Сноска. Отозван из Парламента РК постановлением Правительства РК от 20.12.2005 № 1255.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственной монополии".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
"О государственной монополии"
Настоящий Закон направлен на государственное регулирование и контроль деятельности в сфере государственной монополии в Республике Казахстан, достижение баланса интересов потребителей, государства и субъектов государственной монополии, определяет права и обязанности субъектов государственной монополии, физических и юридических лиц, пользующихся услугами (товарами, работами) в сфере государственной монополии.
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) государственная монополия - сфера деятельности, в которой введение конкуренции нецелесообразно из соображений защиты конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения;
2) Государственный регистр субъектов государственной монополии - поименный перечень субъектов государственной монополии с указанием видов деятельности, в которых они считаются таковыми, состоящий из республиканского и местных разделов;
3) калькуляция цен - утверждаемые уполномоченным органом в разрезе услуг (товаров, работ), оказываемых субъектом государственной монополии, показатели о статьях доходов и расходов, объемах оказываемых субъектом государственной монополии услуг (товаров, работ) и другие экономические показатели деятельности субъекта государственной монополии по форме, утвержденной уполномоченным органом;
4) субъект государственной монополии - государственное учреждение, не являющееся государственным органом, или государственное предприятие, обладающие исключительным правом на оказание услуг (товаров, работ) в сфере государственной монополии;
5) потребитель услуг (товаров, работ) субъекта государственной монополии - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами (товарами, работами) в сфере государственной монополии;
6) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование и контроль деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии.
Статья 2. Действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие на рынке услуг (товаров, работ) на территории Республики Казахстан, связанные с оказанием субъектами услуг (товаров, работ), отнесенных к государственной монополии, а также распространяется на действия (бездействие) субъектов государственной монополии, их учредителей (органа управления), совершаемые за пределами Республики Казахстан.
2. Для субъекта рынка, осуществляющего деятельность, которая отнесена настоящим Законом к сфере государственной монополии, государственное регулирование и контроль применяется только в отношении такой деятельности.
3. Правоотношения, не охваченные настоящим Законом, регулируются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан
о государственной монополии
1. Законодательство Республики Казахстан о государственной монополии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Сфера государственной монополии
1. К сфере государственной монополии в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:
1) лесоустройство, связанное с установлением границ государственного лесного фонда, инвентаризацией лесов и планированием ведения лесного хозяйства на участках государственного лесного фонда;
2) охрана объектов, подлежащих государственной охране;
3) фитосанитарный мониторинг особо опасных вредных организмов;
4) ведение государственного гидрометеорологического мониторинга и мониторинга состояния окружающей среды;
5) диагностика особо опасных болезней животных, ликвидация очагов особо опасных заразных болезней животных; регистрационные испытания, апробации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, а также контроля серий (партий) ветеринарных препаратов при их рекламации; дезинфекция транспортных средств на ветеринарных контрольных постах на государственной границе; хранение республиканского запаса ветеринарных препаратов;
6) услуги в области охраны товарных знаков, знаков обслуживании, наименования мест происхождения товаров, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений;
7) изготовление документов Республики Казахстан, удостоверяющих личность;
8) изготовление специальной бланочной продукции, применяемой для допуска водителей, автомототранспортных средств и прицепов к ним к участию в дорожном движении, а также для государственного контроля за обеспечением безопасности дорожного движения;
9) вывоз и (или) ввоз отдельных товаров;
10) экспертные работы при государственной регистрации лекарственных средств;
11) заготовка, консервация, хранение и реализация крови и ее компонентов;
12) технология проведения единого национального тестирования, комплексного тестирования, при проведении промежуточного государственного контроля в организациях образования и аттестации организаций образования;
13) осуществление хозяйствования в сфере информационных систем, создаваемых для обеспечения процесса государственных закупок.
2. Перечень отдельных видов товаров, в отношении вывоза и (или) ввоза которых вводится государственная монополия, устанавливается Правительством Республики Казахстан.
3. Виды деятельности могут быть отнесены к сфере государственной монополии только после включения в настоящий Закон.
4. Субъекты государственной монополии подлежат включению и исключению из Государственного регистра субъектов государственной монополии в порядке, установленном уполномоченным органом.
5. Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов государственной монополии должен содержать:
1) основания включения и исключения из Государственного регистра субъектов государственной монополии;
2) порядок формирования республиканского и (или) местного разделов Государственного регистра субъектов государственной монополии;
3) перечень документов (информации), необходимых для включения и исключения из республиканского и (или) местного разделов Государственного регистра субъектов государственной монополии.
Статья 5. Государственное регулирование деятельности
субъектов государственной монополии
1. Государственное регулирование деятельности субъектов государственной монополии осуществляется:
1) утверждением цен (прейскуранта цен) на услуги (товары, работы), оказываемые субъектом государственной монополии;
2) утверждением калькуляции цен;
3) утверждением порядка формирования затрат;
4) утверждением порядка ведения раздельного учета затрат, доходов и задействованных активов по каждому виду услуг (товаров, работ);
5) установлением квалификационных требований к субъектам государственной монополии.
2. Порядок формирования затрат должен содержать:
1) регулирование затрат, включаемых в цену (прейскурант цен);
2) ограничение статей расходов субъекта государственной монополии в пределах нормативов, утвержденных в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) установление перечня расходов, не учитываемых при формировании цены (прейскуранта цен);
4) ограничение доходов, включаемых в цену (прейскурант цен);
5) согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
6) согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых калькуляцией цен субъекта государственной монополии.
3. Квалификационные требования к субъектам государственной монополии устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Статья 6. Функции уполномоченного органа
Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
1) осуществляет государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов государственной монополии;
2) формирует и ведет Государственный регистр субъектов государственной монополии;
3) осуществляет контроль за соблюдением требований настоящего Закона и принимает меры по выявлению и устранению его нарушений;
4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере государственной монополии;
5) разрабатывает, утверждает и применяет методики установления цен (прейскурантов цен) в сфере государственной монополии;
6) утверждает порядок согласования с уполномоченным органом осуществления субъектом государственной монополии деятельности, не относящейся к сфере государственной монополии, разрешенной настоящим Законом;
7) утверждает порядок формирования затрат;
8) утверждает порядок согласования с уполномоченным органом отчуждения и совершения иных сделок с имуществом субъектов государственной монополии;
9) рассматривает заявку на утверждение проектов цен (прейскурантов цен);
10) проводит экспертизу проектов цен (прейскурантов цен) на основе анализа, представленного вместе с заявкой, обосновывающих документов и расчетов;
11) обобщает практику применения законодательства Республики Казахстан о государственной монополии, вырабатывает на этой основе методические рекомендации.
Статья 7. Права уполномоченного органа
Уполномоченный орган вправе:
1) инициировать изменение цен (прейскуранта цен) на услуги субъектов государственной монополии в случае изменения затрат, включаемых в цену (прейскурант цен);
2) устанавливать срок действия цен (прейскуранта цен) на услуги (товары, работы) субъекта государственной монополии не менее, чем на квартал;
3) принимать решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сфере государственной монополии, в Государственный регистр субъектов государственной монополии либо об исключении из него;
4) вносить в случаях нарушения настоящего Закона обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений и устранении их последствий;
5) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
6) запрашивать дополнительную информацию о причинах изменения цены (прейскуранта цен), которая должна быть представлена не менее, чем в пятидневный срок с даты получения субъектом государственной монополии соответствующего запроса;
7) рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере законодательства Республики Казахстан о государственной монополии;
8) обращаться в суд в случаях нарушения настоящего Закона.
Статья 8. Обязанности уполномоченного органа
Уполномоченный орган обязан:
1) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции, и сообщать заявителям о принятых решениях;
2) обеспечить сохранность получаемых сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также другой информации, полученной при исполнении возложенных задач;
3) знакомить потребителей с принятыми решениями по вопросам регулирования деятельности субъектов государственной монополии, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
4) рассматривать заявку на утверждение проектов цен (прейскуранта цен) и уведомлять субъекта государственной монополии о принятом решении в течение тридцати дней со дня поступления соответствующей заявки.
Статья 9. Права субъекта государственной монополии
Субъект государственной монополии вправе:
1) вносить предложения при принятии уполномоченным органом решений, затрагивающих вопросы его деятельности и правового статуса;
2) обжаловать в суд действия (бездействие) уполномоченного органа;
3) обжаловать в уполномоченный орган или суд действия (бездействие) субъектов рынка, которые отражаются на его деятельности, доходах, собственности и правовом статусе.
