О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2005 года N 930

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы".

       Премьер-Министр
   Республики Казахстан

  УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и
наркобизнесом в Республике Казахстан
на 2006-2014 годы

      В целях дальнейшего формирования эффективного государственного и общественного противодействия распространению наркомании и наркобизнесу в Республике Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Стратегию борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы.
      2. Правительству Республики Казахстан при выработке соответствующих решений руководствоваться основными положениями данной Стратегии.
      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНА         
Указом Президента     
Республики Казахстан   
от ____ ______2005 года 
N ____          

СТРАТЕГИЯ
борьбы с наркоманией и наркобизнесом в
Республике Казахстан на 2006-2014 годы

  1. Введение

      Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы (далее - Стратегия) разработана в интересах процветания казахстанского общества, обеспечения гарантий прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан.
      Стратегия отвечает основным положениям  Указа Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года", в котором борьба с наркоманией и наркобизнесом определена приоритетной задачей Правительства. В ней учтены положения Бишкекской декларации, провозглашенной 25 августа 1999 года главами государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, положения  Договора о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности Сторон, подписанного 21 апреля 2000 года в городе Ташкенте главами государств-участников Центрально-Азиатского Экономического Сообщества.
      Стратегия основана на оценке ситуации и перспектив деятельности в области борьбы с наркотиками, прозвучавшей в  Послании Президента страны народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", в котором борьба с наркоманией и наркобизнесом выступает в качестве одной из приоритетных задач государства.
      Законодательную базу Стратегии формируют положения  Закона Республики Казахстан от 10 июля 1998 года "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими". Также были учтены положения других нормативных правовых актов в данной области.
      В содержании Стратегии изложены результаты, достигнутые в ходе реализации предшествующей Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной  Указом Президента от 16 мая 2000 года N 394, и принятых во исполнение ее программ на 2000-2001, 2002-2003 и 2004-2005 годы.
      Настоящая Стратегия разработана в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 второго вопроса протокола заседания Совета Безопасности Республики Казахстан от 20 мая 2005 года N 3, а также во исполнение пункта 1 Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2004-2005 годы, утвержденной  постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2004 года N 411.

