонового слоя над Казахстаном уменьшилась на 5-7 %.
Меры по регулированию использования веществ, разрушающих озоновый слой, принятые в соответствии с Монреальским протоколом , способствовали его сокращению в мире в 10 раз по сравнению с уровнем 1986 года.
Наша страна присоединилась к международным соглашениям об охране озонового слоя в 1998 году. В настоящее время в Казахстане проводятся работы по сокращению использования озоноразрушающих веществ (ОРВ) и изъятию их из обращения, внедрению новых технологий с заменой веществами, не разрушающими озоновый слой.
Основными путями ликвидации угрозы разрушения озонового слоя являются: обеспечение скорейшего отказа от использования ОРВ и их безопасного уничтожения; предотвращение незаконного оборота и проведение постоянного мониторинга концентрации ОРВ в тропосфере для подтверждения успешности предпринимаемых усилий.
Также в течение 2004 года следует принять необходимые нормативные правовые акты по лицензированию деятельности предприятий, использующих ОРВ, начать обучение специалистов, занимающихся деятельностью с использованием ОРВ, и проведение фундаментальных научных исследований по изучению состояния озонового слоя над Казахстаном, а также продолжить работы по сокращению использования и изъятию ОРВ путем внедрения новых технологий.
В результате проведения данных мероприятий сократится выброс ОРВ, что будет способствовать сохранению озонового слоя Земли.
3.1.3. Сохранение биоразнообразия
Экосистемы Казахстана отличаются уникальностью биологического разнообразия в Центральной Азии и на континенте в целом.
Исчезновение видов приводит к утрате разнообразия на генетическом уровне и соответствующим изменениям в экосистемах. Основной причиной реальной утраты биоразнообразия являются уничтожение и деградация местообитаний, главным образом, уничтожение лесов, эрозия почв, загрязнение внутренних и морских водоемов, чрезмерная заготовка видов. Не так давно интродукция чужеродных видов была также признана в качестве серьезной причины утраты биоразнообразия.
Для сохранения биоразнообразия Республикой Казахстан в 1994 году ратифицирована Конвенция по биоразнообразию, созданы Национальная стратегия и план действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия.
Наиболее эффективной мерой сохранения биоразнообразия является создание особо охраняемых природных территорий. Площадь особо охраняемых природных территорий республики составляет 13,5 млн. гектар или 4,9 % от всей территории, что совершенно недостаточно для сохранения экологического баланса биологического разнообразия и ниже мировых стандартов, которые составляют 10 %.
Согласно Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года предусмотрено увеличить их площадь до 17,5 млн. гектар, что будет составлять 6,4 % территории республики.
В целях сохранения биологического разнообразия в Казахстане необходимы реализация мер по оценке состояния и инвентаризация объектов биоразнообразия, расширению сети особо охраняемых природных территорий и сохранению природных популяций редких видов с помощью их искусственного воспроизводства и восстановления на нарушенных территориях с учетом современных природных и антропогенных процессов, включению особо охраняемых природных территорий страны в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО и биосферные территории в рамках программы "Человек и биосфера".
Учитывая особое экологическое, научное, рекреационное, эстетическое и культурное значение всех лесов Казахстана, занимающих всего 4,2 % от территории республики, а также их глобальную роль как естественных резерватов биологического разнообразия, следует принять неотложные меры по их переводу в систему особо охраняемых природных территорий. Для этого необходимо до 2006 года разработать Программу формирования сети государственных биосферных резерватов.
В последнее время реальную внешнюю угрозу для Казахстана представляет завоз широко распространяющихся в мире генетически измененных организмов и продуктов. Учитывая опасность широкого распространения по всему миру генетически измененных организмов и продуктов, открыт для подписания Картахенский протокол по биобезопасности Конвенции по биоразнообразию. Подписание Казахстаном Картахенского протокола позволит повысить ответственность стран за осуществление на территории нашей страны деятельности, связанной с трансграничным перемещением генетически измененных организмов и продуктов, принять меры по недопущению их ввоза в страну, обеспечить тесное международное сотрудничество, включая взаимную помощь в деле исследований и научно-технических разработок, а также обмена информацией в области биотехнологий.
Реализация указанных положений настоящей Концепции позволит сохранить и последовательно усилить охрану объектов окружающей среды, содержание ее на определенном уровне устойчивости, способности к саморегуляции и сохранение многообразия форм живой и неживой природы, в том числе генофонда живых организмов, находящихся на грани исчезновения.
3.1.4. Опустынивание и деградация земель
Большая часть Казахстана располагается в засушливой зоне и около 66 % ее территории в разной степени подвержено процессам опустынивания. По предварительным расчетам ущерб от деградации пастбищ, упущенного дохода от эрозии пашни, вторичного засоления и других причин составляет около 300 миллиардов тенге.
Проблема опустынивания и деградации земель, представляющая реальную внутреннюю угрозу для Казахстана, постепенно может перерасти в трансграничную проблему в результате возникновения пыле-солевых бурь и переноса загрязняющих веществ воздушными массами на большие расстояния.
