О Концепции создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 1364. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2010 года № 1189

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 11.11.2010 № 1189 (вводится в действие с 01.01.2011).

      В целях развития существующих и создания новых конкурентных преимуществ в финансовом секторе Казахстана Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
   Республики Казахстан

проект

Одобрена              
постановлением Правительства   
Республики Казахстан       
от 24 декабря 2004 года N 1364  

Концепция создания
в городе Алматы международного (регионального)
финансового центра

1. Введение

      Исторически возникновение финансовых центров было связано с концентрацией капиталов в крупных городах. Однако такая концентрация сама по себе не ведет к развитию города как финансового центра. При этом необходимо отметить, что если часть международных финансовых центров становилась таковыми стихийно (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Гонконг, Швейцария и др.), то, начиная с 70-х годов, отдельные страны проводили целенаправленную работу по их созданию (Дубаи, Дублин, Лабуан, Сингапур).
      Прирост доступных для инвестирования капиталов вызывает встречное предложение новых финансовых инструментов. В этих условиях город становится финансовым центром. Такова упрощенная модель возникновения финансовых столиц мира - Лондона и Нью-Йорка.
      Отличие молодых финансовых центров (Гонконга, Сингапура, Брунея и других) в упрощенном виде заключается в преднамеренном стимулировании притоков капитала и финансовых инструментов для использования привлеченного капитала. Главные механизмы стимулирования - либеральные таможенный и налоговый режимы, либеральные режимы государственного регулирования и репатриации капитала, совмещаемые с высоким качеством бытового и бизнес-сервиса, требуемого инвесторами, предпринимателями и профессиональными финансовыми посредниками.
      В то же время необходимо отметить определенную тенденцию по распространению финансовых центров, в связи с чем ускорение работы по созданию международного финансового центра представляется особенно актуальным. Так, в начале 2002 года о наличии достаточного потенциала и соответствующем решении по созданию международного финансового центра в городе Шанхай было заявлено руководством Народного Банка Китая. В августе 2004 года детали нового международного финансового центра в Брунее были объявлены Министерством финансов Султаната. Возможность создания международного финансового центра в городе Сеул с использованием модели Лондона рассматривается также Правительством Кореи.
      Идея развития города Алматы как регионального финансового центра (первоначально под регионом имелись в виду постсоветские республики Средней Азии и Казахстан) впервые была оглашена в 1995 году во время встречи членов и руководящего состава Ассоциации банков Казахстана с Президентом Республики Казахстан. Однако в тот момент она не получила поддержки по ряду причин, основной из которых было то, что Казахстан только начал реформирование банковской системы (и даже еще не приступил к реформам в других секторах финансового рынка) и стремление Казахстана к региональному лидерству в этой сфере выглядело преждевременным.
      В этой связи было принято постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июля 2001 года N 1014 "О развитии города Алматы как регионального финансового центра", в последующем утратившее силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2003 года N 356 "Об утверждении Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Государственной программы развития города Алматы на 2003-2010 годы".
      В то время работа по решению вопроса развития города Алматы как регионального финансового центра была самостоятельно продолжена администрацией города Алматы, Национальным Банком Республики Казахстан.
      Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 30 января 2004 года N 25-р "О создании Межведомственной рабочей группы по выработке предложений по вопросу развития города Алматы как финансового центра" работа по выработке предложений по вопросу развития города Алматы как финансового центра была возобновлена.
      В состав рабочей группы вошли представители Правительства Республики Казахстан, акимата города Алматы, Национального Банка Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
      В рамках работы рабочей группы был изучен опыт создания и развития международных финансовых центров таких городов, как Сингапур, Дублин (Ирландия), Дубаи (ОАЭ), Лабуан (Малайзия) (Приложения).

      2. Перспективы развития города Алматы как международного
         (регионального) финансового центра: преимущества и
         недостатки

      Международный (региональный) финансовый центр в городе Алматы (далее - Центр) может исполнить роль так называемой "точки роста", не только производя прямой экономический эффект, но и послужив катализатором и мультипликатором экономического развития Казахстана, создавая в дальнейшем дополнительные конкурентные преимущества страны.
      Видение
      Центр должен стать признанным и узнаваемым во всем мире региональным центром оказания широкого спектра финансовых услуг международного класса.
      Миссия
      Миссия Центра заключается в стимулировании экономического роста и диверсификации экономики через создание и развитие всемирно признанного центра финансовых услуг международного класса.
      Основные цели
      Основными целями Центра можно провозгласить:
      1) содействие экономическому развитию страны, и
      2) импорт передовых финансовых знаний и техник.
      Вместе с тем, как показывает международный опыт создания и функционирования международных финансовых центров, создание и деятельность Международного финансового центра может быть лишь одним из переходных этапов экономической политики государства.
      В целях скорейшего запуска Центра, а также последующего его успеха, развитие Центра в начале будет осуществлено как финансового центра регионального масштаба. При этом, ключевым вопросом является наличие и эффективное использование конкурентных преимуществ страны как имеющихся, так и культивируемых.
      В настоящее время сектор финансовых услуг Казахстана представлен банками второго уровня, кредитными товариществами, ломбардами и другими организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, страховыми организациями, накопительными пенсионными фондами, фондовой биржей, брокерами, дилерами рынка ценных бумаг, компаниями по управлению пенсионными активами и управляющими инвестиционным портфелем, регистраторами, кастодианами, страховыми брокерами и агентами.
      Относительные показатели развития финансового рынка Казахстана в сравнении с развитыми странами показывают, что уровень финансового посредничества в Казахстане недостаточен для адекватного обслуживания национальной экономики, хотя по сравнению с другими постсоветскими странами эти показатели являются одними из лучших.
      Слабыми сторонами города Алматы как потенциального международного финансового центра являются:
      относительно высокие ставки, как по корпоративным, так и по индивидуальным налогам;
      недостаточно богатая история в финансовой сфере и поэтому вполне возможно недоверие со стороны иностранных инвесторов;
      отсутствие недорогой и быстрой системы коммуникаций;
      относительно высокий уровень преступности;
      экологическая ситуация города (загазованность, загрязненность города в целом);
      транспортная инфраструктура (низкая пропускная мощность аэропорта, плохое качество дорог, отсутствие морских портов);
      наиболее привлекательные сектора экономики уже приватизированы;
      недостаток опыта создания свободных экономических зон.
      Сильными сторонами являются:
      Страновые условия:
      значительный потенциал экономического и торгового сотрудничества между Казахстаном и соседними государствами, а также удобное географическое положение города Алматы позволяют в перспективе ориентироваться на создание финансового центра, охватывающего центрально-азиатский регион, Западный Китай, крупные регионы России;
      русский язык употребляется наравне с казахским, что является привлекательным фактором для финансовых организаций России и других стран бывшего СССР и Восточной Европы;
      политическая стабильность, значительный экономический рост и хорошие перспективы дальнейшего роста экономики;
      низкая стоимость ресурсов в сравнении с развитыми странами (человеческие ресурсы прежде всего);
      разнообразные природные условия (возможность занятия различными видами спорта и т.д.).
      Локальные условия:
      развитая финансовая система по сравнению с соседними странами, а также значительная концентрация различных типов финансовых институтов, в том числе и с участием иностранного капитала, которые по объему осуществляемых операций опережают столицы близлежащих государств - Бишкек, Ташкент, Душанбе, Ашгабат и Баку;
      достаточно высокий инвестиционный потенциал, сформированный прежде всего за счет компаний по управлению пенсионными активами и банков второго уровня, который уже начал привлекать интерес эмитентов соседних государств;
      развитое регулирование и надзор финансового рынка по сравнению с другими странами СНГ;
      город Алматы выгодно отличается от крупных городов соседних государств тем, что в нем проживает достаточное количество людей с высоким уровнем индивидуального дохода - как иностранных, так и казахстанских граждан, которые представляют интерес как платежеспособные потребители финансовых услуг.
      Учитывая вышеизложенное, до момента перехода к статусу международного финансового центра необходимо дальнейшее развитие существующих конкурентных преимуществ Казахстана и создание следующих новых:
      финансовые рынки страны должны расширить свою текущую роль до роли активного участия в нацеленном регионе;
      финансовые организации, расположенные в Казахстане, должны активно аккумулировать и распределять активы региона, а также служить проводниками международных финансовых рынков, находящихся за пределами региона;
      финансовые посредники должны активно торговать широким спектром финансовых активов и создать значительные рынки листинговых инструментов, обеспечивая тем самым чрезмерную ликвидность, являющуюся неотъемлемой для успеха рынков капитала;
      финансовые рынки и посредники должны глубоко интегрироваться в международное сообщество путем развития связей с другими финансовыми центрами и посредниками в мире;
      создание привлекательного бизнес- социального окружения для ведения бизнеса (поощряющего инновации и креативность с минимальным риском);
      способствовать появлению и совершенствованию таких продуктов, как рейтинги, фондовые индексы.
      Особо следует отметить, что Казахстан опередил страны региона по такому показателю, как регулирование деятельности финансовых организаций. В 2004 году все надзорные и регулятивные функции были объединены в рамках одного специализированного органа - Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
      В 2004 году совместной миссией Международного Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного Банка (ВБ) по Программам оценки финансового сектора (FSAP) и борьбы с отмыванием денег и противодействия финансированию терроризма (БОД/ПФТ) отмечено, что имеющаяся законодательная база соответствует наилучшей международной практике. Вместе с тем, отмечена необходимость ее эффективного внедрения и дальнейшего совершенствования уже имеющихся процедур. В частности, для полного соответствия Ключевым принципам эффективного банковского надзора, минимальным требованиям, установленным Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Международной ассоциацией страхового надзора (IAIS), рекомендовано дальнейшее расширение практики эффективного консолидированного надзора и мониторинга систем риск - менеджмента финансовых организаций.
      Концепция создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра ясно следует из тех слабых и сильных сторон, которые в настоящее время присущи финансовому рынку и экономике Казахстана в целом.
      Для признания Центра на международном уровне требуется обеспечить такие законодательные и регулятивные рамки осуществления деятельности в Центре, которые вызывали бы доверие и интерес со стороны международных компаний. Для этого необходимо создание правового поля, позволяющего обеспечить условия деятельности, соответствующие высоким стандартам регулирования и надзора, применяющимся на передовых мировых финансовых рынках.
      Предлагаемая Концепция Центра позволяет создать правовое поле, учитывающее практику лучших мировых финансовых центров, и в то же время наиболее адаптированное к действующему казахстанскому законодательству.
      Вместе с тем, следует особо отметить, что детальный порядок создания, регистрации и регулирования участников финансовой зоны не может быть разработан на данном этапе, а будет возможен только после проведения технико-экономического обоснования проекта создания Центра (далее - ТЭО проекта). ТЭО проекта должно определить показатели регионального рынка, потенциальных инвесторов, ожидаемые финансовые потоки, и виды финансовых услуг.
      Реализация большей части вышеназванных приоритетов уже определена в отдельных программных документах, в частности, в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096, в Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июля
2003 года N 753, в Программе развития страхового рынка на 2004-2006 годы, в проекте Программы развития рынка ценных бумаг на 2005-2006 годы, находящейся на стадии рассмотрения Правительством Республики Казахстан.