  2. Анализ состояния проблемы

      На сегодняшний день среди многих проблем, стоящих перед казахстанским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема роста наркомании и наркобизнеса как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности в целом.
      Анализ развития наркоситуации в Казахстане за последние 10 лет свидетельствует о том, что она характеризуется существенным обострением, имеющим устойчивую негативную динамику. Осложнение наркоситуации обусловлено не только рядом внутренних противоречий, но и внешними геополитическими процессами.
      Центральноазиатский регион в настоящее время постоянно подвергается экспансии наркотиков разных видов и форм происхождения. Основными причинами этого стали:
      1) непосредственная близость к государствам-источникам наркоугрозы, удобное для контрабандной доставки наркотических средств в Европу географическое расположение и расширяющиеся транзитные возможности;
      2) протяженность границ и в связи с этим их недостаточная защищенность от проникновения наркотиков извне;
      3) продолжающийся рост производства наркотических веществ в Афганистане, перемещение и создание нарколабораторий в северных провинциях страны, непосредственно граничащих с Содружеством Независимых Государств (СНГ);
      4) увеличение объемов контрабанды синтетических наркотиков из Европы.
      В силу своего географического положения республика практически оказалась в "тисках" интересов мировых рынков нелегального производства и сбыта наркотиков, что объективно способствует вхождению нашей страны в сферу интересов международных преступных организаций и группировок, связанных с наркобизнесом. В 2004 году в результате проведения многоходовых оперативных мероприятий и изъятия разовых крупных партий наркотиков в незаконный оборот не было допущено более 9 с лишним раз больше наркотических средств, чем за 2003 год - 1769,020 кг против 192,518 кг.
      Прохождение по территории Казахстана наркопутей приводит к росту количества наркозависимых граждан республики. В силу того, что организованные преступные группировки стремятся взять под контроль наркобизнес, следует прогнозировать дальнейшее увеличение объемов ввоза наркотиков в Казахстан и их транзита через его территорию, а также создание крупных, так называемых "перевалочных пунктов". Соответственно повышается вероятность увеличения количества граждан страны, вовлекаемых в преступную деятельность.
      На основе проведенного анализа складывающейся ситуации следует сделать выводы об увеличении количества регистрируемых наркопреступлений. Так, в 2003 году их было зафиксировано более 9 тыс., в 2004 году - более 11 тыс., а за первое полугодие 2005 года в Казахстане выявлено около 5 тыс. преступлений данной категории, из незаконного оборота изъято около 7,6 тонн различных наркотических средств.
      К числу ключевых факторов, формирующих криминогенную ситуацию в стране, следует отнести деятельность организованных преступных групп и коррупции. Результатом их преступного влияния являются функционирование теневой экономики, расширяющиеся масштабы контрабанды, бесконтрольного вывоза стратегических сырьевых ресурсов и т.д.
      Для расширения масштабов наркобизнеса организованные преступные группы стремятся приобрести связи среди представителей власти, пытаются оказать влияние на общую ситуацию в приграничных районах, превратить их в перевалочную базу контрабанды наркотиков. Нестабильная общественно-политическая ситуация в сопредельных государствах Центральной Азии еще одно тому свидетельство. Таит в себе серьезную опасность и возможность формирования нарколобби, которое будет обеспечивать достаточно сильное давление на различные круги.
      Получение колоссальных прибылей международными наркосиндикатами и организованными преступными группировками от использования территории Казахстана в качестве транзитного коридора для транспортировки наркотиков создает условия для вовлечения в потребление наркотиков все большего числа наших граждан. Извлечение из этого огромной сверхприбыли - одна из основных причин роста наркомании. Однако факты "отмывания" доходов от торговли наркотиками практически не выявляются.
      В результате в республике наблюдается увеличение количества лиц, употребляющих наркотики (2004 год - 47903 чел., 6 мес. 2005 года - 51633 чел.), а также фактов сбыта наркотиков (2004 год - 4435 факта, 6 мес. 2005 года - 2334 фактов).
      Для Казахстана в краткосрочной и среднесрочной перспективе проблема наркобизнеса и роста наркомании может серьезно затронуть следующие важные сферы общества.
      В социальной сфере - это угроза сохранению здорового генофонда нации.
      Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (по состоянию на 30.06.05) на учете состоит 51633 лица, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, что на 8,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, в том числе, 4866 женщин (на 4,1 % больше), 3942 несовершеннолетних (рост в три раза), до 14 лет включительно - 771 (на 294,1 % больше). Особую тревогу вызывает тот факт, что растет число наркозависимых среди женщин и несовершеннолетних.
      Если обратиться к данным независимых исследований, то ситуация еще более удручающая, и в зону наркотического риска попадает каждый 11 житель нашей страны.
      В политической сфере - это опасность, что наркомафия не заинтересована в региональной и национальной стабильности. Громадные прибыли, получаемые от наркотиков, идут на поддержку сил, оказывающих разрушительное воздействие на государства Центральноазиатского региона. Проблема наркотиков теснейшим образом сопряжена с проблемой международного терроризма и религиозного экстремизма. Средства, поступающие от продажи наркотиков, являются одним из основных источников финансирования экстремистских организаций в регионе Центральной Азии.
      В экономической сфере - это обострение экономических проблем в переходный период, создающих благоприятные условия для развития наркобизнеса и роста наркомании. В числе факторов, способствующих ухудшению наркоситуации в странах Центральной Азии, следует назвать сохранение высокого уровня бедности населения, безработицы и теневизацию хозяйственной деятельности.
      Сегодня в Казахстане происходит интенсивная структурная перестройка наркорынка: идет активный процесс замещения традиционных наркотиков растительного происхождения (марихуана, гашиш и т.д.) на "тяжелые" (прежде всего героин). Возрастает потребление высокоактивных, дорогостоящих и наиболее опасных для здоровья синтетических наркотических средств и психотропных веществ (ЛСД, экстази, амфетамины).
      Серьезность складывающейся ситуации и ее значимость подтверждают и результаты социологических опросов, проведенных под эгидой Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан во всех областях страны, городах Астане и Алматы, в которых приняли участие 12000 человек в возрасте старше 18-ти лет. Подавляющее большинство казахстанцев считает угрозу распространения наркомании и наркобизнеса одной из наиболее серьезных. В частности, 30,3 % респондентов заявили, что распространение наркотиков - это сегодня наиболее острая проблема для Казахстана.
      По данным Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции в 2003 году у осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, было зарегистрировано 15561 (14375 в 2002 году) наркологическое расстройство, из них 8871 вследствие употребления наркотических препаратов. По состоянию на 1 апреля 2005 года в исправительных учреждениях содержалось 4094 наркозависимых, из них 2560 с принудительным лечением, 1534 со снятым лечением по решению суда, 425 женщин, 7 несовершеннолетних. За аналогичный период 2004 года содержалось 4364 наркозависимых, из них 2637 с принудительным лечением, 1727 со снятым лечением по решению суда, 557 женщин, 17 несовершеннолетних.
      Лечение и реабилитация больных наркологическими расстройствами, реализация целевых республиканских и региональных программ, направленных на сокращение спроса на наркотики, разработка и внедрение современных методов лечения наркомании, а также выявление наиболее подверженных наркомании регионов осуществляются организациями здравоохранения, в числе которых Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании (далее - РНПЦ МСПН), Государственное учреждение "Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии", а также наркологической службой местных органов здравоохранения.
      Первичная заболеваемость наркоманией за шесть месяцев 2005 года составила 323 случая на 100 тыс. населения (в 2004 году - 318). Высокие показатели первичной заболеваемости зарегистрированы в Павлодарской (828), Атырауской (735), Восточно-Казахстанской (526), Акмолинской (492) и Карагандинской (373) областях.
      Особую тревогу вызывает проблема распространения ВИЧ/СПИДа среди наркозависимых. По данным Республиканского центра "СПИД" на 1 июля 2005 года в Казахстане официально зарегистрировано 5 090 ВИЧ-инфицированных, из которых потребители инъекционных наркотиков составляют 63,4 %. При этом половой путь передачи ВИЧ составляет 25,5 %.
      Проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом имеют ярко выраженный международный характер, в связи с чем не могут решаться только на государственном уровне.
      Казахстану удалось значительно продвинуться в дальнейшем развитии международного сотрудничества в антинаркотической деятельности. Заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений и договоров. Нашими традиционными партнерами в этой области, помимо государств СНГ, стали США, Канада, страны Европейского Союза.
      В то же время острота проблемы не спадает, чему способствует ряд взаимосвязанных факторов, одним из которых является усилившийся трафик через нашу страну наркотиков, главным образом афганского происхождения. Все более безотлагательной становится реализация комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри Афганистана и за его пределами.
      Вместе с тем, принимаемые уполномоченными государственными органами меры по комплексному противодействию наркобизнесу не в полной мере адекватны сложившейся обстановке, на недостаточном уровне решается проблема профилактики, лечения и последующей реабилитации наркозависимых.
      Острота проблемы обусловливает необходимость выработки и реализации наиболее совершенных форм и методов работы в этом направлении.