Необходимо в течение 2004 года разработать и утвердить Программу по борьбе с опустыниванием, направленную на предотвращение и сокращение масштабов опустынивания и негативного воздействия засухи, восстановление деградированных земель и плодородия почв, разработку и внедрение экономических механизмов устойчивого землепользования, обеспечивающих сохранение и/или восстановление ресурсной базы, укрепляющих экологическую безопасность населения, а также информирование и обеспечение участия широких слоев населения в процессе борьбы с опустыниванием.
Основным результатом Программы будут предотвращение процессов опустынивания и сокращение масштабов деградации земель, введение экономических механизмов борьбы с опустыниванием, повышение продуктивности сельскохозяйственных земель.
3.2. Национальные экологические проблемы
3.2.1. Зоны экологического бедствия
Аральский и Семипалатинский регионы объявлены зонами экологического бедствия, где произошли разрушение естественных экологических систем, деградация флоры и фауны и, вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения. Зоны экологического бедствия представляют собой реальную угрозу внутренней безопасности страны.
В настоящее время в районах, прилегающих к бывшему Семипалатинскому полигону (85 населенных пунктов с численностью населения 71,9 тыс. человек), отмечается высокий уровень онкологической заболеваемости и смертности населения, болезней системы кровообращения, пороков развития среди новорожденных и эффектов преждевременного старения.
В зоне экологического бедствия Приаралья (178 населенных пунктов с населением 186,3 тыс. человек) наблюдается высокий уровень желудочно-кишечных заболеваний и анемии, особенно среди женщин и детей, детской смертности и врожденной паталогии.
В целях ликвидации угроз в зонах экологического бедствия необходимо провести мероприятия по комплексному анализу социально-экономических и экологических условий проживания населения в зонах экологического бедствия, оценить обеспеченность его качественной питьевой водой, разработать экологические требования и провести оздоровительно-реабилитационные мероприятия с учетом экологической оценки территорий и последствий влияния ядерных взрывов и иных факторов на здоровье населения и окружающую среду, разработать до 2007 года Программу внутренней миграции населения и хозяйственного использования территорий зон экологического бедствия.
Выработка предложений по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона и Приаралья будет осуществляться межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан N 182-р от 22 августа 2003 года.
3.2.2. Проблемы, связанные с интенсивным освоением
ресурсов шельфа Каспийского моря
Широкое освоение углеводородных ресурсов государствами бассейна Каспийского моря увеличивает масштаб негативного воздействия на морские и прибрежные экосистемы. В условиях неопределенности статуса моря существенное значение приобретают внешние экологические угрозы трансграничного характера.
Предстоящее массированное освоение углеводородного сырья в казахстанском секторе моря представляет потенциальную угрозу экологической безопасности страны.
Рамочной конвенцией по защите окружающей морской среды Каспийского моря и региональной Стратегией приоритетных действий определяются основные направления по использованию коммерческих ресурсов Каспийского моря и общего взаимодействия между прикаспийскими странами в отношении предстоящих мероприятий по охране экосистемы Каспия.
В Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря до конца 2005 года предусматриваются проведение специальных исследований по определению предельно возможного уровня добычи углеводородов без нанесения ущерба морским и прибрежным экосистемам, проведение геодинамического мониторинга, ликвидация бесхозных нефтяных скважин и других исторических загрязнений, принятие мер по прекращению сжигания попутного газа на факелах и несанкционированного захоронения нефтяных труб и оборудования, имеющих радиоактивное загрязнение.
Результатом исследований должна быть разработка четких нормативных экологических требований, обеспечивающих экологически безопасную хозяйственную деятельность на море, включающих зонирование Каспийской заповедной зоны.
3.2.3. Истощение и загрязнение водных ресурсов
Казахстан относится к категории стран с большим дефицитом водных ресурсов. В настоящее время водные объекты интенсивно загрязняются предприятиями горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, коммунальными службами городов и представляют реальную экологическую угрозу. Наиболее загрязнены реки Иртыш, Нура, Сырдарья, Или, озеро Балхаш. Загрязнению подвержены также подземные воды, являющиеся основным источником питьевого водоснабжения населения.
Несбалансированность между антропогенной нагрузкой на водные объекты и их способностью к восстановлению привела к тому, что экологическое неблагополучие охватило практически все крупные речные бассейны, а недостаточное финансирование нужд водного хозяйства стало причиной крайне неудовлетворительного (местами аварийного) технического состояния водохозяйственных объектов и серьезного обострения проблем снабжения населения питьевой водой.
Для решения существующих проблем постановлением Правительства Республики Казахстан N 71 от 21 января 2002 года одобрена Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года, в которой определены основные пути решения проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов, также постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93 утверждена отраслевая Программа "Питьевые воды" для устойчивого обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, приняты Водный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан "О сельских потребительских кооперативах водопользователей", а также в 2005-2010 гг. будут проведены работы по разработке Схем комплексного использования и охраны водных ресурсов основных речных бассейнов.