Статья 10. Обязанности субъектов государственной
монополии
Субъект государственной монополии обязан:
1) выполнять решения уполномоченного органа;
2) обеспечивать обслуживание потребителей услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству оказываемых услуг (товаров, работ), установленными государственными органами в пределах их компетенции, с учетом цены (прейскуранта цен), утвержденной уполномоченным органом за оказываемые услуги (товары, работы);
3) предоставлять равные условия потребителям услуг (товаров, работ), кроме случаев оказания услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных в соответствии с законами Республики Казахстан;
4) по требованию уполномоченного органа предоставлять необходимую информацию в установленные им сроки, но не менее трех дней;
5) вести раздельный учет затрат, доходов и задействованных активов по каждому виду услуг (товаров, работ) в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом;
6) осуществлять закупки услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении цен (прейскуранта цен) и калькуляции цен на услуги (товары, работы) субъекта государственной монополии, в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан;
7) не допускать нарушения прав потребителей при заключении договоров на оказываемые услуги (товары, работы).
Статья 11. Ограничение деятельности субъектов
государственной монополии
Субъекту государственной монополии запрещается:
1) оказывать услуги (товары, работы), не относящиеся к сфере государственной монополии, за исключением:
деятельности, технологически связанной с оказываемыми услугами (товарами, работами);
случаев, когда доходы от деятельности, не относящейся к сфере государственной монополии, не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта государственной монополии за один календарный год;
2) иметь на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления имущество, не связанное с оказанием услуг (товаров, работ) в сфере государственной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта государственной монополии в соответствии с настоящим Законом;
3) владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности иных организаций;
4) взимать за оказываемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, утвержденный уполномоченным органом, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) настоящей статьи;
5) переуступать право требования, связанное с оказываемыми услугами (товарами, работами) третьим лицам, если это приведет к повышению цен (прейскуранта цен) на услуги субъекта государственной монополии;
6) навязывать условия доступа к услугам (товарам, работам) субъектов государственной монополии или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей услуг (товаров, работ) субъектов государственной монополии;
7) включать в цены (прейскуранты цен) на услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их оказанием.
Статья 12. Права потребителя услуг (товаров, работ)
субъекта государственной монополии
Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта государственной монополии вправе:
1) покупать услуги (товары, работы) субъекта государственной монополии по ценам (прейскурантам цен), утвержденным уполномоченным органом;
2) обращаться с заявлениями в уполномоченный орган о внесении изменений и дополнений, принятии новых или отмене действующих решений;
3) обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) уполномоченного органа, а также принятые им решения;
4) обжаловать в уполномоченный орган и (или) в судебном порядке действия субъекта государственной монополии;
5) участвовать в публичных слушаниях проектов новых цен (прейскурантов цен).
Статья 13. Порядок утверждения цен (прейскуранта цен)
1. Утверждение цен (прейскуранта цен) на услуги (товары, работы) субъекта государственной монополии осуществляется уполномоченным органом не чаще одного раза в квартал.
2. Цены (прейскуранты цен) на услуги (товары, работы) субъекта государственной монополии должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для оказания субъектом государственной монополии услуг (товаров, работ), и учитывать доходы, необходимые для его развития.
При утверждении цен (прейскурантов цен) на услуги (товары, работы) субъекта государственной монополии уполномоченный орган применяет порядок формирования затрат.
3. Утвержденные цены (прейскуранты цен) на услуги (товары, работы) вводятся с первого числа следующего календарного квартала, за исключением случая, предусмотренного частью второй пункта 6 настоящей статьи.
4. При утверждении цен (прейскуранта цен) на новые виды услуг (товаров, работ), изменении действующих цен (прейскуранта цен) на услуги (товары, работы), а также истечении установленного срока действия цен (прейскуранта цен) субъект государственной монополии не позднее, чем за сорок пять дней до введения их в действие обращается в уполномоченный орган с заявкой на утверждение цен (прейскуранта цен) на услуги (товары, работы).
К заявке прилагаются проект калькуляции цен, нормативные, расчетные и другие материалы в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом.