      3. Правовой статус международного (регионального)
         финансового центра в городе Алматы

      3.1. Законодательство, регулирующее деятельность Центра

      1. Законодательство, регулирующее деятельность Центра, будет полностью основано на действующей Конституции Республики Казахстан. Создание Центра не потребует внесения изменений в Основной Закон страны, поскольку не планируется полное копирование моделей других государств и создание непредусмотренных Конституцией Республики Казахстан государственных институтов.
      2. Кроме того, законодательство Республики Казахстан на сегодняшний день содержит нормы, которыми регулируются образования, аналогичные Центру. Речь идет об институте специальных экономических зон, регулируемых Законом Республики Казахстан "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан".
      Однако Центр обладает и принципиальными отличиями от специальных экономических зон (далее - СЭЗ), уже существующих на территории Казахстана.
      Особый правовой режим на территории СЭЗ ограничивается налоговыми и таможенными привилегиями.
      На территории же Центра для эффективного его функционирования, необходимо создать правовой режим, который будет наравне с налоговыми и таможенными льготами предусматривать и ряд отличий от гражданского и финансового законодательств, действующих на остальной территории Казахстана.
      К примеру на территории Центра будет предусмотрен упрощенный порядок создания и функционирования акционерных обществ, упрощенный порядок регистрации представительств иностранных компаний, снятие некоторых ограничений по доступу на рынок финансовых услуг для иностранных компаний и т.д. Создание правового режима, устанавливающего особенности практически во всех, кроме криминального, сферах права, несомненно является более сложным.
      Также следует иметь в виду, что объем налоговых льгот и преференций в настоящее время унифицирован для всех СЭЗ. Правовой же режим для финансовых центров не может быть единым, поскольку зависит от ряда специфических критериев, к примеру, географии местонахождения финансового центра, а, следовательно, привлекаемых финансовых потоков.
      По вышеизложенным причинам будет инициировано принятие Закона Республики Казахстан "О финансовом центре города Алматы".
      Одновременно с Законом "О финансовом центре города Алматы" необходимо разработать поправки в действующее законодательство с целью избежания коллизий в законодательстве.
      Эта означает, что потребуется внести изменения во все законодательные акты, регулирующие сферы отношений, в которых будет установлен специальный правовой режим.
      В зависимости от его содержания изменения могут потребоваться в Гражданский Налоговый Бюджетный кодексы Республики Казахстан, в законы, составляющие законодательство о хозяйственных товариществах и так далее.
      Изменения будут приняты одновременно с основным законом, так как во-первых, возникновение противоречия в законодательстве нежелательно вообще, а во-вторых, существующая иерархия актов не позволит применять закон без изменения соответствующих вышестоящих нормативных правовых актов (например, кодексов).

      3.2. Закон "О финансовом центре города Алматы"

      Данным Законом будут урегулированы вопросы, принятие которых на уровне Закона необходимо в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Казахстан. Данная статья определяет перечень отношений, регулирование которых возможно только законодательными актами. Все другие отношения могут быть урегулированы подзаконными актами, при наличии соответствующего полномочия государственных органов в законе.
      В частности, в Законе будут решены следующие вопросы:
      1. Организационно-правовая форма Центра.
      2. Территория Центра.
      3. Принципы деятельности Центра.
      4. Субъекты, подлежащие регистрации на территории Центра.
      5. Виды деятельности.
      6. Органы управления.
      7. Порядок регистрации субъектов на территории Центра.
      8. Трудовое законодательство на территории Центра.
      9. Принципы надзора и регулирования деятельности финансовых организаций.
      10. Языки на территории Центра.
      11. Денежная единица.
      12. Льготы и преференции.

      3.2.1. Организационно-правовая форма Центра

      Центр предлагается создавать как определенную границами специальную территорию (зону), на которой будет функционировать специальный правовой режим, отличный от правового режима на остальной территории Республики Казахстан.
      По содержанию специальный правовой режим будет состоять из ряда льгот и преференций для лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Центра и зарегистрированных на его территории. Международный (региональный) финансовый центр в городе Алматы будет оншорным , подразумевая тем самым необходимость физического присутствия финансовой организации.
      Специальный правовой режим будет обеспечиваться законами, которые будут приниматься Парламентом Республики Казахстан. В целях реализации принимаемых Парламентом законов будут издаваться и подзаконные нормативные правовые акты. К примеру, Уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, административным органом управления Центра.
      Согласно дубайской модели Финансового центра, данный центр является юридическим лицом, которое создается на определенной территории. На территории этого центра действительно только уголовное законодательство, финансовое и гражданское законодательство устанавливается регулятивным органом самого центра.
      Создание аналогичного международного финансового центра в условиях Республики Казахстан невозможно по ряду следующих причин.
      Во-первых, для Казахстана неприемлемо создание Центра в форме юридического лица. Одним из основных принципов, на котором строится все законодательство государства, является принцип равенства всех юридических лиц перед законом, в том числе и юридических лиц, создаваемых государством. А принцип равенства перед законом предполагает создание государством одинаковых правовых условий для хозяйствования для всех организаций на законодательном уровне.
      Кроме того, создание Центра в форме юридического лица, в рамках нашего законодательства не позволит создавать внутри Центра другие юридические лица, представительства, филиалы и т.д.
      Во-вторых, Республика Казахстан является унитарным государством с единой правовой системой. Единственным органом государства, имеющим право принимать законодательные акты, за исключением случаев прямо определенных Конституцией , является Парламент Республики Казахстан.
      В этой связи функционирование на территории Центра регулятивного органа, наделенного полномочиями самостоятельно определять правовую систему на отдельной территории государства, будет противоречить Конституции Республики, территориальной целостности и безопасности страны.

      3.2.2. Территория Центра

      Рассматриваются два варианта определения территории Центра:
      1) территория всего города Алматы;
      2) территория определенной части города Алматы.
      Каждый вариант имеет свои положительные и отрицательные стороны.
      Преимуществом создания Центра на территории города Алматы является развитие всего города, а не только отдельной его части, как это будет при создании Центра на территории части города Алматы.
      Очевидным недостатком является длительность и сложность развития соответствующей инфраструктуры на территории всего города, в то время как создание Центра на территории определенной части города дает возможность быстрого создания привлекательного для иностранных инвесторов уровня инфраструктуры.
      В этой связи, считаем целесообразным создание Центра осуществлять на территории определенной части города Алматы. В целях скорейшего запуска Центра и избежания больших затрат на создание физической инфраструктуры в отдельном выделенном анклаве на начальном этапе функционирования Центр будет являться виртуально выделенным, то есть офис финансовой организации сможет географически находиться в любой точке территории города Алматы.
      При этом, законом о создании Центра должен быть установлен срок, в течение которого компания должна открыть свой офис на физической территории Центра для сохранения регистрации.

