Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О воинской обязанности и военной службе".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан О воинской обязанности и военной службе
Настоящий Закон Республики Казахстан регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и военной службы граждан Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) военная служба - особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных Силах, органах национальной безопасности, Республиканской гвардии Республики Казахстан, внутренних войсках, военно-следственных органах органов внутренних дел, Службе охраны Президента Республики Казахстан, органах управления и частях гражданской обороны Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и органах военной прокуратуры (далее - Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования);
2) военнослужащие - граждане, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
3) военнообязанные - граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе;
4) воинское звание - знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному в соответствии с Правилами прохождения военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и пребывания в запасе;
5) воинская обязанность - обязанность граждан, направленная на обеспечение комплекса мероприятий по обороне государства;
6) военная форма одежды - установленные законодательством образцы снаряжения и обмундирования, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям;
7) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву - граждане, призванные на срочную военную службу, а также на должности офицерского состава;
8) военнослужащие по контракту - граждане, добровольно поступившие на военную службу в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования с заключением контракта на должности, оплачиваемые из бюджетных средств;
9) воинская должность - структурная единица государственного учреждения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на которую возложены установленные нормативными правовыми актами определенные должностные полномочия и обязанности с соответствующим ей воинским званием;
10) военные сборы - мероприятия, проводимые в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части на определенный срок, с целью повышения боевой и мобилизационной готовности;
11) воинский учет - система учета и анализа имеющихся в Республике Казахстан призывных и мобилизационных ресурсов;
12) войсковая стажировка - приобретение и совершенствование практических навыков, углубление и закрепление знаний, полученных по программе подготовки офицеров; виды и продолжительность войсковых стажировок определяются Правилами прохождения военной службы;
13) воспитанники (кадеты, жас уланы и воспитанники республиканских военных школ-интернатов) - граждане, поступившие в организации образования для получения среднего общего, начального и среднего профессионального образования и военной подготовки по дополнительным общеобразовательным программам;
14) всеобщее военное обучение - обязательное обучение граждан в военное время начальной военной подготовке;
15) допризывники - граждане мужского пола, проходящие подготовку к военной службе до принятия на воинский учет;
16) запас - численность военнообязанных, состоящих на воинском учете в отделах (управлениях) по делам обороны районов (городов), используемая в целях комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
17) контракт - договор, устанавливающий взаимные обязательства и ответственность сторон в интересах организации, обеспечения и несения военной службы по контракту;
18) курсанты - военнослужащие солдатского и сержантского составов, обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;
19) начальная военная подготовка - обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека;
20) областная (городская) призывная комиссия - комиссия, образуемая местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, для руководства и контроля за деятельностью районных (городских) призывных комиссий, а также для разрешения жалоб и обращений граждан по вопросам призыва;
21) отсрочка - перенос призыва граждан на военную службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;
22) отставка - увольнение военнослужащих с военной службы или исключение с воинского учета военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных негодными к военной службе;
23) офицеры - состав военнослужащих, которым присвоено воинское звание офицерского состава в соответствии с Правилами прохождения военной службы;
24) первичный воинский учет - система учета военнообязанных, призывников и допризывников, обеспечиваемая по месту жительства акимами поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов;
25) поверочные сборы - вид военных сборов, проводимых с целью проверки готовности воинских частей к выполнению задач по предназначению в организационно-штатной структуре военного времени;
26) подготовка граждан к военной службе - комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов с целью оздоровления, обучения основам военной службы;
27) призыв - комплекс организационных и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение комплектования личным составом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на обязательной основе;
28) призывники - граждане мужского пола, приписанные к призывным участкам отделов (управлений) по делам обороны районов (городов) и подлежащие призыву в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования для прохождения срочной военной службы;
29) приписка граждан к призывным участкам - часть государственных мероприятий воинского учета, проводимых местными исполнительными органами районов (городов областного значения) через отделы (управления) по делам обороны районов (городов) при первоначальной постановке граждан мужского пола на воинский учет;
30) призывной участок - участок, образуемый местными исполнительными органами районов (городов областного значения) на период призыва призывников и приписки граждан к призывным участкам;
31) призывной пункт - пункт, создаваемый на призывном участке для проведения медицинского освидетельствования граждан при приписке к призывным участкам и призыве их на военную службу, проведения военно-патриотической и спортивно-массовой работы;
32) разряд запаса - установленное настоящим Законом деление военнообязанных по возрастам;
33) районная (городская) призывная комиссия - комиссия, образуемая местными исполнительными органами районов (городов областного значения) для организации и проведения призыва граждан на срочную военную службу;
34) сборный пункт - пункт, создаваемый и оборудуемый для проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, их санитарной обработки, проведения военно-патриотической, спортивно-массовой работы, формирования и отправки команд призывников в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования;
35) сержанты (старшины) - состав военнослужащих, которым присвоены воинские звания сержантов (старшин);
36) пребывание в запасе - исполнение военнообязанными обязанностей, связанных с воинским учетом и прохождением службы на военных сборах в период пребывания на воинском учете;
37) слушатели - военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;
38) солдаты (матросы) - состав военнослужащих, которым присвоены воинские звания рядовой (матрос), ефрейтор (старший матрос);
39) специальные сборы - вид военных сборов, проводимых с целью выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан;
40) срочная военная служба - военная служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;
41) увольнение - отстранение военнослужащего от исполнения служебных обязанностей с переводом в запас или отставку;
42) учебные сборы - вид военных сборов, проводимых с целью подготовки и переподготовки военнообязанных и обслуживания военной техники длительного хранения.
Статья 2. Законодательство о воинской обязанности
и военной службе
Законодательство о воинской обязанности и военной службе основано на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан и международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Содержание воинской обязанности
1. Воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан с целью подготовки граждан по военной специальности и обеспечения комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в мирное и военное время.
2. Воинская обязанность включает:
1) подготовку граждан к военной службе;
2) воинский учет и приписку граждан к призывным участкам;
3) призыв на военную службу;
4) прохождение военной службы;
5) пребывание в запасе;
6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;
7) военное обучение граждан в период военного положения и в военное время.
3. Выполнение воинской обязанности не зависит от национального происхождения, социального положения, места жительства, образования, вероисповедания, политических и иных убеждений, а также принадлежности к общественным организациям и объединениям.
4. От воинской обязанности освобождаются граждане по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
5. По отношению к воинской обязанности граждане подразделяются на категории - допризывники, призывники, военнослужащие, военнообязанные и невоеннообязанные.
Статья 4. Содержание военной службы
1. Военная служба устанавливается для граждан в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.
2. Виды военной службы.
Военная служба по призыву, к которой относятся:
1) срочная военная служба;
2) военная служба офицеров, призванных в соответствии со статьей 20 настоящего Закона;
3) военная служба при объявлении мобилизации и прохождении военных сборов.
Военная служба по контракту, к которой относятся:
1) военная служба военнослужащих, добровольно поступивших на военную службу, с заключением контракта о прохождении военной службы на должностях солдатского (матросского), сержантского (старшинского) и офицерского составов;
2) военная служба и обучение кадетов, курсантов, слушателей в военных учебных заведениях.
3. Граждане, проходящие военную службу по призыву, контракту, являются военнослужащими, исполняют обязанности и пользуются правами, устанавливаемыми законами Республики Казахстан. Военнообязанные, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы.
4. К прохождению срочной военной службы приравнивается время обучения граждан на очных отделениях учебных заведений органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции и государственной противопожарной службы Агентства по чрезвычайным ситуациям.
5. Граждане, впервые призванные или добровольно поступившие на военную службу, принимают военную присягу на верность народу Казахстана.
6. Военнослужащие, ранее не принимавшие военную присягу, принимают ее во время военных сборов или при призыве по мобилизации. Текст военной присяги утверждается Президентом Республики Казахстан.
7. Гражданам может быть предоставлена отсрочка или освобождение от военной службы в порядке, определяемом настоящим Законом.
Статья 5. Комплектование Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований военнослужащими
1. Личный состав Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
2. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов и путем добровольного поступления на военную службу в соответствии с законодательными актами. Гражданский персонал принимается в соответствии с законодательством о труде и государственной службе Республики Казахстан.
3. Комплектование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в военное время при объявлении мобилизации и введении военного положения осуществляется на основе призыва на военную службу.
Для доукомплектования и развертывания Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований до состава и численности военного времени в мирное время создается военно-обученный резерв из числа военнообязанных.
Статья 6. Состав военнослужащих и военнообязанных
Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на составы:
1) состав солдат (матросов);
2) состав сержантов (старшин);
3) офицерский состав.
Статья 7. Воинские звания
1. В Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях устанавливаются следующие воинские звания:
Войсковые Корабельные Состав солдат, матросов
рядовой матрос
ефрейтор старший матрос
Состав сержантов и старшин
младший сержант старшина 2-й статьи
сержант старшина 1-й статьи
старший сержант главный старшина
сержант 3-го класса старшина 3-го класса
сержант 2-го класса старшина 2-го класса
сержант 1-го класса старшина 1-го класса
штаб-сержант штаб-старшина
мастер-сержант мастер-старшина
Офицерский состав Младший офицерский состав
лейтенант лейтенант
старший лейтенант старший лейтенант
капитан капитан-лейтенант
Старший офицерский состав
майор капитан 3 ранга
подполковник капитан 2 ранга
полковник капитан 1 ранга
Высший офицерский состав
генерал-майор контр-адмирал
генерал-лейтенант вице-адмирал
генерал-полковник адмирал
генерал армии
2. Для офицеров, имеющих медицинскую или юридическую военно-учетные специальности, к воинским званиям добавляются слова "медицинской службы", "юстиции" соответственно.
Для высшего офицерского состава авиации (летного, инженерного, имеющего инженерно-авиационную подготовку) к воинским званиям добавляется слово "авиации".
К воинским званиям граждан, пребывающих в запасе, добавляются слова "запаса", а находящихся в отставке - "в отставке".
3. Присвоение, включая досрочное, снижение воинских званий военнослужащим и военнообязанным осуществляются в соответствии с Правилами прохождения военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях (далее - Правила прохождения военной службы), утверждаемыми Президентом Республики Казахстан.
4. Военнослужащие и военнообязанные могут быть лишены воинского звания только по приговору суда.
5. Гражданину, лишенному воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть присвоено воинское звание в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
6. Сроки выслуги в воинских званиях устанавливаются:
солдатскому (матросскому) составу - не устанавливаются
сержантскому (старшинскому) составу - не устанавливаются
офицерскому составу:
лейтенантам - 3 года
старшим лейтенантам - 4 года
капитанам (капитанам-лейтенантам) - 4 года
майорам (капитанам 3 ранга) - 5 лет
подполковникам (капитанам 2 ранга) - 5 лет
полковникам (капитанам 1 ранга) и выше - не устанавливаются.
Статья 8. Воинские должности
1. Военнослужащий назначается на воинскую должность, которой должно соответствовать одно воинское звание. При этом воинская должность определяется исходя из основных задач и функций, поставленных перед Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.
2. Перечень воинских должностей и соответствующих им воинских званий Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований утверждается Президентом Республики Казахстан.
3. Воинские должности подразделяются на должности:
1) состава солдат (матросов);
2) сержантского и старшинского состава;
3) офицерского состава;
4) курсантов и слушателей.
4. Назначение на должности, перемещение, освобождение и увольнение военнослужащих производятся в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
5. Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
1) нахождения в распоряжении командира (начальника) при назначении его на другую должность - не более двух месяцев;
2) нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более трех месяцев;
3) нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу;
4) прикомандирования к государственным органам и организациям с целью выполнения работ в интересах обороны и безопасности государства в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
Статья 9. Военная форма одежды и знаки
различия военнослужащих
1. Для военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы, устанавливается военная форма одежды со знаками различия по воинским званиям, видам и родам войск.
Военная форма одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований утверждаются Президентом Республики Казахстан. Нормы снабжения военной формой одежды определяются Правительством Республики Казахстан. Правила ношения военной формы одежды устанавливаются Министром обороны, а особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды и знаков различия устанавливаются первыми руководителями других войск и воинских формирований.
2. Ношение военной формы одежды гражданами, не имеющими на то право, запрещается и влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Глава 2. Подготовка граждан к военной службе
Статья 10. Подготовка граждан к военной службе
1. Подготовка граждан к военной службе включает:
1) начальную военную подготовку;
2) подготовку граждан по военно-техническим специальностям;
3) военную подготовку граждан, не достигших совершеннолетнего возраста, по дополнительным общеобразовательным программам в организациях образования;
4) военную подготовку граждан по программе офицеров запаса в высших учебных заведениях;
5) физическую подготовку, лечебно-оздоровительную работу, военно-патриотическое воспитание.
2. Подготовка допризывников и призывников к военной службе организуется государственными органами в пределах их компетенции, осуществляется в организациях образования и в военно-технических организациях.
3. Государственные органы в пределах их компетенции осуществляют материально-техническое обеспечение, создание учебно-материальной базы по начальной военной подготовке организаций образования, проводящих подготовку граждан к военной службе, а также обеспечивают подготовку руководителей, преподавателей, воспитателей, инструкторов, мастеров производственного обучения и других специалистов и несут ответственность за выполнение возложенных на них настоящим Законом мероприятий по подготовке допризывников и призывников к военной службе.
4. Руководители организаций обязаны обеспечить прохождение допризывниками и призывниками подготовки к военной службе.
5. Контроль за организацией и проведением подготовки допризывников и призывников к военной службе, программное и методическое обеспечение осуществляются Министерством обороны Республики Казахстан.
Статья 11. Начальная военная подготовка
1. Начальная военная подготовка проводится с гражданами допризывного и призывного возрастов в организациях образования, дающих среднее общее, начальное и среднее профессиональное образование, преподавателями-организаторами.
Граждане, подлежащие призыву и не прошедшие начальную военную подготовку, по решению местных исполнительных органов районов (городов областного значения) проходят ее перед призывом на срочную военную службу на базе одной из организаций образования.