В случае пересмотра цены (прейскуранта цен) и калькуляции цен по инициативе уполномоченного органа субъект государственной монополии обязан в месячный срок предоставить экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения новой цены (прейскуранта цен).
В случае снижения затрат субъект государственной монополии обязан выйти с заявкой на снижение цен (прейскуранта цен) в порядке, установленном частью первой настоящего пункта.
5. Уполномоченный орган при рассмотрении заявки на утверждение новых цен (прейскурантов цен) проводит публичные слушания проектов новых цен (прейскурантов цен), в порядке установленном Правительством Республики Казахстан.
При этом уполномоченный орган обязан сообщить субъекту государственной монополии о назначении публичных слушаний и дате их проведения.
Публичные слушания проводятся не позднее, чем за двадцать пять дней до введения новых цен (прейскурантов цен).
6. Субъект государственной монополии обязан уведомить потребителей услуг (товаров, работ) через периодические печатные издания, распространяемые на всей территории Республики Казахстан, о предстоящем изменении цен (прейскурантов цен) не позднее, чем за десять дней до введения их в действие.
В случае не уведомления или несвоевременного уведомления потребителей о введении новых цен (прейскурантов цен) утвержденные цены (прейскуранты цен) вводятся в действие с первого числа второго месяца следующего календарного квартала. Данное требование не освобождает субъекта государственной монополии от обязанности, предусмотренной частью первой настоящего пункта.
В случае повторного не уведомления или несвоевременного уведомления потребителей о введении новых цен (прейскурантов цен) уполномоченный орган отменяет решение о таких ценах (прейскурантах цен).
7. Для вновь образованных субъектов государственной монополии цены (прейскуранты цен) могут быть введены с даты, определенной уполномоченным органом.
Статья 14. Государственный контроль за деятельностью
субъектов государственной монополии
1. В целях исполнения субъектами государственной монополии обязанностей, установленных настоящим Законом и предотвращения ущемления прав и законных интересов потребителей услуг (товаров, работ) субъекта государственной монополии уполномоченный орган осуществляет контроль за:
1) созданием, реорганизацией и ликвидацией субъекта государственной монополии в порядке, установленном уполномоченным органом;
2) исполнением субъектами государственной монополии требований, предусмотренных в статье 11 настоящего Закона.
2. Для совершения действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъект государственной монополии обязан представить в уполномоченный орган ходатайство о даче согласия на осуществление таких действий и представить информацию, необходимую для принятия решения.
Перечень документов для подачи ходатайства, порядок их представления и рассмотрения определяются уполномоченным органом.
3. Уполномоченный орган не позднее тридцати дней со дня получения ходатайства рассматривает его и сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, уполномоченный орган вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на тридцать дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее пятнадцати дней со дня получения ходатайства.
4. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
5. Государственная регистрация и перерегистрация юридического лица - субъекта государственной монополии, а также регистрация прекращения его деятельности осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия уполномоченного органа.
Статья 15. Последствия нарушения настоящего Закона
В случае нарушения настоящего Закона субъекты государственной монополии, их руководители обязаны:
1) прекратить нарушение настоящего Закона и устранить его последствия;
2) восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в предписании;
3) принять меры для возмещения причиненного ущерба и (или) убытков напрямую.
Статья 16. Предписания уполномоченного органа
1. Предписания уполномоченного органа исполняются субъектами государственной монополии, государственными органами, их руководителями в срок, предусмотренный предписаниями, но не позднее тридцати дней со дня их получения.
2. В случае неисполнения государственными органами предписаний об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Закона, либо о восстановлении первоначального положения уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить первоначальное положение.
3. В случае неисполнения субъектом государственной монополии предписаний уполномоченный орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта государственной монополии совершить действия, указанные в соответствующем предписании.
Статья 17. Ответственность за нарушение
настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 18. Переходные и заключительные положения
1. Субъекты государственной монополии, которые до введения в действие настоящего Закона осуществляли деятельность, отнесенную настоящим Законом к сфере государственной монополии, обязаны в течение двух месяцев со дня введения в действие настоящего Закона, обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении его в Государственный регистр субъектов государственной монополии.
2. Субъекты государственной монополии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона, обратиться в уполномоченный орган с заявкой об утверждении цен (прейскуранта цен) на их услуги (товары, работы).
3. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан