О проекте Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2004 года N 331

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании".

      Премьер-Министр
   Республики Казахстан

      Проект

     Закон Республики Казахстан О техническом регулировании

      Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования, направленные на обеспечение качества и безопасности продукции, процессов, работ и услуг в Республике Казахстан.

            Глава 1. Общие положения

            Статья 1. Основные понятия

      В настоящем законе используются следующие основные понятия:
      1) аккредитация - процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает компетентность юридического лица выполнять работы по подтверждению соответствия установленным требованиям;
      2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый в соответствии с правилами проведения работ в области подтверждения соответствия и аккредитации, удостоверяющий право органа по подтверждению соответствия и (или) испытательной, измерительной, поверочной, калибровочной лаборатории (центра) (далее - лаборатории) выполнять работы по подтверждению соответствия установленным требованиям;
      3) аудит (в сфере подтверждения соответствия) - системный, независимый документированный анализ деятельности аккредитованных органов по подтверждению соответствия и (или) лабораторий, а также проводимый по инициативе заявителя контроль соответствия установленным требованиям сертифицированных продукции и процессов ее жизненного цикла, систем качества;
      4) безопасность продукции, процессов ее жизненного цикла (далее - безопасность) - отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, в том числе жизни и здоровью животных и растений, имуществу физических и юридических лиц;
      5) государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования - деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соблюдения требований нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      6) государственный классификатор технико-экономической информации - документ, который представляет собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных группировок объектов технико-экономической информации;
      7) государственный стандарт - стандарт, утвержденный уполномоченным органом и доступный широкому кругу потребителей;
      8) государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов Республики Казахстан - совокупность специализированных фондов нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов государственных органов, формируемых в пределах их компетенции;
      9) государственная система технического регулирования - совокупность государственных органов, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области технического регулирования в пределах своей компетенции, а также нормативных правовых актов, стандартов и иных документов в области технического регулирования;
      10) декларация о соответствии - документ, которым изготовитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции установленным требованиям;
      11) добровольное подтверждение соответствия - процедура, посредством которой осуществляется подтверждение соответствия продукции и процессов, проводимое по инициативе изготовителя или продавца на соответствие стандарту, иному документу или специальных требований заявителя;
      12) добровольная сертификация - форма подтверждения соответствия продукции с участием органов по подтверждению соответствия продукции и процессов на соответствие стандарту, иному документу или специальных требований заявителя;
      13) жизненный цикл продукции - процессы проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и уничтожения продукции;
      14) заявитель - физическое или юридическое лицо, представившее продукцию, процессы для подтверждения соответствия, а также юридические лица, подавшие заявку на аккредитацию и аудит в области подтверждения соответствия;
      15) заинтересованные стороны - физические и юридические лица, объединения физических и юридических лиц (союзы, ассоциации), чья деятельность непосредственно связана со сферой применения разрабатываемых нормативных правовых актов в области технического регулирования, а также иные лица, участие которых предусмотрено международными договорами Республики Казахстан;
      16) знак соответствия - обозначение, служащее для информирования покупателей о прохождении продукцией процедуры подтверждения соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов;
      17) идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливается тождественность характеристик продукции ее определяющим признакам;
      18) изготовитель (исполнитель) - физические или юридические лица, производящие продукцию для последующего отчуждения или собственного потребления в производственных целях, а также выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному и (или) безвозмездному договору;
      19) контроль - форма подтверждения соответствия, осуществляемая путем наблюдения и выводов, сопровождаемых соответствующими испытаниями и измерениями;
      20) международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
      21) обязательное подтверждение соответствия - процедура, посредством которой осуществляется подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      22) обязательная сертификация - форма подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования с участием органов по подтверждению соответствия;
      23) область аккредитации - перечень объектов, закрепленных за аккредитованными органами по подтверждению соответствия и (или) лабораториями, осуществляющими работы в области подтверждения соответствия, для проведения работ по установлению их соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или договоров;
      24) орган по подтверждению соответствия - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по подтверждению соответствия;
      25) продукция (услуга) - результат процесса или деятельности;
      26) подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является документальное удостоверение (в виде декларации о соответствии или сертификата соответствия) того, что объект соответствует требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или условиям договоров;
      27) процесс (работа) - совокупность взаимосвязанных и последовательных действий по достижению какого-либо заданного результата, включая процессы жизненного цикла продукции;
      28) риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу государства, физических или юридических лиц;
      29) реестр государственной системы технического регулирования (бумажный, электронный) - документ учета нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов, технических комиссий по стандартизации, сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, аккредитованных органов по подтверждению соответствия, лабораторий, экспертов-аудиторов;
      30) региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
      31) региональная организация по стандартизации - организация по стандартизации, участие в деятельности которой открыто для соответствующих органов по стандартизации только одного региона: географического, политического или экономического;
      32) сертификация - форма подтверждения аккредитованными органами по подтверждению соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, положениям стандартов или условиям договоров;
      33) сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, положениям стандартов или иных документов;
      34) стандарт - документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования;
      35) стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией;
      36) стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения требований к продукции и процессам ее жизненного цикла посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач;
      37) схема подтверждения соответствия - способы установления соответствия объекта требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или договоров с описанием конкретных этапов проведения этой работы (испытания, оценка производства, оценка системы качества, анализ нормативной и технической документации и др.);
      38) техническое регулирование - правовое и нормативное регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции и процессам, включая деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю за соблюдением установленных требований, за исключением санитарных и фитосанитарных мер;
      39) технический эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому подтверждению соответствия;
      40) техническая комиссия по стандартизации - консультативно-совещательный орган, создаваемый в отраслях экономики на добровольной основе для разработки стандартов и участия в создании государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности;
      41) уполномоченный орган - государственный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством управлять работами в области технического регулирования и представлять Республику Казахстан в международных и региональных организациях по вопросам стандартизации, подтверждения соответствия и аккредитации;
      42) форма подтверждения соответствия - установленная совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, стандартами или договорами;
      43) эксперт-аудитор по подтверждению соответствия, аккредитации - специалист, аттестованный в порядке, установленном уполномоченным органом.

            Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

      1. Техническое регулирование осуществляется в сфере установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее жизненного цикла, подтверждению ее соответствия и государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования.
      2. Объектами технического регулирования являются продукция и процессы, подтверждение их соответствия, аккредитация и государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования.
      3. Субъектами технического регулирования являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, на территории Республики Казахстан независимо от форм собственности и обладающие в отношении объектов технического регулирования правом пользования в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

            Статья 3. Законодательство Республики Казахстан
                в области технического регулирования

      1. Законодательство Республики Казахстан в области технического регулирования основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

            Статья 4. Основные цели и принципы технического
                регулирования

      1. Основными целями технического регулирования являются:
      1) обеспечение безопасности продукции и процессов для жизни и здоровья граждан, имущества и окружающей среды;
      2) обеспечение национальной безопасности;
      3) обеспечение рационального использования ресурсов;
      4) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности продукции и ее функционального назначения;
      5) обеспечение конкурентоспособности продукции, устранение технических барьеров в торговле.
      2. Техническое регулирование основывается на принципах:
      1) единства и целостности государственной системы технического регулирования;
      2) применения единой терминологии, правил установления требований к продукции и процессам;
      3) обеспечения равных возможностей для участия в процессах технического регулирования для субъектов экономической деятельности, баланса интересов государства, производителей и потребителей;
      4) равенства требований к отечественной и импортируемой продукции и процедурам подтверждения ее соответствия установленным требованиям;
      5) приоритетного использования достижений науки и техники, норм и стандартов иностранных государств, международных и региональных организаций при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов;
      6) соответствия требований нормативных правовых актов в области технического регулирования уровню развития государственной экономики, материально-технической базы и уровню научно-технического развития;
      7) доступности нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и информации о них, о порядке их разработки, утверждения, опубликования, за исключением случаев, когда они представляют собой государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
      8) добровольного выбора стандартов с целью их применения;
      9) единой системы и правил подтверждения соответствия, независимости органов подтверждения соответствия;
      10) единства правил и методов измерений (испытаний) при проведении обязательного подтверждения соответствия;
      11) недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия;
      12) несовместимости в одной организации функций государственного контроля и подтверждения соответствия;
      13) соблюдения государственных секретов и иной охраняемой законом тайны;
      14) независимости органов по подтверждению соответствия от изготовителей, продавцов и покупателей;
      15) экономической целесообразности, открытости и доступности документов, процедур подтверждения соответствия и аккредитации;
      16) создания условий для свободного перемещения продукции;
      17) недопустимости установления в стандартах и нормативных документах норм, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      18) недопустимости ограничения конкуренции в работах по подтверждению соответствия.

            Статья 5. Структура государственной системы
                технического регулирования

      Структуру государственной системы технического регулирования составляют:
      1) Правительство Республики Казахстан;
      2) уполномоченный орган;
      3) государственные органы в пределах их компетенции;
      4) экспертные советы по техническому регулированию государственных органов;
      5) информационный центр по взаимодействию с Всемирной торговой организацией (далее - ВТО);
      6) технические комиссии по стандартизации;
      7) органы по подтверждению соответствия, лаборатории;
      8) физические и юридические лица.

            Статья 6. Правительство Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан в области технического регулирования:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области технического регулирования;
      2) способствует созданию государственной системы технического регулирования;
      3) обеспечивает осуществление правовой реформы в области технического регулирования;
      4) утверждает программы развития государственной системы технического регулирования;
      5) утверждает правила применения защитных технологий и перечень документов и объектов, подлежащих обязательной защите;
      6) создает консультативно-совещательные органы в интересах обеспечения безопасности продукции и процессов.

            Статья 7. Уполномоченный орган

      Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
      1. В области технического регулирования:
      1) обеспечивает создание и функционирование государственной системы технического регулирования;
      2) осуществляет реализацию государственной политики в области технического регулирования;
      3) координирует деятельность государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования;
      4) разрабатывает совместно с государственными органами программы развития государственной системы технического регулирования и координирует выполнение их заданий;
      5) организует проведение экспертизы проектов и действующих нормативных правовых актов в области технического регулирования на соответствие государственной политике в области технического регулирования и целям пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
      6) взаимодействует с техническими комиссиями по стандартизации, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;
      7) Представляет Республику Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации. Участвует в работах по международной и региональной стандартизации, взаимному признанию результатов подтверждения соответствия;
      8) организует ведение единого реестра государственной системы технического регулирования, который включает в себя следующие реестры:
      нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      государственных стандартов, включая стандарты гармонизированные с нормативными правовыми актами в области технического регулирования, иных стандартов и документов;
      сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;
      технических комиссий по стандартизации;
      аккредитованных органов по подтверждению соответствия, лабораторий;
      экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и аккредитации;
      9) организует и координирует работу государственного фонда нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов;
      10) устанавливает порядок и обеспечивает функционирование информационного центра по взаимодействию с ВТО, заинтересованными государственными органами, физическими и юридическими лицами;
      11) определяет порядок и организует аттестацию экспертов-аудиторов;
      12) организует и координирует работы по проведению государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      13) в установленном законодательством порядке привлекает к ответственности физических и юридических лиц, нарушивших требования нормативных правовых актов в области технического регулирования в отношении продукции на стадии реализации.
      2. В области стандартизации:
      1) устанавливает порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации;
      2) организует разработку стандартов, гармонизированных с нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
      3) устанавливает порядок учета и применения международных, региональных и национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации иностранных государств на территории Республики Казахстан;
      4) организует издание и распространение официальных изданий государственных, международных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, опубликовывает информацию о них;
      5) устанавливает порядок разработки планов и программ государственной стандартизации.
      3. В области подтверждения соответствия и аккредитации:
      1) устанавливает с участием заинтересованных государственных органов, технических комиссий по стандартизации и органов по подтверждению соответствия правила проведения работ в области подтверждения соответствия и аккредитации;
      2) организует и проводит аккредитацию юридических лиц в качестве органов по подтверждению соответствия и лабораторий, принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации;
      3) устанавливает формы сертификата соответствия, декларации о соответствии и аттестата аккредитации, выдает, приостанавливает или аннулирует действие аттестата аккредитации в соответствии с настоящим законом;
      4) устанавливает правила государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия;
      5) создает апелляционную комиссию для рассмотрения жалоб (апелляций) по вопросам проведения подтверждения соответствия и аккредитации;
      6) принимает решения об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не соответствуют требованиям государственной системы технического регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