2. Контроль за проведением начальной военной подготовки, методическая подготовка преподавателей-организаторов начальной военной подготовки осуществляются Министерством обороны Республики Казахстан совместно с центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
3. Порядок организации и проведения начальной военной подготовки с гражданами допризывного и призывного возрастов, включая подбор и назначение преподавателей-организаторов, определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 12. Подготовка граждан по военно-техническим
специальностям
1. К подготовке по военно-техническим специальностям привлекаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, в возрасте от 17 лет 6 месяцев до 26 лет.
После окончания обучения призывники подлежат призыву на срочную военную службу, если у них в период обучения не возникло право на отсрочку или освобождение от срочной военной службы, предусмотренные настоящим Законом.
2. За призывниками, проходящими подготовку по военно-техническим специальностям с отрывом от производства, на период обучения сохраняются место работы, занимаемая должность по месту основной работы.
Статья 13. Военная подготовка граждан, не достигших
совершеннолетнего возраста, по дополнительным
общеобразовательным программам в организациях
образования
1. Организациями образования с дополнительными общеобразовательными программами являются республиканские военные школы-интернаты (лицеи) и иные организации образования, реализующие программы среднего общего, начального и среднего профессионального образования. Уставы указанных организаций образования утверждаются их учредителями.
2. Граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста, зачисляются в указанные организации образования на конкурсной основе по результатам медицинского освидетельствования, проверки физической подготовленности и сдачи экзаменов.
3. Порядок прохождения военной подготовки и обеспечения всеми видами довольствия воспитанников определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 14. Военная подготовка граждан по программе
офицеров запаса в высших учебных заведениях
1. Военная подготовка граждан по программе офицеров запаса проводится на основе получаемого высшего образования в соответствии с государственным заказом на военных кафедрах высших учебных заведений.
2. Гражданам, окончившим полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и прошедшим после окончания высшего учебного заведения войсковую стажировку, присваивается офицерское звание лейтенант запаса в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
3. Гражданам, окончившим полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и не прошедшим после окончания высшего учебного заведения войсковую стажировку, присваивается воинское звание сержант запаса.
4. Министерство обороны Республики Казахстан определяет перечень военно-учетных специальностей, программы обучения, по которым осуществляется подготовка граждан на военных кафедрах, требования к состоянию здоровья граждан, желающих пройти военную подготовку по программе офицеров запаса, разрабатывает общеобразовательные стандарты. Согласовывает кандидатуры профессорско-преподавательского состава, а также обеспечивает военно-техническим имуществом, вооружением военные кафедры.
5. Порядок прохождения военной подготовки граждан по программе офицеров запаса определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 15. Физическая подготовка.
Лечебно-оздоровительная работа.
Военно-патриотическое воспитание
Физическая подготовка, лечебно-оздоровительная работа, военно-патриотическое воспитание допризывников и призывников организуются местными исполнительными органами и проводятся организациями с соблюдением требований законодательства в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Глава 3. Воинский учет. Приписка граждан к призывным участкам
Статья 16. Общие правила воинского учета
1. Граждане подлежат воинскому учету, за исключением граждан:
1) женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
2) освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Законом;
3) отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4) постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан.
2. Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства отделами (управлениями) по делам обороны районов (городов), а в населенных пунктах, где их нет, первичный воинский учет обеспечивают акимы поселков, аулов (сел), аульного (сельского) округа.
3. Порядок воинского учета, документы воинского учета и их содержание, сбор, хранение, использование и распространение сведений устанавливаются Правилами воинского учета военнообязанных и призывников в Республике Казахстан, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан (далее - Правила воинского учета).
4. Военнообязанные и призывники, назначенные на должности рядового или начальствующего составов, либо зачисленные в кадры органов внутренних дел, финансовой полиции, таможенного контроля, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, государственной противопожарной службы Агентства по чрезвычайным ситуациям, включая курсантов и слушателей специальных учебных заведений, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете указанных органов в порядке, установленном Правилами воинского учета.
5. Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, подлежат учету в соответствующих воинских частях и учреждениях. Порядок их учета устанавливается Министром обороны Республики Казахстан, а также первыми руководителями других войск и воинских формирований.
6. Должностные лица государственных органов и организаций ведут воинский учет граждан в соответствии с настоящим Законом и Правилами воинского учета.
Статья 17. Приписка граждан к призывным участкам
1. Приписка к призывным участкам осуществляется в отношении граждан мужского пола и проводится ежегодно в январе-марте в целях:
1) принятия граждан на воинский учет;
2) определения их количества;
3) определения степени годности к военной службе;
4) установления общеобразовательного уровня и специальности;
5) определения уровня физической подготовки;
6) предварительного предназначения призывников;
7) отбора кандидатов для подготовки по военно-техническим специальностям и поступления в военные учебные заведения.
2. Приписку граждан к призывным участкам организуют и обеспечивают местные исполнительные органы районов (городов областного значения) через отделы (управления) по делам обороны районов (городов).
3. Для проведения приписки граждан в районах и городах образуются призывные участки.
К призывным участкам приписываются граждане, которым в год приписки исполняется 17 лет.
4. Акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов обеспечивают первичный учет военнообязанных, призывников и допризывников. Ежегодно в сроки, установленные Министерством обороны Республики Казахстан, представляют в соответствующие местные отделы (управления) по делам обороны районов (городов) списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.
5. Допризывники, не вставшие на воинский учет без уважительных причин до 1 апреля года, в котором им исполняется 17 лет, считаются уклонившимися от постановки на воинский учет и несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
6. Должностные лица организаций за нарушение Правил воинского учета и несвоевременное представление списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам в отделы (управления) по делам обороны районов (городов), несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
7. Граждане освобождаются от работы (учебы) на время, необходимое для выполнения обязанностей, связанных с постановкой допризывников на воинский учет, с сохранением за ними места работы и занимаемой должности.
8. Для проведения приписки граждан к призывным участкам в районах (городах областного значения) соответствующими местными исполнительными органами образуются комиссии по приписке в составе:
председатель комиссии - начальник отдела (управления) по делам обороны района (города);
заместитель председателя комиссии - представитель местного исполнительного органа района (города областного значения);
члены комиссии:
заместитель начальника районного (городского) отдела внутренних дел;
врач, руководящий работой медицинского персонала - председатель врачебной комиссии;
секретарь комиссии.
Персональный состав районной (городской) комиссии по приписке, порядок ее работы ежегодно утверждаются местным исполнительным органом района (города областного значения).
9. Граждане при приписке к призывным участкам принимаются на воинский учет и переходят в категорию призывников, а признанные негодными к военной службе с исключением с воинского учета решением комиссии по приписке, исключаются с воинского учета.
10. Порядок медицинского освидетельствования при приписке граждан к призывным участкам осуществляется в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан (далее - Правила военно-врачебной экспертизы).
11. Порядок проведения приписки граждан устанавливается Правилами воинского учета.
Статья 18. Обязанности государственных органов,
организаций и военнообязанных по выполнению
Правил воинского учета
1. Акимы поселка, аула (села), аульного (сельского округа) и организации обязаны оповещать военнообязанных и призывников о вызове их в отделы (управления) по делам обороны районов (городов) и обеспечивать их своевременное прибытие.