      3.2.3. Принципы деятельности Центра

      Осуществление операций в пользу нерезидентов.
      Прозрачность и простота правил и инструкций.
      Возможность 100 % иностранного владения.
      Возможность полной репатриации капитала и доходов.
      Эффективный и квалифицированный регуляторный режим.
      Доступность.
      Высокое качество технической инфраструктуры и сервиса.

      3.2.4. Субъекты, подлежащие регистрации на территории Центра

      В Центре могут осуществлять деятельность компании, осуществляющие виды услуг, разрешенные на территории Центра, такие как: банки, инвестиционные банки, страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, фонды хеджирования, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
      Компании могут быть как инкорпорированные на территории других стран (нерезиденты), так и инкорпорированные на территории Центра.

      3.2.5. Виды деятельности, разрешенные на территории Центра

      Виды деятельности, разрешенные на территории Центра, будут подразделяться на основные и вспомогательные.
      Основными видами деятельности являются непосредственно финансовые услуги. Вспомогательные виды деятельности включают услуги по техническому обеспечению деятельности компаний Центра, бухгалтерскую и аудиторскую поддержку.
      В долгосрочной перспективе Центр будет специализироваться на следующих видах финансовых услуг:
      банковские услуги;
      рынок капитала;
      управление активами;
      страхование и перестрахование;
      операции бэк-офиса;
      финансовые услуги, совместимые с принципами Ислама.
      На начальном этапе деятельности Центр будет сосредоточен на следующих основных секторах:
      банковские услуги;
      рынки капитала;
      финансовые услуги, совместимые с принципами Ислама.
      Банковские услуги
      Банковский сектор Казахстана является самым большим сегментом национальной финансовой системы. Согласно оценкам зарубежных экспертов финансовый сектор республики, в котором преобладают банки, является одним из наиболее быстро растущих секторов экономики. Этому процессу способствует благоприятная макроэкономическая конъюнктура, поддерживаемая благодаря осмотрительному курсу налогово-бюджетной политики, рост доходов от нефти, а также приверженность страны решительным реформам финансовой системы.
      У казахстанских банков накопился значительный инвестиционный потенциал, чем объясняется их активизация при расширении "географии" присутствия в соседних Киргизии, России, Беларуси, на Украине, что связано с их планами инвестирования в экономику этих стран.
      Рынки капитала
      Одним из основных направлений развития Центра может стать активное использование возможностей специальных юридических лиц (Special Purpose Vehicle), создание которых предусматривается в проекте Закона Республики Казахстан "О секьюритизации". Предоставление возможности этим лицам выпускать ценные бумаги под уступку прав требований других организаций через Центр без затрат, необходимых для выхода на международный рынок капитала, позволит привлечь значительные средства как внутренних, так и внешних инвесторов.
      Существует значительный потенциал для использования средств, аккумулируемых институциональными инвесторами региона, в частности пенсионными фондами, инвестиционными фондами.
      Необходимо будет также создание фондовой и фьючерсных бирж, которые обеспечат бесперебойность функционирования рынка ценных бумаг и интеграции его в мировой финансовый рынок путем повышения уровня автоматизации указанных бирж до уровня бирж развитых стран и подписания договоренностей о взаимном признании с передовыми мировыми биржами.
      Финансовые услуги, совместимые с принципами Ислама
      Мировая исламская финансовая система охватывает 75 стран мира и по состоянию на март 2003 года обладала капиталом размером в 230 млрд. долларов. Мировой объем исламского инвестиционного рынка оценивается в размере 1 трлн. долл. США.
      Исторически основная часть населения стран Центральной Азии исповедуют Ислам. В то же время до последнего времени жители центральноазиатских стран были лишены этой возможности в связи с отсутствием соответствующей законодательной основы.
      При этом очевидна мировая тенденция по оказанию данных услуг не только в мусульманских странах, но и в Англии, Германии и так далее. Так, ряд немецких банков уже выпустил исламские бонды "сукук" (менее чувствительны к процентному риску и неликвидны). Кроме того, в марте 2003 года в Англии было объявлено, а в сентябре 2004 года получил лицензию и начал деятельность первый исламский банк.
      Создание исламских окон имеет преимущество внедрения исламского банковского дела в Казахстане. В настоящее время к подобной системе уже проявлен интерес со стороны коммерческих банков в Казахстане. В дальнейшем, по мере расширения спектра предлагаемых исламских банковских услуг, может быть создан отдельно взятый исламский банк.
      По имеющейся информации весной текущего года в Республике Азербайджан было заявлено о создании исламского банка, однако ему было отказано в регистрации в связи с отсутствием соответствующей законодательной базы для его деятельности.
      Центр имеет хорошие перспективы развития данного направления.

      3.2.6. Органы управления

      Система государственных органов будет построена таким образом, чтобы порядок регистрации субъектов, осуществляющих деятельность на территории Центра, был максимально упрощенным, а контроль за их деятельностью осуществлялся с наименьшими неудобствами для них.
      Предлагается создание следующих органов:
      1. Совет Центра.
      Под председательством Президента Республики Казахстан с участием руководителей органов Центра, финансовых организаций, инкорпорированных на территории Центра, институтов развития Республики Казахстан, акима города Алматы будет создан постоянно действующий совещательный высший руководящий орган Центра. Основной функцией Совета будет определение стратегии и политики развития Центра.
      2. Административный орган Центра.
      Административный орган будет создан в форме государственного учреждения (например, Дирекции).
      Основными задачами Административного органа будут представление интересов Центра и его пользователей, а также исполнение задач, возложенных на местные исполнительные органы в соответствии с Законом "О местном государственном управлении". При этом, немаловажным является исключение территории Центра из юрисдикции местного исполнительного органа города Алматы.
      Административный орган будет ответственен за:
      работу с уже привлеченными компаниями по всем направлениям их деятельности (консультации по рекрутингу, размещению производства, связям с государственными органами, представителями отрасли, подбору юридических, бухгалтерских фирм, других вспомогательных фирм и услуг и т.д.);
      аренду рабочих офисов на территории города Алматы с их последующим предоставлением в пользование финансовым организациям Центра;
      реализацию проекта по строительству Центра и поддерживающей инфраструктуры;
      выдачу разрешений на аренду земельных участков;
      заключение контрактов с подрядчиками по строительству зданий и инфраструктуры;
      привлечение инвестиций для развития физической инфраструктуры Центра;
      маркетинговые мероприятия;
      ведение регистра компаний, инкорпорированных в Центре;
      обеспечение соответствующей защиты пользователей Центра и их клиентов;
      поддержание инфраструктуры Центра, его коммунальное и строительное администрирование;
      взаимодействие с государственными органами Республики Казахстан;
      координацию выполнения перечисленных выше мероприятий.
      В случае возникновения у организаций Центра каких-либо вопросов с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан интересы первых будет представлять Административный орган.
      3. Уполномоченный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Уполномоченный орган), который будет независимым органом, полномочным контролировать деятельность субъектов Центра, а также осуществлять их регистрацию.
      Задачами Уполномоченного органа будут:
      обеспечение и поддержание эффективности, прозрачности и целостности Центра;
      выдача разрешений (регистрация) для осуществления деятельности на территории Центра;
      разработка нормативных и регулятивных актов, соответствующих лучшим стандартам международного законодательства;
      обеспечение и поддержание уверенности в Центре пользователями и потенциальными пользователями;
      обеспечение финансовой стабильности Центра, например, путем минимизации системного риска;
      предотвращение и устранение ведения бизнеса, который может повредить репутации Центра;
      развитие новых видов финансовых услуг.
      Основными принципами деятельности будут:
      содействие позиционированию города Алматы как центра финансовых услуг;
      содействие и поддержание конкурентоспособности Центра;
      использование ресурсов наиболее эффективным образом;
      соответствие общепризнанным принципам корпоративного управления.
      Финансирование деятельности Уполномоченного органа будет осуществляться за счет сборов с участников рынка. Будут различаться следующие виды сборов:
      ежегодный надзорный сбор, который будет обеспечивать большую часть финансирования, необходимого для осуществления предписанных законом функций. Исходя из нужд Уполномоченного органа, сумма будет ежегодно пересматриваться;
      сбор за обслуживание, покрывающий часть расходов, возникающих при обработке отдельных заявлений, в соответствии с требованиями Уполномоченного органа либо в соответствии с Законом. Данный сбор будет включать в себя стоимость обработки заявлений, полученных от фирм, намеревающихся получить лицензию. Эта плата также взимается, когда существующие уполномоченные лица (организации) желают получить значительные изменения в лицензиях. Данный сбор должен быть оплачен вне зависимости от того будет выдано разрешение или нет, и он не будет восстанавливаемым;
      сбор за специальные проекты по регуляторной деятельности, осуществляемые по просьбе плательщиков взносов и большая польза от которых предназначается им, например, передача бизнеса.
      Сумма ежегодных сборов будет полностью расходоваться на нужды Центра. Уполномоченный орган будет иметь право инвестирования своих временно свободных финансовых ресурсов в соответствии с собственной инвестиционной политикой.
      Сбор будет зависеть не от размеров бизнеса, а от времени и усилий, затраченных на осуществление надзора.
      Доход от деятельности Уполномоченного органа не будет налогооблагаемым.
      Деятельность Уполномоченного органа будет ежегодно аудирована международными аудиторскими организациями из числа "Большой четверки".
      Уполномоченный орган не будет являться кредитором последней инстанции, в случае несостоятельности либо несоответствия финансовой организации требованиям Центра у нее будет отзываться лицензия.
      К работе в Уполномоченном органе будут привлечены международно-признанные профессионалы с опытом работы в банковском, страховом секторах, на рынке ценных бумаг, регуляторных органах иностранных государств, в консалтинговых компаниях, специализирующихся на предоставлении консультаций по разработке стратегий в области финансовых услуг.
      4. Суды на территории Центра.
      На территории Центра будет создан арбитражный суд, который будет носить характер третейского суда и рассматривать хозяйственные споры в соответствии со своим регламентом.
      В настоящее время на рассмотрении Парламента Республики Казахстан находится проект Закона "О третейских судах" , внесенный постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2003 года N 883.
      В соответствии с данным законопроектом, если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
      При этом, при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа соответствующий компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
      Иными словами, после принятия данного законопроекта, будет решен вопрос, который являлся главным препятствием развития арбитража в Республике Казахстан - вопрос признания государством решений арбитражных судов.
      В случае необходимости на территории Центра будет создан специализированный экономический суд Республики Казахстан.
      В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан уже предусматривает существование межрайонных специализированных судов. Поэтому, считаем возможным внесение в ГПК РК изменений, разрешающих создание специализированных экономических судов на территории финансовых центров.