            Статья 8. Государственные органы

      Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют:
      1) анализ научно-технического уровня действующих нормативных правовых актов в области технического регулирования и взаимосвязанных с ними стандартов и документов;
      2) подготовку и внесение в установленном законодательством порядке в уполномоченный орган предложений о разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования или изменений к действующим нормативным правовым актам в области технического регулирования, актуализации и унификации нормативных документов;
      3) организацию и координацию работ по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов в соответствии с принимаемыми в Республике Казахстан планами и программами;
      4) создание экспертных советов для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов;
      5) ведение фондов нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов по вопросам, входящим в их компетенцию;
      6) государственный контроль за выполнением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      7) подготовку и реализацию планов и программ по разработке стандартов и иных документов и их гармонизации (при необходимости) с международными нормами и требованиями;
      8) подготовку предложений по созданию технических комиссий по стандартизации, органов по подтверждению соответствия и лабораторий по продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

            Статья 9. Экспертные советы по техническому
                регулированию государственных органов

      1. Экспертные советы по техническому регулированию государственных органов создаются для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов в области, связанной с разработкой и применением нормативных правовых актов в области технического регулирования и гармонизированных с ними стандартов.
      2. Состав и положение об экспертных советах государственных органов утверждается организационно-распорядительным документом государственных органов, их образующих.
      К работе экспертного совета привлекаются представители государственных органов, технических комиссий по стандартизации, общественных объединений и других заинтересованных организаций Республики Казахстан.

            Статья 10. Информационный центр по взаимодействию с ВТО

      1. Информационный центр по взаимодействию с ВТО (далее - Информационный центр) создается и функционирует в порядке, установленном уполномоченным органом для представления заинтересованным физическим и юридическим лицам Республики Казахстан и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о:
      действующих или разрабатываемых нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартах, или изменениях к ним и процедурах подтверждения продукции на их соответствие;
      членстве или участии Республики Казахстан в международных или региональных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;
      источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или информации о них.
      2. Информационный центр осуществляет взаимодействие с Техническим секретариатом, странами-членами ВТО, международными и региональными организациями по вопросам представления информации о действующих и разрабатываемых нормативных правовых актах в области технического регулирования, стандартах и процедурах подтверждения соответствия.
      Информация помещается в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в виде уведомления. Форма, порядок заполнения и представления уведомления определяется уполномоченным органом.

            Статья 11. Технические комиссии по стандартизации

      1. Технические комиссии по стандартизации создаются в отраслях экономики для проведения работ по стандартизации на межотраслевом уровне.
      Технические комиссии создаются по предложениям заинтересованных государственных органов и иных организаций.
      Создание и ликвидация технических комиссий по стандартизации оформляется организационно-распорядительным документом уполномоченного органа.
      2. В состав технических комиссий по стандартизации включаются представители государственных органов, общественных объединений, производителей, потребителей и другие заинтересованные физические и юридические лица Республики Казахстан.
      В компетенцию технических комиссий входит:
      1) подготовка предложений по определению основных направлений развития государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам и направлениям деятельности;
      2) участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных, национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в установленном порядке;
      3) подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов.
      3. Порядок создания, работы, ликвидации технических комиссий по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.

            Статья 12. Органы по подтверждению соответствия

      1. Органами по подтверждению соответствия могут быть юридические лица, независимые от производителей продукции, имеющие в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и лаборатории по закрепляемым направлениям деятельности, аккредитованные в порядке, установленном уполномоченным органом.
      Органы по подтверждению соответствия, в том числе и иностранные, подлежат аккредитации в порядке, установленном уполномоченным органом.
      Филиалы и представительства аккредитованных органов по подтверждению соответствия аккредитуются в составе органа по подтверждению соответствия в порядке, установленном уполномоченным органом.
      2. Аккредитованные органы по подтверждению соответствия на условиях договора с заявителями в пределах области аккредитации осуществляют следующие функции:
      1) рассматривают заявки изготовителей, продавцов, исполнителей на проведение работ по обязательному подтверждению соответствия, идентифицируют продукцию, представленную для подтверждения соответствия;
      2) проводят в соответствии с установленными правилами по подтверждению соответствия работы по обязательному подтверждению соответствия и при положительных результатах выдают сертификаты соответствия;
      3) проводят по заявкам изготовителей работы, необходимые для принятия ими декларации о соответствии;
      4) регистрируют декларации о соответствии;
      5) проводит согласно схеме подтверждения соответствия инспекционный контроль за продукцией, прошедшей подтверждение соответствия, в случае выявления ее несоответствия установленным требованиям, приостанавливают или отменяют действие выданных сертификатов соответствия или действие регистрации декларации о соответствии в порядке, установленном уполномоченным органом;
      6) информируют соответствующие государственные органы, осуществляющие государственный контроль о продукции, не прошедшей обязательное подтверждение соответствия, о приостановлении или отмене действия сертификатов соответствия, регистрации декларации о соответствии;
      7) ведут реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
      3. Органы по подтверждению соответствия имеют право:
      1) проводить обязательное и добровольное подтверждение соответствия объектов в пределах области аккредитации по заявке изготовителя, продавца, исполнителя;
      3) привлекать для осуществления процедур подтверждения соответствия на условиях договора компетентные организации, экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, технических экспертов по видам продукции или деятельности;
      4) запрашивать от заявителя предоставления документов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия.
      4. Правоспособность аккредитованных органов по подтверждению соответствия возникает в момент получения ими аттестата аккредитации и прекращается в связи с истечением срока его действия или признания аннулированным в порядке, установленном настоящим законом.
      5. Органы по подтверждению соответствия несут ответственность за нарушение правил обязательного подтверждения соответствия и неправомерную выдачу сертификата соответствия в соответствии с законами Республики Казахстан.
      6. Орган по подтверждению соответствия при осуществлении деятельности в соответствии с областью аккредитации обязан:
      1) иметь в своем составе экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия по направлениям деятельности;
      2) обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации о правилах и условиях подтверждения соответствия;
      3) не допускать дискриминации по отношению к заявителю;
      4) представлять сведения о выданных сертификатах соответствия и отказах в сертификации объектов в соответствии с правилами государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия.