2. Акимы поселка, аула (села), аульного (сельского округа) и организации в пределах своей компетенции обязаны:
1) осуществлять регистрацию (снятие с регистрации) военнообязанных и призывников по месту жительства только при наличии в военно-учетных документах отметок отделов (управлений) по делам обороны о принятии на воинский учет (снятии с воинского учета), а также предоставлять в отделы (управления) по делам обороны документацию, подтверждающую количественный состав военнообязанных, призывников и допризывников;
2) оказывать отделам (управлениям) по делам обороны помощь в принятии допризывников на воинский учет, проведении призыва граждан на военную службу (военные сборы);
3) осуществлять контроль за соблюдением Правил воинского учета и выявлять лиц из числа призывников и военнообязанных, нарушающих эти Правила.
3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны осуществлять розыск и задержание лиц, уклоняющихся от выполнения воинской обязанности.
4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в семидневный срок сообщать отделам (управлениям) по делам обороны района (города) об изменении военнообязанными и призывниками фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, а также о случаях регистрации смерти военнообязанного или призывника.
5. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в семидневный срок сообщать отделам (управлениям) по делам обороны сведения о призывниках и военнообязанных, в отношении которых ведется дознание или возбуждены уголовные дела, а суды - о рассматриваемых уголовных делах и приговорах, вступивших в законную силу.
6. Органы социальной защиты населения обязаны в семидневный срок сообщать в отделы (управления) по делам обороны районов (городов) обо всех военнообязанных и призывниках, которые признаны инвалидами.
Лечебные организации по запросам департаментов, отделов (управлений) по делам обороны перед началом проведения призыва обязаны сообщать о гражданах призывного возраста, находящихся на стационарном лечении и диспансерном учете.
7. Военнообязанные и призывники в случае изменения фамилии, имени, отчества, семейного положения, состояния здоровья (признания инвалидом I или II групп), места проживания, образования, места работы и должности обязаны в семидневный срок известить орган, где они состоят на воинском учете.
Глава 4. Призыв граждан на военную службу
Статья 19. Призыв граждан на военную службу
1. Призыв граждан на срочную военную службу проводится два раза в год, в апреле-июне и октябре-декабре, на основании Указа Президента Республики Казахстан и постановления Правительства Республики Казахстан на текущий год.
Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва, в количестве, необходимом для комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
2. Проведение призыва граждан на военную службу организуют и обеспечивают местные исполнительные органы через соответствующие департаменты, отделы (управления) по делам обороны.
Порядок организации и проведения призыва граждан устанавливается Правилами проведения призыва граждан на срочную военную службу, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
3. Руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны отозвать призывников из командировок (отпусков), организовать их оповещение и своевременное прибытие на призывной участок.
4. Граждане освобождаются от работы, учебы для выполнения обязанностей, указанных в статье 25 настоящего Закона, с сохранением места работы и занимаемой должности.
Уважительными причинами неявки граждан на призывные участки в сроки, установленные отделами (управлениями) по делам обороны районов (городов), признаются:
1) заболевание (травма);
2) смерть или тяжелая болезнь близкого родственника;
3) другие обстоятельства, лишившие гражданина возможности лично прибыть.
Причины неявки должны быть подтверждены соответствующими документами.
5. Призыв на военную службу граждан Республики Казахстан, временно проживающих за границей, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом, по прибытии их на постоянное место жительства в Республику Казахстан, при отсутствии права на отсрочку.
6. Граждане, отчисленные из учебных заведений, в том числе указанных в пункте 4 статьи 16 настоящего Закона, не достигшие 27 лет и не выслужившие установленные сроки военной службы по призыву, подлежат призыву на срочную военную службу в соответствии с настоящим Законом.
7. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято) только после достижения ими 18-летнего возраста.
8. Гражданину, прошедшему призывную комиссию, председателем призывной комиссии объявляется решение и по требованию гражданина выдается копия решения.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Республики Казахстан срок в суде или в областной (городской) призывной комиссии. В этом случае решение призывной комиссии приостанавливается до вынесения соответствующего решения судом или областной (городской) призывной комиссией.
9. Началом исчисления срока службы военнослужащего срочной службы считается дата издания приказа начальника отдела (управления) района (города) по делам обороны о призыве на основании решения районной (городской) призывной комиссии и направлении для прохождения службы. Окончанием срока службы считается дата исключения из списков воинской части.
10. Министр обороны и первые руководители других войск и воинских формирований имеют право лиц, негодных к военной службе по состоянию здоровья до принятия военной присяги, возвращать обратно для принятия решения районной (городской) призывной комиссией.
Статья 20. Призыв на военную службу офицеров запаса
1. Офицеры запаса в возрасте до 29 лет, годные к военной службе, призываются в мирное время на основании постановления Правительства Республики Казахстан для прохождения военной службы на должностях офицерского состава.
2. Количество офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, и военно-учетные специальности утверждаются Правительством Республики Казахстан по заявкам уполномоченных государственных органов.
3. Призыв на военную службу офицеров запаса включает:
1) явку на медицинское освидетельствование для принятия решения призывной комиссией;
2) явку в отдел (управление) по делам обороны района (города) и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
4. Призыв на военную службу офицеров запаса организует начальник отдела (управления) по делам обороны района (города).
5. Началом исчисления срока службы военнослужащего по призыву считается дата издания приказа начальника отдела (управления) района (города) по делам обороны о призыве и направлении для прохождения службы. Окончанием срока службы считается дата исключения из списков воинской части.
Статья 21. Отсрочка от призыва на военную службу
1. Отсрочка от призыва на срочную военную службу предоставляется гражданам по решению районной (городской) призывной комиссии:
1) по семейным обстоятельствам;
2) для продолжения образования в учебных заведениях;
3) по состоянию здоровья;
4) по другим причинам.
2. Отсрочка от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам предоставляется:
1) гражданам, занятым уходом за членами семьи, нуждающимися в посторонней помощи и не находящимися на полном государственном содержании, при отсутствии близких родственников или других лиц, проживающих на территории Республики Казахстан, независимо вместе с ними или отдельно, обязанных по закону содержать указанных членов семьи.
Членами семьи, нуждающимися в посторонней помощи и уходе, являются:
отец, мать, жена, а также дедушка и бабушка, при отсутствии родителей призывника, если они находятся на его иждивении, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами первой или второй группы;
братья, сестры, не достигшие 18-летнего возраста, или старше, если они являются инвалидами первой или второй группы, при отсутствии родителей;
мать (отец), которая (который) кроме призывника имеет одного и более детей в возрасте до 18 лет или старше, являющихся инвалидами первой или второй группы, и воспитывает их без мужа (жены);
мать (отец), которая (который) имеет на своем иждивении одного и более одиноких близких родственников (отца, мать, брата, сестру), являющихся нетрудоспособными по возрасту или инвалидами первой или второй группы, и содержит их без мужа (жены);
один из родителей, который содержит на своем иждивении второго, являющегося инвалидом первой или второй группы, и воспитывает, кроме призывника, одного и более детей до 18 лет;
2) гражданам, которые имеют на своем иждивении:
ребенка, воспитываемого без матери;
лиц, у которых находились на воспитании и содержании не менее двух лет в связи со смертью своих родителей, а также лишением их родительских прав или осуждением судом к лишению свободы;
3) граждане, состоящие в браке и имеющие одного и более детей.