      3.2.7. Порядок регистрации 1 субъектов на территории Центра

      Процедуры регистрации будут разработаны в соответствии с наилучшей международной практикой регистрации организаций в свободных экономических зонах и максимально упрощена.
      Время регистрации будет зависеть от предварительных условий, компания может быть зарегистрирована за один день.
      При Административном органе Центра будет организован фронт-деск, основными функциями которого будут:
      разъяснение основных принципов деятельности Центра;
      разъяснение функций его органов;
      разъяснение процедур учреждения компании;
      содействие в заполнении и подготовке пакета документов, необходимых для деятельности в Центре;
      консультации по рекрутингу, связям с государственными органами Республики Казахстан, представителями отрасли, подбору юридических, бухгалтерских фирм, других вспомогательных фирм и услуг и т.д.
      Неотъемлемой частью данного процесса будут ознакомительные брошюры и подробные руководства, которые будут доступны как в офисе Административного органа, так и на официальном вебсайте Центра.

      _____________________________
      1 Данные положения учтены также в разделе 3.2.9. "Принципы надзора и регулирования деятельности финансовых организаций".

      Название организаций
      Название организаций может быть на любом языке с латинским алфавитом. При этом, название организации не может включать вид деятельности, на который у нее нет лицензии, например, следующие названия организаций должны обеспечиваться соответствующей лицензией: Bank (банк), Loans (ссуды), Insurance (страхование), Assurance (страхование жизни), Re-Insurance (перестрахование), Fund Management (управление фондами), Investment Fund (инвестиционный фонд), Trust (траст), Trustees (доверенные лица), Chamber of Commerce (торговая палата) или их эквиваленты на других языках или любое название на английском или ином языке, позволяющее предположить ассоциацию с финансовым сектором.
      Ограничениями относительно названий будут:
      любое название, подобное или идентичное уже существующему названию;
      любое название основных международных компаний без письменного разрешения.

      3.2.8. Визовый режим и трудовое законодательство
              на территории Центра

      В целях создания благоприятного визового режима для лиц, пребывающих в Центр, будут приняты следующие меры:
      введение отдельной категории визы, действующей только на территории Центра сроком до 90 суток для лиц, въезжающих в Центр;
      предоставление лицам, получающим данную визу, возможность освобождения от уплаты консульского сбора и регистрации в органах внутренних дел;
      проработка возможности оформления виз без приглашения для граждан экономически развитых и политически стабильных стран (в соответствии с Перечнем, определяемым МИД и МВД Республики Казахстан по согласованию с КНБ Республики Казахстан), в остальных случаях - по приглашению организаций, инкорпорированных на территории Центра.
      Иммиграционная политика будет осуществляться на либеральных условиях. Чтобы облегчить процесс получения разрешений, в Центре будет создан специальный комитет, выдающий разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, в чьих услугах нуждаются организации в Центре. Заявители, которым требуется немедленно приступить к работе, будут получать временное разрешение на работу, пока их заявление будет проходить рассмотрение.
      В целях получения большего экономического эффекта для страны будет рассмотрена возможность привлечения иммигрантов только профессиональной категории. Иммигрантам, получившим разрешение на работу, будет выдаваться многократная въездная виза.
      На работников организаций, расположенных на территории Центра, независимо от признака резидентства будет распространяться законодательство о труде Республики Казахстан.

      3.2.9. Принципы надзора и регулирования деятельности
              финансовых организаций

      Основными принципами, которыми будет руководствоваться Уполномоченный орган при разработке надзорной и регуляторной политик, будут:
      высокие стандарты регулирования, и в то же время нечрезмерная зарегулированность;
      прозрачный и согласованный регуляторный режим с рациональным балансом между защитой интересов инвесторов и содействием развитию финансового рынка.
      В действующие законодательные акты Республики Казахстан по регулированию и надзору деятельности финансовых организаций будут внесены отдельные нормы и положения, направленные на регулирование и надзор деятельности финансовых организаций, инкорпорированных на территории Центра. Суть данных норм будет заключаться в том, что финансовые организации Центра будут выведены из сферы действия каких-либо ограничений по доступу на рынок финансовых услуг, т.е. в отношении финансовых организаций будут действовать лишь ограничения пруденциального характера. Данные нормы будут полностью соответствовать таким международным принципам, как Ключевые принципы эффективного банковского надзора и прочие рекомендации Базельского Комитета, принципы Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг (IOSCO), Основные принципы страхового надзора Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS), Международные стандарты финансовой отчетности, FATF 40+8.
      Нормы и положения законодательных актов, направленные на регулирование деятельности финансовых организаций Центра, будут предметом периодического пересмотра в целях своевременного приведения в соответствие с наилучшей международной практикой и отражения меняющихся потребностей регуляторной политики.
      В целях большей прозрачности нормативная правовая база будет проходить согласование и предварительное ознакомление организациями Центра путем размещения на официальном сайте Центра. Нормативная правовая база будет публиковаться на английском языке.
      В целях привлечения устойчивых финансовых организаций будут установлены минимальные требования по их капитализации, а также по минимальному рейтингу.
      Основными аспектами, принимаемыми во внимание при лицензировании финансовых организаций, будут:
      юридический статус организации и регуляторные следствия этого статуса,
      близкие связи лицензиата с другими организациями и юрисдикциями,
      владение (индивидуальное или корпоративное),
      регуляторная история,
      профессиональная и моральная пригодность (fit and proper test) руководящего состава,
      предпосылки для наличия соответствующих систем по управлению рисками,
      процедуры по предотвращению отмывания денег.
      Корпоративные документы финансовых организаций могут быть на любом языке при условии, что они обеспечены переводом на английский язык.
      Принципы регулирования будут основаны на оценке рисков, присущих деятельности финансовой организации (risk based supervision). Так, будут приняты пруденциальные нормативы, руководство по осуществлению дистанционного надзора.
      В целях упрощения процедуры создания на территории Центра наравне с дочерними организациями будут иметь возможность осуществления деятельности и филиалы, при надзоре за которыми Уполномоченный орган в основном будет полагаться на регулирование уполномоченным органом родительской страны. В этой связи, одним из основных элементов эффективного надзора за финансовым рынком будет соглашение о сотрудничестве и обмене информацией с уполномоченными органами других юрисдикций.
      Уполномоченный орган сможет запрашивать у финансовых организаций, инкорпорированных на территории Центра, любую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.
      Центр присоединится ко всем международным конвенциям, касающимся обеспечения прозрачности и защиты прав инвесторов, а также направленных на предотвращение незаконного отмывания денег и борьбу с терроризмом.

      3.2.10. Языки на территории Центра

      Предлагается на территории Центра ввести наравне с государственным и русским, третий рабочий язык - английский.