  3. Цель и задачи Стратегии

      Цель Стратегии заключается в создании полномасштабной системы государственного и общественного противодействия наркомании и наркобизнесу в Республике Казахстан.
      В числе наиболее важных задач Стратегии следует определить:
      1) усиление антинаркотической пропаганды;
      2) повышение эффективности мероприятий по профилактике, раннему выявлению, эффективному лечению и социальной реабилитации наркозависимых лиц;
      3) укрепление межведомственного взаимодействия в борьбе с наркобизнесом;
      4) расширение международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и наркобизнесом;
      5) укрепление материально-технического потенциала уполномоченных государственных органов, а также медицинских учреждений, специализирующихся на профилактике и лечении наркомании;
      6) модернизация, модификация и эффективное научно-информационное сопровождение процесса реформирования и развития наркологической службы;
      7) совершенствование системы подготовки кадров и образовательных программ в области наркологии;
      8) совершенствование законодательной базы, регулирующей антинаркотическую деятельность.
      Основополагающими факторами, влияющими на достижение обозначенной цели Стратегии, являются:
      1) координация, профессионализм и консолидация заинтересованных компетентных органов государства;
      2) поддержка широких слоев населения и неправительственных организаций, в том числе молодежных;
      3) достаточное финансово-техническое оснащение;
      4) поэтапность и планомерность реализации Стратегии (разработка и реализация региональных и отраслевых программ по профилактике наркомании и борьбе с наркобизнесом).