3. Отсрочка от призыва на срочную военную службу для продолжения образования предоставляется:
1) гражданам, получающим основное, среднее и дополнительное общее образование в соответствующих организациях образования, на период обучения;
2) гражданам, получающим начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по очной форме обучения в соответствующих организациях образования, а также в высших учебных заведениях других государств, до окончания одного высшего учебного заведения, при предоставлении подтверждающих документов об обучении в высшем учебном заведении;
3) гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование (аспиранты, докторанты), на период обучения.
4. Отсрочка от призыва на срочную военную службу по состоянию здоровья предоставляется гражданам решением призывной комиссии на срок до одного года.
5. Отсрочка от призыва на срочную военную службу по другим причинам предоставляется:
1) учителям (преподавателям) организаций образования, расположенных в аульной (сельской) местности, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное педагогическое образование и работающим по специальности, на весь период работы;
2) врачам, постоянно работающим по специальности в аульной (сельской) местности, имеющим соответствующее образование, на весь период работы в лечебных организациях;
3) депутатам Парламента Республики Казахстан или местных представительных органов на срок их депутатских полномочий;
4) лицам, в отношении которых ведется дознание, предварительное следствие или уголовные дела рассматриваются судами, соответственно до окончания расследования или объявления решения суда;
5) призывникам, обучающимся по очной форме обучения в средних и высших духовных учебных заведениях, а также имеющим духовный сан или штатную должность в одной из зарегистрированных религиозных конфессий, на период обучения или религиозной деятельности;
6) гражданам, имеющим высшее профессиональное образование, поступившим на работу по специальности в организации, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан, на весь период работы.
6. Гражданам, зачисленным в запас с присвоением воинского звания офицера, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным пунктом 2, подпунктом 3) пункта 3, пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
7. Граждане имеют право отказаться от отсрочки и могут быть призваны на военную службу при предоставлении личного заявления и соответствующего нотариально заверенного документа от заинтересованных лиц и органов социальной защиты населения, кроме лиц, указанных в подпункте 3) пункта 1 и пункте 4 настоящей статьи.
8. Граждане, утратившие основания для отсрочки, предусмотренные настоящей статьей, подлежат призыву в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 22. Освобождение от призыва на военную службу
1. От призыва на срочную военную службу в мирное время освобождаются граждане:
1) проходящие или прошедшие военную службу;
2) признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья;
3) не призванные на законных основаниях на срочную военную службу по достижении 27-летнего возраста и на должности офицерского состава по достижении 29-летнего возраста;
4) у которых один из близких родственников (отец, мать, брат или сестра) погибли, умерли или стали инвалидами первой или второй группы при исполнении служебных обязанностей в период прохождения военной службы;
5) прошедшие военную (альтернативную) службу в другом государстве;
6) имеющие ученую степень.
2. Граждане, имеющие право на освобождение от призыва, могут быть призванными на военную службу по их желанию при предоставлении соответствующих нотариально заверенных документов от заинтересованных лиц и личного заявления, кроме лиц, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи.
3. Призыву на военную службу в мирное время не подлежат граждане, имеющие не погашенную и не снятую в установленном законом порядке судимость.
4. Граждане, утратившие основания для освобождения от призыва, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, подлежат призыву в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 23. Призывные комиссии
1. Для организации и проведения призыва граждан на срочную военную службу местными исполнительными органами создаются призывные комиссии в составе, определенном пунктом 8 статьи 17 настоящего Закона.
Персональный состав призывной комиссии и график проведения призыва граждан для прохождения срочной военной службы утверждаются местным исполнительным органом.
2. На призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, и принятие в отношении их одного из следующих решений:
1) о призыве на военную службу в соответствующий вид и род войск Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
2) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
3) об освобождении от призыва на военную службу;
4) об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, поступающих в военные учебные заведения, и принятие решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в направлении.
3. Для руководства и контроля за деятельностью районных (городских) призывных комиссий в областных центрах (городе республиканского значения, столице) создаются соответствующие областные (городские) призывные комиссии в составе:
председатель комиссии - начальник департамента по делам обороны области (города республиканского значения, столицы);
заместитель председателя комиссии - представитель местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы);
члены комиссии:
заместитель начальника областного (города республиканского значения, столицы) управления внутренних дел;
заместитель начальника областного (города республиканского значения, столицы) управления (департамента) здравоохранения;
врач (офицер медицинской службы) департамента по делам обороны области (города) - председатель врачебной комиссии;
секретарь комиссии.
В состав комиссии могут быть включены представители государственных организаций, а также общественных объединений. Численный состав комиссии должен быть нечетным.
4. Областная (городская) призывная комиссия проводит следующую работу:
1) организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения службы, а также проводит контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
2) осуществляет руководство деятельностью районных (городских) призывных комиссий;
3) проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на срочную военную службу;
4) контролирует обоснованность призыва граждан для прохождения срочной военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил, других войсках и воинских формированиях;
5) рассматривает жалобы граждан на решения районных (городских) призывных комиссий.
5. Областная (городская) призывная комиссия имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
Статья 24. Медицинское освидетельствование и
медицинское обследование граждан, подлежащих
призыву на военную службу
1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачебными комиссиями.
В состав врачебной комиссии входят врачи-специалисты: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, дерматовенеролог, стоматолог, а в случае необходимости врачи других специальностей.
2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе в мирное время, ограниченно годен к военной службе в военное время;
Е - не годен к военной службе с исключением с учета.
3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Правилами военно-врачебной экспертизы.
Статья 25. Обязанности граждан, подлежащих призыву
на военную службу
1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке отдела (управления) по делам обороны района (города) на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в отделе (управлении) по делам обороны до отправки к месту прохождения военной службы.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки отдела (управления) по делам обороны под расписку. Повестки вручаются гражданам должностными лицами отдела (управления) по делам обороны или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными должностными лицами, обеспечение их прибытия возлагается на соответствующие органы внутренних дел.
3. Граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, обязаны явиться по повестке отдела (управления) по делам обороны на медицинское освидетельствование для принятия решения о призыве на военную службу и получения предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
4. В случае неявки гражданина без уважительных причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, он считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 5. Поступление граждан на военную службу по контракту
Статья 26. Контракт о прохождении военной службы
1. Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с уполномоченным должностным лицом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
2. Контракт заключается письменно по типовой форме в порядке, определяемом Правилами прохождения военной службы.
3. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
4. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять общие, должностные обязанности военнослужащих, установленные законами Республики Казахстан. Также в условиях контракта содержится право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законами Республики Казахстан.
5. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня издания приказа о назначении на должность и прекращает свое действие:
1) по истечении срока, на который был заключен контракт;
2) в связи с досрочным увольнением военнослужащего;
3) со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы;
4) в иных случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.
6. Началом исполнения служебных обязанностей военнослужащего по контракту считается дата, указанная в приказе о вступлении военнослужащего в должность.