      3.2.11. Денежная единица

      На период до 2007 года финансовые операции на территории Центра будут деноминированы в широком спектре свободно-конвертируемых валют (по выбору финансовой организации) - доллар США, евро и т.д.

      3.2.12. Льготы и преференции

      1) Налоговая система
      Налоговый режим, действующий на территории Центра, будет отвечать следующим принципам:
      соблюдение баланса интересов организаций, зарегистрированных на территории Центра, и государства;
      налоговые обязательства организаций, зарегистрированных в Центре, должны быть сопоставимы с объемом средств, затрачиваемых на содержание Центра.
      Возможны два варианта налогового режима:
      1. Установление фиксированной платы за эксплуатацию инфраструктуры Центра, взимаемой с ее пользователей, с параллельным применением режима полного освобождения от налогов на доходы и имущество организаций, зарегистрированных и ведущих деятельность на территории Центра.
      2. Применение пониженной ставки налогов на доходы и имущество организаций, зарегистрированных и ведущих деятельность на территории Центра, с последующей полной отменой каких-либо налогов, либо наоборот.
      Механизм налогообложения должен включать нормы, запрещающие проведение налоговых проверок субъектов, инкорпорированных на территории Центра. Необходимо предусмотреть ежегодный аудит финансовых организаций. Налоговые проверки на предмет соблюдения налогового законодательства будут осуществляться путем ревизии аудиторских отчетов налоговыми органами, в случае необходимости без проведения повторных или дополнительных налоговых проверок. Кроме того, целесообразно заключить межгосударственные договора об избежании двойного налогообложения. Необходимо, чтобы подоходный налог у источника выплаты по вознаграждению, выплачиваемому компаниями Центра, не удерживался. Предлагается рассмотреть возможность создания специального внебюджетного фонда, который будет использоваться для инвестирования в строительные проекты на территории Центра, поддержку инфраструктуры, а также для оплаты расходов, связанных с привлечением международных консультантов, независимых судей в Третейский суд. Данный фонд может формироваться за счет всех сборов и налогов, полученных на территории Центра. По завершении возведения инфраструктуры, целесообразно направлять в фонд только сборы.
      2) Валютный контроль
      На компании, имеющие лицензии на осуществление деятельности в Центре, отдельные нормы валютного законодательства не будут распространяться. Кроме того, будет функционировать упрощенная система валютного контроля. Исключения из требований валютного законодательства Республики Казахстан будут предусмотрены только в отношении операций, осуществляемых с нерезидентами и в пользу нерезидентов.
      Все лицензированные финансовые организации, работающие в Центре, могут свободно осуществлять операции в иностранной валюте, как с нерезидентами, так и с другими лицензированными финансовыми организациями Центра.
      Согласно Программе либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, принятой постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2004 года N 705 на основании Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан, к 2007 году также ожидается либерализация валютных отношений, определяющая снятие существующих ограничений по валютным операциям, т.е. будет обеспечена полная конвертируемость тенге.

      3.3. Закон "О внесении изменения и дополнений в законодательные акты
           Республики Казахстан по вопросам международного (регионального)
           финансового центра в городе Алматы"

      Данный Закон должен предусматривать изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
      1. Гражданский кодекс Республики Казахстан.
      2. Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
      3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан.
      4. Бюджетный кодекс Республики Казахстан.
      5. Закон Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан".
      6. Закон Республики Казахстан "О занятости населения".
      7. Закон Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств".
      8. Закон Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг".
      9. Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".
      10. Закон Республики Казахстан "О страховой деятельности".
      11. Закон Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан".
      12. Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".
      13. Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании".
      14. Закон Республики Казахстан "О лицензировании".
      15. Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".
      16. Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".

      4. Развитие инфраструктуры Центра

      Одним из приоритетных условий успешной реализации идеи создания международного финансового Центра является создание комфортных условий жизни и работы в Алматы для финансовых институтов и их клиентов.
      В связи с этим город Алматы должен восприниматься не только как удобное место для ведения бизнеса, но и как приятное для постоянного или временного пребывания место, предоставляющее максимально широкий спектр возможностей для отдыха и развлечений.
      Для решения этих задач будут:
      1) созданы и будут функционировать эффективная транспортная сеть, связывающая страны Центральноазиатского региона, включая расширение "географии" маршрутов полетов авиакомпаний, а также расширение международного терминала в аэропорту Алматы;
      2) реконструированы автомобильные дороги Алматы - Бишкек, Алматы - Хоргос, Алматы - Иссык-Куль, превратив их в высокоскоростные (возможно, платные) и обустроенные магистрали;
      3) реконструированы транспортные узлы Алматы, железнодорожных и автовокзалов с ориентацией на существующий зарубежный опыт в организации деятельности и уровня сервиса аналогичных структур;
      4) приведены в надлежащее состояние автодороги Алматы и модернизирована городская система общественного транспорта;
      5) оказаны содействия развитию телекоммуникационных и почтовых услуг связи, отвечающих последним техническим достижениям;
      6) обеспечены своевременное и полноценное обслуживание потребности населения в наличных деньгах, в том числе бесперебойное функционирование и расширение сети банкоматов;
      7) развивать предоставление услуг "бизнес-класса" (повышенного качества) в сферах воздушного и железнодорожного транспорта, телекоммуникаций и в других отраслях;
      8) осуществляться контроль за поддержанием сложившегося архитектурного стиля и ландшафта Алматы;
      9) приняты все необходимые меры по улучшению экологической обстановки в Алматы;
      10) производиться регулярная очистка от мусора природных объектов, находящихся в пределах или вблизи Алматы, прежде всего, Медео, Чимбулака, Большого алматинского ущелья, рек, протекающих через Алматы;
      11) поддерживаться частное предпринимательство в создании и развитии новых форм отдыха и развлечений;
      12) оказаны содействия созданию сервис центров, вспомогательных служб, сфера обслуживания и т.д.
      Обеспечение высокого уровня общественной безопасности будет подразумевать выполнение следующих мероприятий:
      1) внедрение системы "электронного правительства";
      2) продолжение борьбы с коррупцией;
      3) кардинальный пересмотр приоритетов работы полиции и дорожной полиции с их ориентацией в первую очередь на предотвращение преступлений и нарушений общественного порядка, неукоснительное обеспечение безопасности и всемерное соблюдение гражданских прав жителей и гостей Алматы;
      4) обеспечение достаточной освещенности городских дорог и территорий в ночное время;
      5) устранение нищенства и попрошайничества, в том числе путем открытия пунктов сбора бывших в употреблении вещей и благотворительных столовых;
      6) внедрение упрощенных процедур въезда и регистрации иностранных граждан;
      7) повышение культуры работы служб аэропорта Алматы, а также таможенной и пограничной служб, действующих в аэропорту Алматы;
      8) внедрение экономических мер, направленных на стимулирование отказа от эксплуатации старого автопарка и других транспортных средств.

      5. Прочие условия

      Одним из основных условий успешной реализации проекта по созданию Центра будет промоушен и маркетинг, финансирование которого будет проводиться за счет государства.
      Подробная информация о деятельности и структуре Центра с указанием контактной информации (телефоны, адреса) будет предусмотрена на официальном сайте Центра. В целях повышения уровня популярности Центра соответствующие брошюры будут разосланы в основные организации - партнеры, в прочие международные финансовые центры, в посольства, консульства, торговые палаты Республики Казахстан за рубежом, уполномоченные органы иностранных государств.
      Вебсайт Центра будет удобным для пользователя (user friendly).

Приложения  

Международный финансовый центр города Дубаи
(Dubai International Financial Center)