  4. Основные меры по достижению цели и
решению приоритетных задач

      Учитывая мировой опыт и особенности развития ситуации в регионе, борьба с наркоманией и наркобизнесом в Казахстане на 2006-2014 годы должна осуществляться за счет следующих компонентов:
      1) первичная профилактика наркомании;
      2) лечение и социальная реабилитация лиц, злоупотребляющие наркотиками;
      3) пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      4) обеспечение эффективного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, установленного государством.
      В интересах поступательного развития процесса преодоления наркомании и наркобизнеса период реализации Стратегии разграничен на три этапа: 1-й этап, охватывающий 2006-2008 годы; 2-й этап - 2009-2011 годы; 3-й этап - 2012-2014 годы. Соответственно Стратегия будет выполняться поэтапно, посредством разработки и реализации на ее основе государственных, отраслевых и региональных программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
      При этом целями 1-го этапа являются создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркотиков до уровня минимальной опасности для общества, а именно реализация мероприятий:
      1) научно-информационного направления, обеспечивающих разработку современных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, ресоциализации зависимых от психоактивных веществ (далее - ПАВ);
      2) нормативно-правового направления, предусматривающих разработку нормативной правовой базы, регулирующей антинаркотическую деятельность в социальной сфере;
      3) организационного направления, предусматривающих приведение структуры, технологии, штатного расписания и материально-технической базы наркологических лечебно-профилактических учреждений в соответствие с законодательно утвержденными стандартами организации современной наркологической помощи;
      4) предусматривающих разработку и утверждение новых квалификационных и образовательных стандартов преддипломной и последипломной подготовки специалистов по профилям наркологии, психотерапии, клинической и консультативной психологии, социальной работы в системе наркологической, психотерапевтической, медико-социальной помощи; разработку специальных программ подготовки научно-педагогических кадров по вышеназванным специальностям;
      5) первично-профилактического направления по разработке специальных компьютерных программ автоматизированного психологического тестирования с определением степени риска вовлечения в химическую и психологическую зависимость у каждого тестируемого с выдачей наиболее оптимальных рекомендаций по снижению данных рисков; разработке школьной и семейной антинаркотической видеотеки, школьной антинаркотической библиотеки на бумажных и магнитных носителях, подготовке "Самоучителя эффективной семьи" и "Самоучителя эффективного родителя"; организации и оснащению научно-экспериментальной лаборатории психолого-педагогической профилактики, реабилитации и социальной реадаптации при РНПЦ МСПН;
      6) вторично-профилактического направления по разработке клинических протоколов (стандартов) диагностики, лечения, реабилитации зависимых от ПАВ; разработке разнообразных программ наркологической помощи и ассортимента наркологических услуг;
      7) третично-профилактического направления по разработке программ третичной профилактики и соответствующего ассортимента услуг;
      8) координационного направления по разработке совместных планов основных субъектов антинаркотической деятельности в Республике Казахстан;
      9) международного сотрудничества по организации образовательного и ресурсного центра для стран Центральной Азии и проведению международных конференций по наркологии и психотерапии на базе РНПЦ МСПН;
      10) по созданию межведомственных автоматизированных систем обмена оперативными, статистическими, учетными и иными данными с последующей интеграцией в аналогичные системы государств-участников СНГ;
      11) по усилению пограничного контроля по всему периметру государственной границы.
      2-й этап предполагает блокирование и обратное развитие социально-опасных тенденций роста распространения зависимости от ПАВ среди населения Республики Казахстан, то есть реализацию мероприятий:
      1) научно-информационного направления по широкомасштабному внедрению инновационных антинаркотических технологий в систему здравоохранения и социальную сферу Республики Казахстан, постоянному мониторингу эффективности деятельности модернизированной системы наркологической помощи населению Республики Казахстан;
      2) нормативно-правового направления по утверждению и внедрению обновленной законодательной и иной нормативной базы, регулирующей антинаркотическую деятельность учреждений здравоохранения и социальной сферы;
      3) организационного направления по реформированию психотерапевтической, медико-психологической, консультативно-психологической, социально-психологической помощи населению Республики Казахстан, мониторингу эффективности деятельности вышеназванных систем специализированной помощи (профилактический антинаркотический аспект);
      4) направленных на повышение квалификации и широкомасштабное обучение специалистов системы здравоохранения и социальной сферы по профилю современных антинаркотических технологий, обучение научно-педагогических кадров по специальным программам и в лучших зарубежных учебных заведениях и клиниках, проведение специальных образовательных циклов по антинаркотической тематике для педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, социальных работников и специалистов по социальной работе в системе воспитания и образования;
      5) вторично-профилактического направления по широкомасштабному внедрению инновационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и ресоциализации в систему здравоохранения и социальную сферу Республики Казахстан, полноценному охвату контингента наркозависимых эффективными программами медико-социальной реабилитации;
      6) третично-профилактического направления по широкомасштабному внедрению в систему наркологической помощи Республики Казахстан разработанных программ третичной профилактики (снижение вреда) с охватом данными программами не менее 80 % от реально существующих инъекционных потребителей наркотиков и достижением 20 % перевода в полноценные лечебно-реабилитационные программы;
      7) координационного направления по выполнению совместных планов антинаркотической деятельности основными агентами социальной сферы;
      8) в направлении международного сотрудничества по активной деятельности международного образовательного и научно-информационного (ресурсного) центров в Центральноазиатском регионе, реализации международных антинаркотических проектов в Республике Казахстан; активизации работы Казахстана в Комиссии Организации Объединенных Наций (ООН) по наркотическим средствам и ее вспомогательных органах с целью участия в выработке решений ООН в сфере борьбы с наркотиками с учетом интересов республики и регионов Центральной Азии.
      На 3-м этапе предполагается дальнейшее совершенствование сформированной полномасштабной системы эффективного государственного и общественного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков в Республике Казахстан, реализуя мероприятия:
      1) научно-информационного направления по совершенствованию научно-информационного обеспечения антинаркотической деятельности, системы постоянного мониторинга ее эффективности в социальной сфере;
      2) нормативно-правового направления по контролю за неукоснительным исполнением соответствующих законодательных актов и положений разработанной нормативной правовой базы в системе наркологической помощи населению Республики Казахстан;
      3) организационного направления по дальнейшему совершенствованию структуры, технологии, кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений наркологического профиля и других организаций антинаркотической направленности, действующих в социальной сфере Республики Казахстан, системы мониторинга эффективности деятельности данных организаций;
      4) направленные на повышение квалификации, по дальнейшему совершенствованию системы дипломной и последипломной подготовки специалистов наркологического профиля, действующих в системе здравоохранения и социальном секторе, широкомасштабной реализации инновационных образовательных программ;
      5) первично-профилактического направления по повышению эффективности соответствующих диагностических и первично-профилактических программ, психологической устойчивости населения к вовлечению в основные социальные эпидемии (наркомания с сопутствующими ВИЧ/СПИДом, преступность, терроризм, религиозный экстремизм);
      6) вторично-профилактического направления по дальнейшему совершенствованию программ медико-социальной реабилитации зависимых от ПАВ с достижением 35-40 % эффективности (показатель ремиссии в течение года после завершения программы медико-социальной реабилитации);
      7) третично-профилактического направления по полноценному охвату и уменьшению общего количества инъекционных наркопотребителей за счет вовлечения их в программы медико-социальной реабилитации, эффективному блокированию распространения ВИЧ/СПИДа среди наркозависимых;
      8) координационного направления по улучшению качества совместного планирования и координации мультисекторального сотрудничества в сфере социальной антинаркотической деятельности;
      9) в сфере международного сотрудничества по наращиванию активности и эффективности международной антинаркотической деятельности.

