О проекте Закона Республики Казахстан "О секьюритизации"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2005 года N 413

     Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О секьюритизации".

    Премьер-Министр
 Республики Казахстан

Проект     

Закон Республики Казахстан
"О секьюритизации"

     Настоящий Закон устанавливает правовые основы и условия секьюритизации в Республике Казахстан, определяет особенности осуществления уступки прав требования при секьюритизации и выпуска облигаций специального финансового предприятия, устанавливает требования к созданию и деятельности специальных финансовых предприятий и других участников сделки секьюритизации.

Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, используемые
                в настоящем Законе:

     1) аффилиированные лица - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки;
     2) выделенные активы - права требования, приобретаемые специальным финансовым предприятием, и поступления по ним, а также доход от управления выделенными активами и финансовые активы, приобретенные за счет данных средств;
     3) дебитор - лицо, имеющее существующее или будущее денежное обязательство перед оригинатором;
     4) дополнительное обеспечение - дополнительное, помимо прав требования, обеспечение облигаций, выпущенных или выпускаемых специальным финансовым предприятием, в состав которого входят финансовые инструменты, а также банковские гарантии, поручительства, аккредитивы, приобретаемые в целях увеличения инвестиционной привлекательности облигаций;
     5) облигации специального финансового предприятия - облигации, по которым исполнение обязательств эмитента обеспечено выделенными активами;
     6) однородность прав требования - соответствие прав требования общему объективному критерию, определенному проспектом выпуска облигаций;
     7) оригинатор - юридическое лицо, осуществляющее уступку прав требования при заключении сделки секьюритизации;
     8) поступления по правам требования - поступления по обязательствам дебиторов в денежной форме;
     9) права требования - денежные требования, возникающие в процессе осуществления оригинатором основного вида деятельности;
     10) раздельный учет в специальном финансовом предприятии - не включение выделенных активов, облигаций (в том числе начисленного купона по ним) специального финансового предприятия в бухгалтерский баланс специального финансового предприятия как юридического лица;
     11) сделка секьюритизации - приобретение специальным финансовым предприятием прав требования и выпуск облигаций, обеспеченных выделенными активами;
     12) секьюритизация - финансирование под уступку денежного требования путем выпуска облигаций, обеспеченных выделенными активами;
     13) собственные средства специального финансового предприятия - активы, обязательства, собственный капитал и доходы (убытки), полученные (понесенные) по завершению сделки секьюритизации, специального финансового предприятия как юридического лица. В собственные средства специального финансового предприятия не включаются выделенные активы, облигации (в том числе начисленного купона по ним) специального финансового предприятия;
     14) специальное финансовое предприятие - юридическое лицо, исключительным видом деятельности которого является проведение одной сделки секьюритизации, обслуживание выпуска облигаций и заключение сделок дополнительного обеспечения;
     15) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций;
     16) управляющий агент - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению сделкой секьюритизации и осуществленным в целях ее реализации выпуском обеспеченных облигаций, на основании лицензии на управление инвестиционным портфелем.

     Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                секьюритизации

     1. Законодательство Республики Казахстан о секьюритизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
     2. Законодательство Республики Казахстан о рынке ценных бумаг распространяется на отношения, связанные со сделками секьюритизации, если иное не установлено настоящим Законом.
     3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Участники сделок секьюритизации

     Статья 3. Участники сделок секьюритизации

     Участниками сделок секьюритизации выступают оригинатор и специальное финансовое предприятие.

     Статья 4. Требования к оригинатору

     1. Оригинатор является юридическим лицом, учредители (единственный учредитель) которого полностью оплатили размер уставного капитала либо полностью оплатили приобретенные ими акции оригинатора в соответствии с учредительным договором.
     2. Оригинатор вправе одновременно участвовать в осуществлении нескольких сделок секьюритизации.
     3. Оригинатор должен иметь аудиторские отчеты за последние три года до заключения сделки секьюритизации.
     В случае, когда оригинатором выступает юридическое лицо, осуществляющее деятельность менее трех лет на момент заключения сделки секьюритизации, указанные документы представляются за весь период деятельности юридического лица с момента его создания.
     4. Оригинатор, осуществляющий уступку будущих прав требования, должен иметь один из следующих рейтингов:
     1) международный кредитный рейтинг не ниже, чем на две промежуточные категории от суверенного рейтинга Республики Казахстан по классификации рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается уполномоченным органом;
     2) кредитный рейтинг не ниже, чем на две основные категории от наивысшего рейтинга по национальной рейтинговой шкале по классификации рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается уполномоченным органом, зарегистрированной в стране, имеющей один из суверенных рейтингов не ниже соответствующего суверенного рейтинга, присвоенного Республике Казахстан по классификации рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается уполномоченным органом;
     3) кредитный рейтинг не ниже, чем на две основные категории от наивысшего рейтинга по национальной рейтинговой шкале Республики Казахстан по классификации рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается уполномоченным органом.

     Статья 5. Создание специального финансового предприятия

     1. Специальное финансовое предприятие может быть создано оригинатором, или иным лицом в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
     2. Наименование специального финансового предприятия должно содержать слова "специальное финансовое предприятие". Допускается сокращение наименования специального финансового предприятия с использованием в наименовании аббревиатуры "СФП". В наименовании
специального финансового предприятия запрещается использовать слова, связанные с фирменным наименованием оригинатора или учредителей специального финансового предприятия.

     Статья 6. Добровольная реорганизация и ликвидация
                специального финансового предприятия

     1. Добровольная реорганизация или ликвидация специального финансового предприятия может быть осуществлена с разрешения уполномоченного органа.
     Условия и порядок получения разрешения на добровольную реорганизацию или ликвидацию специального финансового предприятия определяется уполномоченным органом.
     2. Разрешение выдается уполномоченным органом при соблюдении одного из следующих условий:
     1) после утверждения отчета об итогах погашения облигаций специального финансового предприятия либо;
     2) при закрытии реестра держателей облигаций специального финансового предприятия в случае дефолта по облигациям специального финансового предприятия.
     3. Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на добровольную реорганизацию или ликвидацию специального финансового предприятия по следующим основаниям:
     1) непредставления либо представления неполного пакета документов, предусмотренных нормативными правовыми актами уполномоченного органа;
     2) несоответствия предоставленных документов требованиям законодательства Республики Казахстан.
     4. Уполномоченный орган рассматривает документы, представленные на выдачу разрешения, на добровольную реорганизацию или ликвидацию специального финансового предприятия, выносит решение и письменно уведомляет об этом специальное финансовое предприятие в течение 30 календарных дней с даты их поступления. В случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче разрешения на добровольную реорганизацию или ликвидацию уполномоченный орган письменно уведомляет об этом специальное финансовое предприятие с указанием оснований отказа.

Глава 3. Особенности сделок секьюритизации

     Статья 7. Объекты секьюритизации

     1. Объектами секьюритизации могут быть существующие права требования и/или будущие права требования, состоящие из известных или предполагаемых доходов либо денежных поступлений, получение которых вытекает из условий договора или на основании законодательных актов Республики Казахстан, подтверждающих будущее получение денежных средств.
     2. Права требования, являющиеся объектами секьюритизации, должны быть однородными.
     3. Специальное финансовое предприятие по согласованию с представителем держателей облигаций вправе заменить или дополнить объект секьюритизации, если это предусмотрено проспектом выпуска облигаций и не влечет ущемление прав и интересов держателей облигаций.
     Специальное финансовое предприятие за 30 дней до даты замены или дополнения выделенных активов извещает об этом участников сделки секьюритизации путем направления письменного уведомления.
     4. Поступления по правам требования, приобретаемые специальным финансовым предприятием, направляются исключительно на оплату расходов, связанных с проведением сделки секьюритизации либо сделок с дополнительным обеспечением и на выполнение обязательств по облигациям, обеспеченным выделенными активами и на погашение займов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
     5. Специальное финансовое предприятие вправе привлекать средства в виде займов для выплаты купона и/или погашения облигаций.

     Статья 8. Выделенные активы

     1. Выделенные активы направляются на выполнение обязательств по облигациям, на оплату расходов, связанных со сделкой секьюритизации и дополнительным обеспечением.
     2. Управление выделенными активами осуществляется управляющим агентом.
     3. Обращение взысканий на выделенные активы специального финансового предприятия не допускается, в том числе в случаях его ликвидации и (или) банкротства.