      За последние 7 лет среднегодовой рост ВВП Дубаи превышал 6 %, а в 2002 году составил 7,5 %. При этом роль нефти в развитии "экономического чуда" продолжала неуклонно снижаться от чуть менее 50 % в 1985 году, до 24 % в 1993 году и до 7 % в 2002 году. К 2010 году ожидается, что доля нефти в экономике составит менее 1 % ВВП.
      Между тем, Дубаи является быстро развивающимся центром международных финансовых услуг. Индустрия финансовых услуг Эмиратов продолжает расширяться, и в период с 1990 по 2000 годы ее годовой рост составлял более 12 %. Данный сектор отмечен Правительством Дубаи как основной сектор для развития и его рост ожидается от 10 % ВВП города до 20 % путем создания Дубайского международного финансового центра (DIFC).
      Создание DIFC было стратегически запланировано, и он является одним из проектов, осуществляемых Органом по развитию (Dubai Development and Investment Authority).
      Необходимо отметить огромный опыт Дубаи в создании свободных зон в различных направлениях. Так, в настоящее время на территории города представлены до 15 различных зон (Internet City, Media City, Jebel Ali Free zone, E - mirsal, Dubai Airport Free Zone и т.д.).
      Основной целью создания DIFC являлась дальнейшая диверсификация экономики от нефтяного сектора, создание благоприятных условий для предполагаемых правительством ОАЭ приватизации в водном, энергетическом, транспортном секторах страны, планируемой приватизации в регионе (всего более 90 объектов приватизации). При этом целью приватизации является не выручка средств, а создание своего рода прецедента.
      Основными источниками капитала предполагаются: капитал стран Персидского залива, привлеченный финансовыми центрами Нью-Йорка, Гонконга и др. финансовых центров, капитал стран Индийского субконтинента, Каспийского региона, Северной и Восточной Африки, Китая, и рынок финансовых услуг, совместимых с принципами Ислама (в настоящее время данный рынок оценивается более 200 млрд. долл. США с возможным годовым ростом от 12 до 15 % в течение следующих 10 лет).
      Более трех лет тому назад были приглашены лучшие консультанты-фирмы MacKenzie&Company для проведения исследования с целью подтверждения экономической целесообразности создания такого центра в регионе в целом и его последующей успешной деятельности. Было изучено мнение значительного количества финансовых институтов, правительств соседних государств.
      В феврале 2002 года было объявлено о намерении создать DIFC, способным заполнить пробел (часовых поясов), не покрытый между международными финансовыми центрами Лондона и Гонконга. DIFC является правительственной организацией города Дубаи, и создан в соответствии с федеральным декретом и Законом Дубаи. В целом многие вопросы DIFC разрешаются очень быстро, большие достижения в быстрой застройке и развитии DIFC отмечены как благодаря личной заинтересованности Шейха города Дубаи, так и благодаря поддержке федерального Правительства.
      Правительством Дубаи на создание и развитие DIFC было выделено 2 млрд. долл. США, около половины суммы приходится на стоимость земли (около 100 акров).
      Процесс разработки нормативной правовой базы был поделен на четыре периода:
      1) разработка федерального закона ОАЭ, позволяющего создать концепцию финансовых свободных зон в ОАЭ (принят 14.07.03 года), и осуществление отмены на территории зоны гражданского и коммерческого права (федеральный декрет ОАЭ о создании DIFC, принят 07.09.04 года);
      2) разработка Декрета Дубаи о создании Уполномоченного органа по финансовым услугам Дубаи (DFSA) и прочих основных организаций;
      3) разработка регуляторной и юридической базы DIFC;
      4) разработка подзаконных нормативных правовых актов DFSA для завершения регуляторной системы (в процессе завершения).
      В это же время возглавить DFSA была приглашена команда международно-признанных профессионалов с опытом работы в банковском, страховом и прочих финансовых секторах, на рынке ценных бумаг, регуляторных органах. Основной целью данной команды являлась разработка соответствующих изменений в федеральное законодательство и нормативных правовых актов по регулированию и надзору деятельности финансовых услуг на территории DIFC.
      В конце прошлого года после долгих обсуждений в руководящем составе страны были одобрены изменения в Конституцию страны, в соответствии с которыми на территорию DIFC распространяется только федеральное криминальное право, тогда как гражданское и коммерческое законодательство DIFC будет отдельное. Был создан своего рода законодательный "вакуум" в целях разработки законодательства, предназначенного только для DIFC.
      Основными принципами DIFC являются целостность, прозрачность, простота, что предполагает избежание ненужных бюрократических процедур, и законодательство, явившееся результатом консультаций с финансовыми организациями и профессиональными консультантами. DIFC предполагает создание благоприятного инвестиционного климата путем предоставления следующих условий:
      возможность 100 % иностранного владения;
      отсутствие налогов (корпоративных и индивидуальных);
      отсутствие какого-либо валютного контроля;
      не имеющая себе подобной операционная поддержка: современные офисы, современная технология, защита данных, business continuity facilities;
      не имеющее себе равных управление безопасностью.
      Вместе с тем, как и Гонконг, Лондон и Нью-Йорк DIFC "оншорный", предполагая тем самым необходимость физического присутствия компании на территории DIFC и совершение операций на территории DIFC. Официальной валютой DIFC является доллар США.
      Стратегическое местонахождение DIFC между Европой и Азией позволяют ему нацелиться на страны Персидского залива, Индийского субконтинента, Каспийского региона, Северной и Восточной Африки, Китая, являющихся нетто экспортерами капитала (рынок оценивается более триллиона долларов).
      DIFC не нацелен на местный бизнес, планируется привлечение до 200 только международных мультинациональных финансовых организаций и состоятельных частных лиц (High Net Worth Individuals - с инвестициями более чем 1 млн. долл. США). На настоящий момент свое присутствие уже подтвердили около 100 компаний (по состоянию на сентябрь 2004 года выданы лицензии 3 компаниям - Credit Suisse, Deutche Bank, Julius Baer). При этом, DIFC не проводится какая-либо маркетинговая работа, а предполагается reactive business. Кроме того, будет проводиться только "оптовый бизнес", без какого-либо "розничного бизнеса".
      В связи с отсутствием на территории DIFC в настоящее время какой-либо инфраструктуры в течение 4 лет с момента выдачи лицензии организации имеют право нахождения на территории города Дубаи.

Международный финансовый центр города Дублин
(International Financial Services Centre)