  5. Первичная профилактика наркомании

      Социокультурные факторы наркотизации казахстанского общества (разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей, массированное влияние западной культуры, деформация семейных отношений, изменение социального поведения молодежи) актуализируют необходимость формирования общественного иммунитета к наркотикам как основы здоровья нации.
      На формирование социального наркотического иммунитета, прежде всего, должна быть направлена работа в системе среднего и высшего образования, государственная молодежная политика, государственная социальная политика. При этом основной направляющей силой в данной сфере должна стать деятельность не только центральных, местных исполнительных органов власти, но и институтов гражданского общества.
      Неотъемлемой частью государственной антинаркотической деятельности должна стать пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, особенно среди детей и молодежи.
      В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к ведению здорового образа жизни. В общественном сознании все больше места должна занимать идея, что здоровье человека является ценностью и для него самого, и для общества в целом. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к работе с лицами, употребляющими наркотики, поскольку изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ.
      Для этого, прежде всего, необходимо создать многоступенчатую образовательную программу по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи.
      Данная задача предполагает наличие двух основных компонентов: необходимо наладить процесс подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ и организовать издание специальной литературы и пособий, по которым педагоги могли бы заниматься профилактической работой.
      Большое внимание должно быть уделено широкому информированию населения о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний являются средства массовой информации (СМИ), и на них в этом плане возлагается большая ответственность. С другой стороны, должна вестись работа по недопущению в СМИ ненадлежащей рекламы наркотических средств, насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, атрибута так называемого "легкого" стиля жизни.
      Кроме того, непосредственно антинаркотическая пропаганда должна присутствовать в СМИ, выполняющих государственный заказ, включая размещение антинаркотической рекламы и подготовку систематических общественно-политических, аналитических и художественных публикаций в печатных и электронных СМИ, а также организацию и проведение регулярных телевизионных программ и передач с антинаркотической тематикой.
      Поскольку важным фактором усиления антинаркотической общественной позиции является рост патриотических настроений в молодежной среде, необходимо продолжить мероприятия по формированию всеказахстанского движения школьников и студентов "Наркомания - угроза будущему Казахстана", положив в его основу всеобъемлющую культурно-воспитательную работу и активную антинаркотическую пропаганду среди школьников, студентов, их родителей.
      Особое внимание должно быть уделено организации досуга несовершеннолетних детей и подростков на основе общественно ценных интересов и склонностей. Для этого необходимо повсеместно расширять сети спортивных секций, творческих кружков по интересам, дворовых клубов, предусмотреть при организации детского досуга проведение дискотек, конкурсов плакатов и рисунков, викторин и других мероприятий антинаркотической направленности.
      Кроме того, формировать общественный иммунитет к наркотикам может и должно само общество. Государству необходимо создать все необходимые условия для развития и поощрения инициативы среди институтов гражданского общества, различных общественно-политических и неправительственных организаций, отдельных граждан в борьбе с распространением наркомании и наркобизнесом. Необходимо более активно привлекать к профилактической работе неправительственные организации посредством размещения государственного социального заказа, осуществлять поддержку функционирующих и активно содействовать образованию новых общественных организаций, деятельность которых направлена на первичную профилактику зависимостей от ПАВ, научно-аналитическую и исследовательскую работу в этой области.
      Необходимо организовать более тесное сотрудничество с религиозными конфессиями по формированию устойчивого неприятия наркотиков верующими и их близкими.
      Одним из основных направлений деятельности государства и общественных организаций также должно стать преодоление враждебности в отношении лиц, страдающих наркоманией.
      Комплекс данных мероприятий позволит сформировать общественный иммунитет к наркотикам и снизить влияние социокультурных факторов наркотизации общества.