7. Военнослужащие, назначенные на должность Президентом Республики Казахстан, проходят военную службу в соответствующей должности без заключения контракта о прохождении военной службы.
Контракт о прохождении военной службы, который был заключен военнослужащими до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За этими военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
После освобождения указанных военнослужащих от должности они заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются настоящим Законом и Правилами прохождения военной службы.
8. Военнослужащие срочной службы, имеющие высшее образование и прослужившие 6 месяцев, могут поступить на военную службу по контракту на должности сержантского или офицерского составов, в порядке, определяемом Правилами прохождения военной службы.
Статья 27. Требования, предъявляемые к гражданам,
поступающим на военную службу по контракту
1. Лица, поступающие на военную службу по контракту, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь гражданство Республики Казахстан;
2) быть не моложе 19 лет, за исключением курсантов, и не старше предельного возраста состояния на военной службе в зависимости от воинского звания, установленных настоящим Законом.
2. На военную службу по контракту не может быть принято лицо:
1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) имеющее заболевание, препятствующее исполнению обязанностей военной службы в соответствии с заключением соответствующей врачебной комиссии;
3) отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законами Республики Казахстан;
4) имеющее судимость, которая ко времени поступления на военную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке, либо в отношении которого возбуждено уголовное дело;
5) которое в течение двух лет перед поступлением на военную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;
6) на которое в течение года перед поступлением на военную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;
7) на которое в течение трех лет до поступления на военную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;
8) уволенное с государственной службы по отрицательным мотивам, если со дня увольнения не прошло одного года.
3. В отношении лица, поступающего на военную службу по контракту, проводится специальная проверка.
4. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводится медицинское освидетельствование в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего Закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.
5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, также являются:
1) искажение сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
2) отсутствие вакантных должностей по военно-учетной специальности кандидата;
3) несоответствие кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Законом и Правилами прохождения военной службы.
Статья 28. Поступление граждан в военные учебные заведения.
Заключение контрактов о прохождении военной
службы с гражданами, обучающимися в военных
учебных заведениях
1. В военные учебные заведения имеют право поступать:
1) граждане, не проходившие военную службу, достигшие в год поступления 17 лет, но не старше 21 года;
2) граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие срочную военную службу до достижения ими в год поступления 24 лет;
3) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в порядке, определяемом первыми руководителями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
2. Началом исполнения служебных обязанностей курсанта (слушателя) считается дата зачисления в военное учебное заведение.
3. Граждане, поступающие в военные учебные заведения, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту.
Граждане, зачисленные в военные учебные заведения, назначаются на воинские должности в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
4. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные учебные заведения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных военных учебных заведениях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные учебные заведения заключают новый контракт о прохождении военной службы.
Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в военные учебные заведения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.
Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат отчислению из военных учебных заведений.
5. Военнослужащие, не зачисленные в военные учебные заведения, направляются для дальнейшего прохождения военной службы в порядке, определенном Правилами прохождения военной службы.
6. Военнослужащие, отчисленные из военных учебных заведений, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если они не выслужили установленного срока военной службы по призыву, направляются для постановки на воинский учет по месту жительства и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. При этом военнослужащие, отчисленные из военных учебных заведений за неуспеваемость или недисциплинированность, обязаны возместить государству бюджетные средства, затраченные на их обучение.
7. В случае отказа военнослужащего проходить военную службу в течение десяти лет после окончания военного учебного заведения или расторжения контракта по своей инициативе он обязан возместить государству бюджетные средства, затраченные на его обучение. Сумма, подлежащая удержанию, рассчитывается пропорционально за каждый полный недослуженный месяц до окончания срока контракта.
8. Военнослужащим по окончании высших военных учебных заведений присваивается воинское звание лейтенант в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
Статья 29. Срок контракта и порядок его заключения
1. Контракт о прохождении военной службы может быть заключен на три года, пять лет, десять лет, до достижения предельного возраста состояния на военной службе или на срок обучения в военном учебном заведении и десять лет военной службы после его окончания.
2. Порядок отбора кандидатов и их поступления на военную службу по контракту определяется в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
Глава 6. Прохождение военной службы
Статья 30. Исполнение обязанностей военной службы
1. Военнослужащий, а также военнообязанный, проходящий военные сборы, считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:
1) исполнения должностных обязанностей;
2) выполнения приказов или распоряжений, отданных командирами (начальниками);
3) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в суточном и гарнизонном нарядах;
4) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
5) участия в миротворческих операциях по поддержанию мира и безопасности;
6) участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного или иного характера;
7) участия в учениях или походах кораблей;
8) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
9) нахождения в служебной командировке;
10) нахождения на службе, следования к месту службы и обратно;
11) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
12) нахождения в отпуске, следования к месту проведения отпуска и обратно;
13) прохождения военных сборов;
14) нахождения в плену, в положении заложника или интернированного, за исключением случаев добровольной сдачи в плен;
15) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
16) оказания помощи правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности;
17) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества, государства.
2. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 31. Назначение на должности и
перемещение военнослужащих
1. Порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту, требования к военнослужащим при назначении на должности, а также их перемещение устанавливаются Правилами прохождения военной службы.
2. Перевод и перемещение военнослужащих, проходящих службу по контракту, из одного государственного органа в другой осуществляются, как правило, по окончании срока контракта.
Статья 32. Сроки военной службы
Сроки военной службы в календарном исчислении устанавливаются:
1) для солдат и сержантов срочной службы, за исключением указанных в подпункте 2) настоящей статьи, - 12 месяцев;
2) для матросов и старшин срочной службы кораблей и судов Военно-Морских Сил Вооруженных Сил, Пограничной службы Комитета национальной безопасности, а также солдат и сержантов срочной службы внутренних войск органов внутренних дел и Республиканской гвардии - 18 месяцев;
3) для офицеров, проходящих военную службу по призыву, - 36 месяцев;
4) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.
Статья 33. Предельные возрасты военнослужащих на
военной службе в воинских званиях
1. Предельные возрасты военнослужащих, за исключением указанных в пункте 3 статьи 46 настоящего Закона, на военной службе в воинских званиях устанавливаются:
1) для военнослужащих солдатского (матросского), сержантского (старшинского) составов - 45 лет;
2) для младшего и старшего офицерского составов до подполковника (капитана 2 ранга) включительно - 48 лет;
3) для старшего офицерского состава полковник (капитан 1 ранга) - 53 года;
4) для высшего офицерского состава до генерал-лейтенанта (вице-адмирала) включительно - 58 лет;
5) для высшего офицерского состава от генерал-полковника (адмирала) - 63 года.
2. Военнослужащие, достигшие предельного возраста, подлежат увольнению в запас в порядке, установленном Правилами прохождения военной службы.
Военнослужащим, имеющим высокую профессиональную подготовку, опыт работы на занимаемой должности и годным по состоянию здоровья для прохождения военной службы, первыми руководителями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований может быть продлен срок военной службы путем заключения нового контракта в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, но не более чем на 5 лет.