     Статья 9. Договор уступки прав требования
                при секьюритизации

     1. По договору уступки прав требования при секьюритизации оригинатор уступает или обязуется уступить свои будущие или существующие права требования к дебиторам, вытекающие из отношений оригинатора с дебиторами, а специальное финансовое предприятие осуществляет их покупку путем передачи денежных средств, полученных от размещения облигаций, обеспеченных данными правами требования, оригинатору.
     2. Оригинатор осуществляет сбор платежей по уступленным правам требования с дебиторов, если договором не установлено иное.
     3. Права требования, являющиеся предметом уступки по сделке секьюритизации, должны быть определены в договоре между оригинатором и специальным финансовым предприятием, так, чтобы было возможно установить существующее денежное требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее, чем в момент его возникновения.
     4. Договор уступки прав требования при секьюритизации должен быть заключен в письменной форме с соблюдением требований Гражданского кодекса Республики Казахстан.
     5. Вследствие уступки прав требования при секьюритизации специальное финансовое предприятие приобретает право на все поступления по правам требования от дебиторов во исполнение требований.
     Оригинатор не несет ответственности перед специальным финансовым предприятием за то, что полученные поступления по правам требования меньше суммы, выплаченной специальным финансовым предприятием оригинатору за приобретение этих прав.

     Статья 10. Управление выделенными активами

     1. Оригинатор или иное лицо при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом, вправе осуществлять функции управляющего агента.
     2. Управляющий агент осуществляет управление выделенными активами на основании договора доверительного управления выделенными активами.
     3. Помимо условий, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, договор доверительного управления выделенными активами должен содержать:
     1) условия, порядок и сроки поступления денег по правам требования, входящим в состав выделенных активов, и порядок осуществления контроля за их исполнением или;
     2) порядок взаимодействия управляющего агента с участниками сделки секьюритизации, в том числе по заключению сделок дополнительного обеспечения;
     3) порядок проведения сверок с банком-кастодианом стоимости, движения и состава выделенных активов;
     4) порядок раскрытия информации держателям облигаций, их представителю и уполномоченному органу;
     5) иные положения.
     4. Договор доверительного управления выделенными активами может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях:
     1) по инициативе одной из сторон договора; или
     2) в случае отзыва уполномоченным органом лицензии управляющего агента на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
     Инициатор расторжения договора доверительного управления выделенными активами обязан письменно уведомить сторону договора за тридцать календарных дней до даты расторжения.
     В случае отзыва, приостановления действия лицензии управляющего агента на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, управляющий агент в течение трех дней обязан письменно уведомить об этом специальное финансовое предприятие.
     Договор доверительного управления выделенными активами считается расторгнутым после завершения процедуры сверки передаваемых активов специального финансового предприятия новому управляющему агенту в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

     Статья 11. Уступка прав требования при секьюритизации

     1. Существующее право требования считается перешедшим к специальному финансовому предприятию при наличии заключенного договора с момента государственной регистрации выпуска облигаций.
     2. При уступке будущего права требования оно считается перешедшим к специальному финансовому предприятию при наличии условия, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, после того, как возникло само право на получение денег, которое является предметом уступки требования, предусмотренного договором. Дополнительное оформление в последующем уступки будущего права требования при возникновении этого права не требуется. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события.
     3. С даты государственной регистрации проспекта выпуска облигаций специального финансового предприятия в соответствии с настоящим Законом, взыскание на выделенные активы может быть обращено только для защиты прав держателей данных облигаций и оплату расходов, связанных со сделкой секьюритизации и дополнительным обеспечением.