  6. Лечение и социальная реабилитация лиц,
злоупотребляющих наркотиками

      По оценкам независимых экспертов, каждые сутки от передозировки в Казахстане погибает до четырех человек. За 12 лет общее количество лиц, больных наркоманией, в стране увеличилось в 10 раз, в том числе среди подростков в 17 раз. Вот почему данная область Стратегии предусматривает реализацию программы фундаментальных и прикладных исследований в сфере изучения основных механизмов распространения современных социальных эпидемий (наркотической зависимости с сопутствующими ВИЧ/СПИДом; психологической зависимости с вовлечением в преступные, религиозно-экстремистские, террористические организации); исследований, связанных с разработкой технологий формирования психологической устойчивости населения к вовлечению в поименованные социальные эпидемии (обозначенные выше) и обеспечением эффективного блокирования их распространения на территории Республики Казахстан; организацию ресурсного научно-информационного центра Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций (далее - УНП ООН) по Центральной Азии на базе РНПЦ МСПН с целью разработки и трансляции по странам Центральной Азии наиболее эффективных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации зависимых от ПАВ; организацию диссертационных советов при РНПЦ МСПН по специальностям "наркология", "клиническая психология" и "социальная психология".
      Продолжить дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан в области обеспечения психического и психологического здоровья (устойчивости) населения Казахстана, развитие деятельности системы психотерапевтической, консультативно-психологической, социально-психологической помощи в республике.
      Привести структуры, технологии, штатное обеспечение и материально-техническую базу наркологических лечебно-профилактических учреждений Республики Казахстан в строгое соответствие с законодательно утвержденными стандартами организации современной наркологической помощи; структуры, технологии, кадровое обеспечение учреждений (отделений, кабинетов) системы психотерапевтической, консультативно-психологической, социально-психологической помощи населению Республики Казахстан, непосредственно обеспечивающих формирование психологической устойчивости населения к вовлечению в современные социальные эпидемии, в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами по данным спецификациям.
      Разработать и утвердить новые квалификационные требования к подготовке специалистов по профилям наркологии, психотерапии, клинической и консультативной психологии; социальной работы в системе наркологической, психотерапевтической и медико-психологической помощи; программы непрерывного обучения вышеназванных специалистов; проводить широкомасштабное обучение специалистов сферы здравоохранения и социальной сферы по профилю современных антинаркотических технологий; разработать специальную систему подготовки научно-педагогических кадров по вышеназванным специальностям; проводить обучение перспективных специалистов в лучших зарубежных специализированных учебных заведениях и клиниках; распространять в специализированных учебных заведениях Республики Казахстан видеоциклы, предназначенные для дистанционного обучения социальных педагогов, школьных психологов, валеологов, сотрудников центров здорового образа жизни; разработать и проводить специальные образовательные циклы по антинаркотической тематике для педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, социальных работников и специалистов по социальной работе в системе воспитания и образования.
      В ходе реализации Стратегии необходимо предусмотреть полноценный охват населения Республики Казахстан эффективными первично-профилактическими программами, обеспечивающими формирование психологической устойчивости к вовлечению в современные социальные эпидемии (наркомания, с сопутствующими ВИЧ/СПИДом, преступность, терроризм, религиозный экстремизм); групп повышенного риска специальными первично-профилактическими программами, обеспечивающими форсированное развитие свойств психологической устойчивости к вовлечению в поименованные социальные эпидемии; разработать и распространять во всех учебных заведениях Республики Казахстан специальные компьютерные программы автоматизированного психологического тестирования с определением степени риска вовлечения в химическую и психологическую зависимость у каждого тестируемого с выдачей наиболее оптимальных рекомендаций по снижению данных рисков; обеспечить все учебные заведения Республики Казахстан школьной антинаркотической видеотекой и библиотекой, разработанными в научных лабораториях РНПЦ МСПН; обеспечить свободный доступ всем нуждающимся к семейной антинаркотической видеотеке, разработанной сотрудниками Центра; разработать и тиражировать два информационных пособия профилактической направленности "Самоучитель эффективной семьи", "Самоучитель эффективного родителя", организовать и оснастить научно-экспериментальную лабораторию психолого-педагогической профилактики, реабилитации и социальной реадаптации при РНПЦ МСПН, активно действующей во всех регионах Республики Казахстан.
      Для вторичной профилактики необходимо разработать и внедрить клинические стандарты диагностики, лечения, реабилитации зависимых от ПАВ на основе передовых отечественных и заимствованных зарубежных технологий; разработать и внедрить широкий ассортимент программ наркологической помощи с различными порогами доступа; организовать различные режимы оказания специализированной наркологической помощи (аутрич, внедиспансерный, амбулаторный, полустационарный, стационарный, специализированный стационарный, противорецидивный); полноценно охватить контингент зависимых от ПАВ различными программами медико-социальной реабилитации, обеспечивающими длительную и качественную ремиссию и освобождение от наркотической зависимости у пациентов (до 25-30 %).
      Для третичной профилактики необходимо разработать и внедрить в систему наркологической помощи Республики Казахстан разнообразные программы третичной профилактики (снижения вреда) с максимально возможным ассортиментом услуг (включая диагностику и лечение коморбидной патологии); охватить программами третичной профилактики не менее 80 % от реально существующих инъекционных потребителей наркотиков; обязательно включить в данные программы компонент мотивирующего консультирования и психотерапии с обеспечением 20 % перевода от общего числа наркопотребителей, охваченных программами третичной профилактики, в полноценные лечебно-реабилитационные программы ежегодно; проводить регулярный эпиднадзор среди инъекционных наркопотребителей с целью контроля за динамикой распространения ВИЧ/СПИДа и эффективностью первично-профилактической функции программ снижения вреда в отношении данной эпидемии.
      С целью координации в направлении лечения и реабилитации необходимо консолидировать ресурсы социальной сферы (материально-технические, организационные, кадровые, информационные и т.д.) вокруг проблемы распространения зависимости от ПАВ; разработать совместные планы антинаркотической деятельности среди служб психического здоровья (наркологической, психиатрической, психотерапевтической, медико-психологической) и обеспечить их четкую координацию при исполнении; разработать совместные планы антинаркотической деятельности среди медицинских служб, имеющих непосредственное и опосредованное отношение к данной проблеме (наркологической, центров здорового образа жизни, центров СПИД, инфекционной, кожно-венерологической, терапевтической и др.); разработать совместные планы с основными агентами антинаркотической деятельности социальной сферы (профильные учреждения здравоохранения, образования, воспитания, СМИ, неправительственные и международные организации, фонды и др.).
      В ходе реализации Стратегии необходимо наладить международное сотрудничество в сфере лечения и реабилитации наркомании, что предусматривает организацию международного образовательного центра для подготовки специалистов антинаркотического профиля социальной сферы в странах Центральной Азии (реализация соответствующего проекта УНП ООН) на базе РНПЦ МСПН; организацию на базе Республиканского центра международного ресурсного (научно-информационного) центра по проблемам зависимости от ПАВ для укрепления системы наркологической помощи населению в Центральноазиатских странах (также в рамках реализации утвержденной стратегии УНП ООН); активное участие республиканских наркологических учреждений и национальных координаторов в реализации действующих и планируемых международных проектов антинаркотической направленности; проведение международных конференций по наркологии и психотерапии.