            Статья 13. Испытательные, измерительные, поверочные,
                 калибровочные лаборатории (центры)

      1. Лабораториями являются юридические лица, независимо от форм собственности или их структурные подразделения (филиалы, представительства), аккредитованные в порядке, установленном уполномоченным органом.
      При проведении испытаний в лабораториях, являющихся структурными подразделениями юридических лиц, должно быть обеспечено присутствие на них представителя органа по подтверждению соответствия, поручившего лаборатории проведение испытаний.
      2. Правоспособность аккредитованных лабораторий по проведению испытаний с целью подтверждения соответствия возникает в момент получения ими аттестата аккредитации и прекращается в связи с его отзывом, истечением срока действия, признанием недействительными в порядке, установленном уполномоченным органом.
      3. Аккредитованные лаборатории на условиях договора с органами по подтверждению соответствия или другими заявителями:
      1) проводят испытания объектов для целей обязательного или добровольного подтверждения соответствия в пределах своей области аккредитации;
      2) обеспечивают достоверность результатов испытаний;
      3) оформляют и выдают результаты работ в порядке и по формам, установленным законодательством Республики Казахстан;
      4) осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Лаборатория несет ответственность за предоставление недостоверных результатов испытаний объектов при подтверждении их в соответствии с законами Республики Казахстан.

            Статья 14. Права и обязанности физических и
                 юридических лиц в области технического
                 регулирования

      1. Физические и юридические лица:
      подготавливают предложения по разработке, внесению изменений, отмене нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов, проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов и изменений к ним;
      создают, при необходимости, соответствующие подразделения и службы по стандартизации в целях, предусмотренных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
      2. Физические и юридические лица, реализующие продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, обеспечивают обязательное подтверждение ее соответствия согласно положениям настоящего Закона, нормативных правовых актов в области технического регулирования Республики Казахстан.

            15. Информация в области технического регулирования

      1. Официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов в области технического регулирования, национальных, международных, региональных, стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций и рекомендациях по стандартизации, а также сами эти документы должны быть доступны для пользователей, в той части, в которой они не составляют государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
      2. Издание и обеспечение пользователей стандартами и нормативными документами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогами и указателями стандартов, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.
      3. Информация о принятии и один экземпляр каждого стандарта и иного нормативного документа, направляются разработчиком в уполномоченный орган для формирования единой справочно-библиографической базы данных.
      4. Порядок обеспечения заинтересованных лиц изданными государственными стандартами, рекомендациями по стандартизации и информацией о них устанавливается уполномоченным органом.

            Глава 2. Нормативные правовые акты в области
               технического регулирования

            Статья 16. Нормативные правовые акты в области
                 технического регулирования

      1. Целесообразность разработки и требования нормативного правового акта в области технического регулирования устанавливаются в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
      2. Требования нормативных правовых актов в области технического регулирования на продукцию, процессы устанавливаются и применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны происхождения и (или) места происхождения продукции, за исключением установления и применения санитарных и фитосанитарных мер, направленных на предотвращение проникновения в Республику Казахстан заболеваний, переносимых животными или растениями, либо продуктами их переработки.
      Критерии необходимости, требования и процедуры санитарных и фитосанитарных мер основываются на степени фактического научно обоснованного риска причинения вреда такой продукцией на всех процессах ее жизненного цикла.
      Требования нормативных правовых актов в области технического регулирования к процессам определяются, устанавливаются и применяются только в случае, если они могут повлиять на достижение целей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны происхождения и (или) места происхождения продукции.
      3. Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки нормативных правовых актов в области технического регулирования.
      4. В случае несоответствия нормативного правового акта в области технического регулирования интересам государственной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, уполномоченный орган обязан начать процедуру внесения изменений в нормативный правовой акт в области технического регулирования или отмены нормативного правового акта в области
технического регулирования.
      5. Требования нормативных правовых актов в области технического регулирования не должны создавать препятствий для предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
      6. Содержащиеся в нормативных правовых актах в области технического регулирования обязательные требования имеют прямое действие на всей территории Республики Казахстан и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты в области технического регулирования.
      7. Нормативный правовой акт в области технического регулирования должен предусматривать срок и условия ввода его в действие, предусматривающие время переходного периода, в течение которого должны решаться вопросы подготовки производства и внедрения нормативного правового акта в области технического регулирования, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также другие вопросы, связанные с выпуском продукции.
      8. В сфере технического регулирования принимаются нормативные правовые акты по вопросам:
      1) промышленной и производственной безопасности;
      2) безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;
      3) пожарной безопасности;
      4) биологической безопасности;
      5) электромагнитной совместимости;
      6) экологической безопасности;
      7) ядерной и радиационной безопасности;
      8) химической безопасности;
      9) электрической безопасности;
      10) информационной безопасности;
      11) токсикологической безопасности;
      12) единства измерений.

            Статья 17. Содержание нормативных правовых актов
                 в области технического регулирования

      1. Нормативные правовые акты в области технического регулирования с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов.
      2. Нормативный правовой акт в области технического регулирования должен содержать:
      исчерпывающий перечень продукции, процессов, на которые распространяются его требования;
      требования к характеристикам продукции, процессам, обеспечивающим достижение целей принятия нормативного правового акта в области технического регулирования.
      В нормативном правовом акте в области технического регулирования могут содержаться правила отбора проб и испытаний продукции, процессов ее жизненного цикла, правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения.
      3. Нормативный правовой акт в области технического регулирования не должен содержать требования к конструкции и исполнению продукции, процессам, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
      4. Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут применяться в качестве основы при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования полностью или частично, если они:
      1) не противоречат требованиям законодательства Республики Казахстан;
      2) адекватно соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
      5. В случае, если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которой может причинить вред, появление которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, то нормативный правовой акт в области технического регулирования должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
      6. В нормативных правовых актов в области технического регулирования с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования:
      1) обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов);
      2) применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к не достижению целей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона;
      3) трансграничных опасных производственных объектов, которые, в случае техногенных чрезвычайных ситуаций представляют угрозу жизни граждан, окружающей среде Республики Казахстан и других сопредельных государств.