      Ирландия присоединилась к Европейскому Экономическому сообществу (European Economic Community) 1 января 1973 года.
      В 1980-х годах:
      1) уровень безработицы достиг максимального уровня в 17 % при условиях активной трудовой эмиграции (в основном молодежи, так ежегодно в Великобританию эмигрировало порядка 40 тысяч человек);
      2) стагнация производства;
      3) бюджетный дефицит превысил 12 % ВНП.
      Первый проект концепции международного финансового центра был написан в середине 1980-х Дермотом Дезмондом (Dermot Desmond), а затем ее основные положения вошли в предвыборную программу партии под руководством Чарльза Хоги (Charles Haughey), который в 1987 стал Премьер-Министром. В апреле этого же года был создан Комитет IFSC, даже среди членов которого было много скептически настроенных относительно самой идеи центра.
      Несмотря на это, политическое решение было принято Премьер-Министром.
      IFSC создался как постоянный и активный финансовый центр, который:
      1) способен генерировать устойчивую качественную занятость для молодежных трудовых ресурсов с хорошим образованием;
      2) может содействовать модернизации и возрождению депрессивного района Дублина - Custom House Docks.
      Европейская комиссия одобрила специальный режим IFSC в соответствии с правилами ЕС по государственной помощи в качестве исключительной меры для стимулирования занятости, учитывая высокий уровень безработицы в Ирландии, отсталое развитие по сравнению с другими странами ЕС и высокую долю молодого населения.
      В истории практики Ирландии в области налоговых преференций необходимо отметить следующее:
      1) в 1956 году была внедрена нулевая ставка корпоративного подоходного налога для прибыли по экспортируемым произведенным товарам, так называемая "export sales relief";
      2) в 1980 году его заменили ставкой корпоративного подоходного налога в 10 % (стандартная ставка в тот период была 50 %) для прибыли от продаж товаров, произведенных в Ирландии (вне зависимости, экспортировались они или нет). Данный режим также применялся в отношении компаний сферы услуг (в том числе финансовых), зарегистрированных в зоне аэропорта Шэннон (Shannon Airport Zone);
      3) в свою очередь, в июле 1987 года в соответствии с 1987 Finance Act именно этот режим был распространен и на финансовые организации, зарегистрированные в IFSC.
      Для того, чтобы на компанию распространялся вышеописанный режим налогообложения, она должна быть сертифицирована Министерством финансов (Department of Finance). Основными
требованиями к операциям для получения сертификата в соответствии с Законом Ирландии
"О налогах" являлось:
      1) соответствие определению финансовых услуг, закрепленному в законодательстве;
      2) осуществление операций с нерезидентами и в пользу нерезидентов;
      3) оказание содействия развитию IFSC путем генерирования занятости и добавленной стоимости экономики;
      4) размещение компаний, оказывающих эти операции на территории IFSC.
      Помимо ставки корпоративного налога в 10 %, налоговый режим формировался с помощью широкой (38 договоров) сети межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения, что критически важно для клиентов IFSC, и того, что подоходный налог у источника выплаты по вознаграждению, выплачиваемому компаниями IFSC, не удерживался. Кроме того, в первые годы застройки IFSC в целях стимулирования развития района Custom House Docks применялись налоговые стимулы (вычеты по подоходному налогу в размере удвоенной платы за аренду помещений в IFSC, освобождение от налога на имущество, вычеты по подоходному налогу по стоимости строительства).
      Помимо налоговых мотивов, которые, по мнению представителей финансового сектора (Dublin Funds Industry Association, Financial Services Ireland), естественно были главным стимулом для переноса операций в IFSC, можно отметить еще ряд конкурентных преимуществ Ирландии и IFSC, которые в комплексе сделали IFSC чрезвычайно привлекательным для финансового сектора:
      1) эффективный и квалифицированный регуляторный режим. Регулирование Ирландии основано на директивах ЕС, вместе с тем целенаправленно стимулируется внедрение и развитие наиболее сложных финансовых продуктов (например, на ранней стадии - инвестиционные фонды, сейчас - деривативы). С 1 мая 2003 года действует единый финансовый регулятор - Irish Financial Services Regulatory Authority. Лицензирование и надзор финансовых компаний, регистрируемых в IFSC, осуществлялись в общем порядке, все специфические требования предъявлялись Министерством финансов;
      2) наличие высококвалифицированного персонала. Первыми работниками компаний IFSC были недавние трудовые эмигранты - ирландцы, ранее работавшие в финансовых организациях США и Великобритании;
      3) англоязычное население. Лишь около 42 % ирландцев говорят на ирландском языке;
      4) доступ к европейским рынкам. В результате процесса конвергенции законодательства ЕС финансовые компании, получившие лицензию в Ирландии, имели право оказывать финансовые услуги на территории всего ЕС;
      5) развитая инфраструктура (телекоммуникации, информационные технологии, квалифицированные бухгалтера, юристы, специалисты по ИТ);
      6) относительная низкая (по сравнению с США и странами ЕС) себестоимость продукции в течение 1980-х и 90-х годов.
      Для коммунального, включая строительное, администрирования в 1987 году было создана Custom House Docks Development Company Ltd, реорганизованная в январе 2001 года в соответствии со специальным Законом в Dublin Docklands Development Authority. Застройку первой очереди IFSC (около 11 Га) по тендеру за плату выиграл британо-ирландский консорциум, затем было создано СП с вышеуказанной компанией, которая внесла свою часть уставного капитала в виде переданной ей на баланс государством земли. После реализации СП зданий, компания компенсировала государству стоимость земли (с 1987 года стоимость 1 Га земли на территории IFSC выросла в 20 раз и составила по оценкам 20 млн. евро). Кроме того, одними из первых застройщиков были крупнейшие ирландские банки, например AIB.
      В развитии IFSC трудно переоценить и роль Агентства по развитию Ирландии (Ireland Development Authority). Работа по промоушену и маркетингу IFSC в основном осуществлялась этим агентством. IDA - автономное финансируемое государством агентство, функциями которого являются:
      1) привлечение иностранных компаний для развития экономики и создания рабочих мест (для реализации этой функции созданы 14 представительств за рубежом);
      2) работа с уже привлеченными компаниями (консультации по рекрутингу, размещению производства, связям с государственными органами, представителями отрасли, подбору юридических, бухгалтерских фирм, других вспомогательных фирм и услуг и т.д.);
      3) стимулирование регионального развития (компаниям, создающим рабочие места вне Дублина, выплачивается порядка 6-7 тыс. евро за одно рабочее место).
      Вместе с тем, финансовый сектор является лишь одной из приоритетных индустрии. Также Ирландия отдает приоритет следующим секторам:
      1) ИТ и электроника;
      2) фармацевтика;
      3) производство медицинского оборудования.
      Результатами деятельности IDA стало то, что 1237 компаниями, привлеченными IDA, создано 138 тыс. рабочих мест, выручка данных компаний составляет 52,7 млрд. евро, ими производится свыше 80 % промышленного экспорта, и свыше 35 % ВНП.
      В настоящее время:
      1) в IFSC создано около 12 тыс. рабочих мест для финансовых работников, кроме того, косвенно создано еще около 40 тыс. рабочих мест (бэк-оффисы, сервис центры, вспомогательные службы, сфера обслуживания и т.д.);
      2) IFSC стал лидирующим центром для централизованного корпоративного управления (представлены Coca-Cola, McDonald , s, BMW и другие, всего 73 корпоративных казначейств и 316 управляемых казначейств);
      3) IFSC является лидирующим центром по авиационному лизингу;
      4) в IFSC представлена половина 50 крупнейших мировых банков и 20 крупнейших страховых компаний;
      5) управляются около 440 млрд. евро активов инвестиционных фондов (занято около 50 % рабочих мест IFSC, 43 администратора инвестиционных фондов, 23 кастодиана, свыше 3 тыс. инвестиционных фондов);
      6) активы иностранных банков составляют около 214 млрд. евро (120 банков и кредитных организаций);
      7) полученные страховые премии составляют 10 млрд. евро и 5,6 млрд. евро иностранных премий по страхованию жизни (33 международных компаний по страхованию жизни, 45 страховых и перестраховочных компаний, 183 кэптивных страховых компаний);
      8) корпоративный подоходный налог финансовых компаний IFSC в 2002 году составил 705 млн. евро или 15 % совокупного корпоративного подоходного налога Ирландии (по сравнению с 4,7 млн. евро в 1989 году);
      9) территория IFSC представляет собой несколько современнейших кварталов Дублина (22 Га) с гармоничной инфраструктурой (184 тыс. м 2 оффисов, 1,5 тыс. квартир).
      В 1998 году Комиссия ЕС пересмотрела свое разрешение на специальный режим для IFSC на основании того, что цели установления данного режима были достигнуты. Соглашением по переходному положению между Еврокомиссией и Ирландией было установлено, что компании, получившие сертификат Департамента финансов до 31 июля 1998 года, будут облагаться корпоративным подоходным налогом по ставке 10 % до конца 2005 года, прибыль компаний, сертифицированных после 31 июля 1998 года, облагалась налогом по ставке 10 % до конца 2002 года, но при этом ни одна компания не могла получить сертификат после 1 января 2000 года.
      Вместе с тем, в связи с отменой режима IFSC Правительство Ирландии в 1997 году приняло решение о движении к единой ставке корпоративного налога на уровне 12,5 % по прибыли от торговых (активных) операций для всех секторов экономики. Ставка в 25 % будет применяться к прибыли по пассивной неторговой деятельности (например, доходы по переоценке). В связи с принятым решением ставка стандартного корпоративного налога поэтапно снижалась с 32 % в 1998 году до 12,5 %, начиная с 1 января 2003 года. Новая ставка корпоративного подоходного налога была утверждена ЕС и полностью соответствует международным обязательствам Ирландии.
      Таким образом, отмена специального режима для IFSC (так как ранее поставленные цели были достигнуты) фактически сняла все различия между компаниями IFSC и компаниями, зарегистрированными в Ирландии. В настоящее время вопрос IFSC для Ирландии уже не актуален, все задачи формулируются в отношении всего финансового сектора Ирландии.

Международный оффшорный финансовый центр города Лабуан
(Labuan International Offshore Financial Center)