В развитие принятых программных документов в 2005 году необходимо разработать республиканскую целевую программу по водосбережению, реализация которой позволит ограничить темпы и объемы развития водоемких производств; повсеместно внедрить водосберегающие технологии, оборотные и замкнутые системы водопользования, снизить удельное водопотребление на единицу продукции и эксплуатационные потери, оснастить водохозяйственные системы современными средствами учета и регулирования. Программа должна включать в себя также и мероприятия по дифференциации действующих ставок платы за использование водных ресурсов, оптимизацию ценообразования за услуги по подаче воды водопользователям, с поэтапным переводом затрат по содержанию и ремонту водохозяйственных объектов на самоокупаемость.
В целях уменьшения нагрузок на речные экосистемы и для предотвращения их загрязнения и засорения в течение 2005-2010 гг. будут разработаны проекты водоохранных зон и полос для всех используемых водных объектов, в 2005-2006 гг. будет проведен комплекс научно-прикладных исследований по выработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий и целевых показателей состояния вод, что позволит осуществить поэтапный переход от точечного к совокупному нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Все это ускорит внедрение новых технологий при строительстве и реконструкции сооружений по очистке сточных вод.
Для увеличения количества и улучшения качества располагаемых водных ресурсов в регионах, испытывающих дефицит в воде, необходимо продолжить работы по регулированию речного стока, в том числе по межбассейновому перераспределению, а также по интенсификации использования питьевых подземных вод.
3.2.4. Исторические загрязнения
К "историческим" источникам загрязнения относятся бесхозные в настоящее время объекты: нефтегазовые и гидрогеологические скважины, шахты, рудники (в том числе с радиоактивными отходами), хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической безопасности страны.
В настоящее время реализуются Программа по ликвидации радиоактивных отвалов уранодобывающей промышленности и Программа по ликвидации бесхозных нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин. Однако, эти программы не полностью охватывают все виды исторических загрязнений. Поэтому существует необходимость разработки программы по ликвидации исторических загрязнений. В этой программе поэтапно предполагается до 2006 года провести полную инвентаризацию всех объектов исторических загрязнений с оценкой их воздействия на окружающую среду, а с 2010 года начать работы по ликвидации таких объектов.
В целях недопущения появления новых загрязнений необходимо разработать и внедрить правовые, экономические и иные механизмы, исключающие их появление.
3.2.5. Вопросы трансграничного характера
К трансграничным экологическим проблемам относятся вопросы вододеления, загрязнения трансграничных водных объектов, атмосферного воздуха и почвы, перемещения опасных технологий, веществ и отходов, разработки приграничных месторождений полезных ископаемых, сохранения уникальных природных комплексов.
Трансграничные экологические проблемы представляют реальную внешнюю угрозу экологической безопасности страны, решение которой обеспечивается совместными действиями сопредельных государств в рамках международных договоров.
В начале 2003 года Казахстан присоединился к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, что позволило установить новые таможенные правила по декларированию опасных отходов и предотвращать их поступление на территорию республики под видом вторичного сырья и продукции.
Казахстан присоединился к Хельсинской конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, позволяющей сформировать единые правовые подходы к решению проблем рационального использования и охраны трансграничных рек. Однако остальные страны Центрально-Азиатского региона не присоединились к данной конвенции и поэтому не принимают мер по обеспечению использования стока трансграничных водотоков разумным и справедливым образом, по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ, выполнению принципа "загрязнитель платит".
Для предупреждения и ликвидации экологических угроз трансграничного характера необходимо:
провести в 2005-2007 гг. совместные исследования по экологической оценке приграничных районов Казахстана и сопредельных государств;
решить трансграничные водные проблемы путем продвижения инициатив Казахстана по присоединению Центрально-Азиатских государств к Хельсинской конвенции ;
в целях сохранения уникальных природных комплексов предусмотреть в течение 2005-2006 гг. создание трансграничных биосферных территорий в Западном Тянь-Шане и Алтай-Саянском регионе.
Результаты от принятых мер будут способствовать выявлению, уменьшению и ликвидации потенциальных трансграничных экологических угроз.
3.2.6. Воздействие полигонов военно-космического
и испытательного комплексов
В настоящее время на территории Республики Казахстан функционируют четыре военно-испытательных полигона и комплекс "Байконур". Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население.
Пуски ракет носителей с космодрома "Байконур" обеспечиваются районами падения отделяющихся частей общей площадью 12,24 млн. га. В этих условиях оценка состояния окружающей среды занимает важное положение в решении проблемы предотвращения и ликвидации техногенного воздействия в местах производства, испытаний, хранения и эксплуатации космических средств, военной техники и военных объектов, а также в местах размещения промышленных организаций, дислокации воинских частей и соединений, осуществляющих ракетно-космическую деятельность.
В настоящее время проводятся научно-исследовательские работы по бюджетной программе "Мониторинг экологического состояния участков территории Республики Казахстан, подверженных ракетно-космической деятельности".
Также в рамках Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1449, начаты комплексные гидрогеологические и геоэкологические исследования территорий военно-испытательных полигонов.
Поскольку в решении ряда задач космическим средствам нет альтернативы, то снижение воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение экологической безопасности ракетно-космических комплексов приобретают все большую актуальность.
В этой связи в 2005 году необходима разработка Программы по мониторингу экологического состояния территорий полигонов.