            Глава 3. Стандартизация. Общие положения

            Статья 18. Нормативные документы по стандартизации
                 Республики Казахстан

      На территории Республики Казахстан действуют утвержденные в установленном порядке:
      1) международные стандарты;
      2) региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации;
      3) государственные стандарты и классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;
      4) стандарты организаций;
      5) рекомендации по стандартизации Республики Казахстан;
      6) национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств, применяемые в порядке, установленном уполномоченным органом.

            Статья 19. Государственные стандарты Республики Казахстан

      1. Порядок разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены государственных стандартов устанавливается уполномоченным органом.
      2. Государственные стандарты подразделяются на:
      1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила;
      2) стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к однородным группам продукции и, при необходимости, к конкретной продукции;
      3) стандарты на методы контроля продукции, процессов;
      4) стандарты на процессы.
      3. В государственных стандартах могут устанавливаться:
      1) минимально необходимые требования по безопасности продукции и процессов, обеспечивающие соблюдение нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      2) требования к классификации продукции;
      3) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;
      4) термины и определения;
      5) показатели функционального назначения, включая потребительские свойства и характеристики продукции;
      6) правила приемки, упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, утилизации и уничтожения;
      7) методы испытаний качества и безопасности;
      8) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
      9) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента;
      10) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.
      4. Разработка государственных стандартов при наличии межгосударственных стандартов на те же объекты стандартизации, принятые в качестве государственных стандартов, не допускается, за исключением случаев, когда:
      положения межгосударственных стандартов противоречат интересам Республики Казахстан;
      имеется необходимость гармонизации государственных стандартов с международными, региональными или национальными стандартами иностранных государств;
      применение межгосударственных стандартов невозможно в силу климатических, географических особенностей Республики Казахстан.
      5. Государственные стандарты применяются на добровольной основе в равной мере независимо от места происхождения продукции.

            Статья 20. Государственные классификаторы
                 технико-экономической информации
                 Республики Казахстан

      1. Классификации и кодированию подлежат технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в отраслях экономики и производства, подлежащие учету.
      2. Работы по разработке государственных классификаторов технико-экономической информации проводятся в соответствии с планами и программами работ по государственной стандартизации.
      3. Государственные органы осуществляют разработку, ведение и актуализацию государственных классификаторов технико-экономической информации.
      Реестр государственных классификаторов технико-экономической информации ведет уполномоченный орган в области статистики.
      4. Координацию работ по созданию и контролю за функционированием в Республике Казахстан системы классификации и кодирования технико-экономической информации осуществляет уполномоченный орган.
      Порядок разработки, утверждения, введения в действие, применения государственных классификаторов устанавливается уполномоченным органом.

            Статья 21. Стандарты организаций и Рекомендации по
                 стандартизации Республики Казахстан

      1. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно для целей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона и не должны противоречить требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования.
      Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций устанавливается организациями, утверждающей их, самостоятельно с учетом положений статьи 4 настоящего Закона.
      Стандарты организаций имеют добровольный для применения характер и не должны противоречить требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования.
      2. Рекомендации включают добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, подтверждению соответствия.
      Требования к построению, оформлению, содержанию, изложению рекомендаций, порядку их разработки, согласования, утверждения, регистрации и применения устанавливаются организацией, утверждающей их.

            Статья 22. Применение международных, региональных,
                 национальных стандартов и нормативных
                 документов иностранных государств

      1. На территории Республики Казахстан могут применяться международные и региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, руководства и рекомендации; национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств, отвечающие целям, установленным в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
      2. Необходимыми условиями для применения международных и региональных, национальных стандартов иностранных государств в качестве государственных стандартов Республики Казахстан являются:
      1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации;
      2) наличие двусторонних (многосторонних) договоров (соглашений) между Республикой Казахстан и иностранными государствами о сотрудничестве в области стандартизации.
      3. Применение международных и региональных стандартов физическими и юридическими лицами Республики Казахстан, членами которых Республика Казахстан не является, осуществляется при условии наличия ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах.
      Порядок применения, оформления, построения, изложения, содержания, обозначения, введения в действие международных и региональных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил, руководств и рекомендаций, а также национальных стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан устанавливаются уполномоченным органом.
      5. Международные и региональные стандарты, подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям действующих в Республике Казахстан нормативных правовых актов в области технического регулирования и гармонизированных с ними стандартов и подлежат согласованию с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию.
      6. Международные и региональные стандарты и нормативные документы применяются на территории Республики Казахстан одинаковым образом и в равной степени с государственными стандартами и нормативными документами Республики Казахстан.
      7. Применение стандартов организаций иностранных государств в качестве государственных стандартов Республики Казахстан, а также физическими и юридическими лицами Республики Казахстан осуществляется на основе договоров (разрешений) с организациями - держателями их подлинников, представляющих право на применение указанных стандартов.

            Статья 23. Планирование работ по государственной
                 стандартизации

      1. Уполномоченный орган разрабатывает планы и программы работ по стандартизации на основании предложений заинтересованных государственных органов, технических комиссий по стандартизации, физических и юридических лиц Республики Казахстан с учетом приоритетных направлений в отраслях экономики Республики Казахстан.
      2. При разработке планов и программ работ по государственной стандартизации учитываются положения нормативных правовых актов, принимаемых Президентом и Правительством Республики Казахстан, планы социального и экономического развития Республики Казахстан и научно-исследовательских работ, годовых и долгосрочные государственные и отраслевые научно-технические программы.
      3. Утвержденные программы и планы работ по государственной стандартизации публикуются в официальных печатных изданиях уполномоченного органа и информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
      4. Порядок разработки планов и программ государственной стандартизации устанавливается уполномоченным органом.

            Глава 4. Подтверждение соответствия

            Статья 24. Подтверждение соответствия продукции и
                 процессов установленным требованиям

      1. Объектами подтверждения соответствия являются продукция, процессы.
      2. Подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования проводится:
      1) производителем, продавцом продукции в форме принятия декларации о соответствии;
      2) аккредитованным органом по подтверждению соответствия в форме проведения сертификации и выдачи сертификата соответствия.
      3. Управление работами по подтверждению соответствия осуществляется в рамках государственной системы технического регулирования.
      4. Государственная система технического регулирования обеспечивает проведение единой политики в области подтверждения соответствия и устанавливает основные правила и процедуры подтверждения соответствия, подготовки и аттестации экспертов-аудиторов, ведения реестра системы и иные требования, необходимые для реализации целей подтверждения соответствия.
      5. Подтверждение соответствия продукции на территории Республики Казахстан носит обязательный или добровольный характер.