      Малайзия в течение длительного времени привлекает иностранные инвестиции, особенно в производственном секторе, который является основным направлением ее экономического роста. Проводя такую политику, Малайзия предоставляет ряд налоговых льгот в виде вычетов при обложении подоходным налогом, скидок и других льгот при налогообложении для привлечения местных и иностранных инвесторов.
      Чтобы повысить привлекательность Малайзии как инвестиционного центра, правительство 1 октября 1990 года создало Международный оффшорный финансовый центр (IOFC) в пределах федеральной территории Лабуан.
      Создание лабуанского IOFC придает еще одну степень свободы налоговому режиму Малайзии. Лабуанский IOFC дополнит финансовую систему страны с центром в городе Куала Лумпур и усилит вклад финансового сектора в валовой национальный продукт Малайзии.
      Лабуан обладает всеми необходимыми предпосылками для успешного развития IOFC: политическая стабильность, стабильная валюта с минимальным валютным контролем, секретность и конфиденциальность банковской деятельности, а также минимум правил и инструкций, хорошая инфраструктура, включающая прекрасную связь с другими финансовыми центрами и высококвалифицированную и опытную рабочую силу.
      Остров Лабуан занимает территорию 92 км 2 , население составляет 60000 человек. Через него проходят основные морские и воздушные пути АСЕАНского региона, остров расположен примерно на одинаковом расстоянии от Бангкока, Гонконга, Джакарты, Куала Лумпур, Манилы и Сингапура. Он является свободным портом, в котором нет никаких налогов на продажу, добавочных налогов, акцизных сборов, экспортных и импортных пошлин. Однако существуют пошлины на нефть и нефтепродукты.
      Малайзийское правительство прикладывает усилия для улучшения и совершенствования инфраструктуры Лабуана и повышения его доступности из основных финансовых и экономических центров, таких как Токио, Гонконг и Сингапур.
      Правительство Малайзии активно занимается развитием IOFC на федеральной территории Лабуан. Создаются наилучшие условия для следующих видов деятельности, подлежащих льготному налогообложению в IOFC Лабуан:
      1. Оффшорные банковские операции;
      2. Управление трастами и фондами;
      3. Оффшорное страхование и бизнес, связанный с оффшорным страхованием;
      4. Оффшорные инвестиционные холдинговые компании.
      Чтобы создать предпосылки, необходимые для существования IOFC, парламент принял в июне 1990 года пять новых законов и одно изменение существующего закона:
      1) Закон об оффшорных компаниях 1990 года;
      2) Закон о лабуанских трастовых компаниях 1990 года;
      3) Закон об оффшорной банковской деятельности 1990 года;
      4) Закон об оффшорном страховании 1990 года;
      5) Закон о налогообложении оффшорной предпринимательской деятельности в Лабуане 1990 года;
      6) Закон о подоходном налоге (измененный) 1990 года.
      Приведенные выше законы вступили в силу 1 октября 1990 года.
      Эти законы и изменения к ним были приняты для того, чтобы обеспечить следующие особенности:
      1) минимум правил и инструкций
      Чтобы Лабуан мог конкурировать с другими известными IOFC, законы были сделаны простыми, с минимумом правил и инструкций, но вместе с тем обеспечивающими необходимый законодательный базис.
      2) обеспечение секретности и конфиденциальности.
      Важно подчеркнуть, что обычно Малайзия не принимает законы, гарантирующие полную секретность банковской деятельности. Однако в отношении IOFC Лабуан, Малайзия обеспечивает конфиденциальность, чтобы создать законодательную основу для клиентов, которые хотят сохранить в секрете свой бизнес и финансовое состояние. Это достигается за счет различных статей о конфиденциальности в Законе об оффшорных компаниях 1990 года, Законе о лабуанских трастовых компаниях 1990 года, Законе об оффшорной банковской деятельности 1990 года и Законе об оффшорном страховании 1990 года.
      Статьи о секретности в рамках Закона об оффшорных компаниях 1990 года обеспечивают:
      ограничение государственной проверки документов компании;
      запрет на разглашение (если это не предусмотрено законом) сведений о держателях акций и о реальных владельцах, о руководстве и деятельности финансовых и других делах компании;
      закрытое слушание дел против оффшорной компании (в отличие от уголовных дел).
      Закон об оффшорной банковской деятельности 1990 года гарантирует:
      секретность сведений о личности, счетах и операциях клиента оффшорного банка;
      запрет на разглашение любой информации и документов, связанных с операциями или счетами клиента директором или работником оффшорного банка.
      Власти все сделали для того, чтобы клиенты, ведущие законный бизнес, пользовались всеми преимуществами конфиденциальности и чтобы в этом было отказано клиентам, относительно которых доказано что они являются преступниками. Это привело к созданию точно сбалансированного закона, в котором власти ясно проявили свое намерение обеспечить конфиденциальность законному бизнесу и иметь возможность лишить права на конфиденциальность операций физических лиц и корпораций, имеющих преступные намерения.
      Преимуществами Лабуана как международного оффшорного финансового центра являются:
      1. Низкие операционные расходы и благоприятный налоговый режим.
      Материальные операционные расходы и расходы за профессиональные услуги бухгалтеров, юристов и других провайдеров услуг ниже в Лабуане, чем в других финансовых центрах.
      Льготный налоговый режим дает возможность осуществлять свою деятельность оффшорным компаниям в Лабуане. Ставка налога составляет 3 % годовых от чистой прибыли или 5300 долларов США. Оффшорные компании имеют возможность выбирать ту или иную ставку налога. Также существуют другие налоги, в том числе налог на прибыль и пошлины, которые базируются на различных видах ставках платежа и документации.
      2. Создание единого регулирующего органа надзора за финансовыми услугами.
      Деятельность оффшорного бизнеса и финансовых организаций в Лабуане регулируется оффшорным законодательством Лабуана и органом надзора (LOFSA).
      3. Поддержка и обязательства Малазийского Правительства.
      Федеральное Правительство Малайзии полностью обязалось развивать Лабуан как международный оффшорный финансовый центр и продолжает поддерживать, развивать и усиливать инфраструктуру Лабуана.
      4. Современная инфраструктура Лабуана.
      В Лабуане находятся международная школа, больница, отели, обслуживающие на международном уровне, институт, университет с международным кампусом и финансовая инфраструктура.
      Дальнейшее развитие IOFC должно быть направлено на большее сотрудничество между частным сектором страны и правительством.

Международный финансовый центр города Сингапур

      Базовыми факторами становления Сингапура как мирового финансового центра стали открытая экономика страны, широко вовлеченная в международную торговлю, открытость рынков капитала и благоразумная фискальная политика, чему способствовали такие шаги Правительства Сингапура, как:
      учреждение Банка Развития Сингапура как крупнейшего источника долгосрочного кредитования и венчурного финансирования;
      создание эффективной системы единого регулирования финансового сектора;
      стимулирование прозрачности на финансовом рынке, облегчение процедуры получения "экономического гражданства" для нерезидентов; и
      введение ряда налоговых льгот для финансовых институтов, потребителей их услуг и инвесторов.
      Основными мерами по стимулированию развития финансового рынка Сингапура и становлению его как мирового финансового центра являлись:
      создание Азиатского долларового рынка (аналога рынка евродолларов), чему способствовали либерализация валютного режима (отмена контроля за обменными валютными операциями);
      привлечение зарубежных финансовых и нефинансовых организаций и вовлечение финансовых организаций в международные операции путем установления налоговых льгот на услуги, оказываемые нерезидентам, отмены налога с капитала и налога с процентов по депозитам, выплачиваемых в пользу нерезидентов;
      стимулирование появления и развития новых видов финансовых услуг (управление портфелем ценных бумаг, забалансовое корпоративное финансирование, рынок производных ценных бумаг и валютный рынок);
      разделение банков по ограниченности их деятельности (полная лицензия, ограниченная лицензия, оффшорные виды);
      привлечение в финансовый сектор ведущих западных специалистов и обеспечение бесперебойности функционирования рынка ценных бумаг и интеграции его в мировой финансовый рынок путем повышения уровня автоматизации фондовой и фьючерсной биржи до уровня бирж развитых стран и подписания договоренностей о взаимном признании с некоторыми биржами США.
      К 90-м годам Сингапур стал одним из крупнейших финансовых центров мира. На тот момент объем валютных операций уступал только Лондону, Нью-Йорку и лишь немногим отставал от Токио. Фундаментом для развития финансового центра было соблюдение принципа верховенства закона, существование независимого суда и стабильного, компетентного, честного правительства, проводившего разумную макроэкономическую политику, практически ежегодно сводя бюджет с профицитом.
      На сегодняшний день разработанные Департаментом Развития Финансового Центра Агентства по Монетарной политике Сингапура меры по дальнейшему развитию финансового центра предполагают ряд налоговых льгот (пониженный налог - около 5-10 %, налоговые исключения или налоговые каникулы) для участников финансового сектора, в том числе для оффшорных банков, для региональных офисов иностранных банков, по страхованию и перестрахованию обязательств, по страхованию финансовых гарантий, для посредников на фондовом рынке, по услугам, предоставляемым нерезидентам, по ценным бумагам нерезидентов и процентному доходу по облигациям, по сделкам с новыми видами производных финансовых инструментов, по выплатам в пользу нерезидентов по производным финансовым инструментам, для управляющих портфелем ценных бумаг, в управлении которых находится определенный объем активов нерезидентов и их клиентов - нерезидентов, по кастодиальным услугам, синдицированным финансовым услугам и других налоговых льгот, направленных на привлечение иностранных финансовых организаций в Сингапур.
      В числе мер, направленных на развитие Сингапура как финансового центра, входит Фонд развития финансового сектора, оказывающий финансовую поддержку повышающим квалификацию работникам финансового сектора и проведению специализированных тренингов, а также учреждает гранты на инновационные технологии на финансовом рынке.
      Сингапур относится к оффшорной зоне.
      Сингапуру потребовалось 30 лет с момента начала операций на рынке "азиатских долларов" в 1968 году, чтобы создать репутацию хорошо управляемого международного финансового центра.
      В течение последних лет Сингапур утрачивает статус мирового финансового центра. Ведущие инвестбанки Lehman Brothers и Goldman Sachs уже заявили о планах перемещения основной части банковского инвестиционного бизнеса из Сингапура в Гонконг. За ними последовали другие представители крупного транснационального бизнеса. Голландская компания Philips также намерена переместить региональную штаб-квартиру в Гонконг, а немецкий производитель автомобилей BMW заявил о частичном переводе своих региональных операций в Малайзию. Сравнивая Сингапур с Гонконгом, инвесторы считают Сингапурское финансовое регулирование чрезмерным - "в Гонконге разрешено все, что не запрещено, а в Сингапуре запрещено все, что не разрешено".

Выводы

      Анализ опыта создания и функционирования международных финансовых центров показал достаточно различные между собой модели развития как по причинам создания, так и по механизму реализации международного финансового центра. По результатам их рассмотрения можно сделать основной вывод о том, что их успех был определен целым рядом уникальных конкурентных преимуществ, основная часть которых в настоящее время нехарактерна Казахстану.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.