  7. Пресечение незаконного оборота наркотических средств,
психотропных веществ н прекурсоров

      Главное внимание правоохранительных и других государственных органов, участвующих в противодействии распространению наркомании и наркобизнесу, будет направлено на всемерное ограничение для населения доступности наркотических средств и психотропных веществ. В этой связи основные позиции Стратегии в данной сфере будут связаны с предотвращением ввоза нелегальных наркотиков в страну, эффективным изъятием наркотиков из нелегального оборота, предупреждением утечки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из легального оборота в нелегальный.
      Центральными проблемами, привлекающими к себе особое внимание государства в сфере борьбы с наркобизнесом, остаются продолжающееся наращивание объемов контрабанды и транзит наиболее опасных видов опиатов (героина, опия) и синтетических наркотиков.
      Учитывая контрабандную составляющую на наркорынке республики, особое внимание должно уделяться расширению и углублению сотрудничества с правоохранительными и специальными органами зарубежных и, прежде всего, приграничных стран. В этих целях продолжать совершенствование и унификацию норм, создающих правовые основы для широкого международного сотрудничества в области борьбы с наркобизнесом, в частности при проведении совместных специальных операций и мероприятий по методу "контролируемая поставка", осуществлении мер против легализации преступных доходов и другие. Усилить роль международного сотрудничества в организации обучения и повышении квалификации на базе учебных заведений различных государств. Встречи сотрудников правоохранительных и специальных органов с целью обмена информацией, опытом и методами борьбы с незаконным оборотом наркотиков предстоит расширять и сделать регулярными.
      В практическую реализацию будут переводиться двусторонние и многосторонние договоры и соглашения в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, участником которых является Республика Казахстан. В этой связи приоритетное внимание будет уделяться соглашениям, принятым в рамках таких интеграционных образований, как Шанхайская Организация Сотрудничества, Центрально-Азиатский Союз и СНГ.
      На внутриреспубликанском уровне продолжить организационно-кадровое и техническое укрепление таможенных постов, отдельных контрольно-пропускных пунктов Пограничной службы КНБ и постов "Рубеж-Наркотики" органов внутренних дел, кинологических служб в правоохранительных и специальных органах республики, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
      Важным условием эффективной работы спецподразделений по борьбе с наркобизнесом также является продолжение организационно-методического и кадрового укрепления подразделений центральных аппаратов, которые должны координировать деятельность своих структурных подразделений на местах, анализировать и обобщать результаты их деятельности и принимать меры по ее совершенствованию, осуществлять методическое руководство этой деятельностью, а также участвовать в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, связанных с наркотиками, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами.
      Необходимо совершенствовать формы и методы борьбы с "отмыванием" денег, полученных от наркобизнеса, наряду с обеспечением эффективного режима финансового регулирования, не допускающего проникновения нелегальных денежных средств в национальную финансовую систему. Будет установлена ответственность за использование банковских, коммерческих и других структур для легализации преступных доходов, предусмотрены нормы, касающиеся конфискации нелегальных доходов от наркобизнеса и привлечения части конфискованных активов для укрепления подразделений, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков.
      Предстоит обеспечить необходимую техническую поддержку проведения комплексных оперативно-профилактических операций "Мак", "Допинг", "Канал", "Заслон" и других в целях обнаружения и пресечения путей незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также совершенствовать взаимодействие при их осуществлении с компетентными органами зарубежных и, прежде всего, приграничных стран.
      Требуется дальнейшее организационно-кадровое и техническое укрепление Национального информационно-аналитического центра по изучению и оценке состояния наркотизма Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Предстоит добиться поэтапного введения систем компьютерных и иных видов связи в подразделениях правоохранительных и специальных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
      Стратегически важно продолжение создания межведомственного банка оперативной информации о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, юридических и физических лицах, причастных к подобного рода деятельности, на базе оперативной службы Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД). Данный банк информации должен стать основой дальнейшего совершенствования обмена оперативной информацией на межгосударственном уровне, что будет способствовать повышению эффективности разработки и осуществления совместных мероприятий с участием стран ближнего и дальнего зарубежья, направленных на пресечение преступной деятельности наркогруппировок, действующих на территории нескольких государств. В дальнейшем предусмотреть вопрос о подключении данного банка информации к телекоммуникационной автоматизированной системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
      Следует продолжить работу по материально-техническому и кадровому укреплению подразделений органов судебной экспертизы, специализирующихся в области исследования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      Самостоятельным направлением является совершенствование существующей системы подготовки кадров.
      Дополнительно необходимо осуществить организационно-кадровое и техническое укрепление учебного центра по переподготовке и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, созданного на базе Академии МВД. При учебных заведениях правоохранительных и специальных органов будет организована подготовка специалистов различного профиля для работы в области борьбы с наркобизнесом. При координирующей роли Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД будет внедрена современная система подготовки специалистов, продолжена практика привлечения к процессу обучения квалифицированных экспертов ООН и иностранных государств.
      Национальный информационно-аналитический центр по наркотикам, кинологический и учебный центры будут находиться в организационно-методическом взаимодействии с Комитетом по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД.
      Продолжить научно-исследовательские работы по созданию экологически безопасных и эффективных методов уничтожения наркотикосодержащих растений, а в последующем внедрить их результаты в целях локализации и сокращения площадей таких растений на территории республики.
      Параллельно изучить возможности экономически оправданного применения в качестве промышленного сырья наркотикосодержащих растений в крупных очагах их природного произрастания и при положительных результатах развернуть соответствующее промышленное производство.
      На базе научно-исследовательских, научно-производственных и учебных заведений будет продолжена разработка научных тем по наиболее актуальным проблемам борьбы с наркоманией и наркобизнесом, созданию новых эффективных лекарственных препаратов из наркотикосодержащего растительного сырья и другим вопросам. Будет сформирован заказ на развитие собственного производства оборудования, техники, химических препаратов и других приспособлений для обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, при получении положительных результатов исследований развернуто их промышленное изготовление.
      Необходимо добиться осуществления согласованной, сбалансированной деятельности правоохранительных и специальных органов республики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Будут созданы соответствующие условия для значительного повышения эффективности деятельности этих органов посредством улучшения их материально-технического оснащения и кадрового обеспечения, совершенствования организации работы.
      Реализация мероприятий по преодолению незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими на местном уровне будет координироваться и контролироваться созданными при акимах областей, городов Астаны и Алматы региональными комиссиями по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