     Статья 12. Учет и хранение выделенных активов

     1. Выделенные активы специального финансового предприятия хранятся и учитываются на счетах в банке-кастодиане в соответствии с кастодиальным договором.
     2. Кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом, специальным финансовым предприятием, управляющим агентом.
     3. Форма типового кастодиального договора разрабатывается и утверждается уполномоченным органом.
     4. Банк-кастодиан обязан блокировать (не исполнять) поручения управляющего агента в случае их несоответствия законодательству Республики Казахстан с незамедлительным уведомлением об этом уполномоченного органа и специального финансового предприятия.
     5. Порядок осуществления банком-кастодианом контроля за целевым размещением активов специального финансового предприятия определяется уполномоченным органом.
     6. Банк-кастодиан ежемесячно информирует специальное финансовое предприятие о состоянии его счетов.
     7. Кастодиальный договор должен быть заключен одновременно только с одним банком-кастодианом.
     8. Кастодиальный договор может быть расторгнут в одностороннем порядке:
     1) на основании соответствующего решения исполнительного органа специального финансового предприятия или;
     2) по требованию управляющего агента или;
     3) банка-кастодиана.
     Инициатор расторжения кастодиального договора обязан уведомить стороны договора за тридцать дней до намеченной даты расторжения.
     Кастодиальный договор считается расторгнутым после завершения процедуры передачи активов специального финансового предприятия новому банку-кастодиану в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

     Статья 13. Учет и отчетность по сделкам секьюритизации

     1. Специальное финансовое предприятие ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и выделенным активам, облигациям (в том числе начисленный купон по ним) специального финансового предприятия в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
     2. Выделенные активы, которые являются обеспечением обязательств по облигациям, оставшиеся после утверждения отчета об итогах погашения данных облигаций уполномоченным органом, относятся на доходы (убытки) специального финансового предприятия.
     3. Порядок осуществления бухгалтерского учета выделенных активов специальным финансовым предприятием устанавливается нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан.
     4. Особенности учета банком-кастодианом активов специального финансового предприятия, а также сделок с облигациями устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

     Статья 14. Особенности выпуска облигаций

     1. Помимо требований законодательства о рынке ценных бумаг проспект выпуска облигаций специального финансового предприятия должен содержать:
     1) наименование и юридический адрес оригинатора, банка-кастодиана, управляющего агента, специального финансового предприятия и лица, осуществляющего сбор платежей по уступленным правам требования;
     2) предмет деятельности, прав и обязанностей оригинатора в сделке секьюритизации;
     3) характеристику прав требования, условия, порядок и сроки поступления денег, по правам требования, входящим в состав выделенных активов, и порядок осуществления контроля за их исполнением;
     4) порядок и условия управления выделенными активами;
     5) порядок и условия изменения и пополнения выделенных активов;
     6) расходы по сделке секьюритизации и условия, согласно которым специальное финансовое предприятие вправе вычитать данные расходы из выделенных активов;
     7) аффилиированность сторон сделки секьюритизации;
     8) наличие опыта применения секьюритизации оригинатором и третьими лицами, участвующими в сделке секьюритизации;
     9) размер, состав и прогнозный анализ роста выделенных активов, обеспечивающих сделку секьюритизации;
     10) сведения о дополнительном обеспечении;
     11) условия и порядок досрочного погашения выпусков облигаций;
     12) критерии однородности прав требований.
     2. Неотъемлемой частью проспекта выпуска облигаций специального финансового предприятия является финансовая отчетность и иная отчетность оригинатора, связанная со сделкой секьюритизации, по состоянию на конец последнего месяца перед подачей документов на государственную регистрацию выпуска облигаций специального финансового предприятия.
     3. В случае если выделенными активами по облигациям специального финансового предприятия являются права требования иностранных дебиторов либо оригинатором является юридическое лицо - нерезидент Республики Казахстан, проспект выпуска облигаций специального финансового предприятия должен также содержать информацию в отношении особенностей законодательства и валютного регулирования страны, резидентом которой является оригинатор, которые могут повлиять на права требования либо деятельность оригинатора.
     4. Для рассмотрения и утверждения отчетов об итогах размещения и погашения облигаций специального финансового предприятия дополнительно представляется отчетность, отражающая сделку секьюритизации и выпуск облигаций специального финансового предприятия, в порядке и по форме, установленным уполномоченным органом.
     5. Представитель держателей облигаций специального финансового предприятия не должен являться аффилиированным лицом оригинатора.
     6. Обязательства специального финансового предприятия перед держателями облигаций погашаются за счет всех его активов, в том числе выделенных активов и собственных средств.

Глава 4. Заключительные положения

     Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства
                 Республики Казахстан о секьюритизации

     Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о секьюритизации, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

     Статья 16. Порядок введения в действие настоящего Закона

     Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

    Президент
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.