3.3. Локальные экологические проблемы
3.3.1. Загрязнение воздушного бассейна
Основное загрязнение атмосферы связано с выбросами от предприятий цветной металлургии, теплоэнергетики, черной металлургии, нефтегазового комплекса и транспорта. Реальность угроз от загрязнения атмосферного воздуха сказывается на ухудшении здоровья населения и деградации окружающей среды.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха присуща в основном крупным городам и промышленным агломерациям, где проживает около половины населения республики.
К наиболее загрязненным отнесены 10 городов, 8 из которых - с высоким уровнем загрязнения воздуха. Причинами высокого уровня загрязнения воздуха в городах являются устаревшие технологии производства, неэффективное очистное оборудование, низкое качество применяемого топлива, слабое использование возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. При этом значительная часть населения промышленных центров проживает в зоне повышенного влияния вредных выбросов, так как более 20 % предприятий не имеют нормативной санитарно-защитной зоны.
Резкое увеличение автомобилей вызывает увеличение концентрации оксида углерода и диоксида азота в крупных городах (Алматы, Усть-Каменогорск, Шымкент), где среднегодовые концентрации этих веществ превышают предельно допустимые.
Загрязнение воздушного бассейна также связано с разработкой старых и освоением новых месторождений углеводородного сырья, которые ведут к увеличению загрязнения атмосферы сероводородом, меркаптанами. Сжигание на факелах попутного газа сопровождается выбросом в атмосферу большого количества парниковых газов, оксидов серы и азота, вокруг месторождений формируется повышенный тепловой фон.
С 1993 по 2000 годы выбросы вредных веществ в атмосферу сократились с 5,1 млн. тонн до 3,2 млн. тонн в основном за счет спада производства. В последние годы уже в условиях подъема экономики удалось стабилизировать выбросы вредных веществ в атмосферу на уровне 3,2-3,4 млн. тонн за счет повсеместного внедрения обязательной государственной экологической экспертизы и проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды. Дальнейшее совершенствование этих механизмов позволит после 2010 года приступить к планомерному снижению выбросов за счет ужесточения экологических требований к предприятиям, сверхнормативно загрязняющим окружающую среду.
Необходимые меры по предотвращению угроз увеличения загрязнения воздушного бассейна будут предусмотрены в краткосрочных программах по охране окружающей среды.
3.3.2. Радиоактивное загрязнение
Серьезную реальную угрозу экологической безопасности Казахстана представляет радиоактивное загрязнение, источники которого подразделяются на четыре основные группы:
отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабатывающей промышленности (отвалы урановых рудников, самоизливающиеся скважины, хвостохранилища, демонтированное оборудование технологических линий);
территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия;
отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудования;
отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов, и радиоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излучения).
В Казахстане имеются шесть крупных ураноносных геологических провинций, множество мелких месторождений и рудопроявлений урана, которые обуславливают повышенный уровень естественной радиоактивности, отходы, накопленные на уранодобывающих предприятиях и в местах проведения ядерных взрывов.
На 30 % территории Казахстана существует потенциальная возможность повышенного выделения природного радиоактивного газа - радона, который представляет реальную угрозу для здоровья человека. Опасным является использование для питьевых и хозяйственных нужд воды, зараженной радионуклидами.
На предприятиях Казахстана находится более 50 тысяч отработанных источников ионизирующих излучений и при радиационном обследовании было обнаружено и ликвидировано более 700 неконтролируемых источников, из которых 16 - смертельно опасные для человека.
Для предотвращения угрозы радиоактивного заражения населения и загрязнения окружающей среды необходимо завершить работы по инвентаризации радиоактивных источников загрязнения и до 2005 года разработать программу, включающую изучение отрицательного воздействия естественной радиоактивности на здоровье населения, а также принять ограничительные меры при выборе площадок под строительство и использовании естественных строительных материалов. Производить контроль радиоактивного загрязнения природных источников питьевой воды и в рамках разработанной Программы ликвидации и консервации нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин ликвидировать гидрогеологические скважины с высоким содержанием радионуклидов. Разработать меры по своевременному информированию населения об опасности повышенного радиационного облучения. Завершить к 2005 году работу по инвентаризации и оценке воздействия на окружающую среду и здоровье населения отвалов уранодобывающей промышленности в рамках Программы по ликвидации радиоактивных отвалов уранодобывающей промышленности.
Комплексное решение проблемы должно включать создание специализированной организации по переработке и захоронению радиоактивных отходов.
Результатом проведения данных мероприятий будет снижение облучения населения и радиоактивного загрязнения окружающей среды.
3.3.3. Бактериологическое и химическое загрязнения
Бактериологическое загрязнение . Потенциальную угрозу бактериологического заражения представляет деятельность биологического полигона на острове Возрождения в Аральском море.
Учитывая, что некоторые биологические агенты сохраняются длительное время в объектах окружающей среды и организме животных, существует реальная угроза распространения их на территории республики и в другие сопредельные государства. Не исключено, что на острове Возрождения существуют природно-очаговые зоны некоторых особо опасных инфекций, таких как чума, сибирская язва и туляремия.