Статья 34. Увольнение с военной службы
1. Увольнение с военной службы военнослужащего производится по следующим основаниям:
1) по возрасту - по достижении предельного возраста состояния на военной службе;
2) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
3) по состоянию здоровья - в связи с заключением военно-врачебной комиссии о признании его негодным к военной службе;
4) по состоянию здоровья - в связи с заключением военно-врачебной комиссии о признании ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего сержанта (старшины) включительно, или проходящего военную службу по призыву;
5) лишением его воинского звания;
6) вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
7) отчислением из военного учебного заведения;
8) утратой гражданства Республики Казахстан.
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с:
1) организационно-штатными мероприятиями;
2) переходом на службу в государственные органы (учреждения), где предусмотрено присвоение специальных званий;
3) невыполнением им условий контракта, а также в связи с невыходом на службу без уважительных причин;
4) отказом в специальной проверке;
5) вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно;
6) по отрицательным мотивам, исходя из деловых и моральных качеств военнослужащего.
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
1) в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта;
2) по состоянию здоровья - в связи с заключением военно-врачебной комиссии о признании его ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи);
3) по семейным обстоятельствам в связи с:
невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
изменением места военной службы мужа - военнослужащего (жены - военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа социальной защиты населения по месту их жительства в постоянном уходе (помощи, надзоре), либо являющимися инвалидами первой или второй группы, или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
4) избранием в представительные органы власти на постоянной основе;
5) назначением или избранием судьями в судебные органы Республики Казахстан.
4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение по обстоятельствам:
1) возникновения права на отсрочку вследствие изменения семейного положения, за исключением лиц, подавших заявление об отказе от отсрочки в соответствии с пунктом 7 статьи 21 и пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона;
2) выезда на постоянное место жительства в составе семьи за границу или для воссоединения с семьей, постоянно проживающей за пределами Республики Казахстан, при наличии подтверждающих документов, дающих право на выезд в соответствии с законами Республики Казахстан.
5. Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1), 2) пункта 2 статьи 21.
6. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти (гибели), а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
7. Увольнение с военной службы лиц, выслуживших установленные сроки, приостанавливается в случае введения чрезвычайного или военного положения на период их действия.
8. Порядок увольнения военнослужащих производится в соответствии Правилами прохождения военной службы.
Глава 7. Пребывание в запасе
Статья 35. Зачисление в запас
1. Гражданами, зачисленными в запас, считаются:
1) уволенные с военной службы с зачислением в запас;
2) не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
3) не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении ими 27 лет;
4) не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам;
5) лица женского пола, имеющие военно-учетную специальность;
6) лица, прошедшие подготовку по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений.
2. Граждане, пребывающие в запасе, проходят медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы.
3. Лица, освобожденные от призыва на срочную военную службу, а также лишенные воинского звания офицерского состава решением суда, зачисляются в запас отделом (управлением) по делам обороны района (города) с присвоением воинского звания рядового или матроса.
4. Лицам, проходившим службу в других войсках и воинских формированиях, военно-учетная специальность при зачислении в запас устанавливается отделами (управлениями) по делам обороны района (города).
5. Запас для органов национальной безопасности создается в том же порядке, который определен настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
6. Пребывание в запасе заключается в прохождении сборов, выполнении правил призыва на военную службу, а также соблюдении обязанностей по воинскому учету.
Статья 36. Предельный возраст пребывания в запасе.
Разряды запаса
1. Запас военнообязанных мужского пола по возрасту делится на два разряда. Разряды устанавливаются в зависимости от продолжительности сроков пребывания в запасе.
2. Солдаты, матросы, сержанты и старшины пребывают в запасе до следующего предельного возраста:
1) первого разряда - до 35 лет включительно;
2) второго разряда - от 36 года до 45 лет.
3. Офицеры пребывают в запасе до следующего предельного возраста:
1) первого разряда - до 45 лет включительно;
2) второго разряда - от 46 лет до 55 лет.
4. Военнообязанные - женщины независимо от присвоенных им воинских званий зачисляются в запас второго разряда. Предельный возраст пребывания их в запасе устанавливается:
1) для солдатского (матросского), сержантского (старшинского) составов - до 45 лет включительно;
2) для лиц офицерского состава - до 50 лет включительно.
5. Военнослужащие и военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе, или лица, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, переводятся в отставку.
6. В военное время Президентом Республики Казахстан может быть повышен предельный возраст пребывания в запасе.
Статья 37. Прохождение военных сборов
1. Военнообязанные, предназначенные для укомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в военное время призываются на военные сборы: учебные, поверочные и специальные.
2. На учебные сборы, проводимые сроком на один месяц, призываются военнообязанные периодичностью один раз в пять лет.
3. Время проведения учебных сборов военнообязанных устанавливается Правительством Республики Казахстан.
4. Военнообязанные в период между учебными сборами могут привлекаться на поверочные сборы сроком до 15 дней с отрывом от работы.
5. Общий срок сборов за время пребывания в запасе не может превышать для военнообязанных 18 месяцев. При этом в общий срок пребывания на учебных сборах засчитывается и время пребывания на поверочных сборах.
6. Специальные сборы проводятся продолжительностью до четырех месяцев.
7. За военнообязанными на период сборов сохраняются место работы, занимаемая должность.
Время нахождения военнообязанного вне расположения места сборов без уважительных причин в срок прохождения сборов не засчитывается.
8. Порядок проведения военных сборов определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 38. Освобождение от прохождения военных сборов
От прохождения учебных сборов освобождаются:
1) военнообязанные, забронированные за хозяйствующими субъектами;
2) лица, работающие в государственных органах на должностях, связанных с обеспечением обороны, безопасности и правопорядка Республики Казахстан;
3) летный и технический состав, рабочие и служащие гражданской авиации, которые непосредственно обеспечивают перевозку пассажиров и грузов, а также персонал учебных авиационных клубов;
4) лица, работающие в сельском хозяйстве и в организациях по ремонту сельскохозяйственной техники - в период посевных и уборочных работ;
5) педагогический состав организаций образования - в период учебного года;
6) обучающиеся всех организаций образования очной формы обучения;
7) аспиранты и докторанты - на период обучения в аспирантуре и докторантуре;
8) военнообязанные-женщины;
9) военнообязанные в течение двух лет после увольнения в запас;
10) военнообязанные, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
11) лица, в отношении которых ведется дознание, предварительное следствие или уголовное дело рассматривается судом;
12) военнообязанные, избранные депутатами Парламента Республики Казахстан и маслихатов.
Военнообязанные, указанные в подпунктах 1), 9) и 10) настоящей статьи от прохождения специальных сборов не освобождаются.
Глава 8. Призыв на военную службу по мобилизации.
Демобилизация
Статья 39. Призыв на военную службу по мобилизации
и последующие призывы на военную службу
в военное время
1. При объявлении мобилизации все граждане, состоящие на военной службе и находящиеся на военных сборах, подлежащие увольнению, задерживаются в воинских частях до особого распоряжения, а военнообязанные призываются на срочную военную службу. Отпуска военнослужащим прекращаются и они отзываются в воинские части.
2. При приведении Вооруженных Сил в боевую готовность без объявления мобилизации производится призыв военнообязанных в количестве, предусмотренном планом мобилизационного развертывания Вооруженных Сил.