  8. Обеспечение эффективного контроля над
установленным государством оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров

      С учетом складывающейся в стране наркоситуации и в целях предупреждения распространения немедицинского применения наркотиков и технологий их приготовления первостепенное значение имеет безусловное соблюдение законодательных и контрольно-технологических требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и рациональное медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, а также их применение в научно-исследовательских целях.
      Для этого необходимо установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, принятие мер по значительному сокращению их поступления из легального оборота в нелегальный.
      Предстоит пересмотреть и обеспечить надлежащие условия хранения, реализации и уничтожения изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в интересах обеспечения наибольшей экономической выгоды государства и предотвращения их "вторичного", т.е. последующего незаконного оборота.
      В числе наиболее важных остается вопрос об установлении действенного контроля государства над изготовлением и использованием прекурсоров.
      Основой эффективного контроля государства над установленным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров является система законодательных и иных нормативных правовых актов, совершенствование которой будет продолжено. Кроме того, для осуществления надлежащего государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров заинтересованным государственным органам необходимо разработать мероприятия по взаимодействию и надлежащему ведомственному контролю в сфере оборота наркотиков.
      Необходимо обеспечить совершенствование и повышение эффективности системы контроля над производством, хранением, распространением и использованием наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в производственных, аптечных, больничных, научных и других учреждениях. Система производства, закупок, реализации наркотикосодержащих лекарственных препаратов и прекурсоров будет основана на определении потребностей (квот) общества в наркотикосодержащих препаратах и сырье, лицензировании всех видов деятельности в этой сфере. В этой связи будет принят комплекс дополнительных мер по обеспечению государственного контроля над лицензируемыми видами деятельности, связанными с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, улучшению координации деятельности уполномоченных органов.
      Конкретные меры будут направлены на совершенствование технической базы контроля, в частности в отношении определения списочного статуса веществ, применения чрезвычайных или упрощенных процедур определения списочного статуса на основе схожих в структурном отношении групп (аналогов), а также для осуществления контроля в целях преследования в уголовно-правовом порядке, основанного на схожести химической структуры и известном или предполагаемом фармакологическом действии.
      Более тесные контакты следует установить с Международным комитетом ООН по контролю над наркотиками посредством взаимоинформирования о национальных нормативных правовых актах, принятых в целях осуществления контроля над экспортом-импортом и транзитом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      На основе анализа состояния дел в химической промышленности должна быть выработана эффективная система контроля над производством прекурсоров, их реализацией, экспортом, импортом, с широким использованием предварительного уведомления об экспорте заинтересованных сторон на национальном и международном уровнях. В соответствии со  статьей 13 Конвенции ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" 1988 года надо обеспечить контроль над торговлей лабораторным оборудованием и принять меры по предотвращению незаконного изготовления, импорта, экспорта, оборота, распространения и утечки прекурсоров из легального оборота в нелегальный.

  9. Организационное и ресурсное обеспечение

      Организационное и информационное обеспечение реализации Стратегии возлагается на Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД, заинтересованные государственные органы, акимов областей, городов Астаны и Алматы, а также региональные комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в соответствии с их полномочиями и статусом. Уполномоченный орган - Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД будет ежегодно докладывать на заседании Совета Безопасности о наркоситуации в республике, мерах по ее стабилизации и отчитываться о ходе реализации Стратегии перед Правительством Республики Казахстан.
      Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации Стратегии будет осуществляться за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в республиканском и местных бюджетах, средств, поступающих в виде спонсорской и благотворительной помощи, средств негосударственных организаций и физических лиц, а также за счет финансовой и иной технической помощи ООН, других международных организаций и иностранных государств.

  10. Ожидаемые результаты

      Эффективность в достижении целей Стратегии зависит от условий максимальной консолидации всех заинтересованных государственных органов, общественных объединений и широкой общественности в разработке на ее основе региональных и отраслевых программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на каждом этапе.
      Финансирование в полном объеме и ответственность исполнителей при реализации поэтапных Программ позволит достичь следующих результатов:
      1) оперативный мониторинг проблемы и эффективное реагирование;
      2) создание более благоприятных условий для реабилитации и ресоциализации наркозависимых больных;
      3) снижение уровня незаконного оборота наркотиков и нейтрализация связанной с ним преступности;
      4) расширение взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями по вопросам профилактики наркомании;
      5) повышение координации действий Республики Казахстан с заинтересованными международными организациями в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, борьбы с наркобизнесом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.