Для предотвращения бактериологического загрязнения необходимо вести регулярный эпидемиологический и эпизоотологический мониторинг объектов окружающей среды и фауны на территории острова Возрождения.
В этих целях в 2004 году необходимо закончить проведение оценки разных частей острова Возрождения с точки зрения возможности длительного сохранения возбудителей инфекционных болезней, обследование Казахстанской части территории острова, ликвидацию последствий деятельности биологического полигона на острове Возрождения при обнаружении положительных результатов.
Санитарно-эпидемиологической службой и государственными противочумными организациями ведется ежеквартальный мониторинг за движением штаммов возбудителей особо опасных инфекций на территории республики. Все выделенные штаммы со всех областей поступают только в Казахский научный центр карантинных и зоонозных инфекций, являющийся депозитарием возбудителей особо опасных инфекций, где обеспечен строгий учет, и соблюдаются все требования по режиму.
В настоящее время совместно с США начаты работы по программе "Создание интегрированной системы активного эпидемиологического мониторинга в Республике Казахстан", целью которых являются защита населения от возбудителей особо опасных инфекций и создание биологической безопасности страны.
Химическое загрязнение . Среди химических веществ особую опасность в Казахстане представляют стойкие органические загрязнители (СОЗ). В мае 2001 года Правительством Республики Казахстан была подписана Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
Стойкие органические загрязнители - разнородная группа химических веществ, обладающая токсическими свойствами, проявляющая устойчивость к разложению, характеризующаяся биоаккумуляцией. Химические соединения и смеси этой группы являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах.
В отличие от ядов, поражающих определенные органы, эти вещества разрушают систему внутренней регуляции. Даже в малых дозах СОЗ могут нарушить нормальные биологические функции, передаваться последующим поколениям и представлять реальную угрозу здоровью человека и окружающей среде.
Значительную часть СОЗ в Казахстане составляют пестициды. Несмотря на огромное разнообразие новых средств защиты растений до сих пор в анализируемых пробах обнаруживаются пестициды 1950-1960 годов.
Промышленные СОЗ образуются и используются на предприятиях энергетической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности.
Отсутствует объективная оценка загрязнения природной среды СОЗ, т.к. существующая система мониторинга определяет лишь остаточные количества пестицидов в почвах и продуктах питания.
Учитывая опасное влияние на природную среду и возможность приведения к необратимым процессам на генетическом уровне, необходимо в течение 2005-2006 годов разработать программу контроля, мониторинга и управления СОЗ, направленную на мониторинг использования и мониторинг влияния их на здоровье населения.
3.3.4. Промышленные и бытовые отходы
В республике отсутствует государственная система управления отходами, включающая мониторинг, хранение, переработку и утилизацию промышленных и бытовых отходов.
На территории Казахстана накоплено более 20 млрд. тонн отходов производства и потребления, в том числе 6,7 млрд. тонн токсичных, при этом наблюдается тенденция их увеличения.
Это объясняется применением устаревших технологий, некачественным сырьем и топливом, нежеланием предприятий вкладывать средства на утилизацию и рекультивацию отходов производства.
Промышленные отходы, включая токсичные, до настоящего времени складируются и хранятся в различных накопителях, зачастую без соблюдения соответствующих экологических норм и требований. В результате этого почва, подземные и поверхностные воды многих регионов подвержены интенсивному загрязнению. Постоянно возрастающие объемы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты. С ростом высоты отвалов и терриконов они становятся все более интенсивными источниками пылеобразования.
Основная масса твердых бытовых отходов без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, 97 % которых не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства. Их размещение и обустройство осуществлены без проектов и оценки воздействия на окружающую среду. Только около 5 % твердых бытовых отходов в республике подвергается утилизации или сжиганию.
Для решения проблем, связанных с промышленными и бытовыми отходами, необходима разработка отраслевых и региональных программ по совершенствованию управления промышленными и бытовыми отходами. В рамках этих программ должны быть предусмотрены разработка системы управления твердыми отходами, реформирование структур управления отходами, разработка и внедрение нормативных документов, направленных на сокращение, организация системы учета и контроля за управлением отходами, разработка модельной программы по переработке и вторичному использованию отходов, проведение научных исследований по внедрению более чистого производства, предоставление информационной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по переработке отходов, организация обучения специалистов прогрессивным системам управления отходами, районирование территории республики по условиям захоронения отходов и сбросов промышленных и других сточных вод в недра.
3.3.5. Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера
Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет реальную угрозу экологической безопасности страны. Угроза заключается в причинении ущерба жизни, здоровью человека и окружающей среде в результате разрушительных землятрясений, оползней, селей, лавин, наводнений, пожаров, промышленных и других аварий на опасных производственных объектах.
Начиная с 1994 года, в результате чрезвычайных ситуаций в Казахстане погибло около 40 тысяч человек и пострадало более 250 тысяч. По экспертным оценкам прямой и косвенный ущерб от чрезвычайных ситуаций (при отсутствии глобальных стихийных бедствий) ежегодно составляет около 25 миллиардов тенге.
Значительный ущерб экосистемам продолжают наносить лесные пожары. В этой связи не решена проблема их своевременного обнаружения. Нет надежных и экономически эффективных авиационных средств борьбы с лесными пожарами.