С объявлением мобилизации или состояния войны ранее принятые решения о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу гражданам отменяются.
Дальнейшее применение отсрочек и освобождения от призыва, установленных настоящим Законом, кроме отсрочек и освобождения по состоянию здоровья, приостанавливается.
3. Местные исполнительные органы, организации, независимо от форм собственности, при проведении мобилизации и в военное время обязаны обеспечить своевременное оповещение и доставку военнообязанных и призывников на сборные пункты или в воинские части.
4. С военнообязанными и призывниками, призванными на военную службу по мобилизации и в военное время, проводится полный расчет по месту работы, службы, выплачивается заработная плата за фактически проработанное время, выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск. За гражданами, призванными по мобилизации и в военное время, сохраняется занимаемая ими жилая площадь. Государственное обеспечение (пособия, пенсии) семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации и в военное время, производится на основании законодательства Республики Казахстан.
Статья 40. Ответственность за нарушение правил призыва
по мобилизации, в военное время
1. Граждане, не явившиеся по призыву по мобилизации и в военное время в указанные им сроки на пункты сбора без уважительных причин, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. Должностные лица и граждане, препятствующие своевременной явке граждан, призываемых по мобилизации и в военное время, привлекаются к установленной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 41. Увольнение по демобилизации
Увольнение в связи с демобилизацией производится на основании Указа Президента Республики Казахстан. Порядок увольнения и постановки на воинский учет указанной категории граждан устанавливается Правилам прохождения военной службы.
Статья 42. Всеобщее военное обучение граждан в военное время
1. В целях обучения населения мероприятиям гражданской обороны подготовки необходимого контингента для комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в военное время Правительством Республики Казахстан вводится обязательное всеобщее военное обучение: мужчин - в возрасте от 16 до 55 лет, женщин, не имеющих детей или имеющих детей в возрасте старше 10 лет - в возрасте от 18 до 45 лет.
Всеобщее военное обучение граждан осуществляется отделами (управлениями) по делам обороны района (города) через местные исполнительные органы районов (городов областного значения) по месту работы, учебы и жительства граждан без отрыва от работы и учебы.
2. Порядок проведения всеобщего военного обучения устанавливается Правительством Республики Казахстан.
3. Министерство обороны Республики Казахстан осуществляет контроль за организацией мероприятий по всеобщему военному обучению населения отделами (управлениями) по делам обороны района (города).
Глава 9. Ответственность граждан, должностных лиц и
военнослужащих за нарушение законодательства
о воинской обязанности и военной службе
Статья 43. Ответственность граждан и должностных лиц
за нарушение законодательства о воинской
обязанности и военной службе
1. Граждане, не явившиеся по вызову отдела (управления) по делам обороны района (города) в указанный срок, а также нарушающие Правила воинского учета без уважительных причин, считаются уклоняющимися от исполнения воинской обязанности и несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. Военнообязанные за уклонение от военных сборов, а также за совершение ими правонарушений против установленного порядка несения военной службы во время прохождения военных сборов несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Члены призывных комиссий, врачи, участвующие в медицинском обследовании граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также другие лица, допустившие нарушения законодательства по вопросам призыва на военную службу, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Лица, способствующие гражданам в уклонении от исполнения воинской обязанности и препятствующие прохождению ими военной службы, а также не выполняющие установленные настоящим Законом обязанности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
5. Должностные лица местных исполнительных органов, акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских округов), организаций, независимо от форм собственности, за несоблюдение требований, установленных настоящим Законом, несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 44. Ответственность военнослужащих за нарушение
Правил прохождения военной службы и
совершение правонарушений
1. Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед Законом и несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан, с учетом особенностей своего правового положения.
2. Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины, совершение правонарушений несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан и Уставами Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Глава 10. Заключительные положения
Статья 45. Материальное обеспечение мероприятий,
связанных с выполнением Закона
1. Местные исполнительные органы обеспечивают:
1) проведение медицинского освидетельствования граждан при приписке и призыве их на военную службу;
2) доставку граждан, проживающих в отдаленной местности, для прохождения медицинской и призывной комиссий;
3) оборудование призывных (сборных) пунктов, снабжение медикаментами, инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, автомобильным транспортом, а также средствами связи;
4) необходимое количество лиц обслуживающего персонала, медицинских и технических работников;
6) места в лечебно-профилактических учреждениях для медицинского обследования граждан.
2. Органы внутренних дел обеспечивают доставку лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, а также охрану общественного порядка при отправке и убытии призывников в воинские части.
3. Для выполнения планов проведения мобилизации в условиях военного времени решением местных исполнительных органов создаются штабы или участки оповещения, пункты сбора военнообязанных и техники.
4. За членами комиссий по приписке граждан к призывным участкам, призывных комиссий, медицинскими, техническими работниками, а также лицами обслуживающего персонала, выделяемыми для работы на призывных участках и сборных пунктах, на все время исполнения этих обязанностей сохраняются место работы и занимаемая должность.
Если исполнение указанными лицами своих обязанностей связано с выездом из места постоянного жительства, отделы (управления) по делам обороны районов (городов) возмещают им расходы на проезд от места жительства к месту работы и обратно, на наем жилья, а также командировочные расходы.
Статья 46. Переходные положения
1. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими до вступления в силу настоящего Закона, действуют в течение сроков, на которые они были заключены.
2. Военнослужащие, проходящие военную службу и не заключившие соответствующих контрактов, заключают их в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
3. Военнослужащим, имеющим выслугу лет по состоянию на 1 января 1998 года 10 и более лет в календарном исчислении, предельный возраст на военной службе устанавливается:
1) для младшего и старшего офицерского составов до подполковника (капитана 2 ранга) включительно - 45 лет;
2) для старшего офицерского состава полковник (капитан 1 ранга) - 50 лет;
3) для высшего офицерского состава до генерал-лейтенанта (вице-адмирала) включительно - 55 лет;
4) для высшего офицерского состава от генерал-полковника (адмирала) - 60 лет.
4. Граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 января 1993 года "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.
5. Сроки военной службы военнослужащим срочной службы рядового и сержантского составов, призванным на срочную военную службу до введения в действие настоящего Закона, могут быть изменены Указом Президента Республики Казахстан.
6. Военнослужащим и гражданам, пребывающим в запасе или находящимся в отставке, сохраняются воинские звания, которые не предусмотрены настоящим Законом и присвоены им ранее. Этим военнослужащим и гражданам воинские звания присваиваются в соответствии с Правилами прохождения военной службы.
Статья 47. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением статьи 7, статьи 32 настоящего Закона, которые вводятся в действие с 1 января 2005 года.
2. Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Казахстан от 19 января 1993 г. "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 2, ст. 28; 1995 г., N 8, ст. 56; N 22, ст. 135; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 12, ст. 184; 2001 г., N 8, ст. 56; N 13-14, ст. 173; N 117-118, ст. 245; 2002 г., N 3, ст. 22; N 6, ст. 71);
2) Закон Республики Казахстан от 20 марта 2001 г. "О военной службе по контракту" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 8, ст. 57).
Президент
Республики Казахстан