            Статья 25. Структура государственной системы технического
                 регулирования Республики Казахстан в области
                 подтверждения соответствия

      1. Организационную структуру государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия образуют:
      1) уполномоченный орган;
      2) аккредитованные органы по подтверждению соответствия;
      3) аккредитованные лаборатории.
      2. В работах по подтверждению соответствия принимают участие эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия и аккредитации и, при необходимости, технические эксперты.

            Статья 26. Обязательное подтверждение соответствия

      1. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
      1) принятия предприятием-изготовителем декларации о соответствии;
      2) проведения обязательной сертификации.
      2. Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется на соответствие требованиям и по схемам подтверждения соответствия, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.
      3. Схемы подтверждения соответствия содержат способы установления соответствия (испытания, оценка производства, оценка системы качества, анализ технической документации, инспекционный контроль) и применяются органами по подтверждению соответствия и (или) изготовителями продукции при проведении обязательной сертификации или принятии декларации о соответствии.
      При обязательном подтверждении соответствия продукции могут привлекаться технические эксперты.
      4. Не относится к объектам обязательного подтверждения соответствия продукция, бывшая в употреблении, а также поставляемая по линии гуманитарной помощи, если иное не установлено законодательными или другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

            Статья 27. Компетенция экспертов-аудиторов по
                 подтверждению соответствия, аккредитации

      1. Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия участвуют в проведении работ по подтверждению соответствия определенных видов продукции в составе органа по подтверждению соответствия или на основании договора (контракта) с ним в соответствии с нормативными правовыми документами в области технического регулирования.
      Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия не вправе выполнять работы по обязательному подтверждению соответствия конкретной продукции, если они представляют интересы заявителя или состоят в трудовых или иных договорных отношениях с ним.
      2. Эксперты-аудиторы по аккредитации могут участвовать в проведении работ по аккредитации органов по подтверждению соответствия и лабораторий, в порядке установленном уполномоченным органом.
      3. Квалификационные требования, порядок подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и аккредитации, выдачи, приостановки или аннулирования аттестата эксперта-аудитора устанавливаются уполномоченным органом.

            Статья 28. Права и обязанности физических и юридических
                 лиц (изготовителей, продавцов продукции) в
                 области подтверждения соответствия

      1. Изготовители и продавцы продукции имеют право:
      1) выбирать форму и схемы подтверждения соответствия, предусмотренные для данной продукции нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
      2) обращаться в любой орган по подтверждению соответствия, область аккредитации которого распространяется на заявляемую продукцию;
      3) применять знак соответствия государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия на продукцию, прошедшую обязательное подтверждение соответствия, если это предусмотрено выбранной схемой подтверждения соответствия;
      4) обращаться в уполномоченный орган, органы по подтверждению соответствия по вопросам подтверждения соответствия;
      5) обращаться в уполномоченный орган с жалобами на неправомерные действия органов по подтверждению соответствия и аккредитованных лабораторий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      6) обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
      2. Изготовители, продавцы продукции, подлежащей подтверждению соответствия, обязаны:
      1) обеспечить соответствие продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      2) обеспечить проведение подтверждения соответствия продукции;
      3) обеспечить условия для проведения инспекционного контроля продукции, услуг, прошедших подтверждение соответствия, если это предусмотрено выбранной схемой подтверждения соответствия;
      4) реализовывать продукцию, подлежащую подтверждению соответствия, только после подтверждения соответствия;
      5) представлять необходимую информацию, сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия), декларации о соответствии (копии деклараций о соответствии) продукции при проведении государственного контроля, а также заинтересованным лицам;
      6) указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
      7) приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
      8) извещать орган по оценке соответствия об изменениях вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
      9) приостанавливать производство продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования по результатам подтверждения соответствия.

            Статья 29. Сертификат соответствия

      1. Сертификат соответствия выдается заявителю органом по подтверждению соответствия на продукцию при условии положительных результатов выполнения всех процедур, согласно выбранной схеме подтверждения соответствия.
      2. В сертификате соответствия должны указываться:
      наименование и местонахождение заявителя, изготовителя продукции, органа выдавшего сертификат соответствия;
      наименование сертифицированной продукции, позволяющее ее идентифицировать;
      наименование нормативного правового акта в области технического регулирования, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
      информация о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
      информация о документах, представленных заявителем в орган по подтверждению соответствия в качестве доказательств соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      срок действия сертификата.
      3. Сертификат соответствия оформляется на бланке, форма и порядок заполнения которого устанавливается правилами государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия.
      Сертификат соответствия подлежит регистрации в органе по подтверждению соответствия, выдавшем его.
      4. Сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию выдается на срок годности (хранения) данной продукции, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами в области технического регулирования. Срок действия такого сертификата является предельным сроком, в течение которого изготовитель, продавец вправе реализовывать сертифицированную продукцию.
      Действие сертификата соответствия распространяется на всей территории Республики Казахстан.

            Статья 30. Знак соответствия

      1. Знак соответствия предназначается для маркирования продукции, прошедшей процедуры обязательного подтверждения соответствия.
      2. Изображение знака соответствия, технические требования к нему и порядок маркирования устанавливаются уполномоченным органом.
      3. Изготовитель, продавец, получившие сертификат соответствия, вправе применять знак соответствия, любыми удобными для него способами, установленными правилами государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия.
      4. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия и не прошедшую подтверждение соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования.