Для снижения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо:
разработать Программу развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы, которая будет направлена на совершенствование системы государственного контроля и надзора в области пожарной и промышленной безопасности, деятельности прогнозных служб, пересмотр основ формирования государственного материального резерва, аварийно-спасательных сил и сил экстренного реагирования страны;
принять до 2006 года программу геодинамической безопасности освоения месторождений углеводородов и создания системы геодинамического мониторинга;
в 2005-2006 годах разработать и создать единую систему оповещения о лесных пожарах для перехода от дорогостоящих мер по их ликвидации к предупредительным мерам по своевременному раннему обнаружению и тушению их в начальной стадии при помощи авиапатрулирования, с созданием специализированных подразделений с собственным парком легких самолетов.
Выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит уменьшить количество пострадавших и снизить материальный ущерб от негативных последствий.
4. Основные направления и механизмы обеспечения
экологической безопасности
Основным направлением обеспечения экологической безопасности является экологизация экономики, законодательства и общества.
4.1. Экологизация экономики
Экологизация экономики заключается в обеспечении устойчивого экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно-экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшение воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии.
Для осуществления экологизации экономики необходимы развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически "грязных" производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля, экологического мониторинга и статистики, оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы.
4.1.1. Совершенствование экономических
механизмов природопользования
Новые экономические механизмы в природопользовании предусматривают включение экологических характеристик в систему ценообразования, совершенствование системы платности природопользования и обязательное экологическое страхование.
Эффективность природоохранной деятельности природопользователей определяется созданием финансовых стимулов, а также внедрением экономических инструментов стимулирования охраны окружающей среды в природоохранной деятельности. Стимулирование природопользователей в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов должно проводиться с помощью экономического механизма природопользования, предусматривающего систему экологических платежей.
Платежи за загрязнение окружающей среды обеспечивают экономическое стимулирование снижения загрязнения окружающей среды через механизм повышения ставок за сверхнормативное использование ресурсов или сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
В 2004 году будут пересмотрены ставки платы за загрязнение окружающей среды, размер которых должен устанавливаться исходя из объемов и видов загрязняющих веществ. К ставкам платы за загрязнение окружающей среды при нахождении источника загрязнения на особо охраняемых территориях или вблизи них будут применяться повышающие коэффициенты.
Экономические инструменты должны способствовать установлению жестких норм и стандартов на деятельность хозяйствующих субъектов с целью внедрения инноваций и рационального использования природных ресурсов, развитию и введению более эффективных и малоотходных технологий.
Ущерб, причиненный природной среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени загрязнения и причиненного вреда (ущерба), затрат на восстановление, воспроизводство и иных расходов и потерь.
4.1.2. Совершенствование системы государственного
контроля в области охраны окружающей среды
и природопользования
Повышение эффективности государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования предполагает укрепление органов государственного контроля путем исключения дублирования при осуществлении контрольных и правоприменительных функций с созданием механизма защиты прав граждан и организаций в процессе такой деятельности.
Органы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должны обладать всеми полномочиями для принятия независимых и объективных решений в отношении любых вопросов, связанных с проведением инспекций или осуществлением правоприменительных действий.
Развитие системы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должно быть направлено на:
создание модели, которая помогла бы государственным органам выявить ключевые характеристики эффективной системы правоприменения и стимулирования соблюдения законодательства и способствовала бы проведению институциональной реформы государственных органов контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования в долгосрочной перспективе;
содействие сотрудничеству и обмену информацией между всеми участниками деятельности по обеспечению соблюдения экологического законодательства, включая государственные органы, промышленные предприятия, неправительственные организации и широкую общественность;
обязательное осуществление производственного контроля, как важного инструмента системы экологического менеджмента;
четкое определение ответственности на всех уровнях деятельности за выполнение природоохранных мероприятий;
предоставление правовых и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.
4.1.3. Оптимизация разрешительной системы
природопользования и экологической экспертизы
В развитых странах мира выдача разрешений на загрязнение окружающей среды осуществляется одним процессом на основании обязательной оценки воздействия на окружающую среду.
Одним из правовых воплощений данного принципа является порядок оценки воздействия на окружающую среду, введенный в экологическое законодательство многих стран мира. В число таких стран входит и Республика Казахстан.
В Казахстане, традиционно, как и в других странах СНГ, наряду с обязательной оценкой воздействия на окружающую среду проводится государственная экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), существующая неразрывно с государственной экологической экспертизой, является механизмом предупредительного экологического контроля над хозяйственной деятельностью.
Принцип превентивной охраны окружающей среды или предупреждения негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду пользуется общей поддержкой во многих странах мира.
При этом обеспечивается научное обоснование разрешенных объемов эмиссии загрязняющих веществ с учетом экологической ситуации в регионе, фонового состояния окружающей среды, установление особых условий природопользования. Нормирование загрязнения окружающей среды производится с максимальным учетом последствий вредного воздействия на здоровье населения и состояние окружающей среды, также учитываются социально-экономические последствия планируемой деятельности.
На основании заключений государственной экологической экспертизы предприятия ежегодно получают разрешения на загрязнение окружающей среды.
В 2004 году, используя международный опыт, предполагается оптимизировать разрешительную систему посредством пересмотра сроков действия разрешений в сторону их увеличения, с учетом возможных изменений проектных условий деятельности природопользователей. Это необходимо для того, чтобы не было формального подхода к проведению анализа поступающей документации, учитывая постоянный рост количества предприятий.
Кроме того, в Казахстане законодательно закреплено проведение общественной экологической экспертизы, которая в новых рыночных условиях должна стать действенным механизмом, позволяющим вовлекать общественность в процесс регулирования природопользования. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об экологической экспертизе", предусматривающие условия и порядок проведения обязательной общественной экологической экспертизы.
В этих целях необходимо более активнее вовлекать неправительственные организации в природоохранную деятельность, использовать их научный и творческий потенциал. Шире привлекать возможности и ресурсы неправительственных организаций (НПО) в проведение общественной экологической экспертизы, в том числе при разработке законодательных актов, формировании экологических проектов, проведении научно-исследовательских разработок и мониторинга экологической ситуации.
С учетом принятия Программы государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 марта 2003 года N 253, открылась реальная возможность через государственный социальный заказ привлекать НПО к участию в реализации экологических проектов, проведении общественной экологической экспертизы.
4.1.4. Совершенствование системы
экологического мониторинга
В настоящее время уровень развития экологического мониторинга в Республике Казахстан не отвечает современным требованиям.
Государственная сеть пунктов наблюдений составляет лишь 20 % от оптимального их количества, при оснащенности измерительной аппаратурой от 40 до 80 % от необходимого уровня. Изношенность технических средств наблюдений и измерений приводит к снижению объема и достоверности получаемой информации.
Недостаточная межведомственная координация систем мониторинга различных министерств и ведомств не позволяет осуществлять в полной мере объективную оценку состояния окружающей среды и получать своевременно оперативную информацию.
Требуется незамедлительное принятие мер по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга окружающей среды и природных ресурсов на основе геоинформационных систем с включением в нее всех предприятий и учреждений ведомственного мониторинга, а также систем производственного мониторинга.
Для ее функционирования необходимы создание фонда экологической информации для сбора, систематизации, хранения и распространения информации, модернизация существующей материально-технической базы систем наблюдения и измерения, принятие нормативных правовых актов для организации взаимодействия всех заинтересованных государственных органов.
4.1.5. Экологическая статистика
Экологическая статистика способствует осуществлению контроля за выполнением стратегических и индикативных планов, государственных программ и других программных документов, определению уровня развития Казахстана, его места в мировом сообществе, выделению приоритетных направлений деятельности государственных органов и общественности.
Однако отсутствие системной основы в формировании показателей, а также их малочисленность не позволяют достоверно оценить динамику изменений состояния окружающей среды и природных ресурсов.
В этих целях необходима разработка научно-обоснованной системы индикаторов и показателей в области охраны окружающей среды.
Система индикаторов и показателей в области охраны окружающей среды должна быть внедрена в практику индикативного социально-экономического планирования и государственной статистики.
4.2. Экологизация законодательства
Экологизация законодательства заключается в учете экосистемного принципа в правовом регулировании общественных отношений и достигается путем совершенствования и систематизации законодательства.
4.2.1. Совершенствование законодательства
Казахстан обладает развитым экологическим законодательством, в состав которого входят порядка 10 законов и более 200 подзаконных нормативных правовых документов.
В области совершенствования экологического законодательства прежде всего взят курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов.
На первом этапе необходимо внедрить природоохранные нормы во все другие законодательные акты, действие которых может сказаться на состоянии окружающей среды.
В 2004 году будут подготовлены законодательные акты по внедрению обязательного экологического страхования и по отходам производства и потребления, а до 2006 года обеспечено внедрение экологического аудита. Накопление средств страховыми организациями должно гарантировать возмещение ущерба окружающей среде даже в случае значительных аварий и катастроф при осуществлении экологически опасных видов деятельности. Экологический аудит в свою очередь должен помочь предприятиям и организациям наиболее экономически рациональными методами достичь нормативных показателей загрязнения окружающей среды.
4.2.2. Систематизация законодательства
в области охраны окружающей среды
Развитость и разветвленность законодательства порождает и определенные трудности в его использовании. Большинство экологических законов связано между собой, и изменение одного требует изменения большинства других, что наряду со значительными трудозатратами нередко нарушает общую систему экологического законодательства, порождает противоречия между законами и подзаконными актами.
Кроме того, для реализации указанных законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов.
В этой связи дальнейшее реформирование законодательства необходимо направить не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности. Именно эту задачу может решить кодификация экологического законодательства, т.е. обобщение, систематизация и конкретизация норм по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.
Большинство положений, имеющих прямое действие без отсылки к подзаконным нормативным правовым документам, планируется отразить в кодексе об охране окружающей среды.
Процесс кодификации законодательства в области охраны окружающей среды должен быть завершен до 2006 года.
4.3. Экологизация общества
Экологизация общества - это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.