            Статья 31. Декларация о соответствии

      1. Декларация о соответствии оформляется изготовителем продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами в области технического регулирования, а также в добровольном порядке в отношении любой продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
      2. Декларацию о соответствии вправе принимать изготовители, зарегистрированные в качестве юридических лиц в Республике Казахстан.
      3. Декларация о соответствии должна содержать: наименование и место нахождение заявителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование нормативного правового акта в области технического регулирования, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему подтверждения соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами в области технического регулирования сведения.
      Форма декларации о соответствии, порядок оформления и регистрации деклараций устанавливаются уполномоченным органом.
      4. Декларация о соответствии принимается на срок, установленный изготовителем продукции, исходя из планируемого срока выпуска данной продукции или оказания конкретных услуг, но не более чем на один год.
      5. Декларация о соответствии продукции подлежит регистрации в органе по подтверждению соответствия, область аккредитации которого включает данный вид продукции.
      6. Декларация о соответствии, оформленная и зарегистрированная в порядке, установленном правилами государственной системы технического регулирования в области подтверждения соответствия и имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия на всей территории Республики Казахстан.
      7. Декларирование соответствия может осуществляться:
      принятием декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
      принятием декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием органа по подтверждению соответствия.
      Состав доказательственных материалов определяется соответствующим нормативным правовым актом в области технического регулирования.
      В качестве доказательных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования.
      При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по подтверждению соответствия, заявитель по своему выбору, в дополнение к собственным доказательствам, может использовать протоколы исследования (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной лаборатории, предоставлять сертификат системы качества.
      Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии продукции, за исключением случая, если для такой продукции нормативными правовыми актами в области технического регулирования предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
      8. Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в органе по подтверждению соответствия.

            Статья 32. Условия обращения на рынке продукции,
                 подлежащей обязательному подтверждению
                 соответствия

      1. Необходимым условием обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, (сертификации или декларированию) является ее соответствие требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, подтвержденным в установленном порядке.
      2. Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, не прошедшей подтверждение соответствия, запрещается.
      Запрещается рекламирование продукции, подлежащей обязательной сертификации не прошедшей ее в Республике Казахстан.
      3. В договорах, заключенных на поставку импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, должно предусматриваться обязательство по подтверждению соответствия.
      4. В договорах, заключенных на поставку импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и предназначенной для розничной торговли, должно предусматриваться сопровождение продукции информацией на государственном и русском языках, включающей наименование продукции, страны и предприятия-изготовителя, срок хранения (годности, эксплуатации), условия хранения, способ применения (если наличие указанной
информации регламентируется нормативным правовым актом в области технического регулирования).

            Статья 33. Признание результатов подтверждения
                 соответствия иностранных государств

      1. Сертификаты соответствия иностранных государств, протоколы испытаний продукции, знаки соответствия признаются в соответствии с международными договорами, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. Порядок признания иностранных сертификатов соответствия, протоколов испытаний, знаков соответствия и виды документов о признании определяется уполномоченным органом.

            Статья 34. Добровольное подтверждение соответствия продукции

      1. Добровольное подтверждение соответствия продукции проводится по инициативе изготовителей, продавцов продукции по требованиям, заявленным заказчиком.
      Добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия продукции, если это установлено нормативным правовым актом в области технического регулирования.
      2. Добровольное подтверждение соответствия проводится органом по подтверждению соответствия, имеющим в области аккредитации заявленные для сертификации требования, на договорной основе.
      3. Государственные органы Республики Казахстан не вправе принимать нормативные правовые акты, обязывающие изготовителей, продавцов, исполнителей проводить добровольное подтверждение соответствия продукции.

            Глава 5. Аккредитация органов по подтверждению
               соответствия и лабораторий

            Статья 35. Аккредитация

      1. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами в области технического регулирования.
      2. Субъектами аккредитации являются:
      1) органы по подтверждению соответствия;
      2) лаборатории.
      3. Аккредитация субъектов осуществляется по заявке юридических лиц, в порядке, установленном уполномоченным органом.

            Статья 36. Аттестат аккредитации

      1. Аттестат аккредитации является документом, удостоверяющим факт официального признания компетентности аккредитованного субъекта выполнять конкретные работы по подтверждению соответствия.
      Аттестаты аккредитации, выданные уполномоченным органом, действительны на всей территории Республики Казахстан.
      Аттестат аккредитации подлежит регистрации в государственном реестре аккредитованных субъектов.
      Форма аттестата аккредитации устанавливается уполномоченным органом.
      2. Одновременно с аттестатом аккредитации выдается в качестве обязательного приложения документ, устанавливающий область аккредитации, в котором указываются конкретные виды работ в заявленной сфере деятельности.
      3. Аттестат аккредитации прекращает действовать, если истек срок его действия.
      Аттестат аккредитации аннулируется в судебном порядке в случаях, если:
      при инспекционном контроле выявлены нарушения в деятельности аккредитованного субъекта, ставящие под сомнение его компетентность выполнять работы по подтверждению соответствия в установленной области аккредитации;
      при получении аттестата субъектом аккредитации представлена заведомо ложная информация.
      4. Аттестаты аккредитации или эквивалентные им документы, выданные иностранными органами по аккредитации, признаются уполномоченным органом в соответствии с заключенными международными договорами.

            Глава 6. Государственный контроль за соблюдением
               требований нормативных правовых актов в области
               технического регулирования

            Статья 37. Государственные органы, осуществляющие
                 контроль за соблюдением требований
                 нормативных правовых актов в области
                 технического регулирования

      1. Государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, государственными органами, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования осуществляется должностными лицами государственных органов в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

            Статья 38. Объекты государственного контроля за
                 соблюдением требований нормативных правовых
                 актов в области технического регулирования

      Объектами государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования являются продукция и процессы, аккредитованные органы по подтверждению соответствия и лаборатории, на которые распространяется действие нормативного правового акта в области технического регулирования.

            Статья 39. Должностные лица, осуществляющие
                 государственный контроль

      1. К должностным лицам, осуществляющим государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования относятся:
      1) Главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования - руководитель уполномоченного органа;
      2) Заместители главного государственного инспектора Республики Казахстан по государственному контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования - заместители руководителя уполномоченного органа;
      3) Главные государственные инспекторы областей и городов по государственному контролю за соблюдением нормативных правовых актов в области технического регулирования - руководители территориальных органов, осуществляющих государственный контроль;
      4) Заместители главных государственных инспекторов областей и городов по государственному контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования - заместители руководителей территориальных органов, осуществляющих государственный контроль;
      5) Государственные инспекторы но государственному контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования - руководители структурных подразделений, специалисты всех категорий, осуществляющих государственный контроль.
      2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования, перечисленные в подпунктах 3), 4), 5) пункта 1 настоящей статьи, должны быть аттестованы в порядке, установленном государственными органами, в пределах своей компетенции.