4.3.1. Экологическое образование и воспитание
Для развития экологического образования, как основы формирования экологической культуры общества, необходимы:
формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;
подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;
государственная поддержка экологического образования.
4.3.2. Научное обеспечение
экологической безопасности
Научное обеспечение экологической безопасности предусматривает формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию и включает следующий комплекс фундаментальных и прикладных научных исследований:
определение экологической емкости природных систем и пределов их устойчивости;
разработку экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
изучение проблем сохранения биологического разнообразия, научных основ биобезопасности;
исследование возможного глобального и регионального изменения климата и его последствий для природной среды;
разработку научных основ определения экологических рисков;
разработку средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;
систематизацию накопленных знаний и координацию научных исследований в области охраны окружающей среды.
Научные исследования в области экологической безопасности будут проводиться научными учреждениями по государственному заказу через бюджетные программы и международные гранты.
4.3.3. Экологическая пропаганда и
участие общественности
Распространение экологической информации среди населения имеет большую просветительно-пропагандистскую значимость в решении вопросов обеспечения экологической безопасности. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные средства массовой информации.
Вместе с тем необходимо принять меры по повышению качества, оперативности и актуальности представляемых материалов. Государственные органы должны освещать в средствах массовой информации актуальные экологические проблемы с публикацией официальных материалов по ним. Для этого необходимо создавать экологические сайты в Интернете и размещать там официальную информацию, продолжить публикацию научных статей, монографий, издание экологических газет и журналов.
Учитывая эффективность участия всех заинтересованных граждан в решении экологических проблем, государственные органы должны обеспечить соответствующий доступ к экологической информации, принятию решений в области охраны окружающей среды. Данный механизм будет обеспечен предоставлением запрашиваемой информации и проведением общественных слушаний по крупным хозяйственным проектам, которые могут оказать существенное влияние на окружающую среду.
Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма.
В соответствии с обязательствами по международным конвенциям потенциал экологических неправительственных организаций необходимо направить на решение экологических проблем посредством активизации общественного контроля, проведения общественной экологической экспертизы, участия в формировании общественного мнения по вопросам улучшения качества окружающей среды.
4.4. Расширение международного сотрудничества
Являясь полноправным членом ООН, Казахстан на основе глобального партнерства должен использовать международное сотрудничество в качестве ключа к эффективному проведению государственной экологической политики.
Принципы устойчивого развития, заложенные в 1992 году в Рио-де-Жанейро и подтвержденные на Всемирном саммите в г. Йоханнесбурге в 2002 году, должны стать основой политики сотрудничества и партнерства в международных отношениях, учитывая то, что Казахстан получает все большее признание в мировом сообществе.
Основные направления данной политики:
практическая реализация положений международных соглашений;
выработка общих подходов, методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды;
проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований;
использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;
активизация привлечения средств международных организаций на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития страны.
Практическая реализация такой политики должна способствовать привлечению в Казахстан прогрессивной поддержки для гармонизации его развития и общественного устройства с развитыми демократическими государствами.
Для обеспечения более широкого участия республики в важнейших международных экологических конвенциях и в природоохранной деятельности на международном уровне во всех разрабатываемых программах в области охраны окружающей среды должны устанавливаться приоритеты международного сотрудничества и соответствующие мероприятия по их реализации.
Получение технической и иной помощи должно сопровождаться анализом ее эффективного использования. Следует привлекать местных экспертов и учреждения к участию в совместных проектах не только для обеспечения достаточного объема информации и более глубокого понимания местных условий, но и для того, чтобы они вырабатывали навыки по управлению природоохранной деятельностью.
5. Ожидаемые результаты при реализации
Концепции экологической безопасности
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов мероприятий на республиканском уровне, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии может быть осуществлена при разработке государственных, региональных и отраслевых программ Республики Казахстан.
На первом этапе (2004-2007 годы) будет принята и реализована Программа охраны окружающей среды на 2005-2007 годы, разработаны законодательные акты, направленные на регулирование вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита; создана единая система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
Кроме того, планируется реализация следующих программ:
развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы;
по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан до 2015 года;
по водосбережению;
действий по борьбе с опустыниванием;
внутренней миграции населения и хозяйственного использования территорий зон экологического бедствия;
по ликвидации исторических загрязнений;
по совершенствованию управления промышленными и бытовыми отходами;
по мониторингу экологического состояния территорий полигонов военно-космического и испытательного комплексов.
Все это позволит уже на первом этапе сохранить на стабильном уровне выбросы и сбросы в окружающую среду и накопление отходов производства и потребления.
На втором этапе (2008-2010 годы) путем реализации Программы охраны окружающей среды на 2008-2010 годы должен быть полностью завершен процесс создания системы охраны окружающей среды, соответствующий принципам устойчивого развития и обеспечивающий с началом третьего этапа качественное улучшение состояния окружающей среды.
На третьем этапе (2011-2015 годы) в результате завершения всех намеченных программ должно быть обеспечено снижение воздействия на окружающую среду, сформирована система управления качеством окружающей среды, и достигнуты нормативные показатели качества объектов окружающей среды и благоприятный уровень экологически устойчивого развития общества.