            Статья 40. Права должностных лиц, осуществляющих
                 государственный контроль за соблюдением
                 требований нормативных правовых актов в
                 области технического регулирования

      Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования, имеют право:
      1) при предъявлении предписания о назначении проверки и служебного удостоверения иметь беспрепятственный доступ для осуществления государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования в соответствии с настоящим Законом;
      2) получать от юридических и физических лиц документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования в установленном законодательством порядке;
      3) проводить отбор проб и образцов продукции для контроля соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на счет средств, выделенных из республиканского бюджета;
      4) на стадии реализации продукции требовать предъявления изготовителями, продавцами продукции декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом в области технического регулирования;
      5) выдавать предписания об устранении нарушений требований нормативных правовых актов в области технического регулирования в срок, установленный с учетом характера нарушения;
      6) принимать мотивированные решения и выдавать предписания о запрете реализации продукции, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      7) приостановить и (или) отменить действие регистрации выданных деклараций о соответствии и сертификатов соответствия;
      8) привлекать лиц, реализующих продукцию, не соответствующую требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования к установленной законами ответственности;
      9) принимать участие в комиссиях по уничтожению продукции в случае признания их непригодными к реализации и употреблению в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      10) обращаться в судебные органы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

            Статья 41. Обязанности должностных лиц, осуществляющих
                 государственный контроль за соблюдением
                 требований нормативных правовых актов в
                 области технического регулирования

      Должностные лица органов государственного контроля обязаны:
      1) проводить в ходе мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования разъяснительную работу по применению законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании, информировать изготовителей, исполнителей, продавцов о существующих нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      2) соблюдать коммерческую и иные охраняемые законом тайны;
      3) соблюдать порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования, установленный нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
      4) принимать на основании результатов государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования меры по устранению нарушений требований нормативных правовых актов в области технического регулирования.

            Статья 42. Обжалование действий должностных лиц,
                 осуществляющих государственный контроль за
                 соблюдением требований нормативных правовых
                 актов в области технического регулирования

      Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

            Статья 43. Меры защиты должностных лиц, осуществляющих
                 государственный контроль за соблюдением
                 требований нормативных правовых актов в
                 области технического регулирования

      Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования, или их близкие родственники имеют право на возмещение причиненного жизни и здоровью вреда в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если такие случаи связаны с исполнением их должностных обязанностей.

            Глава 7. Ответственность государственных органов, их
               должностных лиц, физических и юридических лиц за
               несоблюдение законодательства в области
               технического регулирования

            Статья 44. Ответственность государственных органов за
                 несоблюдение требований нормативных правовых
                 актов в области технического регулирования и
                 их должностных лиц при осуществлении
                 государственного контроля

      1. Государственные органы и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов в области технического регулирования и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
      2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан должностных лиц государственных органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю, государственные органы в течение месяца обязаны сообщить физическому и (или) юридическому лицу, права и законные интересы которых нарушены.

            Статья 45. Ответственность физических и юридических лиц
                 за несоблюдение законодательства в области
                 технического регулирования

      1. Физические и юридические лица (изготовитель, продавец) несут ответственность:
      за безопасность реализуемой на рынке продукции;
      за нарушение требований нормативных правовых актов в области технического регулирования;
      за неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля по результатам государственного контроля, предусмотренных статьей 44 настоящего Закона, в соответствии с законами Республики Казахстан.
      2. Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, имуществу физического или юридического лица в результате несоответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

            Глава 8. Заключительные и переходные положения

            Статья 46. Переходные положения

      1. В период до принятия нормативных правовых актов в области технического регулирования в соответствии с настоящим Законом на территории Республики Казахстан сохраняется действие пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О стандартизации", определяющей виды нормативных правовых, нормативных документов в области стандартизации, отнесенных к нормативным правовым актам в области технического регулирования, и статьи 14 Закона Республики Казахстан "О стандартизации" в отношении технических условий, разрабатываемых на территории Республики Казахстан.
      Нормы и требования актов и документов, указанных в пункте 1 статьи 15 Закона Республики Казахстана "О стандартизации" подлежат обязательному соблюдению только в части, соответствующей целям, предусмотренным в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
      С принятием нормативных правовых актов в области технического регулирования на продукцию и гармонизированных с ними стандартов, предусматривающих возможность подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, государственная регистрация технических условий на данную продукцию подлежит отмене.
      2. До вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов в области технического регулирования в области подтверждения соответствия работы по подтверждению соответствия осуществляются в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан "О сертификации".
      Обязательное подтверждение соответствия осуществляется по показателям безопасности на виды продукции (услуг), включенные в перечень продукции (услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утвержденный Правительством Республики Казахстан по предложениям уполномоченного органа.
      Перечни включают виды продукции (услуг), подтверждаемых путем принятия декларации о соответствии или посредством обязательной сертификации, а также коды продукции по классификатору продукции по видам экономической деятельности и (или) товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
      Перечни продукции (услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, публикуются в официальных изданиях, доводятся до сведения соответствующих международных организаций уполномоченным органом.
      3. По мере введения в действие нормативных правовых актов в области технического регулирования государственные и региональное стандарты, действующие в Республике Казахстан, дублирующие или не соответствующие им, подлежат отмене.
      4. Нормативные правовые акты в области технического регулирования должны быть приняты в течение 7 лет со дня введения в действие настоящего Закона.
      Обязательные требования к продукции, процессам, в отношении которых нормативные правовые акты в области технического регулирования в указанный период не были приняты, прекращают действие по истечению указанного срока.
      5. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и лабораториям до введения в действие настоящего Закона, а также сертификаты, выданные до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до окончания, указанного в них срока.
      6. До принятия соответствующих нормативных правовых актов в области технического регулирования, техническое регулирование в отношении конкретных объектов должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в части, не противоречащей настоящему Закону.

            Статья 47. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
      2. Признать утратившими силу:
      Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года "О стандартизации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999, N 20, ст. 724);
      Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года "О сертификации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999, N 20, ст. 725; 2001 г., N 1, стр. 7; N 15-16, стр. 231; N 23, стр. 321).
      3. Законы Республики Казахстан, указанные в пункте 2 настоящей статьи, утрачивают силу, за исключением случаев, оговоренных в статье 46 настоящего Закона.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.